Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе доу

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружная семейка»

Автор занятия: воспитатель Мосеева Виктория Александровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 г. Усть-Лабинск.

Программное содержание:

Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг-другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Словарная работа:

Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, палочка, папулечка, мамулечка.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.

Материалы и оборудование:

Силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением: лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; гуашь, силуэты перчаток на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками.

(Воспитатель изображает пальцами птичку, зайчика, петушка. Дети подражают воспитателю).

Воспитатель:

«Пять да пять – родные братцы, Так все вместе и родятся, Если вскапываешь грядку – Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать».

Дети:

Пальчики.

Воспитатель:

А как вы догадались, что это пальчики?

Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Что же за теплушки, в которые они прячутся?

Дети:

Перчатки, варежки, карманы.

Воспитатель:

Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?

Дети:

Да.

Воспитатель:

(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

«Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья».

Дети подражают воспитателю.

Воспитатель:

О чем же эта игра?

Дети:

О семье.

Воспитатель:

У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик – мизинец.
Дети показывают.

Воспитатель:

А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье?

Дети:

Дети высказываются.

Воспитатель:

Давайте отыщем на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем ее на мизинчик ладошки-силуэта.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение:

«Мы с мамой делали котлеты, А за окошком дождик шел. Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!»

Воспитатель:

О ком я вам прочитала?

Дети:

О маме.

Воспитатель:

Почему девочке было хорошо с мамой?

Дети:

Им было хорошо, потому что они были вместе.

Воспитатель:

Расскажите, какая у вас мама?

Дети высказываются.

Воспитатель:

А как вы помогаете маме?

Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий – безымянный пальчик.

Дети:

(Дети надевают шапочку).

Воспитатель:

Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?

«Не терпит мой папа безделья и скуки. У папы умелые, сильные руки. И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель:

Что можно сказать про такого папу?

Дети:

Он сильный, смелый, деловой, смелый, всегда готов помочь.

Воспитатель:

Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

Дети:

(Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают на средний палец).

Воспитатель:

Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают).

«Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки!

(Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони Все в морщинах собраны.

(Показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони Добрые-предобрые.

(Поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони Долгими годами.

(Постукивают кулачком ладони)

Пахнут добрые ладони Щами с пирогами.

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят Добрые ладони.

(Имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят Теплые ладони.

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки!»

(Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Что же умеет делать бабушка?

Дети:

Печь пироги, вязать, шить, петь и т.д.

Воспитатель:

Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?

Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!..»

Дети:

(Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки-силуэта).

Воспитатель:

Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это?

Дети:

Дедушка.

Воспитатель:

Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.

«У меня есть дедушка, Как зима, седой, У меня есть дедушка С белой бородой. Мне на все мой дедушка Может дать ответ. И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет!»

Воспитатель:

Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас?
Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку.

Воспитатель:

Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором: тепло и уютно. Давайте мы с вами тоже нарисуем и разукрасим дом для своей семьи. Перед вами лежат цветные карандаши и бумага. Начнем работу!

Дети:

(Дети выполняют работу).

Воспитатель:

Друзья мои! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и домики получились нарядные!

Скачать конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для средней группы детского сада «Дружная семейка»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/drujnaya-semeyka.html

Конспект Проведения занятия по нравственному воспитанию

ГККП я/с №1 «Гульдер»

Конспект

Проведения занятия по нравственному воспитанию

На тему «Что такое хорошо, что такое плохо»

Воспитатель Вистунова О.Н.

Старшая группа

Январь 2012 г.

Цель: Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представления о вежливом общении. Формировать привычку употреблять слова вежливости. Продолжать учить использовать в речи такие понятия, как вежливость доброта, искренность, искусство нравиться, комплимент, любовь, привлекательность, приветствие, уважение к людям, умение слушать. Формировать представление о милосердии, как чувстве человека; воспитывать умения сострадать, оказывать помощь, проявлять заботу.

