Кассиль. у классной доски

Читать

Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют.

Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах.

Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать. Зашумят в классе, она подымет свою легкую руку, поведет ею – и весь класс словно прислушивается, сразу становится тихо.

– Ух, она у нас и строгая же! – хвастались ребята. – Сразу все замечает…

Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице и, козыряя, говорили:

– Ксения Андреевна, ну как мой Ванька у вас по науке двигает? Вы его там покрепче.

– Ничего, ничего, двигается понемножку, – отвечала учительница, – хороший мальчуган. Ленится вот только иногда. Ну, это и с отцом бывало. Верно ведь?

Милиционер смущенно оправлял пояс: когда-то он сам сидел за партой и отвечал у доскй Ксении Андреевне и тоже слышал про себя, что малый он неплохой, да только ленится иногда… И председатель колхоза был когда-то учеником Ксении Андреевны, и директор машинно-тракторной станции учился у нее. Много людей прошло за тридцать два года через класс Ксении Андреевны. Строгим, но справедливым человеком прослыла она.

Волосы у Ксении Андреевны давно побелели, но глаза не выцвели и были такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот ровный и светлый взгляд, невольно веселел и начинал думать, что, честное слово, не такой уж он плохой человек и на свете жить безусловно стоит. Вот какие глаза были у Ксении Андреевны!

И походка у нее была тоже легкая и певучая. Девочки из старших классов старались перенять ее. Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. А в то же время всякая работа быстро спорилась и тоже словно пела в ее умелых руках.

Когда писала она на классной доске условия задачи или примеры из грамматики, мел не стучал, не скрипел, не крошился и ребятам казалось, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка, выписывая на черной глади доски буквы и цифры.

«Не спеши! Не скачи, подумай сперва как следует!» – мягко говорила Ксения Андреевна, когда ученик начинал плутать в задаче или в предложении и, усердно надписывая и стирая написанное тряпкой, плавал в облачках мелового дыма.

Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. Школа стояла немножко в стороне от села, на пригорке. Окна классов выходили к обрыву над рекой.

Ксения Андреевна жила при школе. Занятий не было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где-то рядом громыхали бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы.

Костя Рожков – лучший пловец школы – не раз доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум пострадавшим в бою партизанам – этому искусству научила ее Ксения Андреевна.

Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Под вечер ребята собирались у школы и обо всем рассказывали учительнице. Так было и в этот раз, когда совсем близко заурчали моторы.

Фашистские самолеты не раз уже налетали на село, бросали бомбы, рыскали над лесом в поисках партизан. Косте Рожкову однажды пришлось даже целый час лежать в болоте, спрятав голову под широкие листы кувшинок.

А совсем рядом, подсеченный пулеметными очередями самолета, валился в воду камыш… И ребята уже привыкли к налетам.

Но теперь они ошиблись. Урчали не самолеты. Ребята еще не успели спрятаться в щель, как на школьный двор, перепрыгнув через невысокий палисад, забежали три запыленных немца.

Автомобильные очки со створчатыми стеклами блестели на их шлемах. Это были разведчики-мотоциклисты. Они оставили свои машины в кустах.

С трех разных сторон, но все разом они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.

– Стой! – закричал худой длиннорукий немец с короткими рыжими усиками, должно быть начальник. – Пионирен? – спросил он.

Ребята молчали, невольно отодвигаясь от дула пистолета, который немец по очереди совал им в лицо.

Но жесткие, холодные стволы двух других автоматов больно нажимали сзади в спины и шеи школьников.

– Шнеллер, шнеллер, бистро! – закричал фашист. Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой ребят.

– Что вы хотите? – спросила учительница и строго посмотрела в глаза немцу. Ее синий и спокойный взгляд смутил невольно отступившего фашиста.

Кто такое ви? Отвечать сию минуту… Я кой-чем говорить по-русски.

– Я понимаю и по-немецки, – тихо отвечала учительница, – но говорить мне с вами не о чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы можете опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?

– Не учить меня! – зашипел разведчик.

Двое других немцев тревожно оглядывались по сторонам. Один из них сказал что-то начальнику. Тот забеспокоился, посмотрел в сторону села и стал толкать дулом пистолета учительницу и ребят по направлению к школе.

– Ну, ну, поторапливайся, – приговаривал он, – мы спешим… – Он пригрозил пистолетом. – Два маленьких вопроса – и все будет в порядке.

Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс. Один из фашистов остался сторожить на школьном крыльце. Другой немец и начальник загнали ребят за парты.

– Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен, – сказал начальник. – Сидеть на место!

Но ребята стояли, сгрудившись в проходе, и смотрели, бледные, на учительницу.

– Садитесь, ребята, – своим негромким и обычным голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.

Ребята осторожно расселись. Они сидели молча, не спуская глаз с учительницы. Они сели, по привычке, на свои места, как сидели обычно в классе: Сеня Пичугин и Шура Капустина впереди, а Костя Рожков сзади всех, на последней парте. И, очутившись на своих знакомых местах, ребята понемножку успокоились.

За окнами класса, на стеклах которых были наклеены защитные полоски, спокойно голубело небо, на подоконнике в банках и ящиках стояли цветы, выращенные ребятами.

На стеклянном шкафу, как всегда, парил ястреб, набитый опилками. И стену класса украшали аккуратно наклеенные гербарии.

