Конспект литературного часа для 3-4 класса «робинзон крузо»

Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Конспект литературного часа для 3-4 класса «Робинзон Крузо»

Лотоцкая Я. Г., Гамалинская С. С., Ефанова Е. В. Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» // Школьная педагогика. — 2018. — №1. — С. 17-25. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/82/3184/ (дата обращения: 09.10.2018).



Цели: комплексная характеристика романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Задачи:

  1. Формировать умение выявлять предметные знания на основе художественного текста.
  2. Развивать навык смыслового чтения.
  3. Воспитывать качества личности, необходимые для жизни в человеческом обществе.

Метапредметные:

Личностные: формирование уважения к личности и её достоинству, самосознания.

Регулятивные: организация на выполнение учебной задачи, самостоятельной по исследованию работы, адекватно оценивать правильность выполнения работы, удерживать в памяти учебную задачу;

Познавательные: расширить имеющиеся знания, осуществлять исследовательскую деятельность, логические умозаключения, развивать умения переносить имеющиеся знания в новые.

Коммуникативные: формировать умение работать с текстом, картами, делать выводы, работать в малых группах;

Предметные:

‒ выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении романа Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;

‒ закрепить знания по темам «Географические координаты точек», «Атмосфера», «Рельеф»;

‒ определить роль социальных навыков, личностных качеств человека в экстремальных условиях;

‒ способствовать развитию речи;

‒ развивать пространственное мышление;

‒ развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

‒ развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

‒ способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия.

Оборудование: выставка книг Д.Дефо «Робинзон Крузо», мультимедийная презентация, индивидуальные маршрутные листы, листы с текстами, наглядный материал, цветные карандаши.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Применяемые технологии: Кейс-технология, прием «Бисер», частично-поисковый, групповой, прием «Цветопись», составление интеллект-карты, прием «Ассоциации».

Ход урока

1.Организационный момент. Создание мотивации.

Здравствуйте, ребята! С чем ассоциируется в вас слово «ЖИЗНЬ»? А с чем мы можем сравнить жизнь человека? (с морем).(прием «Ассоциация»)

Вы абсолютно правы, и я хотела бы начать наш необычный урок с отрывка из стихотворения Светланы Кравцовой:

Наша жизнь — бурное море,

И каждый из нас — мореход.

Ежедневно с волнами споря,

Мы встречаем восход и заход.

Это море не просто лужа,

С солёной холодной водой,

Это смесь из событий нужных,

Предназначенных нам судьбой

2. Актуализация опорных знаний

Работа с картиной И. К. Айвазовского «Девятый вал»

Никому из художников не удавалось так красочно и смело воссоздать образ моря, как Ивану Константиновичу Айвазовскому. Перед вами одна из самых известных его картин «Девятый вал». Обратимся к стихотворению современного поэта Дайма Смайза, которое поможет нам определить ключевые слова темы нашего урока.

3. Постановка проблемы, формулирование темы урока

Давайте рассмотрим картину детальнее (увеличение фрагмента картины).

‒ Назовите эмоции, которые переполняют ее героев. В каком состоянии они находятся? (ОТЧАЯНИЕ).

‒ Тогда, что же символизирует золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину? (НАДЕЖДА).

‒ Попробуйте сформулировать тему нашего урока? («От Отчаяния к Надежде»)

Молодцы! Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам легендарного романа Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», и мы пройдем вместе с нашим героем весь непростой путь ОТ ОТЧАЯНИЯ КНАДЕЖДЕ (запись на доске с пробелами).

4. Работа над темой

И первой точкой на нашей карте становится Англия… Страна, которую поэтично называют туманным Альбионом. При упоминании об Англии всплывают в памяти Биг-Бен и Тауэр, английские короли и королевы. Все это — родина Даниеля Дефо.

Этот писатель оставил своим потомкам более 400 статей и несколько книг.

Он сочинял памфлеты в защиту короля и против короля, публиковал отчеты о чуме, ураганах и парламентских заседаниях, выдвигал проекты об улучшении дорог, женском образовании и улучшении нравов, писал романы о пиратах, королях и привидениях. Но только одно из творений Даниеля Дефо, роман о приключениях Робинзона Крузо, сделало его знаменитым писателем.

Давайте их подпишем и выполним задание №1. Соотнесите термины и их определения. (Роман, Повесть, Рассказ)

Молодцы! Вы справились с первым задание и заработали первые баллы. Мы двигаемся дальше.

География

Отправной точкой нашего путешествия является Англия и ее столица, откуда 1 сентября 1659 года отправился в путешествие Робинзон Крузо. Обратимся к карте. Покажите на физической карте мира Англию и обозначьте её столицу.

Обществознание

Ребята давайте воспользуемся текстом романа. Прочитайте первый абзац. Скажите, у вас нет идеи, как можно подкорректировать тему урока?

«30 сентября 1659 года. Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумёртвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.

До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью».

