Развитие мелкой моторики у детей

Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Развитие мелкой моторики у детей

2015-01-11

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий.

Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи.

Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к.

в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось.

Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков.

Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори.

На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка.

Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop).

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости.

Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа.

Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

Источник: https://jili-blog.ru/igry-na-razvitie-melkoj-motoriki-s-rebenkom-ot-1-goda-chast-1.html

Как быстро и просто развить мелкую моторику

Большинство малышей — большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.   

Детский пластилин — отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь. 

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше. 

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама — немного свободного времени.  

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных «сокровищ» с места на место имеет большое значение. 

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево.  Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка. 

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-933917-kak-bystro-i-prosto-razvit-melkuyu-motoriku

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу.

Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Читайте также:  Весенние праздники в детском саду. сценарии

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия.

Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять.

Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически.

Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

Источник: https://azbyka.ru/deti/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej

Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами.

Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку.

Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка.

Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях.

Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в  игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Лепка из пластилина.
  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.

Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто.

Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать).

Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

Рисование для развития мелкой моторики

Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для  развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

Пальчиковые игры

Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.
Читайте также:  Конспект занятия по логике в детском саду в подготовительной группе. сочетание признаков

Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.

Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/sposoby-razvitiya-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика у ребенка — это умение совершать разнообразные движения пальцами ног, рук, кистями, стопами. Эта сфера физического развития тесно связана с психическим развитием малыша. Что же должны знать заботливые и внимательные родители о развитии мелкой моторики детей? Какие упражнения со своими чадами можно проводить дома с целью развития мелкой моторики?

Особенности мелкой моторики детей

Способность ребенка выполнять точные и мелкие движения достигается благодаря скоординированным действиям костной, мышечной и нервной систем организма. Когда речь идет о качестве моторики, то часто звучит термин „ловкость” (пальцев, рук, ног).

Сфера мелкой моторики — это огромное количество движений, от простого захвата игрушки грудничком до сложных движений в виде рисования, лепки. Развитие мелкой моторики тесно связано с общим развитием малыша, которое происходит с самого рождения.

И первым его этапом является разглядывание своих рук, постепенное умение управлять ими. Вначале ребенок берет предмет ладонью, делая захват всеми пальцами. Позже он уже легко удерживает его двумя пальцами.

Затем малыш учится правильно держать ложку, управлять ею, кушать аккуратно, а значит, совершенно ею владеть. Далее дитя учится овладевать карандашами, ручкой, кистью для рисования.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребенка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко.

По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики.

Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

Состоятельность мелкой моторики дошкольников — показатель их готовности к обучению в школе. И если с этим все в порядке, то начинающему школьнику будет легче овладевать школьной программой в первом классе, проще обучаться письму.

Чтобы развивать мелкую моторику малыша, используются игры и пальчиковая гимнастика. Для разных возрастных периодов она своя.

Пальчиковая гимнастика для детей

Чем раньше с малышом начинают заниматься развитием пальчиков, движением рук, тем легче ему будет играть в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика — это выполнение разнообразных движений пальцами, которые сопровождаются стишками, шутками, потешками, сюжетными действиями взрослых.

В раннем возрасте мама или папа выполняют действия с пальчиками малыша своими руками (загибание пальчиков, их наклоны, повороты, сжимание кулачков). Далее ребенок уже копирует действия взрослого, самостоятельно выполняя такие движения. Поначалу они могут быть неловкими, медленными, а после нескольких дней занятий ученик уже выполняет действия в унисон с взрослым.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то и для развития моторики пальцев следует использовать игры. Отлично справляются детки с прокалыванием дырочек и нанизыванием.

Это увлекательное занятие, ведь можно нанизывать прищепки на веревочку, ягоды рябины, изюм, курагу на ниточку.

В таких играх малыш и движения пальцев учится согласовывать, и получает представление о цвете, форме предметов, их свойствах.

Педагоги в детском саду используют игру в утюжок. Она заключается в сжимании листка бумаги и последующем его разглаживании прямой ладонью (массаж ладошек). Если со временем проводить игру в форме соревнования, то дети быстрее будут стараться выполнять движения кистями и пальцами.

В три года ребенок уже должен учиться действовать с пластилином и глиной. Катание, разминание, вытягивание, придавливание — это те движения, которые дитя должно совершать пальчиками и ладонями одновременно.