Старший немец задел плечом один из наклеенных листов, и на пол посыпались с легким хрустом засушенные ромашки, хрупкие стебельки и веточки.

Это больно резнуло ребят по сердцу. Все было дико, все казалось противным привычно установившемуся в этих стенах порядку. И таким дорогим показался ребятам знакомый класс, парты, на крышках которых засохшие чернильные подтеки отливали, как крыло жука-бронзовика.

А когда один из фашистов подошел к столу, за которым обычно сидела Ксения Андреевна, и пнул его ногой, ребята почувствовали себя глубоко оскорбленными.

Начальник потребовал, чтобы ему дали стул. Никто из ребят не пошевелился.

– Ну! – прикрикнул фашист.

– Здесь слушаются только меня, – сказала Ксения Андреевна. – Пичугин, принеси, пожалуйста, стул из коридора.

Тихонький Сеня Пичугин неслышно соскользнул с парты и пошел за стулом. Он долго не возвращался.

– Пичугин, поскорее! – позвала Сеню учительница.

Тот явился через минуту, волоча тяжелый стул с сиденьем, обитым черной клеенкой. Не дожидаясь, пока он подойдет поближе, немец вырвал у него стул, поставил перед собой и сел. Шура Капустина подняла руку:

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=13651&p=1

Ответы@Mail.Ru: Очень нужно краткое содержание Кассиль Л. ” У классной доски “. Пожалуйста ребят!

Происходило во времена 2 мировой войны. Пионеры иногда помогали партизанам, учились в школе, их учила старая учительница которая учила ещё их родителей. Они её очень любили.

Однажды о время урока к ним вошли фашисты, стали их допрашивать и хотели убить.

Тогда один мальчик под предлогом, что покажет место, где были партизаны, подошёл к доске и резко перевернул её и этим стукнул фашиста по лицу, у него пошла кровь, а мальчик выпрыгнул через окно и убежал за помощью. Потом подошли наши и освободили класс.

Я не понимаю зачем нуны краткие описания ХОРОШЕЙ литературы

Спасибо Марина очень помог твой ответ мне даже поставили 5+!!!

На этой неделе я читала рассказ Льва Кассиля “У классной доски”. Это рассказ об учительнице Ксении Андреевне и её учениках. Ксения Андреевна и ребята помогали партизанам. Однажды они не успели спрятаться, нагрянули фашисты. Их завели в класс и стали допрашивать, где прячутся партизаны. Но ребята и Ксения Андреевна молчали .

Немец разозлился и сказал, что будет считать до трех и если никто не скажет, где находятся партизаны, он убьёт учительницу, а потом их. Мне понравился поступок мальчика Кости, он не думая об опасности, спас Ксению Андреевну. Когда я читала рассказ очень переживала за ребят и Ксению Андреевну.

Они все остались живы им пришли на помощь партизаны.

На этой неделе я читала рассказ Льва Кассиля “У классной доски”. Это рассказ об учительнице Ксении Андреевне и её учениках. Ксения Андреевна и ребята помогали партизанам. Однажды они не успели спрятаться, нагрянули фашисты. Их завели в класс и стали допрашивать, где прячутся партизаны. Но ребята и Ксения Андреевна молчали .

Немец разозлился и сказал, что будет считать до трех и если никто не скажет, где находятся партизаны, он убьёт учительницу, а потом их. Мне понравился поступок мальчика Кости, он не думая об опасности, спас Ксению Андреевну. Когда я читала рассказ очень переживала за ребят и Ксению Андреевну.

Они все остались живы им пришли на помощь партизаны.

главные герои мальчик и ксения андреевна

Этот рассказ об учительнице Ксении Андреевне и её учениках. Ксения Андреевна и ребята помогали партизанам. Однажды они не успели спрятаться, нагрянули фашисты.

Их завели в класс и стали допрашивать, где прячутся партизаны. Но ребята и Ксения Андреевна молчали .

Немец разозлился и сказал, что будет считать до трех и если никто не скажет, где находятся партизаны, он убьёт учительницу, а потом их.

Данное повествование ведётся от имени главного героя Афанасия Гурыча, во времена Великой Отечественной Войны. Тогда его вместе с напарником, Алексеем Клоковым отправили на очень важное задание, сопровождать ценный груз из Москвы.

Далее напарники останавливаются на станции Синереченская, где знакомятся с двенадцатилетней девочкой Дашей, которая через слёзы напросилась с ними. Она рассказала, что два года не видела маму с братиком. После напарники и Даша попадают под обстрел немцев, где еле как умудряются спасти свой ценный груз.

Так и узнают они, что ценным грузом у них, являются книжки, которые везутся ребятишкам. Следующая остановка и следующий обстрел, становиться роковым для Алексея. Но еще одно горе ждало бедную девочку, по прибытию на свою станцию, она узнаёт, что её близких нет в живых, и что она осталась сиротой.

