Задания на развитие внимания у детей 4-5 лет

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Задания на развитие внимания у детей 4-5 лет

Психическое и физическое формирование ребёнка – это два взаимосвязанных понятия. Психическое здоровье характеризуется когнитивными функциями. Дети – это очень благодарные люди, и развитие внимания у детей дошкольного возраста при регулярных занятиях даёт очень хорошие результаты.

Внимание – это не изолированная психическая функция. Работа с ребёнком наряду с тренировкой внимательности подразумевает подключение памяти, воли и остальных психических процессов в совокупности.

Развивать эти функции целесообразно параллельно. Например, невозможно воспринять и воспроизвести информацию, если страдает память. А запоминать информацию человек не может, если он невнимателен.

В свою очередь, внимание невозможно без адекватных мыслительных процессов.

 Характеристики внимания

Внимание необходимо человеку, чтобы суметь вовремя отреагировать на изменяющиеся обстоятельства внешней среды. В процессе эволюции этот феномен развивался и оттачивался. Составляющие компоненты процесса – настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу — постоянно совершенствовались и оттачивались у наших предков.

Для того чтобы внимание развивалось, оно постоянно должно подкрепляться ответными реакциями и действиями. Мышцы, которые реализуют ответную реакцию, следует постоянно тренировать.

Вся познавательная деятельность ребёнка, направленная на объект исследования, складывается из следующих факторов:

  • избирательное восприятие объекта;
  • осмысление;
  • проговаривание вслух или про себя;
  • воображение;
  • переключение с одного объекта на другой.

Для того чтобы тренировать внимание у ребёнка, надо, чтобы объект изучения был привлекательным для него, и возникало желание что-то с ним сделать.

Виды внимания

Существует деление на следующие виды внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное;
  • чувственное;
  • интеллектуальное;
  • природное;
  • социально обусловленное.

Все эти виды взаимосвязаны, один перетекает в другой при определённых обстоятельствах. Для формирования произвольного внимания необходимо к тренировке подключать работу с волей, мышлением, речью.

Функции, свойства внимания

Внимание выполняет следующие задачи:

  • активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
  • восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
  • замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
  • обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.

Свойства внимания:

  • Концентрация – способность сосредоточиться на конкретном объекте.
  • Распределение на несколько объектов без ущерба для восприятия.
  • Интенсивность – чем больше интерес к какому-либо виду деятельности, тем выше интенсивность внимания.
  • Устойчивость — возможность сохранять внимательность длительное время, заниматься изучением какого-либо вопроса длительное время.

Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться.

  • Способность переключения.
  • Возможность противостоять отвлекающим моментам.

Быть полноценным объектом могут только тот предмет или действие, которое интересно ребёнку в конкретное время или обеспечивает какие-то потребности организма.

Способы оценки внимания

Для оценки функций существуют специальные индивидуальные и групповые тесты, методики. К самым распространённым относятся:

  1. Методика поиска начала и конца линий на рисунке.
  2. Для оценки распределения, переключения, устойчивости, утомляемости используется методика, при которой детям даётся задание отметить определённым образом разные фигуры, например, треугольник – точкой, квадрат – галочкой и т. д. Время на выполнение диагностики — 2 минуты.
  3. Параллельно оценивается краткосрочная память. Для этого ребёнку дают разноцветные картинки, просят поискать предметы и разложить эти изображения в заданной последовательности. А потом спрашивают, на каком месте та или иная вещь лежала первоначально.

Очень большое значение при проведении диагностических процедур имеет желание ребёнка участвовать в них.

Нарушения внимание

В зависимости от того, какая форма невнимательности преобладает, говорят о следующих видах нарушения внимания:

  1. Снижение устойчивости, концентрации — затрудняет познавательную деятельность и ведёт к нарушению мыслительных процессов, к сложностям с обучением.
  2. Уменьшение объёма – количественный показатель, который позволяет сконцентрироваться на нескольких отличительных свойствах предмета одновременно, ориентироваться на улице.
  3. Значимым нарушением является неспособность воспринимать информацию на слух, следовать словесным инструкциям. Данное расстройство говорит о том, что человек не воспринимает речь как носитель информации.
  4. Полное отсутствие внимания.

