Как вести себя родителям, если ребёнок капризничает

Детская истерика: 13 советов, как вести себя с ребенком

Как вести себя родителям, если ребёнок капризничает

Если «сцена» только начинается, то существует очень эффективный способ защиты – отвлечь ребенка

Говорите все, что придет вам в голову, но с такой уверенностью, чтобы это произвело впечатление сюрприза: «Ой какая пчелка!…» или «Посмотри, вон побежал мальчик…Куда он бежит так быстро?»

Если ваша хитрость удается, то гнев ребенка растает по мановению волшебной палочки. Он глазами будет искать пчелу, мальчика и т.д. Дальше вам надо будет закрепить свой успех: «Пчела улетела.

А ты знаешь, когда пчелы кусают, они оставляют в коже маленькую иголочку» или «Мальчика не видно, наверное, он вошел в тот дом».

Главное, чтобы ребенок забыл свой гнев, то есть вы прибегли к отвлекающему маневру.

Многие были свидетелями различных «сцен» и детских истерик в общественных местах, на детских площадках и т.д.  Не всегда виновником своей же истерики является ребенок.

Возможно, причиной подобного поведения стало какое-то предшествовавшее истерике событие – плохое самочувствие с первыми признаками болезни, подавленное состояние из-за агрессии сверстников, плохое настроение близких, перевозбуждённость и т.д.

Чтобы быть готовой к подобным «сценам», маме следует запомнить следующие принципы:

1. Малейшая ваша нервозность заразительна для ребенка. Если мама в плохом настроении, часто «на нервах», ребенок это видит и может спроектировать нервозность и устроить «сцену», показывая тем самым, что дело в самом родителе.

2. Недовольство ребенком может обострить ситуацию. Вы нахмурили брови, потому что малыш не слушается. В результате он может стать еще более дерзким. Вы поругаете его – он вспылит. Вы в свою очередь тоже повысили тон, тогда он может закричать. А если вы закричите, то он начнет горланить. Не создавайте такую цепную реакцию.

Возможно, вы скажете: «Значит, ему можно все позволять, никогда не ругать, никогда не наказывать?» Это не так. Советуем четко и кратко сказать все малышу в спокойном тоне, а потом поговорить с ним о чем-либо, чтобы долго не таить в себе недовольство ребенком.

3. Молчание обладает успокаивающим свойством. Рассерженный ребенок не будет долго кричать, ели ему ничего не отвечают.

Еще один совет: не пытайтесь образумить рассерженного ребенка. Этим его не проймешь. Наоборот, более подходящие «лекарства» от этого состояния: удивление, молчание, свежая вода.

4. Шантаж – опасный метод воспитания. «Мне грустно, потому что ты не слушаешься», «Ты хочешь, чтобы я умерла?», «Если ты еще раз испачкаешь штанишки, я не буду тебя любить»

Родители, прибегающие к шантажу, не думают о том, что таким методом ставят ребенка перед выбором: верить или не верить. Если он поверит, то придет в ужас от того, что может потерять маму. Либо он не придаст этим словам даже малейшего значения, что еще хуже.

5. Воспитание отрицанием. «Не трогай..Не делай этого..Ты плохо себя ведешь…» Некоторые родители воспитывают своих детей способом « от обратного», считая ребенка существом, которое делает все наоборот. Поэтому вместо вразумительного объяснения такие родители заставляют малыша делать обратное тому, что он делал.

Вместо этого можно придерживаться позитивного метода. Например, вместо резких отрицаний говорить: «Держи ложку вот так…Сиди вот так..» Это будет более логично и эффективно, и не вызовет в дальнейшем у ребенка аллергии на частицу «не»

Психолог Анна Быкова делит любой громкий детский плач  «хочу!» или «не хочу!» на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребёнком своего желания.

«Если ребёнок точно знает, чего он хочет и плачем добивается, чтобы ему это предоставили – это требование.

Если ребёнок точно знает, чего он не хочет – это протест.

Если ребёнок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто всё раздражает – это капризы.

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент.

Надо постараться успокоить себя, успокоить ребёнка, накормить, спать положить – что там по ситуации. Можно придумать свой ритуал «Давай прогоним капризку».

Приемы предупреждения истерики типа «Хочу то, чего нельзя», то есть истерика-требование

Приём «с глаз долой»
Убираем с глаз ребёнка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребёнок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Приём «Переключение внимания»
Показываем ребёнку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность.

У меня на этот случай всегда с собой были мыльные пузыри или шарик, который можно экстренно начать надувать, мелкие дешёвые заводные игрушки. Чем меньше ребёнок, тем действеннее приём.

Внимание с возрастом становится всё более устойчивым, соответственно, переключать всё сложнее.

Приём «Разрешаем, но бдим»
Ножницы – опасная игрушка для малыша, но если очень хочется, можно потрогать под бдительным присмотром мамы. Слишком много запретов нервирует ребенка и ограничивает его развитие.

Должен быть баланс между количеством «можно» и «нельзя», которые слышит ребёнок за день.

Подумайте, чем вызвано ваше очередное «нельзя»? Тревогой за безопасность ребёнка или нежеланием заполучить дополнительные заботы в виде уборки?

Приём «Условное соглашение»
Формула приёма «Конечно, только потом» или «Да, но…»: «Конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть».

Приём «Предварительный договор»
Будет работать только при неукоснительном соблюдении. Стоит один раз пойти на поводу у ребёнка и отменить договор, и дальнейшее использование приёма невозможно.

