Конспект нод в подготовительной группе на тему: первобытные люди

Конспект нод по теме: «Путешествие в прошлое жилища человека»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Первобытные люди

Конспект НОД по теме:

«Путешествие в прошлое жилища человека».

Цель: Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.

Задачи:

  • Обобщить и конкретизировать знания детей об истории жилища.
  • Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков:-жилище пещерного человека-пещера -жилище древних славян/крестьян – изба
  • Сформировать представление о жизни пещерных людей (разнообразие видов труда, добывание и приготовление пищи)
  • Познакомить детей с обычаями русского народа
  • Дать представление об основных предметах быта и их значении: ухват, кочерга, рукомойник , лохань, печь, чугунок, г оршок и т.д.

Продолжать знакомить детей с эволюцией в строительстве жилища:ПЕЩЕРА-ИЗБА-СОВРЕМЕННЫЙ ДОМВ отоплении и освещении : ОЧАГ-ПЕЧЬ

  • Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.
  • Научить детей сравнению и анализу

Предварительная работа:

  • Познавательная деятельность: игры-путешествие в прошлое посуды, одежды. Рассматривание иллюстраций по теме: «История развития человека», «Славянская изба», «Госпожа Честная Масленица» и т.д.
  • Речевая деятельность: составление коротких рассказов о жизни пещерных людей (жилище, добывание огня, труд пещерных людей); чтение х/л: «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций.
  • Театрализованная деятельность: кукольный театр «Встреча Вани с мальчиком Янго из племени древних людей», «В гости к дедушке и бабушке, к внучке Аленушке».
  • Игровая деятельность: д/и «Волшебный сундучок», «Что перепутал художник?»; «Эволюция вещей»; словестные игры : «Раньше и теперь», «Охотники», «Дом».
  • Изобразительная деятельность: лепка : «Избушка», «Аленушка-русская красавица», рисование: «Печка-Матушка», «Дом для Мороза Ивановича», «Чудо-Масленица», «Сарафан для Аленушки»; аппликация: «Многоэтажный дом», «Очаг для пещерного человека».

Материал к занятию: дидактические игры, макеты «Пещера», деревянная изба» ,»Многоэтажный дом», «Печка» ; альбом с иллюстрациями древних людей ,предметы быта : ухват, чугунок, крынка, горшок, лапти и т.д ; «Ворота времени».

Ход занятия :В-ль – Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости!Давайте поприветствуем наших гостей. Подарим им свои улыбки и частичку своего сердца.Мы занятие начинаем, всех собраться приглашаем!Дверь захлопнем мы сейчас – раз (Дети показывают руками как захлопывается дверь, на слове «раз» все одновременно делают хлопок руками).Вот посмотрим мы сейчас, кто же опоздал у нас! (Дети складывают ладошки так, чтобы между ладошками получилась «дырочка», смотрят одним глазом, другим).Все собрались. Все на месте.Хорошо. Закроем дверь.Дети выполняют упражнение «Двери закрываются» (произносят на выдохе фразу, одновременно сводя руки – «закрывают двери»):Наши ручки – эти двери.Двери закрываются, занятие начинается.В-ль: Сегодня день у нас особый.Я приглашаю вас, друзья!А вы со мной идти готовы?В чудесный мир зову вас я!- Я приглашаю вас в удивительный музей, чтобы совершить путешествие в прошлое и настоящее. Вас ждет много увлекательных игр, вы узнаете много интересного.-Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»?Дети: Прошлое-это то, что было давно , а настоящее – то, что существует сейчас.В-ль: А чтобы попасть в прошлое , надо пойти через ворота времени .Ворота времени ( дети проходят через ворота времени, подходят в первому макету-пещера)В-ль: Ребята, мы с вами оказались в музее прошлого и настоящего. Посмотрите сколько интересных предметов в музее. Давайте подойдем к первому макету.-Ребята, как вы думаете, что это за жилище?Дети: Пещера.В-ль: – Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах.-А как можно назвать людей, которые жили в пещерах?Дети: – Пещерные, древние, первобытные.В-ль : – Ребята, как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах (нет)-Почему?Дети: -Не было окон, дверей, было холодно ,дул ветер.В-ль: – И тогда древние люди научились добывать огонь.- Как же добыть огонь?Дети : – Огонь разжигают спичками.В-ль: – Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт?Дети: – Да.В-ль:- Для этого надо потереть ладонь о ладонь .Чувствуете ,как нагрелись ладони? Если тереть долго палочки, то они нагреваются и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.В-ль: – Как называется костер у древних людей (очаг)- Как вы думаете ,зачем очаг вокруг обложили камнями?Дети:- Камни долго сохраняют тепло.В-ль:- Зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры?Дети: -Чтобы защитить его от ветра и дождя ,для тепла ,для приготовления пищи.В-ль: – А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека. – Ребята, как трудились древние люди?Дети:- Строили и обустраивали себе жилище, добывали пищу.В-ль: – Что служило пищей древнему человеку?Дети:- Ягоды, грибы, рыба, звери.В-ль:- Женщины и дети собирали грибы и ягоды, а мужчины ловили рыбу, охотились.- Ребята, как называют людей, которые охотятся на диких животных?Дети:- Охотники.

