Паустовский. кот ворюга

Краткое содержание Кот ворюга Паустовский для читательского дневника

Паустовский. Кот Ворюга

Однажды в одной из деревень спокойную и размеренную жизнь прервал случай, который нельзя назвать необычным. Кот, будучи постоянно голодным добывал себе еду как умел. Но дети смогли сделать правильный моральный выбор и поступили с котом так, как он этого заслуживал.

Рассказ учит не делать поспешных выводов только на основании поступков, причины которых неизвестны. 

Читать краткое содержание Паустовский Кот ворюга

Название произведения «Кот-ворюга» помогает читателю с первых секунд понять о чём будет идти речь в рассказе.

Наглый кот, которому удаётся прокрадываться в дом незамеченным, нагло ворует еду со стола. Он настолько быстро и ловко прячется, что за месяц хозяевам дома удалось рассмотреть его всего лишь один раз.

Тогда-то они и увидели, что кончик кошачьего хвоста был отрублен, а ухо немного разорвано.

 Кот воровал всё: хлеб, сметану, мясо и рыбу. Он даже выкопал банку с червями, закопанную в чулане для будущей рыбалки, но есть их не стал. Но в один прекрасный день коту удалось заполучить целых 10 огромных, вкусных окуней, пойманных несколько часов назад. Это стало последней каплей.

 В один прекрасный день Ворюга задумал украсть кусок ливерной колбасы прямо на глазах деревенских ребят. Тогда они решили, что будут ловить разбойника. Загнав животное на верхушку берёзы, дети стали трясти её.

Кот сначала уронил колбасу, затем упал сам и кинулся в единственный узкий проход, ведущий под дом, тем самым загнав себя в угол. Чтобы выманить вора из места его заточения, один из мальчиков придумал приманить кота рыбой, привязанной к леске.

Кот, увидев рыбу, крепко вцепился в неё зубами и уже не отпустил. Так и достали бедное животное, вцепившееся в рыбную голову.

Кот понимал, что его ждёт суровое наказание, но отпускать такое вкусное лакомство не хотел. Он поджал хвост и уши в ожидании наказания, но мальчишки решили наказать воришку по-своему. Они не стали бить животное или мучить его голодом.

Дети, посовещавшись, стали кормить кота, да так, что тот после такого неожиданного пира еле ходил. Он уселся на пороге и начал умываться. После умывания он принялся тереться головой о пол и едва не протёр шерсть на затылке.

Затем Ворюга лёг рядом с печкой на спину и мирно засопел.

После этого случая кот перестал воровать. Он стал жить в доме, который обворовывал несколько месяцев, и даже помогать своим спасителям. Однажды утром куры залетели на стол и стали клевать хозяйскую гречку.

Увидев это, кот с криком начал пугать их, подпрыгивая вверх, а мчавшегося прочь петуха, и вовсе стал колотить по спине передней лапой. С тех пор ни одна живая душа в этом дворе не смела воровать, а куры, увидев кота издалека, в панике разбегались по саду.

Теперь никто уже не называл кота Ворюгой. Его переименовали в Милиционера.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/paustovskij/paustovskij-kot-voryuga

3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский

Мы сегодня познакомимся с рассказом замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «Кот – ворюга». Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве.

Костя Паустовский написал свой первый рассказ в возрасте 19 лет. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках своей Родины. «Почти каждая моя книга — это поездка.

Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский.

Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. За свои книги писатель был награжден тремя   орденами и медалью.

  http://mypresentation.ru/documents/45f1002ddb10461099748e5983ebc55a/img3.jpg

Чтение первой  части 

Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание. ( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.

)
О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать? ( Он описан как хулиган, боец).

 
Правильно, результат этого отражён  в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота.

А мне не жалко, он воровал)
Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)  Чье мнение выражает автор?( Своё)  Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи). Что использует автор, для описания поступков?     

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.
Что сделал кот напоследок? (Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.)

http://900igr.net/datai/literatura/Skazochnik-Andersen/0004-004-Uznaj-proizvedenie.png

Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)
Почему он так называет?( спасения не было)
Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ  кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок.

Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков – желание выжить, будучи никому ненужным.


Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

    Кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

    Погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

    Прорва – у Паустовского – название реки

Чтение второй части 

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

( Пейзаж-описание природы)

Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку. (Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали.

Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, …)

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.) Как вы думаете, почему именно заброшенный дом? Есть связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник)

 Что означает слово заброшенный?( Одинокий)  Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.   Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)    

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.

Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справится.)_

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их. 

Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

Тесовая крыша – крыша из тёса  
Лаз –  это отверстие, ход, ведущий куда-то.

Чтение третьей  части 

– Что произошло с котом? (попался)
– Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)
– Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью) 
–  Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)  Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька.

Кто оказался сильнее? ( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

 Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)
– Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте. (Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье – кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.)
 Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка) 
После того, как кота вытащили, что удалось как следует  сделать героям? ( Рассмотреть кота)

http://fb2.booksgid.com/content/22/konstantin-paustovskiy-kot-voryuga/img/i_004.png

Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) 
Зачем автор использует описание кота? ( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).    Вспомните, какой он был в 1 части?

  Этот прием называется – контраст.,т.е противопоставление.

https://www.youtube.com/watch?v=m2XWyrr2IlM

Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)
-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)  Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.  Вот и наступает самый напряжённый момент – вздуют кота или пожалеют. 

– Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

– А что ждал кот? ( Наказания)
– Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)

 Чтение четвертой  части. 

     Что значит прижился? (остался жить)
     Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)      Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)

     Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)

                   http://www.playing-field.ru/img/2015/052218/4935812

      Каковы же были действия кота? Прочтите.    (Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.)   
     Как автор описал действия кур? ( взлетели с отчаянным воплем,  бросились, теряя перья) 

             http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/98598246.20/0_62501_f3462f66_XL.jpg

      Прочтите, как автор описывает Петуха? (Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный “Горлачом”. Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.)
     (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

 
     Что помогает понять, что петух – трус? (Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)
     Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость )
     .Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка». (он – сторож, хозяин).

  Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

 Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

Подходит ли ему эта кличка? (Да)            
      Что по этому поводу говорит Рувим? (Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.)
           

Обобщение 

   Что поняли люди? (Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .

)
Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)   -Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.  Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.  Но потом – сочувствие, жалость.

– Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь: – Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается. Ответили мы с вами на вопрос, который возник  в начале урока?

Так, какой же кот?  ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.)

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

Итоги

Освоили главную идею произведения  (  добро всегда добром возвращается.) Дали оценку поступкам кота.  Объяснили, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/01/31/3_kl._kot-_voryuga.doc

http://pwpt.ru/download/ident/6eeb2da716a8ce589f482b91607c7f55/

http://citaty.su/kratkaya-biografiya-paustovskogo

http://festival.1september.ru/articles/596182/pril.docx

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1402/052a3c647a98c94f41942b4edab2f08d.ppt

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4781/lesson

«Кот-ворюга» Константин Паустовский скачать бесплатно fb2, rtf, txt, epub

Советский писатель Константин Паустовский знаком нам еще со школы. Его занимательные детские рассказы входили в учебную программу младших классов.

А знаете ли вы, что этот человек прошел две войны и в конце своей жизни успел написать целых шесть томов мемуаров? О своей нелегкой жизни, о войнах и их последствиях, о своих коллегах-писателях и много еще о чем.

Впрочем, именно детские рассказы сделали его знаменитым на весь Советский Союз. И заслуженно. Начните читать их своим детям и убедитесь, почему.

Небольшой рассказ «Кот-ворюга» станет открытием не только для ваших детей, но и для вас. Представьте себе бездомного кота, которого жизнь сурово потрепала. Но он не утратил самоуважения и грации. Наоборот, животина только и ждет, где бы урвать кусок пожирнее и плевать хотела на ваше мнение по этому поводу.

Невероятно интересная и поучительная книга «Кот-ворюга» зарядит читателей юмором, оптимизмом и добром. Хотите привить юному поколению любовь к природе? Предложите им читать рассказы Константина Паустовского.

Сюжет таков. Лето. Дача. Котик-бродяга учуял поживу и стал воровать еду у дачников. Разворачивается целая детективная история. Люди пытаются его выловить, но безрезультатно. Преступления множатся, обстановка накалена до предела. «Кот-ворюга» чинит настоящий беспредел. И что же сделали люди? Развязка вас удивит.

Своей книгой Константин Паустовский учит нас добру и человечности. Он так излагает события, что дети сами без нравоучений все понимают. Для них взрослые являются примером. В данной истории представлен отличный пример толерантного отношения и любви человека к животному.

Смысл произведения – доброта и внимание исцеляет любую, даже самую запущенную личность. В данном случае – кота. С людьми это правило также работает.

