Творческая игра для младших школьников

Статья: Развивающие игры для младших школьников

Развивающие игры для детей 6-8 лет могут быть самыми разнообразными:

  • Ролевые — с ребенком разыгрывают определенную жизненную ситуацию и заодно учат его самостоятельно выполнять домашние дела или другую работу.
  • Творческие — совершенствуют творческие способности.
  • Настольные — улучшают скорость реакции, развивают фантазию, память, мышление, а также навыки счета, грамотность и умение выражать свои мысли.
  • Словесные — способствуют увеличению словарного запаса и совершенствованию речи, учат мыслить и выражать свои мысли.

Примеры развивающих игр для детей 6-8 лет

«Запретные слова» — игра на развитие внимания и мышления

В начале игры необходимо выбрать несколько слов, которые нельзя называть. Для первого раза можно ограничиться названиями цветов, например, сделать запретными слова «черный» и «белый».

Ребенку (или детям по очереди) задают вопросы, отвечать на которые они должны без использования запретных слов. Например, «какого цвета бумага?», «какого цвета ночное небо?» и т.д. Постепенно игру можно усложнять, исключив слова «да» и «нет» или вводя новые ограничения.

Назвав слово из запретного списка, ребенок становится ведущим или выбывает из игры.

Например, запретным словом является «белый». Ребенку задают вопрос «Какого цвета молоко?». Верными будут ответы «светлого», «цвета облаков», «снежного», «как бумага» и т.п., а неверным — «белого».

«Составь предложение» — игра на развитие речи

Лучше всего такая игра подходит для занятий с детьми, у которых есть трудности с произношением определенных букв.

Например, для тренировки произношения звука «с» можно предложить ребенку несколько слов, начинающихся с буквы «с» (салат, стол, свекла) и попросить составить из них предложение (на столе стоит салат из свеклы). Сложность заданий можно увеличивать, предлагая школьнику большее количество слов.

«Царевна-Несмеяна» — игра на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде

Подходит для большой компании детей. Игроков необходимо разделить на 2 команды — одна будет «несмеянами», а вторая — «смешителями». Задача смешителей — вызвать улыбку на лицах несмеян.

Как они будут это делать — вместе или по одиночке, сговорившись или самостоятельно выбирая стратегию — зависит от детей, но взрослые могут давать подсказки, обучая младших школьников командному взаимодействию.

Каждая улыбнувшаяся несмеяна переходит на сторону смешителей. Если смешители за отведенное время сумели рассмешить всех несмеян, победа достается им. После первого раунда детям можно предложить поменяться ролями и провести еще одну игру.

«Рисуем по очереди» — творческая игра для дошкольников или младших школьников

Задача этой командной игры — научить детей взаимодействию, а также развить их творческое мышление и воображение.

Участники делятся на две команды и выбирают капитана, который получает от ведущего задание (оно может быть одинаковым для обеих команд или разным — интерес вызывают оба варианта).

Задание должно быть, например, таким: «нарисовать дом», «нарисовать цветочную поляну», «нарисовать наш класс» и т.п.

Тема рисунка должна быть известна только капитану! Он первым подходит к мольберту с прикрепленным листом ватмана и начинает рисовать. Ведущий считает до 10, после чего капитан отходит от мольберта, уступая очередь следующему участнику. Выигрывает та команда, которой удалось наиболее точно придерживаться задания.

«Я знаю 5 имен» — игра, развивающая ловкость, мышление и память

Задача детей — по очереди подбрасывать мяч вверх или бить его об землю, произнося такие слова: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков, названий городов, цветов, животных, птиц…».

С каждым ударом или броском мяча он должен назвать одно название или имя: «Аня-раз, Света-два, Таня-три и т.д. Если игрок ошибся, не поймал мяч или надолго задумался, он выбывает из игры.

Победителем объявляется тот, кто ни разу не ошибся и продержался в игре дольше всех.

«Пары слов» — развивающая игра для детей 7 лет и старше, улучшающая память и расширяющая словарный запас

Задача взрослого — сказать ребенку несколько пар слов, которые можно ассоциативно связать между собой. Например, это могут быть пары: река-мост, школа-парта, зеркало-помада и др. Для начала достаточно придумать 5-6 пар слов.
Задача ребенка — запомнить эти слова.

Затем взрослый называет только первые слова из каждой пары (река, школа, зеркало), а ребенок должен вспомнить вторые (мост, парта, помада). Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество пар слов и придумывая не такие явные ассоциации.