Давайте и мы с вами отправимся на охоту!

Игра «ОХОТНИКИ»

В-ль:- Замечательная охота, ребята у нас получилась. Устали?- Давайте немного отдохнем и попьём водички.В-ль: – Наша экскурсия продолжается….- Ребята, как называется это жилище?Дети: -Изба.В-ль: – Давным-давно жили люди на Руси в домах таких, как этот.Давайте рассмотрим это жилище.Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо.

В-ль: – Из чего же строили избы?Дети:-Из брёвен.В-ль: -Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить.-Что есть у избы? Чем она отличатся от пещеры?Дети:-Есть крыша, окна, дверь.В-ль: -Вы заметили, что дверь маленькая? Почему? Дети:-Чтобы холод в дом не пробрался.В-ль: -Ребята, а какой предмет в избе был самый главный?Дети:-Печь.

В-ль:-В старину говорили: «Без печи хата-не-хата».-Как вы думаете, зачем нужна была печь?Дети:-Чтобы в холод избу согревать, пищу готовить.В-ль:-Ребята, как называли печь в народе?Дети:- «Кормилицей», «Матушкой», «Сердцем дома».

В-ль:- Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?Дети:- Да, дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло…

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

В-ль:- Молодцы, ребята, быстро вы нашли предметы прошлого.В-ль:- Ребята, сколько людей могло жить в таком деревянном доме?Дети:- Мало, одна семья.В-ль:- Время шло, и люди научились строить дома, состоящие из нескольких этажей.- Как ещё можно назвать эти дома?Дети:- Многоэтажные.

В-ль:- Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?Дети:- Чтобы много людей могло там жить.В-ль:- Ребята, а сейчас я предлагаю проверить, как вы запомнили, чем одно жилище отличается от другого. Какие предметы человек придумал, живя в пещере, какие появились в избе, а какие существуют в настоящем.

Игра «РАССЕЯННЫЙ ХУДОЖНИК»

Перед детьми плоскостное изображение пещеры, светлицы, кухни

В-ль:- Молодцы, ребята, исправили все ошибки художника.- Сегодня, ребята, люди живут в самых разных домах: деревянных, кирпичных, малоэтажных, многоэтажных.

Давайте построим свой дом. / Дети встают в круг, пальчиковая игра «Дом»/

Я хочу построить дом, / Руки над головой «домиком»./Чтоб окошко было в нём, / Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»./Чтоб у дома дверь была, / Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями./Рядом чтоб сосна росла / Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

/Чтоб вокруг забор стоял,/ Руки перед собой кольцом, пальцы соединены./Пёс ворота охранял. / Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев./Солнце было, / Скрестить кисти рук, пальцы растопырены./Дождик шёл, /«Стряхивающие» движения/И тюльпан в саду расцвёл / Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

/В-ль:- Наша экскурсия по удивительному музею прошлого подошла к концу.

– Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось?Ребята, если бы вы отправились на «Машине времени» в прошлое, в какое время вы хотели бы попасть?/Во времена древних людей: пожить в пещере, сходить на охоту, или во времена

крестьян: пожить в русской избе, полежать на печи и др./

Источник: http://ist.na5bal.ru/istoriya/24491/index.html

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Странички истории. Первобытные люди»

Воспитатель: Комарова А.А.

Программное содержание:

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;

Расширить словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др.;

Способствовать развитию пантомимических и мимических способностей у детей, развитию мелкой моторики;

Развивать воображение, фантазию, логическое мышление.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме; макет пещеры, макет костра; шкуры-одежды; палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки; сангина.

