Конспект занятия в детском саду «жилище человека». старшая группа

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД в старшей группе “Жилище человека”

Конспект занятия в детском саду «Жилище человека». Старшая группа

Оргмомент: дети отгадывают загадки

В нём четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы.

  1. Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт.

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый…

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие, и посмотрим, в каких домах жили и живут люди. Давайте представим, что мы оказались в древнем мире. А это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

Ответы детей: Пещера

Воспитатель: Когда-то очень давно на земле не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары и холода, ветра и дождя и люди стали себе искать убежище в пещерах. Но это было не безопасно. Поэтому человек со временем научился строить дома. В ход шли брёвна, ветки, камни, глина. Выбор строительного материала зависел от того, где люди жили.

Представим, что мы попали в гости к эскимосам на Крайний Север. Здесь не бывает лета, поэтому снег и лёд никогда не тает. Это дом эскимоса, он имеет очень интересное название – иглу. Скажите, какой материал был использован для её строительства?

  Ответы детей: Йглу из снега

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы в центре России, где много лесов. Ребята, вы знаете как называется это жилище?

Ответы детей: Изба

Воспитатель: Издревле русские люди славились своей силой и мастерством. И строили они свои избы из сосны, ели и лиственницы, стволы этих деревьев хорошо удерживали внутреннее тепло и долго не гнили.

Крыши таких изб сначала покрывали соломой, а в наше время кроют железом.

Физминутка «Строим дом»

Целый деть тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточками стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот домик для бельчат.

Этот дом для белочек

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом Для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый.

Здесь живет Алеша,

 Мальчик он хороший

В этом доме Маша,

Солнышко ты наше

(Выпрямленные пальцы обеих рук соединяют друг с другом под углом ,как крыша.

Называемые пальцы прижимают друг к другу. Сжимают пальцы в кулак и стучат ими друг о друга. Ритмично сжимают пальцы в кулак.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами оказались на природе у реки около леса. Кто знает, как называется жилище?

Ответы детей: Шалаш

Воспитатель: Шалаш – это легкое летнее временное жилище из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. Чаще всего шалаш строят на природе (в лесу, в поле, у реки). Шалаш служит укрытием на ночь и защищает от непогоды – ветра, грозы, дождя и т.д.

Шалаш – временный дом для путешественников, туристов, рыбаков и всех тех, у кого возникла необходимость недолгое время жить в природных условиях.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы вернулись в наше время. А теперь расскажите мне, какие дома строят современные люди?

Многоэтажные дома и коттеджи строят  из кирпичей, железобетонных панелей и деревянных брусьев. Эти современные материалы очень прочные и красивые.

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Лови, бросай, на вопрос отвечай» (с мячом).

(Дом из камня…..каменный

             соломы, дерева, глины, льда, кирпича, стекла, бетона, брёвен.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали и видели разные дома.  

  • Назовите жилище прошлого?
  • Назовите жилище северных народов?
  • Назовите сельское или деревенское жилище?
  • Как называется временное жилище?
  • Как называется жилище современных людей?

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/21/nod-v-starshey-gruppe-zhilishche-cheloveka

Занятие «Жилища человека» | МБДОУ Детский сад комбинированного вида №14

Познавательное занятие по космическому воспитанию

на тему «Жилища человека».

в разновозрастной группе (5-7лет)

Составила воспитатель

Тимербаева Венера Салихзановна

Программные задачи:— Познакомить детей с первыми жилищами древнего человека.— Учить детей анализу, суждениям.— Воспитывать интерес к истории развития человека;— Развивать любознательность;— Расширять поисково – познавательную деятельность детей;— Развивать умение задавать вопросы;— Развивать предпосылки диалектического мышленияАктивизация словаря: Жилище, пещера, шалаш, землянка, вигвам, иглу.Материал: демонстрационная доска, буквы ( д, о, м ) на коврике, табличка «жилища» , мяч, макеты (рисунки) жилищ древних людей- пещера, землянка, веточки и ткань для изготовления шалаша; камни и глина для изготовления домика из камней (на отдельном столе); стихотворение о пещере напечатано на листочке для последующего чтения детьми, схема рассказа про жилище (из чего строят, кто строит и где), набор карточек «Сколько братьев у нашего дома»

Предварительная работа:

-Изготовление макетов жилищ родителей с детьми (изба, яранга, иглу, дом на сваях, юрта, многоэтажный дом).

-Сообщение Владика «Вигвам».

-Сообщение Насти «Иглу»

-Совместная работа по изобразительной деятельности «Яранга и чукча».

-Чтение энциклопедий по теме «Жилища».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель предлогает детям составить слово из букв ( д , о, м).(Ставит перед детьми на демонстрационную доску).

Воспитатель: Как вы считаете для чего нужен человеку дом? ( игра с мячом).

Сообщение детям цели занятия:

Воспитатель: Мы сегодня продолжим разговор про потребности человека. Тема нашей беседы – дом (читают дети).

Воспитатель: Слово дом произошло от латинского слова «домус», что означает жилище. Произнесем вместе – домус. Домус — это жилище .

слово «жилище» воспитатель ставит рядом со словом «дом».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на макеты жилищ , подумайте какое из них было самым первым жильем древнего человека и почему именно это?. Вспомните, в каких условиях жил человек, чем он занимался. Ответы детей

Наводящий вопрос: — Умел строить дома человек много тысяч лет назад?

Рассказ воспитателя: — Много тысяч лет назад человек еще не умел строить дома. Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден, и все время думал, где ему добыть еду.