Конечно, взрослому к такой игре лучше подготовиться заранее.

«Пластилиновый мир» — игра на развитие фантазии, воображения, творческих способностей

Среди творческих игр дошкольников или младших школьников лепка занимает особое место. Занятия с пластилином — своеобразный вид арт-терапии, во время которого ребенок избавляется от стресса и негативных эмоций, успокаивается. Лепить можно все, что угодно — животных или людей, сценки из школьной жизни или сказочный мир.

При этом родители должны много общаться с ребенком, спрашивать его, почему он выбрал ту или иную тему для работы с пластилином, чем занимаются созданные им персонажи, что ни чувствуют. Такое общение позволит понять эмоциональное состояние ребенка, научить его выходить из конфликтных ситуаций.

И, что немаловажно, разговаривая с детьми во время творческих игр и занятий, родители не теряют контакта с ними.

Источник: https://5ka.ru/clubs/kids/5_steps/30217387-5ab8-44fd-b48c-92b77a392e44

Введение………………………………………………………………………..………..3

Министерство образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)

Социально-педагогический институт

Кафедра педагогики и методики начального образования

Допустить к защите в ГАК

“_____”__________ 2003г

Заведующий кафедрой

Микерова Г. Г.

_______________________

(подпись)

ИГРА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор дипломной работы ______________________________Андреева Л.А.

Группа 51 факультет СПИ, спец. 031200 “Педагогика и методика

начального образования”

Научный руководитель, ________________________________Синицын Ю.Н.

дата подпись

Нормоконтролер, _________________________________ Семенова О.Н.

преп дата подпись

Краснодар 2003

Содержание

1 Теоретические основы игры как средство обучения………………………..………6

1.1 Исторические предпосылки возникновения игры……………….……..………-

1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной игровой

деятельности…………..…………………………………………….………….14

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация….……….………20

2 Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных

классов…………………………………………………………………………….…28

2.1 Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития

мышления младших школьников……………………………………..……………. –

2.2 Формирование творческих способностей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики……………………………………31.

2.3 Творческие игры в работе над слогом…………………………………………33

2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся начальных классов……………………………………………………………………………39

3 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме

исследования…………………………………………………………………….…43

3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента……………………-

3.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..47

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А

Приложение В

Приложение С

Введение

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка…

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данило-ва, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С.

Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников [2]. Выготский Л.С.

видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2].

Отсюда – сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования : разработать и доказать эффективность

игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.

Объект исследованияпроцесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.

Предмет исследованияигровые средства развития творческого начала младших школьников.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу :

развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек-

тивно при условии:

– систематического использования игровых методов и приемов в образователь-

ном процессе;

– учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного

возраста;

– создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи :

1) изучение специальной литературы по данной проблеме;

2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3) разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;

4) проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;

5) обобщение результатов исследования.

В исследовании использовались следующие методы:

– теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

– наблюдение, беседа, тестирование;

– констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках в начальной школе, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

База исследования: ученики 1 «А» класса СОШ №2 (15 девочек, 5 мальчиков); ученики 1 «Б» класса (12 девочек, 8 мальчиков); СОШ № 2 г. Горячий Ключ. В экспериментальном исследовании участвовало сорок человек младшего школьного возраста.

1 Теоретические основы игры как средства обучения

1.1 Исторические предпосылки возникновения игры

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами.

Читайте также:  Сказка. волк и коза

Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства.

Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [4]. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.

С чем связано возникновение детской игры ?

Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых.

К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.

Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе [1].

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно

при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии [13]. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи.

В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Источник: http://MirZnanii.com/a/173208/igra-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo-nachala-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Развивающие игры для младших школьников

Сегодня в мою игровую копилку попали развивающие игры для младших школьников. В первую очередь они очень помогут тем ребятам, которые захотят стать юными корреспондентами в школе и писать интересные заметки в школьной газете.

Ну и, конечно же, такие игры не повредят и любому другому ученику. Ведь сочинения в школах никто не отменял.

