Бунин «последний шмель»

«Последний шмель» И. Бунин

Бунин «Последний шмель»

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости.

Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть.

И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина.

Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту.

Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний.

Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое.

Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства.

С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону.

«Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений.

Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах.

Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.

Источник: http://pishi-stihi.ru/poslednij-shmel-bunin.html

Анализ стихотворения И. Бунина «Последний шмель»: связь с историей :

Галерея русских писателей полна достойных имён, известных всему миру. Одним из них является Иван Алексеевич Бунин, творчество которого посвящено разнообразным проблемам: философской, народной, любовной, гражданской. Бунин известен тем, что он первый российский писатель, поэт, получивший Нобелевскую премию. Это говорит о значимости творчества и таланте автора.

Русский поэт и писатель 20-ого века

Иван Бунин родился в бедной, но дворянской семье. Детство провёл, общаясь с детьми крестьян. Он начал писать уже в 16 лет, хотя не имел образования. Ходил четыре года в гимназию, но пережил исключение по той причине, что семья не могла платить за обучение.

Молодые годы характеризовались нестабильностью, Бунин был вынужден менять места работы, его любимая женщина ушла от него к его другу. Уже только в то время, когда ему было больше 30 лет, он встретил свою настоящую любовь, которая стала его женой. Бунин очень много путешествовал и всё время писал, в его произведениях отразились его мысли и переживания.

1916 год в жизни И. Бунина

«Последний шмель» Ивана Бунина — одно из знаменитых стихотворений начала 20 века. Это стихотворение связано и с историческими событиями, и с жизнью автора.

1916 год — дата написания «Последнего шмеля» Бунина, который в это время уже был известным писателем и поэтом. Он жил и трудился в Петрограде, успел написать огромное количество произведений и стал почётным академиком.

В это время встретил свою любовь, с которой объездил разные уголки планеты и которая через 6 лет стала его женой.

Общественная и политическая обстановка в 1916 году

История создания «Последнего шмеля» Бунина связана с эпохой того времени. Это был 1916 год, предреволюционное время. Страна, конечно, ещё не знала, что через год произойдёт Революция, что вскоре Россию охватит Гражданская война, но эти события уже подготавливались.

Народ чувствовал приближение чего-то непонятного, пугающего, и каждый задавался вопросом, что принесёт это новое, приведёт страну к процветанию или к краху. Эти же чувства и мысли мучали и поэта.

«Последний шмель» Ивана Бунина появился на страницах газет и журналов в такое неясное время.

Смысл названия

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» можно начать с обращения к его названию, представляющему собой словосочетание. Разберём обе его составляющие. Основной компонент словосочетания — «шмель». Обычно данное насекомое ассоциируется с чем-то мохнатым, жужжащим. При слове «шмель» сразу же возникает ощущение жужжания, шума.

Другой компонент названия — прилагательное «последний». Последний — это всегда точка, конец, дальше ничего не будет. Название уже наталкивает на идею разрушения, уничтожения.

Без анализа стихотворения Бунина «Последний шмель», только исходя из его названия, можно предположить, что стихотворение будет пронизано мотивами конца, упадка: что-то большое исчезнет, разрушится.

Читайте также:  Юлия жадовская «нива»

Связь стихотворения с исторической обстановкой

Перейдём непосредственно к анализу стихотворения Бунина «Последний шмель», начинающегося с обращения к шмелю и его описания.

С этой целью упоминаются следующие эпитеты «чёрный шмель», «бархатный шмель», «золотое оплечье», «заунывно гудящий», «певучая струна».

В первой строфе автор использует и такой приём, как олицетворение: происходит персонификация шмеля, лирический героя обращается к насекомому, спрашивает его, говорит, что он тоскует.

Учитывая политическую и общественную обстановку, во время которой было создано стихотворение можно предположить, что шмель символизирует какие-то мировоззрения, новые мысли, которые появились в народе.

Эти новые веяния окутали основную массу люда. Лирический герой спрашивает шмеля, почему он залетает в жильё к человеку.

То есть, возможно, думает над тем, откуда эти новые мысли появились в народе, а главное — зачем.

