Занятия для развития логического мышления в подготовительной группе

Занятие по развитию логического мышления у детей 6 лет

Конспект занятия

на развитие логического мышления

в подготовительной группе.

Тема: «Муха Цокотуха 2. Снова в беде».

Цель: совершенствование основных психических процессов через использование дидактических игр, логических упражнений.

Задачи:

Учить выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными при решении задач – шуток, занимательных вопросов, загадок.

Упражнять в количественном, порядковом и обратном счете от 1 до 20.

Совершенствовать восприятие основных признаков предмета (геометрических фигур) при выборе заданного, ориентируясь на словесные инструкции.

Развивать слухо — моторную координацию при решении логических задач на слух;

Воспитывать умение давать объективную оценку своей работе и работе товарища, мотивировать свой ответ.

Оборудование:фланелеграф –2 шт., доска учебная, фишки, изображение кроссворда – паутины, картинка мухи – цокотухи, карточки с заданием для индивидуальной работы, математические веера по кол-ву детей, изображение гусеницы + ножки с различными геометрическими фигурами,

Ход занятия:

1. Ребята, вы любите сказки? Я приглашаю в путешествие в сказку одного известного писателя. Отгадайте в какую:

— эта сказка о насекомых;

– она написана в стихах;

– в этой сказке главная героиня купила самовар и пригласила всех на именины;

– в этой сказке есть строчка: «Бабочки – красавицы, кушайте варенье.

Или вам не нравится наше угощенье?»

– кто написал эту сказку?

Молодцы! Правильно! Ребята, я пригласила вас в эту сказку не случайно.

Сегодня я получила вот эту записку: «Помогите! Меня опять похитил злой паук! Есть он меня не собирается, а отпустит, если спасители померяется с ним хитростью и умом.

Надо выполнить все его задания, решить все задачки правильно, и он меня отпустит. Комарик мне не поможет, т.к. он сильный, но не очень умный, с хитроумными заданиями паучьими не справится. Спасите, помогите!!!!»

Будем спасать муху? Как думаете, справитесь, хватит у вас ума перехитрить злющего паука? Р. S. «За каждый правильный ответ вам будут выдаваться паутинки, чтобы легче было определить, кто же из вас самый умный.

Я предлагаю вам разминку для ума: давайте напряжем свой ум, потренируем его перед сложной задачей.

1. Для начала посчитаемся, узнаем сколько нас. А теперь узнаем на каком месте стоит каждый из вас. Для этого как нам надо посчитаться? (По порядку) На каком месте ты стоишь, …? А ты, …? Молодцы, справились с заданием! А теперь посчитаем в обратном порядке.

2. А теперь ответьте на вопросы?

– скажите, у какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)

– ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

– на столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?(4)

– сколько носов у трех котов? (3)

– сколько ушей у двух мышей? (4)

— из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из разбитой, пустой)

Думаю, вы готовы. Что ж, вступаем в поединок с злым и коварным врагом.

2. Вот мы и добрались до первого задания паука. Первое паучье задание. Вопрос: во что паук ловит свою жертву? Заполните волшебную паутину правильными ответами. (Решение кроссворда).

В лесу у пня беготня, суетня:Народ рабочий — весь день хлопочет,Дом повыше построить хочет. (Муравей)

Что за бантики летаютНад лугами и полями? (Бабочка)

Целый день он спать не прочь.Но едва наступит ночь,Запоет его смычок.Музыканта звать …(Сверчок)

Помельче бабочек немного,И их везде довольно много.На лугу и тут и тамОни порхают по цветам.Полёт малютки недалёк,Ведь это просто … (Мотылёк).

Это что за усачиПритаились у печи?Крошек поели,Прячутся в щели. (Тараканы)

3. Ди «Гусеница» Задание: помогите гусенице уползти – прикрепите ей лапки. Ди «Найди пару»

4. Ди «Выбери правильную фигуру» Отправляйтесь дальше, к следующему заданию. Вы пройдете сквозь волшебные ворота, если возьмете правильную фигуру.

5. Раз вы дошли до этого задания, значит вы умненькие дети, но я все равно умнее. Выполните следующее задание, ответьте на вопрос «Так бывает или нет?»