От острова Отчаяния кострову Надежды.

Давайте это сделаем с помощью рисунка.

Недавно мы с вами проходили тему по обществознанию «Эмоциональный мир человека».

Воспользовавшись этим же отрывком и собственным воображением представьте, какие эмоции и чувства мог испытывать главный герой в самом начале своей робинзонады и поднимите соответствующие смайлики, которые мы делали к тому уроку. Давайте прикрепим их на доску под ОСТРОВОМ ОТЧАЯНИЯ (страх, ужас, безнадежность, тоска, отчаяние, растерянность, неуверенность).

Ну а теперь давайте еще раз посмотрим на тему урока и сформулируем проблему урока, главный вопрос: ЧТО ПОМОГЛО РОБИНЗОНУ ВЫЖИТЬ? или ЧТО ПОМОГЛО ПРЕВРАТИТЬ ОСТРОВ ОТЧАЯНИЯ В ОСТРОВ НАДЕЖДЫ?

Чтобы достигнуть цели урока, какие задачи мы перед собой поставим?

‒ оценить природные условия острова;

‒ определить черты характера, которые помогли выжить Робинзону;

‒ выявить, какие знания и умения помогли выжить Робинзону на острове

5. Первичное закрепление

География

Мы плывем дальше и следующий этап нашего путешествия остров Робинзона. Согласно записи в дневнике Робинзона Крузо кораблекрушение произошло 30 сентября 1659 года. Определите по координатам и описанию местонахождение острова. Опорой вам будут цитаты из романа:

«Судно село на мель недалеко от острова. Спасся один Робинзон. Он оказался на острове с координатами 10° с.ш., 62° з.д.

Определите, что это за остров и нанесите его на карту. (о. Тринидад)

ФИЗМИНУТКА

‒ На острове Робинзона поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

‒ Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

‒ Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

‒ Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

‒ Но что это? Буря утихает. (Хлопки по ногам).

‒ Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

‒ Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

‒ Солнце! (Руки вверх).

Природные условия.

Для оценки природных условий ответьте на вопрос: как (чем) сама природа помогла Робинзону выжить? (пресная вода, теплый климат, съедобные растения, животные, птицы)

  1. Наличие пресной воды.
  2. Теплый климат.

Для характеристики климата выделите в тексте слова, которые можно выразить цветом. Прочтите их.

«Отойдя от берега не больше двух-трех миль я спустился в широкую котловину, которую со всех сторон и так тесно окружали холмы, поросшие густым лесом. 15 июля я исследовал местность по течению ручья. Ручей протекал по красивым лугам.

Кругом зеленели густые, высокие травы, а дальше, на склоне холма, рос в изобилии табак. Разлив не достигал до этого высокого места, и потому табак разросся здесь пышными всходами. Зато я видел великолепные экземпляры алоэ и сахарного тростника. Я пошел по долине.

Справа и слева возвышались холмы. Все вокруг зеленело, цвело, благоухало …»

‒ Какие цвета преобладают в описании?

‒ О чем говорит зеленый цвет?

‒ При каких условиях возможно произрастание зеленых растений?

Чтобы окончательно убедиться в наших выводах обратимся к дневнику Робинзона:

‒ Приведите доказательство того, что климат теплый?

‒ Запишите, что такое зенит солнца?

‒ Как называются даты, когда Робинзон наблюдал зенитальное положение Солнца?

  1. Особенности флоры ифауны.

Вновь обратимся к дневнику Робинзона. Приведите примеры, какие съедобные растения произрастали на острове?

‒ Каких представителей фауны встретил на острове Робинзон?

‒ Робинзон ни разу не упоминает насекомых, в частности бабочек, которых в данном климате в изобилии. Как вы думаете, почему?

6. Закрепление знаний

Обществознание

Да, с природными условиями Р.Крузо повезло. Но смог бы он выжить на острове, если сам бы не прилагал никаких усилий?

Вы помните, что Робинзон вывез с потерпевшего крушение корабля много вещей: назовите из списка предметов и вещей те, которые Робинзон привез с корабля и зачеркните 5 лишних.

сухари

масло

пила

рис

доски

овес

ящик плотника

ячмень

вилки

пшеница

макароны

гвозди

отвертка

лопата

топоры

точило

пули

лом

кирка

Проверка по образцу.

Знания это одно, а вот умение применить их на практике — другое. Что Крузо научился делать? Какие профессиональные навыки он приобрел?

— Ребята, а скажите, от недостатка чего он страдал больше всего? ОБЩЕНИЯ. Как он выходил из этой ситуации? (Общался с собакой, кошками, попугаем). И потом, наконец, у него появился Пятница. Этот день он считал самым счастливым.

Литература

Замечательно! Но было бы все это возможным, если бы Робинзон был безвольным слабохарактерным человеком? Впишите в элементы кластера те черты характера, которые помогли нашему герою выжить. Рис.1

Рис. 1. Кластер «Черты характера Р.Крузо»

Д.Дефо обращает внимание на «заданность» характера. Р.Крузо, которому изначально присущи такие черты, как разумность, целеустремленность, вера в Бога, готовность к труду.

