Нанайская сказка «айога»

Нанайская сказка «Айога»

Нанайская сказка «Айога»

Тема: Нанайская сказка «Айога»Цель: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, сформировать умение правильно выражать свои мысли.• Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. Так сказал один английский философ Фрэнсис Бэкон. Сегодня на уроке литературного чтении я мы с вами будем читать, беседовать и может что-нибудь запишем. Посмотрите на экран. На экране вы видите литературных героев. Скажите из каких произведений эти герои и кто их автор? 1. Липунюшка. (Лев Толстой. Липунюшка. Сказка) *Что ты можешь сказать об этом герое, Липунюшке? (Это маленький мальчик, который появился на свет очень странно, веселый, находчивый, трудолюбивый, очень любит своих родителей) 2. Три сестры. ( Татарская сказка) *Кто из них является положительным героем? (Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.) *Назови отрицательные черты характера двух других сестер. (Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм) 3. Старый дед и внучек. (Лев Толстой. Басня «Старый дед и внучек) *Чему учит эта сказка? (Нужно быть внимательными по отношению к старым людям, уважать старших, и к тебе потом будет такое же отношение) *Перечислите черты характера, которые бы вы хотели видеть в людях? (Доброжелательность, трудолюбие, заботливость, уважение, скромность, отзывчивость, смелость, ласковые, справедливые) *А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества характера? *В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные… Мы еще вернемся к этому высказыванию и продолжим его.^* А сейчас посмотрите на эту героиню, это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера. (Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится) *Откройте книги и прочитайте заголовок. *Сказку какого народа мы сегодня будем читать? *Дома вы должны были найти информацию об этом народе, где и как они живут? (Нанайцы (устаревшее название – гольды) – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури. Нанайцы почти не знали земледелия; скотоводство было слабо развито, но позднее они приручили некоторых домашних животных: свиней. Кур, лошадей, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Нанайцы – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы — среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в 2. Подготовка к чтению^В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов? Очаг – устройство для разведения и поддержания огня. Покоробятся – искривятся, станут неровными. Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.^*Прочитайте первый абзац *Что вы заметили? (…. Многоточие) *Вспомните, что обозначает этот знак? (Мысль не закончена, или будет неожиданный поворот событий) *Можно ли продолжить мысль? (Баловали ее, восторгались ею, восхваляли ее) *Чтение второй части до слов…… Пойди принеси воды, Айога! *Чтение третьей части начинается «АЙГА ЗАГОРДИЛАСЬ» *Почему она загордилась? ( Ей уделяли много внимания, все ее любили, восхищались ее красотой. Она все чаще стала любоваться собой, заниматься только собой, никого не замечать) *А это к чему привело? (Она стала ленивой) *Найдите строки, в которых говорится о самовлюбленности девочки. ( 2 абзац) *Как вы думаете, гордость – это хорошее качество характера? ( Нет, она загордилась и понравилась сама себе. Да, гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения) *Действительно, гордость – это хорошее качество характера, но есть похожее на гордость слово -гордыня. Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм. *С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку?^*Как вы думаете, принесет девочка воды? (ДА, потому что ее попросила мама, а мама – это самый дорогой, любимый человек для нас, для меня по крайней мере. НЕТ, потому что она стала горой и ленивой, стала заботится только о себе и не обращать внимание на других)^(Пошла и принесла воды соседская девочка) *Как же гордыня АЙОГИ отразилась на ее отношениях с близкими людьми? (Она стала грубая, дерзкая, перестала помогать матери) *Почему отказалась выполнить просьбу матери? (Слишком занята любование собой, она жалеет себя) *Придумывая всякие отговорки, Айога считает себя правой или виноватой? Прочитайте диалог матери и Айоги про себя, чтобы подготовиться к чтению по ролям.^ЧИТАЕМ ПРОДОЛЖЕНИЕ до слов….. Дай мне лепешку, мать. *Что произошло дальше? (Я думаю, что мама дала дочери, чтобы показать, что мама не обиделась, что дочь для нее дорога, она дала ей лепешку. А я думаю, что нет. Мама поступила так как Айога, придумывая какие-нибудь отговорки, и, чтобы проучить дочь, отдаст той соседской девочке.) *Сейчас мы узнаем, совпали ли ваши предположения, прочитав до конца. (Чтение диалога матери с Айогой.¬ *Что заметили? (Мать и дочь поменялись ролями, теперь просит дочь, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, теперь возвращаются к ней) *Кто же виноват в том, что Айога стала такой? (В первую очередь она сама виновата, но и сами окружающие «помогли» ей в этом) (Чтение пятой части) *Прочитайте остальную часть текста самостоятельно и ответьте: Почему и как была наказана девочка? (Она превратилась в гуся, в ней шипело зло, шея у нее вытягивалась) *Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? Найдите момент превращения и зачитайте. *Где произошло превращение? (У реки, она пошла к реке, чтобы в очередной раз полюбоваться своим отражением в ней) *И не только поэтому. Ведь в сказках вода – это волшебный мир, где происходят какие-то чудеса, хранится таинственность. *Послужило ли это уроком ей? (Нет, она по-прежнему гордилась своей красотой *А на самом деле какой она стала? (Некрасивой, неуклюжей) *Так какое же испытание она не выдержала? (Испытание красотой) *Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. * На что обрекают себя самовлюбленные люди? (На одиночество и страдания)^*Чему учит сказка? *Что нужно ценить в людях? *Вернемся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока и продолжим его. (В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные. Бывают эгоистичные и самовлюбленные люди, как наша героиня) *А сейчас я предлагаю вам взять зеркало, посмотреться в него и вспомнить были ли в вашей жизни ситуации самовлюбленности и эгоизма, а если не было, то ситуации, в которых у вас проявлялась гордость, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к старшим. (Высказывания детей) *Чтобы вырасти достойным гражданином своей Родины, хозяином своей жизни, успешным человеком, какие качества характера мы должны с вами вырабатывать с детства? (Трудолюбие, гордость, заботу, силу воли, терпение, уважение к старшим, настойчивость)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Прочитать выразительно сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке, записать черты характера, которые вы бы хотели видеть в людях
Читайте также:  Лунин «радость»

Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-305862.html

Айога (Нанайская сказка): читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

*Стойбище — стоянка, становище кочевников.

Источник: https://skazki.rustih.ru/ajoga-nanajskaya-skazka/

«Айога»

Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили.

И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо.

Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.

Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать:

— Пойди воды принеси, Айога!

Отвечает Айога:

— А я в воду упаду.

— А ты за куст держись!

— Куст оборвётся! — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись!

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень!

— Изорвутся, — говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой!

— Иголка сломается!

— Толстую иголку возьми! — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!

— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.

Тут соседская девочка говорит:

— Я схожу за водой, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу!

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну!

— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!

И отдала мать лепёшку соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Источник: https://www.bookol.ru/detskoe/skazka/92501/fulltext.htm

Тема: Нанайская сказка «Айога» Цель

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Нанайская сказка «Айога»

Цель: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, сформировать умение правильно выражать свои мысли.

• Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

Так сказал один английский философ Фрэнсис Бэкон. Сегодня на уроке литературного чтении я мы с вами будем читать, беседовать и может что-нибудь запишем. Посмотрите на экран. На экране вы видите литературных героев. Скажите из каких произведений эти герои и кто их автор?

Читайте также:  Загадки о природе и природных явлениях для школьников 3-4 класса с ответами

1. Липунюшка. (Лев Толстой. Липунюшка. Сказка)

*Что ты можешь сказать об этом герое, Липунюшке?

(Это маленький мальчик, который появился на свет очень странно, веселый, находчивый, трудолюбивый, очень любит своих родителей)

2. Три сестры. ( Татарская сказка)

*Кто из них является положительным героем?

(Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.)

*Назови отрицательные черты характера двух других сестер.

(Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм)

3. Старый дед и внучек. (Лев Толстой. Басня «Старый дед и внучек)

*Чему учит эта сказка?

(Нужно быть внимательными по отношению к старым людям, уважать старших, и к тебе потом будет такое же отношение)

*Перечислите черты характера, которые бы вы хотели видеть в людях?

(Доброжелательность, трудолюбие, заботливость, уважение, скромность, отзывчивость, смелость, ласковые, справедливые)

*А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества характера?