– Мама ушла не в магазин.

– Автобус не летит по небу.

– На дерево залез не крокодил.

– Мальчик лепит не снеговика.

– Снеговик лепит не мальчика.

Физминутка

К следующему заданию нам надо пройти не просто, а, представив,что у нас металлическая подошва у обуви и мы шагаем с вами по магнитной дорожке. Да так мы муху не спасем. А теперь представьте, что вы разулись, и мы с вами попрыгаем босиком по волшебным воздушным кочкам, так быстрее доберемся.

Вот мы и на месте.

7. Работа за столами.

Давайте разомнем пальчики перед работой:

приползли муравьи — барабанят пальчиками по крышке стола;

припрыгали кузнечики – пружинят пальцами от крышки стола;

прилетели бабочки – складывают и расправляют ладошку;

прилетели божьи коровки, сели — ладошки сложили домиками;

усиками шевелят – движения указательным и средним пальцами.

А теперь посадили их на ладошку и сдули, помогая улететь.

Паук дат вам следующее задание «Наведите порядок в его шкафу» и выкиньте все ненужные предметы. Для этого воспользуйтесь инструкцией.

8. Вот она наша несчастная муха. Это последнее задание. Спасете муху, если распустите паутину. Для этого надо уметь считать. Сложите числа в кружочках.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием и выручили из беды Муху Цокотуху.

Как вы думаете, кто из вас был лучшим в путешествии? Почему? Поставьте себя на то место, которое, по вашему мнению, вы заслужили. Почему? Как можно узнать? (посчитать фишки) Как вы думаете все честно оценили свои заслуги? А вы сами честно оценили свои заслуги?

Молодцы! Вы все очень умные, смелые, находчивые!!!! И уже можете быть спасателями!

Источник: http://sundekor.ru/referat/ucheba/zaniatie-po-razvitiiu-logicheskogo-myshleniia-u-detei-6-let/

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

Упражнение № 1.

            Цель: развитие словесно-логического мышления

            Ход:  к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________ .   Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________  .  Грабли______________ .  Нож_________________.

Лифт__________   .   Холодильник________.  Гвоздь________________.

Миксер_________ .   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________ .  Мясорубка___________.  Весло_________________.

Упражнение № 2.

            Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

            Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка

            Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка

            Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка

            Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

Упражнение № 3.

            Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

Упражнение №4  «Подбери слово»

             Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо – слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон – кислый, сахар-…(сладкий)

камень – тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт – корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение №  6.

            Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать  обобщающее понятие.

Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта   Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа       Жасмин, шиповник, сирень      

Дождь, ветер, иней

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.

            Цель: развитие воображения, мышления.

            Задание: рассказать, во что превратится

 Стул  без спинки______________

 Чашки без ручки ______________

 Мороженое без холодильника ____

 Всадник без лошади ____________

 Дерево без веток ______________

 Стол без ножек________________

 Ливан без спинки _____________

 Самолёт без крыльев___________

 Книга без страниц _____________

 Подушка без перьев ___________

 Спички без серы ______________

 Снеговик без холода___________

 Телевизор без электричества____

 Карандаш без грифеля _________

 Кофта без рукавов_____________

 Кепка без козырька ___________

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе на тему «насекомые»

 Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»

            Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

            Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение  №10 «Закончи предложение»

            Цель: развитие мышления.

            Ход упражнения:    

            Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

            Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

            Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Помнить                       Храбрость                     

Тупой (нож)                 Высокий 

Знаменитый                 Мелкий

Подниматься               Молчать

Встречать                    Открывать

Ругаться                       Широкий

Мягкий                        Легко

Темно                          Грязно

Толстый                       Гладкий

Полный (стакан)         Добрый

Искать                           Ругать

Старый (диван)          Шершавый

Грубый (разговор)      Весёлый

Быстро                         Длинный

Молодой                       

Упражнение № 12.

            Цель: развитие операции анализа,  синтеза, внимания, речи.

            Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

 В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

 Лапа моложе сына, но старше дедушки

 Черепаха ползает быстрее змеи

 Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

            Цель: развитие операции анализа,  синтеза.

            Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________. Все конфеты сладкие.

Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие.  Наташа уронила сумку с вазой на пол.

Значит         ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

«Подбери слово»

            Цель: развитие операций  мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

 «Подбери слово» -2.

             Цель: развитие операций анализа.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо – слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон – кислый, сахар-…(сладкий)

камень – тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

Запиши обобщающее слово:

 – окунь, карась-…

– трава, дерево-…

– крот, мышка-…

– пчела, жук-…

– чашка, тарелка-…

– ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Источник: https://bakulina-lytmdou14.edumsko.ru/articles/post/836033

Игры и задания для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей.

И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.

Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит играм математического содержания.

В данной статье игры и игровые упражнения будут представлены по характеру мыслительных операций.

1. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти)

«Запомни картинки».

Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки». На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты и т.д. ), транспорт (грузовой, пассажирский). Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок.

Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания: 1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт; 2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт. А). Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук) Вопросы: «Какой группы не стало?» Б). Затем убирается 1 картинка.

Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?» В) Картинки переворачиваются.

Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.

«Запомни и повтори»

(для читающих детей).

Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.

Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют. 1. Х, К, Ж, У, М, Я 2. С, О, Э, Ю, З, Ы 3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х

4. А, Л, Д, Н, Ч, И.

«Выложи по памяти».

Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игры-головоломки.

Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.

Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

«Рассыпанные буквы»

(игровое задание предназначено для читающих детей)

Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги. Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).

Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.

2.  Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей

«Каких фигур не достаёт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.

3. Игры на воссоздание из геометрических фигур  и специальных наборов образных и сюжетных изображений

Игра «Колумбово яйцо»

Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже.

В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.

Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости

«Путешествие бабочки»

Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.

Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Разминка на быстроту реакции.

  • Из чего видна улица?
  • Дед, который раздает подарки?
  • Съедобный персонаж?
  • Часть одежды, куда кладут деньги?
  • Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

  • Если песок мокрый, то…
  • Мальчик моет руки, потому что…
  • Если переходить улицу на красный свет, то…
  • Автобус остановился, потому что…

Закончи предложение.

  • Музыку пишет… (композитор).
  • Стихи пишет… (поэт).
  • Белье стирает… (прачка).
  • Горные вершины покоряют… (альпинист).
  • Обед варит… (повар).

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин.
  • Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять,  Забрала своих цыплят.  7 бежали впереди,  3 осталось позади.  Беспокоится их мать  И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята,  Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд  Куклы Танины стоят:  2 матрешки, Буратино  И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?
Читайте также:  Пословицы и поговорки о коллективизме и народном мнении

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

С. Толкачёва

Источник: https://vscolu.ru/articles/igrovye-kompleksy-dlya-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-doshkolnikov.html

Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста + Занятие в подготовительной к школе группе “Я — человек”

Автор презентации: Орлова Лариса Михайловна

Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

+ Занятие в подготовительной к школе группе “Я — человек” ( стр с 6-11)

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес.

В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.

Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Закрепить представление о системе графического отображения классификации понятий. Продолжать работу над умением рассуждать; развивать внимание, мышления, наблюдательность. Воспитывать в детях чувство коллектива, быть внимательным друг к другу, помогать своим товарищам в трудностях.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Занятие “Я — человек”

Орлова Лариса Михайловна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

По развитию элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). (Программа “Развитие”, руководитель Л.А. Венгер).

Программное содержание:

формирование умения делать простейшие умозаключения;

освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории (рассказ о вигвам);

освоение действий самостоятельного построения модели в форме классического древа “под диктант”;

воспитание умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, воспитание выдержки.

Материал: предметные картинки по теме “Дома”, “Животные”, листы бумаги, простые карандаши, “самодельная” книга (в виде папки-раскладушки).

Ход занятия:

1. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по книге, которую мы сами будем мастерить, во время путешествия и творчества нам предстоит решить несколько задач. А для того, чтобы успешно справиться с этим, нам нужно провести зарядку ума.

Итак, скажите, где “истинно”, а где “ложно”.

а) Некоторые мальчики любят мороженное.

б) Девочки иногда ходят в платьях.

в) Бабочки умеют летать.

г) Все зеленые – лягушки.