Нравственный подвиг героя в том, что он не только сохранил в себе эти качества, но и проявил на острове Отчаяния силу человеческого духа, волю к жизни, изобретательность, упорство в борьбе с невзгодами и лишениями.

Эти качества и помогли одержать победу.

Обществознание

Давайте вернемся к нашим смайликам. Какие эмоции и чувства испытывал Робинзон Крузо под конец своей робинзонады? Что-то изменилось? (Радость, спокойствие, удовлетворенность, уверенность и.. НАДЕЖДА на возвращение в мир людей!)

География

Спустя двадцать восемь лет двух месяцев и девятнадцать дней Робинзон Крузо 19 декабря 1686 года взошел на борт корабля. И мы возвращаемся назад в Англию, в Лондон, где заканчиваем наше путешествие. Сделаем отметку на карте.

Литература

А мы возвращаемся к нашей первичной проблеме и поставленным перед нами задачам. Как вы считаете, решены ли задачи? Значит, мы решили нашу проблему?

Федор Иванович Тютчев сказал:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Выжить в экстремальных условиях может любой человек.

Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Знания приносят умения. Умения рождают уверенность.

А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации.

Человек может выйти победителем! Причем не просто выжить физиологически, а остаться существом разумным и сделать любой остров островом Надежды.

Читайте также:  Как ухаживать за аквариумными рыбками

Роман Д.Дефо— гимн человеку иего возможностям!

7. Учебная рефлексия

Подведение итога урока. Оцените урок в маршрутных листах. Подсчет баллов. Выставление отметок.

8. Рефлексия.

Ребята, я вам предлагаю выбрать попугая в зависимости от вашей активности (успешности) на уроке.

Понравился Не понравился Затрудняюсь ответить

9. Д/з вариативное

  1. Составить кроссворд «Роман Д.Дефо»
  2. Написать мини-сочинение «Если я был на месте Робинзона?»
  3. Составить синквейн.

Вместе. Итак, наш урок завершен. Желаем Вам всегда ловить свою волну, держаться на ней и никогда не уходить под воду.

Основные термины (генерируются автоматически): Англия, Робинзон, остров Отчаяния, урок, умение, знание, дневник Робинзона, пресная вода, теплый климат, учебная задача.

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017).

Зеленый цвет обозначает все живое и зеленое в мире, а синие кисточки — пресную воду.

C 2016 учебного года экологическая дружина «Юные Робинзоны» Большереченского…

Данный урокурок «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие этапы

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебная деятельность, действие, формирование, ученик, вод

Решение проблемных ситуаций и учебных задач с помощью…

От северной оконечности Британии он еще 5 суток плыл на север до острова Туле (Θούλη — многие историки считают островом Исландия).

Учебное время— 2 часа. Форма учебного занятия. Ныне его имя занесено на карту Луны. ЗАДАНИЕ 28.

‒ закреплять умение зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля

Актуализация знаний: Педагог: Что мы там с вами будем там делать?

Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно.

Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных

По этому критерию выделяют вводные уроки, уроки изучения нового учебного материала, уроки формирования умений и навыков

…мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в процессе изучения географии.

За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание

Он лукавый принял вид, И, приветливо ласкаясь, К морю теплому (какому?) приник».

Всматриваясь в Англию и анализируя жизнь англичан, Гончаров подчёркивает: «Замечу

В этом и состоит особенность и знаменитость острова» [1, с. 69].

Проезжая от Аяна до Якутска в августе 1854 года, Гончаров был поражён суровостью климата и природы Чукотки и Якутии.

На уроках природоведения преподаватель ставит перед собой задачу закрепления этих знаний и усвоения в новых элементов, без которых

Учитель обращает внимание в учебном классе: он просит детей оглядеться и посмотреть, в каком состоянии находится комната.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/82/3184/

Библиотечный урок «Путешествие по следам литературного героя. По роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

ВСЕМ, КТО ЛЮБИТ МОРЕ,

МОРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ,

ОТВАЖНЫХ И СТОЙКИХ ГЕРОЕВ…

„… я мечтал о морских путешествиях и слышать не хотел ни о чём другом. Эта страсть моя к морю оказалась столь сильна, что я пошёл против воли отца и пренебрёг уговорами и мольбами матери и друзей; казалось было что-то роковое в этом природном влечении…”

Автор « Робинзона Крузо»…

Даниель Дефо (1660 или 1661-1731)

« Каким ВЫ были, господин Даниэль Дефо?»

Удивительную жизнь прожил этот человек!

