Игровое занятие в 1 классе

Внеклассное занятие в 1 классе: «Путешествие на «Остров Сокровищ»

Занятие: «Путешествие на «Остров Сокровищ».

Цель занятия:
Расширить кругозор учащихся 1-го класса;

В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений, о животных и птицах по математике и грамоте и др.;

Задачи занятия:

  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Ход мероприятия


День необычный у нас.Мы искренне рады приветствовать ВасДля умной игры собрались детвораЕё начинать нам настала пора!- Здравствуйте, ребята!

– К нам в гости прилетел попугай Флинт. (картинка на доске)

Он очень много путешествует. На одном из островов он нашёл клад. Попугай Флинт принёс нам карту, на которой указан остров, где спрятаны сокровища.

– Посмотрите на карту. Вот этот остров.

Он так и называется «Остров сокровищ».

Для того, чтобы попасть на него нужно получить 5 ключей. Завладеть ключами вы можете на островах, которые вам встретятся на пути. Только тогда вы сможете открыть сундук с сокровищами.- Путешествие будет трудным. Нам необходимо преодолеть различные препятствия. Мы должны быть внимательными, сообразительными, смелыми. -Вы готовы? (Да.)

– Корабль ждёт нас. ( на доке картинка корабля)

Ребята, давайте назовем наш корабль (предложения детей)

Первым на пути нам встретится остров “Сказочные животные” 1

Чтобы получить ключ, вам надо правильно отгадать сказочное животное,

т. е. героя-животное из сказки

  1. Пудель Мальвины (Артемон)

  2. Пёс дяди Фёдора (Шарик)

  3. Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)

  4. Курочка, которая снесла яичко (Ряба)

  5. Друг Чебурашки (крокодил Гена)

  6. Ослик из сказки про Вини-Пуха(Иа-Иа)

  7. Конёк –  … (горбунок)

  8. Слепой кот из сказки “Приключения Буратино” (Базилио)

  9. Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)

  10. Подруга кота Базилио(лиса Алиса)

  11. В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)

  12. Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)

  13. В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)

  14. От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)

-Молодцы, получайте первый ключ.

Плывем дальше. Следующий остров «Математический» 2
Чтобы получить ключ, вам надо правильно решить математические задачки:

Решите выражения, записанные в шариках. Соедините шарики с нужными числами на числовом отрезке:

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

* * *

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик. (Ноль)

Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо. (Круг)

* * *

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня… (Квадрат).

Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? ( Красных-3, голубых-1)

Росли 2 берёзки.

На каждой берёзке по две ветки.

На каждой ветке по 2 груши.

Сколько всего груш?(0)

– На пути у нас остров «Животные ». 3
Загадки о животных

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу? Баран

Рыженький маленький зверёк

По деревьям скок-поскок.

Сама мелковата, а хвост богатый.

С ветки на ветку скок-поскок,

Орешек за орешком щёлк-щёлк. Белка

Две горы по пустыне идут и идут,

И не пьют, не едят, и не устают.

Он может неделю не есть ничего —

Кладовка с едой на спине у него. Верблюд

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. Волк

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко. Жираф

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда:

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём. Крот

Все продукты за щекой

Я таскаю день-деньской. Хомяк

– Молодцы, вы правильно отгадали всех животных и получаете за это ключ.

– Впереди нас ждёт следующий остров. Это остров «Ребусов». 4 -Пока мы плывём, давайте отдохнем –физминутка Рыбки-Ну вот мы и приехали на остров «Ребусов». Перед вами ребусы, если вы отгадаете правильно слова, то получите четвертый ключ.

(ребусы)

Сорока, стол, семья, подвал.

Стоянка

– С этим испытанием вы тоже успешно справились и получаете ключ.

– Впереди нас ждёт следующий остров. Это остров «Грамматика» 5

Вставьте подходящие по смыслу слова из предложенных: волк, лиса, рыба, осёл, заяц, индюк.

а) Труслив как _______________ . г) Надут как ________________.

б) Нем как __________________ . д) Голоден как ______________.

в) Хитёр как _________________. е) Упрям как _______________.

Буква заблудилась.