Орг. Момент.– Ребята, у нас сегодня необычный день – к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

« Веселое приветствие».

Под танцевальную музыку, после слов « Раз, два, три, друга найди» каждый ребенок должен найти себе пару. Команда: « Поздороваться ушами, носами ,мизинцами, коленками, лбами, пятками, щеками, ладошками».После музыкальной паузы, ребенок должен встать рядом с новым игроком.

Вот мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку стала радостней и интересней., Садятся. Еще, ребята, сегодня утром по дороге в детский сад мне почтальон передал это письмо. Оно от Царевны – НЕСМЕЯНЫ. Давайте его прочитаем .( Открываю письмо, достаю аудиокассету).

Ребята, это «звуковое письмо», его надо прослушать (включаем).

« Здравствуйте, ребята. Я Царевна – Несмеяна. Меня все так называют, потому что я капризничаю и плачу. Со мной ни кто не хочет дружить. Что мне делать? Как понравиться людям? Как приобрести друзей? Помогите, пожалуйста.

Всего доброго. До свидания».

(Вос –ль нарочно переворачивает конверт, из которого «выливаются слезы»). – Ребята, слезы Несмеяны попали даже в конверт. Ну, что поможем Несмеяне понравиться людям и приобрести друзей? Что мы в первую очередь сказали, увидев гостей? Значит, чтобы понравиться людям, что нужно сделать? ( Приветствовать людей при встрече и говорить приятные слова при прощании). Слова «Здравствуйте», «До свидания», какие это слова? (вежливые).

Вежливость – это умение вести себя так, что бы другим было приятно с тобой. Мы с вами произнесли слова « Здравствуйте», « до свидания»,а какие еще вежливые слова вы знаете и когда, в каких ситуациях мы их произносим? А теперь давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо».

Я называю ситуацию, если это правильный, хороший поступок, то вы хлопаете в ладоши 2раза, а если неправильный, плохой 1раз.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть и не извиниться.

Помочь подняться или поднять упавшую вещь.

Перебивать разговор взрослых.

Не уступить место старшим.

Поблагодарить за подарок.

– Давайте нашей Несмеяне отправим в ответ, в конверте вот такую карточку с изображением рукопожатия.

Если Несмеяна не умеет еще читать, то она посмотрит на карточки, и ей все будет ясно. Все карточки мы вложим в конверт.

А вы хотите побыть волшебниками? Давайте своими правильными ответам превратим слезы Несмеяны в улыбки. Вот и первая улыбочка.

– А всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

Давайте послушаем стихотворение «Вежлив, ли Витя»?

1.Малыша обидел Витя, но пред школою в строю. Витя просит: « Извините, я ошибку признаю». На урок пришел учитель, положил на стол журнал, следом Витя: «Извините, я немного опоздал».

– Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков.- Извините, шепчет Витя,- Я к уроку не готов! Мы поспорили с Наташей Вежлив Витя или нет? Разберитесь в нашем споре, и дайте быстро нам ответ.

Как вы считаете, вежлив Витя? Почему?

Ребята, мы с вами знаем вежливые слова, и значит, мы можем себя вести, как хотим, можем н-р : сломать чужую игрушку, потом извиниться и все будет в порядке, или ударить товарища, а потом попросить прощение и все опять хорошо?

Читайте также:  Инсценировка сказки «колосок»в старшей группе детского сада

Проводится игра «Доскажи вежливое слово».

Надо вспомнить вежливые слова, закончив мои фразы:

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
  3. Когда нас бранят за шалости, говорим ( простите, пожалуйста)
  4. И во Франции ,и в Дании на прощание говорят (до свидания)
  5. Чтобы легче ехать и идти, пожелают (доброго пути)
  6. Говорят не зря при встрече ( добрый день и добрый вечер)

7. Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо). Человека характеризует не только умение извиняться, говорить вежливые слова, но и поступки, которые он совершает. Вспомним великолепное стихотворение В.В Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». ( чтение стих-я) Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.

