Устный журнал к 9 мая. начальная школа. битва под москвой

9 мая – День Победы. (устный журнал)

Устный журнал к 9 мая. Начальная школа. Битва под Москвой

9 мая – День Победы.

(устный журнал)

Цели:    – расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

             – познакомить с   именами пионеров-героев;

             – развивать творческие и организаторские способности каждого ученика;

             – воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам

            тыла –     участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель;

             – побудить учащихся к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к 

              жизни школы, городка, страны.

Ученик 1:       День с утра такой чудесный,

                       Весь тюльпанами расцвел.

                       Слышу я звучанье песен –

                       Праздник в город мой пришёл!

Ученик 2:     Знают праздник этот всюду,

                       Отмечают по стране.

                       Днём святым его все люди

                       Называют на Земле.

Ученик 3:     Он принёс с собой Победу,

                       Опалённую огнём.

                       В Волгоград звоню я деду,

                       Поздравляю с светлым днём!

Ученик 4:     Залпы слышаться салюта –

                       Праздник в город мой пришёл!

                       День Победы, ты повсюду

                       Датой красною вошёл!

Ведущий: 9 мая вся страна отмечает великий праздник – День Победы, 63-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне.

     63 года как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая превратила города и поселки в руины, вынесла из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, не смотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм.

     День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

     9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

     Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоевал Победу на фронте и в тылу. С нами нет и тех маленьких героев, которые наравне с взрослыми вступали в неравные бои с врагами.

Ведущий: 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.

Ученик 5:      Сорок первый! Июнь.

                   Год и месяц борьбы всенародной.

                       Даже пылью времён

                       Затянуть эту дату нельзя.

Ученик 6:     Поднималась страна

                       И на фронт уходила поротно.

                       Кумачовые звезды

                       На полотнах знамён унося.

Ведущий:  На защиту Родины встали все и взрослые и дети. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, заступали на трудовую вахту в тылу женщины и дети.

В страшные, суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали теплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях. Вот  их имена.

                                        (рассказ детей о пионерах- героях)

Ведущий:  Во время войны шли тяжелые сражения в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, Ленинградом, на Кавказе. В 1943 году в войне наступил переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей Родины, солдаты освободили от фашистского ига народы Европы.

Ученик 7:    Запомните всех героев поимённо,

                      Кем сломлена

                      Фашистская орда!

                      Вот падают фашистские знамёна,

                      Чтоб больше

                      Не подняться никогда!

Ученик 8:     Мир кланяется советским солдатам,

                      Их видит любимая Москва!

                      Вы слышите!

                      Шагают в сорок пятом

                      Победные

                      Советские войска!

Ученик 9:     Поклонимся великим тем годам,

                      Тем славным командирам и бойцам,

                      И маршалам страны, и рядовым.

                      Поклонимся и мёртвым, и живым.

Ученик 10:   Всем тем, которых забывать нельзя,

                      Поклонимся, поклонимся, друзья.

                      Всем миром, всем народом,

                      Всей землёй

                      Поклонимся за тот великий бой.

(звучит песня «День Победы» сл. В.Харитоновича, муз. Д.Тухманова)

Источник: https://infourok.ru/9_maya__den_pobedy.__ustnyy_zhurnal-317575.htm

Устный журнал к Дню Победы

Устный журнал «Никто не забыт – ничто не забыто»
«Это праздник со слезами на глазах»

Цель мероприятия: воспитание любви к Родине, чувство патриотизма.

Задачи:

  • расширять знания детей об истории нашей страны;
  • показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;
  • вызвать у детей чувство сопереживания.

Форма: устный журнал.

Оборудование:

  • оформленный в соответствии с тематикой класс;
  • презентация;
  • песни «Я вернусь победителем», «День Победы»
  • голос Левитана

Ход мероприятия

Учитель: Прошло 70 лет с того последнего дня войны, но не тускнеет память о подвигах героев. День Победы – это праздник необычный, праздник « с сединою на висках», радость « со слезами на глазах». Наш устный журнал расскажет вам о….

Страница 1 – «Это страшное слово ВОЙНА»

1:

Летней ночью, на рассвете, Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких Против всех людей советских, Это значит – против нас. Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду

На всех, на все 4 года.