Источник: http://igraemsdetmy.ru/razvivayushhie-igry-dlya-mladshix-shkolnikov/

Мастер-класс «Роль деловой игры в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников» – презентация

1<\p>

2 Мастер-класс «Роль деловой игры в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»<\p>

3 Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Педагогический стаж работы 27 лет<\p>

4 Характеристика класса В классе 19 человек. Из них 8 девочек, 11мальчиков. По темпераменту можно выделить такие группы; меланхоликов – 4; флегматиков – 3; сангвиников – 4; холериков – 8. По состоянию здоровья: здоровых практически – 8; условно здоровых – 6 больных – 5. Лидеров – 4; Референтов – 9; Аутсайдеров – 6. 40% – из семей рабочих 45% – из семей служащих 15% -дети частных предпринимателей<\p>

5 По степени обученности: высокая степень – 5; средняя степень – 9; низкая степень – 5 Успеваемость в классе – 100%, степень обученности – 75% В этом классе рекомендуется создать условия для формирования умения вести учебный диалог, опираясь на освоение большинством учащихся умения вести первичную обработку текстов. Таким образом, с точки зрения задач развития учащихся представляется обоснованной идея строить урок с использованием групповых форм работы.<\p>

6 Цели обучения и воспитания сегодняшней школы: формирование здоровья ребёнка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья; обучение учащихся чтению, счёту, письму и речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений; развитие умения общаться и сотрудничать; развитие и совершенствование интеллектуальных умений; развитие эмоциональной и волевой сферы; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование положительной Я-концепции.<\p>

7 Что означает «Быть активным в учебном процессе»? Какова роль личности в организации процесса познания? Как должны измениться содержание и формы обучающих технологий? Какие возможности содержит в себе учебный диалог с точки зрения сотрудничества? Освоение педагогики взаимодействий – это увлекательный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом со- творчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности, что, собственно, и является основой гуманистического направления в педагогике<\p>

8 Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В учебно- методи­ческом комплекте «Начальная школа XXI века» это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи предположение»).<\p>

9 Методика обучения русскому языку строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе<\p>

10 В учебнике «Математика» предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий «эрудиционный» фон обучения. Преобладают задачи проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), имеется система специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.<\p>

11 В учебно-методическом комплексе впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по окружающему миру<\p>

12<\p>

13<\p>

14<\p>

15 четкостью построения содержания, направленного на отработку ЗУНов, но, прежде всего на развитие логического мышления; методологическими подходами к формированию понятий и общих способов действий, которые позволяют учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся младшего школьного возраста; нацеленностью учебных заданий на осознание учебного материала; хорошим методическим обеспечением курса (учебники, тетради, методические рекомендации, сборник проверочных работ, в котором предусмотрен контроль за результатами обучения. В учебниках реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно- ориентированный подход. Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности.<\p>

16 Личностная позиция учителя исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого в учебники включены частично-поисковые, творческие задания, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, на ранее усвоенные знания. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанные на способности учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Это выражается в следующем: ученик – равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи, недостатки. Он участвует в контроле и оценке; Учитель не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков в развитии и координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, создает максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие ребенка. В этом помогают включенные в учебник схемы и иллюстрации. ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в обучении заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, гипотез, коллективном обсуждении учебной задачи. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным и продуктивным.<\p>

17<\p>

18<\p>

19 Деловая игра Заседание редакционного совета «Имя прилагательное» Цели нашей игры: систематизировать существенные признаки имени прилагательного, как часть речи; развивать умения писать родовые окончания прилагательных; работать над монологической речью учащихся, развивать речь: правильно употреблять в речи прилагательные-синонимы, антонимы; воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение.<\p>

20 Задачи: создать условия для полноценного общения детей; смоделировать такие ситуации, в которых у детей: снимается страх перед самостоятельным высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; формируется умение ценить свою и чужую работу; закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.<\p>

21 Рефлексия Имя прилагательное (часть речи) 1. Обозначает? (признак предмета) 2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какая? какое? 3. Изменяется по родампо числам м.р. ОЙ ЫЙ ИЙед.ч.мн.ч. ж.р.АЯ ЯЯкакой?какие? ср.р.ОЕ ЕЕкакая?ЫЕ ИЕ какое? 4. В предложении чаще всего является второстепенным членом (определение)<\p>

22<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/170285/

Сценарий интеллектуально-творческой игры для младших школьников “ЭкоКолобок”

Золотова Татьяна Леонидовна

МБОУ ДОД ПГО «ЦРДЮ» (г.Полевской)

Заведующая отделом

Интеллектуально-творческая игра

для младших школьников «ЭкоКолобок»

Цели и задачи:

Цели:

по отношению к юным участникам

создание условий для:

– проявления детской инициативы, реализации интеллектуальных и творческих способностей через проектную деятельность;

– развития начальных основ экологической культуры у младших школьников;

– развития осознанного эмоционально-ценностного отношения к природе;

– активной деятельностной позиции по сохранению природы и здоровья – своего и окружающих людей.