– Куклу выронив из рук, маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук с длинными усами.(жук)

– Жучка будку не доела;

Неохота, надоело. (булку)

– На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)

– Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной» (звери)

– На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу)

Переставь буквы так, чтобы получилось слово.

О, В, С, А_______________________

С, Т, А, И ______________________

Т, К, А, У ______________________

– Вот в руках у нас и последний ключ. Теперь можно отправляться за сокровищами.- Мы на острове, но где же мы будем искать сундук. Я предлагаю поиграть в игру «Холодно, горячо»- Ребята, на сундуке какие-то цифры, чтобы открыть замок, мы должны подобрать ключ с такими цифрами.

Ой, а на ключах только геометрические фигуры. Что же делать? Смотрите, тут какой-то свёрток, это может быть и есть разгадка.(Дети разгадывают шифр и подбирают ключ)-Что же за сокровища лежат в сундуке? (энциклопедия и золотые конфетки.

)-Ребята, а книгу можно назвать сокровищем?

– Это наше главное сокровище. Ведь с помощью книги мы можем узнать обо всём на свете.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/vnieklassnoie_zaniatiie_v_1_klassie_putieshiestviie_na_ostrov_sokrovishch

Урок – игра для первоклассников “Первый раз в 1-ый класс”

«Свидетельство о публикации»

Лошманова Оксана Ивановна

Пожарская общеобразовательная школа I-III ступеней

учитель начальних классов

Республика Крым

Симферопольский район

Урок – игра «Первый раз в 1- ый класс»

Первый раз в 1 класс

_ Вступительное слово учителя

Знакомство ( меня зовут…….., я люблю…………)

ХОД УРОКА

1. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на новую неизведаную планету. Только я забыла, как она называается. Ребята, вы сможете мне помочь вспомнить. А ну-ка давайте поищем подсказки(под. партами буквы, из них нужно составить слово ШКОЛА)

2. Спасибо, вы молодцы! Ну что – полетели. Начинаем отсчет 10 9 8 7………………….

3 .Праздник мы сейчас откроем,

Чудо–игры здесь устроим.

Повернитесь все друг к другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: “Ура!”

Игры начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте

Только ДА и только НЕТ

Дружно дайте мне ответ.

Если НЕТ вы говорите,

То ногами постучите

Если говорите ДА,

В ладоши хлопайте тогда.

Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который возьмем с собой.

(дети должны отвечать “Да” (хлопать) или “Нет” (топать))

На дно кладем кулек конфет? (ДА)

А милицейский пистолет? (НЕТ)

Туда положим винегрет? (НЕТ)

А может быть, улыбок свет? (ДА)

Положим спелый апельсин? (ДА)

А продуктовый магазин? (НЕТ)

Цветов корзину для друзей? (ДА)

А разноцветных кренделей? (ДА)

Салат положим в сумку? (НЕТ)

Кладем улыбку и успех? (ДА)

Задорный детский звонкий смех? (ДА)

4. Молодцы, вы все отлично справились, а тепер слушайте о отгадывайте

ЗАГАДКИ

До чего же скучно, братцы,На чужой спине кататься!Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

Свою косичку без опаскиОна обмакивает в краски.Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

У меня обложка синяя,На любой странице линия,Чтоб помочь ученику

Ровно вывести строку. (Тетрадка)

Я писать умею на бегу,Но жить без вас я не могу.Кто дружить со мной готов,Тот не пожалеет -Сколько она хороших слов

Написать сумеет! (Ручка)

Я нужна вам для порядкаЗря страницы не листай.

Там, где я, читай. (Закладка)

Я все знаю, всех учу,Но сама всегда молчу,Чтоб со мною подружить,

Надо грамоте учиться. (Книга)

Читайте также:  Конспект нод в старшей группе по обж. службы спасения

4. Молодцы, вы отгадали все загадки. А теперь физминутка ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ

5. – Ребята, а кто из вас умеет считать. Давайте решим задачи, а задачи непростые , а в стихах.

Три яблока было у Коли.

Пять дали товарищи в школе.

Яблок сколько всего

Стало, друзья у него? (3 + 5 = 8)

В класс вошла Маринка,

А за ней Каринка,

А потом вошёл Игнат.

