Развитие интереса у ребёнка

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/ (дата обращения: 10.10.2018).



Постановка проблемы.

В условиях современного мира активность, инициативность, самостоятельность, креативность, умение саморазвиваться, быстро адаптируясь к требованиям реальности, становятся основными в определении направленности личности.

Человек, обладающий такими чертами характера, организован, успешен, умеет рационально действовать и принимать целесообразные решения в различных ситуациях. Основу для развития таких качеств личности необходимо закладывать в дошкольном возрасте.

Реформирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка.

Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию.

Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека, их разносторонность и устойчивость.

Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период.

Цель статьи:раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», его структуру, этапы становления на протяжении дошкольного детства.

Изложение основного материала. Как же проявляется познавательный интерес у ребенка? Какова его сущность и закономерности развития?

Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни. Сначала через взрослого и общение с ним, потом через самостоятельное освоение новых форм деятельности. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочн

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/

Развитие интереса к познанию у детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены важные аспекты роли семьи (родителей) в развитии интереса к обучению и познанию у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (7—11 лет) характеризуется достаточно заметным формированием личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность.

В дошкольном возрасте такой деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а при поступлении в школу ведущей становится учебная деятельность.

Также  складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие).

Включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности, другим людям, к учению и связанным с ним обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

И поэтому развитие интереса у ребенка к познанию, к  обучению является важной задачей, которую, в первую очередь, должен решать родитель, любящий и заботящийся о своем ребенка совместно с педагогом, если того требует ситуация.

Данный аспект начинает интересовать родителей и педагогов все чаще и чаще, так как в нашем современном обществе появляются и развиваются такие процессы и предметы, которые могут негативно повлиять на развитие ребенка, а также снизить заинтересованность детей к познанию окружающего мира через учение. К ним можно отнести: компьютерные технологии, развитие игровой компьютерной отрасли, мобильные технологии – все это в большей степени отвлекает ребенка и направляет его интерес совершено в другое русло. Но как бы не развивались информационные технологии, значительную роль играл и продолжает и играть личный пример родителей. Стараясь привить своим детям самые лучшие качества, родители используют множество средств: игры, чтение книг, просмотр мультфильмов, посещение специальных развивающих центров. Однако самым лучшим воспитателем есть и всегда останется личный пример родителей.

    В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании подрастающего поколения. 

 Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных – личный пример родителей. Поэтому, стараясь привить ребенку любовь к учению и к познанию мира, родители должны, прежде всего, сами быть заинтересованными в познании окружающего и в своем саморазвитии.

Ниже представлены некоторые рекомендации для родителей в развитии интереса к познанию и обучению у детей младшего школьного возраста:

  • внесите разнообразие в жизнь своего ребенка: вместе посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Совместное культурное времяпрепровождение оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;
  • научите ребенка находить необходимую информацию: если ребенок задал вопрос, не жалейте времени, не уходите от ответа; найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе, приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Происходит создание условий для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску. У ребенка появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи и постепенно у ребенка будет происходить становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезнет боязнь ошибочных шагов, снизится тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка. Вы создадите необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

Развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому очень важно взаимодействие ребенка не только с родителями, но и с преподавателями.

Для создания успешной обстановки родителям предлагается пройти следующие упражнения, которые помогут проанализировать свое поведение и отношения между ними и ребенком.

     Упражнение «Домашние разговоры»

Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод.

Ведь, у детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке. Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить.

Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей. 

Упражнение «Требования к ребенку» 

Родителям необходимо составить  таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй – какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей – какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка. Таким образом, родители могут наглядно просмотреть, проанализировать и сделать выводы. Ведь не всегда на это находится время.

Мудрая пословица гласит: «Все, что ищешь – ищи в себе».

   Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении или же хотите развить, привить положительное отношение к каким-либо вещам, то для начала проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. Начинайте с себя.

Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить об этом, они впитывают все хорошее без дополнительной на то огласки. 

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/dopolnitelnoe-obrazovanie/razvitie-interesa-k-poznaniyu-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте

Учеными отмечено, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мировосприятие, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности (Л.Выготский, П.Гальперин, Д.Годовикова, Г.Люблинская, Г.Матюшкин, Л.Обухова, Г.Урунтаева). Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.

Как отмечает, В.Суржанська в организации детского познания взрослый выступает как сотрудник, помощник ребенка.

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявит познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать разнообразные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявляют познавательную активность.

Изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также данные педагогической практики свидетельствуют, что несмотря на достаточно широкий спектр обсуждения проблемы, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях этого процесса, эго роль в развитии каждого ребенка как неповторимой индивидуальности.

Переход от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка (игровая деятельность сменяется учебной).

Ученые констатируют в этот период изменение “внутренней позиции” (термин Л.

Божович) ребенка, в которой она чувствует необходимость учится, интерес к учебной деятельности, вступает в “школьной” формы поведения при организации учебной деятельности, признает авторитет учителя.

Продолжается развитие психических функций: мышления от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, к концу младшего школьного возраста у ребенка формируется восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание имеет еще непроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при условии разумного руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность.

Соглашаясь с этим, нельзя не принимать во внимание и то, что познавательная активность является многогранным явлением. Она требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка.

Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте (“Я сам”), произвольность поведения в различных видах деятельности, подчиненность мотивов поведения, формирования самосознания (в 5,5–6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста (Д.Годовикова, М.Лысина, Г.Люблинская, Л.Маневцева, В.Мухина), которая имеет некоторые сходства и различия, по сравнению с детьми более старшего возраста.

Читайте также:  Пословицы и поговорки о деньгах для детей

Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной активности дошкольников, рассмотрим некоторые психические процессы, играющие важнейшую роль в развитии познавательных интересов дошкольников.

Внимание — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное внимание, но под влиянием обучения интенсивно развивается произвольное внимание.

Свойства внимания: неустойчивая; дети испытывают значительные трудности в распределении внимания на два вида деятельности; дошкольники испытывают трудности при переключении внимания с одного предмета на другой.

Учитель должен давать им время; объем внимания детей меньше объема внимания у взрослых.

Восприятие — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное восприятие однако под влиянием обучения развивается произвольное восприятие: сначала восприятие идет на осуществление ими практических действий с предметами.

Действия с предметами являются главной целью, а восприятие ых выступает средством достижения этой цели. В конце дошкольного возраста изменяется соотношение между восприятием и предметными действиями.

Восприятие превращается в основную цель, а действия становятся средством достижения этой цели.

Возрастные особенности восприятия: малая дифференцированность восприятия когда дети путают похожие предметы; тесная связь восприятия с практическими действиями, связь восприятия с эмоциями.

Средства развития восприятия: использование метода сравнения; выделение главного и существенного в объектах которые воспринимаются детьми; использование наглядности и технических средств; словесный отчет о том, как они восприняли определенные объекты; учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия.

Память. В начале возраста у ребенка механическая и образной память. Причины: доминирование механической памяти — достаточно высокий уровень развития этого вида памяти; дети не влияют различают мнемические задачи; недостаточно развитая речь, поэтому им легче запоминать дословно, чем воспроизводить материал своими словами. Еще не владеют приемами смыслового запоминания.

Память дошкольников в течение данного периода имеет две тенденции развития: усиление роли смысловой памяти в сравнении с механической; развитие словесно-логической памяти.

Средства развития памяти: формирование у детей правильной установки на запоминание материала; обучение детей способности различать мнемические задачи; обучение детей приемам смыслового запоминания; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мышление. В дошкольном возрасте на начало периода доминирует наглядно-образного мышления, а под влиянием обучения интенсивно развивается абстрактное мышление. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.

У ребенка развивается способностью использовать определенные предметные понятия и понятия отношений, такие качества мышления: критичность, рациональность, широта мышления, самостоятельность, творческий характер мышления.

Пути развития мышления: обучение детей способности выделять главное и существенное в материале, который изучается; использование творческих заданный; создание проблемных ситуаций; организация учебных дискуссий; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендации по развитию познавательных интересов у детей дошкольного возраста

  1. Организовывать педагогическое сотрудничество с позитивной атмосферой, где царит гуманность, взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.
  2.  Создавать положительный психологический климат в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым.

    Побуждать ее к общению согласно потребностей и проблем, которые волнуют дошкольников, что способствует углублению познавательных интересов и активности.

  3. Обсуждать с детьми вопросы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, их поступками, переживаниями.

    Дать возможность дошкольникам делиться своими планами, впечатлениями, мнениями, что помогает им осознавать смысл событий, которые происходят вокруг.

  4.  Обращать внимание детей на новые, необычные черты объекта, формулировать предсказания, нацеливая на экспериментирование, размышления, высказывания догадок.

  5. Обеспечивать материальное предметно-игровую, развивающую, коммуникативную среду (предлагать творческие задания в разных видах деятельности с учету познавательных интересов каждого ребенка: изобразительных, словесных, музыкальных, логико-математических вариативного характера, комбинированные).

В своей деятельности педагогам следует пользоваться широким спектром средств: яркая наглядность, иллюстрации, раздаточные материалы, книги с интересным содержанием, художественное слово, технические средства обучения (проигрыватели, магнитофоны, проекторы), что побуждает детей для познавательного общения; создавать микросреду, насыщенное информацией, положительными познавательными эмоциями, что захватывает ребенка, формирует у него устойчивый интерес к познавательному взаимодействия с взрослым; использовать творческие задания на разностороннее развитие личности, на детскую самостоятельность.

Для повышения активности родителей детей проводит индивидуальные беседы, консультации по вопросам особенностей познавательной деятельности, детского творчества, предлагать комплексы развивающих игр для проведения в семье.

Related posts:

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/poznavatelnye-interesy-doshkolnikov.html

Создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. Интерес играет очень большую роль в жизни ребенка,  регулирует его поведение.

Например, увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого ребенка поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение увлекает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий.

Непоседа без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо, если его заинтересовать игрой.

Как же развиваются детские интересы?

Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними.

  Детей увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например, катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т.п. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно.

Поэтому очень важно создать условия, предметную среду, которая стимулировала бы развитие интереса у ребенка.

В нашем детском саду при оформлении предметно-развивающего пространства, педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют ярким, движущимся игрушкам, предметам издающим звук, которые можно потрогать, подержать, рассмотреть.

Педагогами  и родителями создаются удивительные развивающие книжки и коврики, увлекающие малышей, знакомящие их с миром природы, животных. Особое значение уделяются и театральной деятельности. Так, в одной из младших групп нашего детского сада,  ребят по утрам встречает озорной Петрушка.

Петрушка не только развлекает малышей, но и обращает их внимание на новые предметы, игрушки, книжки, появляющиеся в группе.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы.

Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Дети начинают задавать вопросы,  порой довольно не простые и требующие немедленного ответа: Почему солнце греет, а Луна нет? Зачем люди изучают планеты? Почему над рекой поднимается пар? Вопросы детей – яркий показатель, чем занята их мысль, что волнует их, каковы интересы.

Педагоги и родители  должны понимать:  для ребенка, пока еще не умеющего читать, без достаточного жизненного опыта, объяснения взрослых являются, чуть ли не единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.

Как отвечать на детское «почему»,  чтобы интерес не угасал, а развивался?

Прежде всего, отношение воспитателя к детскому вопросу свидетельствует о его внимании к ребенку. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание, ведь детский вопрос – стремление к познанию нового. Педагогами часто используется прием: «А как ты сам думаешь?».

Ребенок начинает выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические, а может быть, и очень верные. Задача педагога следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ обычно находится легко и быстро.

Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!»

Поскольку в основе развития интересов лежат любознательность и наблюдательность, воспитатели нашего детского сада учат детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни.  Особое внимание в нашем детском саду уделено организации наблюдений на прогулке.

Педагогами разработаны картотеки прогулок, включающие в себя не только сезонные наблюдения за природой, но и различную экспериментальную деятельность с природными материалами (песком, глиной, почвой, осенними листьями, льдом и т.д).

Экспериментальная деятельность широко используется и в рамках НОД. Нашим воспитанникам очень нравятся опыты с водой, красками, воздухом и т.д.

Очень часто за ответом на тот или иной вопрос, педагог предлагает обратиться к книгам, к иллюстрированным энциклопедиям, разработанным специально для детей дошкольного возраста.

Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель руководит деятельностью детей.

Например, на основании наблюдений и изучения детских работ, педагог видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к изодеятельности, они отображают разнообразные замыслы и в рисунках, и в лепке, и в аппликации; другие – механически повторяют то, что делали на занятиях, они менее инициативны, чем первые, и редко привносят что-либо свое, новое; третье – случайные посетители изоуголка, а если изредка рисуют или лепят, то по подражанию соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым.

Так у первых, педагог старается разнообразить сюжеты, оживляя в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки отображаемого явления, предлагает заранее продумывать сюжет, композицию рисунка.

У вторых воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов.

Третьих педагог старается привлечь к изодеятельности с помощью поручений, например, рассмотреть и расставить по местам детские работы, помочь оформить выставку, подготовить необходимые материалы.

Жизнь детей в любом детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным.

Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие.

Все это далеко непросто, не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Помогают преодолению детского «не хочу» такие приемы, как «Делай как я», «Помоги мне, ребятам!», «Кто скорее?». Ребенка, как известно, привлекает роль помощника взрослого, ему нравится делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-либо интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды.

Так, например, один тянется к книгам, и его можно видеть чаще всего в книжном уголке,  другой – к строительным играм, третий любит рисовать, четвертый не дождется, когда будет музыкальное занятие и т.д.

Нельзя забывать и о том, что у детей наряду с положительными интересами могут возникать отрицательные, выражающиеся, например, в безделье, в стремлении к развлекательству.

В таких случаях педагог старается переключать внимание ребенка на положительные примеры, организует наблюдения за доступными фактами современности, трудом взрослых, природой и животными, привлекает к полезным делам для группы, побуждает к добрым поступкам.

Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога.

Какую бы учебно-воспитательную задачу ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредствованным.

Оформляя предметно-пространственной среду, педагоги  детского сада стремятся к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся частью развивающего пространства, стимулировал активность детей, формировал целенаправленные интересы.

Так во многих группах нашего детского сада, оформлены тематические альбомы и лэпбуки – интерактивные папки для детей на заданную тему, собрана видеотека развивающих мультфильмов о природных явлениях, планетах, городах и странах и т.

д.

Дополнительная общеобразовательная программа «Горница», реализуемая в нашем детском саду, способствует развитию интереса к истории родной страны, к традициям русского народа, к фольклорным произведениям.

Особый интерес вызывают у детей выставки и мини-музеи, оформляемые совместно педагогами, родителями и воспитанниками.

С большим интересом ребята рассматривают выставки предметов русского быта, народных промыслов, традиционных русских кукол.

Довольно часто интересы, сформированные в детском саду, выходят и за его пределы, продолжают развиваться в семье, в учреждениях дополнительного образования, в школе.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/sozdanie-uslovij-dlya-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие интереса у ребёнка

Источник: http://telegra.ph/Razvitie-interesa-u-rebyonka-04-29

Развитие у ребенка интереса к наукам

Отношение ребенка к походу в школу полностью зависит от родителей. Важно не только дать первоначальные навыки чтения и письма. В ваших силах создать положительный настрой и вызвать интерес к покорению наук.

Вспомните, как большинство из нас получали хорошие оценки за химию, географию, биологию, но по факту совершенно не разбирались в предметах или забывали изученное через пару дней. Однако, будучи уже взрослыми людьми, нередко жалеешь, что был так невнимателен за партой, ведь школьные науки действительно достойны любопытства.

Хорошим помощником в развитии тяги к познаниям будут энциклопедии. Конечно, недостаточно просто купить книгу и дать посмотреть картинки. Важно ваше участие, помощь, увлеченное объяснение. Вы сами удивитесь, как быстро малыш схватывает и взахлеб рассказывает о новом друзьям.

Гуляя по улице, больше разговаривайте, о природе, погодных явлениях. Обращайте внимание ребенка на виды деревьев, цветов, насекомых, рассказывайте о чуде вырастания огромного дуба из маленького желудя.

