Как развивать двигательную активность ребенка

Двигательное развитие здорового ребенка. Как вовремя обнаружить отклонения в двигательном развитии детей?

Как развивать двигательную активность ребенка

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Источник: https://heaclub.ru/dvigatelnoe-razvitie-zdorovogo-rebenka-kak-vovremya-obnaruzhit-otkloneniya-v-dvigatelnom-razvitii-detej

Как развивать двигательную активность у ребенка, навыки и умения

С раннего детства у ребенка формируются полезные навыки, которые необходимы для продолжения его жизни. Навык приобретается, когда ребенок регулярно повторяет одни и те же движения в определенном порядке. Навыки и умения можно поделить на два вида. Первый вид движения всем телом, а второй работа руками.

Первая группа навыков, осуществляемая всем телом, она необходима для хорошей ходьбы, бега, плавания, висения на турнике и т. п. Вторая группа умений необходима для игр с мячом, умением завязать шнурки, взять ложку в руку и т. д. Все эти навыки и умения нужны человеку в будущем.

Когда ребенок становится взрослым человеком, то он даже не думает и не замечает, что делает все движения практически автоматически.

Улучшать двигательную активность ребенка следует поэтапно. С самого раннего возраста малышу можно делать гимнастику и массаж тела. Главное не переусердствуйте в этом деле, а то напугаете ребенка тяжелыми упражнениями, и он вполне может от них отказаться.

Будет хорошо, если ребенок начнет самостоятельно подниматься по лестнице, хватаясь за перила своими руками. Замечательно когда ребенок руками перехватывает перекладины над своей головой. В этом случае происходит развитие грудной клетки, легкие насыщаются кислородом и головной мозг начинает работать лучше.

Очень полезно, когда ребенок подолгу гуляет на улице и дышит свежим воздухом. Полезно заниматься бегом и играми с ребенком на улице.

Отдельно можно выделить занятия плаванием. Плавание очень полезно для людей, если нет противопоказаний. Если ваш ребенок будет заниматься плаванием правильно и долго, то со временем он станет более устойчив к болезням, у него улучшится равновесие, увеличится объем легких, малыш станет радостнее и физически крепче.

Занятия по развитию движений помогают развить ребенку ловкость, силу, выносливость. К таким занятиям можно отнести игры для развития двигательной активности.

Каждый ребенок на физиологическом уровне нуждается в физической активности. Активные игры помогут «расшевелить» малоподвижных детей и выбросить энергию активному ребенку.

К таким играм можно отнести «щекоталки», «куча-мала», «ловишки» и т.п.

Чтобы развить у ребенка определенные движения нужно регулярно заниматься с ним и играть в определенные игры. Тогда малыш станет ловчее, будет хорошо ходить, бегать и т. д. К подвижным играм можно отнести «догонялки» и «повторялки движений», «игра с мячом или обручем».

Источник: http://babyluck.ru/razvitie-rebenka/razvitie-dvigatelnoy-aktivnosti-rebenka.html

Двигательная активность детей и методы ее организации

Содержание

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом.

Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем.

Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

Виды двигательной активности

Двигательный режим детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

  • оздоровительные занятия физкультурой;
  • учебные занятия конкретной направленности (плавание, групповые виды спорта);
  • самостоятельная двигательная активность;
  • физкультурно-массовые мероприятия (эстафеты, соревнования);
  • дополнительные (вне группы) занятия.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей. Следует рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Влияние двигательной активности на развитие ребенка

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ,  совершенствуется нервная система.

Опорно-двигательный аппарат

В результате систематической работы мышцы становятся более объемными и крепкими, не теряя при этом эластичности.

Одновременно совершенствуется и костная система: повышается прочность костей, их готовность к нагрузкам. Равномерная работа мышц туловища формирует осанку, что имеет важное эстетическое и физиологическое значение.

Правильная осанка предполагает правильное положение органов и нормальное их функционирование.

Система внутренних органов

Наиболее активно работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Сердце под влиянием адекватных нагрузок становится сильнее. Позитивные изменения отмечаются даже у детей, изначально имеющих нарушения в работе сердца.

Емкость легких возрастает, увеличиваются их функциональные возможности: ткани тела лучше кровоснабжаются и получают больше кислорода. Особенно полезны упражнения на улице, способствующие закаливанию.

Психическое регулирование

Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития.

Между уровнем физической активности и речевым развитием существует прямая зависимость. Практический опыт, который получает активный ребенок, приводит к увеличению словарного запаса и развитию мышления. Позитивное влияние двигательная активность оказывает на эмоциональную и волевую сферу психики.

Читайте также:  Загадки про зверей для детей 6-7 лет с ответами

Возрастные особенности двигательной активности

Характер двигательного режима напрямую зависит от возраста детей. Дети младшего возраста более активны, выбираемые ими игры отличаются подвижностью. У детей старшего дошкольного возраста приоритеты смещаются в сторону образовательных занятий, появляется интерес к компьютерным играм.

