Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка

Как выявить творческие способности у ребенка 1-3 года

Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка

Творческий потенциал особенно сильно ценится в современном мире, поэтому выявлять его нужно с первых лет жизни. Это поможет легче понять малыша, определить, что ему на самом деле необходимо, направить его таланты в нужное русло и не дать им исчезнуть. Нынешнее общество дает много возможностей реализовать творческие способности, начиная с самого раннего детства.

Как определить творческие способности у малыша

У малышей первого года просыпается желание постичь все новое, неизведанное. Однако, часто родители не относятся серьезно к фантазиям ребенка и делают это напрасно. Именно в этом возрасте могут впервые заявить о себе еще до конца не сформированные, творческие способности вашего ребенка.

Дети не боятся пробовать все новое, каждый вид деятельности является для них открытием. Часто во время игры дети проявляют свои наклонности, поэтому именно игра для малышей является одним из способов выявления способностей.

С помощью некоторых игровых тестов профессионалы могут определить, насколько развито у ребенка воображение, как устроено мышление.

Считается, что если ребенок – левша, тогда у него, возможно, имеется творческая одаренность, потому что правое полушарие, которое доминирует у таких малышей, отвечает именно за творческое начало, абстрактное мышление и развитое воображение. Среди левшей больше всего художников, а также танцоров и музыкантов.

Понаблюдайте за ребенком. Уже в возрасте 1-2 лет малыш может иметь хорошо развитое чувство ритма. Если ребенок четко улавливает мотив мелодии, чувствует ритм, может двигаться или что-то напевать в такт, возможно, у него имеется музыкальная одаренность.

В 3 года ребенок способен рисовать. Художественно одаренные дети хорошо чувствуют цвета, их оттенки, могут создавать картины.

Если малыш не умеет рисовать, чувствовать ритм, у него не очень буйная фантазия, не расстраивайтесь. Возможно, у него хорошо получается считать, а разные операции с цифрами, например, вычитание или сложение, даются ему легко. Скорее всего, у ребенка имеются математические способности.

Как развить способности ребенка

Существует много методов развития творческого потенциала малыша. Они простые и доступные для родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок максимально раскрыл свои таланты, нужно создать подходящие условия.

  • Прежде всего, нужно как можно раньше заняться физическим развитием малыша. Чем быстрее ребенок овладеет своим телом, тем проще ему будет раскрыть потенциал. Для этого, с первых месяцев нужно начинать физические занятия.
  • Можно создать обстановку, которая опередит развитие ребенка. Например, уже в годик подарить ему кубики с цифрами и буквами. Во время игр ненавязчиво называть их, показывать, какие действия можно совершать с ними, отнимать или прибавлять, складывать слова.

Запомните, что любые способности получают успешное развитие, если не останавливаться на достигнутых результатах, а постоянно повышать планку.

  • Давайте больше свободы малышу, не спешите за него решать какую-либо проблему, если например, какая-либо игрушка закатилась за шкаф. Пусть ребенок сам попробует разобраться с ситуацией, возможно, он найдет такое решение, о котором даже вы не догадываетесь.
  • Чтобы воображение ребенка развивалось, нужно придерживаться простых рекомендаций. Например, читать как можно больше сказок или сочинять их вместе с малышом. Обязательно читайте ребенку книжки с выражением, можно даже по ролям. Свои рассказы желательно дополнять собственными иллюстрациями. Попросите малыша нарисовать сказочных героев. Ребенок в 3 года уже способен справиться с подобной задачей. По мотивам прочитанных книг вы вместе с малышом можете придумать детский спектакль, который вы покажете другим членам семьи или знакомым.
  • Развивайте музыкальные способности и чувство ритма. Чаще давайте слушать ребенку разные музыкальные произведения, детские песенки, классику. Обязательно вместе с ребенком устраивайте танцевальные конкурсы, проводите игры. Вы можете вместе петь, двигаться под музыку или играть на музыкальных инструментах, например, бубне или барабане.
  • Больше рисуйте с малышом. Дети 1 года только знакомятся с окружающим миром. В это период малыши рисуют линии, учатся держать в руках карандаш, знакомятся с цветами. Вы не должны вмешиваться в процесс познания. Ваша задача – наблюдать и знакомить малыша с разными предметами для рисования, следить за безопасностью. К 2 годам ребенок обычно рисует каракули. Здесь уже можно принимать активное участие, объясняя и фантазируя, представляя, на что похожи разные нарисованные ребенком линии или кружочки.