Пограничные состояния, протекающие с нарушением внимания:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • весенние гиповитаминозы;
  • социальная запущенность;
  • скандалы в семье;
  • астения после болезней;
  • нерегулярное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание.

Патологические состояния, характеризующиеся сниженным вниманием:

  1. При маниакальных состояниях наблюдается ускорение ассоциативных процессов, пациенты не отслеживают события, которые могут происходить вокруг из-за того, что не успевают на них сосредоточиться: наблюдается порхающее сознание.
  2. При эпилепсии наблюдается инертность мышления, пациенты вязнут в неважных деталях и не могут охватить все необходимые детали объекта. Основной отличительный признак эпилептического типа – витиеватые фразы, вязкость мышления, ненужные усложнения.
  3. Последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции проявляются взаимосвязанными нарушениями внимания, снижением интеллекта и другими функциями.
  4. Умственная отсталость характеризуется сложностью переключения с одного задания на другое. При постановке новой задачи дети соскальзывают на старое, уже знакомое решение, не могут следовать полученным инструкциям, синтезировать информацию, сделать выводы. Наблюдается сужение круга интересов. У этих пациентов невозможно развить произвольный вид внимания.
  5. Одним из первых симптомов шизофрении является нарушение активного внимания, что ведёт к нарушению познавательной деятельности, выхватыванию второстепенных деталей из происходящих вокруг событий. Сфокусироваться на обозначенном объекте ребёнок не может. Он моментально переключается и теряет интерес к происходящему.

Вышеперечисленные патологические состояния должен диагностировать врач специалист. Когда имеется нарушение, стоит обратиться на консультацию, провести диагностический поиск и следовать полученным инструкциям. Зачастую при данном виде расстройства бывает достаточно регулярно заниматься, следуя определённым этапам, последовательным упражнениям в развитии внимания у детей.

Методики тренировки внимания

Для тренировки внимательности в детском и взрослом периодах жизни существуют свои подходы, закономерности. Настоятельно рекомендуется создать условия для комфортного обучения, предварительного объяснения предстоящих занятий, позитивной эмоциональной окраски, доверительного общения.

Этапы развития внимания у детей:

  1. На протяжении первого года жизни у детей существует только непроизвольная внимательность.
  2. К началу второго года жизни постепенно совершенствуется исследовательская деятельность – это зачатки целенаправленного внимания.
  3. Со второго по третий годы дети могут выполнять словесные инструкции, целеустремлённо ищут взглядом названный предмет.
  4. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять запутанные инструкции. Он постепенно развивает целенаправленную фиксацию, может стойко удерживать внимание не только на предмете, но и анализировать его свойства и взаимосвязь с факторами окружающей среды.
  5. В пяти – шестилетнем возрасте совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкций. Это хорошо видно в играх.
  6. В семилетнем возрасте волевое внимание уже сформировано. Его объём, устойчивость будут совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.

Хороший эффект дают развивающие игры, которых великое множество. Отличительно чертой этих манипуляций служит то, что дети легко обучаются тому, что окрашено позитивными эмоциями, подразумевает чередование умственной и физической активности.

Методики занятий

Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.

Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.

Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.

В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными.

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок.

Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.

Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:

  • отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
  • расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
  • сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.

Логические задания включают обычно следующие техники:

  • определить различия двух картинок;
  • построить конструктор из образца;
  • сложить пазлы из 4-5 частей;
  • 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
  • обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
  • знать названия профессий, стран;
  • пересказывать любимые сказки;
  • охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
  • назвать насекомых, рассказать про них;
  • увидеть неправильно нарисованные фигуры.

Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.

Старшие дошкольники

В этот период времени, развивая внимание у детей старшего дошкольного возраста, надо учитывать, что ребёнок уже полностью владеет языком, правильно произносит слова, строит предложения.

Ему подвластны мелкие и крупные движения, обобщающие слова, интонация, восприятие произведений искусства, музыки. Дети в этом возрасте любят следующее времяпрепровождение:

  • рисовать;
  • лепить из глины, пластилина;
  • вырезать;
  • клеить;
  • делать поделки, аппликации;
  • помогать дома.