*В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные… Мы еще вернемся к этому высказыванию и продолжим его.

ПРИЕМ «Прогнозирование по иллюстрации»

* А сейчас посмотрите на эту героиню, это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.

(Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится)

*Откройте книги и прочитайте заголовок.

*Сказку какого народа мы сегодня будем читать?

*Дома вы должны были найти информацию об этом народе, где и как они живут? (Нанайцы (устаревшее название – гольды) – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури.

Нанайцы почти не знали земледелия; скотоводство было слабо развито, но позднее они приручили некоторых домашних животных: свиней. Кур, лошадей, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Нанайцы – отличные охотники.

Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы — среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами.

Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в 2.

Подготовка к чтению

Словарная работа

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Покоробятся – искривятся, станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

*Прочитайте первый абзац

*Что вы заметили? (…. Многоточие)

*Вспомните, что обозначает этот знак? (Мысль не закончена, или будет неожиданный поворот событий)

*Можно ли продолжить мысль? (Баловали ее, восторгались ею, восхваляли ее)

*Чтение второй части до слов…… Пойди принеси воды, Айога!

*Чтение третьей части начинается «АЙГА ЗАГОРДИЛАСЬ»

*Почему она загордилась? ( Ей уделяли много внимания, все ее любили, восхищались ее красотой. Она все чаще стала любоваться собой, заниматься только собой, никого не замечать)

*А это к чему привело? (Она стала ленивой)

*Найдите строки, в которых говорится о самовлюбленности девочки. ( 2 абзац)

*Как вы думаете, гордость – это хорошее качество характера? ( Нет, она загордилась и понравилась сама себе. Да, гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения)

*Действительно, гордость – это хорошее качество характера, но есть похожее на гордость слово -гордыня. Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм.

*С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку?

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»

*Как вы думаете, принесет девочка воды? (ДА, потому что ее попросила мама, а мама – это самый дорогой, любимый человек для нас, для меня по крайней мере. НЕТ, потому что она стала горой и ленивой, стала заботится только о себе и не обращать внимание на других)

ПРОЧИТАЕМ, КАК ПОСТУПИЛА АЙОГА

(Пошла и принесла воды соседская девочка)

*Как же гордыня АЙОГИ отразилась на ее отношениях с близкими людьми?

(Она стала грубая, дерзкая, перестала помогать матери)

*Почему отказалась выполнить просьбу матери? (Слишком занята любование собой, она жалеет себя)

*Придумывая всякие отговорки, Айога считает себя правой или виноватой?

Прочитайте диалог матери и Айоги про себя, чтобы подготовиться к чтению по ролям.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПО РОЛЯМ

ЧИТАЕМ ПРОДОЛЖЕНИЕ до слов….. Дай мне лепешку, мать.

*Что произошло дальше? (Я думаю, что мама дала дочери, чтобы показать, что мама не обиделась, что дочь для нее дорога, она дала ей лепешку. А я думаю, что нет. Мама поступила так как Айога, придумывая какие-нибудь отговорки, и, чтобы проучить дочь, отдаст той соседской девочке.)

*Сейчас мы узнаем, совпали ли ваши предположения, прочитав до конца.

(Чтение диалога матери с Айогой.¬

*Что заметили? (Мать и дочь поменялись ролями, теперь просит дочь, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, теперь возвращаются к ней)

*Кто же виноват в том, что Айога стала такой? (В первую очередь она сама виновата, но и сами окружающие «помогли» ей в этом)

(Чтение пятой части)

*Прочитайте остальную часть текста самостоятельно и ответьте: Почему и как была наказана девочка? (Она превратилась в гуся, в ней шипело зло, шея у нее вытягивалась)

*Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? Найдите момент превращения и зачитайте.

*Где произошло превращение? (У реки, она пошла к реке, чтобы в очередной раз полюбоваться своим отражением в ней)

*И не только поэтому. Ведь в сказках вода – это волшебный мир, где происходят какие-то чудеса, хранится таинственность.

*Послужило ли это уроком ей? (Нет, она по-прежнему гордилась своей красотой

*А на самом деле какой она стала? (Некрасивой, неуклюжей)

*Так какое же испытание она не выдержала? (Испытание красотой)

*Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

* На что обрекают себя самовлюбленные люди? (На одиночество и страдания)

ИТОГ УРОКА:

*Чему учит сказка?