по отношению к педагогам

-мотивация педагогов на организацию экологического образования детей, на творческий подход к организации исследовательской и проектной деятельности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

совершенствование системы экологического образования в период детства;

формирование и развитие потребности людей к освоению экологических знаний, к творческой, практической природоохранной деятельности; к эмоционально-чувственному общению с природой;

активизация деятельности образовательных учреждений, занимающихся развитием детского экологического движения.

Участники игры

Участниками интеллектуально-творческой игры для младших школьников «ЭкоКолобок» являются учащиеся 1-4 классов ОУ города.

Сценарий

Для заданий приготовить:

ручки или карандаши простые, картон

Ход мероприятия:

Ведущий:

– Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на старте городского тура экологической игры «ЭкоКолобок».

Уже больше 13 лет «ЭкоКолобок» путешествует по области, умнеет, набирается сил, мудрости, хоть и остается все таким же веселым и непосредственным!

В этом году в игре участвуют 14 команд, давайте громкими аплодисментами поприветствуем друг друга. (аплодисменты)

Ребята, а вы знаете какой сегодня день?

13 ноября во многих странах отмечают ДЕНЬ ДОБРОТЫ. В этот день в 1998 году в Токио открылась первая конференция Всемирного движения за доброту, в которой участвовали Австралия, Канада, Япония, Таиланд, Сингапур, Великобритания, США. Позднее к ним присоединились и другие страны.

Трудно ли творить доброту? Конечно же нет. Подарите улыбку прохожему, обнимите друга или родителей, приласкайте щенка, скажите теплое слово бабушке. Это займет совсем мало времени и усилий, но эффект будет колоссальный, потому, что от наших добрых дел – простых по сути проявлений отзывчивости, симпатии, щедрости, дружелюбия – лучше становиться и другим людям, и прежде всего нам самим.

Я верю, что вы станете хорошими хозяевами своей планеты, будете действовать на радость людям, животным, растениям, сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/scenarii-prazdnikov/drugie-scenarii-prazdnikov/87843-scenarij-intellektualno-tvorcheskoj-igry-dlja.html

Интеллектуальные игры для младших школьников. Игры для детей 7 лет

Развитие  умственных способностей ребенка является одним из показателей подготовленности ребенка к школе.

Такие качества как ум, память, умственная активность, воображение, мышление и внимание относятся к интеллектуальным способностям. Развивать у ребенка эти качества необходимо с раннего возраста.

Существуют различные игровые приемы для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Чтобы ребенок умел объяснять и понимать происходящие события и явления, а также рассуждал и делал логичные умозаключения, для этого необходимо развивать логическое мышление.

Интеллектуальные игры для младших школьников способствуют формированию мыслительных процессов. Ребенок учится сравнивать, классифицировать, анализировать и синтезировать различные операции.

Вот примеры интеллектуальных игр для детей 7 лет.

Интеллектуальные игры для младших школьников

Игра «Правда-неправда»

Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, «Каждый день идет дождь», «Стол стоит на воздухе», «Зимой всегда тепло», «Летом светит солнце» и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет.

Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа «Можно ли ходить по воде» (только по замерзшей воде), «Купаться или плавать можно только летом» (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение.  Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.

Игра «Одно слово»

Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.

Примеры некоторых слов:

  • Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)
  • Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)
  • Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)
  • Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)
  • Ромашка, гвоздика, незабудка  (цветы)

Эту игру можно и усложнить, предложив ребенку из указанного списка выбрать лишнее. На слух это дается тяжело, но зато эффективно.

Интеллектуальная игра на ассоциации

Данная игра формирует ассоциативные представления о мире.

Вы говорите любое слово, например «дом», и объясняете ребенку, что он должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом.

Сначала будет сложно, но потом ребенок поймет правила игры. Если ребенку будет сложно объяснить задание, попросите его нарисовать дом, и спросите, что должно находиться внутри, из чего он состоит и т. д.