Но, к счастью девочку забирает её учительница, а Гурыч доставляет книжки ребятам. (Огнеопасный Груз)

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/169914495

Л.Кассиль “У классной доски”

Тема Л. Кассиль «У классной доски»
Цель -анализ произведения Л.Кассиля «У классной доски»
Задачи
  • формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях;
  • развивать умение проводить сравнительную характеристику героев, составлять словесный портрет;
  • развивать технику чтения про себя, отвечать на вопросы, опираясь на прочитанный текст;
  • развивать речь и творческие способности учащихся, аналитическое мышление;
  • способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.
Познавательная задача
  • узнать, какие черты характера должны быть у народа, победившего фашизм.
Учебная задача
  • извлекать из текста информацию.
Тип урока обобщения и систематизации знаний.
Класс 4
УМК «Гармония»
Межпредметные связи Литературное чтение, музыка, история.
Планируемые результаты Познавательные УУД:

  • ориентироваться в тексте произведения, в словарях;
  • анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Личностные УУД:

  • формировать гражданскую идентичность;
  • воспитывать патриотизм;
  • развивать рефлексию.

Регулятивные УУД:

  • принимать и выполнять поставленную учебную задачу;
  • действовать по плану.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
  • аргументировать высказывания;
  • делать выборочный творческий пересказ прочитанного текста.
Оборудование Карточки с качествами характера, словарь Ожегова, ПК, презентация урока на флешке, мультимедиа проектор, интернет.
Читайте также:  О профессии железнодорожник детям

Источник: https://intolimp.org/publication/l-kassil-u-klassnoi-doski.html

Книга: У классной доски

Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют.

Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах.

Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать. Зашумят в классе, она подымет свою легкую руку, поведет ею – и весь класс словно прислушивается, сразу становится тихо.

– Ух, она у нас и строгая же! – хвастались ребята. – Сразу все замечает…

Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице и, козыряя, говорили:

– Ксения Андреевна, ну как мой Ванька у вас по науке двигает? Вы его там покрепче.

– Ничего, ничего, двигается понемножку, – отвечала учительница, – хороший мальчуган. Ленится вот только иногда. Ну, это и с отцом бывало. Верно ведь?

Милиционер смущенно оправлял пояс: когда-то он сам сидел за партой и отвечал у доскй Ксении Андреевне и тоже слышал про себя, что малый он неплохой, да только ленится иногда… И председатель колхоза был когда-то учеником Ксении Андреевны, и директор машинно-тракторной станции учился у нее. Много людей прошло за тридцать два года через класс Ксении Андреевны. Строгим, но справедливым человеком прослыла она.

Волосы у Ксении Андреевны давно побелели, но глаза не выцвели и были такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот ровный и светлый взгляд, невольно веселел и начинал думать, что, честное слово, не такой уж он плохой человек и на свете жить безусловно стоит. Вот какие глаза были у Ксении Андреевны!

И походка у нее была тоже легкая и певучая. Девочки из старших классов старались перенять ее. Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. А в то же время всякая работа быстро спорилась и тоже словно пела в ее умелых руках.

Когда писала она на классной доске условия задачи или примеры из грамматики, мел не стучал, не скрипел, не крошился и ребятам казалось, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка, выписывая на черной глади доски буквы и цифры.

«Не спеши! Не скачи, подумай сперва как следует!» – мягко говорила Ксения Андреевна, когда ученик начинал плутать в задаче или в предложении и, усердно надписывая и стирая написанное тряпкой, плавал в облачках мелового дыма.

Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. Школа стояла немножко в стороне от села, на пригорке. Окна классов выходили к обрыву над рекой.

Ксения Андреевна жила при школе. Занятий не было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где-то рядом громыхали бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы.

Костя Рожков – лучший пловец школы – не раз доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум пострадавшим в бою партизанам – этому искусству научила ее Ксения Андреевна.

Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Под вечер ребята собирались у школы и обо всем рассказывали учительнице. Так было и в этот раз, когда совсем близко заурчали моторы.

Фашистские самолеты не раз уже налетали на село, бросали бомбы, рыскали над лесом в поисках партизан. Косте Рожкову однажды пришлось даже целый час лежать в болоте, спрятав голову под широкие листы кувшинок.

А совсем рядом, подсеченный пулеметными очередями самолета, валился в воду камыш… И ребята уже привыкли к налетам.

Но теперь они ошиблись. Урчали не самолеты. Ребята еще не успели спрятаться в щель, как на школьный двор, перепрыгнув через невысокий палисад, забежали три запыленных немца.

Автомобильные очки со створчатыми стеклами блестели на их шлемах. Это были разведчики-мотоциклисты. Они оставили свои машины в кустах.

С трех разных сторон, но все разом они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.

– Стой! – закричал худой длиннорукий немец с короткими рыжими усиками, должно быть начальник. – Пионирен? – спросил он.

Ребята молчали, невольно отодвигаясь от дула пистолета, который немец по очереди совал им в лицо.

Но жесткие, холодные стволы двух других автоматов больно нажимали сзади в спины и шеи школьников.

– Шнеллер, шнеллер, бистро! – закричал фашист. Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой ребят.

– Что вы хотите? – спросила учительница и строго посмотрела в глаза немцу. Ее синий и спокойный взгляд смутил невольно отступившего фашиста.

Кто такое ви? Отвечать сию минуту… Я кой-чем говорить по-русски.

– Я понимаю и по-немецки, – тихо отвечала учительница, – но говорить мне с вами не о чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы можете опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?

– Не учить меня! – зашипел разведчик.

Двое других немцев тревожно оглядывались по сторонам. Один из них сказал что-то начальнику. Тот забеспокоился, посмотрел в сторону села и стал толкать дулом пистолета учительницу и ребят по направлению к школе.

– Ну, ну, поторапливайся, – приговаривал он, – мы спешим… – Он пригрозил пистолетом. – Два маленьких вопроса – и все будет в порядке.

Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс. Один из фашистов остался сторожить на школьном крыльце. Другой немец и начальник загнали ребят за парты.

– Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен, – сказал начальник. – Сидеть на место!

Но ребята стояли, сгрудившись в проходе, и смотрели, бледные, на учительницу.

– Садитесь, ребята, – своим негромким и обычным голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.

Ребята осторожно расселись. Они сидели молча, не спуская глаз с учительницы. Они сели, по привычке, на свои места, как сидели обычно в классе: Сеня Пичугин и Шура Капустина впереди, а Костя Рожков сзади всех, на последней парте. И, очутившись на своих знакомых местах, ребята понемножку успокоились.

За окнами класса, на стеклах которых были наклеены защитные полоски, спокойно голубело небо, на подоконнике в банках и ящиках стояли цветы, выращенные ребятами.

На стеклянном шкафу, как всегда, парил ястреб, набитый опилками. И стену класса украшали аккуратно наклеенные гербарии.

Старший немец задел плечом один из наклеенных листов, и на пол посыпались с легким хрустом засушенные ромашки, хрупкие стебельки и веточки.

Это больно резнуло ребят по сердцу. Все было дико, все казалось противным привычно установившемуся в этих стенах порядку. И таким дорогим показался ребятам знакомый класс, парты, на крышках которых засохшие чернильные подтеки отливали, как крыло жука-бронзовика.

А когда один из фашистов подошел к столу, за которым обычно сидела Ксения Андреевна, и пнул его ногой, ребята почувствовали себя глубоко оскорбленными.

Начальник потребовал, чтобы ему дали стул. Никто из ребят не пошевелился.

– Ну! – прикрикнул фашист.

– Здесь слушаются только меня, – сказала Ксения Андреевна. – Пичугин, принеси, пожалуйста, стул из коридора.

Тихонький Сеня Пичугин неслышно соскользнул с парты и пошел за стулом. Он долго не возвращался.

– Пичугин, поскорее! – позвала Сеню учительница.

Тот явился через минуту, волоча тяжелый стул с сиденьем, обитым черной клеенкой. Не дожидаясь, пока он подойдет поближе, немец вырвал у него стул, поставил перед собой и сел. Шура Капустина подняла руку:

– Ксения Андреевна… можно выйти из класса?

– Сиди, Капустина, сиди. – И, понимающе взглянув на девочку, Ксения Андреевна еле слышно добавила: – Там же все равно часовой.

– Теперь каждый меня будет слушать! – сказал начальник.

И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам о том, что в лесу скрываются красные партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже это прекрасно знают.

Немецкие разведчики не раз видели, как школьники бегали туда-сюда в лес. И теперь ребята должны сказать начальнику, где спрятались партизаны. Если ребята скажут, где сейчас партизаны, – натурально, все будет хорошо.

Если ребята не скажут, – натурально, все будет очень плохо.

– Теперь я буду слушать каждый! – закончил свою речь немец.

Тут ребята поняли, чего от них хотят. Они сидели не шелохнувшись, только переглянуться успели и снова застыли на своих партах.

По лицу Шуры Капустиной медленно ползла слеза. Костя Рожков сидел, наклонившись вперед, положив крепкие локти на откинутую крышку парты. Короткие пальцы его рук были сплетены. Костя слегка покачивался, уставившись в парту. Со стороны казалось, что он пытается расцепить руки, а какая-то сила мешает ему сделать это.

Ребята сидели молча.

Начальник подозвал своего помощника и взял у него карту.

– Прикажите им, – сказал он по-немецки Ксении Андреевне, – чтобы они показали мне на карте или на плане это место. Ну, живо! Только смотрите у меня… – Он заговорил опять по-русски: – Я вам предупреждаю, что я понятен русскому языку и что вы будете сказать детей…

Он подошел к доске, взял мелок и быстро набросал план местности – реку, село, школу, лес… Чтобы было понятней, он даже трубу нарисовал на школьной крыше и нацарапал завитушки дыма.

– Может быть, вы все-таки подумаете и сами скажете мне все, что надо? – тихо спросил начальник по-немецки у учительницы, вплотную подойдя к ней. – Дети не поймут, говорите по-немецки.

– Я уже сказала вам, что никогда не была там и не знаю, где это.

Фашист, схватив своими длинными руками Ксению Андреевну за плечи, грубо потряс ее:

– Смотри, я буду пока очень добрый, но дальше…

Ксения Андреевна высвободилась, сделала шаг вперед, подошла к партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала:

– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они нахо дятся. Я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?

– Не знаем, не знаем!… – зашумели ребята. – Кто их знает, где они! Ушли в лес – и все.

– Вы совсем скверные учащиеся, – попробовал пошутить немец, – не может отвечать на такой простой вопрос. Ай, ай…

Он с деланной веселостью оглядел класс, но не встретил ни одной улыбки. Ребята сидели строгие и настороженные. Тихо было в классе, только угрюмо сопел на первой парте Сеня Пичугин.

Немец подошел к нему:

– Ну, ты, как звать?… Ты тоже не знаешь? Не знаю, – тихо ответил Сеня.

– А это что такое, знаешь? – И немец ткнул дулом пистолета в опущенный подбородок Сени.

– Это знаю, – сказал Сеня. – Пистолет-автомат системы «вальтер»…

– А ты знаешь, сколько он может убивать таких скверных учащихся?