  • Дефо — знаменитый английский писатель. Отец его, по профессии мясник, носил он фамилию Фо, измененную впоследствии Даниэлем в Дефо
  • он автор более 560 произведений самых разных жанров: романов, очерков, политических памфлетов, поучительных диалогов
  • любознательный, отважный, предприимчивый, Дефо сменил на своём веку немало разнообразных видов деятельности
  • много путешествовал по Европе, участвовал в политической борьбе и даже восстании
  • за гневные памфлеты в защиту веротерпимости он подвергался штрафам, тюремному заключению и однажды — незабываемому унижению у позорного столба (толпа лондонцев приветствовала его в этот момент как героя-мученика), дух его был несгибаем…
  • Дефо неустанно пытался разбогатеть, разорялся, попадал в тюрьму за долги. «Тринадцать раз становился богат и снова беден», — заметил он о себе, что напоминает слова Робинзона: «Голова моя наполнялась планами, проектами, совершенно несбыточными при тех средствах, какими я располагал»
  • Книга Дефо вышла в 1719 г. под длинным названием — «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданно­го освобождения пиратами. Написано им самим»

Многое пришлось испытать ему, многое пережить…

Иногда, особенно в дни неудач, ему казалось, что он застигнут ураганом в открытом море. И, действительно, его чёлн много лет бросало по волнам жизни. Судьба то возносила на гребень успеха, то кидала вниз, на дно ,откуда, казалось, невозможно было всплыть.

Но энергичный, умный, изворотливый, он вновь возрождался, чтобы сразу приняться за новую авантюру…

Политический деятель, коммерсант, журналист и писатель, Дефо как бы воплощает в себе дух Англии того времени…

А какой же была Англия в начале XVIII века?

Англия− великая морская держава, имеющая множество колоний в Индии и Северной Америке, началась колонизация Австралии, Новой Зеландии.

После буржуазных революций XVII в. аристократия потеряла былое господство, на первое место выходил человек торгующий и производящий.

Дефо, как и многие в то время, мечтал разбогатеть. Он бросался из одно авантюры в другую, что, впрочем, было вполне в духе времени− предприимчивые и ловкие быстро достигали цели.

Риск считался делом обычным , рисковали все− богачи, купцы, простой люд. Каждый мечтал об удаче− на суше или на море.

Кем был «настоящий» Робинзон?

Интервью с Робинзоном

Дорогой друг, расскажите нашим юным читателям, когда и где вы родились, как вас звали на самом деле?

Меня зовут Александр Селькрэг: я родился в 1676 году в Шотландии, в городке Ларго, в семье сапожника. Отец, ясное дело, хотел, чтобы и мы с братом стали сапожниками…

У брата всё получалось о'кей, а я был неспособный, мне частенько попадало от отца.

Отлупив меня, он, бывало, говаривал: «Ну и бестолочь же ты, Санди, и руки у тебя не из того места растут!» И так мне эти попреки надоели, что в 19 лет я ушёл из дома, поменял фамилию и поступил в матросы. Теперь я звался Санди Селькирк.

Человеку, у которого «руки не из того места растут», наверное, пришлось не сладко на корабле?

Напротив, сэр! Как раз тут-то и выяснилось, что с руками у меня всё в порядке. Да и с головой тоже. Я с детства любил море и корабли, тут у меня всё получалось очень здорово. Вскоре я узнал, что известный пират Пиккеринг набирает команду… А ведь именно об этом я мечтал с детства — стать пиратом!

Ай-яй-яй, как нехорошо, сэр!

Напротив, сэр — мне крупно повезло. Я ведь стал не просто пиратом. Я стал королевским пиратом: то есть служил английской королеве, а это было почётно!

Чем же занимались королевские пираты?

Это была трудная, но интересная работа: испанцы и португальцы грабили Америку и вывозили оттуда золото, а мы отнимали у них награбленное. Не для себя, сэр, для английской королевы! Кстати, я служил так успешно, что скоро стал вторым помощником капитана.

Поздравляю! Однако, как же вы очутились на необитаемом острове?

Начнём с того, что произошла эта история вовсе не в Атлантическом океане. В мае 1704 года мы встали на ремонт у одного острова, расположенного примерно на 80-м градусе западной долготы и на 33-м южной широты…

Теперь этот остров именуется островом Робинзона, а тогда испанцы звали его Мас-а-Тьерра, что значит в переводе с испанского «ближе к берегу», ну, к Америке то есть.

Ближе-то ближе, сэр, однако Америки с него не видать было — один пустынный океан кругом! Встали мы, значит, в бухте, я говорю: «Надо ремонтироваться, кэп, а то в первый же шторм пойдём ко дну!» А он: «И так сойдёт!» Поругались мы, ну, я ему и выложил всё, что о нём думаю! А он высадил меня на этот треклятый остров и уплыл… Вот как всё было на самом деле.

Он высадил вас без припасов?

Оставил мне ружьё, топор, нож, одеяло и немного табаку…

Вы испугались?