Далее, во второй строфе, описана обстановка за окном, не в доме. Снова упоминается прилагательное «последний» — «Безмятежны и жарки последние дни».

Лирический герой как будто обращается к дням, к тому, что сейчас тепло, все безмятежны и никто даже не подозревает, что это скоро закончится.

Почему же последние? Может ли жужжание шмеля на них повлиять? Лирической герой просит насекомое вылететь из дома и полетать на улице, а потом спокойно умереть на красной подушечке.

Возможно, если связать опять же это с исторической эпохой, лирический герой озабочен теми новыми идеями, которые поселились в народе. Он предчувствует, что эти идеи могут привести к разрушениям, поэтому называет спокойные дни последними. Он опасается, что это время вскоре пройдёт, а новые веяния приведут к уничтожающим изменениям.

В третьей строфе золотой шмель становится сухим. В финале стихотворения лирический герой предсказывает насекомому его дальнейшую жизнь: «угрюмый ветер» скоро сдует «сухого шмеля», закончится его летание по людским домам.

Идея «Последнего шмеля»

Тема «Последнего шмеля» Бунина непосредственно связана с исторической обстановкой времени создания стихотворения. Лирический герой обеспокоен общественными настроениями. Как известно, Бунин тяжело перенёс революцию, будучи образованным человеком.

В 1916 году он уже понимал, что близится что-то смутное и тяжёлое, несущее разрушение. Однако всё-таки есть надежда, что этот шмель, несущий неблагоприятные перемены, будет повержен людьми. Его жизнь, хоть и разрушающая, будет короткой, и народ победит.

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» показывает глубину внутренних переживаний автора и его веру в лучшее. Есть надежда, что угроза, которая повисла над страной, над народом, уйдёт, что найдётся и на неё нужное, действенное оружие.

Источник: https://www.syl.ru/article/346241/analiz-stihotvoreniya-i-bunina-posledniy-shmel-svyaz-s-istoriey

«Последний шмель», анализ стихотворения Бунина

Русский поэт Иван Алексеевич Бунин принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками.

Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами.

В 1903 году Академия наук даже наградила молодого поэта Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Еще более широкую известность принесла Бунину проза. Рассказ «Антоновские яблоки», повести «Деревня» и «Суходол» выражали по-настоящему поэтическое отношение автора к миру.

В этих произведениях автор выразил свою грусть по поводу исчезновения прежнего дворянского уклада жизни.

В итоге, так и не приняв изменения в русском обществе, особенно после Октябрьской революции 1917 года, Иван Алексеевич Бунин навсегда покинул Россию, закончив свой жизненный путь на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в Париже.

Возможно, именно состояние «великой грусти», ощущение чего-то уходящего, последнего в жизни, передает поэт в своем стихотворении «Последний шмель», написанном в 1916 году. Этому стихотворению и будет посвящен анализ.

Небольшое по объему, оно вызывает у читателя целую гамму чувств.

По тематике его, скорее, можно отнести к философской лирике, потому что это стихотворение содержит серьезные размышления о жизни и смерти, о предназначении на этом свете, о бренности земного существования — словом, обо всем, что характерно для лирики подобного рода.

Лирический сюжет довольно прост: герой видит случайно залетевшего в комнату шмеля, но он, «заунывно гудящий», вызывает у героя ощущение тоски и грусти. Конечно, подобные мысли не приносят радости, поэтому герой с некоторой долей упрека вопрошает:

Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Если полет шмеля вдохновил в свое время великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на создание бессмертного шедевра с одноименным названием, полного радости, бодрости и движения, то стихотворение Бунина звучит очень размеренно, неспешно, во многом благодаря четырехстопному анапесту, которым написано это произведение.

Само название — «Последний шмель» — вызывает ассоциацию с уходящим летом, с наступлением осени, а потом и зимы, что в лирике традиционно связано с умиранием в природе. Тема смерти у Бунина часто связана с темой памяти.

Именно поэтому героиня рассказа «Темные аллеи» говорит: «Все проходит, да не все забывается».

Мудрая природа так устроила, что ее дети — птицы, животные, насекомые — не обладают разумом, а значит, не могут знать, что их жизнь подчас слишком коротка.

