Внеклассное мероприятие на масленицу в начальной школе, 3 класс

Классный час (3 класс) на тему: Внеклассное мероприятие на Масленицу в начальной школе

Внеклассное мероприятие на Масленицу в начальной школе, 3 класс

Внеклассное мероприятие на Масленицу в начальной школе, 3 класс

Сценарий познавательно-развлекательной программы. 3 класс

Ход мероприятия

Звучит музыка П.И. Чайковского «Масленица». На сцене устроена импровизированная горка. Выбегают ребятишки, поливают горку водой, утрамбовывают лопатками, бросаются снежками (из ваты) и приговаривают (на фоне музыки):

1 ребенок:

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться.

2 ребенок:

Уж ты моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Музыка стихает, и дети как бы замирают.

Учитель: Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, много заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем поверхностно.

К сожалению, это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники, без которых люди раньше не могли обходиться. Сегодня мы попытаемся окунуться в прошлое: в то время, когда еще жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывалась их жизнь, их быт, их традиции.

Мы попытаемся воспроизвести некоторые моменты самого веселого праздника «Масленицы».

«Оживают» дети и по одному говорят, давая исторические справки.

Ученик 1: Не было на Руси семьи, дома, двора, селения, города, где бы ни отмечали масличную неделю.

Ученик 2: Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно.

Ученик 3: В народе её называли и «веселой», и «широкой», и «обжорной», и «разорительницей».

Ученик 1: Она справлялась уже с загадом на весну. Древний смысл был в том, чтобы масленичным изобилием вызвать достаток в будущем.

Ученик 2: Масленица христианским праздником не является. Это праздник народный, разгульный.

Ученик 3: Христианского только и было у Масленицы, что запрет мясной пищи в течение семи дней да Прощеное воскресенье.

Ученик 1: С первых дней Масленицу справляли как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее.

Ученик 2: Масленица — это праздник семи дней. И каждый день имел своё название и приметы.

Дети достают спрятанные маски, одевают их, тулупы, рожки, хвосты и открывают самодельный календарь.

Ученик 3: Понедельник — «Встреча». В деревнях ряженые заходили в избы, зазывали всех на улицу. Народ делал чучело Масленицы, которое сжигали в конце масленичной недели.

В этот день полагалось устраивать и раскатывать ледяные горки — чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Еще, чтобы лучше росли растения, качались на качелях — чем выше, тем лучше.

В Москве справляли Масленицу у Красных ворот. И здесь сам царь Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.

Ряженые подходят к детям, сидящим в зале с песней «Как у бабушки козёл» и образуют хоровод. Далее все зовут Масленицу:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных

Живет Масленица 7 деньков

Оставайся 7 годков.

Звенят колокольчики. Входит Масленица с нею свита: лесные звери и птицы, несущие символ солнца — украшенный лентами круг на палке.

Ведущий учитель: Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица:

Здравствуйте, люди добрые!

Я пришла к вам всего на 7 дней.

Себя показать и других посмотреть.

Первый день мой был в пути.

Ко всем, кто меня позвал, я зашла.

А второй мой день назывался «заигрыш».

Вторник — «заигрыш». В этот день начинались веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.

Ученик 1: Крестьянские дети в этот день показывали свои таланты. Когда к ним заходили ряженые, они одаривали своих гостей чем-нибудь: чаще сладостями, реже деньгами.

Ряженые: Пойдемте вон в тот дом, посмотрим, как народ веселится.

Танец «Кадриль».

Ученик 2: Очень веселые люди здесь живут. Давайте поиграем в этом доме в одну старинную игру, чтобы изгнать на целый день год скуду и нужду. Для этого мы должны нарядить веники-голики и размести нечесть. Если скуда и нужда в доме заведется, худобой к земле пригнет.

Игра «Веник-голик».

Ученик 3: Среда — «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. Именно русские блины были символом этого праздника. Давайте мы все вместе споем песню «Блины».

Песня «Блины» с подтанцовкой.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Растворили на дрожжах —

Не удержишь на вожжах.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блиночки мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

На поднос блины кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Масленица:

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ученик 1: Вы тоже сегодня полакомитесь блинами, если ответите на мои вопросы.

1. Как вы думаете, почему блины круглые?

2. Из чего можно приготовить блины?

3. С чем можно подать на стол блины?

Ученик 2: И игры в старину были масленичные, вот одна из них. Игра «Сковорода». На линии расчерченного круга становятся дети и берутся за руки. Затем с помощью рук они начинают перетягивать друг друга, чтобы втолкнуть кого-нибудь в круг. Кого втолкнули, тот — блин. Он выполняет волю играющих. А воля такая: «Назови пословицы о Масленице, о весне, о труде».

Если «блин» затрудняется, то можно предложить продолжить пословицу:

• Скучен день до вечера, коли… (делать нечего).

• Без дела жить — только небо… (коптить).

• Поленишься — и хлеба … (лишишься).

• Поработаешь до поту, так поешь … (в охоту).

• Кто как работает, тот так и … (ест).

• Чтобы рыбку съесть, надо в воду … (влезть).

• Кто рано встаёт, тому Бог… (подает).

Зазывала:

А ну-ка едоки,

Подходи с правой руки,

Подходи с левой руки,

С блинами справиться помоги!

Конкурс «Кто быстрее съест 3 блина».

