Паустовский «растрёпанный воробей»

Читать

Паустовский «Растрёпанный воробей»

Константин Георгиевич Паустовский

Растрепанный воробей

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове — должно быть, сильный и храбрый.

Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью.

Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

— Вот, — прошептала мама, — ты и дождался.

— Чего дождался? — спросила Маша.

— Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, — ответила мама. — Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

— А вот я и поняла, — сказала сердито Маша.

— Что ты поняла?

— Все! — ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима.

Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.

Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

— Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.

Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся.

Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена — их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, — воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.

Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные — в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.

«Раньше, — рассказывал Чичкин, — воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: «Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»

А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят…»

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.

Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула — выбранилась на все воробьиное вороватое племя.

Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.

— Эх ты, беспризорник! — сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. — Невеселой жизни ты воробей!

Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.

Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:

— Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:

— Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила.

Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку.

Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий — Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне — и наколотил одиннадцать раз.

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу — нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=69018&p=1

Сказка Растрепанный воробей. Читать онлайн, скачать. Паустовский Константин Георгиевич

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый.

Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью.

Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.

Читайте также:  Михаил соймонов «сеятель»

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.

– Чего дождался? – спросила Маша.

– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.

– Что ты поняла?

– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима.

Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.

Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.

Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся.

Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена – их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, – воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.

Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные – в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.

«Раньше, – рассказывал Чичкин, – воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: «Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»

А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят…»

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.

Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула – выбранилась на все воробьиное вороватое племя.

Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.

– Эх ты, беспризорник! – сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. – Невеселой жизни ты воробей!

Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.

Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:

– Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:

– Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила.

Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку.

Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий – Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне – и наколотил одиннадцать раз.

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу – нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.

https://www.youtube.com/watch?v=Ey6aEO2J1UM

Тогда Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше. То притащит засохшую пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку.

Должно быть, ворона воровала не только у Маши, но и в других домах, потому что Пашка иногда ошибался и притаскивал чужие вещи: расческу, игральную карту – трефовую даму – и золотое перо от «вечной» ручки.

Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их на пол, делал по комнате несколько петель и стремительно, как маленький пушистый снаряд, исчезал за окном.

В этот вечер Петровна что-то долго не просыпалась. Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Сначала в форточку летел крупный снег и таял на полу, а потом вдруг что-то заскрипело.

Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Маша вскрикнула. Петровна проснулась, заохала и заругалась.

А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша. А Петровна говорила, что не надо убиваться, может, и найдется стеклянный букетик – если, конечно, дура ворона не обронила его в снег.

Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался.

Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Он перелетал с вывесок на фонарные столбы, с них – на деревья, пока не долетел до театра. Там он посидел немного на морде у чугунной лошади, почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся.

Вечером мама надела на Машу праздничный белый фартучек, а Петровна накинула на плечи коричневую атласную шаль, и все вместе поехали в театр. А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет.

Сразу воробьи не решились, конечно, напасть на ларек, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она разозлится и вылетит из ларька. Тогда можно будет устроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу. Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

Тогда воробьи наконец собрались с духом и начали один за другим проскакивать в ларек. Там поднялся такой писк, шум и трепыхание, что вокруг ларька тотчас собралась толпа. Прибежал милиционер. Он заглянул в ларек и отшатнулся: воробьиный пух летал по всему ларьку, и в этом пуху ничего нельзя было разобрать.

– Вот это да! – сказал милиционер. – Вот это рукопашный бой по уставу!

Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.

Читайте также:  Детская комната для новорождённого

В это время все струны на скрипках и виолончелях в театральном оркестре тихонько вздрогнули.

Высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся, легко поплыл в сторону, и Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых уродок-сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.

– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены.

Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец. И мама, убегая из него, потеряла на лестнице хрустальную туфельку.

Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижером.

Он так был занят тем, чтобы помочь Золушке, что даже ни разу не оглянулся на зрительный зал.

И это очень жаль, потому что в зале было много детей с пылающими от восторга щеками.

Даже старые капельдинеры, которые никогда не смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками программок в руках и большими черными биноклями, – даже эти старые капельдинеры бесшумно вошли в зал, прикрыли за спиной двери и смотрели на Машину маму. А один даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища, такого же капельдинера, как и он.

И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, – вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.

Он закружился над сценой, ослепленный сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.