Отлично развивает мелкую моторику в этом возрасте процесс одевания, а именно завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Эти действия постепенно усовершенствуют моторику пальцев рук и приучают ребенка к самостоятельности, самообслуживанию.

Для развития мелкой моторики у детей этого возраста можно воспользоваться такими вариантами пальчиковой гимнастики:

  • Приветствие. Взрослый проговаривает слова: 

Вот проснулись пальчики (разжимает кулачки, ладони направлены к ребенку),

Маленькие мальчики (слегка сгибает верхние фаланги пальцев),

Здравствуй, миленький дружок! (кончики пальцев касаются друг друга) 

Съешь на завтрак пирожок.

Раз, два, три, четыре, пять (взрослый сгибает верхние фаланги пальцев одной руки),

Пошли мышки погулять!

Испугались они кошки (рука сжимается в кулак, а вторая накладывается сверху), 

Вот и спрятались немножко. 

Когда кошка пошла спать, вышли снова погулять (вторая рука освобождает кулачок, и кончики пальцев снова сгибаются). 

Добрая хозяйка Маша наварила много каши (взрослый имитирует помешивание каши вождением своим пальцем по ладони ребенка). Одного угостила, второго угостила, третьего угостила, четвертого угостила (взрослый загибает пальчики на руке крохи), а пятого пропустила. Пятый много шалил и тарелочку разбил (мизинчик не загибается, а слегка покачивается в разные стороны).  

Насыпьте на плоскую тарелочку сахар (соль), возьмите пальчик ребенка в свою руку и рисуйте кружочек (солнышко), жучка (линию), дождик (вертикальные полосочки). 

Развитие мелкой моторики у дошкольников

В этом возрасте продолжается использование игр как средств развития моторики пальцев детей. Игры усложняются, они проводятся с использованием опыта ребенка. Так, с интересом дети играют в игру „Золушка”. Ее суть заключается в отделении пальчиками гречки от фасоли.

Так делала главная героиня сказки. Предлагать выполнять это упражнение детям нужно сначала обеими руками, затем поочередно правой и левой рукой.

Надо брать небольшое количество гречки (это может быть и рис) и фасоли, чтобы малыш мог справиться с разделением и увидеть результат своей работы.

Нравится детям игра „Бусы”. Это нанизывание на ниточку макарон с большими отверстиями. Бусы могут служить украшением для куклы или мамы. Можно сделать и браслет на руку девочке. В 5-6 лет такое украшение уже можно и разрисовать красками.

Для развития моторики у детей от трех до шести лет предлагаются следующие пальчиковые игры:

Наши пальчики расскажут,

Что умеют — все покажут (сжимание пальцев вверх-вниз),

На дудочке играют (имитация игры на дудке двумя руками),

Мячик бросают (ладони резко поднимают к верху), 

Белье стирают (трут ладошкой об ладошку), 

На пианино играют (имитация нажима клавиатуры), 

Даже вышивают (имитация движений иглой по ткани). 

Мы нальем воды чуток (движения кулачком руки, имитирующие наливание в таз воды),

Туда насыплем порошок (аналогичное действие).

Пену сильную взобьем (две ладошки поднимаются вверх),

Постираем (трение кулачка об кулак) и пойдем (пальчиками идем по столу).

И немножко отдохнем (ладони опускаются на стол). 

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Для девочек (да и для мальчиков тоже) интересным и полезным занятием по развитию моторики является лепка вареников, работа с тестом. В этом возрасте ребенка можно приучать к совместному приготовлению обеда и элементарным действиям с тестом. Раскатать его и вырезать кружочки для вареников — задание доступное и интересное. Защипывание краев — более сложная задача.

Но при терпении мамы (бабушки) после очередного раза получается отличный вклад ребенка в приготовление обеда. То же самое касается и выпечки пирогов, работы с дрожжевым тестом. Украшения на пирог в виде косичек, кружочков, полосок детям делать интересно. Можно предварительно потренироваться их выполнить из пластилина.

А когда будет необходимость выпечки пирога, то умение надо перенести в практическое домашнее хозяйство.

Младшие школьники с большим удовольствием тренируются с массажерами для кистей Су-Джок. Они играют в игры с использованием пальчикового театра.

Для этой возрастной категории детей существуют свои пальчиковые игры. Они дают возможность отдыхать рукам, расслаблять мышцы пальцев и переключать внимание детей.