– Не знаю. Сами считайте… – буркнул Сеня.

– Кто такое! – закричал немец. – Ты сказал: сами считать! Очень прекрасно! Я буду сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз!…

Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул ее к стене класса. Ни звука не произнесла Ксения Андреевна, но ребятам показалось, что ее мягкие певучие руки сами застонали. И класс загудел. Другой фашист тотчас направил на ребят свой пистолет.

– Дети, не надо, – тихо произнесла Ксения Андреевна и хотела по привычке поднять руку, но фашист ударил стволом пистолета по ее кисти, и рука бессильно упала.

– Алзо, итак, никто не знай из вас, где партизаны, – сказал немец. – Прекрасно, будем считать. «Раз» я уже говорил, теперь будет «два».

Фашист стал подымать пистолет, целя в голову учительнице. На передней парте забилась в рыданиях Шура Капустина.

– Молчи, Шура, молчи, – прошептала Ксения Андреевна, и губы ее почти не двигались. – Пусть все молчат, – медленно проговорила она, оглядывая класс, – кому страшно, пусть отвернется. Не надо смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните…

– Я сейчас буду говорить «три»!– перебил ее фашист. И вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков и поднял руку:

– Она правда не знает!

– А кто знай?

– Я знаю… – громко и отчетливо сказал Костя. – Я сам туда ходил и знаю. А она не была и не знает.

– Ну, показывай, – сказал начальник.

– Рожков, зачем ты говоришь неправду? – проговорила Ксения Андреевна.

– Я правду говорю, – упрямо и жестко сказал Костя и посмотрел в глаза учительнице.

– Костя… – начала Ксения Андреевна. Но Рожков перебил ее:

– Ксения Андреевна, я сам знаю…

Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив свою белую голову на грудь. Костя вышел к доске, у которой он столько раз отвечал урок. Он взял мел. В нерешительности стоял он, перебирая пальцами белые крошащиеся кусочки. Фашист приблизился к доске и ждал. Костя поднял руку с мелком.

– Вот, глядите сюда, – зашептал он, – я покажу.

Немец подошел к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что показывает мальчик. И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил черную гладь доски. Так делают, когда, исписав одну сторону, доску собираются перевернуть на другую.

Доска резко повернулась в своей раме, взвизгнула и с размаху ударила фашиста по лицу. Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом.

Фашист, схватившись за разбитое в кровь лицо, без толку палил в доску, всаживая в нее пулю за пулей.

Напрасно… За классной доской было окно, выходившее к обрыву над рекой. Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно, бросился с обрыва в реку и поплыл к другому берегу.

Второй фашист, оттолкнув Ксению Андреевну, подбежал к окну и стал стрелять по мальчику из пистолета. Начальник отпихнул его в сторону, вырвал у него пистолет и сам прицелился через окно.

Ребята вскочили на парты. Они уже не думали про опасность, которая им самим угрожала. Их тревожил теперь только Костя.

Им хотелось сейчас лишь одного – чтобы Костя добрался до того берега, чтобы немцы промахнулись.

В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили выслеживавшие мотоциклистов партизаны. Увидев их, немец, стороживший на крыльце, выпалил в воздух, прокричал что-то своим товарищам и кинулся в кусты, где были спрятаны мотоциклы. Но по кустам, прошивая листья, срезая ветви, хлестнула пулеметная очередь красноармейского дозора, что был на другом берегу…

Прошло не более пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев. Командир партизанского отряда взял тяжелый стул, придвинул его к столу и хотел сесть, но Сеня Пичугин вдруг кинулся вперед и выхватил у него стул.

– Не надо, не надо! Я вам сейчас другой принесу.

И мигом притащил из коридора другой стул, а этот задвинул за доску. Командир партизанского отряда сел и вызвал к столу для допроса начальника фашистов. А двое других, помятые и притихшие, сели рядышком на парте Сени Пичугина и Шуры Капустиной, старательно и робко размещая там свои ноги.

– Он чуть Ксению Андреевну не убил, – зашептала Шура Капустина командиру, показывая на фашистского разведчика.

– Не совсем точно так, – забормотал немец, – это правильно совсем не я…

– Он, он! – закричал тихонький Сеня Пичугин. – У него метка осталась… я… когда стул тащил, на клеенку чернила опрокинул нечаянно.

Командир перегнулся через стол, взглянул и усмехнулся: на серых штанах фашиста сзади темнело чернильное пятно…

В класс вошла Ксения Андреевна. Она ходила на берег узнать, благополучно ли доплыл Костя Рожков. Немцы, сидевшие за передней партой, с удивлением посмотрели на вскочившего командира.

– Встать! – закричал на них командир. – У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит. Не тому вас, видно, учили!

И два фашиста послушно поднялись.

– Разрешите продолжать наше занятие, Ксения Андреевна? – спросил командир.

– Сидите, сидите, Широков.

– Нет уж, Ксения Андреевна, занимайте свое законное место, – возразил Широков, придвигая стул, – в этом помещении вы у нас хозяйка. И я тут, вон за той партой, уму-разуму набрался, и дочка моя тут у вас… Извините, Ксения Андреевна, что пришлось этих охальников в класс ваш допустить. Ну, раз уж так вышло, вот вы их сами и порасспрошайте толком. Подсобите нам: вы по-ихнему знаете…

И Ксения Андреевна заняла свое место за столом, у которого она выучила за тридцать два года много хороших людей. А сейчас перед столом Ксении Андреевны, рядом с классной доской, пробитой пулями, мялся длиннорукий рыжеусый верзила, нервно оправлял куртку, мычал что-то и прятал глаза от синего строгого взгляда старой учительницы.