Сколько в класс вошло ребят? (1 + 1+ 1 = 3 )

Четыре сороки пришли на уроки.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно трудилось сорок? (4 – 1= 3)

Есть у Нади три тетради.

Папа девочке их дал.

Дал и Ире он четыре.

Ты б тетради подсчитал. (3 + 4 = 7)

Задали детям в школе урок:

Прыгают в поле десять сорок.

Девять взлетели, сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок? (10 – 9 = 1)

Молодцы!!!!!!!!!!!

6. И последнее задание на планете ШКОЛА .Перед вами лежат буквы, вам из них необходимо составить слова и прочитать. В помощь вам картинки животных на доске.

ЛИСА, ВОЛК, ЕНОТ, ЗАЯЦ, КРОТ

Вручение медалей

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-igra-dlya-pervoklassnikov-pervyy-raz-v-1-yy-klass.html

Внеклассное игровое занятие в группе продлённого дня для 1-2 классов на основе модели инновационного креативного урока НФТМ-ТРИЗ

Автор: Уалиева Наталья Александровна

Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением Федеральных Государственных стандартов второго поколения, привели к переосмыслению методов и приёмов обучения в общеобразовательной школе.

Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как наша роль – помочь овладеть учащимся личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными навыками, которые им действительно пригодятся в жизни.

Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приёмы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно – психологических барьеров, а также приёмы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Содержание методики можно разбить на два класса:

Приёмы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.

 Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путём целенаправленного преобразования исходной ситуации[1, 2].

Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания младших школьников будет лежать развитие мышления.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С. Альтшулером, – это образование, которое является одной из моделей перспективного образования. Умелое использование приемов и методов теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у младших школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Каждое занятие с детьми – проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если…? – все это и есть работа с элементами ТРИЗ. Начало мысли, начало интеллекта.

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

Очень важно продумать, с помощью какого метода мы будем применять приемы ТРИЗ-технологии в работе с младшими школьниками. Наиболее приемлемой и эффективной является метод игры, потому что для учащихся начальной школы именно игровой мотив является более действенным.

В игре дети получаютсвободу инезависимость, добровольное принятие на себя определённых правил и законов. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.

Также эффективное воздействие имеют и дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию [3].

ТРИЗ для младших школьников в режиме работы группы продлённого дня – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимальноувеличивать ее эффективность. Занятия проходят в легкой форме и непринужденной обстановке, на них не бывает скучно. Они способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума.

Дети на занятиях ТРИЗ и РТВ – первооткрыватели, изобретатели, личности, которые могут задавать взрослому любой вопрос, могут воображать, они не боятся вести поиск и ошибаться. На таких занятиях дети раскрепощены, снимается «психологическая перегрузка», повышается самооценка.

Научить ребенка размышлять, развиваться творчески, верить в свои силы – именно этих целей я пытаюсь достичь в своей работе с детьми.

Разработка внеклассного игрового занятия в группе продлённого дня

для 1-2 классов «Путешествие на остров Чунга-Чанга»

Цель: уточнить, активизировать словарь по теме:«Животные жарких стран», совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Задачи:

Образовательные: закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

Развивающие: развивать умение находить нестандартные подходы к решению проблемной ситуации, развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику рук, речь, нетрадиционное мышление, память.

Воспитательные: воспитание интереса к живой природе, навыков сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация с заданиями, слайды экзотических животных, предметные картинки с изображением животных жарких стран, журналы «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением животных жарких стран, чтение журналов «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Блок1. Мотивация (встреча с чудом, удивление, сюрприз)

«Мотивация» – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся на сказочный остров, который называется «Чунга–Чанга».

В конце нашего путешествия я вручу вам посылку, которую я недавно получила от жителей сказочного острова. А что бы её получить, вам нужно выполнить все задания, которые нам будут встречаться на пути.

Итак, вы готовы? В путь! – маршрут.

Теремок

Танец маленьких островитян

Сделай-ка

Разгадай-ка

Расскажи-ка

Катерок

Опиши-ка

Да-нет-ка

Блок 2. Содержательная часть.