Наверное, именно это и делает их счастливее человека, который знает, что рано или поздно его ожидает смерть, а раздумья о ней ввергают в пессимистическое состояние.

Для шмеля из стихотворения Бунина смерть всего лишь сон: не ожидая мучительно смерти, он просто уснет «в засохшей татарке, на подушечке красной», поэтому и его последние дни можно считать безмятежными, т. е. лишенными раздумий о том, что же будет после смерти.

Наверное, лирический герой с некоторой завистью утверждает:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля…

Ведь человек как раз думает, причем часто думает и о смерти. Его всегда волновал вопрос: сколько мне отмеряно судьбой? Кто-то в шуточной форме пытается выяснить это у кукушки, кто-то идет к гадалкам или ясновидящим. Лирический герой этого стихотворения скрывает свои эмоции: о его внутреннем состоянии можно узнать лишь по эпитетам — «заунывно гудящий» да «ветер угрюмый».

Читайте также:  Как подготовить ребёнка к школе

В целом стихотворение не производит мрачного впечатления, которое может возникнуть из-за рассуждений о смерти.

Да, герой наделен знанием о конце своего земного существования, но это, скорей, должно помочь ему выбрать достойный жизненный путь, чтобы оставить о себе память в веках.

Именно такой путь выбрал для себя Иван Алексеевич Бунин — писатель, поэт и философ, за свою долгую жизнь, наверняка, хорошо узнавший истинную ей цену.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
  • «Деревня», анализ повести Бунина
  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/365-poslednii-shmel

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель»

  1. Стихотворение Ивана. Алексеевича. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем, по своему содержанию сложное и глубокое Иван Алексеевич написал его в период, когда шла 1 Мировая война. Каждый человек в это время задумывался о жизни и смерти.

    Почти во всех стихотворениях этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь. 

2.       Стихотворение «Последний шмель» является ярким примером натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М.

Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии является попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы.    3. В стихотворении И. Бунина «Последний шмель» автор развивает философскую тему жизни и смерти.

Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи». В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение к природе. В природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Автор хотел донести до читателя мысль о быстротечности жизни, т.е.

Идеей является философское понимание бытия  В стихотворении чётко улавливается грусть, уныние, звучат мотивы тоски и одиночества.        

В основе содержания стихотворения  лежат душевные переживания лирического героя . Случайно залетевший в окно шмель вызывает в нем грустные мысли о скоротечности и бренности жизни. Герой находится в подавленном состоянии.

Символом его переживаний стали опустевшие поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть.  Пространство в стихотворении представлено миром лирического героя ( комната с яркими поддоконниками, отгороженная от внешнего мира окнами) и миром природы.

ППейзажная зарисовка передаёт картину последних жарких дней лета или ранней осени.  Автор в произведении затрагивает временные рамки (настоящее и будущее).

Увидев шмеля, зелетевшего к нему в комнату в последние дни лета, герой осознаёт, что Царственно- красивый шмель превратится в легкого, «сухого шмеля» и что в будущем его тоже ждёт смерть.   

Стихотворение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью Первая часть знакомит нас с миром лирического героя и миром природы, представленным шмелём. эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” ,шмель же туда только “залетает”, но мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение  на равных , шмель разделяет человеческую тоску.    

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни.

“За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни —последние дни перед смертью. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, насладиться последними прекрасными мгновениями жизни.

Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти.

В  третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать человеческой думы…” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим о скоротечности жизни.  Происходит окончательное разделение двух миров. Именно на эту строфу приходится кульминация стихотворения.

Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. В этой строфе под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным. .

  Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли.

  В заглавии стихотворения «последний шмель» слово  последний олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, — счастья, радости, тепла, света.Шмель —, это олицетворение природы, движения, жизни.

Поэтому в названии стихотворения — «Последний шмель» — сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы.           В стихотворении «Последний шмель» немаловажную роль играют средства художественной выразительности.

В описании шмеля автор использует такие метафоры, как: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни», метафора последний шмель символизирует уходящую жизнь, а «угрюмый ветер» -; факт неизбежных событий.