Ученик 1: Четверг — «широкий» или «разгуляй четвержок». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, в селах устраивают катания на лошадях «по солнышку», т.е по часовой стрелке вокруг села. Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежной крепости. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Начинается широкая Масленица, гости приглашались и принимались со всех волостей. Гости нарядные ездили от родни к родне. Встречи сопровождались песнями, частушками, хороводами.

Скоморох: Выходите на круг парни с девками, да порадуйте вы праздник наш-то припевками.

Зазывала:

Конкус следющий веселый

Пропустить никак нельзя.

Ванька пляшет, Манька пляшет,

Сотрясается земля.

Конкурс на исполнение «Барыни».

Зазывала:

Выходите силачи,

Не сидите на печи!

Проводится конкурс «Богатыри». Мальчики выполняют упражнения с гантелями, отжимание и подтягивание.

Скоморох: Пятница — «Тещины вечерки». В этот день зять едет к «теще на блины», а теща зятя привечает, угощает. Тещи и тести устраивали им испытания.

Как на масленице все с уловками —

Блины тещины, да золовкины.

Группа мальчиков изображают зятьев.

Теща:

Скажите, зятьюшки, мне всю правду,

Кто на свете милее.

Али тесть, ал и теща,

Али жена молодая?

Зятья с разной интонацией отвечают:

Теща милее для привета.

Жена молодая — для совета.

А маменька родная милее всех на свете.

Теща: Ах, и хитрецы. Ну, испытать я вас должна. Развеселить меня вы сумеете? Мелодии мною задуманные отгадаете?

Звучат несколько нот старинных русских мелодий, зятья отгадывают. Отгадавшему — блин.

Мелодии песен «Ой, мороз, мороз!», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Утушка», «А я по лугу», «Я на горку шла», «То не ветер ветку клонит», «При лужку», «Калинка».

Масленица: Суббота — «Золовкины посиделки». Все ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять на угощенье — бесчисленные блины. В субботу приглашали к себе своих знакомых и родных золовки, молодые невестки или будущие жены, невесты. Невесты созывали своих подруг, с ними пели песни и одаривали всех подарками.

Инсценированная песня «Красный сарафан».

Масленница: Воскресенье — «Проводы Масленицы» или «Прощеный день». В этот день просят прощение у родных, знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют, пляшут, провожая широкую Масленицу.

Ряженые: В воскресенье народ прощался с Масленицей. Катание с горок, песни, шум и гам, бои продолжались до вечера.

Зазывала:

Мужиков, парней, ребят

Вызываем на канат.

Десять слева, десять справа —

Только мускулы трещат.

Конкурс «Перетягивание каната».

Ученик 3: В заключение всех этих затей сжигали чучело, изображающее Масленицу, под пение подходящих песен, под громкие крики:

Группа детей:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Пошла бабка по маслу,

Жених по невесту.

Лилася вода на крутые берега

У Спаса бьют,

У Николая звенят,

У нашего Егора

Часы говорят,

Выговаривают,

Да вызвенькивают,

Да выбренькивают,

Да вытетенькивают.

Учитель: Все затеи и веселья продолжались только до вечера. Как только начинали звонить к вечерней службе, веселье обрывалось. После вечерней службы начинали просить прощение у родных, у соседей. Все прощали друг другу обиды «Простите меня, пожалуйста, если в чем-то виновата». Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном.

Масленица:

Я гуляла с вами, теперь села в сани.

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось весельице, беритесь за делице —

Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститься, блинами угоститься.

Масленица и свита уходят, прощаясь с ребятами. Учитель приглашает всех угоститься блинами. Звучит веселая плясовая. Скоморохи завершают праздник.

Скоморох 1:

А в конце для вас сейчас

Затеваем перепляс.

Подходи сюда, народ,

Тот, кто пляшет, тот вперед.

Скоморох 2:

Среда да пятница

Прощай наша Масленица,

Подошел Великий пост,

Оборвал Масленице хвост.

Скоморох 1:

Ой, Масленица!

Обманщица!

Ой обманула, довела,

Да горькой редечки дала.

Скоморох 2:

Масленица обманула, сама удрала,

Зимушку увела!

Скоморох 1:

Масленица, воротись,

В Новый год покажись!

Скоморох 2:

Воротись через годок,

А то не пустим на порог!.

Скоморох 1:

Масленица с огнем ушла,

Зиму за собой увела.

Скоморох 2:

Придет весна с радостью,

С великой милостью,

Скоморох 1:

Сольном высоким,

Скоморох 2:

С корнем глубоким,

Скоморох 1:

С дождями сильными,

Все вместе:

С хлебами обильными.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/10/07/vneklassnoe-meropriyatie-na-maslenitsu-v

Внеклассное мероприятие “Масленица” для обучающихся 1 – 4 классов

Внеклассное мероприятие «Масленица»

Цель: знакомство с традициями предков, воспитание уважения к ним.

Задачи:

Познакомить с традицией празднования Масленицы;

Воспитывать уважительное отношение к традициям предков;

Формировать принципы здорового образа жизни;

Воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам

Целевая аудитория: обучающиеся 1 – 4 классов как в общем, так и в отдельно взятом классе.