3-4 года

В этом дошкольном возрасте движение является обязательным условием всестороннего развития. Двигательная активность учит общению, положительно влияет на эмоции и воображение, способствует развитию интеллекта.

В основе режима лежит нерегламентированная активность, когда игры ребенок выбирает самостоятельно. Но и некоторые сложные движения уже под силу малышу (бег, движение спиной вперед, подпрыгивания на одной ноге).

5 лет

Ярко проявляются половые различия в активности детей дошкольного возраста, их игровая деятельность приобретает различную направленность. Мальчики проявляют интерес к играм подвижного характера (футбол). Девочкам нравятся спокойные сюжетные игры («Дочки-матери», «Кухня»).

6 лет

Совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация. Деятельность становится разнообразной и осознанной. Резкие отличия в выборе самостоятельной активности исчезают, дети организовываются в небольшие группы с участием мальчиков и девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через препятствия, бросание мяча, ходьба по бревну).

7 лет

Проявляется устойчивый интерес к определенным видам активности, спортивным играм. У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство самоконтроля и самооценка. Они целенаправленно тренируют конкретные навыки, многократно повторяют одни и те же движения, оценивают свою деятельность в сравнении с другими.

Динамика двигательной активности

Двигательная активность неодинакова в различные периоды и подвержена определенным колебаниям. Сезонная зависимость является общебиологическим явлением: в весенне-летний период она возрастает, а в осенне-зимний идет на спад. Суточные колебания связаны с режимом детского сада, наибольшую активность ребенок проявляет во время прогулки, а также утром и вечером.

Формирование подгрупп детей с разным уровнем активности

В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и склонности к определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход дает возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.

Высокая активность

Гиперактивные дети всегда заметны, часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно. Из-за чрезмерной активности они не успевают вникать в суть деятельности. Выбирают бег и прыжки, избегая занятий, требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения быстрые, но бесцельные.

Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако лучшим решением будет не ограничение подвижности, а ее регулирование, направление в иное русло. Деятельность остается активной, но требующей развития осмысленности, осторожности. Полезны будут перемещения по ограниченной площади, метания, занятия в паре с выполнением движений по очереди.

Средняя активность

Поведение спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Движения осмысленные, уверенные, целенаправленные, настроение хорошее. Ярко выражена саморегуляция двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство, игрушки, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не вызывает.

Низкая активность

Плохой прогностический признак развития малыша. Причинами могут быть слабое здоровье, плохая психологическая атмосфера в дошкольной группе, постоянные запреты взрослых и др.

Такие ребята обычно пассивные, молчаливые, быстро устают. Они предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр.

Хорошим способом корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее обогащение.

Кроме прицельной работы с каждой из групп в отдельности, полезно объединять детей разной подвижности в совместных играх, при этом на двоих предлагается лишь одна игрушка. Примерами таких занятий могут быть перекидывание друг другу мяча, вращение скакалки вдвоем, преодоление препятствий по очереди.

План двигательной активности ребенка на день

Рационально организованная двигательная активность разбивается на определенные этапы. Наиболее удобным является деление в режиме дня.

  1. Утро. Предлагаемая деятельность должна быть хорошо знакома детям. Варианты игр: «Холодно-горячо», «Пронеси мяч через препятствие» и др. Следует учитывать, какими будут занятия после завтрака. Если запланировано обучение (рисование, математика), то утренние занятия могут быть более активными. Если же детей ожидает физкультурное занятие, то утром лучше ограничиться разминкой или другими малоподвижными видами. Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии (ожирение, нарушения слуха или зрения), также должна осуществляться утром.
  1. Прогулка. Прогулка проводится дважды в день и включает в себя самостоятельную деятельность, когда активный ребенок проявляет творческие способности, а также специально организованную. Предлагается устраивать одну подвижную игру, в которой участвуют все дети сразу, и по две игры для подгрупп.
  1. Вечер. Период начинается сразу после дневного сна (с гимнастики и дыхательных упражнений). Возможно проведение физкультурных праздников или самостоятельная двигательная активность детей с использованием различного спортивного инвентаря. Период носит более спокойный характер, настраивает ребенка на завершение дня.

Регуляция двигательного режима необходима для нормального развития ребенка. Важен личный пример родителей и пропаганда здорового образа жизни в семье.

Семейные физкультурные мероприятия (походы, катание на велосипедах) способствуют закладке здоровых привычек у ребенка.

А чем более хорошими физическими данными будут наделены малыши с дошкольного детства, тем увереннее и они будут чувствовать себя дальше.

Что еще почитать

Влияние компьютерных игр на психику детей

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Гиперактивные дети в школе

Правила закаливания для детей

Источник: http://SZabotoi.ru/zdorovye-rebenka/dvigatelnaya-aktivnost

Развитие двигательной активности детей первого года жизни

Добавлено 18.06.2014

Впервые малыш начинает двигаться еще в животе мамы – примерно с 8 недели. Сначала он медленно плавает в околоплодных водах.