Развивая творческие способности, запомните, что главное в этих занятиях – их систематичность.

Заниматься нужно постоянно, но делать это ненавязчиво и обязательно в игровой форме, чтобы у ребенка было желание продолжать ваши совместные упражнения.

Вы должны также обеспечить малыша необходимыми материалами – красками, бумагой или, например, пластилином. Обязательно хвалите ребенка и ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.

Расскажите о своих занятиях с малышом. Как вы развиваете его творческие способности?

Кинетический песок: интересный вид творчества с ребенком. Как выявить творческие способности у ребенка 1-3 года. Читайте в следующей нашей статье.

Значимость творчества в развитии малышей до года.

Игровое обучение музыке в возрасте 1-3 года

Источник: https://viline.tv/deti/article/kak-vyavit-tvorceskie-sposobnosti-u-rebenka-1-3-goda

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Кирпач А. А. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13297/ (дата обращения: 10.10.2018).



В современном мире в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям XXI века.

Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения.

Именно дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующий самовыражению, самоутверждению личности. [6]

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетных. [1]

В последнее время дети ограничены в получении собственного опыта, так как взрослые лишают детей свободы выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Задержка в развитии самостоятельности приводит к появлению детского непослушания, для которого нет видимых мотивов, а также вредной привычки ждать помощи от окружающих.

Что означает понятие инициативность и самостоятельность?

Самостоятельность — это положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. [5]

Инициатива — проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам. [5]

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. [7]

Одна из распространенных точек зрения заключается в том, что самостоятельность рассматривается как высший уровень развития мышления, который характеризуется умением видеть объективно важную проблему и умением решить ее (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, М. И. Заболотнев и др.). [4]

Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев). [2]

По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей.

Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. [3,9]

Исследователи отмечают, что детская творческая деятельность универсальна, пластична (В. В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н. Н. Поддьяков), «избыточна» (В. А. Петровский) синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С.

Ушакова). В раннем дошкольном возрасте принципиальное значение для развития деятельности имеет практическое экспериментирование (Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др.).

[3, 10]

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. [3, с. 104]

Итак, в настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы — на развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами выразительных образов. [3, с. 105]

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, стремиться к достижению цели без помощи взрослых.

За годы своей работы в детском саду я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Через систематические наблюдения строю свою деятельность на развитие инициативности и творчества детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие инициативной личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

В процессе творческой деятельности моя роль, как педагога, создать условия для самостоятельного экспериментирования с материалами, освоения новых способов рисования, создания образов, где делают «открытия», стремятся получить новые знания.

Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, многообразие изобразительного материала, которые находятся в доступном для детей месте.

Большую роль в моей работе играет применение нетрадиционных техник рисования. Также помогает детям проявлять инициативу доска выбора, на которой они самостоятельно выбирают, каким материалом они будут осуществлять свой замысел.

С целью совершенствования процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников.

Мною созданы различные тематические презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях — «Времена года», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Наш поселок», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», а также интерактивное пособие «В гостях у веселого карандаша», компьютерная игра «Смешивание красок».

Специфика моей работы с детьми — не направлять ребенка шаг за шагом, а помочь ему почувствовать, поразмыслить сделать для себя открытие.

При умелой помощи взрослого дети учатся самостоятельно видеть красоту в жизни, придумывать тему предстоящего изображения, выбирать материал для создания образа.

Организовываю изобразительную деятельность так, чтобы занятия у детей вызывали позитивный настрой, желание творить, экспериментировать.

Развивая инициативу и самостоятельность у детей, мы развиваем воображение, фантазию, интеллектуальные способности, творческую активность.

Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы, уметь без посторонней помощи продумывать замысел и уметь его самостоятельно его осуществить, находить изобразительно-выразительные средства для его создания, последовательно воплощать задуманное, управлять своими действия в различных видах художественной деятельности, действовать в новых ситуациях, находить для передачи образа приемы и средства изображения. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [8]

Я считаю, что моя роль в развитии детской самостоятельности существенна, так как моя деятельность наполнена новым содержанием, принципом, методическими идеями, направленными на развитие творческой устремленности, инициативы, вдохновения.

Читайте также:  Конспект занятия по социально коммуникативному развитию во 2 младшей группе

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
  3. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»/ Т. Г. Казакова. — М.Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  4. http://www.dslib.net/
  5. Основы Духовной Культуры (Энциклопедический Словарь Педагога) http://didacts.ru/slovari/osnovy-duhovnoi-kultury-enciklopedicheskii-slovar-pedagoga-.html
  6. http://studbooks.net/1861227/pedagogika/vvedenie
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie
  8. https://infourok.ru/samostoyatelnaya-izobrazitelnaya

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа, дошкольный возраст, творческая деятельность.

ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа, дошкольный… Модель развития творческих способностей детей

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа

Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности.

В данном виде деятельности ребенок свободен в выборе материала и продолжительности работы.

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа, дошкольный

 в самостоятельной деятельности детей.  в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей..

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная…

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13297/

Развитие творческих способностей у детей

В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала.

Но неизвестно, по какой причине, к сожалению, многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей. Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения.

Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка.

И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности.

Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих: -умение познавать все новое; -стремление к познанию; -активность и живость ума; -умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное; -стремление к постоянным открытиям; -умение применять на практике полученные опыт и знания; -свобода воображения;

-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

Когда необходимо развивать творческие способности детей?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство.

Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу.

Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчество у детей наступает в 3-4 года.

В этом возрасте малыши могут насочинять такое ,что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе.

А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально – может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду.

Главное – иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса. Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчество. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе.

Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как самом деле – чайник, не стол, а – осьминог и так далее. Естественно, маленький воображало прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что именно они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать.

Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению и творчеству.

Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры.

Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей.

И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс.

В обязательно порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующих растений и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.

Методы развития творческих способностей детей

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно.
И так, методы развития творческих способностей детей:

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома – в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом.

Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваш речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка.

Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих.

2. Развивающие игрушки и игры

Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек (или все). В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка.

А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку – ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему.

Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей:

-«Превращение»

Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами;

– «Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки;

-«Хорошо-плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что – хорошо.Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо – не жарко в солнечных день, плохо- можно простудиться и заболеть и так далее.;

-«Игры со словами»

Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учиться подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый- злой, сухой- мокрый, черный -белый; синоним (близкое по значению): красивый- прекрасный, работать –трудиться и т.д.;

-«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов.

И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантом может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем.

А как тогда сделать так,чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?;

Читайте также:  Зимнее развлечение в средней группе детского сада

– «Что будет, если…»

Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.

3. Рисование

Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и конечно … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой.

Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. В начале лучше всего изучить все цвета, а затем приступайте к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур.

Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И когда он уже научиться многому, то дайте волю его самостоятельности.

4. Лепка

По каким – то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин.

И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию.

На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!

5. Чтение

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день.

А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу – он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

6. Музыка

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления.

И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки.

В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

7. Аппликация

Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц.

Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу.

Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.

Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании своего маленького творца. У каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одних детей будет, например, максимальным нарисовать радугу, а для других -целую картину вокруг нее. Помните об этом!

Источник: http://vihra.ru/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-u-detej/

Развитие творческих способностей у детей разного возраста

Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели.

Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение.

И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения. Какие на сегодняшний день существуют методы развития творческих способностей у детей, в каком возрасте они актуальны? Попробуем найти ответ.

Что относят к творческим способностям?