Также автором используются эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «на подушечке красной», «ветер угрюмый», «золотое оплечье». Эпитет бархатный отображает оценочные оттенки «красивый», «приятный». Эпитет чёрный связан со смертью. Эпитет золотой актуализирует значения «царственный», «величественный. 

    Основную тональность  стихотворению придают синтаксические приёмы инверсии и риторического  вопроса, которые окрашивают речь эмоционально.Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем.

К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!»    В первой строфе стихотворения используются и фонетические средства художественной выразительности Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:     .     Черный бархатный шмель, золотое оплечье,   

    Заунывно гудящий певучей струной,       Ты зачем залетаешь в жилье человечье…   И как будто тоскуешь со мной?      А также они помогают «услышать» свист осеннего ветра с помощью свистящих и шипящих согласных.    

Автором использована перекрёстная рифма, происходит чередование мужской и женской, точной и неточной. Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные рифмы (струной — со мной; поля — шмеля).

Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье — человечье), в остальных же двух — неточные (думы — угрюмый).

Напевность стихотворению придаёт внутренняя рифма, которая возникает между строф (со мной – зной), (ярки – жарки).

Размер стихотворения  – четырехстопный анапест. Такой размер стиха настраивает на философские размышления.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

          Первая строфа стихотворения содержит звукопись    

Нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з], [с] способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля.

благодаря аллитерации —  сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — в душе человека возникают печальные мысли и чувства.

Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» — образец философской лирики поэта. В нём затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/analiz-stihotvoreniya-ivana-alekseevicha-bunina/259650.2256971.s1.html

Стихотворение И.А.Бунина «Последний шмель» (восприятие, истолкование, оценка) — вариант 2

    Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века – от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, сильнее всех на него влияла философская лирика Ф.И.Тютчева.

Только Бунин по-своему воспринимал эту философию: мотив дисгармонии любви и смерти сменялся стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.
    В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике с оригинальными взглядами.

В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни». Шмель – главный образ этого лирического произведения. В первом четверостишии поэт дает описание этого «персонажа»:

    Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

    Заунывно гудящей певучей струной…

    Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье?»

    Далее поэт снова использует прием противопоставления:

    За окном свет и зной, подоконники яркие,

    Безмятежны и жарки последние дни,
    Полетай, погуди–и в засохшей татарке,
    На подушке красной, усни.

    Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой.

Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом.

Наиболее остро эта тема выражается в последнем четверостишии: 

    Не дано тебе знать человеческой думы,

    Что давно опустели поля,
    Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
    Золотого сухого шмеля.

    Здесь поэт рисует картину межсезонья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветров и дождей.

Именно в такие моменты, когда природа постепенно теряет яркие краски и готовится к осени, человек начинает острее чувствовать душевную пустоту и одиночество.

Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро природа потеряет свою прелесть. Начнутся холода, и «ветер угрюмый» унесет остатки приподнятого летнего настроения. 

    Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но, скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину — Россию. Это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться.
    Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.
    Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему способствует традиционный стихотворный размер (ямб). Лексический рисунок небогат красками, хотя автор использует цветовую живопись («черный», «золотой», «красный»). 
    Прочитав стихотворение, начинаешь невольно задумываться о том, что все в мире постоянно находится в движении: за летом приходит осень, угрюмый ветер уносит «сухого шмеля», поля пустеют… Иными словами, «ничто не вечно под луной». С другой стороны, на постоянных изменениях построена наша жизнь. Поля пустеют для того, чтобы весной на них снова росла трава, тяжелые думы рано или поздно уступают место хорошему настроению. Даже одиночество не может длиться долго, ведь это противоестественно человеческой природе. Смерть неизбежна – можно прийти к такому выводу, прочитав бунинское произведение. Но если прожить жизнь в постоянном движении, полете, как красивый бархатный шмель, то, когда подует угрюмый ветер, будет совсем не страшно. Наоборот, будет интересно: куда же тебя принесет воздушный поток?

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bunin-i-a/raznoe/1815-raznoe-10

Ссылка на основную публикацию