Физкультминутка « Доброе животное».

Предлагается превратиться в одно большое, доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Очень важно все делать одновременно.

– Ребята, что значит любить? Кого вы любите? Что вы делаете чтобы вас любили друзья, ребята в группе, соседи? Давайте скажем красивые добрые слова для мамы, а за каждый комплимент я буду опускать одну бусинку в эту вазу.

Игра « Сосуд добра».

На второй карточке мы ответим Несмеяне , что надо любить людей.

Появляется еще одна улыбка.

В мире много сказок, грустных и смешных и прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро на веки побеждает зло. Давайте вспомним героев сказок противоположных друг другу.

Н- р. Айболит – Бармолей,

Золушка – Мачеха,

Комарик – паук.

А теперь давайте с вами отгадаем кроссворды и если мы разгадаем их правильно, то в выделенных клетках мы увидим слова характеризующие данных героев.

Кроссворд № 1

  1. Появилась девочка в чашечке цветка, а была та девочка не больше ноготка. Кто читал такую книжку, знает девочку малышку? ( дюймовочка).
  2. Лечит он мышей и крыс, крокодилов, зайцев, лис, перевязывает ранки африканской обезьянке. И любой нам подтвердит: это доктор… ( Айболит).
  3. Этот милый, странный душка. Безымянною игрушкой был когда-то в магазине. Сказки ждал он на витрине ( чебурашка).
  4. У отца был мальчик странный. Необычный – деревянный, но любил папаша сына. Что за странный человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это? ( буратино).
  5. Вы знаете девушку эту, она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, не видела ясного солнышка, вокруг – только грязь и зола. А звали красавицу… ( золушка).

Кроссворд № 2

  1. Крылатый, многоголовый, огнедышащий Горыныч (Змей).
  2. Он кровожадный, он беспощадный, он злой разбойник и злодей .Ему не надо не шоколада, не мармелада, а очень маленьких и толстеньких детей. (бармалей).

Он богатый, всемогущий, очень стройный, страшно злющий. Смерть его в конце иглы. ( кощей). Но как мы с вами знаем в сказках всегда побеждает добро. А как вы думаете почему? Если мы будем стараться не делать людям зла, то на земле будет больше добра, люди будут чаще улыбаться друг другу.

– Какую карточку мы отправим Несмеяне? Надо быть добрым, улыбаться.

Появляется третья улыбка.

Разминка – игра « Это я, это я, это все мои друзья».

А) « А кому из вас я смело поручу любое дело»?

Дети: «Это я, это я, это все мои друзья».

Б) « Кто бывает злым, упрямым? Кто обманывает маму?

Дети: «Нет, не я, нет не я, и конечно не друзья».

В) «Кто из вас вперед идет, руку дружбы подает»?

Г) «Кто за то, чтоб быть драчливым»?

Д) «Кто умеет не сердиться, с другом сразу помириться»?

Е) «А кто из вас дружить умеет и игрушки не жалеет»?

Быть другом – это счастье, правда? О ком можно сказать такими словами:

  • Он спешит на помощь
  • Он хороший, добрый.
  • Это когда ты кого-то любишь.
  • Он помогает и никогда не забывает.
  • Он не дерется.
  • У меня его пока нет, но скоро будет.
  • С ним можно играть.
  • Я без него скучаю.
  • Мы с ним и играем, и деремся, а потом миримся.

Разминка «Найди друга».

Народная мудрость гласит: «Нет друга ищи, а нашел береги».

Вот эти цветы для девочек, но у каждого цветка не хватает частички, эта часть будет у мальчиков. ( Девочки идут по кругу под музыку, а мальчики стоят, музыка заканчивается мальчики идут по кругу находят своего друга).Дети: «Мы по кругу пойдем, и друзей себе найдем».