С трёхлеткой уже можно договориться заранее, что мы не будем заходить в магазин, потому что торопимся домой (смотреть мультик, встречать папу, играть в интересную игру).

Или так: «Если ты хочешь, мы зайдём в магазин игрушек, но только посмотрим, а покупать ничего не будем».

Приёмы предупреждения истерики-протеста:

Приём «Перетаскивание»
Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чудеса фантазии приходится проявлять, когда дети не хотят уходить домой из садика.

Тут разрешается взять садичную игрушку в гости, познакомить со своими игрушками. Чтобы прервать игру для приёма пищи, предлагаем ребёнку накормить игрушку.

Чтобы накормить юного строителя нужно вместо «Оставь кубики, пошли есть суп», объявить, что у бригады строителей обеденный перерыв.

Приём «Предупреждение»
Мгновенно прекратить игру бывает сложно. Ребёнка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Оговорить с ребёнком условие, после которого деятельность поменяется. «Ещё один мультик и купаться», «Ещё два раза скатишься с горки и домой!» (мой сынуля обычно торговался до пяти).

Приём «Альтернативный вопрос»
Предлагаем альтернативу, суть которой в том, что ребёнок всё равно сделает по-нашему. «Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?» Приём работает недолго. От того возраста, как ребёнок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта.

Приём «Ритуал»
Дети любят стабильность и постоянство, это их успокаивает. Поэтому придумывайте свой ритуал отхода ко сну, подготовки к обеду, прощания в садике.

Если истерика всё-таки началась, то алгоритм действий может быть следующий:

– Уговоры, убеждения.

– Переключения внимания.
Ритуал успокаивания.
Как правило, со временем в каждой семье вырабатывается свой ритуал успокаивания. Это может быть один и тот же стишок, сказка или игра. Например, мама дует, чтобы высушить слёзки. Или даём ребёнку попить волшебной водички, которая успокаивает.

Игнорирование.


Если все остальные методы уже испробованы и нет угрозы здоровью (эпилептический припадок, астматический приступ), можно оставить ребёнка поплакать в одиночестве или просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не ругать, не запирать ребёнка, а спокойно озвучить вывод: «Наверное, тебе просто хочется сейчас поплакать… Когда плакать надоест, мы с тобой (предложить что-то интересное)».

Когда плакать не для кого, то плакать скучно.
Тем более, когда становится понятно, что слезами не удаётся достичь результата. Тут либо ребёнок сам успокоится, либо вы повторите попытку успокоить ребёнка через некоторое время.

Три, пять или десять минут – в зависимости от возраста ребёнка. Можно дружелюбно спросить: «Ну что? Тебе уже надоело плакать?» Обнять, приласкать, предложить что-то интересное. Ребёнок, как правило, уже сам устал плакать и стал более сговорчив.

Если истерика случилась в общественном месте, самое главное – сохраняйте спокойствие сами.
Если есть возможность, выведите (вынесите) ребёнка подальше от скопления людей, чтобы избежать их нежелательного вмешательства.

И сохраняйте спокойствие. Спокойно переждать, не идя на поводу ребёнка, не вовлекаясь в негативные эмоциональные переживания – это лучшее, что может сделать мама в этой ситуации.

Потому что успокоить ребёнка может только спокойная мама»

Источник: http://mama-likes.ru/advices/kak-izbezhat-detskih-scen.html

Как вести себя с капризным ребенком?

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Все детки разные, но практически все иногда капризничают. Как вести себя с капризным ребёнком, хотелось бы поговорить в этой статье.

Внимание родителей очень важно для ребенка. Уделяя своему чаду достаточное количество времени, можно избежать множества проблем.

Особенно в раннем возрасте, когда дети так нуждаются во внимании и поддержке, мы должны обеспечить их всем самым необходимым. Все внимание и любовь детей направлены на того, кто уделяет внимание им, но сами они требуют не меньше.

И как поступить, если ребенок растет капризным и все больше требует внимания к себе, даже тогда, когда в этом нет необходимости? Как справиться с детскими капризами и не поломать при этом доверие ребенка?

Как вести себя с капризным ребёнком?

      Вот некоторые советы:

♦ Обращайте внимание на плохое поведение ребенка, делайте ему замечания и не бойтесь ответной реакции, но никогда не кричите на ребенка, относитесь к нему, как к взрослому.

♦ Говорите четко и ясно, что он делает не так, и старайтесь объяснить, почему так делать нельзя. Если вы будете кричать на своего ребенка, это только усугубит ситуацию, может начаться истерика со слезами и криками, а этого вам совсем не надо.

♦ Вовремя хвалите ребенка, но только за конкретные дела, так он поймет, что делает хорошо и как при этом к нему относятся окружающие, у него появится стимул к дальнейшим действиям.

♦ Еще успешно можно использовать метод переключения внимания, при котором вы можете заменить предмет каприза на что-то более интересное.

♦ Не обещайте детям купить что-либо, если они перестанут плакать. Так они только уверятся, что получат то, чего хотят, и не будут обделены вниманием.

♦ Не бойтесь просто выйти из комнаты, если увидите, что ребенок капризничает без веских на то причин, он успокоится в скором времени и поймет, что его трюк не прошел.

♦ Но и обделять ребенка вниманием не нужно, как можно чаще гуляйте с ним, играйте в интересные и развивающие игры, не игнорируйте его просьбы о помощи.

