Пермяк «чужая калитка»

Евгений Пермяк – Чужая калитка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Пермяк «Чужая калитка»

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить — пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша — милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук — за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать — дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:

— Коли берёшься за дело — доведи его до конца.

А если видишь, что дело тебе не по рукам, — подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы.

И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего — обгложут кору молодых яблонек или груш — и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру.

Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:

— Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…

— Что говорить, Алёшенька, — поддержал дедушка разговор, — и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…

— И свалится, — подтвердил Алёша, — она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…

— Да уж куда хуже быть чужой калиткой, — опять согласился с внуком дед, — то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.

Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:

— Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша — и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.

— А чья, дедушка, эта скамья?

— Ничья, — ответил дед, — чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо — отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…

Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.

Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.

— Вот так охотник растёт у нас! — нахваливает Алёшу мать. — Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.

Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.

— Устал, наверно, милый сын? — спросил Алёшу отец.

— А может, с дедом не поладил? — спросила бабушка.

— Да нет, нет, — отмахнулся Алёша, — не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две — отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.

— Алёша, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня нашлась.

— Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.

Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать.

Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.

— Вот тебе и на, — удивляется дед, — у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.

Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:

— А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?

— Нет, — ответил Алёша, — я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а — наша.

— Это хорошо, — сказал дед.

— А что хорошо? — спросил Алёша.

— Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, — сказал дед, разводя руками, — я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…

Дед опять заглянул внуку в глаза.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.

— А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

Источник: https://skazki.rustih.ru/evgenij-permyak-chuzhaya-kalitka/

Урок литературного чтения Е.Пермяк “Чужая калитка”,3 класс

Литературное чтение 3 класс

ЦЕЛЬ: Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

Задачи:

воспитывать интерес к книге;

формировать умение анализировать поступки людей;

 расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

– Покажите голосом, что дано человеку?

для чего?

для каких дел?

– Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

– Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

III. Этап вызова (побуждение).

Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.

Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

 Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

 аЧмУвЖуАыЯ   лКшАтЛпИкТнКшА

– Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)

IV. Этап осознания смысла.

•         – Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

 (на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Что запомнили о биографии автора?

Почему автор взял псевдоним Пермяк?

Где учился?

Какие профессии освоил?

2) Первичное чтение рассказа (Аудиозапись 1 части)

Как вы думаете, что произойдет дальше? (Варианты детей.)

3) Повторное чтение. – Прочитать продолжение рассказа самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

 Мальчик трудолюбивый

 Чужая калитка

 Кто отремонтировал?

 Отремонтировал скамейку и калитку

 Старая скамейка

 Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

 Проверка

– Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

– Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

– Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа по группам.

1 группа. «Собери пословицу».

– Составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

– О чем эти пословицы?

Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто им помогал.

– Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу.

2 группа. Построй дом.

– Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Загадка о семье.

– Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

– Что у нас получилось?

– Кто нам помог построить дом?

– Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

3.группа. Составление пятистишия к слову «Труд».

Труд

2 прилагательных

3 глагола

Мое отношение

Синоним к слову

Источник: https://infourok.ru/urok_literaturnogo_chteniya_e.permyak_chuzhaya_kalitka-417793.htm

Разработка онлайн-урока на тему: Е.Пермяк “Чужая калитка”

3.Актуализация знаний.

Цель: выявление субьективного опыта, необходимог о для изучения новой темы (1,5мин)

4.Объяснение нового материала.

Цель: самостоятельное изучение нового материала и взаимообучение. Проявление лидерских качеств. (3мин)

Цель: понимание текста (1мин)

Цель: выяснение лексического значения новых слов. Пополнение словарного запаса. Развитие речи. (1мин)

Цель: самостоятельно е изучение нового материала под руководством учителя. Формирование умений анализировать, синтезировать, оценивать, интерпретировать информацию.

(29мин)

5.Первичная проверка понимания.

Цель: развитие умения анализировать и оценивать полученные знания (1,5мин)

Цель: развитие творческого мышления (1,5мин)

6.Первичное закрепление.

Цель: формирование умения анализировать, синтезировать, оценивать, интерпретировать информацию. Развиваются коммуникативные навыки. Проявляются лидерские качества.(2мин)

Цель: развитие умения анализировать и критически оценивать собственную деятельность.(1мин)

7. Домашнее задание.

Цель: развитие умения систематизировать и обобщать полученные

знания (решаются новые задачи, в условиях проблемной ситуации, требующей поисков новых путей решения) (1мин)

8.Рефлексия (подведение итогов)

Цель: формируются навыки анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности(1мин)

Итого:45 мин.

Сегодня мы будем читать и размышлять о добрых делах.

Послушайте, что ответили мои бывшие ученики на вопрос :

Зачем в жизни нужны добрые дела? (Слайд3)

– А как вы понимаете смысл пословицы

«Жизнь дана на добрые дела».