А еще первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от других животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку со всех сторон угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него.

Трудно человеку без дома!

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье свое искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра…

И теперь он точно знает-

Дом найти ему пора!

Воспитатель: — Нашел человек себе жилье? Какое?

Макет пещеры (рисунок) на столе (демонстрационной доске) перед детьми.

Воспитатель Пещера – это пустое пространство, которое постепенно образуется в горе под воздействием ветра, воды, колебаний температуры воздуха.

Воспитатель: — От чего и кого человек спасался в пещере?

Дети: От непогоды, от опасных диких зверей.

Воспитатель: — Как человек благоустроил пещеру?

Дети: Он принес туда веток, сухой травы и соорудил себе постель.

Воспитатель: Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами убитых животных. Очаг обогревал жилище, а на огне можно готовить пищу. Так пещера стала для далекого предка его первым домом.

Воспитатель: Поиграем в игру «Пещера хорошо и плохо».

Дети: Хорошо — защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; место для отдыха;

можно на очаге приготовить пищу.

Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от непрошенных гостей; не в любой местности были пещеры.

Воспитатель: — О чем задумался человек? Он может построить сам себе жилище?

Сейчас мы с вами попробуем построить жилище древнего человека из того материала, который он мог найти там, где он жил.

Вопрос: — Что можно построить из палок и веток?

Дети: шалаш.

Воспитатель: Народы, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши. Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками.

Вопрос: — Какие жилища, похожие на шалаш, мы с вами знаем? Их строили на севере, там, где было холодно? (вигвам-жилище североамериканских индейцев, обтягивали шкурами бизонов; яранга-жилище чукчей, шкурами оленей).

Воспитатель: — Там, где почва была каменистая, человек пытался строить дом из камней. Давайте попробуем построить дом из камней.

Дети пытаются, но постройки разваливаются.

Воспитатель: Что же делать? Чем можно скрепить камни?

Высказывания, предположения детей. Один ребенок пробует скрепить глиной.

Воспитатель: — Немало прошло времени, пока люди не догадались скреплять камни глиной.

(Показ землянки).

Воспитатель: — Там, где земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ямой сооружал навес из веток. Такое жилье называли землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Но жить под землей было сыро, неуютно. Человек стал задумываться о новых постройках….

Итог:

Но не будем забывать о первых домах, благодаря которым человек выжил в жестоком первобытном мире, чтобы спустя тысячелетия возводить многоэтажные небоскребы.

-Назовите первые жилища. (пещера, шалаш, дом из камня, землянка).

Физкультминутка.

Воспитатель: Я приглашаю в увлекательное путешествие, в котором мы узнаем, что у нашего дома есть братья.

Дети берут по карточке с изображением жилища, а затем подбирают соответствующий пейзаж и фигурку человека.

Задача считается выполненной в том случае, если ребенок составил рассказа о жилище по схеме.( из чего строят, кто и где).

Информация для дополнений и уточнений ответов детей.

Изба — традиционное жилище русских строилось из бревен, так как дерево было самым доступным строительным материалом в России. Поселение, где люди живут в избах, называется деревней.

Яранга — переносное жилище из деревянных шестов, которые покрыты оленьими шкурами; строят оленеводы-чукчи на Крайнем Севере.

Хата – традиционное жилище белорусов, украинцев, русских, живущих на юге России ; делали его из прутьев, промазывали глиной и сверху белили. Поселения, где живут в хатах, называют хутором.

Иглу – жилище строят из снега и льда; живут в них на эскимосы и другие и другие северные народы.

Вигвам – жилище из жердей и обтянутое шкурами бизонов; это дом индейцев, которые живут в Северной Америке.

Юрта – складной дом, обтянутый войлоком; живут в нем пастухи Казахстана, Монголии.

Итог:

Вот какие необычные и удобные для определенного климата и условий жизни дома.

Цель третьей части:

Воспитатель: Сегодня мы узнаем еще об одном жилище.

Ребенка читает свой доклад составленный ранее в группе.

Дети задают вопросы к докладчику.

Докладчик отвечает на вопросы детей. (воспитатель оказывает помощь в случае необходимости).

Итог:

Воспитатель: Мы узнали еще об одном жилище человека.

Итог:

Воспитатель: Расскажите , что нового, интересного узнали на занятии.

Дети: мы говорили о потребности человека – о самом первом жилище человека, пытались сами построить жилище из камней, вспомнили о разных необычных жилищах.

Свободная, самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Мне бы хотелось, чтобы во время работы с Монтессори материалом вы узнали еще больше про жилища (из энциклопедий, из книжечек в русском языке, во время работы на листочках).

Просыпайся, глазок,

Просыпайся другой,

Да порадуйся солнышку вместе со мной-

Посмотри, как оно улыбается всем, кто делом с утра занимается.

Дети закрывают глаза и размышляют над тем, какой материал возьмут дети для самостоятельной работы. Затем по одному подходят к педагогу, и говорят , с чем они будут заниматься.

Планируемые презентации: (то, что необходимо подготовить)

-подвижный алфавит (из букв выкладывать названия жилищ и переписывать); (внести карточки с рисунками жилищ);

-раскрашивание жилищ; (листы с изображением жилищ);

-списывание рассказов о жилищах; (написать рассказы о жилищах)

-изготовление макета жилища; (приготовить материал),

-работа на листах;

-работа с дидактическими карточками «Сколько братьев у нашего дома?» (сделать игру).

Источник: http://montessori-snz.ru/pedagogam/korzinka-idej/zanyatie-zhilishha-cheloveka/

Конспект занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему “Береги себя”

Конспект занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему «Береги себя».