Для развития памяти и внимания можно использовать следующие игры:

Игра «Отгадай и вспомни»

Игра заключается в том, что ребенку дают какой-нибудь предмет, он его рассматривает в течение нескольких секунд, а затем воспроизводит по памяти то, что запомнил (цвет, форма, отличительные особенности и т.д.).

Очень полезно проводить такие игры на свежем воздухе, когда мама с ребенком на прогулке. На улице встречается множество различных предметов живой и неживой природы.

Ребенок не только узнает много нового и интересного, но и расширит кругозор.

Игра «Чемодан» 

Лучше проводить эту развивающую игру для нескольких младших школьников.

  Взрослый начинает предложение «Я собираюсь в путешествие и укладываю в чемодан…»Суть игры состоит в том, что детям необходимо придумать любую вещь, которую они хотят взять с собой в путешествие по очереди.

Каждое новое слово, сказанное школьниками, нужно запоминать и воспроизводить потом сначала. Детям будет очень интересно и весело. Количество слов использовать около 15-20.

Можно также и использовать и специальные компьютерные программы для детей, направленные на развитие логики, мышления, воображения и памяти.

Существует множество интеллектуальных игр для детей: по предложенным картинкам придумать рассказ, раскрасить по образцу, дорисовать рисунок, найти выход из лабиринта и др. Всё это в дальнейшем пригодится малышу, не только при решении домашних задач и упражнений, но и в некоторых жизненных ситуациях.

Игры для ребенка это не только развлечение, но и особый вид деятельности, без которого малыш не может нормально расти и развиваться.

Благодаря играм развивающего характера формируется трудолюбие, наблюдательность, настойчивость и смекалка. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого младшего школьника.

   Главное, чтобы игры воздействовали на малыша эмоционально и познавательно.

Источник: http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/intellektualnye-igry-dlya-mladshix-shkolnikov.html

Персональный сайт – Игры для младших школьников


Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему определенные эпитеты или характеристики, которые становятся неотъемлемыми атрибутами имени), можно изменить и мотивацию субъекта.

Достаточно только называть себя в течение определенного времени новым именем (не обязательно требовать этого же от окружающих).Новое имя имеет влияние и на животных. Например, когда Артур стал называть своего Рекса по-другому (Шариком), то со временем заметил определенные изменения в поведении животного. Собака вследствие этого стала более спокойной, не такой агрессивной.

Это и не удивительно, поскольку слово «Шарик» менее резкое и агрессивное, чем слово «Рекс».Называя себя новым именем, прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определенных изменений в своей мотивации.

Например, Виктор во внутреннем диалоге стал называть себя настойчивый Виктор, а Артур дополнил свое имя словом «труженик» и, обращаясь к себе, называл себя Артур-труженик.Задания1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело бы мотивационное влияние на вас.2.

Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимым во избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций).3.

Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем. Желательно, чтобы слово или характеристика вызывало у вас конкретные образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, «пустых слов», которые не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых (но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем.4.

Называйте себя так в течение определенного времени во внутреннем диалоге, в обращении к самому себе. Для того чтобы это упражнение имело существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять задания, связанные с этим.

Зафиксируйте, сколько раз в день удалось обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе (реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических, с мечтами о достижении в будущем).

Снежный комЗнание имен может быть закреплено упражне¬нием «Снежный ком», когда первый участник называет свое имя, следующий участник — имя первого и свое, третий участник — имя первого, второго, свое и т. д. до последнего участника. Это позволя¬ет сформировать и закрепить норму общения в группе — только по именам, так как в школьном подростковом коллективе для обраще¬ния часто используются фамилии и клички. Важное для развития сплоченности равенство позиций школьников устанавливается в самом начале работы по программе.


Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: – Ты похож на меня тем, что… – Я отличаюсь от тебя тем, что…

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему “Чем мы похожи”; затем 4 минуты – на тему “Чем мы отличаемся”. По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия.

В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими. 

Надо встать, широко расставив ноги, немного присев и согнуть ноги в коленях.А теперь тело согнем, руки свободно опустим, голову наклоним к груди, рот приоткроем.

Родители продолжают: «Начинаем слегка покачиваться в стороны, вперед, назад», и вместе с ребенком( если он младше трех лет) выполняют это задание.

Можно предложить ребенку и образ: “Клоун или кукла-марионетка” По сигналу взрослого (хлопок или условное слово) надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Родители подытоживают: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось. Повтори еще».