Особенности развития младших школьников

При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни.

Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка.

Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.

Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности.

При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.

Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:

  1. Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
  2. Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
  3. Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
  4. Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
  5. Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
  6. Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
  7. Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.
Читайте также:  Декор кухни своими руками

Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.

Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.

Заключение

Формирование внимания заключается в регулярной, повседневной, целенаправленной деятельности. Занятия должны проходить в комфортных условиях.

Постепенно создаются тренировочные ситуации с попыткой отвлечь внимание ребёнка и приучить его не реагировать на внешние раздражители.

Демонстрация важности выполняемых действий, значимости труда ребёнка позволит воспитать дисциплинированность, серьёзное отношение к занятиям, сформировать поведенческие навыки, улучшить память и внимание.

Необходимо помнить, что на фоне перенесенных инфекций, интоксикаций после инфекционных заболеваний наблюдается снижение всех функций нервной системы. Те же явления развиваются при авитаминозах. Для поддержания функций нервной системы необходимо, чтобы в питании был достаточный набор витаминов и микроэлементов. Особое значение имеют витамины группы В, аскорбиновая кислота, селен, магний.

Источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-vnimaniya.html

Развитие Внимания

Автор: Tanya <\p>

Ярлыки: Логическое Мышление, Подготовка к Школе

Page 2

Развитие Детей от 1 года до 2 лет. Вы находитесь в разделе «Дети от 1 до 2 лет».

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 1 до 2 лет.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте.

Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 1 до 2 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться  к следующему, более углубленному этапу занятий. Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Логическое мышление

-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Книжка- Пазл своими руками
2. Пазлы для детей своими руками
3. Развивающая Книга своими руками
4. Разноцветные узоры

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Азбука для Детей
2. Азбука в Цирке
3. Поем русский алфавит
4. Как научить ребенка буквам
5. Цветные Буквы Алфавита
6. Игры с карточками
7. Потешки для детей
8. Игра для развития Речи

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
Пособия для занятий:
1. Детские игры Ледовые забавы
2. Карточки Части тела человека
3. Фрукты своими руками
4. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
5. Овощи (карточки – раскраски)

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
Пособие для занятий:
1. Игры с пуговицами
2. Трафареты для детей
3. Шнуровальный планшет
4. Кубики Никитина
5. Собери картинку из двух частей

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйте пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)

Ребенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 3 лет до 4 лет
Ребенок от 4 лет до 5 лет
Ребенок от 5 лет до 7 лет

Наши Партнеры – ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

Источник: http://www.razvitierebenka.com/2010/10/blog-post_28.html

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.

Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада.

Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.

Содержание понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы.

Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Миссия развития внимания у детей

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей — в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.

Таблица: задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошколят разного возраста

Развитие внимания зависит от качества владения речью, что, в свою очередь, определяется уровнем развития мелкой моторики

Методы и приёмы развития внимания

Осуществление миссии по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём — элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды — средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.

Речевой метод

Как уже отмечалось выше, без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Таблица: словесные приёмы для развития внимания

Речь является важным средством реализации задач образовательного процесса, связанного с развитием внимания

Наглядный метод

Наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных (!) методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Таблица: наглядные приёмы для развития внимания

Фотогалерея: картинки с заданиями для лабиринтов и поиска отличий

Для поиска отличий следует подбирать крупные изображенияДля малышей первые лабиринты должны быть с переходами под прямым угломДетям очень нравятся задания, в которых действуют персонажи любимых мультфильмовДля ребят постарше лабиринт может быть более запутанным, с плавными переходамиДля детей младшей группы должно быть не более трёх отличий

Видео: упражнения на развитие внимания — подборка от нейропсихолога

Видео: упражнения на развитие внимания у младших дошкольников

Практический метод

Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность.

Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи.

Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

  • аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
  • поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания

Игровой метод

Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:

  • дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
  • подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
  • театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.