*Что нужно ценить в людях?

*Вернемся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока и продолжим его. (В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные. Бывают эгоистичные и самовлюбленные люди, как наша героиня)

*А сейчас я предлагаю вам взять зеркало, посмотреться в него и вспомнить были ли в вашей жизни ситуации самовлюбленности и эгоизма, а если не было, то ситуации, в которых у вас проявлялась гордость, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к старшим.

Читайте также:  День здоровья в подготовительной группе доу

(Высказывания детей)

*Чтобы вырасти достойным гражданином своей Родины, хозяином своей жизни, успешным человеком, какие качества характера мы должны с вами вырабатывать с детства? (Трудолюбие, гордость, заботу, силу воли, терпение, уважение к старшим, настойчивость)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать выразительно сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке, записать черты характера, которые вы бы хотели видеть в людях

  1. Урок

    читель: — Нанайцы – (нанай, «здешний человек», устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, (слайд 2) живший в 17 веке по реке Уссури,

  2. Документ

    Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки.

  3. Рассказ

    Нам бы хотелось рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света».

  4. Сказка

    Ого-го-го, как давно это было. Еще люди в юртах да землянках жили, еще на промысел зверя в океан на ут­лых байдарах ходили, еще постоянными спутниками ка­ждой семьи были холод да голод.

  5. Урок

    Знакомство с по­нятиями «опасное место», «орфо­грамма». Нахож­дение ошибок в обозначении бук­вами безударных гласных и подборе проверочных и родственных слов

Источник: https://refdb.ru/look/2268424.html

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений: Нанайская сказка «Айога»

Программное содержание: Познакомить с Нанайской народной сказкой «Айога»;

Задачи:

Образовательные:

  • Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать;
  • Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать заботливое отношение к близким.

Оборудование: картинка куклы в нанайском костюме, презентация сказки.

Ход:

— Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказке.

— Но прежде ответьте, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

— Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». Эта сказка про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. Но прежде хочу рассказать, кто такие Нанайцы.

Показ презентации о нанайцах и самой сказки.

После презентации-сказки беседа с детьми.

Вопросы к детям:

— Понравилась вам эта сказка?

— Эту сказку можно назвать волшебной?

— Какое волшебство в ней происходит?

— О ком эта сказка?

— Чем Айога занималась все время?

— Расскажите какая она по характеру? (хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям, самолюбивая, гордая, ленивая)

— Какие поступки Айоги вам не понравились?

— Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой) Вспомнить, как это было помогут нам 2 девочки. Инсценирование сказки.

— Кто помог матери Айоги? (Соседская девочка)

— Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (добрая, внимательная, щедрая, бескорыстная, послушная, вежливая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая)

— Какая по характеру мама Айоги? (добрая трудолюбивая, заботливая, мудрая, справедливая)

— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Ответы детей).

— Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)

— Мать поступила по справедливости? (Да) В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

— Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

— К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

— Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

— Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

— А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

— В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

Ребята давайте немного отдохнём.

Игра «Мы встречаем друзей, вот так»

На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети выполняют соответствующие движения:

Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)

Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)

Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)

И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)

Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)

Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» — кладет левую руку на правую ладонь партнера)

И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)

Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» — дети хлопают в ладоши)

— Чему учит нас эта сказка?

— А как вы помогаете родителям?

Игра «Назови лишнее»

Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему:

улыбка, радость, грусть, веселье

доброта, забота, внимательность, злость

щедрый, добрый, жадный, заботливый

лживый, справедливый, честный, культурный

трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый

— Ребята, я подобрала пословицы о труде, доброте, помощи, послушайте их:

«Жизнь дана на добрые дела», “Не одежда красит человека, а его добрые дела.”, «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет”, «Всякий человек в деле познаётся”, «Без труда нет добра”, «Маленькое дело лучше большого безделья”, «Труд кормит, а лень портит».

Молодцы! Очень надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Загрузить: skazka_ajoga.ppt (3,41мб)

Источник: https://firmanuk-pdds30.edumsko.ru/folders/post/1206538

Ссылка на основную публикацию