Положите свои цветы на ковер, что у вас получилось? (букет). На что еще похоже?(венок). Чтобы дружба стала еще крепче, давайте переплетем руки, как стебельки цветов в венке: пожмите руки.

Пословицы недаром молвиться, без них прожить никак нельзя. Они великие помощницы и в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, советы мудрые дают. Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

Назовите пословицы и поговорки о дружбе.

  • Дружба дороже денег.
  • Нет друга- ищи, а нашёл – береги.
  • Друг познается в беде.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Упражнение – игра « Закончи предложение».

– « Настоящий друг – это тот…

– «Друзья всегда…

– «Я могу дружить с такими людьми, которые…

– «Со мной можно дружить потому, что….

Друзья это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

-Какую карточку мы пошлем Несмеяне? Уметь дружить, быть хорошим другом.

Появилась еще улыбочка.

Детям предлагается представить и изобразить следующую ситуацию;

У старушки упала корзина, и рассыпались фрукты и овощи, которые она несла домой из магазина .Мимо шли два мальчика. Один из них стал собирать рассыпанное и укладывать в корзину, помогая старушке, а второй мальчик просто прошел мимо, даже не обратив внимания на то, что происходит вокруг.

Сценка проигрывается, дети внимательно наблюдают, затем обсуждают:

– Как можно назвать поступок и действия мальчика, который помог старушке? – А как назвать поступок мальчика, который прошел мимо и не обратил внимания на старушку?

– А вы знаете или слышали такое слово « милосердие»?

Я произнесу это слово медленно. Какие два слова вы услышали? – Правильно. Милое сердце. – Какие дела может совершать милое сердце: добрые или злые? Сердце может быть добрым, отзывчивым, умеющим любить, а может быть равнодушным и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Поиграем в игру.

Я вам буду показывать картинки или называть ситуации в которых оказываются люди, а вы, если это хороший поступок – поднимаете веселого смайлика, а если плохой – грустного.

Ситуации:

  • Успокоить плачущего малыша.
  • Бросить камень в кошку.
  • Сорвать цветы на клумбе.
  • Разорить муравейник.
  • Помочь бабушке перейти дорогу.
  • Толкнуть товарища и убежать.
  • Донести маме сумку с продуктами.
  • Бросить на участке фантики от конфет.

Быть милосердным – значит уметь прощать, забывать обиды, утешить обиженного, ободрять печального, произносить добрые слова, помогать слабым, больным и старым людям. Не надо стесняться быть добрыми и милосердными.

– Какую карточку отправим Несмеяне? Быть милосердным.

Еще одна улыбочка.

Хорошо, ребята молодцы! Мы многое рассказали Несмеяне. (рассматривают еще раз выставленные на доске карточки). У нас полное письмо ответов на вопрос « Как понравиться людям»? А на последок, давайте, нарисуем какой красивой и привлекательной должна быть Несмеяна, чтобы понравиться людям, а рисунки отправим в конверте. ( Раздаются готовые черно- белые образы Несмеяны). Дети прощаются с гостями до начала работы, продолжают рисовать, запечатывают рисунки в конверт.

Источник: http://kzbydocs.com/docs/981/index-9050-1.html

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Друг познается в беде»

Цель: Формировать нравственное сознание и поведение.

Задачи

– учить детей понимать и объяснять значение пословиц о дружбе;

– называть слова, противоположные по смыслу – антонимы;

– развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и соотносить их с действительностью;

– воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, побуждать к доброжелательным отношениям;

– прививать умение исправлять свои ошибки, просить прощения.

Словарная работа: слова – антонимы, бескорыстный, трус, предатель, племянники.

Предварительная работа: Беседы, чтение худ. литературы о нравственном поведении, рисование на тему «Мой лучший друг».

Оборудование: волшебный сундучок, воздушные шары, звуковое письмо, игры «Скажи наоборот», «Закончи предложение», карточки с изображением положительных и отрицательных поступков, карандаши, мяч.

