Наблюдение за природой зимой. подготовительная группа

Читать

Наблюдение за природой зимой. Подготовительная группа

© Кравченко И.В., Долгова Т.Л., текст, 2015

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015

Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня. Во время прогулки нужно содействовать интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей.

Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу. Все это предусмотрено в представленном вашему вниманию пособии.

Разработанные прогулочные карты включают: наблюдения за природными явлениями с вопросами, исследовательскую и трудовую деятельность, подвижные игры, индивидуальную работу.

Особенность данных прогулок – их экологическая направленность. Перед учеными и практиками стоит задача организации экологического образования, начиная с дошкольного детства. В рамках экологического подхода важно развивать ребенка во взаимодействии с природой, с учетом этого разрабатывалось пособие.

Напомним, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что содержание образовательной программы ДОО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» по пяти направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. На прогулках есть возможность развивать ребенка по всем указанным направлениям. Кроме того, задачи непосредственно экологического воспитания сформулированы во ФГОС ДО в трех образовательных областях:

– в социально-коммуникативном развитии: формирование основ безопасного поведения в природе;

– в познавательном развитии: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы;

– в художественно-эстетическом развитии: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что работа по данному пособию поможет воспитателю в решении задач ФГОС ДО.

Представленный в пособии материал апробирован в учебно-воспитательном процессе и является итогом опытно-экспериментальной работы ДОУ «Рябинка» г. Нягани по экологической программе «Человек в мире природы». В составлении пособия также принимали участие Н.А. Гармашова, Е.В. Межевикина, О.В. Смородина и др.

Прогулки, изначально составленные для образовательных учреждений северного региона, с успехом используются в практике работы детских садов всех регионов России.

Цели:

– закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

– учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

– формировать представление об осенних месяцах.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

● Какое сейчас время года?

● Как вы догадались, что осень?

● Перечислите характерные признаки осени.

● Почему осенью стало холоднее?

● Что делает человек осенью?

● Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели:

– учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

– воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Третий лишний».

Цели:

– учить соблюдать правила игры;

– развивать ловкость и быстроту бега.

«Совушка».

Цели:

– учить ориентироваться в пространстве;

– развивать интерес к игре.

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом*.

Цели:

– развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

– формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива,

А поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами.

Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь.

Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Крапива – многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне – августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.

Трудовая деятельность

Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема.

Цели:

– приучать к чистоте и порядку;

– вызывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.

«Чье звено скорее соберется?».

Цель: учить бегать на скорость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Цели:

– расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

– формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Как выглядит автобус?

● Что находится внутри автобуса?

● Для чего нужны поручни?

● Какие автобусы ездят по нашему городу?

● Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=584338&p=6

Картотека наблюдений за живой и неживой природой

Наблюдения и опыты:

Сентябрь

♦ Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды

(солнечная, пасмурная, дождливая).

♦ Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит

солнышко утром, куда садится вечером.

Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней

прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных

наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить

представления о свойствах солнечных лучей.

♦ Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке

кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в

песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)

Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на

солнышке, потрогать одежду друг у друга.

♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:

качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать

против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать

легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут

медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный

и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,

каким окажется облако, если его потрогать.

♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий

дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний

или осенний.

♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.

Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках

постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока

остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень

еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что

деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения

на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,

почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян

в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать

насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В

солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на

кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке

перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется

под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,

они уничтожают мух — разносчиков болезней.

♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети

заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как

https://www.youtube.com/watch?v=8O18CxJINjo

они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:

кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего

есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В

солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,

какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет

(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),

предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она

стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она

стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала

холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-

водит к изменению состояния почвы.

Октябрь

Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,

ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер

холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,

затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить

резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,

когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).

Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал

короче.

♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев

деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести

длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное

наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется

окраска).

♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,

какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за

отлетом птиц.

Ноябрь

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней

больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют

сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»

(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но

быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,

послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед

прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в

прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие

предметы видны через лед.

♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он

отличается от снега.

♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они

связаны.

Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы

можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких

животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить

изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у

некоторых облетают листья.

♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель

опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с

водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до

поливки и после нее.

Декабрь

  • Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-

нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность

знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,

белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от

температуры.

♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести

снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,

почему снег стал липким.

♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить

представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры

воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные

игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед

бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.

♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),

сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у

кормушки.

♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность

падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с

детьми, почему это происходит.

♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения

поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.

Читайте также:  Загадки про транспорт для детей 4-5 лет с ответами

Январь

Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за

повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:

вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,

голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между

поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят

нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.

Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на

верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.

♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету

(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о

потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке

отметить особенности их поведения в этот период.

♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки

через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,

полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В

морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую

погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.

Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к

выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в

пасмурный день не блестит.

♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во

время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи

свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на

сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда

появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью

ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)

Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

Февраль

♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и

сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с

земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить

прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если

ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление

называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора

детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,

почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,

холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой

погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли

под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что

растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.

Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.

Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить

проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать

детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных

растений.

Март

Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что

стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить

прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.

Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает

голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми

ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется

наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и

вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон

крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,

— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой

формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает

снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию

того, что первыми признаками весны в неживой природе являются

повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь

ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на

открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с

детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и

растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую

проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением

тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что

изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.

Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится

слышнее: они чувствуют весну.

♦ Опыты.

  1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:

внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее

зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).

Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще

очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не

растут.

Апрель

♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,

первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где

сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).

Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,

что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на

ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они

разные.

Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать

парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,

пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности

отметить прилет грачей, скворцов.

Май

♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы

и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.

Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует

ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,

нежный).

♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно

растут растения.

♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у

одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).

На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это

связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-

тить его изменения.

♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке

(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).

В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом

листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть

красоту ярких красок весны.

♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.

Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении

насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.

Понаблюдать за их поведением.

♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему

эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).

Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками,

которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них

детенышей.

Источник: https://garmonova-berezka4.edumsko.ru/folders/post/1247893

Татьяна Долгова, Ирина Кравченко – Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы

● Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

● Из какого снега легче лепить? Почему?

● Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

● На что похожи снежинки?

● Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

“Гуси-лебеди”, “Кто лучше прыгнет?”.

Цели:

– продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

– закреплять умение прыгать.

Индивидуальная работа

“Хоккей”.

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

● Почему ель относят к хвойным деревьям?

● Что является основным признаком хвойных деревьев?

● Сравните деревья, в чем их различия?

● Какое дерево искусственное?

● Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры

“Лиса в курятнике”, “Самолеты”.

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

Индивидуальная работа

“Донеси мешочек”.

Цель: упражнять в равновесии.

Цели:

– закреплять знания о зимующих птицах;

– формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

– воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

● Каких птиц называют зимующими?

● Чем они питаются?

● Каких зимующих птиц вы знаете?

● Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

● Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки зимнего городка.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Подвижные игры

“Кто быстрей по дорожке?”.

Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

“Прыгуны”.

Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2–3 м.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

Цель: вырабатывать координацию движений.

Цели:

– формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

– воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Как чувствуют себя деревья зимой?

● Что с ними происходит?

● В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

● Как вы узнали березу?

Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

Цели:

– учить работать сообща;

– воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

“Кому флажок?”, “Эстафета с обручами”.

Цели:

– упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

– воспитывать ловкость, целеустремленность.

Индивидуальная работа

“Резвый мешочек”.

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.

Трудовая деятельность

Одна подгруппа – сбор опавших шишек с сосен в коробочки для изготовления поделок из природного материала, другая подгруппа – расчистка снега с дорожек.

Цели:

– закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой;

– воспитывать трудолюбие;

– обеспечивать участие каждого ребенка в труде.

Подвижные игры

“Брось за палку”, “Зайцы и Жучка”.

Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром.

Индивидуальная работа

“Не задень”.

Цель: упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие.

Цели:

– продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы – мороза;

– формировать интерес к неживым объектам природы.

Ход наблюдения

Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне – на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Читайте также:  Как кормить ребёнка грудным сцеженным молоком

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры

“Пустое место”, “Сделай фигуру”.

Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Элементы хоккея.

Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Цели:

– расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;

– воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

● Кто это, как зовут эту птицу?

● В чем особенности ее внешнего вида?

● Где она живет?

● Чем питается?

● Есть ли у нее враги?

Приметы: ворона под крыло нос прячет – к морозу.

Трудовая деятельность

Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

“Встречные перебежки”, “Попади в обруч”.