Выполнение письменных заданий (и дома, и в школе) рекомендуется прерывать выполнением такой пальчиковой гимнастики:

Мы трудились и писали (сжимание и разжимание кулачков на вытянутых руках),

Ох, как пальчики устали (растопыривание пальцев обеих рук веером и шевеление ними),

Мы немножко отдохнем (расслабленные кисти опустились книзу), 

Снова мы писать начнем (сжимание и разжимание кулачков). 

Мы капусту нарубили (движения ребрами обеих ладоней по столу), 

Мы капусту посолили (большие пальцы трутся об указательные и средние), 

Читайте также:  Игры на изучение времени для дошкольников

Мы капусту нашу жмем (интенсивное сжимание и разжимание кулачков обеих рук),

Мы капусту в банки кладем (имитация наполнения банок). 

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

У детей с детским церебральным параличом наблюдается существенное отставание природного развития мелкой моторики. Коррекционная педагогика предлагает такие основные виды развития моторики пальцев ребенка с ДЦП:

  1. Самомассаж. 
  2. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
  3. Пальчиковая гимнастика. 

В дошкольном возрасте помощниками взрослым станут пазлы или рамки. Вкладыши — это не только укрепление мышц пальчиков, а развитие координации движений и цветового восприятия, логического мышления ребёнка. Простейшие пазлы с малышом необходимо собирать несколько раз, показывая ребенку пример вкладывания частичек в общую картинку.

Для таких детей используются и фигурки на магнитах. Детям интересно прикреплять игрушки, картинки, фигурки, например, к поверхности домашнего холодильника.

Часто в коррекционных учреждениях для детей с ДЦП используются и специальные кубы-сортёры. Малыши вставляют фигурки в отверстия, соответствующие их размерам.  

Все эти пособия развивают одновременно и моторику, и восприятие, и сенсорику.

Не следует забывать и о пальчиковой гимнастике. Упражнения с такими детьми нужно проводить ежедневно, 2-3 раза в день. Они положительно сказываются и на развитии речи. Вот отдельные из них:

  1. «Здравствуйте!» Упражнение заключается в приветствии пальчиков обеих рук. Касания пальчиков выполняются поочередно со словами «Здравствуй, дружочек!». Здороваться, то есть касаться пальчиков, нужно по 2-3 раза. 
  2. «Оса». Надо выпрямить указательные пальцы обеих рук и вращать ими по кругу со словами: «Вот оса летит, вот оса жужжит».
  3. «Бег». Указательные и средние пальцы обеих рук быстро барабанят по столу, имитируя бег, со словами: «Мы бежали, мы бежали, мы устали и полежали». На последних словах пальцы ровно кладутся на стол, отдыхают. 
  4. «Очки». Округленные ладошки сжимаются в виде колечка и приставляются к глазам: «Мы сжимаем кулачки, получаются очки». 
  5. «Предметы». Соединение запястий обеих рук и слегка согнутых ладоней — это мисочка. Прямые ладони, соединенные под углом 45 градусов — крыша, ладони, горизонтально соединенные средними пальцами — мост.
  6. «Качели». Руки сжаты в замок. Пальцы рук поочередно поднимаются и опускаются — качаются качели со словами «Вверх, вниз». 

Развитие мелкой моторики у детей-аутистов

Термин «аутичность» в переводе с греческого обозначает «сам». Это дети, замкнутые в себе. Аутизм — это уход малыша от реальности в собственный мир. Термин, введенный швейцарским психологом Блейлером, означает комплекс поведенческих расстройств.

Такому ребенку крайне необходима физическая помощь мамы и родных в организации развития, в том числе и мелкой моторики. Мама или папа должны в буквальном смысле работать руками ребенка. Ведь маленький аутист не будет повторять за взрослым движения. Их нужно делать только вдвоем, руками взрослого.

Можно использовать семейную пальчиковую гимнастику, разжимая кулачок ребенка и поочередно называя каждый пальчик: „ Вот этот пальчик — мама, вот этот пальчик — папа, вот этот пальчик — бабушка, вот этот пальчик дедушка, а этот пальчик — я. Это вся моя семья”.

В конце взрослый опять сжимает все пальчики в кулачок и гладит кулачок ребенка, таким образом, показывая единство всей семьи. То же самое повторяется с другой рукой.

Писать, рисовать с аутистом нужно, держа его руку в своей.