Позже его движения становятся более скоординированными и уверенными, а к 24 неделибеременности движения плода напоминают движения новорожденного: он перебирает своими ручками пуповину, дотрагивается до лица, сжимает и разжимает кулачки, активно шевелится, переворачивается и отталкивается.

Только что появившийся на свет малыш не беспомощен, природа позаботилась о нем и наделила инстинктами и рефлексами (поисковым, сосательным, хватательным и др.).

Благодаря ним, новорожденный отыскивает материнскую грудь, а как только сосок оказывается у него во рту – начинает инстинктивно сосать; если у крохи прикрыты нос и рот – он будет вертеть головой, чтобы освободить дыхание; а на приближающийся к глазам предмет – начинает моргать. Некоторые рефлексы новорожденных в скором времени исчезают, а многие сохраняются на всю жизнь.

В первый месяц движения малыша беспорядочны и хаотичны, а ручки и ножки тесно прижаты к себе и как бы подергиваются.

Если вы попробуете распрямить его ручку или ножку – она тут же вернется в исходное положение. Лежа на спине, малыш слегка поворачивает голову в сторону звука, а в позе «на животе» на твердой поверхности, пытается приподнимать голову. Задача родителей первого месяца – с помощью легкого поглаживающего массажа и ежедневной гимнастики ослабить тонус мышц.

Со второго месяца малыш начинает управлять своим телом. Мышцы ног и рук становятся более расслабленными, а движения ровными и упорядоченными. Если вы будете разговаривать с малышом медленно – он будет так же медленно двигать руками и ногами, но стоит вам перейти на убыстренный темп речи – и ребенок задвигается более энергично.

Мышцы шеи окрепли, и ребенок уже свободно поворачивает голову в разные стороны и недолго, но удерживает её ровно, находясь в вертикальном положении, но всё равно продолжайте поддерживайте малыша под головку, когда берете его на руки. Лежа на спине, малыш слегка приподнимает голову вверх, чтобы посмотреть на происходящее. Появляются короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки.

В три месяца рефлекторные действия ребенка заменяются осознанными действиями. Теперь младенец сосредотачивается на предмете, а потом протягивает руку, чтобы дотронутся до него.

Так же малыш понимает, что для того, чтобы утолить голод – надо найти сосок, приложиться к нему губами и сосать.

Лежа на животе, малыш поднимает голову, приподнимая грудь над поверхностью, поворачивает голову в разные стороны и меняет позы, чтобы было лучше рассматривать.

Лежа на спине, выгибает спинку, опираясь на предплечья, и может перевернуться на бочок. Если взять малыша подмышки, он упрется ножками в поверхность и станет пружинить. Малыш уделят много времени играм с собственными ручками – сжимает и разжимает пальцы, тянется к предметам, захватывает игрушку, вложенные ему в руку, трясет её, тянет в рот, хватает одной рукой другую руку. 

Всё это время идет активная подготовка к умению ползать. Мышцы ребенка развиваются и крепнут.

К четырем месяцам, лежа на животе, малыш немного приподнимает тело, опираясь на руки. Кроха устойчиво стоит при поддержке подмышки. Длительно удерживает голову в вертикальном положении.

Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на бок, некоторые со спины на живот. Ладошки малыша почти всегда раскрыты, он осознанно тянет ручки к игрушкам, захватывает их, щупает, берет, отталкивает, бьет по подвеске.

Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие зрительно-двигательной деятельности.

На пятом месяце малыш становится подвижен и активен.

Он уверенно переворачивается со спины на живот, лежа на животе – опирается на ладошки выпрямленных рук или на локти, начинает немного ползать по-пластунски с опорой на руки. Пытается сесть, когда его тянут за руки.

Находясь в вертикальном положении – держит голову прямо и всем телом тянется куда-то вперед. Если поставить на ноги и держать подмышки – будет стоять на выпрямленных ногах. 

В 6 месяцев малыш поворачивается с живота на спину и со спины на живот, подтягивается за опору, чтобы сесть, опирается на ладошки и колени и раскачивается вперед – назад, готовясь ползти на четвереньках.

Меняет положение своего тела и подползает на животе, отталкиваясь руками и ногами,  к интересующему его предмету. Выполняя различные движения, малыш учится сохранять равновесие.

Подолгу удерживает игрушки в руке, играет с ними, перекладывает из одной руки в другую.

В семь месяцев движения глаз, рук и ног согласованы.

Малыш уже хорошо ползает, причем не только вперед, но и назад; садится из положения лежа и сидит непродолжительное время, при этом может наклоняться и выпрямляться.

Начинает вставать, держась за опору, и стоит так длительное время. Сознательно раскрывает ладонь для взятия предмета или игрушки, хорошо перекладывает из руки в руку, вращает кистью.

Восьмимесячный малыш хорошо ползает, садится из положения лежа и сидит длительно время без поддержки, рассматривая всё вокруг и действуя руками, затем ложится из положения сидя. Держась за опору, малыш встает на одно колено, потом на другое, подтягивается и поднимается на ножки.