Цели:

– повышать двигательную активность детей на прогулке;

Источник: https://profilib.org/chtenie/131020/tatyana-dolgova-progulki-v-detskom-sadu-starshaya-i-podgotovitelnaya-k-shkole-gruppy-8.php

Детсадовские наблюдения за зимой – рекомендации воспитателю – Ребенок в детском саду

Вот и пришла зима. По календарю она началась 1 декабря. Но в полную силу она вступит 22 декабря – самый короткий день в году.

Занятия в детском саду в декабре

На прогулках продолжайте наблюдения за изменениями в природе и погоде. В солнечный день обратите внимание группы в детском саду на то, что солнце поднимается низко над землей и совсем не греет, а тени на снегу очень длинные.

На прогулке предложите детям поймать на руковичку и рассмотреть несколько снежинок. Чем они отличаются друг от друга? Пусть нарисуют их, когда вы вернетесь в группу.

Проведите наблюдения и сравните свойства снега и льда. Перебрасывая друг другу снежок, поиграйте в игру «Закончи предложение»:

— Лед твердый, а снег… (мягкий)

— Лед бесцветный, а снег … (белый)

— Лед прозрачный, а снег … (не прозрачный)

— Лед хрупкий, а снег … (рыхлый)

Наберите вместе с детьми полный стакан снега. Понаблюдайте за тем, как он будет таять. Получится ли из целого стакана снега целый стакан воды?

Занятия в детском саду в январе

Зима в разгаре. Январь — самый холодный зимний месяц. Земля покрыта снегом, лес тонет в сугробах, мороз рисует узоры на окнах. Во время прогулки группы в детском саду обратите внимание детей на то, что день прибавился. Днем небо очищается от облаков, светит яркое солнце.

Побеседуйте с детьми о народных приметах и поговорках:

— Дым столбом – к морозу.

— Солнце – на лето, зима – на мороз.

— Спасибо, мороз, что снегу нанес.

— Мороз не велик, да стоять не велит.

— Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Расскажите детям о жизни диких животных зимой.

— Медведь спокойно спит в берлоге, занесенной снегом. Но сон его чуток. От шума он проснется и вылезет наружу.

— Белка тоже спит большую часть суток. На два-три часа она просыпается в середине дня, чтобы подкрепиться.

— Опасны зимой волки. Они собираются в стаи, рыщут по полям и лесам, ищут добычу.

— Зима – тяжелое время для лисицы. Приходится долго рыскать в поисках мышей-полевок.

Занятия в детском саду в феврале

Наступил февраль, самый снежный месяц зимы. Именно в феврале на улице завывают метели, крутят вьюги, завывают бураны. Но поворот к весне уже произошел.

Солнце с каждым днем поднимается все выше, ярче светит, больше греет. На южной стороне с крыш свесились сосульки.
После метелей лес просыпается преображенный, посеребренный снегом. Часто деревья и кусты покрыты мохнатым инеем.

Обсудите вместе с детьми, почему в народе про февраль говорят:

— Январю – морозы, февралю – метели.

— Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

— Февраль силен метелью, а март капелью.

На прогулке группы в детском саду обратите внимание детей на сосульки, на снежный наст, на сияющий под ярким солнцем снег. Придя в группу, пусть попробуют нарисовать картину «Зима.Февраль» во время занятия в детском саду ИЗО.

Познакомьте дошкольников с народными приметами.

— Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

— Зимой вьюга – летом ненастье.

— Иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.

— Зима снежная – лето дождливое.

Обратите внимание на снегоуборочную технику. Расскажите, почему убирают снег.

Рекомендуемая литература на зимний период:

  • Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», в которые входит любимый многими по одноименному мультфильму рассказ «Серая шейка»;
  • Известная сказка Г.Х. Андерсена о добре и дружбе «Снежная королева»;
  • Русская народная сказка «По щучьему велению».

Материал подготовила Даниленко Мария.

Источник: http://deti-club.ru/nabludaem_za_zimoi

конспект прогулки “Наблюдение за сезонными изменениями” (старший возраст)

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы;

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Подготовка к прогулке

В группе появляется кукла Даша. Спрашивает:

Что такое за окном?

 Сразу в доме посветлело!

Воспитатель отвечает:

 Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

 Вот о чем всю ночь свистел

За окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

 В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

 Ярче прежнего горят.

Даша: А что такое зима? Я никогда не видела зиму.

Воспитатель:  Ребята что же делать?

Дети приглашают Дашу на прогулку и там предлагают ей все рассказать.