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

(Для добрых дел, для пользы, труда).

Любой труд должен быть оценён.

У каждого из вас оценочный лист – не забывайте оценивать свою работу по критериям.

Знакомство с критериями оценивания.

Что такое «труд?»

Вывод. Труд-это умение выполнять полезную для общества работу.

1.Знакомство с биографией автора.

Работа в группах(1,2,3,4). Возьмите понравившиеся шаблоны книг и займите места в группах соответственно картинке.

Сейчас вы будете знакомиться с биографией писателя. Приём «Посланец» (Слайд 4)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детство и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи.

Читайте также:  Игровая программа к 23 февраля для начальной школы

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем. В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Чтобы узнать насколько хорошо вы изучили биографию проведём «Цифровой диктант» по вопросам.

  1. Мини-тест: (+ да), (- нет).

Вопросы:

  1. Пермяк (это настоящая фамилия автора?)-нет

  2. Мальчиком писатель жил с папой и мамой?- нет

  3. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске?- да

  4. Евгений Андреевич (Виссов) родился в городе Перми – да

Проверка.( Слайд 5)

При чтении текста вам встретятся такие слова.

  • Питомник– место, где выращивались молодые саженцы деревьев.
  • Щеколда – железная пластинка для запирания дверей.
  • Чащоба – тоже что и чаща .
  • Колдобина-рытвина, ухаб, неровная поверхность.
  • Волочат – тащить, тянуть по земле.
  • Просека – узкая дорога в лесу, очищенная от деревьев.
  1. Знакомство с текстом произведения (Технология РКМ «Чтение с предположениями»)

– О чём же может рассказать заголовок? Как вы думаете, о чём будет рассказ?

  1. Слушание аудиозаписи 1 части рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»

– Оправдались ваши предположения?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю?

– Как вы думаете, что произойдёт дальше?

  1. Фронтальное чтение 2 части.

– Какой эпизод показался вам самым напряжённым?

– Назовите главных героев.

– Где происходят действия?

– Совпали ваши предположения?

– Как вы думаете, чем же закончится рассказ?

  1. Самостоятельное чтение 3 части.

(Стратегия РКМ «Чтение с пометками»)

Отметить знаками:

Что понравилось (!)

Что вызвало удивление (?)

Что заинтересовало (…)

– Такой конец вы предполагали?

Назовите автора этого рассказа.

Каким мальчиком рос Алёша Хомутов?

-Какой вывод сделал для себя Алёша после разговора с дедушкой?

-Кто же починил калитку?

-Для кого они оказались не « чужими, а своими»?

-Как бы ты поступил на месте Алёши?

Физминутка (Слайд 6)

Работа в группе. Выбрать подходящую пословицу к тексту. Объяснить свой выбор.

Индивидуальная работа. Работа по карточкам.

Стратегия РКМ «Эссе» на тему: А что ты можешь сделать доброго и хорошего для людей?

(Взаимопроверка в парах)

Работа в группах. (Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»)

Придумать по одному «толстому» и «тонкому» вопросу (вопросы высокого порядка) с использованием «РОМАШКИ БЛУМА»

«Картинная хронология» Восстановите картины в последовательности по содержанию текста

-Как вы думаете, мы достигли целей урока?

В оценочном листе подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок.

1,2 группы – составить рассказ чему вы научились дома, у кого?

3,4 группа- 5 «толстых» вопросов к тексту,

нарисовать иллюстрации к рассказу.

Чему вас научил этот рассказ?

( добру и справедливости)

В жизни вам пригодится этот опыт?

– Закончите фразы.

Сегодня на уроке: (Слайд 8)

  • Я сегодня узнал…
  • Урок мне дал для жизни…
  • Мне понравилось…

«Чемодан в дорогу» (на шаблонах книг нарисуйте круг)

(Слайд 9)

Работал отлично

Мог бы лучше

Буду ещё больше стараться

Читают, рассуждают, объясняют.

Делают выводы.

Знакомятся с листом оценивания.

Знакомятся с критериями оценивания.

Делают выводы.

Посланец знакомит детей с биографией писателя.

Дети внимательно слушают и запоминают.

Восстанавливают в памяти биографию писателя.

Отвечают на вопросы. Оценивают свои ответы самостоятельно. (Ключ)

Словарь Ожегова

Определяют совместно с учителем толкование слов.

Предполагают. Делают выводы.

Внимательно слушают 1 часть рассказа.

Предполагают. Делают выводы.

Продолжают читать индивидуально 2 часть

Делятся своими впечатлениями.

Предполагают. Делают выводы.

Работают с учебником.

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы.

Аргументируют, делают выводы.

Выполняют физминутку.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, работают с учебником.

Озвучивают, аргументируют, доказывают.

Самооценка.

Письмо эссе.