Ход занятия

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения, и я поведаю вам интересную историю.

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса, мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации).

Скажите, во что он был одет? (Ответы детей). Да, в те времена не было одежды, так как не было фабрик и заводов. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура?  А вам для чего одежда? Хотите примерить одежду пещерного человека? (Дети одевают шкуры-одежды).

Вот мы и превратились в пещерных людей.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Как вы думаете, где жили древние люди? (Ответы детей). Они жили в пещерах. А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее. (Ответы детей).

Да, хорошо было бы развести костер, вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей). Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере.

Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер.

(Дети дуют на костер, появляется «огонек»). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

(Звучат голоса леса). Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей). Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора.

Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья).

У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

(Показ иллюстраций).

На какого зверя похож мамонт? Чем он отличается от слона? А еще тогда водились саблезубые тигры, с большими и острыми, как сабли клыками, огромные пещерные медведи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку»). Какой большой улов! Как же нам ее приготовить? Я знаю, что древние люди очень любили вяленую рыбу, так как это был самый простой способ ее приготовления, ведь у людей не было посуды. Давайте разложим ее на солнышке.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды»).

Ну вот, возле пещеры горит огонь, вялится рыба на солнышке, оружие охраняет нас от непрошеных гостей. Чем же теперь заняться? Когда древние люди были сыты и в безопасности, они любили … рисовать.

Да, да, рисовать. Но не на бумаге, а на камнях и стенах пещеры. И карандашом им служили угольки. Конечно, рисунки их были похоже на рисунки маленьких детей, они сохранились до наших дней.

(Показ иллюстраций).

Читайте также:  Классный час «правила поведения в общественных местах», 4 класс

Давайте и мы, как древние первобытные люди, попробуем нарисовать на стенах пещеры. (Дети рисуют).

Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Давайте снимем шкуры и снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.

Вам понравилось? Как назывались люди, в которых мы превращались? Во что они одевались? Что ели? На кого охотились? Где жили? Как добывали огонь? Я приготовила для вас в группе интересную книгу о жизни первобытных людей и предлагаю пойти и посмотреть ее. (Дети уходят в группу).

Источник: http://apruo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/zanyatiya-s-doshkollnikami/325-konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pervobitnie-lyudi.html

Конспекты занятии для детей

Цель:  Познакомить детей с частями тела человека.

Задачи:

  • Научить образовывать существительные множественного числа;
  • Учить составлять предложения на наглядном материале;
  •  Различать правую и левую руку, ногу;
  • Научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  • Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;
  • Обратить внимание детей на многозначность слов;
  • Упражнять детей в употреблении слов антонимов.

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, плакат с изображением строения тела человека, мяч, демонстрационный материал к сказке «Два брата», наглядное изображение многозначности слов, натуральные предметы: расчёска, зубная щетка , полотенце, мыло, мочалка, салфетки, зубная паста, шампунь.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое, страшное/.

 А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? /доброе, радостное/.  А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/.

 Ну тогда начинаем наше занятие,  и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.

2.Знакомство с темой

Логопед: Ребята послушайте загадку:

                  На Земле он всех сильней,

                  Потому что всех умней.

Как вы думаете,  кто это? /человек/. О ком мы будем говорить? /о человеке/

Показ плаката со строением тела человека.

Логопед: Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Слышится стук. Появляется Буратино.

Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?

Логопед: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?

Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.

Логопед: А для чего он нужен?

Буратино:  Чтоб его везде совать.

Логопед: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал,  какие еще есть части тела у человека и для чего они нужны.

Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.

Логопед:  Как называется самая большая часть тела человека? /туловище/

Логопед  вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела /живот, спина бока/

Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.

Логопед: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот  послушайте загадки:

               У зверюшки  – на макушке,

               А у нас ниже глаз. /уши/

Логопед: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/

                   То как лучи они сияют,

                 То застилает их слеза,

                  Порой читают иль моргают,

                  А то смеются вдруг… /глаза/

Логопед: Для чего нужны глаза? /глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть/

Логопед: А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем , какие еще части тела есть у человека.

Выходит ребенок и,  проговаривая стихотворение,  показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения на своих местах.