Подготовительная работа:

Изготовление чучела Масленицы (возможно, с привлечением родителей обучающихся);

Выбор подходящего места на улице (возможно, это будет поход в лес), пригодного как для проведения игр, так и для сжигания чучела;

Подбор частушек и песни для проведения праздника (это могут быть даже произведения, не связанные с Масленицей);

Обеспечение необходимого инвентаря для игр: 2 подушки, 2 санок, 2 картонных «блина», снежные комки (или поленья).

Количество ведущих: 1 или более, на усмотрение организатора.

Длительность программы: от 35 минут, в зависимости от количества участников.

Ход мероприятия

С пирогами да с блинами

Подсобрался уж народ.

Игры, пляски да гулянья –

Масленица у ворот!

Здравствуй, честной народ! Поздравляем вас со старинным Новым Годом, Масленицей. Солнышко уж светит больше да ярче, чем зимой. Осталось совсем чуть-чуть – и грянет весна-красна во всю силушку. И мы сегодня с вами поможем прогнать холода, с песнями, играми, частушками и хорошим настроением. Ведь мы с вами – часть великого народа, у нас очень глубокая культура.

За один день восполним все те традиции, которых придерживались наши предки в Масленичную неделю.

Первый день Масленицы – «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

С таких песен начиналась Масленичная неделя. В первый ее день парни и девушки разгуливали по селу, или деревне, с чучелом Масленицы, сделанным из соломы. К этому времени строились общественные горки, ставились столы со сладкими угощеньями.

Малолетние дети ходили по соседям и просили подать на Масленицу, на что хозяева этих домов отдавали им старую одежду, из которой ребята делали костер, называемый «масленкой», и плясали возле него, запевая: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» и другие песни.

Вот и первое задание для вас: спеть веселую да задорную песню, чтоб солнышко ярче улыбалось

Исполняется любая веселая песня, выученная накануне этого мероприятия.

А еще в старину считалось, что если положить блин дорогому человеку на голову, то будет счастье и богатство ему и всей его семье. Поэтому мы объединяемся в две команды и по принципу эстафеты проносим наш «блин» на голове, чтоб быть нам с вами в следующем году счастливыми.

Один участник кладет «блин», изготовленный из картона или бумаги, на голову своего соседа по команде и держит. Так они добегают до назначенной линии, после возвращаются на свое место, только «блин» оказывается уже на голове того, кто его держал. И таким образом проносят «блин» все участники команд.

Второй день Масленицы – «заигрыши»

Ой, подруженька родная,

Выходи кататься!

Я с тобою, дорогая,

Не хочу расстаться!

Также шумно и весело проходил второй день Масленицы, как и первый. Девушек с раннего утра начинали приглашать прокатиться на санках с горы, поесть блины.

Читайте также:  Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. звездное небо. школа россии

А самым залихватским занятием считалось в «заигрыш» – катанье на корежках – досках, залитых водой и замороженных на холоде.

Наши предки говорили: «кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться», то есть будет у того человека благодать да везенье.

И мы с вами не будем отходить от традиции. Эстафета вторника – катание на санках.

Две команды (можно уже сформировать их по-другому, отличительному от первой эстафеты способу) соревнуются, кто быстрее провезет на санках участников своей команды по принципу первой эстафеты: один – везет до указанной черты другого, назад возвращаются, поменявшись местами.

Третий день Масленицы – «лакомка»

Ах, блины, блины, блины!

Со сметаной, с медом!

Тут блины, и там блины!

Любимы вы народом!

«Лакомкой» зовется третий день Масленицы, так как лакомились все блинами и другими разнообразными масленичными угощеньями. Блины пеклись и пшеничные, и ячневые, и овсяные, и гречневые, из пресного и кислого теста. Говорили наши прадеды: «Блин не клин, брюха не распорет».

Зятьев в этот день приглашали тещи на блиночки в гости. Да еще хозяйки созывали своих родных, близких, чтоб те зятьев развлекали и веселили. В тот вечер не умолкали песни и частушки.

Парад частушек (организатор на свое усмотрение заранее раздает тексты частушек участникам мероприятия, это могут быть не «масленичные» частушки, а, например, на школьную тематику).

Четвертый день Масленицы – «широкий четверг», «разгул, перелом»

Вот четверг у ворот:

Разгулялся народ.

«Сам на сам» он идет

Да вновь песни поет!

«Разгулом», «Четвергом широким» зовется следующий за «Лакомкой» день недели. В этот день гуляли с раннего утра до поздней ночи, водили хороводы, плясали, пели песни и, конечно, ели блины. А еще устраивали кулачные бои, в которых были свои правила: запрещалось прятать в рукавицу что-то тяжелое, наносить удары ниже пояса и по затылку. Бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

И мы с вами устроим бои, только подушками.

Двум игрокам выдаются подушки. Они наносят друг другу удары, при этом опорой у них является только одна нога. Игрок, коснувшийся второй ногой до земли или какой-либо другой опоры, – проигрывает. Затем соревнуются победители предыдущих «поединков», и так – до одного победителя.

Пятый день Масленицы – тещины вечерки, гостевой день

«Теща! Тещенька моя!

Просим на блины Вас!» –

Так вот, тещеньку любя

Приглашали зятевья.