(Звучит голос Левитана – объявление войны) звучит песня «Вставай….

Учитель: Великая Отечественная война стала одним из самых тяжелых испытаний, которые выпали на долю советского народа. 4 долгих года, 1418 дней и ночей 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей.

Вы представляете себе что это такое? Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года! 20 миллионов за 1418 дней – это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в минуту… Вот что такое 20 миллионов!

Страница 2 – «Я помню, я горжусь!»

На защиту нашей Родины поднялись и стар и млад (дети надевают пилотки).

Слайд – Песня «Я вернусь победителем»

Были среди них и наши родные и близкие.

Рассказы детей о своих прабабушках/прадедушках или рассказы ветеранов.

Страница 3 – «Маленькие солдаты»

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны были награждены медалями и орденами не только взрослые, но и десятки тысяч детей.

Четверо пионеров-героев были удостоены самого высокого звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. (презентация)

Но не только эти 4 героя участвовали в войне, их было гораздо больше.

Страница 4 – «Дети блокадного Ленинграда»

Песня «Белые панамки» (видео).

Учитель: 611 дней продолжались ожесточённые обстрелы города на Неве. С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года в Ленинграде разорвалось 148 478 вражеских снарядов. Двадцать миллионов человеческих жизней унесла Великая Отечественная война, более 600 тысяч из них – ленинградцы.

2: (презентация)

В булочной очередь у прилавка Люди, как тени, нет шума и давки. Хлеб отпускает им продавщица И не должна ни на грамм ошибиться. Кладет на весы драгоценные крошки. До нормы еще не хватает немножко.

Весы показали – сто двадцать пять: «Ну вот, а теперь можете забирать».  Сама продавщица похожа на тень. Шатаясь от голода, вновь целый день Хлеб отпускать – есть ли пытка страшней, Но в слабых руках ее жизни людей.

И снова режет хлеб продавщица,

Боясь, каждый раз хоть на грамм ошибиться.

Учитель: Именно так выглядел этот тяжелый, сырой кусочек (учитель показывает кусочки хлеба).

3: (презентация)

Девочка голодная, Книжка записная… Про дневник той девочки Вся страна узнает. В нём совсем немного Мы находим слов: “Умер братик Лека Сегодня в пять часов” “Умерла бабуля”. “Больше нет сестрёнки”. Те листочки, словно

С фронта похоронки.

4:

Ленинград заносит Снежная пороша. “Умер дядя Вася”. “Умер дядя Лёша”. А вот эта фраза Стала трудной самой: “Умерла сегодня Рано утром мама”. “Савичевы умерли”.

“Таня здесь одна”.

5:

Только гром зениток Слышен из окна. В ледяной квартире Больше нет семьи. Посылает Таня Строчки нам свои. И хотя с годами Они звучат всё тише, Мы должны, обязаны

Их с тобой услышать!

6:

Неугасима память поколения И память тех, кого так свята чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания)

Страница 5 – «Победа!»

7:

Спать легли однажды дети – Окна все затемнены, А проснулись на рассвете – В окнах свет и нет войны! Можно больше не прощаться, И на фронт не провожать, И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

8:

Отменили затемненье, И теперь на много лет Людям только для леченья

Будет нужен синий свет.

Люди празднуют Победу! Весть летит во все концы: С фронта едут, едут, едут

Наши братья и отцы!

9:

Слава нашим генералам, Слава нашим адмиралам И солдатам, рядовым! Слава павшим и живым, От души спасибо им! Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой, Жизнь, отдав на поле боя,

За народ, за нас с тобой!

10:

В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края:

«Мир победил! Окончена война!»

(Звучит песня «День победы!»)

Учитель: Идут годы, сменяются десятилетия. Наша Победа не померкнет никогда. Всё меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружите заботой тех, кто еще с нами. Ребята, давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы!

Как мало осталось ветеранов Великой Отечественной войны! От нас им сегодня нужно не так много: помочь принести продукты или лекарства из аптеки, помочь перейти через дорогу или просто уступить место в автобусе.