– Стойте как следует, – сказала Ксения Андреев-на, – что вы ерзаете? У меня ребята этак не держатся. Вот так… А теперь потрудитесь отвечать на мои вопросы.

И долговязый фашист, оробев, вытянулся перед учительницей.

Источник: http://www.e-reading.life/bookreader.php/26233/Kassil%27_-_U_klassnoii_doski.html

Конструкт по литературе на тему Л. Кассиль “У классной доски”

Класс: 4 «Б»

Образовательная система (УМК): Школа России

Тема: Л. Кассиль “У классной доски”

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цель: формирование навыков работы с текстом художественного произведения

Планируемый результат:

  • Личностный: проявляют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрируют ценностное отношение к труду. проявляют нравственные качества: мужество, отвагу, умение постоять не только за себя, но и за других, чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к профессии педагога;

  • Метапредметный: демонстрируют

    • личностные УУД (самоопределение);

    • регулятивные УУД (волевая саморегуляция, осуществлять умения контроля и оценки своих действий в соответствии с планом);

    • познавательные УУД (умение понимать условные обозначения, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию собственной деятельности);

    • коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи).

  • Предметный: воспринимают тексты на слух в исполнении учителя, обучающихся; подробно и выборочно пересказывают текст, определяют главную мысль произведения, составлять словесные портреты учительницы по плану.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью, воспитывать ценностное отношение к труду, воспитывать у уч-ся нравственные качества: мужество, отвагу, умение постоять не только за себя, но и за других, чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к профессии педагога;

    • личностные УУД (самоопределение);

    • регулятивные УУД (волевая саморегуляция, осуществлять умения контроля и оценки своих действий в соответствии с планом);

    • познавательные УУД (умение понимать условные обозначения, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию собственной деятельности);

    • коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи), развивать моторику.

обучения:

  • наглядности

  • систематичности и последовательности

  • доступности

  • непрерывности

  • психологической комфортности

  • работы на результат

воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма.

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

  1. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

  2. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

  3. Методы выработки учебных умений и накопление опыта:упражнение.

Методы воспитания:

        1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведении: художественное слово.

        2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

        3. Методы эмоционального стимулирования: использование игр и игровых форм организации обучения.

        4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта детей: метод взаимной проверки.

Форма организации деятельности обучающихся:фронтальная, индивидуальная

Средства обучения:

  • Индивидуальные: рассказ «У классной доски Л. Кассиль

  • Демонстрационные: слайд – презентация

Источники информации:

  1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

  2. рассказ Л. Кассиля «У классной доски»

  3. http://nsportal.ru

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

  3. Решение проблемы

  4. Физминутка

  5. Первичное закрепление

  6. Организация самостоятельной работы

  7. Информация о домашнем задании

  8. Рефлексия учебной деятельности

7 мая.

Классная работа.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

Мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность

Беседа

– Здравствуйте, ребята!

– Проверьте, все ли у вас готово к уроку, если все принадлежности на месте, можете тихо сесть.

Сядьте ровно, руки на парте, спинка прямая, ножки стоят ровно.

Ты уже проснулся?

Здравствуй!

Веточка стучит в окно,

Умывайся, одевайся,

Встало солнышко давно.

Все проснулось:

Лес и поле,

Ждет тебя учеба в школе.

Ты готов, мой юный друг,

В царство знаний и наук?

Если « ДА», то собирайся

И в дорогу отправляйся.

Здесь, от школьного порога,

Ждет тебя дружок,

Поверь мне, интересная дорога!

-Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики.

Сейчас у нас урок чтения. Мы с вами прибыли в школу с прекрасным настроением, поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача:

Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.

Постановка проблемной ситуации беседа, объяснение, демонстрация,

художественное слово

Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

3.Решение проблемы

первичное восприятие текста

Задача:

Спланировать задачи урока, найти ответ на них.

Беседа, объяснение, пример, демонстрация, создание ситуации успеха

Проявляют регулятивные УУД(контроль, волевая саморегуляция, коррекция), познавательные УУД

(моделирование, рефлексия способов действия), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

4. Физминутка.

Задача:

Снять напряжение

упражнение

Гимнастика для глаз (презентация)

5.Первичное закрепление

Задача:

найти решение на поставленные задачи

Беседа, объяснение, поощрение, упражнение, создание ситуации успеха.

-Ребята, после прочтения рассказа, давайте его обсудим.

– Расскажите, какие чувства, впечатления вы испытали после прочтения

этого рассказа?

( ответы детей)

– А что вас особенно взволновало?

– О каком историческом времени говорится в этом произведении?

(действие происходит во время Великой Отечественной войны)

– А что вы знаете об этой войне?

– Где происходит действие рассказа?

– Ребята, кто сможет пересказать на оценку сжатый рассказ.

( ребята поднимают руку, рассказывают 1-2 чел., выставляю оценку)

– Прочитайте, где находилась сельская школа? Велись ли там занятия?

– Почему на школьном дворе была вырыта траншея?

– Как мирное население помогало красноармейцам?

– Кто же является главными действующими лицами этого рассказа?