Хоть тещины блины и были вкуснее, но в пятый день Масленицы зятья угощали свою тещу. Вечером прошлого дня зять лично приглашал маму своей жены в гости. А пятничным утром отправлял за нею ряженых зватых. Считалось, чем больше была эта «делегация», тем больше зять любит да уважает свою тещеньку.

Девушки в пятничный полдень выносили блины в тарелке на голове. Они шли к месту гуляний. А тот парень, которому девица была по нраву, мчался за нею, чтоб отведать блина, испеченного ею, дабы узнать, хорошая ли хозяйка выйдет из нее. И, конечно, в этот день водили хороводы.

В одном из них мы примем участие.

Дети встают в круг. По команде ведущего они идут то вправо, то влево, держатся за руки, за плечи, за пояс, за головы, за ноги, за плечи, за спины, за колени, за локти, за пятки.

Шестой день Масленицы – золовкины посиделки

В гости всех своих подруженек

Золовка позвала.

Да для этих посиделочек

Блиночков напекла.

Масленица вот-вот уже закончится. В этот день золовка приглашала в гости своих подружек. Если золовка была еще не замужем, ее гостьи были тоже незамужними, если же у нее уже была семья, то она созывала к себе родню. Масленица порой называли хорошим поводос, чтоб сойтись да посудачить о том, о сем.

А еще устраивались забавные игры, смешные соревнования.

И у нас такое смешное соревнование тоже сегодня состоится.

Здесь несколько вариантов игры: 1) это может быть «Попади в цель» (снаряд – снежный ком), или 2) «Кто дальше»: метание полена (кидают два человека или по одному. Осторожно! остальные участники должны находиться на безопасном расстоянии!)

Седьмой день Масленицы – прощеное воскресенье, проводы, целовки

Вы простите меня, люди добрые,

За грехи за мои совершенные!

Да войдем мы во Пост да Великий

Миром всем да за всё мы прощенные.

В последний день Масленицы все просили друг у друга прощения и прощали друг друга, говоря: «Бог простит!» Это был последний день перед началом Великого Поста. С масленицей прощались, сжигая ее чучело, которое вначале ругали за бури да метели зимние, а потом благодарили за хорошие деньки, за катанье на санках и горах.

Так заканчивалась масленичная неделя. И мы сегодня провожаем Масленицу. Попрощаемся так, как это в старину делали наши предки: поругаем, а потом поблагодарим Масленицу.

Мероприятие заканчивается сожжением чучела Масленицы и блинами.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnoe_meropriyatie_maslenitca_dlya_obuchayushihsya__164811.html

Внеклассное мероприятие для начальных классов “Масленица”

Воскресеновская средняя школа

Открытый классный час

Подготовила и провела

учитель начальных классов: Калаузек Н.Ф.

2012-2013 учебный год

Классный час не тему: Масленница

Цель: знакомить ребят с русским обычаем проводов зимыЗвучит народная музыка. Выходит ведущая в народном костюме.

Учитель

Приходи честной народ.К нам на представленьеЖдет вас праздник озорнойВсем на удивленье!Проходи и стар и млад,Сбросив с плеч заботы!Отдохнуть ведь каждый радОпосля работы!Будем дружно веселиться,Скука, право не к лицуНи красотке- молодице,

Ни красавцу- молодцу

Учитель: Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?

Дети: Масленицу гулять!

Учитель: А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)

Собрались мы на празднике «Масленице» позабавиться да потешиться, пошутить и посмеяться. Название Масленица пошло от масленого блина, похожего на солнце. Масленица самый весёлый и шумный праздник, «блиноеда». Масленица – проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта.

Люди делали соломенную куклу и наряжали в женскую одежду – это и была Масленица. Целую неделю гостит у нас Масленица. Каждый день Масленицы имеет свое название. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -“встреча”, вторник – “заигрыш”, среда – “лакомка”, четверг – “разгуляй”, пятница – “тещины вечёрки”, суббота – “золовкины посиделки”, воскресенье – “прощеный день”.

Называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Прощай, зима сопливая!Приходи, лето красное!Соху, борону возьму-

И пахать пойду!

Учитель: 1 день.Понедельник – “встреча”. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

1-й ученик:Душа ль ты моя, Масленица,Сахарные твои уста,Сладкая твоя речь!Приезжай ко мне в гости На широкий дворНа горах покататься,В блинах покататься.

2-й ученик:Уж ты, моя Масленица,Красная краса, русая коса,Тридцати братьев сестра,Трех матушек дочка,Приезжай ко мне во тесовый домУмом повеселиться,Речью насладиться.

3-й ученик:Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,На семидесяти семи санях,На широкой лодочке

В городе пировать!

Входит Масленица — нарядно одетая, с блинами.

Учитель:Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица:Всего на семь дней. Мой первый день — встреча, а седьмой — проводы.

4-й ученик:Наша Масленица дорогаяНенадолго к нам пришла.Мы думали — на семь недель.Оказалось — на семь дней.А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица:Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.

Учитель:Мы встречаем тебя хороводом — поможем солнцу!
Дети исполняет хоровод «Как на улице Метелица метет».

Учитель:А кто с тобой пришел, Масленица?
Масленица:Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первым о приходе весны возвещают птицы.

(Картинки с изображением животных) ЗАГАДКИ1)Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).2) Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик – чирик.

Кто к этой песне привык? (Воробей).

3)Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух).

4) Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?(Грач)

5)Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник.(Дятел)

6) За деревьями – кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).
7) хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

8) Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Масленица:Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.