Стоя таким образом, он переступает бочком возле опоры. Если нужно достать предмет с пола, держась одной рукой за опору, наклонится и достанет. Ползая, кроха может преодолевать значительные расстояния – до 300 метров в день! Остерегается упасть на пол с дивана, но не всегда замечает приближающийся край.

В 9 месяцев малыш приобретает вертикальное положение: сидит, встает, учится стоять без опоры, переступать и ходить, держась за стены или за две руки взрослого. Большую часть времени ребенок ползает, но уже начинает часто вставать, чтобы ходить. А вообще, упражнения в ходьбе – становятся его любимым занятием.

Усложняется и ползание – кроха осознанно меняет траекторию движения, направляясь к цели. Может прыгать и приседать, держа вас за руки; залезать на возвышения (подушку, диван, ваши колени), забираться по лесенке.

Совершенствуется мелкая моторика – может захватывать небольшие предметы двумя – тремя пальцами или показать на заинтересовавший его предмет пальчиком.

К 10 месяцам дети хорошо ползают, но много и ходят, держась за подвижную опору, маневрируют между препятствиями, поднимаются на возвышенность и спускаются с неё, держась за перила.

Читайте также:  Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. звездное небо. школа россии

Малыш может стоять с поддержкой или без неё. Из положения сидя встает на четвереньки. Может влезть на низкий диванчик и сползти с него. Во время игр встает на колени, нагибается, опираясь на одну руку.

Пытается дотянуться до всего, что видит.

У детей 11 месячного возраста заметно развиваются двигательные навыки. Они уже хорошо и полноценно ползают, могут стоять без поддержки или с одной рукой, поворачиваться за игрушкой, плавно приседать, наклоняться, вставать, делать первые самостоятельные шаги с вытянутыми вперед руками, переступать через препятствия, а некоторые дети уже достаточно уверенно ходят.
 

К 12 месяцам ребенок ходит самостоятельно – подолгу и в разных направлениях, при этом он может останавливаться, поворачиваться, приседать, наклоняться за игрушкой и выпрямляться, нести игрушку в руках, толкать перед собой тележку или тянуть за собой игрушку с машинкой, переступать без опоры через преграды. Ребенок добирается до всего, что его интересует – он с легкостью может забраться на большие высоты – на спинку дивана, подоконник, тумбочку, комод, стол и т.п.
 

Что нужно делать, чтобы развить двигательную активность ребенка

•    Прежде чем дотронуться до малыша или взять его на руки – ласково поговорите с ним. Не трогайте младенца холодными или потными руками.

•    В возрасте от 0 до 3 месяцев, когда берете малыша на руки, всегда поддерживайте его подголову.

•    Во избежание однобокости – берите малыша то на одну руку, то на другую, почаще меняйте позы малыша, выкладывайте его то на правый бок, то на левый, то на спинку, то на животик.

•    До трех месяцев лучшей гимнастикой для малыша является расслабляющий и поглаживающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов.

•    После трехмесячного возраста включите в массаж ребенка и остальные приемы: разминание, растирание, похлопывание, вибрации и др.

•    Гимнастику и массаж лучше делать за 20-30 минут до или через 30-40 минут после кормления. Кроха должен пребывать в хорошем настроении, а упражнения должны ему нравиться.

•    Ежедневно проводите с малышом массаж, гимнастические упражнения, воздушные ванны и купания. Занимаясь с малышом – разговаривайте с ним и хвалите.

•    Полностью удовлетворяйте потребность ребенка в свободных и разнообразных движениях – это будет способствовать развитию психических, умственных и физических функций.

 Развитие общей моторики детей

10-20 дней   

Любимая поза – свернуться «эмбрионом», как и в чреве мамы (с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками).

Общие движения заторможены и хаотичны.

В положении лежа поднимает голову на 3-4 секунды.

Сам принимает положение, удобное для сосания.

Хорошо выражены врожденные рефлексы.   
 

1 мес.   

Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову 10-15 сек.

В вертикальном положении удерживает голову несколько секунд.   

2 мес.   

Лежа на животе хорошо поднимает и некоторое время удерживает голову.

Протягивает руки к подвешенным над ним игрушкам.

Несколько секунд удерживает игрушку, вложенную ему в руки.   

3 мес.   

Лежа на животе, опирается на предплечья и высоко поднимает голову, поворачивает её в разные стороны.

Длительно удерживает голову, находясь в вертикальном положении.

Поочередно сгибает и разгибает ноги.

Пытается дотронуться и схватить подвешенные над ним игрушки.   

4 мес.  

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), может оглянуться назад.

Лежа на животе, приподнимает туловище и голову на 60°.

При поддержке под мышки упирается полусогнутыми ногами о твердую опору.

Поворачивается со спины на бок.   

5 мес.

Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе.

Переворачивается со спины на живот.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Крепко удерживает игрушку, вложенную в руку, трясет ею.