Цель:  уточнить и расширить представление детей о доме – жилище человека, учить видеть предметы, расширить представления детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности; научить детей пользоваться телефонами службы спасения.

Читайте также:  Занятие на день земли в старшей группе детского сада

Пособия: иллюстрации с изображением бытовой техники, плакаты с номерами телефонов служб спасения.

Словарная работа:  опасность, служба спасения.

Ход занятия.

Загадывает загадку:

В доме этом нет угла.

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь.

  • В каких домах люди жили в старину?
  • Как строилась юрта?
  • Сколько семей жило в такой юрте?
  • Где готовили еду?
  • Где брали воду?

Беседа о современном жилище.

Прошло много времени и многое изменилось в жизни людей.

  • В каких домах вы теперь живете?
  • На чем готовят сейчас еду? И как называется помещение, в котором люди готовят еду?
  • Кто обычно хозяйничает на кухне?
  • Вы часто находитесь рядом. Иногда вас просят чем – либо помочь. Но на кухне надо быть предельно внимательным и осторожным. Если мама доверила тебе нарезать хлеб или овощи – не отвлекайся.
  • Как ты думаешь, почему?
  • На чем вы готовите еду?
  • Плита в вашей квартире газовая или электрическая?

Газовая плита зажигается спичками. Вам пока не разрешается самим зажигать спички. Можно учиться только в присутствии взрослых. В противном случае огонь может принести огромный вред.

Очень опасен и сам газ. Им можно сильно отравиться. Поэтому никогда не трогайте ручки у плиты, вы можете случайно открыть газ.

Если вы почувствовали запах газа в квартире, немедленно скажите об этом взрослым.

Надо сразу же открыть окно и двери. Закрыть кран на плите. Нельзя включать свет и пользоваться спичками.

Позвонить по телефону 104.

        Физминутка.

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва

В печку прыгают дрова,

Печка жарко топится,

Угостить торопится!

Беседа о правилах безопасности.

  • Есть ли в вашей квартире электроплита? Она работает от электрического тока, который зажигает лампы, заставляет работать холодильник, пылесос…. Ток течет по проводам, если прибор включен в розетку. Если вы сами будете что – то включать или выключать, беритесь только за вилку. Руки при этом должны быть сухими. Никогда не трогайте провод, это очень опасно!
  • И вот мама зажгла или включила плиту и поставила на нее разогревать суп. Здесь вас снова поджидает опасность. Какая? На плите кипяток. Будьте осторожны, не толкните маму, иначе она, и вы можете обжечься.
  • А как можно узнать, разогрелся ли суп?

Открывать крышку и наклоняться над кастрюлей нельзя, так как в лицо может ударить струя горячего пара. Поэтому лучше вам, пока вы маленькие, к плите не подходить или делать это в присутствии взрослых.

  • Как вы думаете, можно ли в комнате играть в подвижные игры? Почему?
  • Можно ли высовываться из окна? Почему?
  • Можно ли открывать дверь не знакомым людям, если вы дома одни? Почему?

Беседа о службе спасения.

Правила, о которых мы говорили сегодня не сложно запомнить и выполнять их. Но в жизни все может случиться, и вам понадобиться помощь.

  • Куда же за ней обращаться?

Если начался пожар звоните – 101.

Если необходима помощь милиции – 102

Скорая помощь врача – 103.

Есть номер, по которому можно просить о помощи в любой ситуации – 112.

Набрав нужный номер, вы должны назвать свой адрес, фамилию и причину, по которой вы звоните.

Игра «Служба спасения»

На двух столах – телефоны. Вы будете по очереди набирать номер и вызывать пожарную службу, врача или милицию. У другого телефона вызовы буду принимать я. Вам необходимо правильно сообщить свои данные и адрес.

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Запомнили ли вы правила о которых мы говорили?

Что больше всего вам запомнилось?

О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Конспект занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему «Береги себя».

Цель: уточнить и расширить представление детей о доме – жилище человека, учить видеть предметы, расширить представления детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности; научить детей пользоваться телефонами службы спасения.

Пособия: иллюстрации с изображением бытовой техники, плакаты с номерами телефонов служб спасения.

Словарная работа: опасность, служба спасения.

Ход занятия.

Загадывает загадку:

В доме этом нет угла.

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь.

  • В каких домах люди жили в старину?
  • Как строилась юрта?
  • Сколько семей жило в такой юрте?
  • Где готовили еду?
  • Где брали воду?

Беседа о современном жилище.

Прошло много времени и многое изменилось в жизни людей.

  • В каких домах вы теперь живете?
  • На чем готовят сейчас еду? И как называется помещение, в котором люди готовят еду?
  • Кто обычно хозяйничает на кухне?
  • Вы часто находитесь рядом. Иногда вас просят чем – либо помочь. Но на кухне надо быть предельно внимательным и осторожным. Если мама доверила тебе нарезать хлеб или овощи – не отвлекайся.
  • Как ты думаешь, почему?
  • На чем вы готовите еду?
  • Плита в вашей квартире газовая или электрическая?

Газовая плита зажигается спичками. Вам пока не разрешается самим зажигать спички. Можно учиться только в присутствии взрослых. В противном случае огонь может принести огромный вред.

Очень опасен и сам газ. Им можно сильно отравиться. Поэтому никогда не трогайте ручки у плиты, вы можете случайно открыть газ.

Если вы почувствовали запах газа в квартире, немедленно скажите об этом взрослым.