    Есть на пальцах наших ногти          Есть у нас на голове

    На руках – запястья, локти               Уха два и мочки две

    Темя, шея, плечи, грудь.                  Брови, скулы и виски

    Бедра, пятки, две стопы                   И глаза, что так близки

    Есть колени и спина                          Щеки, нос и две ноздри

    Но она всего одна                               Губы, зубы – посмотри!

     Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Логопед: Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы? /ответы детей/

Логопед: А что еще находится на голове? /волосы/

Логопед: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

Буратино: Ребята, а я знаю,  чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

3. Образование существительных множественного числа. Игра с мячом: «Один – много».

Логопед: А сейчас мы поиграем в игру  «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея- …, глаз — …, волос — …, голова — …, лоб-…,  рот — …, нос — …, щека — …, палец — …, локоть — …, бровь — ….

4.Согласование существительного с числительным. Игра «Подумай и ответь»

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне,  пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

— Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

 — Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

 — Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

 — Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

Буратино: Спасибо ребята.

5.Физминутка

Логопед: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.

Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.

Дети: Это тоже я могу!

Логопед: Вправо влево разведу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И как птица полечу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Головою поверчу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Я попрыгаю немножко.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И пешком пойду в дорогу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И на месте побегу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Все на свете я могу.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!

Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!

Вправо можем! Влево можем!

И крест накрест руки сложим.

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

6.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ»

Логопед: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два брата».

— Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого – ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел маленький домик. ИЩ – большой домище. Логопед рисует на доске дома братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ? /большой/. Как он назывался? / домище/. Какой дом имел ИК? /маленький/. Как он назывался? /домик/.

— Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по рисунку на доске). У одного брата был не нос – а …  /носище/, а у другого /носик/. У одного брата был не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. (руки, ноги, лоб, глаз, волосы…)

— Как звали  маленького брата? /ИК/.  Как звали другого брата? /ИЩ/. Какой был ИЩ? /большой/.

Логопед: Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – то предмет большой.

7.Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

Логопед: Давайте,  теперь сравним братьев.

У ИЩА лицо грустное, а у ИКА —  /веселое/

У ИЩА волосы темные, а у ИКА — /светлые/

У ИЩА волосы   длинные, а у ИКА — /короткие/

У ИЩА  волосы прямые, а у ИКА — /кудрявые/

У ИЩА нос большой, а у ИКА — /маленький/

ИЩ толстый, а ИК /худой/

ИЩ высокий, а ИК /низкий/

8.Многозначность слов.

Логопед: Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Ручка – у двери, у сумки, авторучка;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

9.Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Буратино: А я один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было весело.

Логопед: Ты,  наверное,  не знаешь, что может произойти,  если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя».

Логопед: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/            — Что надо делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/

Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.

Логопед: Ребята, давайте поможем Буратино.

Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

(логопед показывает предметы ухода за телом, а дети  составляют предложения /расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы…/)

Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю,  какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.

9.Итог: Что мы сегодня узнали на занятии? /ответы детей/

Дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.

Читайте также:  Конспект занятия для детей младшей группы в детском саду

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-chelovek-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: “Знакомство с огнем”

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим миром с элементами

экспериментирования в подготовительной группе

Тема: “Знакомство с огнем”

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
  2. Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.
  3. Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.
  4. Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «здоровья», «познавательное развитие», «речевое развитие».

Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок. Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.

Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.

Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, подушечки для детей, маленький стул для воспитателя

Материал: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, цепочки.

Ход занятия

(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д.

Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия.

Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дуновении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.

Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет само Время.

В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.

Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).

Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)

Упражнение “Ветерок”:

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)

Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают)

Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)

Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками.

Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого.

Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в быту людям.

Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Знают взрослые, знают дети В самых дальних концах земли: Люди, сколько жили на свете, Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода, в непогоду У костра их всегда согревал И людскому великому роду Замерзать никогда не давал. Сохраняли его, как умели, – Всемогущий горячий огонь. И хоть тысячи лет пролетели, Людям нужен по-прежнему он. Ведь издревле до нашего века

Он – помощник и друг человека.

Упражнение “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)

Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Физминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.

Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Люди силу и мощь ощутили С той поры, как огонь приручили! Но бывает огонь и другим – Но согрет ладошек он ваших, Превращает все в пепел и дым, И жесток он, и грозен, и страшен. Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.

Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)

А теперь проверим…

(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)

Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода. От искры пожар рождается. С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь. С огнем, да водой не поспоришь. Не имей привычки носить в кармане спички.

Человеку друг огонь, только ты его не тронь. Пожар слезами не зальешь. Маленькая спичка сжигает большой лес. Умному, огонь – тепло, глупому – ожог. Не трогай огня – не обожжешь руку. Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.

“От маленькой искорки – большое горе”,

“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

Если вдруг пожар возник, Ты обязан в тот же миг В часть пожарным позвонить

О пожаре сообщить.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать номер 01, «У нас в доме пожар. Адрес: ул. Князева, дом.2, квартира 6»).

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Кто с огнем не осторожен, У того пожар возможен. Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

  • не играй со спичками
  • выключай электроприборы
  • не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?

Загрузить: konspekt.docx (21,57кб)

Источник: https://pshonkina-shat-dou6.edumsko.ru/folders/post/1065658

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Цель: активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной личности.

Задачи:

  1. Учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различии людей, отличие человека от животного.
  2. Формировать представления детей о себе как о человеке, о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок – дошкольник, подросток, взрослый человек и старый человек); развивать навыки самообследования.
  3. Воспитывать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование: зеркала (большие); маленькое солнышко; мягкая игрушка кошка; картинки по теме; ростомер; кукла Катя и Ваня; альбомные листы, карандаши; схемы развития человека.

Ход занятия

Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем.

— Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Солнышко)

— Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Игра «Солнышко»

Передаем солнышко по кругу

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Читайте также:  Куприн «белый пудель»

Дружба – солнечный привет.

— Вот мы и познакомились с солнышком. А сейчас давайте сделаем подарок нашим гостям. Подарим им нашу улыбку.

— Ребята, а что вы увидели? (Гости нам тоже улыбнулись).

Загадка

На земле он всех сильней.

Потому что всех умней. (Человек)

— Ребята, а мы можем Никиту назвать человеком? А Настю?

— А как можно назвать Таню? Кто она? (Человек)

— А Рома кто? Тоже – человек. И я человек, и Оксана тоже.

— А все вместе мы кто? (Люди)

— Когда один – называют «человек», когда много – «люди»!

Дети рассматривают картинки и повторяют понятия.

— Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они чем то похожи друг на друга, а чем то отличаются. А кто скажет, чем люди похожи друг на друга? (ответы детей)

— У всех людей есть голова, туловище, две верхних конечности – это руки, и две нижних конечности – это ноги. У каждого из вас тоже есть свое тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.

Дети встают напротив зеркал, повторяют названия частей тела и показывают руками.

— Посмотрите, мое тело похоже на Дашино, на Ленино, мы все с вами похожи, потому что мы с вами – люди! А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Артема.

Дети выполняют задание.

— Ребята, все люди похожи друг на друга, у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека? (ответы детей)

За дверью раздается мяуканье кошки. Воспитатель заносит ее, дети здороваются, гладят ее, рассматривают.

— У кошки – лапы, а у человека? (руки и ноги).

— Кошка ходит на четырех лапах, а человек? (на двух).

— У кошки есть хвост, а у человека? (нет).

Вывод: человек не похож на животное.

Стук в дверь.

— Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли кукла Катя и ее младший братик Ваня (маленький пупс в одежде). Давайте поздороваемся и пригласим их к себе.

— Изучая свое тело, мы увидели, что все люди похожи. У нас есть голова, туловище, руки, ноги (показать на кукле, дети называют).

— Но если посмотреть внимательно друг на друга, то мы очень разные. Посмотрите на наших Катю и Ваню. Чем они отличаются? (ответы детей).

— Наши гости отличаются по полу: Катя — девочка, а Ваня – мальчик. (Картинка с изображением мальчика и девочки)

— Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Ваня от Кати?

— Мальчики и девочки отличаются одеждой.

— Что носят мальчики? ( шорты, рубашки, у них другая обувь).

— Что носят девочки? (платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках и др.)

— Еще Ваня и Катя отличаются прической. Какие волосы у мальчиков? (короткие). А у девочек? (длинные косы с бантиками).

— Еще девочки или ваши мамы носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. а мальчики и папы не носят таких украшений.

— Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (красит губы, глаза, щеки). А папы этого никогда не делают.

Картинка с изображением мужчины и женщины. Дети рассматривают ее и сравнивают.

— Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.

Дети по очереди встают.

— Чем же еще различаются наши куклы? (ответы детей)

— Катя и Ваня – разные по росту. Катя – высокая, большая, а Ваня – низкий, маленький.

Воспитатель по очереди сравнивает детей с собой.

— Я высокая, а Лера низкая.

— Теперь измерим ваш рост с помощью ростомера.

Дети измеряют свой рост и выясняют, кто выше, а кто ниже.

— Ребята, но еще люди отличаются между собой по весу.

— Подержите Катю. Какая она? (тяжелая).

— А Ваня? (легкий).

— Есть люди худощавые и полные (рассматривают картинки).

— И у нас в группе есть худенькие детки и крепыши. Но они все равно все самые красивые, и мы их любим.

Физкультминутка.

И. п. – основная стойка.

Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и.п.

ВЫРАСТАЕМ МЫ БОЛЬШИМИ

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Дидактическая игра «Кто это?»

— Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать картинки, а вы будете называть тех, кто на них изображен. (Дедушка, бабушка, девочка и т.д.)

— Вот видите, оказывается, люди различаются и по возрасту. Я – женщина, мне 35 лет, а Артем – мальчик, ему 4 года, наш музыкальный руководитель Мария Викторовна – бабушка, ей ?? лет.

Работа со схемами развития человека

Детям предлагаются рассмотреть схемы развития человека.

— Как вы думаете, могут ли эти рисунки быть изображением одного и того же человека? (дети обсуждают и доказывают).

Дидактическая игра «Развитие человека»

Детям предлагаются рассмотреть картинки с изображением людей разного возраста и составить схему развития человека, и определить, какими они себя считают – взрослыми, большими, маленькими или очень маленькими.

В конце занятия дети рисуют свой портрет.

Итог занятия проводится по рисункам детей.

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/konspekty/konspekt-zanyatiya-na-temu-chelovek-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Подробности Категория: Конспекты

Конспект занятия НОД в подготовительной к школе группе

Лопандина Надежда Павловна

Тема. Христианские добродетели.

Программные задачи.

Познакомить детей с важнейшими событиями Священной истории, с традициями праздников на Руси.

Знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

Воспитывать стремление к доброте, правдивости, милосердию, любви к ближнему, к послушанию и трудолюбию. Развивать навыки доброжелательного общения, способность различать нравственное и безнравственное.

Материалы и оборудование: яйца из пенопласта, микробисер, вырезанные из бумаги маленькие сердечки, оборудование для наклеивания (салфетки, клей, кисти); презентация, запись колокольного звона, магнитофон, игровые эмблемы для инсценировки р.н.сказки «Репка», колокольчики.

Словарная работа: рукотворный, нерукотворный, воистину, добрые дела – добродетель, христование, Пасха.

Ход занятия.

Знакомство с детьми.

– Ребята, к вам в гости со мной пришел игрушечный Мишка. Как вы думаете, откуда он появился на свет? (предполагаемые ответы).

– Игрушку  сделал человек. Как называются предметы, которые сделаны руками человека? (рукотворный мир).

-Назовите предметы рукотворного мира.

– Какой мир ему противоположный? (нерукотворный).

На экране картинки с изображением моря, леса, звезд, солнца, цветов, животных.

– Все это нерукотворный мир. Кто создал этот прекрасный мир? Все это сотворил Бог.

На экране вид колокольни Троице – Сергиевской Лавры.

–  Ребята, послушайте музыку и скажите, где вы слышали ее?

Звучит в записи колокольный звон (предполагаемые ответы детей).

– Зачем звонят в колокола? (предполагаемые ответы детей)

– Праздничный перезвон созывает всех на праздник.

– Послушайте стихотворение и скажите, о каком празднике идет речь? (в руках педагога игрушечный мишка):

– Я – Медведь, любитель песни петь.

Мне в берлоге стало не до сна.

А как начали ручьи звенеть –

Понял я – уже пришла весна!

Значит, снова наступила Пасха,

И свершилось чудо из чудес:

Я пришел поздравить вас, ребята,

И сказать вам, что Христос Воскрес!

На экране пасхальная картинка.

– Пасха – это праздник праздников. Бог на землю послал своего Сына Христа, чтобы он делал добрые дела. Он учил любви к ближнему.

На экране картинка с изображением: Христос и дети.