Подгребает к себе маленький предмет и зажимает его в кулачке.

Лежа на животе, подтягивается до предмета.   

6 мес.   

Передвигается, переставляя руки или немного подползая ползком.

Переворачивается с живота на спину.

Захватывает игрушки руками.

Лежа на животе, высоко приподнимает грудь, опираясь на ладони рук или на одну руку.   

7 мес.   

Хорошо ползает на животе (много, быстро, в разных направлениях).

Подтягивается за предметом, пытаясь встать на коленки.

Раскачивается, стоя на коленках.

Сидит без опоры некоторое время.

Перекладывает игрушку из руки в руку и крепко удерживает её, если кто-то пытается её забрать.

Хватает движущиеся игрушки.    

8 мес.   

Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, опускается, переступает.

Сам садится, сидит и ложится.

Ползает на руках и коленях.

При продержке подмышки хорошо переступает ногами. Подбирает маленький предмет большим и указательным пальцами.   

9 мес.   

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Ползает на четвереньках.

Ритмично сгибает и разгибает ноги в такт музыки.

Машет на прощание рукой, хлопает в ладоши, показывает пальцем.

Залезает на четвереньках на горку и слезает с неё.   

10 мес.   

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Самостоятельно встает без опоры и сам стоит непродолжительное время.

Пытается ходить самостоятельно или уже начинает ходить.

Повторяет действия за взрослыми.

Может играть сразу двумя предметами.   

11 мес.    

Стоит самостоятельно.

Делает первые самостоятельные шаги.

Самостоятельно садится из положения на животе.   

12 мес.   

Ходит самостоятельно (без опоры).

Ходит, удерживая предметы в руках.

Приседает и встает из положения стоя без опоры   
 

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 

Книги для развития малыша
Игры, развивающие движения (0-6 мес.)
Игры на развитие движений (7-12 мес.)

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/986/

Развивающие игры для детей от 6 до 9 месяцев: нормализация двигательной активности

Вперевалочку идёт,

Косолапый мишка.

Он принёс в подарок мёд

И большую шишку.

Выдержите паузу, дайте малышу возможность рассмотреть мишку: потрогать его и погладить. Покажите глазки и ушки, нос и рот, произнося при этом названия слов.

Затем спрячьте игрушку, проговорив:
« Нет мишки. Скрылся».

Покажите его из-за спины, радостно сообщив малышу: «Вот он мишка!»

На глазах ребёнка поместите мишку в другой конец комнаты и слегка прикройте пелёнкой.

Произнесите: «А где мишка? Найди его!» Играя, прячьте игрушку в разные места, побуждая малыша подползти, чтобы найти мишку.

« Догоню- догоню»

Малыш ползёт, а взрослый, имитируя погоню, восклицает: « Догоню, догоню, догоню (имя)!», побуждая его ползти ещё быстрее.

Наконец, догнав малыша, поднимите его вверх, выражая радость встречи. Затем повторите игру.

« Учимся садиться»

Потяните малыша, находящегося в положении лёжа на спине, за одну или обе руки на себя.

Повторяя игру, добейтесь, чтобы он садился сам тогда, когда вы его слегка подтягиваете на себя.

Научите ложиться малыша, опираясь на одну руку, слегка придерживая его ножки.

« Палочка- выручалочка»

Для этого понадобится палочка с гладкой поверхностью.

Малыш лежит на спине. Предложите ему взять палочку рукой, а сами потяните его, контролируя опору руки.

Повторяя действия, ребёнок сам будет страховать себя рукой.

• «Удерживаем равновесие»

Присев на пол, посадите малыша на колени к себе лицом. Придерживая, и покачивайте его из стороны в сторону, побуждайте сохранять равновесие.

Навейте что-нибудь весёлое:

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания, какая!

• « Игра с мячом»

Понадобится большой или фитбольный мяч. Положите его перед малышом. Подтолкните мяч вперед, побуждая ребёнка протянуть ручки и опереться о мяч.

Поддерживая и помогая малышу, произносите строчки стишка:

Мой весёлый, звонкий мяч!

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой.

Не угнаться за тобой!

• « В кроватке»

Для игры понадобится кукла бибабо или любая другая игрушка, которая может заинтересовать малыша.
Привлеките его внимание, демонстрируя умение игрушки двигаться по спинке кровати, побуждая встать, потянувшись с помощью рук.

• « У стульчика»

Понадобится детский стульчик со спинкой из перекладин.
Наклоните его так, чтобы малыш смог уцепиться за перекладину. Затем легко потяните, чтобы ребёнок встал на ножки.

• « За игрушкой»

Для игры подойдёт любая игрушка: собачка, кошка или мышка. Малыш стоит около кровати или манежа. Покажите ему собачку, привлеките его внимание звуком лая. Подзовите малыша, приглашая получить игрушку. Когда он совершит первый шаг, дайте ребёнку подержать собачку.

Повторить действия несколько раз.