В итоге, усатый рыжий бандит ощутил любовь и нежность. Вследствие чего стал ласковым и благодарным хозяином дома.

«Кот-ворюга» несомненно понравится вашим чадам. Ведь эта история не только интересная, но и поучительная. Из книги дети узнают о людях и животных много нового.

О том, например, что человек – хозяин природы и только от него зависит, как поступать с зависящими от него животными.

А искусно описанные автором повадки кошек заставят маленьких читателей улыбаться и еще больше полюбить своих Барсиков и Мурчиков.

Давайте вместе с нашими детьми станем чуточку добрее! Приятного чтения!

На нашем литературном сайте books2you.ru вы можете скачать книгу Константин Паустовский «Кот-ворюга» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf.

Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания.

К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

 
 

Читать онлайн

 

Скачать в fb2 Скачать в rtf  Скачать в epub Скачать в txt

Источник: http://books2you.ru/knigi/kot-voryuga-konstantin-paustovskij/

«Кот-ворюга» К.Г. Паустовского | Молодежный информационно-развлекательный журнал

Рассказ «Кот-ворюга» был написан К.Г. Паустовским в 1935 году. Это произведение входит в сборник рассказов «Летние дни».

Жанр рассказа выбран автором не случайно, ведь рассказ – небольшое произведение, в котором описывается эпизод, случай из жизни героя. Случай из жизни рыжего кота описан в произведении. Этот эпизод, возможно, стал решающим в судьбе центрального образа.

Главным героем К. Г. Паустовского в рассказе «Кот-ворюга» является рыжий кот, доставивший немало хлопот, но в итоге ставший «хозяином и сторожем» в доме и в саду.

Почему героем выбран именно рыжий кот? В детских сказках кот – решительный, независимый и хитрый, но всегда вызывающий уважение. Именно таким он и описан К. Паустовским: «ловко прятался», «бродяга и бандит». Цвет также выбран не случайно. Со стародавних времен считалось, что рыжие коты приносят счастье.

Также, желтый, оранжевый, рыжий – цвета солнца, веселья и добра. При прочтении о проделках рыжего кота возникает ассоциация с рыжим хулиганистым мальчишкой. Рыжий цвет выступает здесь как символ непослушания, озорства. Также можно провести параллель с еще одним героем сказок – рыжая лиса, ловкая и озорная.

Кличка – Ворюга – была дана коту за его проделки: «он воровал все», утащил кукан с окунями, «украл со стола кусок ливерной колбасы». Но звучание клички не несет осуждающей характеристики, скорее отношение автора к выходкам кота снисходительное.

«Оправдывает» народные приметы о рыжем коте главный герой только в конце рассказа. Что же предшествовало такому преображению?

Рассказ начинается с описания поступков и выходок кота, а также автор дает оценку тому, как ребята относятся ко всему происходящему: «мы пришли в отчаяние», «поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки». К. Г.

Паустовский примерно одну треть рассказа отдает на то, чтобы рассказать о хулиганских действиях главного героя – это направлено на раскрытие его характера, постепенно нарастает и эмоциональное напряжение.

Кот долгое время ухитрялся совершать свои «подвиги»: «через неделю удалось наконец установить..», «почти месяц мы потратили…».

Завязка сюжета вынесена в середину рассказа, когда кот крадет кусок ливерной колбасы и лезет с ним на березу. Он попадает в безвыходную ситуацию и решается на «отчаянный поступок»: ищет спасения под домом, хотя тем самым только усугубляет свое положение, так как «выхода оттуда не было».

Итак, кот-ворюга пойман. Здесь кульминация рассказа. Логично предположить, что рыжий кот понесет какое-то наказание за свои шалости.

Но мудрым судьей выступает мальчик Ленька, который считает, что наказание кота не исправит («У него с детства характер такой») и предлагает путь добра.

Почему же именно так решает автор поступить с хулиганом? Ответ кроется в описании кота, после того, как его поймали: «это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот», «кот ждал, зажмурив глаза».

Глядя на него, к ребятам приходит понимание его поступков, ведь кот был никому не нужен и вел себя так от безысходности и одиночества. И воровал он не из-за хулиганского характера, а был вынужден сам добывать себе пищу. И если сначала читатель осуждает рыжего кота за его действия, но здесь осуждение уступает место жалости и сочувствию.

Последняя треть рассказа посвящена описанию преображения кота-беспризорника в «хозяина и сторожа».