♦ Даже если внимание ребенка к вам иногда кажется излишним или надоедливым, помните о том, что он не виноват, что у вас болит голова или навалилась какая-то другая проблема. Вежливо попросите его обратиться к вам чуть позже, не отпугивайте его, ведь он доверяет вам, как никому другому, и это доверие очень важно сохранить в будущем.

♦ Не врите ребенку в важных фактах, вы можете дурачиться с ним, но никогда откровенно не обманывайте его, ибо в будущем он потеряет к вам доверие.

А хотите узнать, как прекратить капризы ребёнка за 1 минуту? Посмотрите бесплатные видео уроки

Помните, все дети иногда капризничают, и ничего страшного в этом нет. Главное, вовремя предотвратить дальнейшую неуправляемость и чрезмерное внимание к своей персоне.

Надеюсь, что советы, о том, как вести себя с капризным ребёнком, будут вам полезны.

А что нельзя делать при ребёнке, читайте здесь.

Источник: http://sovetmama.ru/kak-vesti-sebya-s-kapriznyim-rebenkom/

Капризный ребенок

Капризный ребенок – это всего-навсего повод, побуждающий взрослое воспитывающее окружение малышей задуматься о собственных действиях, устремленных на воспитательное воздействие, а также напоминание о значимости для детей родительского внимания.

Читайте также:  Сценарий спортивного праздника в детском саду для детей подготовительной группы

Зачастую капризность детей свидетельствует о попустительстве их взрослого окружения.

Взрослая среда родственников, занимающаяся воспитанием малышей, позволяет крохам вести себя в таком духе, не подчиняться требованиям и завоевывать желаемое при помощи плаксивости и истерик.

Однако существует противоположная сторона ребяческой капризности, которая может указывать на присутствие хронического недуга или о появлении острого процесса.

Кроме того, детское неповиновение, капризы и плачи зависят и от темперамента, сиюминутного эмоционального настроя крох и общего физического состояния.

Как правило, со всевозможными проявлениями детской капризности в свое время соприкасаются абсолютно все родители в процессе педагогического воздействия и становления детских личностей.

Ребята, начиная с самых ранних детских лет, выражают собственные желания по-разному.

Одни посредством использования некоторых общих жестов, а другие прибегают к «вымогательству», используя при этом исключительно доступные для них средства, а именно слезы, разбрасывание вещей, крики.

Другими словами, детский каприз является стремлением малыша получить желаемое, при условии, что он соматически здоров.

Капризный ребенок 2 года

Капризность и изредка истеричное поведение считаются, по сути, естественным способом и практически единственной возможностью, посредством которой чадо старается продемонстрировать свои внутренние ощущения. Подобным поведением дети пытаются объяснить, что не так с ними.

По какой причине неожиданно ребенок 2-х лет стал капризным и плаксивым? Как вести себя родным и каким образом можно помочь малышу?

В двухлетнем периоде капризность взаимосвязана с потребностями детей (например, пить, кушать) или ощущением ими дискомфорта (например, обувь меньшего размера жмет ногу). Нередко проявления капризности могут иметь связь и с внутренним состоянием ребят.

В случае болезни они могут ощущать беспокойство, болевые ощущения, которые дети не в состоянии даже понять, а объяснить взрослым – и подавно. При любых непонятных дискомфортных ощущениях малыши, в первую очередь, стараются их подавить, вследствие чего требуют выполнения то одного «хочу», то другого.

Однако дискомфорт не уходит, поэтому они ударяются в слезы. Подобное поведение родители могут расценивать, как каприз.

Нередко после перенесенного недуга дети продолжают капризничать, требуя к своей персоне такого же повышенного внимания, которое было и во время их болезни.

Вследствие чего для множества родителей насущным становится вопрос, как воспитывать капризного ребенка? Для этого воспитывающим взрослым необходимо уяснить, что двухлетняя кроха уже способна адекватно воспринимать запреты, запоминать правила и их выполнять.

Поэтому рекомендуется родителям избрать линию поведения, которая будет базироваться, в первый черед, на последовательности и единстве.

Последовательность в воспитательном воздействии означает, что один раз запретив что-либо малышу в дальнейшем необходимо придерживаться этого.

Единство – заключается в согласованности стратегии воспитания между всеми участниками данного процесса. Другими словами, если папа за какие-то действия наказал малыша, то маме следует поддержать папу. В случае если она не согласна с его действиями, следует обговорить сложившуюся ситуацию, но только, чтобы малыш не слышал.

Также нужно учитывать, что капризные дети любят публику. Поэтому если оставить ненадолго малыша одного в комнате, истерика затихнет сама собой. Таким поведением родители демонстрируют свою позицию, которая является четким сигналом для малыша, что подобными действиями он не сможет ничего добиться. Следовательно необходимость себя вести подобным манером исчезнет.

Капризный ребенок 3 года

В случае детских капризов в 3 года родителям, для начала, рекомендуется вспомнить, что они гораздо старше собственных чад, а значит и умнее. Поэтому не нужно играть с крохой в игру под названием «кто кого переспорит». Можно уступить малышу в какой-то мелочи, чтобы отстоять собственную позицию в чем-то более значимом.

Также прежде, чем ругать малышей, когда они капризничают, нужно разобраться с причинами, отвечающими на вопрос, почему ребенок стал капризным? Главным образом, проблема капризности трехлетнего возраста заключается во взрослении малышей и преодолении ими естественного кризиса развития. В трехлетнем периоде крохи часто делают все навыворот, будто бы назло старшим.

Подобным поведением они просто стремятся отстоять собственное право на независимость и отделить собственную персону от матери. Поэтому, зная такую особенность малышей, можно использовать ее в своих интересах. Например, разрешив крохе делать то, что не хотели бы разрешать.