Развивать мелкую моторику у ребенка-аутиста хорошо помогает игра Putty, где есть упражнения на сдавливание, но поскольку купить ее на всегда удается возможным, то можно просто пользоваться простейшим эспандером, сжимая его детской ручкой, взятой в свою. Полезно любое сжатие рук, сдавливание мячика, забивание гвоздей. При всем этом взрослый держит руку ребенка в своей. Для сдавливания пальчиков маленького аутиста полезен и Су Джок.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej.html

Развиваем мелкую моторику ребёнка

Каждая любящая мама знает, что для правильного и своевременного развития малыша необходимо как можно раньше начинать развивать у ребёнка до года мелкую моторику.

Ведь мелкая моторика – это все действия, требующие точных и ловких движений пальчиками и ручками ребёнка.

А поэтому, как только ваш кроха начнёт интересоваться игрушками, висящими над кроваткой и пытаться держать в ручках свои первые погремушки – это сигнал для мамы, что пора начинать упражнения, способствующие развитию точных движений.

Игрушки для мелкой моторики ребёнка (игра с меленькими предметами)

Специальные игрушки, развивающие пальчики. Они есть в любом магазине детских игрушек и стоимость их различна. Принцип основан на передвижении по проволоке и кручении разноцветных деревянных бусин.

Детские бусы и чётки позволят ребёнку покрутить бусины, особенно если они разной формы, цвета и фактуры.

Кубики интересны и самым маленьким, и детям постарше. Различный материал, цвета и рисунки (буквы, цифры, животные, геометрические фигуры) на кубиках позволяют не только строить башни и гаражи, но и учить названия предметов, фигур и животных во время игры.

Пирамидки, конструкторы существуют различной сложности и для разных возрастов. Для самых маленьких более простые, но яркие деревянные и пластмассовые пирамидки с различными на ощупь элементами.

Для детей немного старше – усложненные варианты с несколькими стержнями разной формы, на которые нужно нанизать подходящие геометрические фигуры. Разновидностей конструкторов много, они помогают в развитии пространственного мышления малыша.

Психологи рекомендуют приобрести первый конструктор деревянный – дерево приятно вертеть в ручках, а само по себе оно несёт положительный эмоциональный заряд.

Шнуровка (игрушка или книжка) для деток от 1 года является подготовкой к письму, развивает мелкую моторику и глазомер. Ребёнок учится быть усидчивым в процессе игры. В случае шнуровки-игрушки придумайте сюжет, который позволит малышу изучить цвета и сделает кисти его рук более гибкими.

Фигурки на магнитах (животные, буквы, картинки) на холодильник. Это и удобно и наглядно. Начать можно с фигурок животных и картинок разной формы, по мере взросления ребёнка, включая в игру буквы и цифры. Можно приобрести и магнитную мозаику.

Пианино позволит малышу познакомиться со звуками, нажимая на клавиши разными пальчиками.

Пазлы, мозаика, матрешка. Чтобы собрать интересную картинку, ребёнку надо будет подключить к моторике логику и внимание, скоординировать зрение и кисти рук. Мозаику приобретайте ребёнку от года.

Для этого возраста есть мозаики с крупными, яркими деталями и большой дощечкой. Поиск фигурки (матрешки) внутри другой заинтересует ребёнка. Кроме моторики эти игры помогают в развитии творческих способностей детей.

Кубик или тематическая игрушка с фигурами (сортёр). Ребёнок пытается подобрать геометрическую фигуру по силуэту отверстия в игрушке. Моторика пальчиков, знакомство с фигурами, цветами, развитие логики – вот то, что дают такие игры. В некоторых сортёрах есть музыкальные кнопки и клавиши.

Мячики с пупырышками разного размера можно использовать с раннего возраста. Изучаются тактильные ощущения «ёжика» и одновременно происходит массаж руки. Обратите внимание на качество материала таких мячей и соответствие санитарным нормам – дети обязательно потянут их в рот.

Крупа на подносе – в одно из самых простых пособий. На поднос ровным слоем насыпаете манку (гречку, пшено и др.) и, взяв ручку малыша, начинаете рисовать солнышко, дорожку, цветок. Все, что подскажет фантазия.

Потом попросите ребёнка нарисовать что-то самостоятельно. Кончики пальцев ощущают и ровную поверхность подноса, и форму крупы. В старшем возрасте (после 2-х лет) можно попробовать аппликацию круп на картоне, смазанном клеем.

Прищепки. Что может быть проще и интересней? Пусть ребёнок пробует нажать пальчиками на концы прищепки, что бы надеть её на фигуру из картона, веревку или чашку. Так можно сделать уши зайчику или лучики солнышку.