Этот блок содержит первую часть программного материала «Путешествие на остров Чунга-Чанга».

Выполнение задания «Сказка»

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: картинки животных жарких стран: жираф, леопард и т. д. На каждого ребенка – один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки “Теремок” и предложение сыграть сказку в измененном виде. 

Ход игры: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный – шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: – Тук, тук, кто в теремочке живет? 

– Я, (называет себя, например, жираф). А ты кто? 

– А я – (называет себя, например, леопард). Пустишь меня в теремок? 

– Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у жирафа и у леопарда пятнистый окрас. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. – Тук-тук, кто в теремочке живёт?

– Я, жираф, я леопард. А ты кто?

– а я- пантера. Пустите меня к себе жить?

– Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

– Леопард и пантера-один и тот же зверь. Леопард-пятнистая пантера.

– Тук-Тук, кто в теремочке живёт?

– Это я: жираф, леопард, пантера. А ты кто?

– а я – окапи. Пустите меня к себе жить?

– Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

– У Окапи и жирафа одинаковые рожки.

– Тук-тук, кто в теремочке живёт?

– Это я: жираф, леопард, пантера, окапи. А ты кто?

– а я – зебра. Пустите меня к себе жить?

– Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

– У окапи ноги в чёрно-белую полоску как у зебры.

– Тук-тук, кто в теремочке живёт?

– Это я: жираф, леопард, пантера, окапи, зебра. А ты кто?

– а я – тигр. Пустите меня к себе жить?

– Если скажешь, чем ты похож на одного из нас, то пустим.

– У зебры и тигра полосатый окрас.

Если кто-то не сможет ответить хозяевам, остальные дети могут помочь.  

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Блок психологической разгрузки заключается в проведении двигательной разминки «Танец маленьких островитян.

Читайте также:  23 февраля для 1 класса. сценарий

Блок 4. Головоломка.

Головоломки – это один из важнейших элементов системы НФТМ-ТРИЗ для развития нестандартного творческого мышления.

Выполнение задания «Сделай-ка».

Младшим школьникам предлагается из 5 спичек сложить жирафа.

Теперь переместите одну спичку так, чтобы форма жирафа осталась нетронутой, но была повёрнута или же отражена [4].

Блок 5. Интеллектуальная разминка.

Это блок активизации умственной деятельности.

Дети выполняют задание «Разгадай-ка».

Воспитатель загадывает загадки:

1. Его увидишь – сразу ясно.

Царь зверей – шутить опасно.

Грозный рык и грозный вид,

Даже гривы не подстриг (лев)

2. У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это … (слон)

3. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он… (жираф).

4. Любит он в грязи лежать,

Рот огромный открывать.

Неуклюжий, толстокожий,

На свинью чуть-чуть похожий (бегемот)

5. Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог)

6. С визгом прыгают по веткам

И резвятся, словно детки,

На качелях из лианы

Ввысь взлетают…(обезьяны).

Блок 6. Содержательная часть

Этот блок содержит вторую часть программного материала путешествия на остров «Чунга – Чанга».

Выполнение задания «Расскажи-ка».

Работа в группах

Используется приём ТРИЗ «Системный оператор» – который позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Применение данного метода формирует у детей «навыки системного анализа, системное мышление, или много экранное мышление» (Г. С. Альтшуллер)

Каждая группа выбирает любое животное, о котором они слышали на предыдущих этапах занятия. Командам предлагается рассказать об этом животном используя «Волшебный экран» (рис. 1). Можно пользоваться журналами «Мадагаскар», «Мир вокруг нас», «Я познаю мир».

Во время групповой работы воспитатель регулируем порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь группам.

 Рис. 1. «Волшебный экран»

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.

Этот блок состоит из компьютерного мультипликационного видеофрагмента.

Воспитатель предлагает посмотреть видеофрагмент из мультипликационного фильма «Катерок».

Выполнение задания «Опеши-ка».

Работа в группах.

Воспитатель под фоновую музыку предлагает командам описать остров «Чунга-Чанга». Составить краткий рассказ по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

 Рис. 2. Дидактический синквейн

Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т. п.