• « Топ- топ маленький малыш»

Проверьте пространство на безопасность: нет ли острых углов и прочих предметов, которые могут травмировать ребёнка. Выберите подходящее место для игры: желательно, чтобы рядом был диван или кресло, которые станут опорой при перемещении малыша.

Поставьте его на ножки, протяните ребёнку руки и, потянув его за обе ручки, подзовите к себе, напевая:

Топ, топ, топает малыш.

С мамой по дорожке – милый стриж!

Маленькие ножки не спешат,

Только знай себе твердят:

“Топ. Топ. Очень нелегки

В неизвестность первые шаги»

Придерживая малыша, покажите ему, как нужно переходит, опираясь на предметы, напевая:

Топ, топ… Топ, топ…

Очень нелегки

Топ, топ… Топ, топ…

Первые шаги.

Привлеките внимание малыша любимой игрушкой и поманите его за ней. При достижении цели, обязательно дайте поиграть с игрушкой.

Повторяйте игру много раз.

Литература:Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.

Новые и интересные статьи по теме

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/razvivajucshie-igry-dlja-detej-ot-6-do-9-mesjacev-normalizacija-dvigatelnoj-aktivnosti

Как развивать двигательную активность новорожденного

С появлением в доме новорожденного у родителей зачастую появляется множество забот, и к обыденным процедурам – готовке, стирке, глажке и уборке – добавляются более важные задачи, ведь малыша нужно покормить, успокоить, уложить спать и не забывать о ежедневной прогулке на свежем воздухе.

В этот непростой для многих родителей период из-за перманентной нехватки свободного времени мало кто задумывается о том, как развивать новорожденного. И очень зря, ведь заниматься развитием малыша следует с самых первых дней жизни.

К слову, при правильной организации своего времени и мама, и папа, помимо рутинных дел, могут успевать развивать новорожденного сразу по приезду из роддома домой, и даже в роддоме, потому что малыш уже с рождения стремится к познанию всего, что его окружает, а задача родителей – простимулировать кроху, поддержать его и радоваться успехам вместе.

Итак, с чего же начинается развитие новорожденного? Помимо развивающих занятий, большую роль в развитии ребенка имеет естественный жизненный старт:

·         естественные роды

·         прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения

·         пребывание мамы, а по возможности и папы, с ребенком в палате после родов

·         грамотное грудное вскармливание

Очень важно, чтобы развивающие занятия были недлительными, приносили удовольствие и малышу, и родителям, поэтому помните, что развивать новорожденного следует, когда он здоров, накормлен и в прекрасном настроении. Если даже одно из условий не соответствует действительности, занятий следует отложить до лучших времен.

Как развивать двигательную активность новорожденного

В первый месяц жизни малыша нужно также уделять внимание и его двигательной активности, развитию врожденных рефлексов – хватания и ползания, а также укреплению мышц.

Старайтесь выкладывать ребенка на животик как можно чаще, подставлять руку под его стопы, чтобы малыш мог оттолкнуться и ползти. Не забывайте, что двигательная активность младенца положительно влияет на развитие его интеллекта. 

Читайте также:  Детская комната для новорождённого

Для укрепления мышц спины нужно вкладывать большие пальцы в ручки крохи и поднимать их, чтобы у ребенка приподнялись голова и спина, также благодаря этому упражнению младенец научится раньше держать головку.

Эффективными также являются занятия с малышом на фитболе – выкладывайте новорожденного на мяч, поглаживайте спинку, живот, покачивайте из стороны в сторону.

При помощи этих элементарных упражнений вы не только будете развивать ребенка и закладывать крепкий фундамент его будущей жизни, но и научитесь общаться с вашим новорожденным, ведь для него нет ничего важнее общения с мамой и папой.

Источник: http://4mama.ua/view/8282

Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка

Все статьи на Bebeshka.info » Развитие и обучение

3857 (37 за неделю) / 20.03.16 10:00

Двигательная активность (ДА) человека представляет собой целенаправленный акт движения, который он осуществляет обдуманно или бессознательно для решения какой-либо задачи.

Она необходима для полноценного существования человека и поддержания его естественных биологических потребностей.

Подробнее о двигательной активности детей, ее значимости и последствиях недостатка мы поговорим в данном материале.

Подробно о понятии двигательной активности и ее значении для ребенка

Понятие «двигательная активность» в себя включает огромное количество движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности. Недаром говорят, что движение – это жизнь. Пока человек может полноценно двигаться, он может полноценно существовать и, более того, заниматься творческой деятельностью.

Если движения ограничиваются или нарушаются, это сказывается негативно на всех системах жизнедеятельности. Особенно важна ДА для детского, еще растущего, организма. Ребенку требуется большое количество движений не только для развития костного скелета, но и для возможности выплеска эмоций и внутренней энергии.

А энергии у здорового и полноценно развивающегося ребенка очень много.

Если маленькие дети часто остаются неподвижными, то они быстро утомляются и легко заболевают инфекционными заболеваниями.