– А кто такая Ксения Андреевна?

Регулятивные УУД( удерживают цель деятельности для получения ее результата),

познавательные УУД (осуществляют анализ информации),

коммуникативные УУД( демонстрируют сформированность умения высказывать и обосновывать свою точку зрения)

6.Организация самостоятельной работы

Задача:

закрепить новые знания

Практическая работа, беседа, упражнение, поощрение, создание ситуации успеха, объяснение

Давайте составим устно портрет учительницы.

– Портрет Ксении Андреевны (глаза, взгляд, жесты, волосы, походка);

– Описание обстановки класса, в котором она трудилась более 30 лет;

– Отношение к учительнице ее учащихся, жителей села, немецких

разведчиков;

– Черты характера Ксении Андреевны.

– Поведение учителя во время столкновения с фашистами.

– Сейчас мы с вами найдем отрывок, где Ксения Андреевна разговаривает с Костей.

– Скажите, каков в разговоре Костя?

( Костя в этом разговоре полон решимости спасти учительницу, но, чтобы обмануть фашистов, скрывает свои намерения)

– А что пытается сделать Ксения Андреевна?

( она пытается остановить мнимое предательство мальчика)

– Давайте сделаем вывод, как же ребята относились к своей учительнице?

( ответы детей)

– А сейчас, вам надо будет выбрать карточки с теми качествами, которыми обладали дети и учительница.

( слайды № 15, 16, 17)

  • преданность школе желание отомстить врагу

  • твердость честность

  • мужество стойкость

  • предательство страх

  • любовь к Родине уважение к учителю

  • дружба нерешительность

  • трусость отвага

  • застенчивость доброта

( 2 человека у доски выбирают качества, которые были присуще ребята из рассказа и учителю, остальные у себя на листочках)

– Можем ли мы с вами считать, что ребятам из рассказа

« У классной доски» повезло? Почему?

( Да, потому, что они учились у такого педагога, как Ксения Андреевна).

Познавательные УУД

(проводят анализ с целью выделения признаков.)

Регулятивные УУД

(умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Коммуникативные УУД

(умение слушать и понимать других)

7.Информация о домашнем задании

Задача:

Дать краткий инструктаж домашнего задания.

Объяснение

– Написать эссе о своем любимом учителе.

Познавательные УУД

(умение извлекать информацию из текста)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Задача:

Организовать самооценку деятельности.

Беседа, художественное слово

– Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много рассуждали о профессии учителя, на примере Ксении Андреевны узнали, какими качествами должен обладать педагог? Каждый из вас через несколько лет определит свою дорогу в мир профессий.

– Очень быстро пролетит время, вы и не заметите, как закончите школу.

А ваши учителя будет всегда о вас помнить. А вы?

( слайд № 19)

( читают стихи наизусть дети)

1-й. Не смейте забывать учителей!

Они о вас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

2-й. Им не хватает этих встреч нечастых,

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

3-й. Они нас ждут. Они следят за нами.

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где-то выдержал экзамен

На мужество, на честность, на успех….

4-й. Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей!

Регулятивные УУД

(формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Источник: https://infourok.ru/konstrukt-po-literature-na-temu-l-kassil-u-klassnoy-doski-1183084.html

Ссылка на основную публикацию
Этапы урока Деятельностьучеников УУД Деятельностьучителя
I. Мотивация к учебной деятельностиЦели:- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;- организовать планирование учебной деятельности на уроке. Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты. Личностные УУДФормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Регулятивные УУДСамоорганизация и организация своего рабочего места.Коммуникативные УУДРазвиваем умение слушать и понимать речь других. – Сегодня у нас присутствуют гости, поприветствуйте наших гостей.Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня.- Вам я желаю удачи.Здоровья, света и добра.И вы друг другу пожелайтеХотя бы чуточку добра.
II. Актуализация знаний.Цель: Повторение изученного материала Участвуют в беседе.Отвечают на вопросы.
КоммуникативныеУУД
Умение владетьприёмамимонологическойи диалогическойречи.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели

своего обучения.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

-Почему полезно читать книги?

-Где вы в повседневной жизни встречаетесь с работой с текстом?