Читайте также:  Стихи на пасху для детей 5-7 лет

Мотивация: Выполнение заданий Мальвины.

Ход

Воспитатель:

– Ребята, что это такое? (шары, сундучок). Интересно, от кого это всё? А здесь и звуковое письмо, давайте его послушаем:

Дети слушают звуковое письмо: «Здравствуйте ребята.  Буратино попал в беду, злой Карабас-Карабас после спектакля закрыл его в сундучке: Мы куклы, не смогли ему помочь. Ребята помогите Буратино. Я передаю вам шарики с заданиями. Если вы их выполните то сможете открыть сундук и освободить весёлого Буратино. Спасибо вам, Мальвина».

Воспитатель:

– Ну что, ребята, поможем Буратино?

Дети: Да!

Воспитатель:

– Тогда приступим к выполнению заданий. Какое же задание на первом шарике? Давайте посмотрим. Здесь Мальвина предлагает поиграть с мячом. Я буду бросать мяч и называть слово. а вы должны назвать противоположное слово. А как эти слова называются?

Дети: антонимы

Воспитатель: Правильно, антонимы. Будьте внимательны! Воспитатель называет слова (хороший, злой, смелый, нежный, плохой, добрый, трусливый, грубый, сильный, слабый, мудрый, глупый). Молодцы, справились с заданием. На следующим шарике Мальвина предлагает прослушать рассказ Л.Н. Толстого «Два товарища». Я вам его прочитаю.

Воспитатель читает рассказ

– Ребята, о чём это рассказ?

Дети: о дружбе, двух товарищах.

Воспитатель: Вспомните, как он начинался?

Дети: Шли по лесу два товарища…

Воспитатель: Можно ли этих мальчиков назвать хорошими товарищами, друзьями?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему их нельзя назвать друзьями?

Дети: Один мальчик спрятался, а второй остался на дороге, и он ему не помог.

Воспитатель: Как поступил мальчик, сидевший на дереве, когда медведь ушёл?

Дети: Он слез с дерева и начал смеяться над своим другом.

Воспитатель: Правильно ли он поступил?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Дети: нельзя оставлять друзей в беде.

Воспитатель: А как называют тех людей, которые бросают товарища в беде?

Дети: таких людей называют предателями, трусами

Воспитатель: Да, ребята правильно, тех кто бросает товарища в беде называют предателями, трусами. Таких людей никто не уважает, А настоящий друг, какой он?

Дети: Верный, бескорыстный, надёжный, терпеливый, близкий.

Воспитатель: Да, настоящий друг познаётся не только в радости, но и в беде. Он всегда утешит, пожалеет, протянет руку помощи, Ребята подходит ли к этому рассказу пословица «Без беды друга не узнаешь»?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое задание на следующем шарике. Возьмите карточку, пододвиньте поближе к себе и внимательно рассмотрите. На каждой карточке нарисован круг, если вы считаете, что изображен положительный поступок, добрый, вы закрасьте красным цветом, а если плохой, отрицательный поступок – синим цветом.

После того, как дети выполнят задание, воспитатель его проверяет

Воспитатель: Молодцы ребята. Наверное, бывает так, что вы ссоритесь со своими друзьями, а потом обязательно миритесь. Какие вы произносите слова, когда хотите помириться друг с другом?

Дети: прости, извини, я больше не буду.

Воспитатель: Я знаю такое стихотворение-примирение.

Мирись, мирись, мирись,

И больше не дерись!

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

Сушки, сушки,

Вы мои подружки.

Пряники, пряники,

Вы мои племянники.

А кулич ломается –

Дружба начинается!

Давайте выучим это стихотворение и больше никогда не будем ни с кем ссориться!

Физкультминутка

Дети повторяют движения по ходу стихотворения.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами передохнули, а сейчас выполним следующее задание – поиграем. Игра называется «Закончи предложение». Я вам одним предложением опишу ситуацию, а вы ответите, как при этом нужно поступить. Каждую фразу надо начинать со слова «если», а заканчивать фразой «то». Например: Если девочка шла споткнулась о камень упала и уронила книгу, то…

Дети: надо помочь ей встать и поднять книгу.