На фразу малыша: «я не пойду мыться», ответить: «хорошо, тогда папа пойдет лежать в ванне и играть игрушками вместо тебя».

Во избежание затяжных истерик, вследствие неудовлетворенного каприза, можно воспользоваться еще одной характерной чертой ребят трехлетнего возраста – их стремительную переключаемость на новые действия.

Поэтому, если родитель замечает, что ребенок зациклился на одном из «хочу» психологи рекомендуют незамедлительно постараться переключить внимание. Своевременное переключение внимания малышей приведет к пониманию ими, что истериками от взрослых ничего не добьешься.

Вследствие чего необходимость в истериках отпадет за ненадобностью.

Также рекомендуется взрослому окружению стараться не заострять внимание на вызывающем поведении крох. Так как детям неважно хорошее или нехорошее внимание направлено в их сторону, главное, что оно есть.

Таким образом, если вдруг ребенок стал капризным, то не нужно паниковать, прежде всего, необходимо понять причину такого поведения, а затем попытаться использовать его в собственных целях, при этом без применения бесполезных криков.

Капризный ребенок 4 года

Четырехлетние малыши уже довольно самостоятельные личности. Они ходят в дошкольное учреждение, имеют любимые занятия, у них есть собственные предпочтения. А также четырехлетние дети уже достаточно большие, чтобы при помощи слов сформулировать свои «хочу», выразить ощущения и потребности.

Тогда почему ребенок стал капризным в 4 года? Возможно, его капризность является своеобразным копированием модели поведения традиционной для данной семьи? Ведь, если таким образом между собой взаимодействуют взрослые, то чего же можно ожидать от их чада? Поэтому нужно стараться, чтобы малыш не присутствовал при ссорах и конфликтных ситуациях родни. Также не следует общаться с ним на повышенных тонах.

Истерики, показное непослушание, капризность трехлетнего периода являлись для детей своеобразной пробой манипуляций родителями. Аналогичное поведение в четырехлетнем возрасте свидетельствует, что такая манера себя вести стала уже привычной. Ведь для малышей четырех лет капризность является проверенным способом добиться желаемого от старших. Так зачем же им пренебрегать?

Нередко при помощи капризов ребенок всего лишь пробует привлечь родительское внимание. Наряду с этим чрезмерно заласканные дети также часто бывают капризными. Избыточное внимание, перерастающее в гиперопеку, утомляют детей, вследствие чего они становятся неуправляемыми и добиваются своего истериками.

Капризный непослушный ребенок в большинстве случаев – это результат неправильного воспитательного воздействия на крох в раннем возрастном периоде. Однако нередко причиной подобного поведения выступает возрастной негативизм.

Воспитание четырехлетнего капризного ребёнка не отличается кардинально от воспитательного воздействия на трехлетнего капризулю, но усилий для коррекции устоявшейся манеры поведения и терпения необходимо задействовать гораздо больше. Поэтому главным оружием в борьбе с детской капризностью должна быть последовательность в запрещенных вещах и разрешенных, а также единство воспитательной стратегии.

Капризный ребенок 5 лет

Если капризность трехлетнего возраста принято считать нормой, то подобное поведение дошкольников свидетельствует о педагогической запущенности. И, в первый черед, в этом виноваты родители и все прочие взрослые, активно принимающие участие в воспитании малыша. Поэтому постоянные капризы дошкольника должны родителей подтолкнуть к размышлениям о правильности выбранной модели воспитания.

Нередко капризы в пятилетнем возрасте могут указывать на зреющее недопонимание между ребенком и его взрослым окружением.

Непомерная настойчивость на грани упрямства и чрезмерная плаксивость детей при стремлении добиться желанного, в большинстве своем, является следствием неправильно выстроенных взаимоотношений с ними. И тут речь не ведется исключительно об их избалованности.

Ведь нередко капризы пятилетнего дошкольника показывают то, что он просто не умеет по-иному сообщить о собственных переживаниях. Скорее всего, истерика для него является привычным средством, направленным на привлечение внимания родителя.

Также потакание всем желаниям детей и незамедлительное исполнение их требований может восприниматься малышами в качестве проявления родительской любви.

Часто родители, будучи чрезмерно загружены работой, при помощи удовлетворения капризов малышей стремятся компенсировать дефицит времени, уделяемого им. Однако подобная стратегия не только не способна решить проблему, но и ведет к вседозволенности, отсутствию границ и избалованности. Таким малышам будет довольно сложно адаптироваться к школьной среде.

Как воспитывать капризного ребенка 5-ти лет? Прежде всего, взрослому окружению дошкольника необходимо научиться говорить ему четкое «нет» при этом, вразумительно аргументируя причину отказа.

Капризный непослушный ребенок 5-ти лет нуждается в том, чтобы старшие донесли до него, что капризность и непослушание являются не лучшими средствами получить желаемое. А также продемонстрировали данный постулат на практике, удовлетворяя лишь те желания, которые выражены спокойным тоном в виде просьбы и игнорируя те, которые сопровождаются криком, плачем, топаньем ног.

Капризный ребенок — что делать

Многие родители жалуются на то, что ребенок стал капризным и плаксивым. Чрезмерная плаксивость и непослушание детей представляют собой довольно распространенное явление, которое легко поддается коррекции при условии выполнения родителями простых рекомендаций.

В первый черед взрослым следует выяснить причину подобного поведения и исключить наличие соматического заболевания.