Надо сразу же открыть окно и двери. Закрыть кран на плите. Нельзя включать свет и пользоваться спичками.

Позвонить по телефону 104.

Физминутка.

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва

В печку прыгают дрова,

Печка жарко топится,

Угостить торопится!

Беседа о правилах безопасности.

  • Есть ли в вашей квартире электроплита? Она работает от электрического тока, который зажигает лампы, заставляет работать холодильник, пылесос…. Ток течет по проводам, если прибор включен в розетку. Если вы сами будете что – то включать или выключать, беритесь только за вилку. Руки при этом должны быть сухими. Никогда не трогайте провод, это очень опасно!
  • И вот мама зажгла или включила плиту и поставила на нее разогревать суп. Здесь вас снова поджидает опасность. Какая? На плите кипяток. Будьте осторожны, не толкните маму, иначе она, и вы можете обжечься.
  • А как можно узнать, разогрелся ли суп?

Открывать крышку и наклоняться над кастрюлей нельзя, так как в лицо может ударить струя горячего пара. Поэтому лучше вам, пока вы маленькие, к плите не подходить или делать это в присутствии взрослых.

  • Как вы думаете, можно ли в комнате играть в подвижные игры? Почему?
  • Можно ли высовываться из окна? Почему?
  • Можно ли открывать дверь не знакомым людям, если вы дома одни? Почему?

Беседа о службе спасения.

Правила, о которых мы говорили сегодня не сложно запомнить и выполнять их. Но в жизни все может случиться, и вам понадобиться помощь.

  • Куда же за ней обращаться?

Если начался пожар звоните – 101.

Если необходима помощь милиции – 102

Скорая помощь врача – 103.

Есть номер, по которому можно просить о помощи в любой ситуации – 112.

Набрав нужный номер, вы должны назвать свой адрес, фамилию и причину, по которой вы звоните.

Игра «Служба спасения»

На двух столах – телефоны. Вы будете по очереди набирать номер и вызывать пожарную службу, врача или милицию. У другого телефона вызовы буду принимать я. Вам необходимо правильно сообщить свои данные и адрес.

Анализ.

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Запомнили ли вы правила о которых мы говорили?

Что больше всего вам запомнилось?

О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/uroki/konspiektzaniatiiadliastarshieighruppypooznakomlieniiusokruzhaiushchimmiromnatiemubierieghisiebia

Развивающее занятие для детей с ОНР

Программное содержание: расширять и обогащать знания детей о жилище человека, закрепить понятия «адрес», «улица», учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку; развивать творческое мышление, используя элементы ТРИЗ; учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать однокоренные слова; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Организационный момент.

Учитель-дефектолог собирает детей у окна и читает стихотворение:

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Психогимнастика.

Воспитатель (В.). Представьте себе, что вы идёте по улице и вдруг увидели очень красивый дом. Покажите своё удивление! (Дети показывают.)

А как вы думаете, кто построил такой дом? (Строители.)

Сейчас мы с вами будем строителями.

Логоритмика.

Тук, тук, молоток. (Дети стучат кулачком правой руки по ладони левой.)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей. (Поднимают руки вверх и затем изображают крышу.)

Дом большой и видный вышел. (Разводят руки в стороны.)

На переносную доску учитель-дефектолог выставляет два рисунка домов и обращается к детям:

— Назовите части дома (фундамент, стены, крыша, ступени, двери, окна, балконы, веранда, труба, чердак).

— Для чего в доме нужны окна? (Окна нужны для того, чтобы в доме было светло.)

— Для чего в доме нужна дверь? Крыша? Балкон? и т.д. (Ответы детей.)

Игра «Много — достаточно» (элементы ТРИЗ)

Учитель-дефектолог задаёт вопросы, дети отвечают.

— Один дом для всех людей. Это много или достаточно?

— Одно окно в комнате?

— Один лифт в подъезде?

— Одна дверь для многоэтажного дома?

— Один фундамент для дома?

— Одна стена для дома?

— Одна крыша для дома?

Игра «Дом, в котором я живу».

Дети садятся за столы.

— Как называется место, где дома стоят в одну линию? (Улица.)

(Выставляется картинка с изображением улицы.)

— Назовите свой домашний адрес.

— Из каких материалов строят дома? (Из кирпича, блоков, камня, стекла и т.д.)

— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)

— Из кирпича?

— Из блоков?

— Из панелей?

— Из камня?

— Из бумаги?

— Из стекла?

— Из песка?

— Изо льда?

— Из картона?

— Из глины?

Учитель-дефектолог слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются.

— Дома бывают разные по высоте. Почему? (Ответы детей.)

— Как мы скажем про дом, у которого много этажей? (Многоэтажный.)

— Один этаж? (Одноэтажный.)

Игра «Весёлая считалка».

Учитель-дефектолог раздаёт детям рисунки домов с разным количеством этажей, в одном из окон «горит свет». Надо сосчитать:

а) Сколько этажей в доме?

б) На каком этаже ты живёшь? (Там, где «горит свет»; Я живу в пятиэтажном доме на втором этаже.)

Физкультминутка.

Учитель-дефектолог читает стихотворение. Дети выполняют соответствующие тексту физические упражнения.

По дороге мы идём.

Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнём,

Потом дальше пойдём.

— Вот мы и пришли на место. Что мы делали в пути? (Сидели, отдыхали.)

— Какая была дорога? (Длинная, трудная.)

— Шли, шли и пришли на улицу, где стоят дома, не похожие на те, в которых мы живём.

Игра «Чей дом?».