Воспитатель: Если увидели, что бабушка несёт тяжёлую сумку…

Дети: то нужно подойти и помочь донести.

Воспитатель: Если увидели, что мальчик обижает девочку…

Дети: то нужно защитить её.

Воспитатель: Молодцы! У нас остался один шарик с последним заданием. Вам нужно расшифровать пословицы. Для этого вы должны выложить в правильном порядке рисунки-схемы, а затем «прочитать» пословицу, которая у вас получилась. Воспитатель называет пословицы

Друг дороже денег.

Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Очень хорошо, ребята, вы правильно выложили схемы и прочитали пословицы. А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Дети перечисляют

Воспитатель: Молодцы ребята. Много знаете пословиц о дружбе. Вот мы и выполнили все задания Мальвины, а вот и ключик, которым мы сможем открыть сундук.

Воспитатель открывает замок, появляется Буратино

– Ну а сейчас давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили на занятии? Дети: о дружбе, верности, доброте.

Воспитатель: Надеюсь, ребята, что у вас будут надёжные и верные друзья которые придут к вам на помощь.

Загрузить: Konspekt_zanyatiya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx (17,72кб)

Источник: https://onickiencko-ds44himki.edumsko.ru/folders/post/1082963

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Цели занятия: 

Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.

Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других.

Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.
Программные задачи: 

Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Методические приёмы: проблемные ситуации.
Оборудование: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

— Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

— А что значит дружба, друг? (ответы детей)

— Почему мы называем другом только некоторых людей?

— Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

— Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились.  Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?  

Рассказы детей.

Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.

Игра «Клубок»

— На что похож клубок? (солнце, колобок. Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети.

Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый).

«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый) Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.

Упражнение «Темные и светлые мешочки». На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»).

При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Упражнение «Светофорики». Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров.

Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» — зеленый цвет, «нет» — красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка.

Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

Читайте также:  Классный час «правила поведения в общественных местах», 4 класс

 Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги. 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Один за всех и все за одного. 4. Дружба – самое дорогое сокровище. 5. Дружба-дороже денег. 6. Без друга в жизни туго.Воспитатель: – А как много книг о дружбе! Воспитатель проводит викторину. 1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) 2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.) 3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) 4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) 5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.) 6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)Воспитатель: -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

 Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Воспитатель:

 Что же у нас получилось? (Правила записываются: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Не грубить Не злиться Не жадничать Помогать друг другу Быть честнымИтог. Сюрпризный момент. – Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. — А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. — Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.Релаксационная музыкальная пауза. — Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/uchebnye-materialy/konspekt-zanyatiya-po-nravstvennomu-vospitaniyu-v-starshej-gruppe/

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Праздник доброты и вежливости»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад, комбинированного вида №3

Барабинского района Новосибирской области

Конспект занятия по нравственному воспитаниюв старшей группе

«Праздник доброты и вежливости»

Подготовили воспитатели 1 квалификационной категории

Михайловская О.В.

2015г

Программное содержание:

– закрепить знания детей о значении слов – добро, доброта, вежливость

– учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

– развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный – беседа, объяснение, наглядный – показ.

– Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

– Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

– Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

– А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности.

Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова.

Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

– Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек».

А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие.

Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

– Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз – два – три – четыре – пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

– Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

– А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

– Растает даже ледяная глыба

От слова теплого – спасибо.

– Зазеленеет старый пень

Когда услышит – добрый день.

– Когда вас ругают за шалости

Вы говорите – простите, пожалуйста.

– Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

– Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе – промолчите.

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-zanyatiya-po-nravstvennomu-vospitaniyu-v-starshey-gruppe-prazdnik-dobroty-i-vejlivosti.html

Ссылка на основную публикацию