Если ребенок стал капризным, но при этом абсолютно здоров, то его капризность является ответной реакцией на окружающую среду, родительское поведение, их методы воспитания и т.п.

Поэтому взрослым необходимо научиться реагировать грамотно на проявление детского неподчинения и капризности:

— не следует в качестве воспитательной меры использовать крик и ругань;

— иногда лучше уступить крохе в меньшем, чтобы запретить в большем;

— необходимо предоставить малышу право на проявление самостоятельности;

— наилучшим методом борьбы с капризностью считается общение с детьми, поэтому необходимо стараться больше уделять времени общению на равных, без использования менторского тона;

— перед тем, как наказывать кроху за капризное поведение, следует разобраться в мотивах его действий;

— также следует стараться договариваться с малышом, а не добиваться от него нужных действий, давя родительским авторитетом или криком;

— любой запрет необходимо доступно аргументировать малышу;

— нужно научиться различать детские капризы (в одном случае каприз может свидетельствовать об исследовательской деятельности малыша, а в ином – желание делать наперекор).

Ребенок стал капризным — что делать? Для формирования гармонично-развитой личности малыша родителям необходимо понимать, что дети не являются их личной собственностью, что не существует одинаковой модели поведения для всех детей, каждая кроха индивидуальна и поэтому требует такого же подхода. Далеко не всегда капризность свидетельствует о непослушании или упрямстве, часто она может извещать о внутреннем дискомфорте, дефиците родительского внимания, гиперопеке и т.д.

Источник: http://psihomed.com/kapriznyiy-rebenok/

Что делать родителям, когда ребенок капризничает – Психологос

Капризы детей – вещь неприятная, но естественная, по крайней мере в наше время и в наших условиях. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им – можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой – нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится.

Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.

Глядя на капризы, думайте о будущем

Каприз капризу – рознь.

Одно дело – привычка мстить за то, что сделали не по ее, другое – проба сил, исследовательская деятельность: “насколько я могу уже делать по своему? Могу ли я где-то оказаться сильнее мамы или бабушки?” Привычка мстить – плохое приобретение с точки зрения будущего ребенка, а пробовать свои силы – нормально для растущего маленького человечка. К пробе сил можно отнестись с юмором и позитивно: “Ух ты, хочешь по своему, как взрослый!”, а вот мстительность поощрять нельзя. Глядя на капризы, думайте о будущем.

Внимание физическому самочувствию!

Плохо поспал днем, перебегался вечером, долго ждать в очереди или в дороге, слишком много новых впечатлений, просто заболел – плохое физическое самочувствие обычно создает почву для капризов. Здоровые дети капризничают реже – позаботьтесь о здоровом образе жизни вашего ребенка.

Если ваш ребенок раньше не капризничал, а сегодня его как будто подменили – обратите внимание, он не заболел? Это действительно важно. К сожалению, и здесь не все просто: более всего пекутся о физическом самочувствии детей тревожные мамаши, и как раз у тревожных мамаш чаще всего капризные дети.

В чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожиться – о здоровье детей нужно заботиться. Разницу почувствовали? Надо не переживать, а думать и делать все по уму.

Читайте также:  Зимний физкультурный досуг в младшей группе

Например, маленькие дети очень не любят, когда их одевают и раздевают: если ваш ребенок будет закален, эта процедура будет проще и реже, а жизнь ребенка и ваша – радостнее.

Свобода в обрамлении порядка

Если ребенку все нельзя, но за этим никто не следит, а папа и мама между собой делят власть и выясняют отношения, капризы будут обязательно.

Лучшая воспитательная модель для предупреждения капризов – просторный дом, мир разумных ограничений. Если вы запрещаете ребенку все на свете, тут не ребенок капризный, а вы недальновидный.

Если вы разрешаете ребенку все что угодно, он вырастет не капризным, но психопатом.

Тотальное Да тому, что в капризе разумно

Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным языком и пытается донести что-то до вашего сознания.

Помните, что положение ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет «родного языка», которым он владел бы совершенно свободно. Постарайтесь понять, что ребенок от вас хочет на самом деле, и поищите возможность согласиться с тем, в чем он прав.

Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет самостоятельности – дайте ему самостоятельности, только чтобы она была ему по росту.

Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу.

Классическое «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. Пытается сам завязать шнурки, потом всей семьей полчаса распутываем. Упорно надевает штаны задом наперед и так порывается идти в садик. При попытке исправить ситуацию – злится, кричит. Это тоже не капризы.

В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то.

Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.

Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».

Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей.

В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?».

Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.

Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:

– Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печенинку хочешь?

Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.

Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.

Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.

Для этого есть один единственный способ – родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:

– Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).

Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.

Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки – от состояния здоровья, а у дяди – от отметок, которые ребенок получил в школе… И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване… Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети.

В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.

Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.

Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.

Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка – это тоже послание. От вас к ребенку.

И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться.

А упорства ему не занимать.

Чем может помочь специалист?

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием.

Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД).

Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.

Капризный ребенок. Пример работы психолога

Понятно, что в семье Ларисы и Гали капризы проистекали от неумения матери внятно донести до дочери свою воспитательную позицию.

Подвижная, смышленая девчушка уже вовсю изучает окружающий мир (и личность матери в том числе), а Галя все еще воспринимает ее как свое физическое продолжение. При этом как бы подразумевается, что для Ларисы «само собой понятно» все то, что очевидно для Гали. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/chto-delat-roditelyamzpt-kogda-rebenok-kapriznichaet

Как успокоить капризного ребенка: правила поведения для родителей

Капризный ребенок часто воспринимается родителями как сущее наказание. Однако очень важно понимать и то, что капризы детей часто имеют свой источник в поведении взрослых. Успокоить капризного ребенка нелегко.

Поэтому лучший способ, с помощью которого можно избегать детские капризы, состоит в том, чтобы выявить причину ненормального поведения малыша. Трудно ли это сделать, не имея специального психологического образования? Сложность здесь состоит лишь в том, что детские истерики и капризы требуют планомерного и настойчивого искоренения.

Родители, занятые своими проблемами, часто ведут себя относительно малыша бессистемно, тем самым усугубляя невротические проявления его поведенческих реакций.

Задумываясь над тем, как бороться с детскими капризами, родители прежде всего должны осознать свою ответственность и необходимость взаимной слаженной воспитательной работы. Нельзя забывать и о том, что очень часто детские капризы являются лишь отражением поведения, к которому прибегают взрослые.

Если в семье принят агрессивный или конфликтный стиль общения между супругами, очень сложно ожидать, что ребенок не будет проявлять поведенческих аномалий. Родителям важно помнить, что даже в самых мелких деталях поведения они являются примером для подражания и наследования для своего малыша.

Итак, в чем же состоят основные причины такого неприятного явления, как детские капризы?

Причины капризного поведения ребенка

С одной стороны, для ребенка проявление раздраженности и капризности во многих ситуациях является вполне естественным.

Но если малыш слишком часто начинает плакать и хныкать из-за любого пустяка, такое положение вещей, конечно же, требует коррекции.

Когда максимально остро встает вопрос о том, что делать, если ребенок капризничает, первый совет, который даст любой специалист-психолог, состоит в необходимости поиска причин такого поведения.

Возможно, если ребенок постоянно плачет, это является врожденной чертой характера. Однако это случается крайне редко. Чаще всего достаточно просто найти внешние раздражители, из-за которых ребенок все время плачет и капризничает. Обычно детские капризы обусловлены следующими факторами:

  • Плохое самочувствие и недомогание. Ребенку трудно понять, из-за чего ему может становиться плохо в чисто физиологическом плане. Усталость, ухудшение самочувствия, проблемы с пищеварением — очень частые причины капризного поведения детей. Например, если ребенок капризничает у груди, то, скорее всего, процесс питания вызывает у него вздутие или колики. Грудничку сложно объяснить, что его беспокоит. В таких ситуациях требуется только максимальное терпение со стороны матери. Не меньше терпения и заботы потребуется от родителей и в случаях недомогания более старших детей. Во время болезни и взрослые часто ведут себя своенравно, что же говорить про малышей?
  • Конфликты и психологическая напряженность в семье. Дети разных возрастов очень тонко чувствуют коммуникативный микроклимат, который складывается в отношениях взрослых. Если в семье регулярно происходят конфликты, проявляются взаимные претензии между отцом и матерью, или же дело доходит до рукоприкладства, это не может не сказаться на детской психике. Независимо от того, сколько лет ребенку, он будет очень остро переживать любые размолвки, происходящие между родителями. Сложные взаимоотношения между отцом и матерью часто являются причиной того, что ребенок стал капризным и непослушным.
  • Избалованность. Начиная с первых дней жизни, папы и мамы, тети и дяди, дедушки и бабушки стремятся всячески порадовать, побаловать, удовлетворить своего семейного любимца. Что бы он ни попросил, ему покупается и тут же подается на блюдце с голубой каемочкой. А потом взрослые удивляются, почему у них такой капризный ребенок, что делать с его постоянными претензиями? Постоянное удовлетворение любых требований малыша — это очень небезопасный путь воспитания. Очень трудно будет объяснить ребенку или подростку, почему в его жизни вдруг настает момент, когда его желание перестает быть законом для окружающих.
  • Кризис трех лет. На рубеже трехлетнего возраста даже очень послушный малыш может стать достаточно своенравным. Родители часто удивляются, почему ребенок капризничает, ведь он раньше вел себя как паинька. Дело в том, что на этом этапе у человека складывается острая необходимость утверждения своей самостоятельности. Малышу хочется все делать самому. И тут совмещается целых 2 фактора, из-за которых ребенок постоянно капризничает. Во-первых, ему многое не удается, ведь очень трудно в 3 года со всем справляться самостоятельно. А во-вторых, родители, не осознавая новой потребности малыша, продолжают все делать за него, тем самым только усиливая протест, который может выразится лишь в повышенной капризности и непослушании.
  • Личностные причины. У более старших детей уже появляются индивидуальные факторы, влияющие на их поведение. У школьника может что-то не сложиться в учебе. Он будет стесняться это прямо признать, тем самым усугубляя внутреннее напряжение. Если ребенок стал очень капризный, родителям желательно узнать, что у него происходит в те часы, когда он находится вне родительского присмотра. У подростков агрессивное и капризное поведение очень часто связано с процессами взросления и полового созревания.
Читайте также:  Театральная постановка ко дню победы – 9 мая в начальной школе

Какими бы ни были причины непослушания и детских истерик, для родителей очень важно понять, как реагировать на капризы ребенка и как успокоить свое ненаглядное чадо. Нужно ли сразу прибегнуть к жесткому выговору или даже легкой порке, или же существуют другие эффективные способы того, как справиться с капризами ребенка.

Что можно и чего нельзя делать взрослым, когда капризничает ребенок?

Итак, существуют ли конкретные советы о том, как успокоить малыша, впавшего в истерику и неконтролируемое негодование? Как бы это ни парадоксально звучало, но капризные дети воспитывают своих родителей даже больше, чем те влияют на них.

Взрослым важно понять, что во время детской истерики ни в коем случае нельзя показывать собственную раздраженность или агрессию. Взаимные негативные эмоции будут только накапливаться и усиливаться.

Даже в традиционных системах воспитания, где предусмотрены телесные наказания, всегда существовал строгий запрет на то, чтобы пороть ребенка, находясь в состоянии негодования или ярости. Сегодня же не рекомендуется проявлять по отношению к капризному ребенку даже вербальную агрессию.

Задумавшись над тем, как вести себя с капризным ребенком, прежде всего важно усвоить следующий принцип: во время детской истерики необходимо сохранять максимальное хладнокровие. Часто соблюсти это правило бывает очень сложно.

Но ведь никто и не обещал родителям, что воспитание будет простым процессом. Что бы ни собрался предпринимать взрослый, он должен предстать перед малышом в облике полного спокойствия. Только таким образом можно заработать авторитет у капризного плаксы.

Далее следует выбрать одну из стратегий поведения, которой придется строго придерживаться изо дня в день.

Разумные уступки

Планируя процесс того, как успокоить капризного малыша, необходимо изначально определиться с тем, на какие уступки можно пойти. Важно определить, до какой степени родители готовы предоставить малышу определенную самостоятельность, чтобы затем ограничить его поведение определенными рамками. Это можно назвать мягким вариантом стратегии кнута и пряника.

Если родители смогут разработать рациональную систему уступок и ограничений, ребенок постепенно привыкнет к тому, что ему можно, а что запрещено.

Когда истерика входит в активную фазу, можно показать, что взрослые готовы идти на уступки, но в то же время после предотвращения плача и капризов ребенку следует сразу предъявить и какие-то ограничения.

Удовлетворенный и успокоившийся малыш воспримет их более спокойно. Взрослым обязательно необходимо пользоваться такой иллюзией переговорного процесса.

Общение на равных

Лучшим способом воспитательной профилактики детских капризов является частое и регулярное общение родителей с ребенком. Такое общение должно быть выстроено на доверительных основах, происходить на равных без употребления наставительного, менторского тона.

Чем чаще каждый из родителей будет разговаривать с малышом, тем меньше шансов будет у того найти повод для истерических припадков.

При этом такую коммуникативную связь лучше всего начать налаживать еще со второго года жизни ребенка, даже если он сам еще не может полноценно разговаривать.

Часто родители недооценивают коммуникативную, разговорную часть воспитательного процесса. Считается, что воспитание представляет собой выстраивание определенной системы ограничений и запретов.

На самом же деле воспитание — это введение ребенка в жизнь. И если родители хотят, чтобы малыш оптимально вписался в их образ жизни, регулярные разговоры просто необходимы.

К сожалению, такое общение часто отодвигается на второй или третий план, ведь родители постоянно заняты более важными вещами.

Четкое установление рамок

Часто отец и мать не договариваются о том, как бороться с капризами ребенка, и действуют разобщенно. Один из родителей позволяет малышу больше, а другой, наоборот, пытается установить систему жестких запретов.

С одной стороны, это приводит ребенка в состояние недоумения, и он не учится рационально объяснять свое поведение и поступки окружающих.

С другой стороны, он учится манипулировать людьми, пытаясь добиться от более податливого родителя выполнения собственных желаний.

Самым неудачным вариантом поведения родителей является ситуация, в которой они вступают в конфликт между собой, споря о том, удовлетворить ли каприз ребенка или же запретить ему то, что он требует.

Взаимные претензии, обиды и раздраженность родителей обязательно приведут к тому, что капризы и истерики только усилятся.

Взрослые должны четко определиться с теми границами, в которых они будут сообща удерживать желания своего непослушного чада.

Переключаем энергию капризности на творчество и физическую активность

Чаще всего в капризное поведение ребенка вытекает неизрасходованная энергия.

Чтобы максимально снизить градус психического напряжения, проявляемый малышом, желательно в течение дня предоставить ему возможность заняться каким-нибудь активным делом.

Прогулки, пробежки, активные игры на свежем воздухе, занятия спортом, подходящие для того или иного детского возраста, являются лучшей прививкой против необоснованной капризности.

Очень полезными для детской психики являются и творческие занятия. Малыша можно занять раскрасками, складыванием конструктора, лепкой из пластилина.

В старшем дошкольном возрасте ребенка желательно водить в школу творчества, что будет иметь не только развивающий, но и дисциплинирующий эффект.

Чем больше энергии малыш потратит на активное времяпрепровождение, общение и творчество, тем меньше сил у него останется на капризы и истерики.

Какую бы воспитательную стратегию ни выбрали родители, важно понимать, что основная ответственность лежит именно на взрослых. Однажды начав реализовывать свой воспитательный план, его нельзя будет бросить на полпути.

Источник: https://roditeliz.ru/family/detskij-kapriz-rebenok-plachet-chto-delat.html

Как вести себя с нервным ребенком?

Большинство родителей обращаются к детскому психологу, потому что считают, что у них растет нервный ребенок. Это понятие может иметь несколько смыслов, все зависит от конкретной ситуации, модели поведения.

Психически неуравновешенным дитя является только в том случае, когда у него часто появляется негативное отношение к окружающему миру, родителям, близким и знакомым людям.

Как распознать капризы и психические отклонения?