Выставляются рисунки с изображениями замка, дворца, избушки на курьих ножках, теремка.

— Найдите дом короля. Как он называется? (Дворец.)

— Дом Кащея Бессмертного? (Замок.)

— Дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

— Дом Лягушки-квакушки? (Теремок.)

Игра «1—2—5—9».

Учитель-дефектолог показывает цифру. Дети согласовывают числительное с существительным. (Одна избушка, две избушки, пять избушек, девять избушек и т.д.)

Можно предложить детям согласовать с существительными слова «Замок», «Дворец», «Теремок».

— Как вы думаете, эти дома настоящие или нет? (Нет, они нарисованные.)

— А теперь слова спрягаем.

Рисую дом. (Я, ты, он, она, мы, вы, они.) Строю дом.

Пальчиковая гимнастика.

На поляне дом стоит.

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем.

В гости всех мы приглашаем.

Дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики.

Игра «Кто где живёт?»

Учитель-дефектолог раздаёт детям карточки с нарисованными животными (одинаковой величины) и домами (разными по величине).

— Проведите линию от животного к дому, в котором он живёт. (Дети выполняют задание.)

Игра «Мы построим новый дом».

А сейчас мы попробуем построить из палочек дом. Здесь потребуется ваше внимание и сообразительность. Переложите одну палочку так, чтобы дом повернулся к нам другой стороной. (Дети выполняют задание.)

Итог занятия.

— О чем мы сегодня говорили, ребята? (Дети отвечают.) Время бежит быстро. Скоро вы станете взрослыми и каждый сам себе сможет построить дом. А сейчас скажите, какой бы вы хотели построить дом? (Большой, светлый, уютный, просторный, удобный, деревянный и т.д.)

Читайте также:  Аппликация своими руками для детей дошкольного возраста. мышка

Я верю, что все ваши мечты исполнятся. Растите и будьте всегда дружными и весёлыми.

Развивающее занятие для детей с ОНР подготовила Л. Булак

Источник: https://vscolu.ru/razvivayushhie-zanyatiya/razvivayushhee-zanyatie-dom-v-kotorom-ya-zhivu.html

Конструкт занятия “История жилища человека” по технологии “река времени”

Шаг 3. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами,явлениями

-В древности люди еще не умели строить дома, отсюда название – пещерные. люди

-Почему они жили в пещерах?

Правильно. Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза.

– Река времени текла дальше.

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка, не спеши, нам о прошлом расскажи.

-Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг Очаг обогревал жилище и на огне можно было приготовить пищу.

Но не в любой местности были пещеры, а жить где то надо. Люди, которые кочевали с места на место, сооружали ,,,?

Из чего строили шалаши? (Из веток)

– где жить по вашему мнению было лучше?

-Но в древности человек строил себе жилище еще и из других материалов. Так индейцы делали жилища – из шкур бизонов. «типи»( отгадываем ребус- первый звук в словах-(картинках) вещи для похода)

– Люди строили дома из тех материалов, которые были в этой местности.

-Как вы думаете, из чего строили дома?

-люди, которые жили на крайнем севере?

– А если разгадаете ребус, то узнаете, как называется жилище эскимосов – «иглу».

Эти дома называли иглу

Иглу – круглый дом, который строится из обточенных больших кусков плотного снега. Раскладывались меховые шкуры, разводился огонь. Становилось тепло и светло. Стены от огня не могут растаять, так как суровый мороз снаружи не дает им такой возможности.

Для строительства стен приготавливались большие снежные плиты. Затем на снегу размечали круг и выкладывали по нему первый слой. Следующие ряды укладывались с меленьким наклоном внутрь дома, образуя овальный купол. Между снежными плитами оставляли промежутки. Не стыковали их вплотную.

Щели потом затирали снегом и скрепляли специальной лампой с тюленьим жиром. Тепло от горящей лампы растапливало внутреннюю поверхность стен, холод замораживал воду, образуя ледяную корку. Дверь в такое жилище делалась (пропиливалась) очень низкой или вообще выкапывался туннель в снегу.

Входное отверстие находилось в полу и приходилось ползти, чтобы попасть домой. Дома делали совсем небольшими – в максимальной точке купола едва умещался стоящий человек. Так дома легче было обогревать и сохранять ценное тепло. В куполе, чтобы поступал необходимый для дыхания воздух, прорезалось отверстие.

Спать обычно семья укладывалась напротив него на лежанках из снежных блоков, покрытых шкурами.

Юрта (тирмэ) – это переносное жилище башкир. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь. Вещи в юрте располагали вдоль стен, оставляя свободной середину. В центре находилось места для очага.

Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку, и над ней устанавливали треножник для котла. Лунку обкладывали камнем, а котел опирался на каменное основание в форме незамкнутого кольца. Пол в юрте устилали сухой травой. Жилое пространство организовывалось относительно центра.

На дальней половине юрты за очагом находилось почётное место. Поверх травы здесь расстилали кошмы(войлок) и паласы. 

-Из чего строили дома люди, которые жили в тундре, полях?

-Это чумы

– Интересно, почему они не строили деревянные дома?

В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры.

В летнее время возить печь тяжело, поэтому вместо неё используется небольшой костер `вольнэй би`, дым которого также отпугивает комаров. Напротив входа, в передней части чума подвешена полочка `джадж`, на которой находятся иконы, другие предметы, особо почитаемые хозяевами.

 Чтобы постоянно обогревать своё жилище, хозяевам необходимо большое количество дров `пес`. Их заготавливают заранее, заносят в чум и складывают возле выхода. Этим занимаются и взрослые, и дети. 