Как уже было сказано выше, творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения:

  • стремление познавать мир и делать открытия;
  • умение использовать полученные знания на практике, изобретательство;
  • стремление видеть необычное в повседневных объектах;
  • воображение и фантазия;
  • проявление инициативы;
  • интуиция;
  • живая активность ума.

Все эти понятия находят конкретное выражение. Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, сочиняют истории, танцуют и поют. И родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.

Творчество и возраст

Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано.

Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт.

Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем. Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом:

  • 2-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно. Для данного этапа характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость. Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.
  • 6-10 лет. Это критический период, связанный с переходом на получение школьного образования. Творческая активность в этом периоде во многом зависит от условий обучения и общения. Для него характерно то, что дети нацелены на самостоятельное нахождение неизвестного.
  • 11-14 лет. Период, переживая который ребенок не просто задает вопросы, он ставит гипотезы, проводит исследования. В это время круг интересов может сузиться, но глубина анализа достигает нового содержания. К концу этого периода ребенок поднимает проблемы поиска смысла жизни и существующих явлений, прогнозирует будущее, рассуждает о месте человека во Вселенной, становится способным самостоятельно ставить себе задачи и находить решения.

Заниматься развитием творческих способностей детей можно на любом этапе.

Даже взрослые порой прибегают к методам арт-терапии и открывают в себе новаторские и изобретательские таланты, которые помогают находить нестандартный подход к решению проблем.

И все же мы предлагаем сосредоточиться на первом этапе: важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь.

Методы развития

Приемы развития творческих способностей у детей, которые мы перечислим, знакомы многим родителям, фактически это программа занятий в детском саду.

Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития вы закладываете базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка.

Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Сделать это можно с помощью следующих методов:

  • Беседы об окружающем мире. Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг (дома, в детском саду на игровой площадке, в общественном транспорте), рассказывайте ему о животных и растениях, которые встречаются вам на пути или обитают в вашей местности, объясняйте смысл природных явлений.
  • Развивающие игры. Отдавайте предпочтение игрушкам, которые не только соответствуют возрасту, но и допускают многовариантное применение, например, конструкторы, мозаики, мячи, посуда.
  • Изобразительное искусство. Приобретите большой альбом, краски, кисти, карандаши и фломастеры. Покажите ребенку, как нарисовать круг, квадрат, солнце и облака. Почитайте книги о том, как создается рисунок, и попробуйте передать ребенку эти знания.
  • Лепка. Начинайте занятия с лепки шариков и колбасок, затем переходите к более сложным объектам и композициям.
  • Чтение. Уделяйте чтению хотя бы полчаса в день. Это могут быть сказки, приключенческие рассказы, стихи. Вы можете читать книги по ролям, разыгрывать сценки, создавая импровизированный домашний театр.
  • Прослушивание музыки. Пойте ребенку колыбельные, давайте ему слушать детские песни и произведения классиков, даже если они кажутся сложными. Обсуждайте с ребенком, на что похожи звуки мелодий.

Когда ваш ребенок будет достаточно взрослым и осведомленным о названиях и свойствах окружающих предметов, можно будет перейти от общих методов к конкретным упражнениям. Кто знает, может они и вас подстегнут к развитию творческого мышления.

Если в детстве вы любили рисовать домики, воображая себя архитектором, то сейчас вам будет не сложно войти в роль. Вы – клиент архитектора, вам нужно построить дом.

Напишите на листочке слова, которые должны найти отражение в проекте. Например, ботинок, зеркало, шар.

Какое отражение это найдет в чертеже, который предстоит выполнить ребенку: дом в виде ботинка, зеркало вместо крыши, мебель в виде шаров? А может что-то еще более интересное?

Игра в названия доставит немало веселья и вам, и ребенку. Для этого нужно лишь представить, что вы – редакторы газеты или журнала и готовите материал на первую полосу. Вам нужно придумать яркий заголовок обо всем, что встречается по пути. Если ваш ребенок вдруг захочет стать журналистом, это будет крайне полезный опыт.