Зал зашумел и стих. Дирижер поднял руку и остановил оркестр. В задних рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене. Воробей подлетел к Золушке.

Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. Театральные огни задрожали от рукоплесканий.

Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.

Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – ее мама.

А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:

– Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?

– Да, – ответила, помолчав, мама.

– А почему ты плачешь?

– Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.

– Вот и неправда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.

– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой – плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.

Источник: http://repka.su/skazki/Rastrepannyj-vorobej/372

Краткое содержание Растрёпанный воробей Паустовского

Мама девочки Маши работает в театре балериной, папа – моряк дальнего  плавания. Когда мама уходит на работу девочка остается с нянюшкой Петровной.

Скоро в театре будет премьера спектакля «Золушка», в котором Машина мама будет играть главную роль. Свой костюм мама собирается украсить красивым стеклянным букетиком. Его оставил в подарок папа и попросил приколоть к платью, когда мама будет танцевать партию Золушки: так он будет уверен, что именно в этот торжественный момент мама о нем вспомнит.

Каждый вечер в открытую форточку прокрадывается старая седая ворона. Она крадет продукты и утаскивает в заколоченный на зиму ларек. Один воробей по кличке Пашка очень голодал зимой и попытался вытащить что-нибудь из запасов вороны. Но птица заметила это и больно ударила Пашку клювом по голове.

Воробья подобрал милиционер и отдал «на воспитание» Маше, которая гуляла с Петровной в парке. Дома у Маши воробей отогрелся, поел и с тех пор каждый день  стал прилетать к ней в гости. Назло вороне Пашка начал таскать продукты и украденные предметы из ларька и приносить их Маше в благодарность.

 Маше интересно посмотреть, как ворона проникает в дом, и она, открыв специально форточку, прячется. Птица, как обычно, прилетает и уносит стеклянный букетик, оставленный на столе. Мама очень расстроена и плачет.

Пашка, услышав о краже букетика и огорчении Машиной мамы, решает помочь. Он собирает всех воробьев, и они нападают на ворону, спрятавшуюся в ларьке. Начинается настоящий бой. На шум прибегает спасший Пашку милиционер и пытается остановить драку.

Маша с Петровной, нарядно одетые, отправляются в театр смотреть «Золушку». В самом конце спектакля в зал влетает растрепанный воробей, в клюве которого что-то блестит. Птица принесла Машиной маме стеклянный букетик, который она тут же прикалывает к своему платью.

Ночью, уже засыпая, Маша интересуется, почему мама плакала, если все закончилось хорошо и букетик нашелся. Мама отвечает, что плачут и от большой радости, а не только от горя.

Главная мысль рассказа Растрепанный воробей

Одна из основных мыслей рассказа – о всеобъемлющей силе добра, творить которое может не только человек, но и маленький воробей, о том, что сделанное добро всегда возвращается.

Кроме того, автор затрагивает такую тему, как любовь и верность: будучи подлинными, эти чувства сохраняются, даже когда люди друг от друга далеко.

Сказочная форма произведения помогает выразить еще одну важную идею: в жизни всегда есть место чуду.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Пастернак Доктор ЖивагоКнига широко известна не только в нашей стране, но и на Западе. Автор показал нам через судьбу русского врача, который прекрасно сочинял стихи, жизнь и веяния интеллигенции в России.
  • Краткое содержание Лесков ПугалоЛесков дает реальную картину существования помещиков. Эти истории смачно сдобрены народными фантазиями, переросшими в легенды и нарастившие изрядный шлейф простонародностях.
  • Краткое содержание Лев Толстой ОтрочествоПовесть «Отрочество» — вторая часть автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В этом произведении читатель познакомится с жизнью подростка 19 века.
  • Краткое содержание Житие протопопа Аввакума, им самим написанноеАввакум родился в семье нижегородского священника Петра и Марии. Будучи ребёнком, он увидел мёртвое животное, и это зрелище сильно напугало его, и мальчик долго думал о смерти и спасении души.
  • Краткое содержание Пантелеев ФенькаВ небольшом произведении под названием Фенька Л. Пантелеев повествует об одном из обычных вечеров, когда он, увлекшись на диване чтением, вдруг обращает внимание на странные звуки. Шум нарастал со стороны окна

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/paustovskij/rastryopannyj-vorobej-kratko

Краткое содержание Паустовский Растрепанный воробей для читательского дневника

Маша – девочка, у которой мама работает балериной. Они вместе с папой живут в большой квартире. В комнате одной — там открыта фортка, куда постоянно залетает ворона, и ворует вещи, которые блестят. Однажды, ворона ударила воробушка, которого девочка потом забрала себе, и вылечила его.

https://www.youtube.com/watch?v=nHAOlC9ZoZY

И однажды ей захотелось подсмотреть, как ворона ворует вещи. И тогда птица украла брошь, которая нужна была маме. Но в последний момент на концерт воробушек принес ее маме эту брошь, которую смог отобрать у наглой вороны. Все были неимоверно довольны и счастливы.

Читать краткое содержание Растрепанный воробей Паустовского

История, которая случилась на самом деле, очень напоминает сказку. Жила семья: мама, папа, девочка и их няня. Время было непростое, послевоенное. Отец Маши ушел на фронт, когда началась война. Он служил на корабле, моряком. Даже, получил ранение, но вернулся живым.

Теперь работал далеко. Мама Маши танцевала в театре. Она – балерина. Девочка оставалась дома с няней. Она любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Эта занимательная история произошла зимой. Недалеко от дома, где жила девочка стоял киоск.

Там продавали мороженое в летнюю пору, а в зимнюю – он пустовал. Ларек приглянулся вороне и стал ее жилищем. Птица оказалась очень хитрой и проворной. Она повадилась влезать в форточку, когда она была открытой, и забирать кусочки пищи. Квартира оказалась Маши и ее родителей.

Ворона уже натаскала много разных вещиц в киоск.

Однажды маленький воробей проник в ее обитель и поплатился. Она ударила клювом Пашке в голову и столкнула вниз. Милиционер нашел птичку, положил в рукавицу и отдал Маше. Девочка была рада новому питомцу, и приютила воробушка. Он окреп, обогрелся и мог прилетать к девочке, когда хотел.

Теперь форточка всегда была для него открыта. Пашка хотел отблагодарить девочку за свое спасение, и приносил ей в клюве забавные сувениры. Когда отец Маши находился дома, он подарил своей жене великолепную брошь в форме букета. Он считал, что она будет напоминать супруге о нем.

Зимним вечером мама должна выступать в театре в главной партии и танцевать Золушку. Она достала брошь, показала Маше и попросила не трогать. Девочке стало любопытно, как вороне удается воровать вещи через окно. Она затаилась, когда птица проникла внутрь, стала смотреть за ней.

Ворона не растерялась, и утащила ту самую брошь.

Когда мама танцевала на сцене, вдруг влетел воробушек, и в клюве у него блеснула брошь. Он выронил ее прямо в руки героини. Таким образом, маленький воробей отблагодарил девочку за доброту.

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в старшей группе детского сада. изготовление светофора

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/paustovskij/rastrepannyj-vorobej

Паустовский Растрепанный воробей: краткое содержание

Константин Паустовский «Растрепанный воробей» — эту сказку читают многие дети по школьной программе. В данной статье мы разберем краткое содержание произведения, кто его главные герои и какова главная мысль. Статья может быть полезна для заполнения читательского дневника или для принятия решения о выборе книги с рассказами и сказками этого выдающегося автора.

Здравствуйте уважаемые читатели, описывая книги про животных для детей, я поняла, что данное произведение нужно вынести в отдельную статью. Иначе 5 книг, с которыми очень хотелось познакомить родителей, не смогли бы быть охвачены достойным вниманием. Перейдя по ссылке выше, вы сможете увидеть их список.

Паустовский Растрепанный воробей — краткое содержание, пересказ

В послевоенной Москве, жила девочка Маша со своей мамой и нянюшкой. Ее папа был моряком и участвуя в войне был ранен, чуть не утонул, но выжил.

В то время нужно было восстанавливать Родину и отец Маши работал на Камчатке, дома его видели редко. Мама девочки была балериной в Большом театре.

Кстати, название театра ни разу не упоминается, но описываются чугунные лошади с управляющим их человеком. Что дает нам понять куда именно каждый вечер уходила на репетиции мама.

Девочка проводила вечера с нянюшкой, и пока та отдыхала, Маша любила смотреть в окно. История произошла зимой, Константин Паустовский тонко касается жизни птиц в это время года. Рассказывая о том, что во времена, когда люди всё больше передвигались на повозках, птицам зимой доставались зерна из лошадиного корма.

Теперь же, когда народ передвигается на автомобилях, пичужкам приходится трудно. Неподалеку от здания, в котором проживала девочка, стоял ларек. Летом в нем продавали мороженное, на зиму забивали досками.

Вот в нем и поселилась ворона, которая каждый вечер протискивалась в открытую форточку квартиры и воровала кусочки еды.

В том же районе обитал воробей Пашка. Как-то раз он решился залезть в ларек, чтобы полакомиться запасами вороватой вороны. Но не успел он влететь, как та клюнула его по голове и выкинула на улицу.

Маленькую пичужку подобрал милиционер, посадил в варежку, а потом предложил воробушка Маше. Девочка с удовольствием согласилась, отнесла птичку домой, накормила, отогрела. Теперь воробей мог влетать в открытую форточку когда хотел.

Он был очень благодарен девочке и старался, как мог, отблагодарить ее, принося «сувениры».

Одним вечером мама Маши достала очень хрупкую брошь в виде букета. Она попросила девочку не трогать ее, объяснив, что это подарок ее отца и она будет очень расстроена если с брошью что-либо случится.

Когда мама ушла на очередную репетицию, а нянюшка всё еще дремала, девочка решила посмотреть как ворона таскает вещи. Она приоткрыла форточку, спряталась за шифоньер и стала ждать.

Воровка вскоре появилась, но какого же было изумление, когда Маша увидела, что именно она забрала. Мамину брошь!

Мама так сильно плакала, что даже девочка разрыдалась вместе с ней. Оказалось, что папа Маши подарив эту брошь, попросил приколоть ее и подумать о нем, когда жена выступит в Большом театре в роли Золушки. И вот день настал.

Девочка с нянюшкой пришли в театр, где выступала мама, играл оркестр и Маше с трудом верилось, что эта хрупкая красавица ее мама.

В конце представления в зал влетел воробей, он сделал несколько кругов и выронил из клюва пропавшую брошь прямо в руки Золушки.

Оказалось, Пашка нашел как отблагодарить Машу. Он подслушал, что ворона утащила нечто ценное. Пролетел за Машиной мамой, чтобы узнать где та работает. А затем собрал стаю воробьев и они напали на ларек. Так маленький воробушек сотворил поступок подобный сказке.

Растрепанный воробей — главные герои

Вот такая прекрасная сказка, со счастливым концом, написана Константином Паустовским. Давайте посмотрим кто же ее главные герои:

  • Девочка Маша;
  • ворона;
  • воробей Пашка.

Самым главным героем, Паустовский Растрепанный воробей, сделал Машу. Какая она? Добрая — она заботится о слабом, раненном воробушке.

Она любит маму и переживает потерю папиного подарка вместе с ней.

Еще девочка любознательная.

Именно из-за этого ее качества и произошла неприятность.

Что можно сказать о вороне? Она вызывает большой интерес у девочки, которая вместе с нянюшкой, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате.

Ворона таскает со стола объедки еды, что неудивительно зимой. Но она не всё съедает, многое заталкивает в расщелины ларька. Также она умна и не любит вторжения на свою территорию.

А что нам известно о третьем главном герое — воробье Пашке? Он ловкий смелый и полон благодарности к девочке. Отношения Маши с воробьем дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит.

Он постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть.

И самое главное — именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Паустовский Растрепанный воробей — второстепенные герои

  • Мама девочки;
  • няня Петровна;
  • отец Маши;
  • милиционер.

Мама Маши балерина, которая практически все вечера находится на репетициях.

Она готовится к выступлению в роли Золушки. Нам известно, что женщина очень любит мужа и скучает по нему.

Бережно хранит подаренную им брошь и хочет ее надеть в день выступления, чтобы хоть частично почувствовать его присутствие.

Няня Петровна — это пожилая женщина, которая постоянно находится с Машей. Она добрая и немного строгая. Вечером она отдыхает на диване, а перед сном открывает форточку, чтобы проветрить помещение.

Отец Маши — это косвенный персонаж, о котором мы знаем из мыслей мамы и воспоминаний самой девочки.

Милиционер — мужчина с добрым сердцем, который не только подобрал раненого Пашку, но согрев его в своей рукавице, предложил Маше взять его домой. Мы знаем, что он курил табак, крошки которого Пашка обнаружил в его кармане. А также, что милиционер исправно выполнял свои обязанности.

Паустовский Растрепанный воробей — главная мысль

Сказка Растрепанный воробей пронизана волшебством. Паустовский хотел донести мысль, что в обычной жизни тоже есть место волшебству. А как иначе объяснить то, что птица поняла переживания девочки и помогла ей в трудную минуту? Главным чудом в произведении является любовь, которая связывает его героев — их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.

Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик, если не он сам, смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете.

Сказка наполнена любовью, которую испытывают друг к другу все действующие лица. И все же присутствует немного печали от расставания мамы с любимым мужем, Маши с отцом и постоянно отсутствующей мамой.

Но это жизнь и в ней есть место верным друзьям как Пашка, любви к ближним независимо от того далеко они или близко.

Уважаемые читатели, я надеюсь вы нашли полезным мой полный разбор произведения. Если вы помогаете ребенку с домашним занятием, то обсудите все описанные мною моменты и уверена, что ваш школьник не только получит заслуженную 5-ку, но также глубже поймет произведение, которое написал Константин Паустовский Растрепанный воробей.

Вам также будет интересно:

Денискины рассказы
Краткое содержание: «Пропавшая буква» и «Мангуста»

Источник: http://www.millionairekids.ru/paustovskij-rastrepannyj-vorobej/

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: К, Паустовский Растрёпанный воробей

Слайд 1

Растрёпанный воробей 21.01.14 открытый урок для родителей Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» Рубцова Марина Владимировна 4 класс Школа россии

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Стр. 8 Чтение по решётке

Слайд 3

Скороговорка Проворонила ворона воронёнка .

Слайд 4

Фотоглаз х орошо с толица л юбить и грать п роцесс а втобус серебро

Слайд 5

Выберите синоним из рядя слов: Выручить — прийти в гости, прийти к заключению, прийти к выводу, прийти на помощь. Понравиться — расположить на местности, расположить к себе, р асположиться у реки, расположиться как дома. Знать — иметь представление, иметь способности, иметь достоинства, и меть недостатки,. Верить — принимать в секцию, принимать гостей, принимать товар, принимать за истину.

Слайд 6

КонстантинГеоргиевичПаустовскийрусский п исательродилсявМосквев1892годувсемье ж елезнодорожникавсемьебылочетверо д етейтроебратьевиоднасестрас1898года жилнаУкраиневегопроизведенияхсоздан я ркийобразприродыродногокрая .

Слайд 7

Вопросы: 1.Где родился К. Паустовский? 2.В какой семье он родился? 3. Сколько детей было в семье? 4.Где он жил с 1898 года? 5. Образ чего создал Паустовский в своих произведениях ?

Слайд 8

К. Паустовский умер в Москве в 1968 году .

Слайд 9

Стр.12 аудиослежение

Слайд 10

наковальня Это инструмент для кузнечной обработки металлов .

Слайд 11

Вопросы: 1.Железный кузнец в часах опустил молот? 2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз ? 3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа ? 4.Маша стояла у окна ? 5.Мама ушла в театр ? 6.Театр был огромный с деревянными колоннами? 7.На крыше театра были чугунные лошади ?

Слайд 12

Большой театр в Москве

Слайд 13

Разминка ( папка с таблицами) Упражнения: по 30сек. – 3раза – стр.12 стр.12 – 1абзац — наизусть за 1 мин. стр.13 — чтение в паре стр.14 — чтение «вверх ногами» — до середины страницы тоже самое — обычное чтение стр. 14 – от середины страницы чтение с листком сверху — «огонь» 3. Успеть за 1 минуту – стр 15 – 120 слов. Работаем с текстом:

Слайд 14

Вопросы: 1.Ворона ждала ,когда Петровна откроет форточку? 2.Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковёр и Оставляла на столе грязные следы? 3.Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу ? 4.Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке ? 5.Ворона была скупая и сварливая?

Слайд 15

Двухстороннее чтение : по слову «Прыжок» п ерепрыгиваем на другую страницу

Слайд 16

Рассмотрите внимательно — опишите картинку письменно .

Слайд 18

Рассмотрите ещё раз — дополните .

Слайд 19

Домашнее задание: Стр . 12 – 15 читаем по решётке .

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/03/26/k-paustovskiy-rastryopannyy-vorobey

Ссылка на основную публикацию