Обмен карточками. Взаимопроверка.

Описывают свои чувства.

Взаимооценка.

Озвучивают своё мнение.

Размышляют.

Рассуждают, защищают , аргументируют.

Оценивание работы групп

(Смайликами, лежащими у вас на столах). Прокомментируйте свою оценку.

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самооценку.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Личностные УУД, познавательные УУД.

Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативнные УУД. Личностные УУД

Познавательные УУД, регулятивные УУД.

Познавательные УУД, Регулятивные УУД,

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

Личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД.

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД, познавательные УУД, личностные УУД

Регулятивные УУД, Личностные УУД, Коммуникативные УУД

Формируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Понимают и принимают цели и задачи учебной деятельности.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Осуществляют логические действия.

Адекватно воспринимают информацию

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют согласно инструкции учителя

Комментируют свои оценки.

Выявляют наиболее чёткий и полный ответ.

Осуществляют поиск средств достижения цели.

Дают комментированные ответы.

Владеют навыками самоанализа

Источник: https://multiurok.ru/files/razrabotka-onlain-uroka-na-tiemu-ie-piermiak-chuzhaia-kalitka.html

Книга Тонкая струна. Автор – Пермяк Евгений Андреевич. Содержание – Чужая калитка

Часа через два они покинули его, нагружённые коробцами с яблоками, плетёнками с крыжовником, смородиной, поздней сочной вишней. Они ушли, чтобы завтра же вернуться сюда, потому что их будут ждать не только ежи, белки, павлины, но и старик, с которым что-то произошло в это утро, а что именно, едва ли сумел бы объяснить и он сам…

Его жизнь приобрела новый чудесный смысл, и все в посёлке в один голос заговорили о помолодевшем Михаиле Максимовиче Потапове, о его шумном саде и счастье, которое нашлось так неожиданно и так просто. А беглая малина растёт и растёт подле забора. Ей что. Разве она может знать, что случилось после того, как она убежала от Потапова.

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить — пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша — милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук — за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать — дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:

— Коли берёшься за дело — доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, — подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен.

Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят.

А уж про зайцев и говорить нечего — обгложут кору молодых яблонек или груш — и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:

— Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…

— Что говорить, Алёшенька, — поддержал дедушка разговор, — и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…

— И свалится, — подтвердил Алёша, — она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…

— Да уж куда хуже быть чужой калиткой, — опять согласился с внуком дед, — то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.

Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:

— Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша — и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.

— А чья, дедушка, эта скамья?

— Ничья, — ответил дед, — чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо — отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…

Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.

Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.

— Вот так охотник растёт у нас! — нахваливает Алёшу мать. — Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.

Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.

— Устал, наверно, милый сын? — спросил Алёшу отец.

— А может, с дедом не поладил? — спросила бабушка.

— Да нет, нет, — отмахнулся Алёша, — не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две — отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.

— Алёша, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня нашлась.

— Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.

Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.

— Вот тебе и на, — удивляется дед, — у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.

Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:

— А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?

— Нет, — ответил Алёша, — я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а — наша.

— Это хорошо, — сказал дед.

— А что хорошо? — спросил Алёша.

— Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, — сказал дед, разводя руками, — я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…

Дед опять заглянул внуку в глаза.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.

— А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

Читайте также:  Детям о профессии портной

Приехав в Кулундинскую степь, в те места, где началась моя юность, я не нашёл ничего знакомого глазу. Ни юрт, ни зимовий казахов-кочевников, ни ковыля.

Я будто стоял посреди огромного зелёного ковра, постланного могучими, молодыми руками комсомольцев-целинников, ковра, красующегося от горизонта до горизонта пшеничными всходами.

Даже запах в степи был другой. Пахло полем, а не полынью. Пахло так же, как под Орлом, под Курском. Пахло свежевспаханной землёй.

А люди остались. И ко мне подошёл невысокий казах моих лет, подошёл и сказал:

— Ты, наверное, забыл меня. Вспомни красный вагон…

И я вспомнил. Вспомнил с такой отчётливостью, будто это всё было на прошлой неделе.

Слушайте. Я вам расскажу эту забытую историю…

В этих местах формировались гурты овец нашей заготовительной конторы. Здесь я, впервые сев на лошадь, изведал всю радость верховой езды. Здесь же я познакомился с изобретательным и передовым для тех лет казахом, которого звали Шарып.

6

Источник: https://www.booklot.ru/authors/permyak-evgeniy-andreevich/book/tonkaya-struna/content/257031-chujaya-kalitka/

4 урок. Тема: Е. Пермяк. «Чужая калитка»

4 урок. Тема: Е. Пермяк. «Чужая калитка»

31.08.2014 10131 0

Цель: воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.