д) Все мальчики умеют играть в хоккей.

е) Все девочки любят играть в куклы.

2. А теперь проверим, умеете ли вы рассуждать:

а) Все растения питаются, растут, погибают, дерево – это растение, значит … (рассуждения детей)

(ответ: дерево питается, растет, погибает).

б) Все березы – деревья, все деревья – растения, значит …

(ответ: береза – дерево).

в) Деревянные предметы не тонут в воде, камень тонет в воде, значит …

(ответ: камень – не деревянный).

г) Все рыбы дышат жабрами, кит дышит легкими, значит …

(ответ: кит – не рыба).

II. Основная часть

– Отлично, теперь можно отправиться в путешествие. Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по книге, которая все знает. Как называется такая книга?

– Ответы, рассуждения детей.

– Да, такая книга называется Энциклопедия. Вот эта книга (рассматриваем самодельную книгу в виде папки-раскладушки).

– Давайте рассмотрим ее. (Листаем, некоторые листы чистые, на других – картинки).

– Нравится ли вам такая книга? Можно ли что-нибудь узнать из такой книги?

– Я предлагаю вам смастерить свою энциклопедию, а потом подарить ее малышам.

– Ответы детей.

– С чего начинается любая книга?

– Ответы детей.

– Да, с названия. У нашей энциклопедии тоже оно есть, но только вы должны узнать, какое. Я прочитаю отрывок из сказки “Маугли”, а потом вы выберите правильный ответ:

“… В диких лесах Индии в одной из волчьих стай вырос человеческий детеныш. Его звали Маугли.

Он очень любил своих братьев волков. Но у него было много недругов в лесу.

Однажды его это ток расстроило, что он расплакался и спросил у своей учительницы – пантеры: “Почему меня не любят?”

– Тебя не любят за то, что ты вытаскиваешь занозы из лап, за то, что ты – человек …”

Рисунок 1

Выберите правильный ответ:

а) “Я – человек”;

б) “Я – ребенок”;

в…

Источник: https://EduDocs.info/razvitie-elementarnogo-logicheskogo-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-zanyatie-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-ya-chelovek.html

«Формирование логического мышления дошкольников на занятиях изобразительного искусства» – Инновационные педагогические технологии

«Формирование логического мышления дошкольников на занятиях изобразительного искусства»
Старший воспитатель МКДОУ дс №23 Казачкова В. С. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса.

Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется сформированностью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленностью в систему.

Именно дошкольный возраст является продуктивным в формировании логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Проблема состоит в том, что дошкольникам для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Воспитатели в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Скачать конспект

Одним из видов деятельности, где формируются элементы логического мышления, является рисование. Возможно, изобразительное искусство, как никакая другая дисциплина, благодаря образным представлениям, которыми овладевают воспитанники, способствует восприятию различных наук.

Пользуясь образно-логическим мышлением, как аппаратом для получения и освоения информации, человек обогащается новым знанием. Полученные знания и умения дети могут не только с успехом использовать для решения специфических задач изобразительного искусства, но и применять более широко и в других дисциплинах, в самообразовании, в жизненных ситуациях.

В настоящее время отсутствуют методические разработки по формированию логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительным искусством.