Таблица: виды игр на внимание

Психогимнастика

Одной из разновидностей игр театрализованного характера, активно используемых для развития внимания у дошкольников, начиная со средней группы, является упомянутая выше психогимнастика.

Со своими воспитанниками в старшей группе я практикую психогимнастику «В магазине зеркал». «Как-то в магазин, где продают зеркала, пришёл старый пират с обезьянкой на плече.

Малышка увидела своё отражение в зеркале и стала кривляться, думая, что это другие обезьянки, строящие ей рожицы. Однако кривляки повторяли за ней.

Я буду исполнять роль той самой обезьяны, а вы представите себя зеркалами, отражающими мои движения. То «зеркало», которое допускает ошибку, выбывает.

С ребятами младшей группы мы практикуем задание «Командир для рук», в котором малыши повторяют манипуляции руками, выполняемые водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, а затем — дети по очереди.

Игра является основной формой работы с малышами любого возраста

Картотеки игр на внимание

Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности.

Игры на внимание с детьми младшей группы

При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи.

Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры.

Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое). Ознакомиться с картотекой игр на развитие внимания у воспитанников младшей группы можно здесь.

Игры на внимание с детьми средней группы

Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы».

Читайте также:  Календарь прививок

Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след.

Ознакомиться с примерами игр на внимание можно в картотеке воспитателя из Москвы Прилепской Е.А.

В средней группе приоритет за играми поискового характера

Игры на внимание в старшей группе

Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один — художник, другой — модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.

В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттракционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе. Все эти особенности работы с детьми 5–6 лет можно увидеть в картотеке игр для старшей группы.

Игры на внимание в подготовительной группе

Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6–7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления) на предмет (явление)в рамках одного задания.

Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика.

Интересные игры разных видов представлены в картотеке педагога-психолога из Челябинской области Зыковой С.П.

Видео: игровые задания на тренировку внимания у старших дошкольников

Методика организации занятий на развитие внимания

Несмотря на то что развитие аттенционных способностей — это обязательная цель любого занятия, в детских садах на усмотрение педагога при согласовании с методическим советом детского сада 1–2 раза в неделю во второй половине дня проводятся также и отдельные уроки на тренировку внимания. Структура таких занятий идентична организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) любой другой направленности.

Структурно занятия по развитию внимания ничем не отличаются от других видов уроков в детском саду

Таблица: варианты формулировки целей и задач занятий на развитие аттенционных способностей

Таблица: временной план занятий на развитие внимания

Таблица: Молочкова А.В., конспект занятия на развитие внимания в средней группе

Таблица: Новикова Т.А., конспект занятия на тему «Учимся быть внимательными» в подготовительной группе (фрагменты)

Диагностика развития аттенционных способностей

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае).

Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2–4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5–7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.

Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду.

Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна.

В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-vnimaniya-u-doshkolnikov.html