Еще одно упражнение – возьмите обычный предмет, например шариковую ручку и найдите ей нестандартные способы применения. Сделать из нее стрелу для лука, подпорку для дерева, маленькую подзорную трубу. Впрочем, возможно, если разобрать ее на части, применений можно найти еще больше.

Игра «найди выход из ситуации» – практичный метод развития творческого мышления.

Задайте ребенку повседневную задачу, например, что сделать, если порвался ботинок на прогулке, но нельзя идти босиком, а мастерских поблизости нет.

Какими подручными средствами можно решить проблему? К примеру, обмотать подошву платком, приклеить ее на жвачку или оторвать совсем. И такие ситуации можно придумывать бесконечно.

Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности. Поэтому родители должны уделять ему должное внимание. 

Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej-raznogo-vozrasta.php

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста — задача родителей и педагогов. Творчество не может остаться незамеченным: оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому. Творческие профессии всегда востребованы.

Целеустремленные актеры, певцы, художники находят место под солнцем и с радостью реализуют свой потенциал. Творческие способности дошкольников заслуживают особого внимания: возможно, ребенок всерьез задумывается над тем, чтобы посвятить жизнь креативному ремеслу.

Читайте также:  Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. свойства воды

Но родители чаще акцентируют внимание на развитии мышления и памяти у своего чада, это правильно, но развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста тоже необходимо.

Почему нужно развивать фантазию и творческие способности?

Творческие способности детей-дошкольников должны проявляться в полной мере. Ребенку не обязательно становиться актером, художником или певцом: фантазия и креативность пригодятся для решения жизненных задач.

Творческая активность в первую очередь позволяет самовыражаться. Если у малыша уже есть любимое хобби, то это очень хорошо. Каждый ребенок индивидуален, и творческое развитие дошкольников происходит по-разному.

Одни дети охотно берутся за новые начинания, другие капризничают и отказываются от игр, которые предлагают родители. Логика малыша может быть интересной и даже нестандартной: здесь все зависит от природных особенностей.

Выявление творческих способностей очень важно: они также помогают в развитии памяти и мышления. Роль творческих игр для дошкольников нельзя переоценить. Они направлены на то, чтобы ребенок смог лучше усваивать школьную программу.

Дети с развитым воображением проще воспринимают окружающий мир, главное — не подавлять их инициативу.

Что подразумевает понятие творческие способности?

Если у ребенка развиты такие способности, он с интересом познает окружающий мир. Развитию творчества у дошкольников способствует нестандартный взгляд на обыденные вещи.

Родители должны прививать тягу к новым знаниям, можно использовать игры. Ребенок, в котором есть задатки творческой личности, стремится удивить окружающих.

Если у малыша развито воображение, ему легче применять знания на практике.

Креативные способности можно развивать с 3-х лет, в дальнейшем нужно совершенствовать приобретенные знания. Родители часто подавляют творческий потенциал, смеясь над его выдумками.

Если кроха выдвигает какую-то на первый взгляд странную идею, мама тот час пресекает ее, а это влияет на самооценку. Необходимо поддерживать ребенка в его начинаниях.

Родителям стоит осознать, что фантазия является специфической особенностью, и без нее не возможно в полной мере развивать мышление.

Малыш должен фантазировать: не следует мешать ему! Если он искренне верит в добрую фею или волшебника, нужно согласиться с таким убеждением и сказать, что фея и волшебник действительно существуют. Ребенок может воображать картинки и озвучивать их, в этом нет ничего страшного.

Все особенности развития творчества проявляются в возрасте 3-4 лет. Родители могут слышать разные небылицы от своего чада, здесь нужно выбрать правильную тактику поведения. Если фантазии крохи связаны с добрыми персонажами, следует хвалить его.

Не разрушайте воображаемый мир ребенка, если в нем присутствуют добрые персонажи, и вы видите, что малыш комфортно себя чувствует.

Развитию творческой активности дошкольников должны способствовать именно родители. Маме и папе нужно изменить свой образ мышления, возможно, поверить в чудо. Если у родителей развиты креативные способности, им будет проще привить малышу креативное мышление. Если малыш — прирожденная творческая личность, он будет по-другому смотреть на обыденные вещи.