III.Постановка проблемы.Цель: вывести тему и цели урока Слушают стихотворение.Высказывают свои впечатления.Определяют тему, формулируют цель и свои задачи урока. Регулятивные УУДУметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.Коммуникативные УУДУметь формулировать собственное мнение и позицию. Звучит стихотворение «На фотографии в газете» (Р. Казаковой)- Какие эмоции вы испытали, слушая стихотворение?- Ребята, как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?-Сформулируйте тему нашего урока.-Какую поставим цель на урок?- К какому жанру мы отнесём это произведение?- Что мы называем рассказом?- Какие жанры вы еще знаете?
IV. Применение знаний и уменийЦели:- организовать первичное применение нового знания.- зафиксировать новое содержание урока;-организовать рефлексию собственной учебной деятельности; Работают со словарём.Отвечают на вопросы учителя.Делают предположения.Учащиеся прослушивают первый куплет песни.Учащиеся высказывают свои предположения.Работают с текстом. Познавательные УУДНаходить и выделять необходимую информацию в учебнике, словаре.Находить ответы на вопросы, работать с текстом.Коммуникативные УУДСтроить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Регулятивные УУДРаботать с учебником, находить нужную информацию. События, каких лет описаны в произведении Л.Кассиля?Правильно, ребята. А кто может ответить на вопрос: что такое война?- Давайте обратимся к словарю.- Что она несет с собой?-Верно. События этих лет нашли свое отражение не только в творчестве писателей, но и в музыкальных произведениях. Сейчас мы услышим песню «Священная война». Она была написана 24 июня 1941 года.Слова – В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал А. В. Александров.Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Так начался путь песни, славный и долгий.Звучит песня «Священная война»- Какие чувства вы испытали при прослушивании?Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная?- А как вы понимаете слово «Отечество»?- Назовите окончание Великой Отечественной войны?– Сколько лет прошло со дня окончания ВОВ?- Да, 9 мая 2015 года наша страна будет отмечать семидесятилетие со дня окончания войны.- Почему наш народ одержал победу над фашизмом?Правильно, ребята. Давайте подумаем, а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм?Молодцы, вы отлично справились. Только ли в бою людям нужно было обладать такими качествами?- Итак, ВОВ. Как вы думаете, кто сражался за победу в Великой Отечественной войне?- Каким образом, где?- А где находились герои нашего произведения?-Кто же является главными действующими лицами этого рассказа?- А кто такая Ксения Андреевна?- Как дети относились к учительнице? А взрослые? Почему?- Опираясь на текст, устно нарисуйте портрет учительницы- Прочитайте, где находилась сельская школа? Велись ли там занятия?- Почему на школьном дворе была вырыта траншея?- Найдите и зачитайте, как мирное население помогало красноармейцам?- Зачем ребята собрались у школы?- Найдите в тексте и прочитайте отрывок к данной иллюстрации.
V. Физминутка Под музыку выполняютдвижения Личностные УУДУмение применять правила охраны своего здоровья.
VI. Обобщение знаний и умений.Цель: закрепить знания по пройденному материалу Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»выход в сеть Интернетаhttps://www.youtube.com/Отвечают на вопросы учителя.Работают со словарём.Чтение по ролям.Учащиеся высказывают свои предположения.2 человека работают около доски.Отвечают на вопросы учителя. Личностные УУДРазвиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУДДоговариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.Предметные УУДВыявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа. – Давайте понаблюдаем за действиями и поступками жителей этой деревни. Предлагаю вашему вниманию отрывок из кинофильма Льва Кулешова «Юные партизаны».- Какие чувства вы испытали после просмотра?- Совпали ли ваши представления с представлением этой сцены режиссёром?- Какие события происходят в отрывке?- Почему именно к детям обратились немцы?-Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты?- Кто такие партизаны? (словарь)- Как вели себя немцы?- Какие чувства и желания испытывали дети, когда сидели в классе под дулами фашистских автоматов- Учительница?- Костя?- Сейчас мы с вами найдём отрывок, где Ксения Андреевна разговаривает с Костей. Найдите, подготовьте чтение по ролям.- Скажите, каков в разговоре Костя?- А что пытается сделать Ксения Андреевна?-Почему Ксения Андреевна отвернулась от Кости?- Давайте сделаем вывод, как же ребята относились к своей учительнице?- Что сделали школьники для своей учительницы во время столкновения с фашистами?-Какие качества характера помогли им в этом?– Как понимаете смысл слова альтруизм?– Как называют людей, которые помогают другим, жертвуя личными интересами, порой даже жизнью?– Антоним к слову альтруист?- Можно ли назвать поступок Кости подвигом?- А что такое подвиг? (словарь)- А сейчас, вам надо будет выбрать карточки с теми качествами, которыми обладали дети и учительница.

  • преданность школе, желание отомстить врагу;
  • твердость, честность;
  • честность, мужество;
  • мужество, стойкость;
  • предательство, страх;
  • любовь к Родине, уважение к учителю;
  • дружба, нерешительность;
  • трусость, отвага;
  • застенчивость, доброта.

– Можем ли мы с вами считать, что ребятам из рассказа «У классной доски» повезло? Почему?- Какой момент в рассказе вам показался самым напряжённым?- Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители?- Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой».- Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОВ, помогать тем, кто ещё жив.- Что хотел донести до нас Лев Кассиль своим рассказом? Проанализировав рассказ Л. Кассиля «У классной доски» мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа.Ребята, мы с вами можем поговорить с героями Великой Отечественной войны, узнать, что было самым страшным на фронте, понять, какой ценой досталась советским воинам и труженикам тыла победа над фашистской Германией. Ведь мы – последнее поколение, имеющее возможность лично пообщаться с героями, сражавшимися за нашу Родину.- Ребята, ваши прадедушки и прабабушки тоже защищали нашу Родину. Мне бы хотелось, чтобы вы узнали, где воевали ваши родные, где встретили победу, и приготовили небольшое сообщение.-Я хочу вам рассказать о своём дедушке, который прошёл всю войну и встретил победу в Берлине.

VII. Самооценка. Рефлексия деятельности.Цель:подвести итог проделанной работы на уроке. Систематизируют полученные знания, высказывают свои впечатления от урока.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Личностные УУДОценивание разного вида деятельности на уроке.Регулятивные УУДФормирование умение адекватно оценивать свою деятельность. Подходит к своему завершению наш урок, и мы должны подвести итог.- Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке.- Скажите, понравился ли он вам?- Что особенно запомнилось?- Что стало неожиданным?- Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?- Оцените свою работу на уроке
VIII.