-Прошли сотни лет, люди научились изготавливать инструменты и строить дома.

Пальчиковая гимнастика: (Чистякова Е.Б.)

Строим, строим, строим дом.

Дом с высоким потолком,

С треугольной крышей

Вот такой? Нет, выше.

Окон в доме три и три.

Поскорей в них загляни.

Там увидишь печку,

На печке – человечка.

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье свое искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра…

И теперь он точно знает-

Дом найти ему пора!

-Как вы думаете какие же дома решили строить люди?

Действительно, первые кто решил строить деревянные дома оказались донские казаки. А мы их потомки. Казак- это вольный человек, защитник. А какое жилье должно быть у воина?

-Первыми их домами стали землянки

Как вы думаете, почему они так назывались?

-В земле рыли глубокую яму, накрывали ветками и камышом. Позднее жилища казаков изменились. Казаки стали строить хаты.

Эта постройка без фундамента, стены из глины. Крыша крылась камышом или соломой. Но при разливе, такие дома размывало водой, и казаки стали строить более прочные дома – курени.

Те, что жили у реки, ставили двухэтажные. Первый этаж – из камня, чтобы вода не могла повредить курень. Второй – из глины или дерева. Окна с деревянными ставнями, вокруг дома деревянный балкончик.

Как вы думаете, для чего?

– Как вы думаете, люди, которые жили около леса, строили какие дома?

– Долгое время дома строили только деревянные

– если они деревянные, значит из чего они построены?

-что такое дерево?

– из какого растительного материала можно построить дом? (игра «выбери строительный материал)

– на какие две группы можно поделить эти деревья?

-Как по-другому можно назвать деревянный дом?

Изба — традиционное жилище русских. Изба строилась из бревен, так как дерево было самым доступным и удобным для строительства материалом. Крыша покатая, чтобы зимой на ней меньше задерживался снег. Обязательный элемент каждой избы — печь для обогрева жилища, поэтому над крышей видна труба

.вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

«Рубить избу» – означает строить, а строили ее топорами.

На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтёсывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

– игра («из каких геометрических фигур построена изба)

-Но «Река времени»

текла дальше.

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка, не спеши, что же дальше, расскажи.

Прошли еще столетия и люди стали строить дома, используя другие материалы.

Физкультминутка (Т.Петухова)

Чтобы дом построить новый,

Запасаем лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

Едут, едут самосвалы

Через горы, перевалы,

Чтоб доставить точно в срок

Для строительства песок.

Разгрузили аккуратно

И поехали обратно

Кто-то машет из кабины.

Кирпичи везут машины.

А строители умело принимаются за дело.

Изучая чертежи, быстро строят этажи.

Вот построен новый дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том,

Он многоэтажный.

В: Дома стали выглядеть совсем по-другому. Давайте, их сравним (выставляет картинки).

Д: Слева дом деревянный, а справа – кирпичный.

У дома слева крыша треугольная, а справа – кирпичная.

На крыше дома слева есть труба. А на крыше дома справа нет трубы.

Слева дом одноэтажный, а справа – многоэтажный. Небоскреб

– игра «сосчитай этажи»

В: читает отрывок стихотворения С. Баруздина.

На улице Садовой дом построен новый.

В нем столько новых окон! Считать – не сосчитать!

А крыша так высоко, что птицам не достать.

В доме 10 этажей. В доме тысячи людей.

Кто построил этот дом? Дом, в котором мы живем?

Но- река времени не стоит на месте и вот уже скоро появятся совсем новые дома, а кто их будет строить?

-Дети, кто такой архитектор?

-Архитекторы мечтают о домах будущего (показывает иллюстрации домов будущего).

Может быть, когда вы вырастите, то станете архитекторами и построите красивые дома, которые будут радовать людей.

-Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома.

шалаш

-в пещере холодно, могут обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере.

-термос, палатка, бинокль (последний звук 1 части) фонарики

– из дерева, веток, камня,снега, …

– Люди, которые жили на крайнем севере, строили дома из снега.

– головной убор, телефон(схема-2 слог первая буква), спички-(последний звук)

Люди, которые жили в тундре, строили дома из шкур оленей

-В тундре не растут деревья.

-Ударяем кулачком о кулачок.

-Поднимаем руки вверх, встаем на носочки.

– Показываем руками невысокую,

треугольную крышу.

-Показываем руками высокую,

треугольную крышу.

-Выставляем по очереди по 3 пальца

на каждой руке.

-Ладошки у висков, имитируем

заглядывание в окно.

-Изображаем руками печку.

-Беремся за уши и дразнимся.

– Люди строили деревянные дома.

-Такое, чтобы можно было быстро построить и ежели что, бросить не жалко..

– Бревенчатый дом.- изба

– из дерева

-растение

– (выбирают из иллюстраций деревья, называют их)

– лиственные и хвойные

– (считают и называют геометрические фигуры)

-соединяем все пальцы поочередно

с большими пальцами

-(имитируем поездку на машине)

-(имитируем движения разгрузки)

– «Едем» в другую сторону

-Машем

-Руки полочкой, меняем их по очереди местами

-руки вверх, встали на носочки

-Руки на поясе, повороты влево, вправо

-руками показываем окно

– решают задачи на сложение и вычитание

-архитектор, строитель…

-Архитектор – это художник-строитель. Он проектирует новые дома.

Источник: https://multiurok.ru/files/konstrukt-zaniatiia-istoriia-zhilishcha-chieloviek.html

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности “Жилище человека в древности”

Технологиялық қартасы / Технологическая карта

Вариативтік құрам-Вариативный компонент: «Опыты, эксперименты».