Я впал в отчаяние. Сначала я кричал ему вслед, проклинал, умолял не бросать меня, но через несколько часов корабль скрылся за горизонтом, и я остался один на необитаемом острове посреди океана. Несколько дней просто валялся на берегу — то плакал, то молился… А потом понял, что так не годится.

Если не хочешь погибнуть нельзя отчаиваться и терять надежду. Человек должен оставаться человеком. И я стал строить дом. И вот что я вам скажу: если меня что и спасло так это труд! Я приручил диких коз, завёл огородик, посеял злаки. У меня было много фруктов. В общем, совсем не голодал.

Но потом про мои припасы пронюхали крысы.

ш

Как же вы с ними боролись?

А я приручил кошек! Их было много на моём острове, я делился с ними мясом, и со временем мы подружились. Их было сотни две, они бродили рядом с моей хижиной, спали, играли, мурлыкали… С той поры крысы обходили мой дом мили за три.

Я робинзонил всего пять лет.

И вот, наконец, вы дождались: летним утром 2 февраля 1709 года к вашему острову пристали два английских военных корабля — «Дюк» и «Дюшес»! Какие первые слова вы сказали соотечественникам?

Стыдно сказать, сэр, но за время, прожитое в одиночестве, я совсем разучился говорить… Так, мычал что-то нечленораздельное.

Зато капитан Роджерс, выяснив, кто я, сказал вот что: «Вы много страдали здесь, но благодарите Бога, потому что этот остров спас вам жизнь! Вскоре после того, как вас высадили, ваш корабль попал в шторм и затонул почти со всей командой, а уцелевший капитан и несколько матросов попали в руки испанцев»… Вот как бывает, сэр. А ведь я его предупреждал, что кораблю нужен ремонт!

Надо думать, что после такой передряги вы, дорогой друг, оду­ мавшись, вернулись домой, в Ларго, и занялись сапожным делом?

Нет, сэр. Я стал помощником капитана Роджерса на корабле «Дюшес», королевским пиратом. Года через три я написал книгу под названием «Вмешательство Провидения, или Необычайное описание приключений Александра Селькирка, написанное его собственной рукой».

Но она не имела успеха, говорили, что уж очень скучно написано. Однако сэра Даниэля Дефо она, видать, заинтересовала, и он, много всякого присочинив, для того чтобы не было скучно, выпустил в свет другую книгу. Ту самую, которую читали и знают все — про Робинзона Крузо.

В Робинзоне все сразу угадали меня, ко мне пришла слава .

Вы возгордились? Ваша жизнь как-то изменилась после выхо­ да книги «Приключения Робинзона Крузо»?

Нет, сэр. Я до самой смерти был королевским пиратом, плавал на кораблях, любил море больше, чем сушу, и предпочитал опасность покою.

Читайте также:  Первые блюда. рецепты

Настоящее путешествие «РОБИНЗОНА»− Александра Селькирка

остров Мас а Тьерра

Литературное путешествие Робинзона

Тобаго

«Я был твёрдо убеждён, что никогда до меня человеческая нога не ступала на эти пустынные берега…»

«Я с тайным удовольствием… подумал, что всё это моё: я царь и хозяин этой земли; права мои на неё бесспорны, и, если б я мог перевести её в обитаемую часть света, она стала бы таким же безусловным достоянием моего рода, как поместье английского лорда.»

«Я шёл берегом моря, и вдруг, к великому своему изумлению и ужасу, увидел след голой человеческой ноги, ясно отпечатавшейся на песке!

Я остановился и не мог сдвинуться с места, как будто меня поразил гром…»

«Особенно привлекательно в Робинзоне то, что он труженик, человек неистощимой энергии…

Ценим же мы в Робинзоне его веру в человеческий труд, его настойчивость в преодолении препятствий, его храбрость и сильную волю.»

К. Чуковский

«Всякий раз, когда на корабль налетала большая волна, мне казалось, что мы сию минуту утонем.

Всякий раз, когда корабль падал вниз с высокого гребня волны, я был твёрдо уверен, что ему уже никогда не подняться.»

Чурленис Соната моря

«Не прошло и четверти часа с той минуты, когда мы отчалили от корабля, как он стал погружаться на наших глазах…»

«ЛЮБИТЕЛЯМ МОРСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ…»

Виртуальная выставка

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/bibliotiechnyi-urok-putieshiestviie-po-sliedam-litieraturnogho-ghieroia-po-roman.html

Литературная игра по произведению Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»

Автор(ы): — Балышева Е. В.

Место работы, должность: —

МБОУ гимназия №19, учитель.

Регион: — Ростовская область

Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Путешествие составлено в форме игры Пятью пять. Игра оформлена в виде презентации.

Цель: повышение интереса к обучению через активные формы работы на уроках литературного чтения.

Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся; знакомство с широким кругом детских произведений; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности; творческое усвоение школьного учебного материала; развитие культуры речи.

Участники:учитель, родители, учащиеся.

Подготовительная работа: изучение произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», сбор информации об авторе, составление аннотации к произведению, составление вопросов на заданные темы, изготовление декораций.