– А кто у нас ближний? (предполагаемые ответы детей)

– Христос учил детей послушанию и трудолюбию, сам делал добрые дела и учил людей делать добро для других, он лечил людей. Но злые люди не хотели делать добро, не хотели, чтобы Христос помогал другим. Что сделали с ним эти злые люди?   (они распяли Его на кресте).

На экране картинка с изображением Распятия Иисуса Христа.

– Но произошло чудо: Христос Воскрес! Бог снова стал живым и ходил по земле.

На экране картинка с изображением Воскресение Христа.

– Одна женщина, ее звали Мария, знала Христа. Она пошла к царю Тиберию и сказала: «Христос Воскрес!» но царь не поверил и сказал: «Я не верю в это также, как это белое яйцо станет красным!» И произошло чудо! Яйцо покраснело. И царь сказал: «Воистину Воскрес!»

На экране картинка: Христос и Мария Магдалина.

– Ребята, как вы понимаете слово «воистину»? (правда, действительно).

– С тех пор в праздник Пасхи и на нашей русской земле в честь праздника народ приветствует друг друга словами: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!» и дарят в знак любви подарки. Что дарят друг другу на Пасху? (пасхальные яйца).

Показ пасхальных яиц.

На экране картина Б. Кустодиева «Христование».

– Посмотрите на картину, которую написал художник Кустодиев. Он приезжал к нам в Липецкий край, написал  картину о городе Лебедянь. Многие его работы находятся в московском музее. Одна из его картин «Христование». Кого изобразил художник на картине? (дедушка и молодая женщина).

– Что они делают? (целуются, христосуются).

– Что держит дедушка в руке? (яйцо)

– Как вы думаете, что он хочет с ним сделать? (подарить)

– Какое лицо у дедушки? (доброе, радостное).

– Особенно ценные подарки те, которые сделаны своими руками. А вы хотите приготовить подарок? Я предлагаю сделать в подарок «Пасхальное яйцо». А кому вы его подарите? (ответы детей).

– Почему? (педагог подводит детей к ответу, что яйцо подарить можно всем членам семьи, своей семье).

Дети открывают коробочки на столе, рассматривают содержимое: яйцо, бисер.

– Всем хватило материала? У Мишки нет! Что же делать?

Дети предлагают поделиться с ним. Все отсыпают ему, получается у Мишки много. Он благодарит детей.

– Народная мудрость гласит: Доброе дело, что весенний денек. Что означает эта пословица? (ответы детей).

– Маленькая помощь – это тоже доброе дело. Любовь к ближнему, милосердие – все это украшает человека. А вы знаете сказки, где все друг другу помогают? («Репка»)

– Давайте поиграем немного.

Педагог предлагает проинсценировать отрывок из сказки «Репка». Дети берут эмблему героя сказки по выбору, одевают на себя. Встали друг за другом под текст педагога все кроме мышки. Репка не тянется. Позвали мышку. «Мышка за кошку, … и вытянули репку».

– Маленькая мышка, а всем помогла.

– Как называют человека, который делится с другими? (щедрый).

-Посмотрите отрывок из мультфильма, и скажите его героиня была щедрой, трудолюбивой?

Показ отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ответы детей.

– Я помогу Мишке украсить его яйцо и покажу вам, как это можно сделать.

Показ украшения яйца бисером.

– Мишка сначала приклеит маленькое сердечко из бумаги, потому что он вкладывает в поделку кусочек своего сердца. И вы можете так сделать.

Украшение яиц детьми. Звучит тихая спокойная музыка.

– Сегодня мы произнесли во время беседы много волшебных слов. Они о добрых делах –  это христианские добродетели. Давайте их повторим (хором): любовь, послушание, милосердие, забота, трудолюбие, благодарность, взаимопомощь.

Воспитатель ставит перед детьми  таблички со словами. Дети, которые умеют читать, читают их.

– О традициях какого праздника мы поговорили?

– На Пасху всем разрешено звонить в колокола на колокольне. Давайте и мы попробуем.

Воспитатель раздает детям колокольчики, дети звонят.

Скачать Презентацию к занятию “Христианские добродетели”

Источник: http://lebds3.org.ru/index.php/konsp-pravoslavie/468-konspekt-zanyatiya-nod-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-khristianskie-dobrodeteli

Ссылка на основную публикацию