Блок 8. Резюме

По окончании занятия воспитатель подводит краткие итоги и осуществляет обратную связь с учащимися.

Ребята делятся впечатлениями от занятия. Что понравилось, что особенно запомнилось.

Вручение сюрприза проходит с использованием приёма ТРИЗ (Да нет-ка)

Дидактическая игра: «Да нет-ка»

Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т. к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».

Дети отгадывают какой сюрприз приготовил остров «Чунга-Чанга».


Ход

Дети: Это живое?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это продукты питания?

Воспитатель: Да.

Дети: Это хлебобулочное изделие.

Воспитатель: Нет.

Дети: Это сладкое?

Воспитатель: Да.

Дети: Это шоколад, конфеты?

Воспитатель: Нет.

Дети: Фрукты?

ВоспитательДа ребята, это действительно фрукты, угощайтесь.

https://www.youtube.com/watch?v=05RefyGjmNo

Звучит музыка «Чунга-Чанга». Вносятся подносы с нарезанными фруктами. 

Мы не прощаемся со сказочным островом, мы говорим ему до скорого свидания!

Ссылки на источники

  1. 1.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. -212 с.
  2. Гореев П.М., Утёмов В.В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества.

    – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.

  3. Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста / И. Н. Мурашковска // Пачатковая школа. – 2000. – №2.
  4. Жираф из спичек | Умные дети
  5. smartkids.su›golovolomki/spichki/zhiraf-iz-spichek.

Источник: https://open-lesson.net/4858/

«Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе»

ГБОУ СОШ имени М.Н.Заводского с.Елховка

Тема: Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Учитель начальных классов

Ширшова Ирина Александровна

Цель: Представить игровые методы обучения на уроках обучения грамоте.

Задачи:

1) распространение своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий;

2)совместная отработка методов и приемов.

«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного

Поступая в школу, самым главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.

Работая учителем начальных классов, убедилась в том, что именно

игровые ситуации помогают детям лучше усваивать материал, делают процесс обучения занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение и в своей работе стала использовать именно данный способ.

Использование в учебном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся.

Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся.

Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе является применение игровых технологий.

Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.

Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.

Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой.

Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

-дидактическим целям;

-организационной структуре;

-возрастным возможностям их использования;

-специфике содержания

По характеру педагогического процесса бывают:

-обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

-познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические и другие.

По характеру игровой методики делятся на:

-предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,

игры-драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Все нижеперечисленные игры я использую в работе с детьми на уроках обучения грамоте.

Игра «Четвертый лишний».

Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна – лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные – согласные.

Например (А О У Р), (М П А К) и др.

Игра «Найди и подчеркни».

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву.

Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом.

Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).

Игра «Отгадай слово» («Шифровальщики»). На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.

Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками). Детям предлагается послушать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.

Игра «Наборщик» – составить все возможные слова из букв предложенного слова. На наборном полотне из букв разрезной азбуки составлено слово, дети его прочитывают. Затем предлагается из этих букв составить новые слова, например, из слова «магазин» (маг, газ, Зина).

Игра «Придумай слова со звуком». Детям предлагается придумать слова с заданным звуком. Простой вариант игры – без указания местоположения звук в слове, более сложный – придумать слова с заданным звуком (в начале слова, в конце, в середине).

“Кто больше” (придумайте слова, начинающиеся со звука “б” “б”)

береза, булка, баран, бочка, бабочка.

Игра «Пирамида» (деление слов на слоги).

Цель игры: упражнять детей в определении количества слогов в словах. У каждого ребенка игровое поле – изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата – для трехсложных слов, выше – 2 квадрата – для двухсложных слов м наверху один квадрат – для односложных слов.

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок, для этого нужно произнести слово по слогам и определить, куда положить картинку.

“Доскажи словечко”, “Звук заблудился”, “Рифма”, “Буква потерялась”, “Слово рассыпалось”, “Дополните слово”, “Найдите лишнее”, “Анаграмма”, “Грамматическая арифметика”, “Наоборот”, “Замена буквы в слове”, “Распространение, наращивание, сокращение предложений”

“Найдите слова”

б_ _ _а

“Подберите пару” (поставьте стрелочку к подходящему по смыслу слову)

Предлагаю вам разделиться на 2 группы и поиграть в некоторые игры.