Будьте чуткими и внимательными к нашим уважаемым ветеранам Великой Отечественной войны не только в преддверии Дня Победы но и просто каждый день! Именно им мы обязаны за наше мирное счастливое детство! Помните о ветеранах!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ustnyy-zhurnal-k-dnyu-pobedy-6108/

Этот праздник со слезами на глазах – устный журнал

«Это праздник со слезами на глазах»

Устный журнал

Триединая цель урока:

  • воспитан ие чувства патриотизма;
  • приобщать учащихся к миру литературы, посредством расширения их
  • читательского опыта, опоры на их социальный опыт;
  • расширить знания учащихся о событиях ВОВ 1941-1945 гг.
  • развити е коммуникативных качеств учащихся, воспитание нравственных качеств.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят.

И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала ВОВ нашего народа против фашистской Германии.

Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

Павшим

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

(С. Щипачев)

1-я страница «Ах, война, что ты, подлая, сделала?»

Когда началась Великая Отечественная Война?

Что означают эти буквы ВОВ?

Кто и с какой целью напал на нашу Родину?

Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны?

Битва под Москвой.

Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Где происходило танковое сражение?

Когда закончилась ВОВ?

Как долго длилась ВОВ?

Назовите имя маршала, который принял капитуляцию Германии?

Какие невосполнимые потери понесла наша страна в этой страшной войне?

Когда и где состоялся парад Победы?

2-я страница «Детство, опаленное войной – дети войны»

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру.

Девчонки строили шалаши и играли в “дочки-матери”, непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами.

И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Много детей в годы ВОВ погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса.

Ученик 1

Тогда нам было десять лет.

Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.

Кто прожил только десять лет, запомнит навсегда,

Как, потушив дрожащий свет,

Ходили поезда.

Во тьме на фронт везли войска,

Детей – в далекий тыл.

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.

Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда,

И как отец его тогда за счастье воевал! (С. Маршак)

Ученик 2

“Над проселочной дорогой

Пролетали самолеты…

Мальчуган лежит у стога,

Точно птенчик желторотый.

Не успел малыш на крыльях

Разглядеть кресты паучьи.

Дали очередь – и взмыли

Вражьи летчики за тучи…” Д. Кедрин

Учитель

Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

Многие дети попали в руки немцев, в плен. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки.

Читайте также:  Г. остер. стихи о маме

Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя”. Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.

Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

А как цинично их “сортировали” на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии – будешь служить “великой Германии”, ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков, партизанами.

Рассказ танкиста

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

(Александр Твардовский)

Давайте представим себе разговор детей военных лет.

Сценка

– Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.

– Моряком, конечно хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!

– Так уж и полка?

– Ну, может быть и не полка, но многих бы фашистов уничтожил.

– А я буду сержантом, как мой отец!

– А на каком он фронте?

– Погиб под Смоленском…

Учитель

В тылу дети заменили своих отцов. Вместе с женщинами работали в колхозах, на фабриках. Стояли у станков.

Трудным и страшным было детство у юных ленинградцев, которые жили в осажденном городе.

Ученик 3

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам.

Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях.

Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке.

Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.

Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. “К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В.

Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут.

И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя”.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.

Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: “Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне.

Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно.

Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… “

Учитель

Всем известны подвиги пионеров-героев в годы войны.

Они отличились уже в в первые дни войны при защите Брестской крепости Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Леня Голиков, Валя Котик (все они погибли, к моменту гибели им было 13—14 лет). Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы.

Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Валя Зенкина

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.

А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам.

Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым.

Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Учитель

Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!

3-я страница «Кто сказал, что не бывает песен на войне?»

Человеку холодно без песни.

На земле, открытой всем ветрам,

Я не знаю: в мире место есть ли,

Где не верят песням, как кострам.

Действительно, как от костра, от песни становится светло, тепло, песни на войне напоминали о доме, дорогих людях, дарили надежду.

В короткие минуты отдыха между боями бойцы пели и плясали, слушали музыку, писали письма домой.

(Звучит «Землянка»)

4-я страница «Никто не забыт, ничто не забыто»

Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнем Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлевской стены. Там написано: « Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Есть такие памятники героизму простых солдат во многих городах, селах. Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни,

Чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье.