Задачи: через осознание идеи произведения подвести детей к выводу, что труд должен стать потребностью каждого человека, уметь аргументированно доказать значение пословицы «Всякий человек в труде познаётся».

Ресурсы: листы с текстом, карточки ПМИ.

Ход урока

1. Организационный момент

* Игра на создание коллаборативной среды –  «БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ»

Играющие получают «имена» – белки, орехи, шишки. Дети должны образовать тройки (белка, орех, шишка), взяться за руки, образуя кружок. Ведущий стоит в середине площадки.

Игра: ведущий кричит: «Белки!» — и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места — ведущим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки.

(Далее работа идёт в образовавшихся тройках)

2. Этап вызова (побуждение)

* Стратегия – «Трёхуровневое интервью»

– Обсудите в тройках значение пословицы:  ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЁТСЯ. 

(Роли меняются)

– Объедините в тройках свои записи и представьте общее объяснение значения пословицы.

– Кто такой герой?

– Как вы думаете, а может быть герой труда?

– Говорят: «В труде рождаются герои».  Во все времена высоко ценили людей – тружеников. Тех, кто добивался отличных результатов в труде, награждали орденами и медалями.

Показ слайдов (1-2) с изображением медалей

Герой Труда Казахстана (каз. Қазақстанның Еңбек Ері) — высшая степень отличия Республики Казахстан, присваиваемая за выдающиеся достижения в экономическим и социально-гуманитарном развитии Республики Казахстан. Лицам, удостоенным звания «Қазақстанның Еңбек Ері», вручается знак особого отличия — Золотая звезда и орден «Отан».

– Какими качествами должен обладать герой труда?

– Как вы думаете, может ли этими качествами обладать ребёнок?

– А не хотели бы вы познакомиться с одним из таких мальчиков?

3. Этап осознания смысла

– Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

(слайд 3)

Евгений  Андреевич  Виссов (настоящая фамилия) родился в городе Перми, на Урале. В этом городе он прожил долгие годы и этот город был ему очень дорог, недаром он взял псевдоним – Пермяк.

Е. Пермяк – трудолюбивый. Да, действительно. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

Е. Пермяк – умный и мудрый. В жизни он встречался с интересными людьми, узнавал их обычаи, учился у них мудрости.

    Стать хорошими людьми помогает и рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка». «Коли берёшься за дело – доведи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди когда вырастешь» – учит дедушка своего внука, а вместе с ним учатся и мои ученики.

-Как  вы думаете, кто подремонтировал калитку и скамейку? Как вы оцениваете поступки мальчика? Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему? Давая оценку поступкам Алёши, дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы вы поступили на месте героя?», что является могучим средством самовоспитания.

* Стратегия – «Читатель-исследователь» (индивидуальная работа)

– Прочитать рассказ самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:

Проверка

– Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

– Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

– Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

Работа с пословицами

– Какая пословица на ваш взгляд выражает основную идею произведения? Объясните свой выбор.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Суди о человеке по его труду.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

4. Этап рефлексии

* Стратегия – «Лаборатория Блума»  (работа в малых группах)

Каждая группа исследует «ТРУД» со своей стороны, готовит презентацию в любой форме:

1  группа «Знание»

– Дайте определение, что такое, по-вашему, «ТРУД» (можете предложить несколько вариантов)

2 группа «Понимание»

– Постарайтесь определить сущность понятия «ТРУД», то есть подобрать ассоциации, синонимы, которые повторяют суть темы.

3 группа «Применение»

– Предложите, как и где можно использовать «ТРУД» (может вы найдёте необычное применение)

4 группа «Анализ»

– Проанализируйте и докажите, что «ТРУД» важен для каждого

5 группа «Синтез»

– Определите основные качества «ТРУДА» или трудолюбивого человека.

6 группа «Оценка»

– Выделите «за» и «против»  «ТРУДА», аргументируйте.

Защита презентаций групп

Остальные группы  должны задать группе вопрос, сделать комментарий и высказать пожелание.

5. Итог урока

По окончанию презентаций группы заполняют листы оценивания  

Лист оценивания презентаций групп

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/297-1-0-10220

Пермяк Евгений Андреевич – Тонкая струна

Уж кто-кто, а Коля и Витя знают, как хорошо охотиться с собакой. Поэтому-то они и решили обзавестись щенками.

Коле отец достал очень красивого щенка — стройного, подвижного. И не просто щенка, а с родословной, в которой назывались по именам все его предки: дедушки, бабушки. И у всех у них были золотые и серебряные медали, полученные на собачьих выставках. В этой же родословной было напечатано крупными буквами имя щенка: «ТОРИ».

Дорого заплатил Колин отец за породистого щенка. Стоил он этого. Да и Коля заслуживал такого подарка. Учился он хотя и не на круглые пятёрки, но троек тоже не получал. Да и потом, собака не для баловства покупалась, а для дела — для охоты.