Составьте по аналогии схемы-рисунки к словам, которые у детей вызываютзатруднения.

БЫЧТР__

В_Р_НА

П_СУДА

ЯБЛ_К_

М_РОЗ

Р_МАШКА

Теперь поиграем в игру “Путаница”

СМТОЫ

НЫБТИ

УГЬШЛ

ХОУПЛ

СВЬОА

ФОТАК

ПАШАК

Игра “Найди пару”

ЗЛОЙ КАБАН СИДЕЛ НА ВЕТКЕ

ПАРОХОД ТОМИЛСЯ В КЛЕТКЕ

СОЛОВЕЙ ТОЧИЛ КЛЫКИ

ДИКОБРАЗ ДАВАЛ ГУДКИ

КОШКА ФИЗИКУ УЧИЛА

МАША ХВОСТИК СВОЙ ЛОВИЛА

БУРАТИНО ШИЛ ШТАНЫ

А ПОРТНЯЖКА ЕЛ БЛИНЫ

ЁЖ НАКРЫТ К ОБЕДУ БЫЛ

ЧИЖ УСАМИ ШЕВЕЛИЛ

РАК ЛЕТАЛ ПОД ОБЛАКАМИ

СТОЛ ГОНЯЛСЯ ЗА МЫШАМИ

ЧАЙНИК ПРЫГАЛ ВО ДВОРЕ

МАЛЬЧИК БУЛЬКАЛ НА КОСТРЕ

Головоломка”

Секретный приказ

Лишь буквы – те, что в этих строчках

Даны не более, чем раз, –

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э

Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М

Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я Ч З

Ответ: будь врагом лени.

Эта работа интересна детям. Участвуют все обучающиеся, а это очень важно.

Использованная литература:

  1. Вера Смоляная «100 игр с буквами и звуками»

  2. Валентина Волина «Праздник букваря»

Источник: http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-obucheniya-gramote-v-1-klasse

Тренинговое занятие «Первый раз в первый класс»

(Развитие мотивационной готовности к школьному обучению)

Описание. Одним из наиболее значимых компонентов школьной готовности является сформированная положительная мотивация к школьному обучению (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Представленное занятие возможно включить в цикл занятий направленных на формирование мотивационной готовности к школьному обучению у дошкольника, расширяя представления о школе в простой и приятной форме.

Цель – развитие положительной мотивацию к обучению в школе, познавательных потребности у дошкольников подготовительной группы.

Задачи:

  1. формирование положительного эмоционального отношения, интереса к процессу обучения в школе;
  2. формирование у дошкольников реалистичных представлений о школьной жизни;
  3. развитие у дошкольников произвольности, рефлексии;
  4. способствовать становлению и удержанию внутренней позиции будущего ученика.

Оборудование: видеопроигрыватель, мультфильм «Маша и медведь. Первый раз в первый класс».

Занятие ориентировано на дошкольников подготовительной группы, обладающих низким уровнем мотивационной готовности к школе.

Форма занятия фасилитированная дискуссия.

Ожидаемый результат: расширение реалистичных представлений об образовательном процессе в школе; проявление интереса, постепенное становление позитивного отношения к школьному обучению; развитие способностей рефлексии, произвольности поведения.

Ход занятия.

Ведущий здоровается, предлагает ребятам представить себе, что они оказались в школе на уроке, а он начинается со звонка – звенит колокольчик.

И сегодня на уроке предлагает посмотреть один мультфильм, но смотреть его надо очень внимательно, потому что потом каждому ребенку будет задан вопрос и каждый получит настоящую оценку. После чего преступают к просмотру.

1. Фасилитированная дискуссия по мультфильму «Маша и Медведь. Первый раз в первый класс». Просмотр мультфильма проходит с остановками в конце выделенных смысловых частей.

По каждой части проводится беседа. Ниже представлены ориентировочные смысловые части и варианты вопросов для обсуждения.

При возникновении сложностей ответов на вопросы можно пересмотреть эпизод или поделиться собственным опытом.