Ворюга оценил «наказание» добром и перестал воровать, прижился в доме и «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: проучил кур, забравшихся на стол и клевавших гречневую кашу.

Доброта ребят сменила настороженность и отчаяние кота на доверие и уверенность, на дружбу и понимание своей значимости и полезности. Ему не хватало внимания, заботы и любви людей. Эта часть рассказа является развязкой сюжета.

Надо отметить, что куры сначала выступают в качестве соучастников шалостей, эдакая веселая ватага мальчишек: кот разрыл банку с червями, «их он не съел, но… сбежались куры и склевали весь наш запас червей».

После того, как кот прижился в доме, он стал выполнять правила сам и следить за дисциплиной во дворе, в связи с чем, куры и петух Горлач теперь «опасались воровать» и «увидев кота, …прятались под домом».

И если в начале произведения кот выступает как хитрый и наглый персонаж, то в конце читатель видит уже совсем другой образ. Это доброта, отзывчивость и великодушие мальчишек меняет главного героя, добро всегда побеждает зло!

В рассказе К. Паустовского мы видим всего две пейзажных зарисовки. Причем расположены в тексте они друг за другом. Первая – описание дома и сада вокруг: «дом  маленький», «стоял в глухом заброшенном саду».

Именно здесь и ищет спасения рыжий кот, когда попадает в сложную ситуацию. Рождаются параллельные образы: одинокий кот – заброшенный сад. На контрасте возникает второй пейзаж: «душистые высокие травы», озеро, желтая цветочная пыльца.

Это мир вокруг рыжего кота, мир солнечный и яркий. Такой прием помогает понять глубину одиночества главного героя.

В ходе повествования встречается много юмористических зарисовок и комичных сцен: «кот, потерявший всякую совесть», «это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня», «кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму» и многие другие. Вероятно, такое изложение, как и краткость текста, выбрано К. Г. Паустовским для того, чтобы детям было интересно и легко прочитать рассказ и понять основную мысль произведения.

Гаврилова Алина, 3 класс, МАОУ гимназия № 12

У нас в семье сохранился старенький сборник рассказов К. Г. Паустовского. Он был издан в 1994 году, в городе Ростов-на-Дону, издательством Ростовского университета. Я взял его в руки только тогда, когда мы писали изложение к рассказу автора «Кот-Ворюга». В классе мы прочитали отрывок, а дома я вспомнил про тот сборник.

В заголовке «Кот-Ворюга» я сразу почувствовал, что этот кот, не простой кот. Автор называет его вором, ворюгой, это кот-бродяга, бандит. Он потерял всякую совесть. Он обворовывал, он грабил среди белого дня, у него были бандитские проделки.

Какие темные краски сгущает автор и обрушивает на этого бедолагу! За что? Что заставило кота с дикими глазами совершать такие безобразия? Темные краски постепенно сгущались. Внутри меня как будто зазвучали напряженные ноты нижнего регистра моего кларнета.

Полилась тревожная музыка со сложными пассажами и переходами.

Бегу глазами по тексту дальше. Вот автор рисует «портрет» этого бессовестного кота. Да! Те характерные эпитеты вполне соответствовали его внешнему виду: разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, сам рыжий… В какие же ситуации попадал наш «герой»? Мой кларнет «изнывает» от боли, пальцы пробегают по клапанам с тяжестью, с какой-то скрытой грустью и скорбью.

Жалко кота-ворюгу?  Почему он дошел до такой жизни? Почему автор обрушивает на кота столько нелестных эпитетов? Или это авторская задумка, или он произносит эти слова немного, шутя и посмеиваясь, но кот-ворюга, действительно, постоянно вредил. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб, даже утащил кукан с десятью жирными окунями и кусок ливерной колбасы…

Грабеж, да и только! Босяцкие выходки кота не давали покоя, и всем это действовало на нервы. И вот кот попален и предстал, наконец-то, во всей красе: Огненно-рыжий, с большими подпалинами на животе, уши прижаты, хвост под себя! Явно – кот-беспризорник. Да, это так.

Что делать, как прожить этому коту? Картина мрачная, но мой кларнет почему-то «поет» победную мелодию. Среди мрачных нот нижнего регистра вдруг пробивается маленький луч света и смутной надежды. Веселее забегали по клапанам пальцы, ноты дружным строем устремились на верх.

Но люди-то думали-гадали, как наказать кота за его проделки, А кларнет все выводит и выводит… и не хочет согласиться с таким решением.