Минута молчания

5-я страница «Памяти павших будем достойны»

Рекомендации к слайдам: 2 слайд – вопросы, настроены гиперссылки;

7,8,11,25 слайды – видеосюжеты;

После последнего вопроса переход далее ко 2 странице.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс) начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. В Европе к этому времени уже почти два года шла Вторая мировая война.

Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.

На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны. Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло.

Причинами поражений стали неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, преступления сталинского режима, внезапность нападения. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.

Защитники Брестской крепости держались целый месяц уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток.

В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.

900 дней блокада Ленинграда

Танковое сражение село Прохоровка под Курском ( три поля)

В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Г. К. Жуков.

Великая Отечественная Война длилась почти 4 года (1418 дней и ночей).

9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии.

24 июня 1945 в Москве состоялся легендарный первый Парад Победы. В тот дождливый день на Красной площади столица чествовала победителей фашизма. Командовал парадом маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский, а принимал – маршал Г.К.Жуков.

Читайте также:  Подвижные игры в средней группе детского сада

В первом Параде Победы было задействовано ~40 000 человек .

За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн. человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Победа в Великой Отечественной войне — одна из самых ярких страниц истории нашей страны.

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1459266007.rar (вов)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/etot_prazdnik_so_slezami_na_glazah__ustnij_zhurnal_174052.html

Классный час “День воинской славы. Битва под Москвой”

Классный час «День Воинской славы. Битва под Москвой».

Цель: познакомить детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году.

Задачи: дать детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой;

познакомить с героями этой битвы, с мужеством жителей тыла;

воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей Родине.

“Запомните: От этого порога

В лавине дыма, крови и невзгод,

Здесь в сорок первом началась дорога

В победоносный Сорок пятый год.”

Ход мероприятия.

УЧЕНИК:

К. Симонов «Родина»

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Учитель:

Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих сражений Великой Отечественной войны, которое началось 72 лет назад 30 сентября 1941 года и закончилось победой 5 декабря 1941 года. Оборона Москвы касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да жили бы вообще, неизвестно.

Ученик 1:

Все меньше фронтовиков надевают награды 9 мая. На смену поколению победителей приходим мы – их наследники, их потомки. И теперь от нас, мальчишки и девчонки, зависит, будут ли знать и помнить о Великой Отечественной войне.

Ученик 2:

Вы можете спросить:

А зачем все это знать и помнить? Кому это нужно? Сейчас совсем другая жизнь!

Ученик 3:

Нужно, и именно сейчас, когда многие люди не верят в то, что можно победить трудности, можно сделать Отечество сильным, а свою жизнь достойной. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой безнадежной, ситуации всегда есть выход!

Ученик 4:

После трагического 41-го обязательно придет победный 45-й!

Надо только не отчаиваться – верить в себя, верить в свой великий народ, любить свою Родину! Как верили и любили жители военной Москвы!

Дмитриева Ольга Александровна «Рассказ о Войне»

Подошла я как-то к деду

-Расскажи мне про Победу!

Дед подумал, помолчал,

Головою покачал.

Слезы брызнули из глаз,

И он начал свой рассказ.

-Началось все в 41-м,

В том трагическом году.

Всему советскому народу

Объявили про войну.

Чаша терпенья полна до краев.

Сколько тяжелых было боев!

Но не сумели нас немцы сломать,

Им есть теперь тоже, что вспоминать.

Было очень нам тяжело.

Холодно, голодно, но мы знали одно:

Жизнью мы жертвовали,

Чтоб победить,

Чтоб свободно и радостно

Вы могли жить.

УЧЕНИК:

Война – это горе и слёзы,

И грохот снарядов вокруг.

Война – это с неба угроза

И пуль пролетающих звук.

Война – это боль и отчаянье,

И ужас в глазах матерей.

Война нам приносит страданье,

Нельзя забывать нам о нем.

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы склоняем головы перед памятью защитников Москвы, чей подвиг 72 года назад привел к победе над врагом. Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.

Ученик

Была ясная тёплая погода. Во всех школах проходил выпускной бал. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.

Ученик

Десятиклассники с улыбками на лицах,

Девчонки в фартуках и беленьких бантах,

Мальчишки в строгих и классических костюмах,

Все веселились на школьных вечерах”.