Тақырыбы-Тема: «Жилище человека в древности».

Мақсаты-Цель: Создание макета «древнего» дома. Міндеттері-Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, формировать умение реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования (подготовительная группа).

Құрал жабдық-Материал, оборудование: иллюстрации с изображением разнообразных типов домов, картон, бумага, клей, кисточки, краски, картонные коробки, веточки деревьев, древесные опилки.

Меңгерілетін сөздер-Словарная работа: жилище.

Билингвалдық компонент-Билингвальный компонент: дом – үй, человек – адам.

Іс әрекет қезеңіЭтапы деятельности Тәрбиешінің іс әрекетіДействия воспитателя Баланің іс әрекетіДействия детей
Мотивационно – побудительный этап Круг приветствия:Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,Чтоб пожелать здоровья доброго,Удач, успехов и везения!Чтоб обрести сегодня вамПрекраснейшее настроение!Я очень рада нашей встречи в этом замечательном доме – в нашем детском саду.Вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Ответ на этот вопрос вы получите, отгадав загадку.В нем живёт моя семья,Туда бегу всегда и я,К нему дорогу не забуду.Я без него дышу с трудом.Ведь это мой родимый… (дом).Билингвальный компонент: дом – үй, человек – адам. Становятся в круг, приветствуют воспитателя и друг друга.Проявляют интерес.Слушают и отгадывают загадку.Повторяют: дом – үй, человек – адам.
Организационно – поисковый этап. Постановка исследовательской задачи.Где жил человек в древние времена?Было ли это безопасное жилище? Как вы себе его представляете?А кому ещё нужен дом? Дом необходим всем, но самое большое разнообразие у человека. Ещё в древности люди освоили профессию строителя. Увидеть разнообразные дома прошлого нам поможет машина времени.(Появляется машину времени)Чтобы она заработала, нужно сказать волшебные слова.Повторяйте за мною:Раз, два, три – покружись,В древнем мире окажись.Вот мы и в древнем мире. А это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?Когда – то очень давно на земле не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары и холода, ветра и дождя люди стали искать себе убежище в пещерах.Физкультминутка.А теперь, ребята, всталиБыстро руки вверх подняли.В стороны, вперед, назад.Повернулись вправо, влево,Тихо сели, вновь за дело.Выполнение эксперимента.Предложить детям создать макет «древнего» дома. В картонной коробке с помощью ножниц вырезать вход в пещеру, оклеить ее снаружи кусочками скомканной бумаги (для создания рельефа местности). Окрасить коробку коричневой краской, как с внутренней, так и с внешней стороны. Наклеить мох, древесные опилки – растительный покров почвы вокруг пещеры, укрепить веточки деревьев возле входа. Ребята, вылепите из пластилина семью первобытных людей и поселите ее в этой пещере. Отвечают на вопросы.Слушают.Повторяют слова.Пещера.Слушают.Выполняют движения по тексту физкультминутки.Проявляют интерес.Берут картонную коробку, вырезают вход в пещеру.Оклеивают коробку кусочками скомканной бумаги.Окрашивают коробку.Наклеивают опилки и мох.Лепят из пластилина семью первобытных людей, селят её в пещере.
Рефлексивно – корригирующий этап Что нового и интересного вы узнали на занятии?Какой вывод можно сделать? Делятся своими впечатлениями.Материалы можно преобразовывать.
Читайте также:  Урок литературного чтения. а. пушкин «сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс

Воспроизводит: знает, где жил человек в древние времена; знакомые слова на казахском языке. Понимает: что такое макет.

Применяет: умение реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-po-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti-zhilishchie-chielovieka.html

Нод “путешествие в жилище человека”

Конспект НОД по теме:

«Путешествие в жилище человека».

Цель: Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.

Задачи:

Обобщить и конкретизировать знания детей об истории жилища.

https://www.youtube.com/watch?v=Y0HH6l79Ln4

Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков: -жилище пещерного человека-пещера

-жилище древних славян/крестьян – изба

Сформировать представление о жизни пещерных людей (разнообразие видов труда, добывание и приготовление пищи)

Познакомить детей с обычаями русского народа

Дать представление об основных предметах быта и их значении: ухват, кочерга, рукомойник , лохань, печь, чугунок, г оршок и т.д.

Продолжать знакомить детей с эволюцией в строительстве жилища:
ПЕЩЕРА-ИЗБА-СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ в отоплении и освещении: ОЧАГ-ПЕЧЬ

Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Научить детей сравнению и анализу

Ход занятия :

В-ль: Сегодня день у нас особый. Я приглашаю вас, друзья! А вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я! – Я приглашаю вас в удивительный музей, чтобы совершить путешествие в прошлое и настоящее. Вас ждет много увлекательных игр, вы узнаете много интересного.

-Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»? Дети: Прошлое-это то, что было давно , а настоящее – то, что существует сейчас. В-ль: А чтобы попасть в прошлое , надо пойти через ворота времени ( дети проходят через ворота времени, подходят в первому макету-пещера) В-ль: Ребята, мы с вами оказались в музее прошлого и настоящего.

Посмотрите сколько интересных предметов в музее. Давайте подойдем к первому макету. -Ребята, как вы думаете, что это за жилище? Дети: Пещера. В-ль: – Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах. -А как можно назвать людей, которые жили в пещерах? Дети: – Пещерные, древние, первобытные.