Воспитатель: Сначала нужно тепло одеться. Ребята, давайте оденем Дашу на прогулку. Мальчики будут подавать одежду, а девочки надевать.

После этого сначала идут одеваться девочки, а затем мальчики. Во время одевания воспитатель обращает внимание на помощь друг другу: Девочки, помогите мальчикам привести в порядок одежду, чтобы они были опрятными и красивыми. Мальчики помогите девочкам обуться, завязать шарфы, спуститься с лестницы, вынести игрушки.

На улице дети рассказывают признаки наступления зимы.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. День становится короче, а ночь длиннее. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза.

  1. 2.      Исследовательская деятельность.

Даша: Как же снег может защитить деревья и растения от мороза, он же холодный?

Воспитатель:Да снег очень холодный, но  деревья не погибают, хотя и стоят под ним. Давайте проведем эксперимент. Возьмем 2 бутылки с водой и поместим их в разные места: одну на поверхности сугроба, а вторую в сугроб, и в конце прогулки проверим, что произойдет.

Воспитатель и дети проводят эксперимент.

Даша: Я знаю несколько загадок, разгадайте их.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

(Снежинки)

Воспитатель: А мы знаем приметы зимы.

Дым столбом — к морозу.

Дым к земле – к теплу.

Белые облака на небе – к ветру.

Синие облака на небе – к ясной погоде.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.

Игра «Поймай мяч»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях.

Ход игры:

Воспитатель называет признаки разных времен года, а дети ловят мяч, услышав зимние признаки.

Березки и дубы.

Цель игры: учить соотносить себя по полоролевым качествам.

Ход игры:

Выбирается ведущий.

Считалка

Зябнет нос, идет зима.

В зимней сказке лес, дома.

Все поземкой замело —

Землю, поле и село.

По команде «Ветер дует», дети качаются, машут руками. Как только воспитатель произносит «Ветер стих», дети изображают деревья (мальчики – дубы, девочки – березы). Ведущий выбирает самое понравившееся дерево, они  меняются.

Медведи и пчёлы.

Цель игры:

Ход игры: улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне луг. В стороне  берлога медведей. Играющие делятся на две группы: девочки – пчелы, мальчики – медведи.  Девочки – пчёлы  живут в улье. Медведи в берлоге.

По условному сигналу пчёлы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за мёдом и жужжат. Как только пчёлы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся мёдом. Как только воспитатель подаст сигнал «Медведи», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу.

Не успевших спрятаться, пчёлы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Воспитатель предлагает отчистить от снега веранду (чтобы наша веранда стала самой красивой и уютной): девочки сгребают и сметают снег, а мальчики уносят его на постройку крепости. Затем  мальчики приносят снег со всей площадки на песочницу, а девочки уплотняют его.  Далее дети совместно строят крепость.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-progulki-nablyudenie-za-sezonnymi-izmeneniyami-starshij-vozrast.html

Ознакомление детей подготовительной к школе группы с зимней природой

Зима и дети Содержание программы.

Выделять характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, устанавливать видимые причинные зависимости между ними; сравнивать зиму с осенью, летом (долгота дня и ночи, погода, вид деревьев, повадки птиц и зверей); подводить к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных от солнечного света и тепла. Дети учатся узнавать деревья по коре и веткам, по форме кроны, отмечать вид деревьев в мороз, при снегопаде и оттепели.

Необходимо продолжить формирование у детей навыков самостоятельного ухода за растениями и животными уголка природы.

Ознакомление с явлениями в неживой природе. Для обогащения представлений о погоде, зимнем небе, снежном покрове следует проводить кратковременные, но систематические наблюдения на ежедневных прогулках.

Зимой, когда день очень короток, удобно наблюдать с детьми восход и заход солнца, появление луны и звезд.

Во время наблюдения за движением солнца в течение дня с одного и того же места воспитатель обращает внимание на высоту стояния солнца.

Во время снегопада надо обращать внимание детей на вид падающего снега, связывая это с наличием ветра, мороза или оттепели. Хорошо рассмотреть снежинки в лупу, посчитать, сколько у каждой лучей.

В холодный день дети гуляют по снегу и слушают, как он скрипит под ногами. Воспитатель отмечает, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твердых снежинок.

Нужно, чтобы в такой день дети послушали потрескивание деревьев, тогда для них будет понятным выражение «мороз трескучий».

При этом хорошо использовать народные поговорки, пословицы, загадки, например: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Береги нос в большой мороз» и др.