Ученица

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

УЧИТЕЛЬ:

22 июня немецкие войска без объявления войны напали на нашу родину.

(Звучит запись голоса Левитана о начале войны, выпускники замирают.)

Мальчик 1:

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Девочка 1:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Девочка 2:

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ученик 1:

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город кольцом и захватить. Он так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро”. План наступления на Москву получил название “Тайфун”. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

Ученик 2:

К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.

Гитлер заявил, что будет сам принимать парад своих войск в Москве. Начав наступление, фашисты объявили точную дату захвата Москвы – 16 октября. Но за 2 недели, пока немцы уничтожали окруженных, советский фронт был построен заново. Добровольцами становились мирные люди.

13 октября начались ожесточенные бои под Москвой

(видеозапись «Священная война)

Калинина О. Б. «Наша память»

Вой сирены, дышащее смертью небо

И спасенье в метро от бомбежки.

И кусочек черного хлеба,

Как сокровище в детской ладошке.

Это все Москва сорок первого года.

Я не видел это, но знаю.

Испытания духа народа

Я в семейном кругу постигаю.

С той поры прошло уж немало лет.

Помню памятью близких людей,

Как ушел на войну ополченцем мой дед

Защищать Москву, свой дом и детей.

УЧИТЕЛЬ:

20 октября 1941 года в столице введено осадное положение.

Но Москва сдаваться не собиралась. «Наше дело правое, победа будет за нами!» – эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства.

Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков.

Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы.

Ученик 3:

Для защиты столицы с неба были использованы маскировочные сетки, которыми укрывали золотые купола церквей, здания Кремля. В воздух подняли десятки аэростатов, которые мешали немцам бомбить Москву.

На плоских крышах домов, в парках и скверах разместили сотни зенитных орудий. Из них били по немецким бомбардировщикам. На кремлевской стене Красной площади нарисовали дома и деревья. Поднялись дома из фанеры на самой площади. Стены соборов замазали черными и зелеными полосами. Это ложные мишени.

Ученик 4:

Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций были сформированы 12 дивизий народного ополчения. В его ряды вступали те, кто не мог быть в армии: старики, женщины, дети. Они рыли окопы, устанавливали “ежи” – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев, взорвали мосты, устанавливали мины.

Ученик

Ю.Яковлев «Рассказ защитника Москвы»

…Я хорошо помню, как звучат падающие бомбы. Их звук приближается, нарастает, и, кажется, бомба летит прямо в тебя. Но мы не убегали в укрытие, мы оставались у своих орудий. Для нас главное было – защитить столицу нашей Родины.

Только в бою мы забывали о голоде и холоде. И еще – когда приходили письма из дома. Было у писем из дома одно необыкновенное свойство. Читая их, мы на короткое время отрывались от войны и попадали домой. В письмах мы находили НЗ – неприкосновенный запас жизни.

У меня не сохранились мамины письма. Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. Но в памяти жива картина родного дома, которая возникала из маминых весточек.

На ледяном ветру на огневой позиции я видел маму у теплой печки. И мне самому становилось теплее. А у меня в кармане лежало мамино письмо. И когда я перечитывала его, мне казалось, что я слышу мамин голос.

В ответ бойцы писали свои письма.

УЧЕНИК:

Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка.

Мама, я еще вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, –

Он придет, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

УЧИТЕЛЬ:

Фронтовые письма

В годы Великой Отечественной войны тысячи семей проводили в армию своих близких. Многие из них не вернулись домой. Как самое дорогое хранятся в семьях фронтовые письма.

Учащиеся читают письма с фронта. (видеоряд с озвучкой)

«… Я уже нагляделся на этих фрицев, лежащих мертвыми на нашей земле. Что посеяли, то пожали. Там, где они прошли, остаются одни дымовые трубы».

«…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…»

«…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже несладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно.

И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ.

Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе».

Ученик 5:

До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации.

7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых.

С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.

Ученик 6:

Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье – умереть за свой народ” помнят многие. Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, не выдав своих товарищей-партизан и не показав своих страданий.

Ученик 7:

На помощь столице пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части с Дальнего востока.

На 7 ноября 1941 года было назначено прохождение немецких войск по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый вагон с наградами “героям взятия Москвы” дожидался своего часа.

Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт. Чтобы ввести противника в заблуждение, парад назначили не на 10 часов, как обычно, а на 8 часов утра. Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад.

Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Участники парада с Красной площади уходили на фронт, многие из них погибли.

Кадры хроники Парада 7 ноября

Ученик 8:

16 ноября 1941 года в неравный бой с фашистами вступила Панфиловская дивизия. Силы были неравные, 28 панфиловцев против 50 вражеских танков. Тогда Василий Клочков обратился к бойцам со словами: “Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!” , ставшие девизом всех защитников столицы. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

Читайте также:  Новогодний утренник в 1 младшей группе детского сада. сценарий

Ученик

Четырнадцать танков ползут по поляне!

А в пушке последний снаряд!..

Ребята, столица родная за нами!

Ребята, ни шагу назад!

Ни шагу назад… Мы у этой дороги

Солдатскую честь сохраним!

И если нам даже не будет подмоги –

Назло всем смертям устоим!

Кашира, Дмитров, Поляна Красная!..

И почерневший от пороха снег!..

Три контрудара!.. Нет не напрасно мы

Стояли насмерть – пришел успех!

Ученик 9:

В глубокой тайне от противника под Москвой сосредоточились свежие резервные армии, артиллерия и авиация.

Всё готовилось для внезапного и решающего контрудара.

5-6 декабря 1941 года войска Красная Армия перешла в контрнаступление по всему фронту. В результате германские войска были отброшены на 300 км от столицы. А 12 декабря советские граждане услышали по московскому радио сводку о победе в обороне Москвы.

Учитель:

Московская битва 1941года нанесла первый сильный удар по Германии, разрушив миф о её непобедимости.

В мае 1965 года за героизм, мужество и стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Москве присвоено почетное звание “Город-Герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

А в память о тех событиях 1941 года 3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду. В Москве была возведена могила Неизвестного солдата.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье.

И в скорби постоим и помолчим.

Прошу почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.

(минута молчания )

(Видео, метроном, Могила Неизвестного солдата)

Заключительное слово учителя:

Мы, помним и вечно будем в долгу перед нашими предками, которые воевали ради нашего счастья и мирной жизни!

Ученица

В декабрьских залпах тех дней легендарных

Рождались победа и майский салют!..

Пусть подвиги воинов и командармов

В сердцах благодарных потомков живут!

В ходе декабрьского наступления было разбито 38 дивизий фашистов, из них 11 танковых.

За Месяцы сражения Германия понесла такие потери, которых ещё не знала: более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 тысяч орудий.

Битва под Москвой закончилась 20 апреля. Победа способствовала подъёму морального духа воинов Красной Армии и всего населения: все увидели, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить! Укрепилась уверенность в Победе, той, единственной, «одной на всех».

песня «День Победы» слайд шоу

На этом мы заканчиваем наш классный час. Спасибо за внимание.

Источник: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/scenarii-prazdnikov-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/klassnyy-chas-quot-den-voinskoy-slavy-bitva-pod-moskvoy-quot-877836

Разгром немцев под Москвой. 68-летию битвы под Москвой посвящается

Внеклассное мероприятие. Устный журнал “Разгром немцев под Москвой” Цели и задачи: • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;

• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам; развивать творческие способности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран. Презентация.

Учитель: Ребята! Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне. 68 лет прошло с тех пор, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками в битве под Москвой. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.

Ученица: Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

Ученица: Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…

Фонограмма песни “Священная война” (она есть в презентации).

– Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

Но сегодня разговор о 1941-1942-м.

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).

Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства – Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов – истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.

Ведущий. На днях, 6 декабря 2009 года, вся страна отметила 68-летие битвы под Москвой. Этому событию мы и посвящаем свой классный час.

Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Гитлеровцы собирались стереть нашу столицу c лица земли. На месте ее должно было стать огромное озеро. Во главе западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков.

(портрет) Жукову и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали “ежи” – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. На улицах города выросли баррикады.

Укрепления были сделаны и в районе Красной площади. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и др.

На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. Защитники Москвы сделали все, чтобы спасти город от вражеских самолетов.