И у Вити появился щенок. Без родословной. Конечно, у него была какая-то родословная, но её никто не знал, поэтому даже не могли назвать породы щенка. Щенок получил простое, незатейливое собачье имя: «Шарик».

Вите немножечко было обидно, что Шарик — никто. Неизвестный щенок. Зато он ничего не стоил, его просто отдали даром, потому что у Вити была большая семья и его отцу труднее было купить дорогую собаку. Но отец, чтобы ободрить Витю, сказал:

— И даровые щенки хорошими собаками могут вырасти, если этого захотят их хозяева.

Витя, конечно, очень хотел, чтобы Шарик вырос хорошей собакой. И Шарик рос. Рос и с каждым месяцем становился смешнее. Неуклюжее. И все над ним посмеивались, давали ему обидные прозвища. Называли его «Пучеглазиком», «Пучешариком», «Пустолайчиком» и даже просто-напросто тупой собачонкой.

А Тори рос красавцем, общим любимцем. Приятно было Коле пройтись по рабочему посёлку с такой собакой. Все называли щенка ласково: «Торик». Школьники угощали Торика печеньем, сахаром и сулили ему славу знаменитого охотника.

Дома Торик жил в холе. Он спал на ватной подстилочке. Сёстры Коли мыли щенка в тёплой воде, мылили хорошим мылом, вытирали специально купленным для него махровым, пушистым полотенцем, затем расчёсывали. От этого мягкая шерсть собаки становилась ещё шелковистее и ещё блестящее.

Такого ухода, разумеется, и вполовину не видел Шарик, спавший в холодных сенцах и получавший довольно простую пищу.

Любил ли его Витя?

Пожалуй, не очень. Витя жалел его. Жалел за всё: и за малый рост, и за жёсткую, кудлатую шерсть непонятной окраски, и за короткие уши, которые нельзя было назвать ни стоячими, ни висячими. Жалел и за выпученные глаза, жалел и за хвост.

Хвост был у Шарика крючком. А разве с такими хвостами бывают охотничьи собаки? Но ведь не прогонять же за это Шарика на улицу! Это не по-пионерски. Нужно было мириться и давать собаке необходимое собачье воспитание, заниматься с нею, приучать её к охотничьему делу. И Витя отдавал ей немало времени.

Коля и Витя теперь виделись редко. Нельзя сказать, что их поссорили собаки, но всё же водить на прогулку пучеглазого, косолапого Шарика рядом с таким осанистым Ториком стало неудобно.

Шарик, идя с Ториком, выглядел ещё смешнее и страшнее. Даже у хороших, доброжелательных людей, видевших Шарика и Торика вместе, появлялась улыбка, и это причиняло страдания Вите.

И, чего скрывать, он даже как-то раз всплакнул, обнимая Шарика:

— Ну зачем ты, Шарик, зачем ты становишься всё хуже и хуже? Даже новый кожаный ошейник не украшает тебя!

А Шарик в ответ на это поскуливал, лизал Витину руку, смотрел умильно и преданно в глаза своему хозяину и будто старался скрасить какой-то собачьей улыбкой свою удивительно некрасивую морду и от этого становился ещё некрасивее…

— Ничего, Витька, ничего! — ободрял отец сына. — Терпи! Поближе держись к своему школьному товарищу. Подле его Торика и твой Пучеглазик на охоте поднатаскается. Привыкнет.

— Это верно, — утешал себя Витя. — Торик научит охотиться моего Шарика.

Друзья стали встречаться чаще.

И вот пришло время первой охоты с молодыми собаками. Ребята вышли до света. Подойдя к лесу, они пустили собак.

Торик, освободившийся от поводка, показал такую резвость, что можно было забыть об охоте, любуясь его грациозными прыжками, кувырканиями, восторженным лаем. А Шарик, отпущенный на свободу, побежал как-то боком, опустив низко морду, будто он был близорук и рассматривал землю, тычась в неё носом.

Вскоре Торик вспугнул какую-то большую птицу. Может быть, это был тетерев. Птица с шумом взвилась и скрылась в лесу. Торик шарахнулся в сторону и залаял на дерево.

— Вот видишь, — сказал Коля, — уже нашёл дичь! Пойдём дальше.

Дальше была встреча с зайцем. Заяц бежал на Торика, а Торик и не заметил его.

— Что же ты, Торик? — крикнул Коля. — Ату его!

Тут Торик поджал хвост и в испуге кинулся прочь. Коля смутился, а Витя ободрил его:

— Это ничего. Он ещё молоденький. Первый раз в лесу.

— Да, конечно, конечно, — согласился Коля и, оглянувшись на треск в кустах, увидел Шарика.

В зубах Шарика был заяц. Живой.

Когда зайца отобрали у Шарика и положили в мешок, стали искать Торика. Вскоре его нашли, дрожащего, под елью.