Можно пронаблюдать метель, поставив детей на крытую веранду или у стенки дома. Надо предложить им прислушаться к завыванию ветра. Обратить внимание на то, что он поднимает снег в воздух, кружит, переносит с места на место, наметает из него сугробы.

Во время наблюдения метели хорошо прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет». Можно загадать загадку «Не зверь, а воет». Восприятие художественного слова, совпадающее с восприятием действительности, усиливает впечатление.

После метели дети расчищают дорожки.

В теплый зимний день дети занимаются постройками из снега. Воспитатель чертит на слежавшемся снегу клетки, а дети вырезают по ним железными лопатками кирпичи.

Если кирпичи полить водой, то из них можно делать прочные постройки. Для украшения построек можно использовать кирпичики из специально замороженной воды в различных формочках.

В этих играх дети наблюдают превращение воды в лед, усваивают свойства льда – гладкий, скользкий.

На основе личного опыта, полученного в. повседневных наблюдениях и играх, дети устанавливают зависимость между свойствами снега и погодой. «Из этого снега лепить нельзя: в мороз он сухой и рассыпается» или «Сегодня тепло, можно катать комья снега и лепить»,- говорят они.

Все наблюдения зимой за явлениями в неживой природе доставляют детям большое удовольствие, вызывают ощущение радости, усиливают их интерес и любовь к природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Читайте также:  Лунин «радость»

После многочисленных наблюдений в природе нужно провести в конце зимы беседу, использовав для нее художественную литературу и картины.

Беседа о зимних явлениях в неживой природе (примерный конспект занятия)
Программный материал. Уточнить и подытожить знания детей о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз, метель; в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, а в оттепель лепится).

Обогащение словаря: сверкает, пушистый, скрипит, снегопад.

Ход занятия.
Вопросы к детям: какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? Какую погоду зимой вы больше всего любите? Что вы видели на пальто и шапках во время снегопада?

Затем воспитатель рассказывает о снежинках (переработка «Рассказа о снежинках» М. Ильина и Е. Сегала):
«В снежном облаке высоко над землей собралось много снежинок. Они быстро росли и с каждым часом делались все наряднее и красивее.

Все снежинки были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами, другая напоминала цветок с шестью лепестками, а третья сверкала, как драгоценный камешек. Выросли нарядные снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было очень много.

Никто не мог бы сосчитать снежинок. Сначала они падали медленно, тихо, ничто им не мешало. Но вот поднялся ветер, и закружились в воздухе снежинки, как в пляске. Ветер мешал им опуститься, но они все же падали и ложились на ветки деревьев. Красивыми стали деревья, запушенные снегом.

Некоторые снежинки легли на крыши домов, на землю, а некоторые – на дорогу, на мостовую. Этим пришлось хуже, чем другим. Когда наступило утро, зашагали люди по дорогам, покатились машины по мостовым. Снежные цветы и звезды таяли под ногами людей и под колесами машин.

В городе против снежинок повели настоящую войну: их сгребали лопатами, сметали метлами, убирали машинами.

А те снежинки, которые упали во дворы и на участки, лежали ли они спокойно? Нет. Вышли гулять дети, обрадовались свежему снегу. Они начали делать из него снежки, лепили из звезд и цветов снежных баб.

К вечеру сильнее стал мороз, но дети не испугались. Им было весело слушать, как снег скрипит под ногами. Дети не знали, что это ломаются лучи у снежинок.

Лучше всего было тем снежинкам, которые упали в поле и в лесу. Здесь никто их не тревожил. Было тихо. Разве только зверек пробежит и оставит следы на снегу. В лесу снег не убирают, и его там много нападало. Выросли большие пушистые сугробы. Если пойти без лыж, то провалишься в сугробах до пояса».

После рассказа воспитатель проводит беседу с детьми: «На что были похожи те снежинки, которые вы ловили и рассматривали? (Спросить 3-4 человека.

) Куда ложились снежинки? Какой бывает снег, когда его освещает солнце? Помните, в какой сильный мороз мы ходили по снегу, что тогда мы слышали? Какими были деревья в сильный мороз? Какими были деревья в снегопад? Какой бывает снег в сильный мороз? Почему в мороз нельзя из снега лепить? В какую погоду из снега можно лепить? Что мы из снега лепили?»

Как видим, воспитатель опирается на опыт детей. Применен ние художественного рассказа расширяет представление детей о снежинках, помогает им найти образные слова для описания предметов и явлений природы, имеющихся в их чувственном опыте.