Острый недостаток ДА может привести и к задержке роста, умственного развития ребенка.

Недаром еще с советских времен физическая культура и спорт являлись эффективными и необходимыми средствами укрепления здоровья, его сохранения, а также профилактики заболеваний и здорового образа жизни.

Значение двигательной активности в младенческом возрасте

Развитие ребенка в первый год жизни идет настолько быстрыми темпами, что этот факт просто поражает воображение. Никогда человек больше не будет так быстро расти и развиваться, как в первые двенадцать месяцев после своего рождения.

Моторика младенцев очень сложно организована.

И если в первые месяцы жизни его движения подчинены рефлексам, то к концу года он уже научится не только уверенно стоять на ногах, но передвигаться в пространстве, управлять осознанно своим телом и совершать сложные манипуляции руками для исследования окружающего мира.

Не стоит думать, что новорожденный младенец «бессмысленно» машет конечностями. Эти движения рук и ног играют большую роль в последующем становлении интеллектуальных и познавательных особенностей малыша.

Благодаря этим движениям он получает первичные знания об окружающем мире, а глаза начинают видеть «по-человечески».

Кроме того, активные движения входят в первичную форму мышления и обеспечивают развитие интеллектуальной деятельности.

Зрение и ДА постоянно «сотрудничают», что позволяет малышу учиться координации движений. До полугода ребенок еще плохо владеет своим телом, но он уже вовсю работает его сенсомоторная координация.

Видя какой-то предмет в пространстве, малыш 4-5 месяцев уже может спроектировать траекторию его передвижения, предвосхитить направление его перемещения.

В возрасте 6-7 месяцев он уже будет учиться хватать предметы целенаправленно, то есть не только то, что попадается под руку, а именно тот предмет, который он «захватил» взглядом и который привлек внимание. Ребенок уже будет понимать, что какие-то его движения рук или ног помогают достигать желаемых результатов.

Например, для того чтобы погремушка издала звук, ее нужно взять ручками и потрести.
Также благодаря зрению дети до года активно подражают движениям взрослых. Глаза становятся возможностью к обучению и основным источником познания для ребенка, а руки и ноги повторяют то, что было увидено.

К концу первого года жизни ребенок, помимо того, что научится ходить, ползать, хватать, поднимать и т.п., освоит еще одну интересную форму движения. Это указательный жест, который малыш показывает взрослому, чтобы тот включился в процесс и помог ему. Например, достал игрушку с верхней полки или поднял бы упавшую с пола ложку.

Как развивать двигательную активность ребенка до года

Несмотря на то что природа сделала наше тело «умным» и умеющим развиваться самостоятельно, родителям обязательно нужно помогать ребенку в развитии его двигательной активности. Для этого нужно делать следующее:

  1. Прикасаться к малышу легкими движениями и всегда при этом говорить с ним. Новорожденные могут опасаться прикосновений, поэтому важно сопровождать их объяснениями мягким голосом.
  2. Проводить минимум раз в день легкую гимнастику рук и ног новорожденного.
  3. Через полчаса после кормления делать массаж и выкладывать малыша на животик, если это не противопоказано по здоровью.
  4. Не запрещать ребенку двигаться. Если малыш спит беспокойно, и вам приходится пеленать ему ручки, то во время бодрствования малыша нужно обязательно оставлять свободным и позволять ему учиться управлять своим телом.

Совет: не пеленайте малышей туго, как это делали полвека назад. Запомните, что без пеленания ножки не будут «расти кривыми», как говорили бабушки и прабабушки.

Если малыш беспокоен, то лучше замените пеленки на «кокон» для новорожденных.

Такая одежда позволит малышу активно двигать ручками и ножками, но при этом, он не будет неосознанно бить и царапать свое лицо и просыпаться от этих движений.

Двигательная активность дошкольников

В дошкольном возрасте ребенка закладывается фундамент его здоровья. Малыш не просто интенсивно растет, но и формируется его осанка, основные движения, определенные навыки и привычки, походка, вырабатываются черты характера, которые позволяют вести в будущем здоровый образ жизни.

Характер двигательного режима напрямую влияет на здоровье и иммунитет человека.

Насколько часто ваш ребенок будет болеть ОРЗ, ОРВИ, и как быстро он будет выздоравливать, зависит не столько от экологической обстановки вокруг и количества заболевших, сколько от ваших семейных традиций и пристрастии к физической культуре.

Существует два условных типа двигательной активности:

  • Регламентированная. То есть та, которая представляет собой условно суммарный объем направленно воздействующих на определенные участки тела движений, определенных физических упражнений и иных специально избираемых действий.
  • Нерегламентированная. Такая ДА включает в себя объем спонтанных физических действий, которые постоянно совершаются в процессе жизнедеятельности человека.

Самопроизвольная, то есть нерегламентированная двигательная активность является основным средством физ.воспитания детей раннего возраста. То есть малыши двигаются так, как хотят, удовлетворяя биологическую потребность организма.