  • Эпизод от начала мультфильма до момента когда Медведь пролистывает альбом (на кадре «Альбом 1а»). Вопросы: Чему так обрадовалась Маша? Во что попросила поиграть Маша? Почему Маша именно сейчас, в это время предложила поиграть в школу?
  • Эпизод до момента прихода Маши утром, слов: «Здорово! С 1 сентября». Вопросы: что за ночь сделал Миша? Откуда Миша научился делать разные предметы мебели?
  • Эпизод до момента начала урока труда, слова: «труд. Ага». Вопросы: нужные ли вещи взяла с собой Маша? С чего начинается и чем заканчивается урок? Что настоящий ученик делает на уроке, а у доски? Чем ученики занимаются на переменах? Какие бывают уроки (что маша делала в школе)?
  • Эпизод до конца мультфильма. Вопросы: что Маша узнала в школе, чему научилась? Чем отличается настоящая школа от той, про которую вы посмотрели?

2. Игра «в школе я научусь». Ведущий предлагает подумать, чему ребята научатся в школе. Только отвечать нужно как настоящие школьники: если согласны с тем что предлагает ведущий –поднять руку, если нет –сложить крестом, если не знают – взяться за голову.

Потренировались для уточнения понимания задания.

Примеры высказываний: кусаться, писать, драться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, рисовать, играть, кричать, отвечать, 4 и 5 получать, рычать, молчать, много знать, молчать, стучать, дружить, интересно жить, 2 и 3 получать [1].

В конце занятия ведущий всем раздает пятерки за старательность и хорошую работу.

Использованные источники:

Шайнурова И. Р., Программа “Учись учиться!” по повышению мотивационной готовности дошкольников 6–7 лет к школе.

Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/10288-zanyatie-pervyj-raz-v-pervyj-klass.html

Игровое занятие в 1 классе “Изготовление картинки “Петушок” в технике ТРИЗ”

Автор презентации: Алиуллова Маргарита Валентиновна

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.

ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Игровое занятие в первом классе

“Изготовление картинки в технике «ТРИЗ» (пальцеграфия)

«Петушок»”

Инструкция:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами попробуем нарисовать петушка, который рано-рано поутру будит всех жителей деревни. Вы все видели настоящего петушка?

– Ответы детей.

А теперь посмотрите на этого (детям показывается картинка с изображением петуха, выполненная в технике «ТРИЗ»). Этот петушок – волшебный.

Нам потребуется лист белой бумаги, краски, вода, простой карандаш и салфетка.

Как вы думаете, из чего состоит волшебный петушок?

– Ответы детей.

Верно, из ладошки. Сначала каждый из вас обведет свою ладошку на листе простым карандашом. А теперь мы будем превращать ладошку в петушка с помощью наших пальчиков.

Психолог рисуем вместе с детьми на чистом листе бумаги, прикрепленным рядом с рисунком петушка на доске.

Указательный пальчик обмакните в воду, а потом в красную краску – мы будем рисовать гребешок нашему петушку. Что еще есть у петушка?

– Ответы детей.

Правильно, бородка красного цвета. Ее мы тоже нарисуем с помощью пальцев. Обмакните в воду пальчики и промокните их салфеткой. Снова пальчик макаем в красную краску и рисуем бородку.

Теперь мы нарисуем глаз петушку с помощью мизинчика. Глаз можно нарисовать черным, синим или зеленым цветом – кому какой больше нравится.

А теперь дорисуем клюв, он будет желтый. Его мы тоже нарисуем мизинцем.

Молодцы!

Обмакните ваши пальчики в воду, просушите салфеткой. Пусть петушок тоже высохнет.

Давайте каждый придумаем имя своему петушку.

– Ответы детей.

Здорово!

Сегодня вы научились рисовать с помощью пальчиков петушка. Так же можно нарисовать бабочку, цветочек или любую другую картинку. Порадуйте своим новым умением своих родных и друзей.

Источник: https://EduDocs.info/igrovoe-zanyatie-v-1-klasse-izgotovlenie-kartinki-petushok-v-tehnike-triz.html

Ссылка на основную публикацию