Учитель: Присаживайся гостья дорогая, будешь с нами веселиться!

Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.

-Что ты нам, Масленица, можешь о блинах рассказать?

Масленица:Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:”Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев.”
Блины на Масленницу пекут каждый день.

Каждый день Масленицы имел своё название: 1день – блиница; 2день – блины; 3день – блинцы; 4день – блинчики; 5день – блинки; 6день – блиночки;

7день – царские блины.

Конкурс на лучший рисунок Масленицы.

Учитель: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.

Учитель: 2 день.Мы продолжаем праздничные гулянья. Вторник называли – « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их .

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Мы тоже сегодня будем играть в игры.

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Появляется Весна в красивом платье.

Весна. – Я – Весна!

Отворяйте ворота!Первым март пришел.Всех детей провёл.А за ним придёт апрель,Отворяй окно и дверь.А уж как придёт май –

Сколько хочешь гуляй!

Дети:– Здравствуй, Весна-красна!

Весна. – Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью! С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!С овсом усатым, с чёрною смородиной!

Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Появляется зима .

Зима. – Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?

Весна. – Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,

Пора и честь знать!

Зима. – Ах, вот ты как!Да, я Зима белая-белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна. – А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!

Зима.

– Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна. – А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима. – Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.

– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!

Весна. – Те кто Весну ждёт ко мне!

Зима. – Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!

1 ученик:– Прощай, Зима, прости ты нас,Что мы рады Весне сейчас!Что нынче нам Весна милее,

Что о тебе мы не жалеем!

Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! (Машут руками)

Игра 2 «Сковорода»

5-6участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду»(обруч). Затем все идут или бегут вокруг этого круга.

По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга.

Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» – победителей.

Правила:

  1. Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.

2.Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим – «испёкшимся».

Игра “Цепочка”.

Первый участник бежит до указателя и обратно,берёт за руку следующего, образуя цепочку и т.д.до последнего участника.

Учитель:3 день.Среда – «лакомка».

-Расскажи нам ,гостья дорогая, о третьем дне масленицы.

Масленица:В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины – желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали. .«Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает». В маслену неделю полагалось:

Есть – до икоты,

Орать – до перхоты,

Петь – до надсаду,

Плясать до упаду!

Масленка только раз,

В круглый год гостит у нас.

Учитель:В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами…

Ученики (хором):Подайте широкой Масленице!

Ученик:Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Учитель:А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами…

Ученики (хором):
Паршивые блины по аршину длины.

Учитель:Мы тоже отведаем блинов, которые испекли мамы .

Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!

Начинаем панораму удивительных потех!

Игра «Петушки»На площадке чертят круг.В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.

Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Учитель:

А сейчас напрягайте воображенье.Этот конкурс на соображенье.Кто хочет блиночка отведать,На вопрос должен верно ответить.Загадки:1. Прилетела в лес ряженаяЦвет-птица приукрашенная.Где она витает-порхает.Все-то зеленеть начинает. (Весна)2.

В огороде грядка – всем вторая загадка!На одном краю цветы расцветают,На другом – листочки опадают,На третьем плоды созревают, На четвертом – все вымирает. (Времена года)3. Растет морковкаВверх корнем ловко. (Сосулька)4. Девица круглолицаВсему свету светлица. (Солнце)5.

После семи лет что козе будет? ( Восьмой год будет)6. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

7. Сидит кошка на окошке, хвост как у кошке, а вовсе не кошка? (Кот)

1.Круглый, а не пирог, горячий, а не солнце, не пирог, а есть можно. (блин)

Читайте также:  Рассказы об армии для детей

2.Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя? (пост)

3. В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили. (репа)

4. Белая, степенная, тепла боится, пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдет. (зима)

5. Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (весна)

6. Расколи лед – возьмешь серебро, разрежь серебро – возьмешь золото. (яйцо)

Конкурс «Накорми соседа»

Двое участников с завязанными глазами кормят друг друга блинами, кто первый съел, тот и выиграл.

Учитель: 4 день.Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмы цыган, медведя.

Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!

Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение

Купи, тятя, мне коняВороные ножки.Буду девочек катать

По большой дорожке.

Девки, масленка идет!Кто нас покатает?У Петрушки на дворе

Сивка пропадает.

Шила платье из капусты,Огурцом отделала.Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Я плясала в 3 ноги,Потеряла сапоги,Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Я на Масленку катался,Трое саней изломал.Ворона коня замучил

И милашку закатал!

У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.

Сели четверо за столДали душеньке простор.Друг на друга поглядели…

И блины-то все поели!

Мы с подружкою гулялиСыром гору налеплялиВсю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

У меня четыре шали,Пятая пуховая.Не одна я боевая…

Все мы здесь бедовые!

Учитель:

На 5 день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Пятница – тёщины вечёрки!

Сценка про зятя и тёщу

Тёща: Ванька!

Зять:Что, матушка-теща?

Тёща:Какой ты, Ванюша, худощавый и тощий! И щек совсем не видать со спины. А ну-ка, пойдем ко мне на блины.

Зять: Караул, спасите, до смерти закормят. (пытается убежать, а теща держит его)

Тёща: Я про зятя пирог испекла, в том пироге три осьмины муки.

Соли да крупы на четыре рубли, лучку да мучку на семь рублей.