Игры на внимание для детей 4-5 лет

Раздел: От трех до семи Дата публикации: 11.03.2015

Просмотров: 3778

Игры на внимание для детей от 4 до 5 лет – это не просто отличный способ развлечь ребенка, но и дополнительная возможность усовершенствовать его способности. Ни для кого не секрет, что многие педагоги приходят к выводу, что лучше всего информация усваивается посредством игры. Это делает обучение занимательным. Существует ряд развивающих игр. Некоторые из них (настольные) можно найти в специальных магазинах, другие – придумать и реализовать самостоятельно. Мы расскажем о некоторых из них. • «Живое – неживое» – всем знакомая игра, суть которой заключается в поиске лишнего предмета. Вы можете либо купить игру, либо самостоятельно предложить ребенку развлечение: нарисуйте на карточках животных, предметы быта, здания и др. Предложите чаду самостоятельно сделать выбор, а затем подробно обсудите, почему малыш определился с тем или иным предметом. • «Найди детенышу маму» – интересное и занимательное решение, которое позволяет развить у ребенка представления о живой природе и сформулировать определенные гендерные установки. Предложите малышу определить, «кто кому кем» является. Интересно взять животных одного семейства (например, кошачьи) – это делает занятие более интеллектуальным. • «Соедини точки» – пожалуй, эта нехитрая логическая загадка помещается на страницы практически всех журналов: ребенку предлагается соединить точки на листике, после чего получается занимательная картинка: цветок, корабль, животное и др. Хорошо подойдет для тех, кто начинает изучать цифры или алфавит. Кроме того, развивает моторику.• «Парные картинки» – когда мы были маленькими, наверняка раскладывали карточки, открывая их по очереди. Выигрывал тот, кто первым собрал большее количество пар. Такое занятие увлечет еще больше, если у вас есть дети одного возраста или с разницей в 1 – 2 года. Здоровая конкуренция для малышей – это возможность реализовать свои таланты и стать более успешными людьми в будущем.• «Недостающая часть» – предлагается ряд картинок, в которых не хватает той или иной детали. Ребенок самостоятельно выбирает, какая именно «часть» подойдет больше всего. Для самых маленьких можно упростить задание: предложите дополнить геометрические фигуры, например. • Игра «Запомни фигуры» – непростая, но очень эффективная игра на логику. Предложите ребенку запомнить фигуры, нарисованные на карточках, а затем переверните их. Чадо должно самостоятельно воспроизвести, какого цвета фигурка скрыта, большая она или маленькая, есть ли в ней углы. Это не просто развивает внимание, но и позволяет усовершенствовать логические навыки, необходимые для обучения в школе. • «Домино» – не обязательно брать классическую форму игры. Достаточно найти кости с изображениями любимых мультяшных персонажей и предложить сыграть. Ассоциативное мышление, активно применяемое в этой игре, усиливает реакцию ребенка. • «Шашки» – всем хорошо известное развлечение, горячо любимое и взрослыми. Принцип игры тот же самый, который присутствует в классике. Постарайтесь слегка поддаваться ребенку, но не сдавайтесь полностью.• «Чьи следы?» – пожалуй, данная забава является достаточно высокой по уровню сложности. Ребенок находит, кто оставил «следы», получая за правильные награды небольшое вознаграждение. • «Сервировка стола» – скорее, это бытовой прием, который поможет привить малышу чувство ответственности и хозяйственности. Перед тем, как придут гости, расскажите ребенку о правилах этикета и сервировке стола. Дайте возможность пофантазировать, устроить все так, как хочет чадо. Можно «тренироваться» и на куклах.

Свадьба настолько ожидаемое и счастливое торжество, что подарок должен быть полезным и приятным для молодой пары. Подарок на свадьбу должен так же быть оригинальным Читайте далее

Что может быть лучше, чем встретить Новый Год среди зимних пейзажей, где под ногами скрипит свежий снег, ветер вместе с метелью поют праздничные песенки, дома и улочки украшены нарядными огоньками и на каждом шагу встречаются персонажи чудесных зимних сказок Читайте далее

Поздравить друга с юбилеем – интересная затея. Ведь дружба делает жизнь лучше и интересней. Поэтому в День рождения, необходимо постараться сделать все возможное, чтобы друг почувствовать вашу поддержку, помощь и уважение. Именно с помощью поздравления можно выразить все мысли правильно Читайте далее

Без сомнения, грудь является одной из наиболее красивых частей тела женщины. Красота же ее заключается в форме, а не в размере. Но, чаще всего, именно грудь после родов первой теряет свою привлекательность и форму. Читайте далее

Все современные родители задумываются о том, стоит ли отдавать их ребенка в развивающийся центр, ведь всегда существует альтернатива заниматься его развитием самостоятельно в домашних условиях. Читайте далее

Детские электромобили представлены игрушками, которые предназначены для детей в возрасте от 2 до 10 лет. Читайте далее

Читайте далее

Детские игровые кухни изготавливают из пластика или дерева. Читайте далее

Источник: http://mama-365.ru/1342/Igry-na-vnimanie-dlya-detey-4-5-let/

Различные игры на развитие внимания у детей

Для малышей 2 лет

Посмотри на себя

Эта очень полезная и интересная игра поможет ребенку развить наблюдательность и лучше осознать строение своего тела. Начинаем играть! Скажите своему двухлетнему ребенку: «Если на тебе есть туфли, подпрыгни вверх».