Вот приходит спасение: Не выдрать, а накормить. Это Ленька, босоногий мальчишка того времени, сын деревенского сапожника, тот который славился бесстрашием и ловкостью, именно Ленька нашел решение: накормить как следует.

Напряжение моего кларнета спадает совсем. Теперь он играет победный гимн. Играет восторженно, громко, радостно…

Накормить! Кот ел больше часа, потом стал мыться, поглядывать на всех. Он растянулся у печки и захрапел. Так кот прижился. Теперь автор показывает благородный поступок людей, которые вместо наказания – «плетки», дали Ворюге «пряник».

Они обогрели оборванца, приютили его, дали ему кров. Всех поразил неожиданный поступок этого кота. Он стад охранять двор от ворюг-кур, и бил петуха-горлача. Кот стал чувствовать себя хозяином, сторожем и перестал бояться. Из Ворюги он был переименован в Милиционера.

Да, теперь он блюститель порядка!

Перечитываю рассказ еще раз. Все события развиваются стремительно. Пальцы бегают…

Вот наш кот несется через огороды с окунями в зубах, то уже сидит на березе с куском ливерной колбасы, то он под домом, откуда несется непрерывная ругань нашею Ворюги. И вот, наконец-то, он из бродяги и Ворюги превращается в друга, помощника. Черные краски исчезают совсем. Воровские глаза его уже требуют благодарности.

Автор показывает стремительное перерождение кота-ворюги в хозяина и сторожа-милиционера. Все заканчивается благополучно: больше кот не воровал. А что потребовалось для этого? Накормить, обогреть, проявить внимание и заботу. К. Г. Паустовский мастерски представил нам эту развязку. Читать и перечитывать рассказ было интересно.

Может быть великие композиторы, читая подобные рассказы, и внутренне переживая как и я происходящее в них, после создавали прекрасные музыкальные шедевры, прошедшие через века и дошедшие до наших дней.

Буду рад встретиться с рассказами К. Г. Паустовского и дальше, в старших классах, дать оценку его мастерству по мере моего взросления и поучиться авторскому видению окружающей действительности.

Сырнев Марк, 4 класс, МБОУ СОШ № 197

Источник: http://timix.nios.ru/node/5138

Краткое содержание Паустовский Кот ворюга

Беспризорный кот обкрадывал нас по ночам. Он крал все подряд. Самое невыносимое оказалось то, что он откопал наших червей в банке. К ним слетелись курицы, которые все уничтожили. В результате, он сорвал рыбалку. Домашние птицы не могли встать и только постанывали. На выслеживание “негодяя” ушло тридцать дней.

Последней каплей нашего терпения стало то, что пропали окуни на веревке.

Мы дали клятву его поймать! Вечером, Ворюга, украв со стола колбасу из субпродуктов, полез на дерево! Мы стали трясти березу, уронив добычу животное с диким ревом, оказавшись на земле, скрылся под не высоким домом, заваленным рыболовными принадлежностями и урожаем, сухими растениями, служившим нам ночлегом. Основное время мы жгли костры, рыбачили. Уставшие, испепеленные солнцем, выслушивали новые истории о проделках кота.

Наконец, он угодил в лаз, где не было выхода! Мы закрыли проход. Котище истошно завывал несколько часов, но не выходил. Мы не могли больше терпеть. На помощь позвали самого ловкого паренька – супермена Леньку.

Он принес тонкую леску, привязал рыбу и закинул ее в подполье. Ворюга вцепился в голову и не хотел отпускать, но Ленька со всей силы вытащил кота, не желающего выпускать добычу. Шустрый мальчик держал за шкуру “бандита”.

Мы глядели на бедное животное. Он был тощим и облезлым.

По совету Леньки, мы решили его накормить! Сегодня кот полакомился: сметанкой, сырниками, куском поджаренной свинины. Поиграв с хвостом, кот спокойно лег и заснул. После этого он прекратил красть. Согнал кур, которые залезли на стол.

Особенно пострадал петух! Огненно – рыжий охранник гнался за ним и бил четвертой лапой! После этого птицы перестали заходить в дом и опасались кота. Кот бродил по саду и дому как сторож и хозяин, требуя благодарности.