Ознакомление с явлениями в живой природе. Зимой, когда лиственные деревья обнажены, нужно направить внимание детей на те их признаки, которые были скрыты летним и осенним нарядом: на общую форму дерева, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры.

Дети должны научиться распознавать деревья по перечисленным признакам.

Для этого нужно провести экскурсию в, лес (парк или сквер), лучше в то место, на котором они наблюдали осенью листопад, и в то время, когда снег еще неглубок и можно близко подойти к деревьям.

Надо воспитывать бережное отношение к деревьям, объяснять, что в мороз ветки деревьев хрупкие и легко ломаются, после обильного снегопада в присутствии детей осторожно, не ломая веток, стряхивать с них снег.

Экскурсия в лес (парк или сквер): (примерный конспект)
Программный материал. Упражнять детей в различении по внешнему виду (по стволу, веткам, коре) деревьев: дуб, березу, сосну. Дать почувствовать красоту зимнего леса.

Обогащение словаря: шероховатый, корявый.

Подготовка экскурсии. Перед экскурсией нужно предупредить детей, что они пойдут в лес, чтобы посмотреть, какими стали деревья зимой.
Проведение экскурсии. Придя в лес, надо обратить внимание детей на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветки деревьев вырисовываются на фоне неба. Пусть дети прислушаются, как стало тихо в лесу.

Затем подвести детей к дубу и сказать:
— Это дуб, посмотрите, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки. Какого цвета у дуба кора? Потрогайте ее руками. Она не гладкая, шероховатая. Найдите еще дуб.

А теперь кто мне покажет березу? Скажите, как вы ее узнали. Какие у березы ветки? Какого цвета кора? Потрогайте ее. Какая она? Какие еще деревья есть в лесу? Покажите сосну. Какая у нее кора? Как вы узнали, что это сосна? Чем сосна не похожа на березу? Чем береза не похожа на дуб?

После рассмотрения деревьев хорошо провести дидактическую игру «Найди дерево». Воспитатель описывает внешний вид дерева, например: «Толстый ствол, коричневая, шероховатая кора, корявые ветки, на них висят сухие листья».

Дети должны отгадать, какое это дерево, подойти и показать его.

На экскурсии, конспект которой приведен, воспитатель путем показа, описания и сравнения особенностей разных деревьев помогает детям выделить наиболее характерные признаки березы, сосны, дуба, обогатить свой словарь.

На следующей экскурсии можно ознакомить детей еще с одним деревом и опять провести игру «Найди дерево». Хорошо поискать на снегу плоды уже известных деревьев, а также шишки ели и сосны.

Для закрепления детских представлений о деревьях зимой хорошо прочитать сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка» о том, как заяц по поручению белки отыскивал зимой деревья. После чтения можно задать детям следующие вопросы: как заяц нашел березу зимой? Как заяц нашел осину зимой? Как заяц нашел дуб зимой? Как заяц нашел липу зимой? Как заяц нашел клен зимой?

Чтобы показать, что деревья зимой живые, но отдыхают, надо провести опыт с оживлением веток (тополь, береза, черемуха, смородина) в помещении.

В конце зимы на одной из экскурсий во время обрезки деревьев надо собрать несколько веток. На ближайшем занятии рассмотреть, зарисовать и сравнить ветки разных деревьев по внешнему виду и окраске, по форме, расположению и запаху почек.

Для развития наблюдательности и мышления детям нужно в конце занятия предложить поставить ветки в вазу в уголке природы и проследить, как начнут набухать почки, как раздвинутся на их верхушках чешуйки и покажутся кончики зеленых листьев, как чешуйки опадут, а листья будут расти.

Хорошо показать, как влияют свет и тепло на развитие почек (поставить часть веток одного и того же дерева вблизи окна, другую часть – подальше от окна), и предложить наблюдать за развитием почек на ветках, в комнате. У детей образуется причинно-следственная связь: тепло, светло – на ветках из почек появляются листья.

После наблюдения над развитием почек проводится беседа о веткахдеревьев.

В процессе беседы надо поставить примерно следующие вопросы: какого дерева эти ветки? (Воспитатель поочередно показывает ветки разных видов деревьев.

) Что было на ветках, когда их принесли в комнату? Что произошло с почками? Почему на ветках деревьев, которые растут в саду, нет листьев? Почему в комнате на ветках появились листья?

Кроме того, продолжается наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.