Помогите малышу, задав наводящий вопрос: «На тебе есть туфли? Покажи мне их». Показав малышу на туфли, попросите его подпрыгнуть. Вот еще идеи: – «Если на тебе надеты носки, наклонись вперед».

– «Если ты носишь рубашку, хлопни в ладоши».

– «Если ты носишь штаны, наклони голову».

Если ты носишь красное

Выберите один цвет, который присутствует в одежде малыша. Скажите: «Если ты носишь красное, попрыгай!».
Продолжайте давать задания, используя другие цвета.

Где мишка?

Тайком от ребенка спрячьте плюшевого мишку в укромное местечко. Поинтересуйтесь у ребенка: «Где Мишка?». Начинайте задавать уточняющие вопросы: «Он на стуле?» или «Он под столом?». Задав вопрос, тут же идите к этому месту в поисках мишки. Лучше всего, чтобы третий вопрос оказался правильным. Если, к примеру, игрушка спрятана на детской кроватке, спросите: «А может, мишка на кровати?».

Когда пропажа обнаружится, покажите, как вы рады: «Ура! Мы нашли мишку».

Ищем зеленое

Смастерите из отрезка зеленой ткани браслетик для вашего малыша. Когда пойдете гулять, ищите тот же цвет во всем, что вас окружает, – листьях, траве, автомобилях, одежде прохожих и так далее. Зеленый – хороший цвет, потому что зеленого вокруг нас очень много.

На следующий день ищите другой цвет.

Игра с алфавитом

Распознавать буквы – очень важное умение, которое сослужит отличную службу, когда малыш приступит к чтению. Малыш обязательно будет рассматривать все буквы, которые попадутся ему на глаза, куда бы вы ни пошли.

Для начала выберите букву, которую легко отличить, например, М илиО.

Распечатайте букву большим шрифтом или крупно нарисуйте ее на листе бумаги, покажите малышу и сообщите, как она называется. Поищите эту букву в книгах, журналах, на этикетках и на упаковках с продуктами. Если вы отправляетесь на улицу, ищите знакомую букву на вывесках, рекламе и объявлениях.

Когда ребенок прочно усвоит эту букву, переходите к знакомству со следующей.

Игры для малышей 3 лет

Вперед-назад

Сядьте на пол лицом к малышу. Поясните ребенку, что сейчас вы будете передавать игрушку друг другу до тех пор, пока не закончится песенка (либо ее будете петь вы сами, либо пусть кто-то третий включает и выключает диск). Вы должны передавать игрушку ребенку, а он должен возвращать ее вам обратно.

Читайте также:  Паустовский «растрёпанный воробей»

Продолжайте передавать игрушку, пока песенка не закончится.

Угадайка

Для этой игры нужен небольшой деревянный ящик (или коробка из плотного картона) и набор объемных геометрических тел. Их можно взять из строительного набора. Нужно отобрать шар, цилиндр, конус и куб. Ребёнку показывают куб и шар.

Затем так, чтобы ребёнок не видел, в коробку кладут шар. Коробку закрывают крышкой. Малыша просят, не открывая коробки, угадать, какое из двух тел лежит внутри. Коробку разрешается наклонять и трясти.

После того как ребёнок угадал, предлагаются другие пары тел: кубик-цилиндр, кубик-конус, цилиндр-шар, цилиндр-конус, конус-шар.

Если ребёнок сначала затрудняется угадать фигуру, нужно взять плотный картон, сделать из него новую крышку для коробки и проделать в ней узкие отверстия, чтобы ребёнок мог на короткое время или частично видеть предмет. После этого можно предложить выполнить эти же задания. Если он научился угадывать, можно поставить крышку без отверстий.

Найди такой же

Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п.

Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных.

Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Найди ошибки

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5-6 ошибок. Например, на картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди.

Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Съедобно-несъедобно

Возьмите небольшой мячик и, кидая его ребенку, называйте съедобные и несъедобные предметы. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет – не ловит. Кроме внимания, логики, эта игра также развивает и быстроту реакции. Но, конечно, чем младше ребенок, тем больше надо делать паузу. Назвать слово, подождать две секунды, потом бросить мячик.