Это была первая охота.

Вторая охота оказалась ещё интереснее. Шарик отыскал нору с лисятами. Торик отказался подойти к норе. Коля волочил его за ошейник, а он, упираясь лапами, всячески старался вырваться.

И, вырвавшись, убежал. Убежал домой, на мягкую подстилочку, где он стал выскуливать у сестёр Коли еду. И те угостили своего любимца коржиками.

А Лида, младшая Колина сестра, поделилась с милым Ториком своей конфеткой.

Источник: https://fanread.ru/book/4515043/?page=4

Конспект урока литературного чтения на тему Е. Пермяк “Чужая калитка”

Литературное чтение 3 класс

Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка»

ЦЕЛЬ: Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

Задачи:

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся, воспитывать интерес к книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?На вас надеюсь я друзья!Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Проверка д/з

Пересказ сказки-быль Платонова «Неизвестный цветок», синквейн.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

– Покажите голосом, что дано человеку?

для чего?

для каких дел?

– Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

– Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

III. Этап вызова (побуждение).

Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.

Читайте также:  Творческие игры для дошкольников 4-5 лет

Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

– Как понимаете выражение «Чужая калитка»? (Устно.)

– Предположите, о чём может быть рассказ с таким названием? (о. д.)

IV. Этап осознания смысла.

– Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

С.134

Уч-ся самостоятельно читают биографию Пермяка выполняя задание.

Задание: Прочитайте биографию , подчеркните простым карандашом те слова, которые бы вы записали жирным шрифтом.

Проверка (1-2 уч-ка зачитывают)

Что запомнили о биографии автора?

Почему автор взял псевдоним Пермяк?

Где учился?

Какие профессии освоил?

– Что вас удивило в этом человеке?

1) Словарная работа.

Старательный – делающий что-нибудь со старанием Старательныйученик.

Малец – парень, подросток, мальчик.

Хваткие – Ловко и цепко хватающий. Хваткие руки.

Питомник – место разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение. Питомник фруктовых деревьев.

Щеколда – Железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.

Ржа- покрытый ржавчиной, содержащий окислы железа

Еле ноги волочить (разг.) – идти с трудом от усталости. 

Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу.

2) Первичное чтение рассказа

3) Повторное чтение. – Прочитать продолжение рассказа самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:

ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
 Мальчик трудолюбивый  Чужая калитка  Кто отремонтировал?
 Отремонтировал скамейку и калитку  Старая скамейка  Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

 Проверка

– Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

– Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

– Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа с кубиком «Блума»

На гранях кубика написаны слова:

Почему Объясни Назови Предложи Придумай Поделись

Кубик бросает ученик.

Задание:

Необходимо сформулировать вопрос к рассказу по той грани, на которую выпадет кубик.

5)Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте в рассказе Е. Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился, трудился, и кто ему помогал.

– Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алёшу.

6)Творческое задание «Построй дом».

– Расскажите, чему вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)

– Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

– Что у нас получилось?

– Кто нам помог построить дом?

– Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

7)Составление пятистишия к слову «Труд».

Труд

8)Составление плана рассказа по картинкам.

  • Трудолюбивый мальчик.
  • Чужая калитка.
  • Старая скамейка.
  • Свое, наше.

Презентация каждой группы.

9) Итог урока.

Я сегодня работал над……

Я смог……

Урок дал мне для жизни……

Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.

Взять интервью у родителей и написать о профессии.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_ie_piermiak_chuzhaia_kalitka

Видео-книга к рассказу Е.Пермяка “Чужая калитка”

Cerg68

Светлана Павловна, благодарю Вас за прекрасную книгу!

Sharapova197

Ирина Евгеньевна, спасибо за отзыв! Рада быть полезной!

GOR154

Интересная работа!

Galina1952

Благодарю, Светлана Павловна, за интересное представление материала!

Sharapova197

Галина Васильевна, спасибо за оценку моей работы!

annakoval

Светлана Павловна, благодарю за очередную работу из серии созданных Вами замечательных видео-книг!

Sharapova197

Анна Дмитриевна, приятно знать Ваше мнение по поводу работ! Пользуйтесь – буду рада!

LARKA5050

Светлана Павловна, спасибо за очередной, великолепный ресурс, направленный на формирование нравственности школьников! Очень нравятся Ваши видео-книжки. Забираю их все и с удовольствием использую в работе!

Sharapova197

Лариса Юрьевна, спасибо за положительный отзыв! Очень надеюсь, что мои видео-книжки пробудят интерес к несколько забытым рассказам Е. Пермяка и помогут в воспитании подрастающего поколения!

Katerina

Светлана Павловна, меня заинтересовала Ваша работа. Беру себе в копилочку. Спасибо, творческого вдохновения и удачи в делах!

Sharapova197

Екатерина Петровна, спасибо большое за интерес к ресурсу и добрые слова!