Например, если показать 5-летнему ребенку картинку с чайником, он может сказать, что это кит. В данном случае можно судить о творческом мышлении. Родителям стоит задуматься над проявлением такого таланта.

Малыш в возрасте 5 лет не желает воспринимать общепринятые понимания вещей, скорее всего, он будет воображать что-то новое, интересное. Если родители будут вести себя скованно, им не получится развить творческие способности у ребенка.

Взрослым нужно играть с детьми: во время игры должна проявляться творческая активность.

Как развить творческое мышление?

Время от времени нужно нарушать общепринятые правила и становиться ребенку другом, а не родителем. Для взрослого это будет приятной психотерапией, с помощью которой удастся избавиться от стресса.

Творческие способности детей дошкольного возраста развиваются стихами, сказками, лепкой, рисунком, различными познавательными играми. Можно рассказывать по 1-2 рассказа в день, придумывать новые растения, животные. Ребенку будут интересны загадки, причем родители могут сами их придумывать.

Если малыш не посещает садик, мама и папа должны проводить обучающие занятия дома.

Когда мама идет по улице с ребенком, она может указывать на интересные предметы, растения, дорожные знаки. Формированию словесного творчества дошкольников способствуют интересные рассказы, сказки. Важно пояснять малышу действие главных героев сказки, задавать ему интересные вопросы.

Творческие игры для дошкольников поднимают настроение, в то же время настраивают на получение важных знаний. Малышу можно преподносить игрушки, которые по мнению родителей будут самыми полезными. Любому ребенку понравятся мозаика, красочный конструктор. Если купить железную дорогу, у малыша может появиться интерес к разным городам и странам.

Можно подарить ребенку глобус и постепенно изучать название стран, это поспособствует интеллектуальному развитию.

Техники развития творческих способностей у малышей

Первый метод имеет название «Превращения». Потребуется нарисовать на бумаге несколько кругов, расположенных в ряд.

Малыш должен посмотреть на эти фигуры и проявить свою фантазию — дорисовать недостающие предметы. Возможно, он увидит в кругах гусеницу, снеговика или очки.

Далее можно усложнить задачу и нарисовать комбинацию из разных геометрических фигур. Проявив творческое воображение, ребенок создаст композицию.

Развитию творческих способностей детей помогают загадки, но вместе с ними можно применять на практике схожие методики. Следует взять какой-нибудь предмет и положить в шкатулку. Малыш посредством подсказок должен угадать, что находится в шкатулке. Можно говорить, какого цвета данный предмет, каков он по размеру и т. д.

Развитию логики и речетворчества способствуют другие методики. Родители могут назвать определенный предмет, а малыш должен сказать, что в нем хорошего и плохого. Например ветер, он освежает в летнюю пору, а зимой бывает очень холодным.

Играйте в слова: задайте прилагательное и попросите ребенка подобрать противоположное по смыслу. Нужно говорить слова и давать задание подбирать синонимы — слова, схожие по смыслу. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста может проходить параллельно с развитием логики.

Фантазия развивается посредством решения необычных задач. Ребенок может придумать, как можно по-новому использовать привычные предметы. Или пусть малыш представит, что было бы, если бы кошка стала говорить как человек.

Развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует рисование. Дети любят проявлять фантазию с помощью красочных предметов.

Не нужно отказывать ребенку в таком удовольствии: следует купить бумагу, карандаши, краски. Сначала кроха может рисовать геометрические фигуры, затем — цветы, дома, животных.

Важно обратить внимание на способности к рисованию, возможно, малыш желает стать художником.

Значение лепки трудно переоценить. Для воплощения творческих задумок у ребенка должен быть пластилин. Лепка развивает моторику пальцев и пробуждает творческий потенциал. Малыш может слепить мультипликационного героя, мини-скульптуру домашнего любимца, в общем все, что душа пожелает! Стоит похвалить кроху за его старания и в качестве презента преподнести пирожное.