Причины нервных расстройств

Нервным называют ребенка, который агрессивно ведет себя, постоянно чего-то пугается, плачет, раздражается по мелочам, закатывает истерики, легко возбудим. Часто проблема заключается не в физиологических отклонениях, а в ошибочной системе воспитания. Родителям придется исправлять свои ошибки, пока не поздно.

На детях младшего возраста отражаются некоторые факторы, поэтому нужно создать комфортные условия для формирования, развития личности:

  • Постоянный режим дня.
  • Полноценный сон.
  • Сбалансированное питание.
  • Размеренные физические нагрузки.
  • Личная гигиена.

Использование нервов в собственных интересах

Родители часто недооценивают своих крох. Все детки достаточно практичные. Когда они выбирают модель поведения «нервного» ребенка, а не уравновешенность, спокойствие, они видят для себя в этом выгоду. Прежде всего виноваты в этом родители: научили использовать нервность, крики, детский плач, истерики для достижения определенных целей.

Рассмотрим обычную ситуацию! Папа занят, а сыну что-то нужно. Ребенок начинает спокойно просить, родитель отвечает: «Сейчас, немного подожди», при этом не покидает своего дела.

После этого дитя становится настойчивым, капризничает, плачет, закатывает истерику, и папа сразу же подрывается, дает то, что просил ребенок. Как вы думаете, какая модель поведения сформируется у малыша? Конечно же, он привыкнет выражать свои желания истериками.

Кто виноват в этом? Родители, которые должны уделять достаточно времени своему ребенку.

Как нужно было поступить папе? Сразу же выполнить требование, если оно реально, и не дожидаться истерики. Капризам нельзя потакать. Не можете выполнить требование, спокойно объясните ребенку, переведите внимание на что-то другое.

Психологи категорически запрещают приучать малыша к модели: «заплакал – получил, что хотел». Ваша цель научить ребенка мыслить по-другому: «нормально попросил – получил вознаграждение».

Вы должны всеми силами создать здоровые, спокойные условия без капризов, агрессии.

Быть ли родительскому хладнокровию?

Упустили момент? Хотите исправиться? Нужно приучить малыша думать в обратном направлении. Давайте желаемое только, когда дитя спокойно, обязательно хвалите за то, что ребенок не плачет, хорошо и уравновешенно ведет себя.

Кроме того, основная ошибка родителей – непоследовательность в наказаниях, поощрениях, запретах. Многие мамы и папы могут один поступок по-разному расценивать. В одной ситуации наказывают, а в другой просто не замечают. Это говорит о том, что родители предъявляют требования, но не всегда следят, чтобы дитя их выполняло, а потом начинают наказывать.

Наведем пример: малыш смотрит телевизор, мама проходит спокойно просит: «Выключай уже». Как ребенок воспринимает информацию? Продолжает дальше смотреть телевизор.

Что нужно было бы сделать? Мама должна сказать: «Еще минуту смотришь и все, я выключаю телевизор», затем нужно подойти и выключить. Конечно, дитя начнет просить продлить время, если только на 5 минут, то можно, в других ситуациях потакать нельзя.

Рекомендации родителям

  • Родительское слово не должно терять силу в глазах ребенка.
  • Перечислили требования, идите до конца, чтобы малыш их четко придерживался.
  • Не бросайтесь угрозами: «Еще раз и будешь наказан».

    Реализуйте в жизнь! Только это не должно быть физическое наказание, найдите другие методы влияния.

  • Следите за целесообразностью запретов. С самого раннего детства малыш слышит указания типа: «Сядь спокойно!», «Не трогай!», и начинает трактовать как необязательные.

    Ведь, когда вы говорите это маленькому ребенку, он все равно бегает, прыгает, трогает. Сомнительны фразы: «Не кричи в автобусе», «Не ешь руками», ведь кроха все равно в своем возрасте это будет делать. Впоследствии «Нельзя» превращает нормального ребенка в нервного.

    Лучше спокойно объяснять, почему нельзя кричать, что-то трогать и пр.

Умственная и эмоциональная нагрузка

Часто детская повышенная нервозность связана с чрезмерным возбуждением, которое появляется по таким причинам:

  • Бурная смена событий.
  • Много ярких впечатлений.
  • Переизбыток информации.
  • Для школьников это нагрузка в учебе.

Дети слишком чувствительно все воспринимают, могут стать нервными в любой ситуации, она не обязательно должна быть катастрофической. Просто дитя ее осмысливает именно так. Психологи считают: ребенок может легко перенести развод родителей, без невроза, если не будет нагнетена обстановка, слишком драматизирована ситуация.

Когда родители постоянно ссорятся, чаду приходится прибывать в нервной обстановке, где крики, слезы, агрессия, рукоприкладство, дитя тоже через время начинает проявлять свои эмоции.

Запомните! Дети быстро вбирают то, что происходит вокруг их. Задача родителей – положительно настраивать своих крох, не передавать им негативный настрой, стараться держать себя в руках. Вот только тогда ребенок будет уравновешенным.

Итак, нужно внимательно относиться к своим деткам. Иногда их нервозность – это первый симптом серьезного нарушения эмоциональной сферы. Чтобы исправить ситуацию, нужно будет приложить максимум усилий. Не проявляйте агрессию, не показывайте свой гнев малышам. Лучше целуйте, обнимайте, ласково называйте своих деток, делайте все, чтобы они росли спокойными и здоровыми!

Источник: https://medportal.su/kak-vesti-sebya-s-nervnym-rebenkom/

Ссылка на основную публикацию