DAN64

Светлана Павловна, благодарю Вас за замечательное продолжение серии видео книжек. Рассказы Е.Пермяка – прекрасный воспитательный материал. Здорово, что в своих работах Вы используете произведения этого автора. Ваша работа способствует более образному восприятию этого чудесного рассказа. Дальнейшего Вам творчества!

Sharapova197

Спасибо, Надежда Георгиевна, за положительный отзыв в адрес моих разработок и добрые пожелания!

Kulakova26

Светлана Павловна, спасибо за очередную видео-видео книжку. Вы выбрали замечательный рассказ, который способствует формированию нравственных качеств. С большим удовольствием воспользуюсь вашим ресурсом.

Sharapova197

Наталья Ивановна, спасибо за высокую оценку моей работы! Приятно быть полезной! Очень надеюсь, что на рассказах Е. Пермяка вырастет ещё не одно поколение мальчишек и девчонок.

наТека

Светлана Павловна, спасибо Вам за продолжение чудесной серии видео-книжек. Современные дети более быстро воспринимают информацию в сопровождении визуализации. А Вы ее предоставили просто чудесно!

Sharapova197

Наталья Николаевна, благодарна Вам за внимание к серии и положительную оценку ресурса!

Источник: https://easyen.ru/load/nachalnykh/vospitatelnaja_rabota/video_kniga_k_rasskazu_e_permjaka_chuzhaja_kalitka/468-1-0-53101

Читать

На берегу Чёрного моря, неподалёку от Ялты, стоит весёлое здание столовой пионерского лагеря.

Когда наступает время завтрака, обеда или ужина и горн приглашает к столу шумное население, появляется Пальма. Это очень привлекательная крупная собака. Статная, чёрная с рыжими подпалинами, она обращает внимание всякого. Пальма — общая любимица ребят. Её взгляд умилен и ласков. Она приветливо помахивает хвостом и с охотой разрешает гладить себя детворе.

Как такой милой собаке не сохранишь косточку, хрящик или недоеденную котлету!

Пальма, неторопливо и благодарно облизываясь, съедает всё лучшее из брошенного ей, а затем она отправляется дремать в прибрежные кусты дикой маслины[1]. Иногда Пальма купается в море, а потом сушится, растянувшись на золотистом песке, как настоящая курортница.

Собака очень свободно чувствовала себя среди привечавших её детей, и всегда, опустив хвост, она уходила прочь, как только на берегу появлялся старик рыбак. Старик жил поблизости от лагеря, и за ним всегда приходил баркас.

Как-то в час купания, когда Пальма грелась на солнце, появился рыбак. Почуяв его приближение, собака открыла глаза и, поднявшись, покинула берег.

Пионеры решили узнать, в чём дело, почему Пальма так не любит или боится доброго старика, и спросили его об этом.

— Стыдится она меня, — ответил рыбак. — Видно, в ней ещё осталась совесть. Хоть и собачья, но всё-таки совесть.

Ребята обступили старика и спросили, почему Пальме должно быть стыдно.

Старик посмотрел из-под руки в море и, увидев, что баркас ещё далеко, принялся рассказывать:

— В нашем посёлке, вон за той горой, жил-был, да и сейчас живёт, уважаемый рыбак и хороший охотник Пётр Тихонович Лазарев. Как-то осенью, в ветер и дождь, шёл Лазарев берегом моря. Слышит — кто-то подскуливает. Остановился. Огляделся. Видит, в траве под пальмой щенок. Нагнулся, разглядел щенка. Понравился. Сунул его за пазуху, принёс домой и назвал Пальмой…

Ребята, окружившие старика, притихли. Всем хотелось знать, что будет дальше. И старик, раскурив потухшую трубочку, не заставил себя ждать:

— Выкормил Лазарев Пальму, выучил сторожевому делу и к охоте приставил. Понятливая собака оказалась. Даже записки рыбакам относила. Мало ли… И в этом бывает надобность. Всему посёлку полюбилась собака. И всякий рыбак знал её по имени. А потом…

потом что-то случилось с собакой. День дома — два дня где-то бегает. Что такое? Решил Лазарев проследить собаку. И проследил. Сидит она подле вашей столовой, облизывается, косточки ласковым взглядом выпрашивает, сладенькие объедки хвостом вымахивает.

«Ты это что, Пальма? — спрашивает её Пётр Тихонович. — Аль дома впроголодь живёшь? Как тебе не стыдно!»

Собака туда, сюда. Заскулила виновато. К хозяину приползла — дескать, прости. И за ним домой.

День, два, три пожила дома, а потом нет и нет её.