На плоских крышах домов, в парках и скверах поставлены сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. B ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким летчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

Ученик. Подошла война к Подмосковью. Ночь в накале зарев долга. Будто русской жертвенной кровью До земли намокли снега. По дорогам гремят тачанки, Эскадроны проходят вскачь, Приготовились к бою танки

Возле стен подмосковных дач.

Ученик. Москва! До последних патронов, До дольки последней свинца

Мы в битвах! Твоя оборона идёт через наши сердца!

Вражеским самолетам преграждали путь и наши истребители. Воздушные бои разворачивались прямо над городом. Так произошло и в ночь на 8 августа 1941 года. Летчик Виктор Талалихин на высоте около 5 тыс. м обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся бомбить город. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь. Попадание было точным.

Правый мотор тяжелой машины задымил, но и на этом моторе фашистский самолет мог причинить много вреда, сбросив свой смертоносный груз. Любой ценой его надо остановить. Но тут у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает, казалось бы, безрассудное решение – идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета.

Почувствовав опасность, немецкий летчик дал очередь из пулемета. Но поздно. Раненый в правую руку, Талалихин, управляя самолетом левой рукой, протаранил бомбардировщик, и тот воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин благополучно спустился на парашюте. Ожесточенные бои шли и на земле.

На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Группа истребителей танков заняла позицию у железнодорожного разъезда Дубосеково, что находится в 118 км от Москвы. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведшее к столице. Прильнули солдаты к окопам, ждут боя.

Вот показались немецкие автоматчики, прямо на них идут. Подпустили и тельной смесью. 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, глядят, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Всё ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов.

Солдаты приготовились к обороне. Встал тут Клочков и, о6ращаясь к ним, сказал: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых.

Связкой гранат подорвал фашистский танк политрук Клочков, но и сам был настигнут вражеской пулей. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина? Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” – Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

Р. Рождественский. Реквием.

Ученик: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Ученица: Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

Здесь каждый дом стоит, как дот, И тянутся во мгле Зенитки с крыши в небосвод, Как шпили на Кремле. На окнах белые кресты Мелькают второпях. Такое же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах!

– Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

– Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километрах стоят вражеские войска, – значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка.

– Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

Держась, как за личное счастье, За каждую пядь земли, – Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промерзлый вросли.

Ученица: Знаменитыми стали слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”.

Ученик: Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Ученица: Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.

Вся Родина встала заслоном, Нам биться с врагом до конца, Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы И долю народа всего, Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Москва! До последних патронов, До дольки последней свинца Мы в битвах! Твоя оборона

Идет через наши сердца!

Ученик: Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле.… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будем достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханием будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, – Помните! Помните! Какой ценой завоевано счастье, –

Пожалуйста, помните!

Учитель (Факты о человеческих и материальных потерях в годы войны). Война с фашизмом принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Почти 27 миллионов советских людей погибли, из них свыше 10 миллионов – на полях сражений.

Около 18 миллионов советских солдат и командиров получили ранения или заболели при исполнении служебных обязанностей, многие из них потеряли трудоспособность, стали инвалидами. Около 6 миллионов советских людей оказались в фашистском плену. 4 миллионов из них погибли.

Во вражеском тылу погибло почти 4 миллиона партизан и подпольщиков. В результате всех этих потерь резко сократилась численность трудоспособного населения страны. Горе безвозвратных потерь посетило почти каждую советскую семью. Война оставила миллионы сирот, вдов, инвалидов.

За годы великой Отечественной войны 1710 городов и около 70 тысяч сел и деревень были полностью разрушены. Свыше 25 миллионов человек потеряли крыши над головой и ютились в землянках, сараях, подвалах.

Такие крупные города, как Ленинград, Киев, Харьков, Днепропетровск, Смоленск, Курск и многие другие подверглись значительному разрушению, а некоторые из них, например Минск, Сталинград, Ростов-на-Дону, полностью лежали в развалинах.

Ученик:

Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись. Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты: рыбак, шахтер, Рабочий, иль пастух, Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог. Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег!

Ученица: Объявляется Минута молчания. (Все встают.)

Источник: http://vospitatel.edu54.ru/node/25096

Ссылка на основную публикацию