Еще одна игра с мячиком: взрослый называет какое-то общее слово, понятие, например «животные», а ребенок, поймав мячик, должен назвать единичный предмет, например «кошка» (растение – елка, овощи – капуста и т.д.).

Что летает

Объясните детям: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – поднимите ручки, нелетающее – хлопайте в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.» Дайте малышам время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт» и т.д.

Игры для детей 4-6 лет

Что изменилось?

Поставьте на стол 3-4 игрушки и дайте ребёнку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось.

Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 – немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами. Еще один вариант – не убирать игрушку, а, наоборот, добавить.

И спросить: «Кто новый появился?», «Кто пришел?». Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Для этой игры можно использовать не только игрушки, но и карточки с изображением животных, овощей.

Сделай как я

Возьмите шесть спичек и выложите произвольную композицию, затем на 1-2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих спичек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. При успешном выполнении задания количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку. Этот прием позволяет развивать и воображение, и внимание ребенка – качества, необходимые, в том числе, и для развития памяти.

Одинаковые картинки

Ребенку предлагается изучить картинки и найти, на каких картинках предметы расположены одинаково.

Зеваки

Дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры.
Сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Говори!

Взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!».

После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!».

Вопросы могут быть любыми, например: «Какие времена года вы знаете?»… «Говори!» «Какой сегодня день недели?»… «Говори!» «Какого цвета платье у Маши?»… «Говори!» «Какого цвета столы в комнате?»… «Говори!»

Включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной.

Карлики и великаны

Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «Карлики» – приседают как можно ниже, руки на пол.

Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6-8 команд подвести итоги.
Можно игру усложнить. Воспитатель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носки. По команде «Великаны» приседает.

Дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

У кого длинный хвост

Дети образуют круг. Воспитатель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно.

Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный) и т.д.
Воспитатель поднимает руку во всех случаях.

Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

Овощи и фрукты

Дети строятся в шеренгу по одному. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
Можно провести игру иначе.

Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра. При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги стоящей справа от воспитателя, а при назывании овощей – игроки, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко.

Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.



Источник: https://infopedia.su/3x18c2.html

Развитие внимания у детей 4-5 лет Цифровая таблица

Развитие внимания у детей 4-5 лет

Цифровая таблица

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: “Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25”.

Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены.

Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.

Если же эти упражнения оказались трудными для сына или дочки, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек

Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите со временем отложите карандаш в сторону.

Хлопни в ладошки

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

«Корректор»

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам.

Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: “В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п подчеркни”. Или так: “Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н”. И Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

Запомни ритм

Взрослый прохлопывает или простукивает ритм, который ребенок должен повторить. Для усложнения этот же ритм можно предложить прохлопать в замедленном темпе, в убыстренном темпе, тихонечко, очень громко.

«Пуговица».

На игровом поле стандартным набором пуговиц выложить предъявленный на короткое время заранее выложенный рисунок

Взрослый загадывает игрушку или предмет, находящийся в комнате и начинает ее (его) описывать. Задача ребенка – задать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится водящим.

Взрослый начинает игру словами: «Я положил в мешок яблоки», – следующий играющий добавляет еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и кота», – и т.д.

Игру можно усложнить, если предложить складывать предметы одной группы (только животных, только фрукты, только профессии).

«Я знаю пять…»

Играющие катают мяч (или кидают, или бьют о землю) произнося: «Я знаю пять…(городов, имен девочек, цветов и т.д.)», – и перечисляя названное.

Для игры необходим квадрат 5х5 клеток и фишка, которая будет мухой. Взрослый ставит «муху» на любую клетку, а затем говорит, в каком направлении и насколько она продвинулась – называет маршрут «мухи». После 3 – 4 ходов ребенок должен сказать, в какой клеточке сидит муха. Взрослый называет любую геометрическую форму или фигуру. Ребенок должен назвать предметы, похожие на эту фигуру. Например: шар – апельсин, мячик. Круг – блюдце, пуговица.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/razvitie-vnimaniya-u-detej-4-5-let-cifrovaya-tablica.html

Ссылка на основную публикацию