В-ль : – Ребята, как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах (нет) -Почему? Дети: -Не было окон, дверей, было холодно ,дул ветер. В-ль: – И тогда древние люди научились добывать огонь. – Как же добыть огонь? Дети : – Огонь разжигают спичками. В-ль: – Но раньше не было спичек.

Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт? Дети: – Да. В-ль:- Для этого надо потереть ладонь о ладонь .Чувствуете ,как нагрелись ладони? Если тереть долго палочки, то они нагреваются и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней.

Их ударяли друг о друга и получали искорки огня. В-ль: – Как называется костер у древних людей (очаг) – Как вы думаете ,зачем очаг вокруг обложили камнями?

Дети:- Камни долго сохраняют тепло.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/260481-nod-puteshestvie-v-zhilische-cheloveka.html

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мой дом – моя крепость»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» п. Каджером

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Мой дом – моя крепость»

                                                                                                                                                                                                                                              воспитатель 1 квалификационной категории

Викулина Н.А.

Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной среды дома в жизни человека.

Образовательные задачи

-Познакомить детей с историей жилища;

-систематизировать знания детей о домах и их видах.

Развивающие задачи

Развивать речь, творческое воображение детей.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к своему дому.

Оборудование: презентация, альбомные листы, карандаши.

План:

  1. Беседа о доме.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 4.   Физкультминутка.                                                                                                           

      5.   Проблемная ситуация.

  1. Игра «Для того, чтобы…»
  2. «Чудо – домики»
  3. Рисование дома.

Ход проведения:

1. Беседа о доме. (слайд 1)

  • Дети, отгадайте, о чём это загадка: «Как называется то место, из которого человек уходит, но всегда возвращается?». (Дом) (слайд 2)
  • Что означает для вас это слово? Что бы вы рассказали о своём доме?

(Ответы детей)

  • Сколько этажей в вашем доме?

(Ответы детей)

  • А сколько комнат в вашей квартире?

(Ответы детей)

  • Мы с вами живём в поселке Каджером и  дома у всех разные.
  • Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем посёлке.                                                 (Слайды с 3 по 16 ).
  • Чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей)

-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.

(Ответы детей)

  • Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.

(Слайд 17, 18)

Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.

И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Чаще всего дома строили из елей. Стройку начинали летом, на Троицу, и примечали: «Без Троицы дом не строится».

 Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду.  По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.

(Слайд19 )

  • Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы. (слайд 20)
  • А кто из вас был в деревенском доме?

(Ответы детей)

  • Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.

(слайд 21 )

  • Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
  1. Проблемная ситуация. (Слайд 22)    
  • Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете?                                                                     1

(Ответы детей)

  • Каким же был дом древнего человека?

(Ответы детей)

  1. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 Домом древнего человека служила пещера.

(Слайд 23)

Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей)

  • Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками. (слайд 24)

(Слайд 25) -Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека – это палки,

скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней

(слайд 26)

  • Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
  • А вы знаете, как называется это жилище?

(Ответы детей)

  • Это тоже жилище индейцев – вигвам. Чем оно отличается от типи?

(Ответы детей)

  • У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.

(Слайд 27)

В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?

(Ответы детей)

  • Такие дома называются иглу. Их и сейчас строят зимой охотники. Вход в ледяную хижину делают очень низким, чтобы в неё не задувал ветер. Иглу – жилище эскимосов. Строят его из глыб снега, которые вырезают большими ножами и укладывают по спирали. Постройке придают вид купола, благодаря чему она сохраняет тепло. Внутри подвешивают полог из оленьих шкур.

(Слайд 28)

Существует ещё один вид жилища – чум.

Чум – переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид – юрта. (Слайд 29)

Юрта – переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша – из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето- дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.     

(Слайд 30)

Сакля – жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.

(Слайд 31)

В жаркйх сырых местах строят дома на сваях. Двух – или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.

(Слайд 32)                                                                                                                                     

В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки — крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.

  • Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?

(Ответы детей)

  1. Физкультминутка (слайд 33)
  2. Проблемная ситуация (слайд 34)     
  • Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?

(Ответы детей)

6. Игра «Для того, чтобы…» (слайд 35)

– Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.

  • Но скажите, что должно быть у каждого дома?

(Ответы детей)

  • Давайте с вами поиграем в игру «Для того, чтобы…». (Крыша дому нужна для того, чтобы…). (Окно, печь, дверь, крыльцо).
  • Молодцы, вы всё сказали правильно.

7.Чудо – домики. – Как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)

– Что нужно сделать, прежде чем строить дом? (ответы детей)

(Дом надо придумать и нарисовать).

– Человек, который придумывает новые дома ,называется архитектором. Бывают дома необычные.

(слайды с 36 по 39)

8. Рисование дома.                                                                   

  • Ребята, есть такое выражение «Мой дом – моя крепость». Как вы его понимаете? Да, для каждого человека дом – это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, чтобы найти в нём тепло, защиту, любовь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят «Мой дом – моя крепость».
  • Когда вы вырастете, у вас будет свой дом. Какой он будет? Давайте об этом помечтаем и нарисуем на бумаге.                                       

 (Слайд  40)

(дети садятся за столы, рисуют)

Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом. (слайд 41)

Используемая литература:

1. Скорая помощь для воспитателя: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям.Н.В. Елжов. – Ростов- на-Дону: Феникс , 2013г.

2.   Сказки о предметах и их свойствах (Библиотека воспитателя).

3. Интернет- ресурсы

4. Детские журналы «Непоседа»

Смотреть презентацию

Источник: http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe-moy-dom-moya

Ссылка на основную публикацию