Чтение, музыка и аппликация

Необходимо читать рассказы, приучать малыша к стихам, интересным литературным произведениям. Желательно читать не менее 30 минут в день, так вы приучите малыша к чтению. Классические детские произведения развивают не только память и интеллект, но и духовные качества. Книга дает возможность вообразить конкретную ситуацию, поразмышлять над поведением героев.

Музыка влияет на развитие творческих способностей. Малыш может приучаться к позитивным детским песням, причем они могут исполняться на иностранном языке. Музыка способствует развитию образного мышления. Родители должны петь вместе с малышом, можно водить его на концерты. Некоторые дети изъявляют желание участвовать в творческих кружках.

Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует аппликация. Можно научить ребенка создавать на бумаге композиции, например объемные цветы. Важно следить за тем, чтобы кроха не поранился ножницами.

Если у ребенка нет настроения, не стоит навязывать ему то или иное занятие. У малыша должно возникнуть желание проявить творческий потенциал. Важно помнить о том, что детей привлекает все яркое, красивое.

Не скупитесь на игрушках и канцтоварах. Нужно поддерживать инициативы малыша и не проявлять строгость в его творческих порывах.

Стоит помнить о том, что обучение в игровой форме проходит интересно и увлекательно.

О словотворчестве

Словотворчество ребенка отражает индивидуальное восприятие привычных вещей. Дети тонко чувствуют мир, обращая внимание на мельчайшие детали. Словотворчество крохи во многом зависит от того, в какой среде он вырастает и какие слова слышит чаще всего.

Казалось бы, еще пару месяцев назад маленький человечек не мог говорить, а сейчас он во всю придумывает слова и активно выражает мысли. Ребенок имеет особое языковое чутье. В основном он воспроизводит те слова, которые слышит от родителей.

Новые слова малыша напоминают те, которые он уже усвоил. Кроха на уровне интуиции приписывает словам окончания и приставки. Произнося новые слова, он полноценно выражает свои мысли. Родители должны развивать языковое чутье ребенка и направлять это чутье в нужное русло.

В дальнейшем малыш научится правильно выговаривать слова.

Особенность речевого творчества малыша заключается в том, что он подбирает окончания и приставки, уже существующие в языке. Родители не должны смеяться над словами, которые произносит их чадо.

Ребенок может неправильно воспроизводить звуки или выговаривать слова в виде одного только первого слова. Нельзя критиковать, в противном случае можно внушить ему комплексы.

Если родители неправильно поведут себя, кроха замкнется и не станет воспроизводить слова, созданные на основе его опыта и воображения.

Некоторые дети изъявляют желание выступить на публике, предоставьте им возможность самовыражаться! Но если ребенок застенчив, не стоит заставлять его публично рассказывать стихи, петь песни.

Можно отдать малыша на специализированные занятия, где проводится обучение творческому рассказыванию. Если малыш 3-5 лет неправильно произносит слова, в этом нет ничего страшного.

Данное явление указывает на то, что он постепенно развивается, анализирует в уме особенности родного языка.

Словотворчество ребенка должно умилять родителей, а не расстраивать. Когда малыш достигает возраста 5 лет, он успевает усвоить много слов и речевых оборотов. Если кроха формирует в уме определенное слово, значит, его логика и мышление работают хорошо.

  1. Малыш часто урезает услышанные фразы: вместо «помоги» можно услышать «моги». Это связано с тем, что мозг лучше усваивает короткие слова.
  2. Ребенок может прибавить к слову окончание и вместо «львёнок», сказать «лёвик». Все потому, что малыш еще не знает правила, в соответствии с которыми слово «лев» преобразуется. И тем не менее малыш подбирает суффикс «ик», который существует в русском языке, например «котик».
  3. Ребенок может называть животных по названию звуков, которые они воспроизводят. Собака может быть «афа», по ее лаю «аф».

Важно помнить, что словотворчество ребенка — естественный процесс. Создавая новые слова, он стремится донести до родителей важную информацию.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/razvitie-tvorchestva-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию