Рассказ про растение копытень для детей, 2-3 класс. окружающий мир

Детям о лекарственных растениях

Рассказ про растение копытень для детей, 2-3 класс. Окружающий мир

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники.  Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас  аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и  воспитывать  бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием  для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого  детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива)

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного  масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На  пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой  полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

 Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду.  Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай  сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Источник: http://deti-i-vnuki.ru/detyam-o-lekarstvennyih-rasteniyah/

Мамуси

Нашей 5-летней дочке поручили в садике сделать небольшой доклад о комнатных растениях. Сейчас они изучают разные цветы, и некоторых детей попросили побыть помощниками воспитателя и сделать такие доклады для своих товарищей. Подозреваю, что на самом деле для какой-нибудь комиссии или для открытого урока :).

Материалы нам выдали в детском саду – два листа формата А4, где текст явно скопирован с какой-то онлайн-энциклопедии. Естественно, там было много сугубо научной информации, которую детям не запомнить и не понять. Пришлось мне адаптировать и сокращать текст. В результате получились два небольших рассказика – про герань и про кактус.

Герань

Герань – это очень красивое растение. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут: апельсином, лимоном, яблоком или розой.

Герань любит свет, ее нельзя держать в темной комнате. Если цветок надолго поставить в тень, то он пожелтеет, листья опадут. Летом герань нужно хорошо поливать, а зимой держать в прохладном месте, подальше от батарей, и поливать надо редко.

Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.

Люди давно заметили, что плоды герани похожи на длинный нос журавля. В разных странах герань называют по-разному: аистиный нос, журавельник. Да и наше русское название «герань» произошло от греческого «геранос», что в переводе «журавль». Родина герани – Южная Африка.  

Читайте также:  Конспект нод в старшей группе по обж. службы спасения

Кактус

Кактусы – это очень необычные растения. У них толстый, сочный стебель и совсем нет листьев. Вернее, листья есть, только они превратились в колючки, пушинки или волоски. Кактусы могут быть огромными, выше деревьев, а могут быть маленькими, не больше спичечного коробка.

Большинство кактусов очень красиво цветет, но для этого за ними нужно правильно ухаживать. Кактусы любят свет, особенно зимой. В жаркое время эти растения нужно держать в тени и обязательно проветривать комнату, потому что кактусы любят свежий воздух. Летом кактусы постоянно поливают, а зимой полив почти прекращают.

Любоваться кактусами очень приятно, но руками их трогать нельзя!

А еще мы когда-то придумывали загадки про цветы. Про герань и кактус у нас, правда, не было, но предложим в садике – вдруг они что-то из этих цветов тоже изучают.

Источник: https://www.sololine.ru/days/rasskaz-o-komnatnykh-rasteniyak

Реферат о хвойных растениях (3 класс) | ДоклаДики

Ни для кого не секрет, что хвойные растения, это растения, у которых вместо обычных листьев на ветках растет хвоя. Но какая она – хвоя? И чем она так отличается от обычных листьев, за что ей дали отдельное название?

Типичными представителями хвойных растений являются всем известные ели, сосны, кедры, можжевельник, пихта. Причем среди хвойных встречаются не только деревья, но и кустарники, именно поэтому мы говорим о хвойных растениях, то есть и о деревьях и о кустарниках.

Хвоя – разновидность листвы

Хвоя – ни что иное, как разновидность листьев, просто у нее есть свои особенности роста и строения.

Многие считают, что хвоя – это обязательно «иголки» – ароматные, продолговатые, острые и кисловатые на вкус (признайтесь, вы уже пробовали пожевать веточку ели). Такое мнение не совсем верно, ведь хвойное растение может быть покрыто не только иголочками.

Хвоя может сильно различаться по внешнему виду: ей совсем не обязательно иметь игольчатую форму как у сосны или ели. У некоторых видов хвойных растений хвоя напоминает листья – она плоская и совсем не колется.

Примером растения с уплощенной хвоей является агатис, распространенный на австралийском континенте. Его листья напоминают лавровый лист, который кладут в суп и совсем не похожи на иголки.

Другие растения, также относящиеся к хвойным, покрыты чешуйками, что делает их ветки похожими на миниатюрных ярко-зеленых змеек. Это, к примеру, встречающиеся в наших широтах пихта и можжевельник.