Лазарев снова к столовой. Пальма хотела улизнуть, да не тут-то было. Лазарев её за ошейник да на верёвочку. А как же иначе? Коли добрых слов не понимаешь, значит, получай взыскание. Привязал её и говорит: «Смотри, гулёна! Одумайся!» А она эти слова мимо ушей. Мало того, привязь перегрызла — и ходу на даровые хлеба, к лёгкой жизни.

Наутро Лазарев пришёл в лагерь, увидел неблагодарную изменницу — и к ней. А она зубы скалит, рычит. А на кого, спрашивается, рычит? На того, кто сдохнуть ей в ветровую, осеннюю погоду не дал, кто соской её выкормил, к охотничьему ремеслу приучил, к сторожевому делу приставил! Он её за ошейник, а она его за руку — хвать! И до кости.

Опешил Лазарев. И не столько от боли, сколько от удивления и обиды. Промыл морской водой рану и сказал:

«Живи, Пальма, как знаешь. Не будет тебе счастья, бездомная гуляка!»

Трубка снова потухла. Старик снова разжёг её. Потом посмотрел в сторону подходившего баркаса и сказал:

— Вот и весь сказ… А дальше видно будет, как это кончится.

На другой день рассказ старика о Пальме стал известен во всех палатках лагеря.

Пришло время завтрака. Горн пригласил к столу, и, как всегда, появилась раздобревшая попрошайка. Она привычно уселась подле входа в столовую, ожидая даровых лакомств. Заранее облизываясь, Пальма по запаху знала, что сегодня ей перепадёт достаточно бараньих косточек.

И вот завтрак кончился. В дверях появились её знакомцы, но их руки были пусты. Ни один из них не вынес ей ни косточки, ни хряща. Ничего. Ребята, проходя мимо, даже не взглянули на неё. Они, не сговариваясь, но будто сговорившись, платили собаке-бездельнице презрением. И только одна девочка хотела было бросить Пальме косточку, но ей сказали:

— Настя, зачем ты идёшь против всех?

И Настя, зажав косточку в кулаке, прошла к морю, а затем бросила её рыбам, крабам, морским ежам — кому угодно, лишь бы она не досталась собаке, изменившей своим обязанностям.

По вечерам мы нередко проводили время в корабельном салоне, и бывалый моряк Сергей Сергеевич рассказывал нам презабавные истории. Вот что он рассказал однажды…

— Наш крейсер находился в учебном плавании. Был тихий летний день. Море — как зеркало. Хорошая видимость, только солнце слепило глаза вперёдсмотрящим.

Вперёдсмотрящими в этот час вахты были старший матрос Коробов и матрос Ванечкин. Зоркие моряки! Корабль ли какой появится на горизонте или шлюпка, обязательно первыми доложат по корабельному телефону на ходовой мостик. Даже если, допустим, ящик какой-нибудь плывёт, — не упустят. И правильно. Мало ли в море случаев бывает — и безобидный ящик может плавающую мину прикрыть.

И вот, изволите ли видеть, вдруг старший матрос Коробов по полной форме докладывает:

— Товарищ командир, прямо по носу в семи кабельтовых стиральное корыто, а в корыте кошка!

— Есть, — отвечает командир, — прямо по носу стиральное корыто, а в корыте кошка!

На ходовом мостике раздался дружный хохот. Приникли к биноклям. Точно: прямо по носу стиральное корыто, а в корыте кошка.

Корабль замедлил ход, затем остановился. Спустили шлюпку. Кстати, это входило в программу нашего учебного плавания. Отрабатывали исполнение команды: «Человек за бортом».

Вскоре корыто и кошка по всем правилам спасания на водах были подняты вместе с матросами и шлюпкой на палубу. Рыжий кот обрадовался кораблю, как берегу.

Начались догадки:

— Откуда? Как? Почему кот очутился в корыте?

Строились самые различные предположения. Может быть, мальчишки созорничали и пустили несчастного кота в плавание? Вернее всего, что это именно так и было.

Но какие мальчишки? Стали исследовать, в какой стране делаются такие корыта. Мнения раскололись, «национальная принадлежность» корыта так и не была определена.

А спасённого плавателя определили в боцманскую команду и назвали Тёмкой — в память погибшего корабельного кота Тёмки.

Нового Тёмку для порядка поселили в клетку. На карантин. Мало ли… Может быть, больной, нарочно кем-то заражённый кот. На корабле во всём необходимы предосторожности.

Через неделю корабельные медики нашли Тёмку совершенно здоровым, и он перешёл на постоянное местожительство в боцманскую команду.

Животное оказалось ласковым, общительным; от него пахло домом, берегом. Всякая кошка напоминает семью, детство.

Полюбили Тёмку. Приучили Тёмку бегать по команде за обедом и ужином в камбуз! Зазвучит горн на обед, скажет корабельное радио: «Команде обедать!» — смотришь, Тёмка хвост трубой — и в камбуз, к своей миске.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=21741&p=6

Ссылка на основную публикацию