Масленица с яичком на восемь рублей, этот ли пирог с рублем двадцать стал.

Зять-то сел и с присеста съел. Как же тебя, зять, не разорвало.

Зять: (хлопает себя по животу). А у меня желудок резиновый, мне еще столько положи да постолько, я и это подмету.

Теща: ( вынимает скалку) Возьму-ка я дубинку новеньку, дубинку вязовенькую! ( замахивается на зятя).

Зять: Дай-ка мне, теща, домой дойти – все твои побои на жене возмещу!

( под веселую музыку уходят, приплясывая)

Ролевая игра –танец «Барыня»(«зять» приглашает «тёщу» на танец)

Учитель :6 день– А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «заловка» – это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.

Игра «Почта» Водящая -МасленицаИгра начинается с переклички водящего с игроками:- Динь, динь, динь!- Кто там?- Почта!- Откуда?- Из города…- А что в городе делают?Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий.

А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.

Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.

Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Игра «Мотальщики».
Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.

7 день.Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!

“Прощённый день”, “Проводы Масленицы”

Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.(конфеты)

-Прости меня!

-И ты прости меня! (Целуются)

ученик:В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся

ученик:– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

ученик:Прощай, Масленица-вертушка,Настает великий пост.На деревне все проели,

Подают селедки хвост!

ученик:Сидит кошка на окошке,Вышивает себе хвост.Широка Масленица проходит.

Настает великий пост.

МасленицаЯ гуляла с вами, теперь села в сани,Пела и плясала — больно я устала.Кончилось веселице — беритесь за делице,Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Песня « Прощай Масленица» Угощает всех и блинами и уходит.

Игра «Чучело масленницы»

Дети изготавливают чучело масленицы. Весна помогает.

Игра «Встреча» (когда изготовят чучело)

Ученики приветствуют свое чучело Масленицы.

Учитель. Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок.

Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую “Масленицу”.

Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Сжигание чучела

Учитель:

Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца..

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-nachalnykh-klassov-maslenitsa.html

Скачать материал

так то ЕНТ / Воспитательная работа / Сценарии

Внеклассное мероприятие 3 класс. Тема: «МАСЛЕНИЦА»

03.12.2014 2095 427

Цели: воспитание поликультурных качеств личности, сплочение родительского коллектива, знакомство с культурой русского народа,  развитие артистических данных учеников и родителей, расширение словарного запаса, привитие норм этикета.

Ход праздника:

1 Ученик:

Встретим песней русской звонкой, Да блинами – целой горкой Под гармонь да нашу – “Барыню” Мы Весну-красну, сударыню. Мы при всём честном народе Зиму снежную проводим И сожжём сегодня чучело, Пожелаем в жизни лучшего! Принимай, Весна, подарки, Хороводы и баранки, Поиграем вместе в салочки, С горки скатимся на саночках.

Веселитесь вместе с нами, Угощайтесь все блинами!

2 Ученик:

Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

3  Ученик:

 Нынче радуемся мы — Нынче проводы зимы С пирогами да блинами, В шуме милой кутерьмы. С горки саночки летят, Очи девичьи горят, Песни, пляски и гулянья Уж который день подряд.

Молодым искать не лень Нареченных целый день: Женихов — девчатам И невест — ребятам, А у тещи на блинах Зять довольно крякнул: — Ах! Съел, наверно, штук под сорок — То-то праздничный размах! Это — Масленица,

Чудо — Масленица.

4  Ученик:

Зима не навек! Размаслило снег. Солнце, как блин, Пышет в синь! По селу во все концы – Колокольцы. Лошади тройками! Бабы взойкали. Дуги цветасты, Гривы – в косы. Весна, здравствуй. Просим! А в санях-то, ах! Девок малинно, Шали веют длинно.

Вон и конюх сам, Развалясь важно, У него по саням Цветы бумажные, А в руке красный флаг, Виднее так! Масленица честная, Селам всем известная, Блинами объедуха, Червонцам приберуха! Проедим зимицу, Пропьем, как невесту, И проводим с честью! За зимью красоту Отгуляйте свободно, Чтобы было в году

Плодородно!

Презентация «Масленица на Руси»

Рассказ родителей.

Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение. Итак, дни масленичной недели.

Понедельник — первый день масленичной недели, получивший название «Встреча». В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.

Вторник — второй день Масленицы под названием «Заигрыши». Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.

Среда — третий день Масленицы под названием «Лакомки».

Теща приглашала зятя на блины.

Четверг — четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул». С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин.

Пятница — пятый день Масленицы под названием «тещины вечерки». В этот день зятья устраивали «ответки» — то есть приглашали тещу к себе на блины.

Суббота — предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки». Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке подарок. Золовка — это сестра мужа, а невестка — жена брата.

Воскресенье — последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем». В православной трактовке масленичная седмица — это неделя прощения, примирения и подготовки к Великому Посту.

Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга.

В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланяются.

                                   Все присутствующие выполняют обряд прощения.

Дети читают стихи.

Широкая Масленица Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает “ВСТРЕЧА”. Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер… Накатавшись вволю, все блины едят.

“ЗАИГРЫШ” беспечный

ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них

награда: Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит

“ЛАКОМКОЙ” зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники

всё им удаётся.
Пироги и блинчики
всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ

раздольный “РАЗГУЛЯЙ” приходит. Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек

суженых своих.