Оборудование: актовый зал, стационарный компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, фрукты (бананы, яблоки, апельсины…), 2 тазика, 2 веревки.

Ссылка для скачивания презентации: http://narod.ru/disk/36414754001/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%20%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE.zip.html

№ слайда.

Ход проведения.

1

Организационный момент.

Дети и родители занимают места в актовом зале. Учитель сообщает цель урока.

— Сегодня я предлагаю вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои знания в литературной игре «Путешествие с Робинзоном Крузо» по произведениюДаниэля Дефо «Робинзон Крузо». Пока звучит песня в исполнении А.

Пугачёвой «Робинзон», вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы.Участники в соответствии с выбранными жетонами образуют четыре игровые группы. Пятая группа – жюри. В его состав входят родители.

Каждая группа располагается за отведёнными для неё игровыми столами.

2-5

Ученики читают информацию об авторе (слайды созданы при участии ребят).

2 слайд.Дефо — знаменитый писатель-романист, ставший популярным не только у взрослого, но и у детского читателя. Мировая слава его основана, прежде всего, на одном романе — «Приключения Робинзона Крузо». Даже на могильной плите писателя он обозначен как «автор «Робинзона Крузо».

3 слайд.Однако творчество Дефо в целом более разнообразно: он был талантливым публицистом, автором острых памфлетов — в стихах и прозе, исторических трудов, книг о путешествиях, сочинил семь романов.

4 слайд.Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) — первый просветительский роман Англии.

Основой для создания романа послужил очерк английского журналиста Стиля «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г.

В нем рассказывалось о действительном происшествии с матросом, проведшим четыре года на необитаемом острове. Дефо преображает эту историю в своеобразную просветительскую притчу.

5 слайд. Даниэль Дефо сам любил путешествовать по миру. Он путешествовал по Европе, путешествовал по России. Довольно достоверно написал о нашей стране в своих путевых заметках.

6-7

Путешествие составлено в форме игры «Пятью пять». Игра оформлена в виде презентации. Слайд №7- это таблица с гиперссылками. Копия таблицы с ключевым словом нарисована на доске. Участники игры сами выбирают поле, когда дописывают букву в эту таблицу, чтобы получилось слово. На слайде учитель выбирает это поле и по гиперссылке открывает вопрос.

Маршруты путешествия.

1.Великие путешественники.

2.ТалантыРобинзона.

3.Самое главное.

4.Россия.

5.Внимательный читатель.

ТалантыРобинзона.

8

Конкурс.Быстрый стрелок.4 игрока становятся напротив друг друга. Каждый кладёт в карман банан. По сигналу нужно быстро выхватить его из кармана, очистить и съесть, опередив противника.

9

Конкурс.Яблоки в море.Участники, держа руки за спиной, должны достать зубами яблоки из тазика и перенести их на тарелку.

10

Конкурс.Верёвочка.По сигналу нужно вскочить, обежать оба стула, затем сесть на свой стул, дёрнуть на себя верёвочку быстрее, чем это сделает соперник.

11

Конкурс.Угадай на вкус.На тарелку выкладываются различные овощи и фрукты. С закрытыми глазами игрок должен угадать три вида продуктов.

Самое главное…

12

Вопрос.Современному читателю интересно представить на месте Робинзона самого себя. Подумайте, без каких вещей вы не могли бы обойтись? От чего вы бы могли отказаться, попав на необитаемый остров? Объясните свой выбор. Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение.Слайд создан при участии ребят.

13

Вопрос.Что Робинзон Крузо в первую очередь забрал с корабля? Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение. Правильный ответ: доски, продукты, одежду, оружие, инструменты. Слайд создан при участии ребят.

14

Вопрос.Вставить пропущенное слово. « Невыгодный мусор. На что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Так отправляйся же на дно морское!»

Дополнительный вопрос.Как поступил Робинзон Крузо с золотом? Почему? Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение.

Правильный ответ: оставил, он надеялся на спасение.

15

Вопрос.Почему Робинзон Крузо,рискуя своей жизнью, спасает дикаря? Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение.

Правильный ответ: Робинзон понимал, что без его помощи дикарь погибнет, он не мог допустить такое зверство. Робинзон надеялся, что спасенный им дикарь станет ему другом и помощником.

Даниэль Дефо в России

16

Вопрос.Что объединяет эти предметы? На слайде дети видят самовар и валенки.

Правильный ответ: предметы быта, без которых нельзя представить жизнь русского человека в старину. Самовар – это неотъемлемая часть русского народного быта. Самовар придумали, чтобы кипятить воду именно для чая, который в 17 веке был привезен в Россию из Азии.

Валенки для русского народа с самого момента их появления были не просто обувью, а буквально национальным достоянием. Только валенки могли спасти от сильных русских морозов.

Слайд создан при участии ребят.

17

Вопрос.Какое дерево считают символом России?