Это нормально для такого возраста и вполне допустимо, ведь мы не привыкли заставлять совсем малышей заниматься физической культурой. Но наблюдения последних лет показывают, что такой подход взрослых является не совсем правильным.

Движения малышей чаще всего носят однообразный характер, и в них вовлекаются не все мышечные группы. Кроме того, некорректно выполняемые в таком возрасте двигательные акты могут носить неправильный характер и закрепляться в виде стереотипов.

Это может привести к функциональной асимметрии мышц, деформации опорно-двигательного аппарата и в самых сложных случаях к нарушению вегетативной системы.

Именно поэтому рекомендуется знать следующее: родители должны контролировать двигательную активность их ребенка, помогать и самостоятельно подбирать для него упражнения, которые будут возмещать нагрузку на слабо участвующие в работе мышцы.

Вплоть до 7 лет роль важность двигательной активности ребенка остается очень высокой по своему значению в развитии человека. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а именно ДА, как мы упомянули выше, по очень многим параметрам определяет этот процесс.

Родители запомните! Занятия физической культурой с выполнением упражнений на разные группы мышц для детей дошкольного возраста имеют большое значение и участвуют в формировании головного мозга.

Типы детей по двигательной активности

Дети любого возраста различаются по характеру, темпераменту и, соответственно, по типам двигательной активности. Чаще всего их выделяют три:

  • Средняя подвижность. Ровное, спокойное поведение, вполне равномерная подвижность на протяжении дня характерны для этого типа. Среднеподвижного ребенка можно определить по его уверенным движениям, которые имеют четкость и точную направленность. Считается, что в процессе физического воспитания такого ребенка вполне можно положиться на «саморегуляцию» и «природность» детского организма, эти качества у них проявляются ярко. Родителям важно создать комфортные условия для малыша, в которых он сможет полноценно расти. Это достаточное место для двигательной активности, место для игрушек и минимальный набор физкультурного оборудования.
  • Малая подвижность. Дети с малой подвижностью должны вызывать опасения у родителей, ведь часто их организм наиболее подвержен для заболеваний, иммунитет слабый, а болезни протекают долго и тяжело. Определить такого ребенка можно по его пассивности, общей вялости. Он быстро устает, не любит играть со сверстниками, робкий и неуверенный в себе, старается играть сам и подальше от активных детей. Низкая активность ребенка часто может быть спровоцирована неудовлетворительным климатом в семье или группе детского сада, однородностью предметной среды. Нередко причиной такого поведения являются и запреты взрослых. Поэтому запомните: малоподвижность у детей дошкольного возраста недопустима и не может быть нормой поведения!
  • Большая подвижность. Детей с большой подвижностью всегда «видно издалека». Их поведение иногда носит неуравновешенный характер, они не всегда могут управлять своими движениями, не успевают вникнуть в суть того, что сами делают. Чаще всего такие дети выбирают прыжки, бег и занятия, не требующие «замысловатости». Не стоит чрезмерно активных детей воспринимать как глупых или неуправляемых. Они отлично обучаются, могут прекрасно владеть своей речью и излагать мысли, но при этом в прямом смысле любят стоять на голове и двигаться в любых условиях и ситуациях. Таким детям очень важно давать возможность удовлетворить собственную потребность в движении. Ограничивать и «приучать» к спокойному поведению нельзя! Важно не запрещать двигаться, а направлять энергию активного ребенка в правильное русло. Нужно давать ему физические задачи (пробежать определенное количество кругов, забросить в корзину мяч несколько раз подряд, пройти не упав по мостику и т.п.) и мотивировать на их выполнение.

Двигательная активность школьников

Двигательная активность школьников, особенно старших классов, часто бывает сниженной в сравнении с их активностью в период раннего детства. Школьнику не только приходится ограничивать свою естественную потребность в движении, но и в течение длительного времени поддерживать неудобную статическую позу, сидя во время уроков за партой.

Такого рода малоподвижное положение негативно отражается на многих системах организма ребенка, особенно на дыхательной и сердечно-сосудистой. Застой крови в конечностях приводит к снижению работоспособности всего организма, а в частности мозга.

Мышцы становятся слабыми, не могут нормально поддерживать тело, развивается сутулость, становится заметной плохая осанка, сердце является слабым и не натренированным.

В рамках общеобразовательных учреждений вопрос об оптимизации двигательной активности детей решается за счет активного физического воспитания.

Учителя на уроках физкультуры должны уделять серьезное внимание этому вопросу, грамотно подбирать упражнения для нормализации двигательного режима, профилактики гипокинезии, нарушений осанки, укрепления каркаса мышц и т.п.

С таким же подходом к развитию своих детей должны подходить и родители, которые вместе с ними могут регулярно отдыхать на природе, заниматься спортом, каждое утро делать гимнастику, ходить в походы и т.п.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/optimalnaya-dvigatelnaya-aktivnost-zalog-garmonichnogo-razvitiya-rebenka

Ссылка на основную публикацию