Темы для разговоров можно почерпнуть из всего окружающего мира. Можете даже купить муравьиную ферму в Москве или заказать в интернет-магазине и наблюдать увлекательнейшую жизнь этих маленьких трудолюбов.

Несложно развить увлечение историей, рассказывая о динозаврах, ледниковом периоде, мировых сражениях, принцах и принцессах. Все это не менее интересно сказок о драконах. Главное делать это непринужденно, в любой удобной обстановке, не перегружая, не превращая свои рассказы в нудные обязательные лекции. Иначе рискуете развить эффект “слышу, но не понимаю”.

Встретив на улице человека другой  культуры, расскажите о его стране, ее интересных обычаях, тем самым развивая любовь к географии.

Практически все дети проявляют любопытство к химическим реакциям и физическим свойствам. Самое простое — потрите надувной шарик об голову и он приклеется к потолку.

Сделайте вместе газировку из лимонки и соды, капните йод на картофель (получите синий цвет), приготовьте неньютоновскую жидкость или умный пластилин, который разбивается при ударе, как стекло,  а еще лучше приобретите набор для выращивания кристаллов и увлеките исследователя на несколько дней.

Обучать наукам начинающего школьника можно в обычных бытовых ситуациях. Разделывая курицу, рыбу перед приготовлением, покажите детям части внутренностей, сердце, почки, желудок. Объясните, чем отличается размножение курицы от рыбы.

Конечно, хорошо, если ваш малыш умеет читать. Покупайте ему познавательные детские книги с яркими иллюстрациями.

Не отмахивайтесь короткими отговорками на постоянные детские вопросы “почему?” и “зачем?”. Объясняйте, чтобы стало понятно и ни в коем случае не говорите, что вам некогда отвечать на ерунду. Каждый заданный детский вопрос важен для него, а ваше пренебрежение ответом может надолго отбить желание спрашивать.

Проще всего, конечно, купить обучающую программу на компьютер и посадить заниматься самостоятельно, но вряд ли это даст большой эффект. Лучше все-таки непосредственно помогать малышу познавать мир. А когда он подрастет, возможно, проявит интерес к одной отдельной науке и найдет свое призвание.

Источник: http://nas2.net/razvitie-u-rebenka-interesa-k-naukam.html

Развитие интереса у ребёнка

Как развивать интерес у ребёнка. Методика развития интереса – методика Масара Ибука.

Окружающая среда. Ибука считал, что интерес является лучшим педагогическим методом и пробудить его — главная задача родителей. Например, прежде чем учить ребенка считать, надо заинтересовать его цифрами, самим процессом письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребенка к обучению.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги.

Бесполезно ждать, что у малыша появится желание учиться, если условия для этого не созданы.

Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Например, двух- и трехлетних детей, часто против их воли, каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой.

Если родители пытаются заставить их учиться музыке, все попытки кончаются слезами и истерикой. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание, которое не терпит никакого насилия.

Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они захотят, но не допускает их к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети.

В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение достигло апогея, и только тогда дает первый урок.

Ребенку нравится все ритмичное. Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее так настроены, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей.

А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы делаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, поэтому мальчику нетрудно было их запомнить.

Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы для него очень трудная задача.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным. Предположим, ребенка ругают за испорченные обои. Но как ему объяснить, что это нехорошо? Для взрослого «хорошо» или «плохо» зависит от личного опыта, от общепринятых моральных норм.

Но у малыша нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо то, что он делает. Если его отругают, он, возможно, в Дальнейшем воздержится от таких действий, чтобы избежать неприятных последствий.

В то же время этот эпизод может ослабить в ребенке зарождающееся стремление к творчеству.

Соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь он уже считает, что «хорошо» — это то, за что хвалят.

Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо.

Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».

Например, ребенка постоянно укоряют за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. В результате он начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто, доставляющее одни неприятности, и, соответственно, как нечто плохое. Многие из нас с детства не любят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативнее обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные — когда плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес нуждается в подкреплении. Конечно, интерес — это лучший стимулятор в воспитании. Но здесь есть проблема: интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство малыша безгранично.

Если предоставить его самому себе, то внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно раннему возрасту, и попытки насильно удержать внимание на чем-то одном могут иметь обратный эффект.

Любопытство ребенка — важное условие познания мира и совершенно необходимо для его умственного и интеллектуального развития.

Ибука не рекомендует предоставлять ребенку полную свободу. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизмом) и быть не способным сосредоточиться на чем-либо долго.

Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок находит увлечения вполне самостоятельно. Но обычно ему все же необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро родители заметят возникший интерес и отреагируют на него, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Очень важно не упустить этот момент.

Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка. Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. А вот дети могут заставлять своих родителей рассказывать сказки бесконечно долго и от этого не устают.

Повторение, считает Ибука, очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка.

Оно желательно потому, что младенчество не знает скуки; это лучшее время для формирования правильных и логичных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь.

Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение всего после нескольких исполнений, чем подтверждается вывод Ибуки: способность младенца к усвоению информации огромна.

Дать ребенку карандаши и материал как можно раньше. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Таким образом, чтобы развить нестандартное мышление и изобретательность, не стоит покупать малышу все, что он просит, — это будет иметь прямо противоположный эффект. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром.

Помимо стандартных покупных игрушек существует множество подручных средств, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур. Эти материалы имеют общую ценность — у них нет определенной формы или назначения, именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего.

Предположим, мы даем глину и бумагу малышу, которому еще нет и года. Он их трогает без всякой цели, не намереваясь что-то сделать из них, а только рассматривает и держит в руках.

Но вот малыш пытается изменить форму материала и с удивлением наблюдает за волшебными превращениями. И это уже само по себе ценный опыт. В раннем возрасте ребенок будет просто еще и еще раз мять и трогать глину и бумагу, получая удовольствие от этого процесса.

Подсознательно он начинает понимать причинно-следственные связи между действием и результатом.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка будит его интеллектуальные и творческие задатки.

Источник: http://worknet-3.ru/o-detyax/razvitie-interesa-u-rebyonka

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

– «Давай вместе подумаем»

– Экспериментирование с разными предметами и выявление, какие из них магнит притягивает, заполнение таблицы

https://www.youtube.com/watch?v=tXt-vlsjEp0

Поскольку познавательный интерес формируется в деятельности — познавательной и созидательно-продуктивной нам было важно при проведении игр создать такие условия, при которых дети чаще соприкасались с тем, что их интересует, что они могут отразить в деятельности.

Поэтому из многообразия тем мы отобрали ряд игр-путешествий (путешествия по Музыкальному, Спортивному и Цветочному городам, по Городу Веселого язычка и Городу Чувств, Водному городу, городу магнитов), охватив все сферы обучения старших дошкольников.

На протяжении игр у одних детей был хорошо заметен интерес к музыке, у других к физической культуре, большинство детей с удовольствием принимали участие в играх предложенных нами. Так, в городе Чувств дети узнали много нового и интересного благодаря различным предметам и явлениям.

Например, в гостях у Обоняния они с завязанными глазами определяли запах ландыша и чеснока. В Цветочном городе дети закрепляли знания о насекомых и цветах. Их познавательный интерес формировался с помощью наблюдений и игр на основе произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», М. Пришвина «Лягушонок».

Нами было отмечено, что проводимые нами игры вызывали у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д.

На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций мы пробуждали познавательный интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание.

Не перегружая детей обилием впечатлений, мы закрепляли положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяли их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.

Большое внимание в работе по развитию познавательного интереса мы уделили формированию у детей умения рассматривать анализировать объект до того, как начать с ним взаимодействовать в игре. Прием постановки проблемной ситуации также позволил успешно активизировать интерес детей.

Так, например, мы ставили перед детьми проблемную ситуацию: как плыть по реке на маленьком бумажном кораблике. С помощью вопросов мы подвели детей к формулированию проблемы: «Кораблик легкий и он утонет» (Милена К.), «На бумажном корабле нельзя плыть, он нас не выдержит (Кирилл М.

), «Люди могут плавать только на больших железных кораблях» (Алина Р.). На примерах этих ответов детей мы видели, что они анализировали ситуацию и формулировали вывод на основе существенных признаков. Другим приемом активизации познавательного интереса являлось использование игровой ситуации со сказочным героем.

С помощью сказочного героя мы рассмотрели свойство дерева не тонуть в воде. Дети так активно включились в решение проблемы Буратино, что предлагали много вариантов решения проблемы о том, как ему переплыть реку. Например: «Построить самолет и перелететь» (Аня В.), «Переплыть на черепахе» (Миша Л.), «Поискать мост» (Света В.

), «Надеть специальный водный костюм, чтобы не промокнуть» (Катя Ч.). Для того, чтобы дети лучше анализировали ситуацию мы спрашивали их насколько возможно такое решение ситуации.

Для знакомства с магнитом мы также использовали игровой сюжет со сказочными героями. С помощью сказочных героев у детей быстрее активизируется интерес к познанию, возникает побуждение разрешить проблемную ситуацию.

С помощью вопросов мы направляли ход рассуждений детей, в результате чего они смогли сформулировать первичные представления о свойствах магнита: «Он прилепляет детали» (Оля П.), «Он нужен, чтобы притягивать гвозди» (Филипп Н.), «Магнит примагничивает детали» (Витя С.

), «Он нужен, чтобы что-то найти металлическое» (Стас Д.).

Для развития умения выдвигать гипотезы, мы использовали упражнения типа «Давай вместе подумаем», упражнения на обстоятельства, упражнения, предполагающие обратное действие, «Найди возможную причину события». Так, например, мы просили детей придумать, когда предложенные предметы будут полезными, а когда нет, предлагали выдвигать гипотезы по поводу различных игровых ситуаций.

Большое внимание мы также уделяли работе над умением задавать вопросы, для чего использовали такие игровые задания как «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?», «Найди загаданное слово». Эти игровые задания помогали старшим дошкольникам с помощью наглядности формулировать вопросы.

Дети задавали друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило — в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Данное задание мы использовали как задание с усложнением, которое позволяло расширять опыт детей и закреплять умение формулировать вопросы.

В процессе развития познавательного интереса посредством игр также для нас был очень важен индивидуальный подход к детям. В процессе игры «Великое путешествие» мы применяли индивидуальный подход.

Так, мы старались активизировать познавательный интерес более робких или застенчивых детей, которые не проявляли интереса на занятиях потому, что у них не хватает уверенности.

Для этого мы старались вовремя заметить их проявления любознательности или избирательного интереса, поддерживали их усилия в процессе игр, помогали в достижении успеха.

Пристальное внимание мы также уделяли детям, которые не проявляли познавательного интереса к окружающему, направляли их внимание на окружающую действительность, учили всматриваться в явления жизни, помогали видеть в предметах отдельные признаки, и постепенно формировали интерес.

Таким образом, использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста способствовало укреплению интереса детей к новым знаниям, желания показать накопленный опыт в самостоятельном действии, а также во взаимодействии со сверстниками.

Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Criteria of the cognitive interest development of the preschool age children Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ,
  • СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ,
  • ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЙ ,
  • СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ,
  • COGNITIVE INTEREST ,
  • COMPONENTS OF COGNITIVE INTEREST ,
  • SIGN OF MANIFESTATION ,
  • STAGES OF MANIFESTATION DEVELOPMENT

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Березина Юлия Юрьевна

Данная статья посвящена разработанным авто-ром показателям проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и проанализированы особенности их развития, полученные в процессе исследования.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Berezina Yuliya Yurievna

The author elaborates criteria of the cognitive interest expressed by children of the preschool age. The article reviews the features of the cognitive interest development, data on which was obtained during the research.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Теория и практика общественного развития , Березина Юлия Юрьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Теория и практика общественного развития (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Березина Юлия Юрьевна (2013). Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8 С.192-195.

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Теория и практика общественного развития (2013).

Березина Юлия Юрьевна (2013). Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития

Березина

Образование

Московский педагогический государственный университет Специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью психология», присуждена квалификация «Педагог дошкольного образования. Педагог-психолог».

Аспирантура (2001-2004 г.) на кафедре дошкольной педагогики МПГУ по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование).

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/razvitie-poznavatelnogo-interesa-detej-starshego.html

Ссылка на основную публикацию