Ребенок перевоплощается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Холодный ветер задул в берлогу, и медвежонок замерз. Сжался в клубочек — греется. Он чувствует что он проголодался.

Посветило солнце он стал согреваться, начал тереть свое тело лапой, пока ему не стало жарко. Стало жарко, медвежонок развернулся и подал голос.Взрослый рассказывает ребенку о медвежонке, а он изображает его движения.

Упражнение направлено на мускульное расслабление.


А. Ребенку предлагают изобразить поступь людей и животных, например: походить, как старый человек, как малыш; как котенок, как лев; как клоун в цирке и т. п. Варианты поступи он может придумать и сам.Б. Другие дети по демонстрируемой поступи пытаются угадать, кто именно изображается.Упражнение направлено на снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей.


Ребенок придумывает такого животного, которое в действительности не существует, и изображает его движениями под музыкальное сопровождение. Другие дети угадывают, какой нрав у этого животного: веселый или грустный, добрый или злой и тому подобное.Упражнение направлено на развитие воображения и движений.


Каждый ребенок — Незнайка. Взрослый ставит детям разные вопросы, а они лишь пожимают плечами, разводят руками. Выразительные движения: подняты брови, опущенные уголки рта, поднятые на мгновение плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты. После игры определяется наилучшая Незнайка.Игра содействует развитию выразительности жестов.

ВлеченьеДети становятся в шеренгу. Ведущий (выбирается по очереди) показывает произвольные движения (без слов). Дети-“вагончики” повторяют их за ним. Если ведущий не просто показывает движения, а изображает кого-то, дети отгадывают этот образ.Игра “без слов” помогает замкнутому ребенку легче контактировать с ровесниками.


Группа детей отправляется в путешествие. Обсуждают, задавая вопросы друг другу, куда именно, зачем и на чем пере¬двигаются. Можно предложить детям молча пока¬зати выбранный способ передвижения.Игра может быть самостоятельной или подготовительным этапом к следующей игре.

Несуществующее животноеРебенок придумывает такого животного, которое в действительности не существует, и изображает его движениями под музыкальное сопровождение. Другие дети угадывают, какой нрав у этого животного: веселый или грустный, добрый или злой и тому подобное.

Упражнение направлено на развитие воображения и движений.ВолшебникВолшебник (ведущий) “очаровывает” других детей, и они на¬чинают выполнять его команды. Сначала ведущий дает команды словесно и подкрепляет их движениями какой-то части тела, а дальше ограничивается лишь словами.

Усложнения: могут двигаться три-четыре части тела в то же время.Упражнение содействует развитию движений.


Взрослый обращается к ребенку: “Садись удобнее, расслабься и закрой глаза. Теперь прислушивайся, что происходит вокруг и внутри тебя. Что ты в настоящий момент чувствуешь? Что тебе хочется? Что ты слышишь?” Ребенок делится своими впечатлениями.Упражнение помогает сосредоточивать внимание на собственных чувствах.


Дети будто засыпают “волшебным сном”: каждому может “присниться” то, что он захочет. Во время “сна” используется спокойная музыка. После “пробуждения” дети рассказывают и показывают то, что им “приснилось”.Упражнение способствует снятию эмоционального напряжения.


В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя».

В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.

Игроки делятся на две команды.

Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.

Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.


Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.

Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе.

Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.

Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос».

Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления.

Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.

Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать.

Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства.

Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.


Дети часто испытывают комплексы при общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.Участники игры делятся на пары. Один из пары начинает разговор, а задача второго – поддерживать беседу. Ведущий предлагает каждой паре свою тему для разговора.

Темы могут быть самыми разными, например о погоде, природе, школьных делах, обсуждение какого-то фильма, книги и так далее. Можно обсудить любую проблему, в том числе и выбор одежды на дискотеку или на день рождения.Игра проходит следующим образом: сначала каждая пара как бы репетирует свой диалог.

А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. Ведущий по согласованию со всеми присутствующими назначает определенное количество очков каждой паре. Затем игроки меняются.

В игре нет победителей и побежденных, но игроки, набравшие максимальное количество очков, могут быть поощрены каким-то призом.


Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).Солнце! (Руки вверх).


Цель упражнения: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

Источник: http://met-ps.ucoz.ru/index/igry_dlja_mladshikh_shkolnikov/0-27

Ссылка на основную публикацию