ПЯТНИЦА настала

“ВЕЧЕРА у ТЁЩИ”… Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА

“ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ”. Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в “ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ”.

Чучело соломенное

Зимушку сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… Учитель:

– Назовите символ Масленицы.(Блин)

Именно в честь весеннего солнца пеклись круглые лепешки из теста, замешанного на воде и пшеничной муке. Впоследствии их заменили кружевные блины. Круглые желтые блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Съесть блин на Масленицу — значит, проглотить кусочек солнца, его тепла, нежности и щедрости.

 Выпекание круглых «солнышек» из теста — это еще и своего рода ритуал привлечения солнца. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем теплее будут последующие времена года до следующей зимы.

Выставка детских рисунков.

(Награждение победителей)

Родители приглашают детей к столу:

1 родитель:
Масленица! Масленица, Круглые бока! В небе солнце ластится — Знать весна близка. На тарелке блинчики Горкой у меня, Круглые, румяные — Солнышку родня! Подходите, деточки, Я вас накормлю, Молодые “веточки”, Очень всех люблю.

2  родитель:
Праздники славянские — Радость в каждый дом! С песнями и плясками Мы в весну войдем. . . Если есть сковорода, Будет русский сыт всегда: Жарким солнышком весны Зашкварчат на ней блины. Пышные, румяные, Пламенно-огняные.

С ободочком-корочкой,

С мёдом ешь, с икорочкой.

 3 родитель: Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару

разбирайте!
Похвалить не забывайте.

3 родитель:
Встретим песней русской звонкой, Да блинами – целой горкой Под гармонь да нашу – “Барыню” Мы Весну-красну, сударыню.

Мы при всём честном народе Зиму снежную проводим И сожжём сегодня чучело, Пожелаем в жизни лучшего! Принимай, Весна, подарки, Хороводы и баранки, Поиграем вместе в салочки, С горки скатимся на саночках.

Веселитесь вместе с нами, Угощайтесь все блинами! Ах, блинок, как солнце ясное –

Золотисто, да и масляно!

 4  родитель:
 Как у нашей сватьи Масляны оладьи, Лакомы ватрушки, Плюшки – завитушки. А ваш-то пирог Подгорел на один бок. А блины-то горячи С пылу-жару из печи, Пышны да румяны С маслом и сметаной. А у вас сковорода Закоптилася, беда. Ай, да масленица, В пояс кланяется. Разбирай блины –

Всем достанется.

 

5  родитель:
Детям нравятся блины. До чего блины вкусны! Все на свете влюблены В аппетитные блины!! Со сметанкой и с икрой!

Поскорее стол накрой!

                                                           ЧАЕПИТИЕ с блинами.

Родитель:

Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга (солнце — круглое). Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу.

Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем.

Символизировал солнце и огонь: русичи зажигали деревянное колесо и катали его по дороге, скатывая с пригорка. Колес зажигали много: того, кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

Считалось также, что тот, кто плохо веселится на Масленицу, будет неудачлив до следующей Масленицы

Читайте также:  Тихон львов «сосна»

Дети читают стихи.

Масленица, угощай! Всем блиночков подавай! Чтобы блины горочкой, И все с икорочкой! С горочки пойдём кататься, Грусть-тоску прогоним прочь, Будем с зимушкой прощаться, Ей уже нельзя помочь! Удалою пляской русской Под гармошку закружись… С Масленицей расстаёмся!

Где ты там весна? Проснись!

Веет в воздухе ВЕСНОЙ, В парк спешит народ честной, Да с утра, да семьями, В это воскресение! Всяк идёт, кому не лень: На Руси – особый день! На плечах я! У отца! Нынче – МАСЛЕНИЦА! Видят всё глаза мои: Вот концерт, А там бои.

Звонкая да чистая – Песня голосистая То летит, то стелется, Про купца, про девицу! Больше нравится мне пляска – Это праздник, это сказка! Встала мама в хоровод – Лебедь белая плывёт… С папой мы удивлены: И ватрушки, и блины, С пылу с жару – их съедают, А они не исчезают! Пахнет солнцем и блинами – Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ! Станем чучело сжигать,

Будем ЗИМУ провожать!

  На столе калачи. И блины горячи. За окошком румяное солнышко. Раскраснелось оно, Словно выпить смогло Чаю пять самоваров до донышка. За окошком поёт о весне капель, О зиме уходящей поёт. Мне не хочется дома сидеть теперь:

По деревне весна идёт.

Дети и родители играют в хороводе  в подвижную игру «Жмурки с Весной».

Дети поют  масленичные задоринки. Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица! Мы блинов себе горячих напечём – Нам метели и морозы нипочём! Если есть сковорода, Не страшны нам холода, Потому что блин горячий –

Это лучшая еда!

То не мышь пищит, Не мороз трещит, В сковородке блин За блином шкварчит. Да с селёдочкою, Да с икорочкою, Да по краю с золотистою Корочкою! Вот так Масленица Дала маслица нам! Даже в небе появились два блина: Это солнце-блин, и рядом блин-луна. Один блин горячий, Другой холодный.

Полезай на небо – Если кто голодный! По земле колёсами Покатились блинчики… Дети, под берёзами Собирай гостинчики! Мир крещёный нынче радуется, Потому что нынче Масленица.