Действительно ли хвойные растения – зимой и летом стоят зелеными?

Как же тогда отличить хвойное растение от других?

Другой особенностью хвойных растений является то, что многие их них не сбрасывают свой зеленый покров на зиму.

В то время, как березы, осины и тополи уже подготовились к холодам и избавились от ненужной им в мороз листвы, хвойные растения так и продолжают стоять одетыми в свою зеленую шубу.

Это не значит, что каждая иголочка, однажды появившись на дереве так и остается там наверно, просто хвоя у дерева сменяется постепенно, старые иголочки опадают, а новые появляются. Среди хвойных растений большинство – вечнозеленые.

Однако не будем спешить, ведь даже среди хвойных растений есть любители перезимовать налегке: это лиственница и таксодиум. Эти деревья, как и другие, являются листопадными, то есть их листва увядает и вырастает заново каждый год.

Шишки хвойных деревьев

Шишками, по которым однозначно можно распознать ель, кедр или сосну тоже может похвастать не каждое хвойное растение. Обычная шишка – довольно твердая, чешуйчатая, хранит в себе семена как в коробочке. А вот шишки можжевельника напоминают скорее ягоду с плотной кожурой и мякотью чем привычную нам шишку. Такими шишками любят лакомиться птицы и другие лесные обитатели.

Какую пользу приносят хвойные деревья?

Хвойные деревья величественны и красивы. Кроме того, они широко применяются в хозяйстве.

Сок хвойных деревьев при сгущении образует вязкую смолу, которая обладает богатым набором лечебных свойств. Она излечивает воспаления горла, кожные заболевания  и многие другие недуги. Пролежав многие годы под толщей земли куски смолы могут превратиться в самый настоящий янтарь из которого делают украшения.

Древесина хвойных пород деревьев – довольно мягкая и поэтому не подходит там, где требуется особая жесткость и устойчивость к воздействиям. Зато ее с успехом применяют при производстве бумаги, мебели и других предметов для дома.

Хвойные деревья – вырабатывают особые вещества, очищающие и оздоравливающие воздух вокруг. Люди, часто страдающие заболеваниями легких, отмечают, что в хвойном лесу легче дышится, а лечебный эффект от таких прогулок сохраняется надолго.

Источник: http://dokladiki.ru/doklad/referat-o-hvoynyh-rasteniyah-3-klass

Задание по окружающему миру (3 класс): Подготовить сообщение об одном из видов растений

Подготовить сообщение об одном из видов растений (любой группы).
Под группами подразумевают: мхи, папоротниковые, хвойные, цветковые

Папоротник. Па́поротники, или папоротникови́дные расте́ния — отдел сосудистых растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений, появившихся около 400 млн лет назад в девонском периоде палеозойской эры.

Гигантские растения из группы древовидных папоротников во многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.

Папоротники — вездесущи Папоротники встречаются в лесах — в нижнем и верхнем ярусах, на ветвях и стволах крупных деревьев, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов, на сельскохозяйственных землях как сорняки, по обочинам дорог.

Но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Так это и называется — плосковетка.
Папоротники размножаются спорами и вегетативно (корневищами, почками).

Экономическое значение папоротников не велико. Пищевое применение имеют такие виды как Орляк обыкновенный, Страусник обыкновенный, Осмунда коричная и некоторые другие.

Часть папоротников ядовиты. Наиболее токсичными из произрастающих в России папоротников являются представители рода Щитовник.

В славянской мифологии цветок папоротника наделялся магическими свойствами, хотя папоротники не цветут.
В Иванову ночь влюблённые ищут этот мифический цветок папоротника, веря, что он принесёт их паре вечное счастье. Так же этот цветок знаменит тем, что открывает скрытые в земле клады.

Лиственница. Лиственница — род хвойных деревьев семейства сосновых. Род насчитывает около 20 видов, распространенных в Северном полушарии. Высокие, красивые, быстро растущие, однодомные хвойные деревья с опадающей на зиму хвоей.

Хвоя мягкая, узколинейная, на удлиненных побегах одиночная, расположенная спирально, на укороченных — в пучках по 20 и более хвоинок. Весной хвоя светло-зеленая, осенью — золотисто-желтых тонов. Шишки округлые, яйцевидные или почти цилиндрические. Цветут ежегодно ранней весной, шишки созревают в год цветения.

Семена (по 2) под каждой семенной чешуей, почти трехгранные, с большим кожистым крылом (х-12).

Семена высыпаются ранней весной или летом следующего года, а пустые шишки украшают деревья в течение нескольких лет.

Растут быстро. Живет до 500—600 лет. Дымо- и газоустойчивы. Зимостойки. Выдерживает резко континентальный климат, очень низкие температуры воздуха и может расти на вечной мерзлоте. Благодаря ежегодному сбросу хвои наиболее устойчивы в озеленении крупных промышленных центров.

Лиственница — это дерево, которое представляет чрезвычайно ценный пиломатериал. Кроме особой прочности и стойкости к внешним воздействиям она характеризуется хорошим цветом и отличной структурой.

Древесина лиственницы является одной из лучших по сопротивляемости к атмосферным воздействиям.

Как показали длительные исследования, благодаря сочетанию высокой плотности и высокой смолистости, а также специфическому составу смолы, лиственница не только находится на первом месте по стойкости к загниванию, но и в два раза превосходит по стойкости дуб, ясень и сосну. Ко всему прочему она практически не подвержена нападению насекомых-древоточцев.

Источник: http://playroom.ru/zadanie-po-okruzhayucshemu-miru-3-klass-podgotovit-soobcshenie-ob-odnom-iz-vidov-rasteniy/

Окружающий мир 3 класс Тема:«Ядовитые растения» Выполнила: ученица 3 класса Соболева Юлия. – презентация

1 Окружающий мир 3 класс Тема:«Ядовитые растения» Выполнила: ученица 3 класса Соболева Юлия<\p>

2 Ядовитыми называются растения, содержащие такие химические вещества, которые попав в организм человека, вызывают отравление. Отравление может привести к тяжёлому заболеванию, и даже к смерти. организм человека, вызывают отравление. Отравление может привести к тяжёлому заболеванию, и даже к смерти.<\p>

3 Очень ядовитое растение. Высокое, до 1 метра. Встречается у жилья, на пустырях, свалках, в оврагах. Неприятно пахнет. Крупные белые цветки и плоды с шипами привлекают внимание. Но прикасаться к ним не нужно. Ядовиты все части растения, даже семена. Очень ядовитое растение. Высокое, до 1 метра. Встречается у жилья, на пустырях, свалках, в оврагах. Неприятно пахнет. Крупные белые цветки и плоды с шипами привлекают внимание. Но прикасаться к ним не нужно. Ядовиты все части растения, даже семена.<\p>

4 Травянистое растение, встречается в лиственных лесах, по огородам, вдоль дорог. Неприятно пахнет. Иногда дети поедают её семена, похожие на мак, и это приводит к тяжёлому отравлению. Травянистое растение, встречается в лиственных лесах, по огородам, вдоль дорог. Неприятно пахнет. Иногда дети поедают её семена, похожие на мак, и это приводит к тяжёлому отравлению. Сильно ядовито всё растение. Сильно ядовито всё растение.<\p>

5 Кустарник с чёрными плодами величиной с горошину. Высаживают в живых изгородях. Кустарник с чёрными плодами величиной с горошину. Высаживают в живых изгородях. Плоды ядовиты. Плоды ядовиты.<\p>

6 Это красивое, но очень опасное растение. Сок от ягод попадая на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок попадает в глаза. Не зная этого, люди пробуют их. В результате – сильное отравление. Это красивое, но очень опасное растение. Сок от ягод попадая на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок попадает в глаза. Не зная этого, люди пробуют их. В результате – сильное отравление.<\p>

7 Опасное растение. Его единственная ягода сизовато-чёрного цвета, похожая на глаз вороны, тоже ядовита. Опасное растение. Его единственная ягода сизовато-чёрного цвета, похожая на глаз вороны, тоже ядовита.<\p>

8 Гуляя по лесу, мы видим тёмно-зелёные листья ландыша. Плод – круглая оранжево-красная ягода. Всё растение ядовито, особенно ягоды. Гуляя по лесу, мы видим тёмно-зелёные листья ландыша. Плод – круглая оранжево-красная ягода. Всё растение ядовито, особенно ягоды.<\p>

9 Все опасные растения запомнить невозможно Все опасные растения запомнить невозможно Никогда не бери в рот никаких плодов или других частей растений, если хоть немного сомневаешься в том, что они съедобны. Никогда не бери в рот никаких плодов или других частей растений, если хоть немного сомневаешься в том, что они съедобны. Если ты случайно прикоснулся к ядовитому растению, хорошо вымой руки с мылом. Если ты случайно прикоснулся к ядовитому растению, хорошо вымой руки с мылом. При отравлении больному необходимо промыть желудок и госпитализировать. При отравлении больному необходимо промыть желудок и госпитализировать.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/581279/

Легенды о растениях

  • В книге «Великан на поляне» (с. 101 — 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют «кукушкины слёзки» и «одолень-трава». Почему появились эти названия?

КУКУШКИНЫ СЛЁЗКИ

На лесной полянке сидел маленький Саша. Он рассматривал травинки, наблюдал за крошечными букашками, которых так много здесь и все такие разные. Раздвинув стебли трав, Саша приятно удивился. Перед ним возникло растение, которого он никогда раньше не видел. Внизу у него были сочные зелёные листья, а наверху — много ярких розовых цветков.

Саша замер, рассматривая замечательную находку. Порадовавшись красавцу цветку, он не сорвал его, пожалел. И очень хорошо поступил. Ведь ему посчастливилось встретить редкое растение — ятрышник. В природе живут разные виды ятрышников. Все они очень красивы. Обитают ятрышники в лесах, зарослях кустарников, на лугах, по окраинам болот.

Сильно страдают они от людей, которые рвут их, не жалея. Большой вред им приносит и скашивание травы. Если тебе встретится ятрышник, не срывай его, пожалей красивый цветок, как пожалел его маленький Саша. Лучше рассмотри повнимательнее его длинные листья. Возможно, ты увидишь на них кое-что интересное — множество тёмных пятнышек.

Они есть у некоторых видов ятрышников. Эти пятнышки люди заметили ещё в давние-давние времена. И тогда появилось поверье, что это не просто пятнышки, а следы от кукушкиных слёз. Кукушка, мол, не просто грустно кукует, она ещё и плачет, роняя горькие слёзы в траву. От её слёз будто бы и появляются пятнышки на листьях ятрышника.

Из-за этого поверья ятрышник получил в народе ещё одно название — «кукушкины слёзки». Впрочем, не только из-за этого. В народе верили, что и сам цветок появился на свет из кукушкиных слёз. Вот что рассказывает старинная легенда.

У одной бедной женщины было трое сыновей, но таких ленивых и беззаботных, что она не захотела с ними жить, обратилась в птицу-кукушку и улетела в лес. Опомнились дети, побежали за матерью, зовут её назад. Но она не слушает, не хочет возвращаться. Так и не вернулась. А потом, когда обида прошла, стала горевать, жалеть покинутых детей и горько плакать.

И там, где падали её слёзы, вырастали цветы — кукушкины слёзки.

Грустная история. Но сам ятрышник вряд ли о ней знает. И стоит себе, радостно глядя на мир яркими глазами- цветками. Давайте и мы порадуемся встрече с ним, одним из самых замечательных украшений нашей природы.

КАК ОДОЛЕЛИ «ОДОЛЕНЬ-ТРАВУ»

Наши предки-славяне называли кувшинку одолень-травой. Они верили, что это растение помогает одолевать беды, болезни и даже нечистую силу. Отправляясь в дальний путь, человек прятал у себя на груди кусочек корневища кувшинки.

«Одолень-трава! — просил путешественник, — одолей ты злых людей… Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды…» А теперь перенесёмся из далёкого прошлого в наше время. По реке плывёт лодка. В ней отдыхают взрослые. Хорошо им. Ведь как это интересно и приятно — путешествовать на лодке.

Но вот люди, плывущие в лодке, замечают недалеко от берега крупные белые цветки. Кувшинка! Цветков всего несколько, а как они украшают реку. Подплыв к цветам, отдыхающие с весёлым смехом срывают их и направляются дальше. И сразу как-то скучно становится в этом месте реки, пусто, неуютно без этих дивных цветков.

Печальна их судьба, так как вскоре, оставшись без воды, оторванные от материнского растения, они завянут и погибнут. А люди даже не подумают о том, что сделали что- то не очень хорошее, не совсем то, что можно и нужно. Не надо было срывать кувшинки.

Вполне можно было бы просто полюбоваться ими и плыть дальше… Кувшинка — растение замечательное! Она живёт в реках и речках с медленным течением. На дне спрятано корневище кувшинки, а крупные листья, словно отдыхая, лежат на воде. Самое чудесное у кувшинки — цветок! Он большой, и в нём множество чистых, белоснежных лепестков.

Мало того, что цветки крупные и красивые, они ещё и ведут себя необыкновенно. В первой половине дня раскрываются, а к вечеру, между 16 и 19 часами, закрываются и погружаются в воду. В дождливую погоду цветки обычно вообще из воды не показываются.

Когда цветение заканчивается, цветок снова погружается в воду, где на его месте созревает удивительный плод. Он напоминает кувшин с очень коротким горлышком. Именно из-за него кувшинка получила своё необычное название. Растение это уже стало редкостью. Можно прожить долгую жизнь, но так никогда и не увидеть белоснежную красавицу.

А ведь за свою красоту кувшинка получила от народа высочайший титул — «царица вод». Ещё её называют водяной лилией, хотя, если разобраться, цветки кувшинки совсем не похожи на цветки настоящих лилий. Их объединяет только одно — необыкновенная, волшебная красота.

Может быть, и вправду кувшинка помогала нашим предкам одолевать разные беды. Но сейчас по вине людей она сама попала в беду. И теперь мы должны помочь исчезающему цветку.

  • Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится.

Легенда о винограде

Однажды ветер занёс в сад одного старика семечко дикого винограда. Прошло несколько недель и старик заметил в своём саду незнакомый росток. Он принёс воды, полил его и через некоторое время росток разросся и его новые молодые побеги стали стелиться по земле. Старик принёс ветки сухого дерева и сплёл ограду вокруг винограда.

Растение окрепло, стало тянуться к солнцу и ему захотелось вырваться на свободу. Тогда Виноград обратился к Ветру: «Смог бы ты, друг Ветер, сломать мою ограду и выпустить меня на свободу?» Ветер гулял повсюду и видел много растений, которые растут без ограды, сами по себе, и решил исполнить просьбу Винограда.

Он подул с такой силой, что сломал ограду и выпустил Виноград на свободу. Побеги вновь упали на землю, почувствовав свободу. Но надалеко от дома старика паслись коровы, они увидали зелёные побеги винограда и пришли попробовать молодое растение. В это время старик возвращался с поля и увидел, что нет его ограды, и что коровы хозяйничают на его участке.

Он побежал и стал отгонять коров, которые вытоптали уже почти весь виноград. Старик принёс новые сухие ветки и смастерил новую ограду, прочнее прежней и подвязал оставшиеся ветки винограда к ограде. На следующее утро налетел ветер, стал трепать листья Винограда, но Виноград попросил его утихнуть, чтобы тот не сломал ограду.

Ветер удивился и напомнил ему, что тот совсем недавно молил о свободе. Виноград ответил, что, когда о тебе есть кому позаботиться, это ценнее всякой свободы.

Ответы на вопросы с. 71

1. Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными.

Растения, которые растут в природе сами по себе, называются дикорастущими. Растения, которые выращивают люди, называются культурными.

2. Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

Люди выращивают культурные растения для своего питания (томат, картофель), для изготовления тканей (лён, хлопок), для животных (овёс), для красоты (розы, хризантемы).

3. Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

         ↓                                ↓                                   ↓

деревья кустарники травянистые растения
яблоня, груша, вишня, персик малина, крыжовник, ежевика, смородина помидор, огурец, баклажан

     ↓                   ↓                  ↓                  ↓                  ↓

овощные плодовые зерновые декора-тивные прядиль-ные
лук, карто-фель, кабачок груша, слива, персик пшеница, рожь, овёс флокс, тюльпан, роза лён, хлопок

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Источник: http://volzsky-klass.ru/legendy-o-rasteniyax/

А. Фадеев а Экологические сказки

ч. 1 ч. 2 ч. 3
Экологические сказки Составитель г. А. Ф а д е е в а

Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 класс­

сов. / Сост. Г. А. Фадеева – Волгоград: Учитель, 2003. – 57 с.

Фадеева Г. А., составление, 2003

Издательство «Учитель», 2003.

Оформление. Издательство «Учитель», 2003

Пособие содержит сказки, которые в образной и доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их по­явления, помогают детям осмысленно воспринимать окружаю­щий мир и изменения в нём. Они нацелены на формирование учащихся бережного отношения к природе.

Целью данного пособия является оказание помощи учителям начальных и 5, 6 классов в проведении уроков природоведения, а также в воспитании у детей экологической культуры при изуче­нии курса «Окружающий мир». Данные сказки позволят сделать уроки природоведения более интересными.

Пособие будет полезно также студентам педагогических ву­зов и слушателям ИПК и ФПК.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Экологическая сказка 4

Путешествие капельки 6

Путешествие капельки (Ещё одна сказка) 7

Там, где нет песен, – желудей не бывает 10

Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево….11

Круговорот воды в природе (Сказка) 13

Очень страшная история 14

Все друг другу мы нужны 16

Мир в бочке 17

Нет повести печальнее на свете 19

Маленький росточек……………………………………21

Без растений жизнь невозможна. А почему? 23

Как поспорили растения 25

Чьи цветы лучше 26

Подснежник 27

Травинка-путешественница 28

Сказка о листьях-крылатках … 31

Одежда для почек 32

Проказы старухи-зимы … 33

Ветер, солнце и мороз (Украинская народная сказка) 34

Сказка о каменном угле… … …… 35

Кто главнее? 37

Грустная история 37

Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал 42

Старая сказка на новый лад… … .. .. 45

Сказка о больших городах и жёлтой траве 49

Семь тайн жизни

(По мотивам сказаний индейцев Северной Америки) .51

ВВЕДЕНИЕ

Организация учебно-воспитательного процесса в современ­ных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Целью данного пособия является оказание помощи учителям начальной школы в осуществлении воспитания у детей экологиче­ской культуры при преподавании курса «Окружающий мир».

Сказки могут быть также с успехом использованы учителями пятых и шестых классов общеобразовательных школ при препода­вании курса «Биология».

Приоритетной задачей курса является формирование у уча­щихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению.

Предложенные сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыс­лить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Они нацелены на формирование бережного отно­шения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.

Материал пособия можно рекомендовать учителям начальных классов средних школ, преподавателям, работающим в пятых и шестых классах, педагогам учреждений дополнительного образова­ния для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, факультативов и кружков естественного цикла по всем существую­щим программам «Окружающий мир» и «Биология»

Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА

В настоящее время существует немало литературы для позна­ния экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, расте­ний, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавяз­чиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены неко­торые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий.

Непременным условием таких сказок должно быть следующее: а) по ходу повествования не должны нарушаться экологиче­ские правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем);

б) свойства и действия сказочного персонажа не должны ис­кажаться (персонажа можно по разному приодеть – на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки – что угодно, но конечностей у нее должно быть шесть – шестиногое животное).

Цель экологической сказки – дать точную, научно-досто­верную информацию. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.

Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания.

Поэтому в сказках детям даются представ­ления о закономерностях в природе; о том, что нарушение законо­мерностей в природе может привести к беде; об отдельных особен­ностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

В сказках, как правило, очень точно подмече­ны особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования.

Среди многочисленных сказок для детей существуют удовле­творяющие требованиям экологической литературы. Это многие сказки Б. Заходера, рассказы В. Бианки, В. Танасийчука, Л. Толсто­го, Г. Пришвина – на них построены многие экологические про­граммы для детей младшего возраста. Очень большую пользу при­носят и русские народные сказки.

Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истин­ных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот… Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребе­нок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра­жает свое отношение к добру и злу».

На экскурсиях, на природе с родителями, на дачных участках, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскры­вается красота и неповторимость родной природы.

Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу.

Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно также использовать экологиче­ские сказки «Нет повести печальнее на свете», «Очень страшная история»).

Одним из показателей уровня понимания экологических про­блем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими деть­ми. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит, можно сказать что он научился мыслить» (Сухомлинский).

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

И еще одно. Главное в любой сказке – это мораль, сказка должна учить нравственности, доброте.

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ

Давным-давно высоко в небе жили дружной семьей Гроза, Молния, Туча, дедушка Гром и его внучки Капельки. Дедушка Гром был очень сердитый, любил покой и тишину. Капельки же были такие шалуньи, что приводили его в гнев. Он сердился и громко гремел. На шум выходили бабушка Молния и мама Туча. И получа­лась страшная неразбериха.

Но однажды случилась беда. Одна сестричка Капелька сорва­лась и упала вниз, на землю. Забеспокоились все: дедушка Гром стал греметь; Молния засверкала, Туча нахмурилась и потемнела. Отправились сестренки-капельки выручать сестрицу.

– Где же ее искать? Давайте, куда упадем, там испросим. Упали они на землю и тут же спросили у матушки Земли, не видела ли она их сестрицу?

– Отчего же, видела. Она проскользнула мимо меня и побежала к реке.

– Спасибо.

И побежали искать дальше. Добрались до речки и решили спросить у нее: не видела ли она их сестричку?

– Она была у меня в гостях, да сегодня солнце уж больно ярко светит, так жарко печет, что капелька испарилась, превратилась в пар, а ветер ее куда-то унес.

– Как же нам теперь найти сестричку? – огорчились Капельки.

Но тут Солнышко так пригрело, что и они превратились в пар и поднялись над речкой. Тут их подхватил ветерок и понес все выше и выше, и донес до самого дома. Здесь они вновь встретились со своей сестричкой. Вот уж обрадовались и дедушка Гром, и ба­бушка Молния, и мама Туча, и тетушка Гроза. Только с тех пор Капельки часто отправляются навестить матушку Землю, Речку и Ветерок.

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ

(Ещё одна сказка)

– Я могу! – закричала Капелька, – смотрите, вот что я могу!.. И тысячи капель, взявшись за руки, ринулись вниз веселым пронзи­тельным дождем…

– Я добрая, – шептала Капелька. – Я очень добрая и очень сильная…

И дождь упал на сухую землю. И земля встрепенулась, вздох­нула глубоко и стала оживать на глазах. Зацвела земля, заулыба­лась…

Ударилась Капелька о поверхность реки и сказала: «Ой!.. ­ потом вынырнула, огляделась и спросила у реки: «Ты кто?»

– Я река, – ответила та.

– А ты сильная? – опять поинтересовалась Капелька.

– Что? – удивилась та. – Ты еще спрашиваешь, сильная ли я? Ну что же, смотри!

И река показала, что она действительно очень сильная. Такой стала река вихревой, неуютной. Забурлила в ней вода, закружились водовороты. Охнув, обрушился подмытый берег, вывороченные с корнем деревья поплыли по воде. И наша Капелька еле-еле удержа­лась на одном из таких деревьев. Река неслась большая, могучая, пенная.

Вот она подбежала к скалам, еще больше нахмурилась, напря­глась и вдруг развернула их! И проложила себе новую дорогу, мимоходом расколотив попавшие под руку плоты!

– Видишь, какая Я сильная! – крикнула река и побежала к морю.

– А я сильнее! – прогудело море, – я гораздо сильнее! Смотри, маленькая Капля, что я могу… И море, потяжелев, вздыбилось, загрохотало, а потом так уда­рило о берег, что он задрожал, как в лихорадке.

А море ударило еще раз! И еще! И еще! Оно билось в берег яростно, мощно, неотступно! И дрогнули скалы! И стали одна за другой обрушиваться в море… Капельке было так страшно, что она даже закрыла глаза.

– Вот что я могу! – торжествуя, кричало море. – Вот какая си­ла живет во мне!

Но тут раздался голос, который перекрыл весь этот грохот и шум.

– А я все равно сильнее всех! – так говорил огромный седой океан. – Я сильнее всех на свете! Вот что я могу! Смотрите и удив­ляйтесь!

И правда – то, что мог сделать океан, не мог никто. Океанские воды вдруг отступили от берега, обнажив дно, а потом немыслимо большая, гривастая, почти фантастическая волна высотой в десяти­этажный дом с оглушительным ревом ударилась в материк. И в щепочки разлетелись лодки у берега, и треснула земля. И небо заметалось от сотен молний!

– Вот что я могу! Вот! Вот! – ревел океан. – Смотри, малень­кая Капля, смотри!

Он как перышки подбрасывал вверх многотонные корабли, срывал паруса и ломал мачты, он хохотал в восторге от своей си­лищи, он раскачивался в такт колышущихся страшных, водяных смерчей.

– Погоди! Да погоди же! – закричала Капелька. – Разве быть очень сильным, означит быть очень злым? Разве нельзя быть силь­ным и одновременно добрым?

Океан, остановившись, секунду подумал, а потом, явно сму­тившись, произнес:

– Можно. Вообще-то я добрый. Очень сильный и добрый.

И он действительно стал добрым. Погасли свечи водяных смерчей. Перестали прыгать корабли. Утихомирились страшные волны. Голубым и ласковым сделался океанский простор. Потом, увидев флотилию рыболовных судов, океан стал вынимать из своих глубин большие авоськи с рыбой и галантно дарить рыбакам.

– Я добрый, – сказал океан. – Я очень сильный и очень доб­рый. И маленькая Капелька радостно сверкала в его сказочной бороде.

– Но ведь и я доброе! – откликнулось море, – посмотри, Ка­пелька! – и над морской гладью поплыли по небу облака, похожие на цветы. И дельфины весело резвились в воде. И двадцать, а может быть, и сто мальчишек и девчонок с криком и смехом побежали в ласковое море купаться.

– Я доброе – гудело море. – Я очень сильное и доброе.

– И я добрая, – сказала река.

Теперь она уже спокойно и величаво текла меж берегов. К са­мой воде сбегали с откоса цветущие сады. И кони стояли в воде и

пили ее громко и вкусно.

– Я добрая, – шептала река. – Я очень сильная и добрая.

– И я тоже хочу быть доброй и сильной! – тоненько закричала Капелька.

Она плыла над редкой, поднимаясь все выше и выше. И все больше становилась земля. Были видны все ее горы, поля и реки.

И отсюда, с высоты, увидела Капелька иссохшее поле, увиде­ла землю, жаждущую дождей…
ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗКИ О ВОДЕ

1. В каком виде и где можно найти воду?

2. Знаете ли вы, откуда берется вода в реках и озерах?

3. Нарисуйте путь капельки.

ТАМ, Г ДЕ НЕТ ПЕСЕН, ЖЕЛУДЕЙ НЕ БЫВАЕТ
В укромном лесном уголке бил из-под земли Родничок. Вода чистая, прозрачная, как воздух… Днем и ночью бормотала вода: «Подходите, пейте на здоровье! Всем хватит, всем достанется!»

Усталый путник хлебнет водицы – усталость как рукой сни­мет: Зверь жажду утолит – сила появляется. У птицы после не­скольких глоточков голос чистым и звонким становится…

Но не всем в лесу нравилось птичье пение. Оно мешало спать Очень Дикой Свинье. Наелась она желудей под Развесистым Дубом, разлеглась в тени и никак заснуть не может: птицы на ветвях свои­ми песнями мешают спать. И что же она сделала? Прибежала к родничку и завалила его камнями, землей, гнилыми сучьями и ушла. А через год пришла она к дубу. Ищет желуди, а найти ни од­ного не может.

– Дуб, где твои желуди? – хрюкнула Очень Дикая Свинья.

– У Речки спроси.

– А при чем тут Речка?

– Она пересыхает, и моим корням пить нечего.

– А при чем тут корни?

– Они качают воду по всем ветвям, а на ветвях желуди растут. Прибежала Очень Дикая Свинья к Речке:

– Ей, речка! Ты чего это пересыхаешь?

– Кто-то Родничок завалил.

– А при чем тут Родничок?

– Я из него вытекаю.

…И поняла тогда Свинья: там, где нет песен, там и желудей не бывает.

У этой сказки длинное и сложное название, однако смысл ее предельно прост. Прослушав сказку, ребенок будет гораздо береж­нее относиться к тому, что его окружает – будь это создание рук.

человека или самой природы. это все равно, ведь природа и человек неотделимы. Тот, кто обижает природу, губит ее – тот сам себя обкрадывает и губит.

СКАЗКА О ДОЖДИНКЕ, КОТОРАЯ ХОТЕЛА НАПОИТЬ ДЕРЕВО

Цель:

Источник: http://ansya.ru/health/a-fadeev-a-ekologicheskie-skazki/main.html

Ссылка на основную публикацию