Мы поменяли ему имя из кота – Ворюги, кот – Полицейский!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Дикий помещик Салтыкова-ЩедринаЖил один помещик. Богат он был и садами, и хлебом, и скотом, и крестьянами. Попросил он как-то у Бога, чтобы забрал мужиков из земель, очень уж их расплодилось во владениях. Боялся помещик, как бы люди все его добро не растаскали, весь хлеб не съели.
  • Краткое содержание Цветаева Мой ПушкинРассказ ведется от первого лица. Героиня вспоминает о своем первом знакомстве с историей смерти Пушкина на дуэли, когда Дантес заманил его зимой на снег и убил его. Это был первый факт, с которым она познакомилась в возрасте трех лет
  • Краткое содержание Островский Горячее сердцеЭта комедия Островского раскрывает все сложности быта мещанской жизни 19 века. Этот драматург способен показать изнутри все тонкости проживания в маленьком городке, где правит самодурство и абсолютная власть таких персонажей как Тарас Тарасович Хлыпов
  • Краткое содержание Калина красная ШукшинаВ произведении автор показывает нам судьбу бывшего осужденного Егора Прокудина. Наконец закончилось его заточение на зоне, и начальник перед тем, как выпустить Егора на волю, дает советы, как продолжить в дальнейшем свою жизнь
  • Краткое содержание былины Святогор-богатырьОсновным персонажем произведения является былинный богатырь Святогор, известный по всей Руси своей могучей силой и небывалыми подвигами.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/paustovskij/kot-voryuga

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга (стр. 1 из 2)

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом – Ворюгой.

Завязка – это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа – «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема – борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён – кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается.

Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев).

В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях).

У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот – ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам.

Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас.

Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет – это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен.

Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия.

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом.

С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит».

Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок.

Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить.

Это и есть мотив его поступков – желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался.

Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу.

Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе.

Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа).

Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент – вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить.

Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения – перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром.

Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя – кота – есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями).

Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел.

(«Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

Источник: http://MirZnanii.com/a/361103/analiz-rasskaza-paustovskogo-kot-voryuga

Константин Паустовский – Кот-ворюга

Здесь можно купить “Константин Паустовский – Кот-ворюга” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская проза, издательство Детгиз, год 1962.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Кот-ворюга” читать бесплатно онлайн.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Мы прозвали его Ворюгой.

Паустовский Константин Георгиевич

КОТ-ВОРЮГА

Рисунки И.Година

>

Мы пришли в отчаяние.[1] Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.[2] Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Мы прозвали его Ворюгой.

Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан[3] с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нём было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.[4] Это было уже не воровство, а грабёж.

Мы поклялись поймать кота и вздуть[5] его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу. Мы начали трясти берёзу. Кот уронил колбасу. Она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нём только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков[6] и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.

Чтобы пройти к берегам озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головой и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожжённые солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых выходках[7] рыжего кота.

Но наконец кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз.[8] Выхода оттуда не было.

Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.

Прошёл час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

Тогда был вызван Лёнька, сын деревенского сапожника. Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота.

Лёнька взял шёлковую леску,[9] привязал к ней за хвост пойманную днём плотицу[10] и закинул её через лаз в подполье.

Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щёлканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Лёнька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Лёнька был сильнее и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй. Мы впервые рассмотрели его как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, кот-беспризорник, с белыми подпалинами[11] на животе.

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

— Что же нам с ним делать?

— Выдрать! — сказал я.

— Не поможет, — сказал Лёнька, — у него с детства характер такой.

Кот ждал, зажмурив глаза.

Тогда вмешался наш мальчик. Он любил вмешиваться в разговоры взрослых. Ему за это всегда попадало. Он уже лёг спать, но крикнул из комнаты:

— Надо его накормить как следует!

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье Мы боялись, что он протрёт себе шерсть на затылке

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. С этого дня он у нас прижился[12] и перестал воровать.

На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу.

Кот дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

Куры взлетели с отчаянным воплем.[13] Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный Горлачом.

Кот несся за ним на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри у него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.[14]

С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Мы переименовали его из «Ворюги» в «Милиционера». Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде. А бабы-молочницы почему-то прозвали кота Степаном.

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев.

Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне[15] на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную[16] плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоил дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве, у костра, начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый, вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

И на этот раз с нами был мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки.

Мы никак не могли да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной, небывалой радуги.

Мы делали вид, что верили ему.

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке,[17] — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными[18] глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://www.libfox.ru/200551-konstantin-paustovskiy-kot-voryuga.html

Ссылка на основную публикацию