Для упражнения в умении выделить и описать части комнатных растений проводится игра «Цветочный магазин».

Дидактическая игра «Цветочный магазин» (план)
Оборудование занятия: несколько комнатных растений – аспидистра, герань, традесканция и др.

Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы будем играть в «цветочный магазин». В магазине у нас много комнатных растений. Желающие могут купить одно из них, но надо так рассказать о нем, чтобы продавец догадался, какое растение вы хотите иметь. Называть и указывать его не надо.

Нужно рассказать, какие у растения листья, есть ли на нем цветы, пахнут ли они, Сначала покупателем буду я. Послушайте. Мне нужно растение с широкими и длинными листьями. Они темно-зеленые, гладкие и растут без стебля, прямо из земли. Вот другой пример.

Я хочу купить растение, у которого округлые листья с коричневой полоской по краю, цветет оно розовыми цветами и очень душистое. Кто отгадает, тот будет продавцом.

В процессе игры, если покупатель не может описать растение, воспитатель задает ему несколько вопросов: «Какой формы листья? На что похож цветок? Какого он цвета?» И т. д.

Экскурсия в лес (парк) для ознакомления с зимующими птицами. Для наблюдений над птицами проводится во время оттепели специальная экскурсия в лес (парк или сквер). Там дети могут послушать крик ворон, песни большой синицы и стук дятла. Хорошо поискать «кузницу» последнего, понаблюдать за его работой, рассмотреть уроненную им шишку.

Можно последить за синицами, которые часто висят на березе вниз головой, кувыркаются и качаются на ветках. Детям объясняют, что птицы ищут в щелях коры жучков и мошек, спрятавшихся туда осенью, и едят их. Если лес (парк) близко, то лучше пойти туда во второй половине дня, чтобы посмотреть, как слетаются вороны на ночлег.

Большинство зимующих птиц, которые прилетают к нам на зиму из более северных мест, держатся в лесах, парках и садах. Некоторых птиц можно видеть и на участке детского сада. Так, в поисках корма к жилью прилетают вороны, галки, снегири, синицы и щеглы.

Дежурные по уголку природы должны ежедневно, выходя на прогулку, класть корм в кормушку для птиц и наблюдать, какие птицы прилетают, как едят.

Для закрепления и уточнения представлений нужно провести занятие с рассказами детей об их наблюдениях над птицами.

Воспитание трудовых навыков. В течение всей зимы дети под наблюдением воспитателя по очереди дежурят в уголке природы. Они поливают растения, рыхлят землю, моют листья.

Интерес к уходу за растениями повышается по мере овладения умениями и навыками, которые обеспечивают самостоятельность труда и хорошее состояние объектов уголка природы.

Некоторым детям можно поручить самостоятельное выращивание лука, овса, корнеплодов в уголке природы для подкормки птиц зимой.

Особо интересующимся нужно давать индивидуальные поручения по выращиванию земляники, по выгонке цветов у луковичных растений,
Наблюдая за комнатными растениями, дети должны отмечать появление новых листьев, цветочной стрелки и бутонов, развертывание цветков. Поворачивая цветочные горшки или ящики разными сторонами к окну, можно обратить внимание на то, что растения всегда тянутся к свету. Этот опыт показывает зависимость растений от света.

Дежурные по уголку природы ухаживают и за животными: кормят их, доливают аквариумы, чистят клетки.

Нужно, чтобы повседневный труд детей в уголке природы и на участке сочетался с наблюдениями, в результате которых выяснялось бы, какой корм любит та или другая птица, как его поедает. В конце зимы можно пронаблюдать за голубями: сколько они откладывают яиц? Какие вылупляются птенцы? Как их выкармливают родители?

В сельской местности рекомендуется провести наблюдение за домашними птицами, организовать экскурсию на птицеферму.
Календарь природы. Дежурные отмечают в календаре природы погоду: солнечно, пасмурно, снегопад, метель, оттепель.

Воспитатель привлекает внимание детей к наступлению следующих явлений: замерзание пруда (реки), установление снежного покрова, метель, вид деревьев в разную погоду, повадки птиц в мороз, оттепель, начало капели, появление сосулек.

Некоторые явления дети зарисовывают в календарь природы. В конце зимы по этим рисункам проводят беседу.

Прочитал статью?Голосуй!!!

Источник: http://yug-front.info/oznakomlenie-detej-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppy-s-zimnej-prirodoj/

Ссылка на основную публикацию