− Как встроить процесс логического в обучение дошкольников на базе изобразительного искусства? − Какую форму придать этому процессу, что бы он стал эффективным? − Какие методы использовать при формировании логической составляющей мыслительного процесса у дошкольников, для дальнейшего полноценного развития личности? Эти вопросы возникают перед педагогом, который в процессе обучения обращается к формированию логического мышления воспитанников. Для их решения целесообразно применить системный подход и работать над созданием методической разработки занятий изобразительного искусства, направленной на формирование логического мышления у дошкольников. Цель должна быть не только общепедагогической, включающей обучающие и воспитательные моменты, чтобы достичь эффективности её необходимо дополнить культурологической и научной целями. Соответственно возникают задачи дидактические, связанные с выполнением стандартных требований к знаниям и умениям изобразительного искусства и нестандартные, связанные непосредственно с логикой. Педагог изобразительного искусства должен быть специально подготовлен, быть способным продемонстрировать не только профессиональные знания и умения в изобразительном искусстве, в педагогике (о серьезной профессиональной подготовке педагога изобразительного искусства говорили многие художники-педагоги), но и  владеть  логическими умениями. Формирование логического мышления на занятиях изобразительного искусства происходит при соблюдении ряда условий. Первым условием формирования логического мышления детей имеет наличие четко обоснованных целей и содержания процесса формирования логического мышления дошкольников. Вторым условием является учет особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования логического мышления. Третьим условием формирования логического мышления детей имеет формирование мыслительных операций, таких как: •  выделение свойств предметов,  •  сравнение свойств предметов, •   классификация. Результат успешного формирования логического мышления на занятиях изобразительным искусством напрямую зависит не только от педагогических условий, но и от эффективности применения того или иного метода, тех или иных средств. С нашей точки зрения, наиболее эффективными являются следующие средства формирования логического мышления: − развивающие материалы, способствующие овладением мыслительными операциями и действиями; −  задания на формирование логического мышления, формирующие умения логически мыслить. Задания такие как: 1) логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду или составлять логические ряды из набора картинок и т. п.); 2) лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов); 3) нахождение логических связей (например, сходные предметы: тень и того кто ее отбрасывает, хвост или часть тела и того чьи они, маму и малыша, животное и его пищу); 4) исправление ошибок (исправить неправильную форму или цвет предмета); 5) разделение предметов по признакам (например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т. д.); 6) нахождение предметов (животное, человека) по признакам (например: у Сережи темные волосы и очки); 7) логический поезд и др. Создание предметно-развивающей среды в группе необходимое условие в формировании логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительного искусства, где учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников. Эффективным средством формирования логического мышления у дошкольников является разработанный нами детский деревянный развивающий комплекс  , предназначенный для детей от 2 до 7 лет, который служит местом для игр и занятий. Функциональное назначение мебели связано не только с хранением, книг и игрушек, но и с организацией пространства для активного образовательного процесса, подвижных игр и занятий изобразительным искусством. Комплекс оснащен множеством деталей, которые предназначены для формирования логического мышления ребенка. Мебель устойчива при нагрузках, удобна для перемещения и транспортабельна. Конструкция разборных деталей обеспечивает сборку и разборку, а также — замену дидактического материала для разных возрастных групп без повреждения изделия. В комплекс входят стол, стул и многофункциональная вешалка. Стол «Слон» (Рис.№1) имеет полку для учебных принадлежностей, перекладину для ног, часы, столешница поднимается на разные уровни, в соответствии с ростом ребенка и трансформируется в мольберт. На доске закрепляется лист бумаги, где ребенок может выполнять задания такие как: «Три основные краски, строящие многоцветие мира» (Цель: Развивать логическое мышление, зрительное восприятие цвета, внимательность, содействовать воспитанию аккуратности.); «Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета» (Цель: научить различать теплые и холодные цвета, составлять гармонии теплого и холодного цвета, развивать логическое мышление). «Стул как предмет мебели и обихода человека»; (Цель: Ознакомить со способами выделения (описания) существенных признаков объекта средствами художественного и логического. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Достижение учениками понимания роли различных изобразительных средств в создании описательной характеристики образа.), «Возьми картинку — загадку и нарисуй отгадку» (Цель: достичь понимания роли изобразительных средств для информационного обогащения образа, используя логические операции. Развивать у детей воображение и фантазию); «Дерево с разноцветными листьями» (Цель: достичь понимания процедуры специального отбора художественных средств для создания характерной направленности художественно – логического образа. Становление эстетического подхода к работе). Стул «Жираф» (Рис.№2) состоит из элементов шнуровки, ростомера, счетов, сумки для игрушек, отверстия для игр, подушки на сиденье. Сиденье поднимается на разные уровни, в соответствии с ростом ребенка. Играя с развивающим стулом, ребенок вырабатывает сноровку, ловкость и мелкую моторику рук, координацию движений. Также в процессе игры стимулируется развитие умственных способностей малыша, ребенок учится различать предметы по признакам (цвету, размеру, форме), находить логические связи (например, сходные предметы: маму и малыша, животное и его пищу). Многофункциональная вешалка «Кошка» (Рис.№3) имеет интерактивную доску, крючки, шнурки для плетения. На «котов» можно надеть одежду, которая оснащена карманами для дидактического материала, молниями, пуговицами. Использование данного развивающего комплекса в повседневной жизни ребенка будет способствовать формированию логического мышления, мелкой моторики, воображения, эстетического вкуса. Своим ярким, необычным оформлением комплекс надолго привлечет внимание ребенка и поможет научиться необходимым навыкам в игре.