Приходи, народ, и с нами съешь блина, Чтоб на землю поскорей пришла весна! Ну-ка, съешь блина, Чтоб пришла весна!

Родитель:

Непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами.

Масленица и медведь — какая между ними связь? Все просто: зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла. Животные — они ведь все изменения природы нутром чуют.

Обрядив мужика в медвежью шкуру, люди угощали его и плясали ритуальные танцы, подражая просыпающемуся после зимней спячки медведю.

Дети инсценируют песню «Медведь проснулся»

Учитель:

Конечно же, изготавливалось чучело Масленицы из соломы, обряженное в женскую одежду.

В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия.

Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, смерть. В последний день Масленицы чучело разрывали или, что было чаще, сжигали на  костре.

(Праздник продолжается на школьном дворе).

Сжигается чучело, дети играют в подвижные игры.

  Ученик:

Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

 Учитель:   – Веселой и вкусной вам масленицы!

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/405-1-0-13263

Конспект внеклассного мероприятия для 3-4 класса “Масленица”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140005, г. Люберцы, Октябрьский проспект, дом 118

тел./факс. 503-62-11e-mail: mousoshn6@rambler.ru web: http://s6.lubertsy.mosreg.fcior.edu.ru

Классный час “Масленица”

Дата: 11 марта 2016г.

Класс: 2 «А»

Учитель: Егорова Ольга Викторовна

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, (Слайд 1) обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Подготовительный период: дети пекут дома блины и приносят их на классный час, делятся рецептами, несколько учащихся заранее готовят материал об истории и ритуалах праздника

Ход  урока

Организационно-психологический момент: создание благоприятной и  доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы, определение цели и значимости предстоящего классного часа.

История праздника

Вступительное слово учителя. (Слайд 2)

Масленица самый радостный и светлый  праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как  может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица  воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы .Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

При Петре Первом  устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое шумное весёлое празднование  прекратилось до воцарения Елизаветы  Петровны.

Как на масличной неделе из печи блины летели.С пылу, с жару из печи все румяны, горячи!Масленица,  угощай, всем блиночков  подавай!

С пылу, с жару – разбирайте! И хвалить не забывайте!

Интересно, а что вы знаете о Масленице? (Слайд 3)

  • Почему  праздник называется Масленица?

  • Почему именно блин символ Масленицы?

  • Из чего делают блины и с чем их едят? (Слайды 4 и 5)

1 ученик:

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».

По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю.

Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Их пекли каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси ещё со времён поклонения языческим богам.

Ведь именно бога солнца Ярило просили прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнышко.

Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».

По другой версии, название “масленица” возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Третье утверждение имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа).

С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села.

Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно ” на горке” – на какой-нибудь возвышенности.

Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах.

В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с Великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами.

Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.

Ритуалы масленичной недели. (Слайд 6) Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

2 ученик: 1 день: Понедельник – встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Каждая хозяйка по традиции имела свой собственный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии.

Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, кукурузной, или овсяной муки, добавляя в них пшену. Или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра и до вечера.

Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы.

Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор, качаться на качелях и петь песни.

Масленица, Масленица!Мы тобою хвалимся, На горах катаемся

Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

3 ученик: 2 день: вторник – заигрыш (Слайд 7)

 Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы.

Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы, при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали.

В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом. А свадьбы игрались только после Пасхи, не раньше, чем через полтора месяца.

4 ученик: 3 день: среда – лакомка (Слайд 8)

Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка Среда!Масляна сковорода!Повелось со старины,

Едем к тёще на блины!

5 ученик: 4 день: четверг – разгуляй (Слайд 9)

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. В этот день, чтобы помочь солнышку прогнать зиму, люди устраивали по традиции катание на лошадях «по солнышку» – то есть по часовой стрелке вокруг деревни.

Для мужской половины в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, для молодёжи – катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день деревенские жители обряжались кто во что хотел.

По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

6 ученик: 5 день: пятница – тёщины вечери (Слайд10)

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как ни странно, присылала зятю всё, из чего пекут, и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

7 ученик: 6 день: суббота – золовкины посиделки (Слайд 11)

В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

8 ученик: 7 день: воскресенье – прощённое воскресенье (Слайд 12)

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост.

В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливали в центре костровой площадки и прощались с ним шутками, танцами, песнями. Не только ругали зиму за злые морозы и зимний голод, но и благодарили за весёлые зимние забавы.

После этого чучело поджигали под весёлые возгласы. Когда зима сгорит, праздник завершает финальная забавы: молодёжь прыгает через костёр. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

9 ученик: (Слайд 13)  

Приходите в Воскресенье –Будем мы просить прощенья, Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,Хоть и так мы не воюем.Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!

Учитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо  всем, (Слайд14) что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. Кто правильно составит поговорки или пословицы, тому блин.

  1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

  2. «Без блина не Масленица»

  3. «Не житьё, а Масленица!»

  4. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»

  5. «На горах покататься, в блинах поваляться»

  6. «Масленица объедуха, деньгам приберуха»

А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. (Слайд 15)

  1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

  2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

  3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

(Слайд 16)

С масленицей ласковой поздравляем вас!Блинчикам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы Зимы,

К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым  разнообразным рецептам ваши мамы.

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-dlya-klassa-maslenica-5122.html

Ссылка на основную публикацию