Правильный ответ: берёза.Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку.

Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж, сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать! Слайд создан при участии ребят.

18

Вопрос.Назовите озеро. Почему оно поразило Даниэля Дефо? Правильный ответ: Байкал. Самое глубокое озеро: Байкал (1620 метров), находится на востоке России в Сибири.

По площади Байкал занимает лишь девятое место, зато по объему содержащейся в нем воды — законное первое. Кроме того, Байкал — это самое старое озеро в мире, оно появилось около 25 миллионов лет назад.

Слайд создан при участии ребят.

19

Вопрос. Почему мастерство русских ремесленников так удивило Д. Дефо?

Правильный ответ: С давних времен русские люди производили в домашних условиях орудия труда и вещи, необходимые в быту и хозяйстве. В городах занятия ремеслом и различными кустарными промыслами для большой части населения были основными; в селе же они, как правило, имели подсобное значение.

Внимательный читатель.

20

Вопрос.Объясните афоризм «Желать невозможного бесполезно».Правильный ответ: Робинзон попал на необитаемый остров и был ограничен в возможностях. Он сделал вывод, сто нужно ценить то, что у тебя есть сейчас, а не мечтать о невозможном. Слайд создан при участии ребят.

21

Вопрос.Объясните афоризм «Но чему не научит нужда!»

Правильный ответ: Робинзон практически ничего не мог сделать своими руками, когда попал на необитаемый остров. Но жизнь поставила его в очень трудное положение, и ему пришлось научиться делать всё необходимое для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Он мог надеяться только на свои силы. Слайд создан при участии ребят.

22

Вопрос.Восстановите последовательность событий. Правильный ответ на слайде.

23

Вопрос.«Чтобы побороть горькие чувства я попытался доказать себе самому, что в моём бедственном положении есть всё же немало хорошего». Слева напечатаны плохие события, а дети должны вспомнить, как в тексте автор находит в этом хорошие моменты. Проверка на этом же слайде.

Великие морские путешественники. (На каждом слайде нужно кликать портрет путешественника и тогда появятся вопросы).

24

Краткая информация о Васко да Гама.

Слайд создан при участии ребят.

Молодой придворный смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 году первую экспедицию из трёх кораблей и транспортного судна, которые снарядил король Португалии для открытия морского пути из Европы в Индию. Он открыл морской путь вокруг Африки в Индию.

Вопрос.Какую знаменитую игру изобрели в Индии?Какое животное в Индии является священным? Правильный ответ на слайде.Слайд создан при участии ребят.

25

Краткая информация об Иване Ивановиче Беренге.

Слайд создан при участии ребят.

Иван Иванович Беринг – капитан-командор, известный исследователь северной части Тихого океана, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. За время двух своих «камчатских экспедиций» первым исследовал и описал северные берега Камчатки.

26

Вопрос.Вставить в текст о вулканах пропущенные слова. Проверка

на этом же слайде. Слайд создан при участии ребят.

27

Краткая информация о Христофоре Колумбе.

Слайд создан при участии ребят.

В августе 1492 года Колумб отплыл из Испании на запад. 12 октября три корабля экспедиции достигли острова Сан-Сальвадор, расположенного у побережья Америки. 12 октября 1492года считается официальной датой открытия Америки.

Вопрос.Почему так похожи слова индеец и индиец?Проверка на

этом же слайде.

28

Краткая информация о Фермане Магеллане.

Слайд создан при участии ребят.

Фернан Магеллан вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар.

Информация о мировом океане.

Большая часть поверхности нашей планеты (71%) покрыта водой. Вся эта водная поверхность называется Мировым океаном, но его принято разделять на несколько частей, каждая из которых имеет своё название.

До недавнего времени было принято считать, что океанов на нашей планете четыре, но всё чаще Южный океан, омывающий побережье Антарктиды, считают самостоятельным океаном.

Получается, что океанов на Земле пять: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и теперь Южный.

Вопрос.Расположите океаны по величине в порядке убывания. Проверка на этом же слайде.

Читайте также:  Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка

Слайд создан при участии ребят.

Интересная информация о Южном океане.

Южный океан, омывающий Антарктиду, до сих пор рассматривается большинством специалистов как южная часть Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Поэтому его территория и границы точно не определены. Южный океан омывает самый южный материк нашей планеты – Антарктиду.

29

Подведение итогов.

После последнего вопроса нужно ещё раз нажать на левую клавишу мышки, вылетит оценка «5» — это гиперссылка на 29 слайд.

В то время как жюри подсчитывает баллы, дети и взрослые слушают песню в исполнении М. Боярского «Робинзон».Председатель жюри награждает команду – победительницу и все другие игровые группы памятными призами.

— Уважаемые родители и ребята! Вот и закончилось наша литературная игра, увлекательное путешествие в мир детской литературы. Детская литература-это огромный красочный мир приключений, сказок, интересных историй. И я надеюсь, что мы будем открывать этот мир вместе, и проведём ещё много литературных праздников.