Фасоль двух цветов. Игра в «Золушку» очень полезна – разбирая из миски мелкую фасоль, тренируются пальчики, и формируется правильный захват мелких предметов.

Волшебный мешочек (с крышками и игрушкой). Возьмите любой тканевый мешочек и наполните его обычными крышками от пластиковых бутылок. Покажите ребёнку, что спрятали внутрь мешочка мелкую игрушку. Попросите «найти» машинку или зверушку. Поиск рукой среди неровных, ребристых крышек представляет собой массаж активных точек на ручке и занимательное задание.

Крючки и шпингалеты, «молнии» – умение открывать застежки, замочки и задвижки помогает развитию пространственного мышления и моторики.

Почистим орешки или порвем бумагу. Если вы гуляете в парке или лесу, поищите фундук. Пусть малыш поможет очистить зеленую оболочку ореха. Упрощенный вариант – попросить порвать на мелкие клочки ненужную маме бумажку.

Пуговицы, липучки. Из ненужных карманов (с разными застежками) от старой одежды сделайте коллаж и повесьте его на спинку кроватки. Ребёнок сможет спрятать в кармашках мелкие игрушки (уложить на ночь спать) и застегивать/расстегивать кармашки по желанию.

Рамки и вкладыши развивают моторику, внимание и самостоятельность. Учат воспринимать фигуры как одно целое и по частям. Смысл: ассоциативное сравнение отверстий на рамке и формы деталей. Есть разные степени сложности.

Копеечки и пуговицы в копилку. Если в доме нет копилки или она хрупкая, проделайте отверстие в крышке банки от кофе, только позаботьтесь, чтобы не было острых краёв, о которых можно пораниться. Детвора с огромным удовольствием складывает в банку крупные монеты и пуговки. Попадание в узкую прорезь так же развивает мелкую моторику ребёнка.

Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пусть откручивают – полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.

Природные материалы (камушки, шишки, ракушки, стручки гороха и фасоли), всё, что сможете предложить маленькому исследователю. Природные материалы имеют различную поверхность и формы, к тому же они бесплатны и доступны.

Пальчиковые игры для мелкой моторики ребёнка

«Коза рогатая» и «Сорока-ворона», «Ладушки» – начальный этап пальчиковых игр. Сгибание и разгибание пальчиков делаем с прибаутками, например:

   Этот пальчик – в лес пошёл (разгибаем мизинец),
   Этот пальчик – гриб нашёл (безымянный),
   Этот пальчик – жарить стал (средний),
   Этот пальчик – резать стал (указательный),
   Этот пальчик – много ел, потому и потолстел (большой).

Потом учим ребёнка изображать из пальцев животных или предметы – эта своеобразная гимнастика не только развивает моторику, но и тренирует образное мышление малыша.

Мелкая моторика у детей старше года отлично тренируется следующими занятиями: лепка из теста или пластилина, а так же пальчиковые краски. Ведь это не только увлекательное творческое занятие, но ещё и очень полезное упражнение для развития гибкости и подвижности пальчиков.

Для деток 1,5–2 лет продается специальный пластилин или готовое соленое тесто, а так же пальчиковые краски. Соленое тесто можно сделать и самостоятельно – это обычное тесто «как на пельмени»: на 1 ст. муки 1/2 ст. соли и красителей из сока свеклы или пищевых красок для яиц на Пасху.

Хранят такое тесто в холодильнике, в закрытом контейнере. Не бойтесь, что ребёнок испачкается сам или все вокруг – попробуйте провести первое занятие в стульчике для кормления. Для начала, продолжительность не должна превышать 2–3 минуты, иначе ребёнок устанет и потеряет интерес к дальнейшим занятиям.

Пусть пока вы успеете нарисовать только разноцветные ладошки и точечки от пальчиков, но на следующий день ребёнок с радостью захочет попробовать новенькое – повозить руками по листу бумаги или сделать цветные дорожки (маме надо подсказать, каким образом это можно выполнить).

Со временем можно будет вешать лист ватмана на стену, предоставив поле деятельности для маленького художника.

Помните, что чем умелей руки, тем ваш ребёнок умнее и сообразительней. Не забывайте, что любая игра и игрушка сама по себе значит мало, только общая игра с родителями даст ожидаемый результат.

Источник: http://bestkroha.ru/razvivayushchie-igry/53-razvivaem-melkuyu-motoriku-rebenka

Ссылка на основную публикацию