Список использованной литературы

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Издательство: Москва РОСМЭН 2008 год

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Мультимедийный компакт-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей».

Год выпуска: 2008 Издательство: ООО «Кирилл и Мефодий»

Место издания: Москва

Мультимедийный компакт-диск «500 самых интересных игр».

Год выпуска: 2007 Разработчик: IDEX CT, ЗАО ЛА «Научная книга» Издатель: Новый Диск

Анимация, картинки, смайлики и открытки http://kilat.ru/

Песня в исполнении А. Пугачёвой «Робинзон» http://pugacheva.poiskmp3.net/mp3/view/15197.html

Песня в исполнении М. Боярского «Робинзон».http://sovetskiepesni.narod.ru/boiar/index.htm

Файлы: презентация к уроку чтения.ppt
Размер файла: 4474880 байт.

Источник: http://eorhelp.ru/literaturnaya-igra-po-proizvedeniyu-danielya-defo-robinzon-kruzo/

Конспект урока по литературе (5 класс ФГОС) на тему: «Даниель ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО»»

№ 86. Тема: Даниель ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО».

5 класс лит-ра 20.04.16

Цели: знакомство учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Предметные умения: знать биографию и творчество Д. Дефо, содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, анализировать поведение и характер героя.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, делает выводы, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчествеД. Дефо (стр 199 – 200) или выступления учащихся (Жизнь и творчество Д.Дефо)

Закрепление ( письменно в тетрадях ответить на вопросы)

Он мечтал о путешествиях, хотел повидать мир, чужие страны

Почему он не стал священником?

Что Д.Дефо считал важным в человеке?

В каком возрасте он написал первый роман?

4. 28

Сколько лет провел Робинзон на острове?

5. 1719

В каком году была написана книга «Робинзон Крузо»?

Вопросы:1. Кто такой Даниель Дефо?

2. Назовите даты жизни писателя. 1660-1731

3. Что вы знаете о родителях знаменитого романиста?

4. В каких странах побывал Дефо, с чем это связано?

5. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»? тех, кто оказыв вдали от людей наедине с природой

Пояснение понятия «приключенческая литература» (Это книги, где действия совершаются в далёких, неизведанных краях, с героями происходят всевозможные происшествия).  Запись в тетради

II. Работа по теме урока

Беседа по прочитанному материалу.– Сюжет романа писатель взял из жизни.

В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.

– Какие эпизоды из книги вам больше всего понравились? Расскажите о них. (2-3 примера).

– Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).

Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк.

Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном.

Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.

– О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. (1 сентября 1651 года в Лондон.).Лирическая страничка.–Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения К. Батюшкова “Тень друга”.

Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове ?

Я берег покидал туманныйКазалось, он в волнах свинцовых утопал.Вечерний ветр, валов плесканье,Однообразный шум и трепет парусов,И кормчего на палубе взыванье.

Как очарованный, у мачты я стоялИ сквозь туман и ночи покрывалоСветила севера любезного искал,Вся мысль моя была в воспоминанье….

– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?

Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения

– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.

– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.

– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?

– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.

– Какие ремёсла освоил Робинзон на острове?

– Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.

–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?

– Положительного.

– Можем ли мы назвать его героем и почему?

– Конечно, Робинзон — герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.

– Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:Все ли качества Робинзона всё же положительные?

– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.

– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.

– Кто заменял Робинзону общество человека на острове ?

– Собаки, кошки, попугай.

– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Изменилась ли жизнь главного героя после этого? (Свой ответ учащиеся должны подтвердить примерами из текста).

– Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.Д. Дефо – великий гуманист. Учитель знакомит учащихся с лексическим значением слов, записанных на доске:

Гуманист – деятель или сторонник гуманизма.

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.(Ребята записывают понятия в тетрадь)

– Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? Какие черты характера проявляются в этом поступке? Как по-вашему, повлияли ли взгляды автора на характер своего героя?

– Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие.

– Как же закончилась эта история?

–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

– Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?

Ученики:

– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

Чтение VI главы романа «Робинзон Крузо».Аналитическая беседа по вопросам:

1. Что больше восхитило вас в действиях героя?

2. Какими чертами характера обладал герой?

3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?

4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.

5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?

6. Подумайте, что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний?

7. Какие еще «робинзонады» вы знаете? (Ж. Верн. «Таинственный остров», В. Астафьев. «Васюткино озеро».)

III. Рефлексия

– Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:

1. Каким был герой в начале романа?2. Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в конце произведения?3. Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?

(Ученики высказывают свои суждения)

Учитель:

– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.

Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге , помогать друг другу.

Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие.

Нам нужно учиться этому у Робинзона.

А теперь вернемся к эпиграфу урока и отв…

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-po-literature-5-klass-fgos-na-temu-daniel-defo-robinzon-kruzo.html

Ссылка на основную публикацию