Читайте также:  Загадки про жаркие страны

В этом комплексе учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников, расширение содержания обучения изобразительным искусством, принципы логического.

Источник: http://www.inksystem-az.com/formirovanie-logicheskogo-myshleniya-doshkolnikov-na-zanyatiyax-izobrazitelnogo-iskusstva/

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления

2012-2013 учебный год

Дата Тематика Программное содержание Виды деятельности Используемая литература
Ок-тябрь «Волшебные палочки» Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества полочек, пользуясь приемом пристрое­ния к одной фигуре, взятой за основу, другой.Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате состав­ления фигуру. Развивать умение обду­мывать практические действия.Воспи­тывать самостоятельность, быстроту ре­акции. ^ «Составь 2 треугольника из 5 палочек», «Как составить 2 квадрата из 7 палочек? и др.

Задачи на смекалку

«Помоги Незнайке составить домик из 6 палочек»«Научи Чебурашку переложить 5 палочек так, чтобы из вазы получился телевизор»

З.А.Михайло­ва «Игровые заниматель­ные задачи для дошколь­ников»
Но-ябрь «Загадки Кота Леопольда» Учить детей осуществлять последовательные умственные действия; анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.Развивать логическое мышление, сообразительность. «Умственная гимнастика»Упражнение «Только одно свойство»

^

«Какая из фигур лишняя и почему?», «Найди два одинаковых», «Что поставить в пустую клетку?»

Лабиринты

«Найди дорогу к спрятанному кладу»«Путешествие в страну «Математика»»

Де-кабрь «В гостях у Бима и Бома» Учить детей находить признаки и отличия доной группы фигур или предметов от другой. Упражнять в последовательном анализе, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой из групп. Воспитывать интерес к решению задач. ^ «Чем отличаются картинки веселых человечков», «Найди один признак», «Подумай и скажи».

Математический вечер

З.А.Михайло­ва «Игровые заниматель­ные задачи для дошколь­ников»
Ян-варь «Головоломки из картона» Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры и фигу­ры-силуэты из имеющихся фигур по оразцу и замыслу. Учить анализировать способ расположения частей, планиро­вать ход действий. Развивать у детей мыслительную деятельность, про­странственные представления, вообра­жение, творчество и инициативу. ^ «Танграмм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»

Упражнения

«Составь фигурку зайца», «Сложи лошадку», «Придумай и составь фигуру рыцаря»

З.А.Михайло­ва «Игровые заниматель­ные задачи для дошколь­ников»
Фев-раль «Чудесные кубики» Упражнять детей в складывании объемных фигур по образцами по собственому замыслу. Развивать образное мышление, пространственые представления, способность комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру. ^ «Уголки», «Куб-хамелеон», «Кубики для всех»

Упражнения

«Собери змея», «Наш самолет», «Авианосец», «Сложи узор», «Сложи квадрат»

Март Конкурссмекалистых«Торопись,да не ошибись» Продолжать упражнять детей в состав­лении фигур из определенного количе­ства палочек.Развивать логическое мышление, сообразительность, смекал­ку, находчивость, активность. Создавать положительное, эмоциональное состоя­ние и интерес к предстоящей деятельно­сти. ^ «Составь флажок», «Как из корабля сложить танк?»

Игра на внимание

«Лягушка-попрыгушка»

Дидактическая игра

«Какой предмет лишний?»

^

«Вычеркни лишнюю фигуру», «Дорисуй!», «Продолжи ряд»

Задачи-шутки

«Загадайте-отгадаем»

Логический концовки

«Если…,то…»

Е.В.Сербина«Математикадля малышей»
Ап-рель Математический вечер«Путешествие в страну Чудес» Развивать умение воспринимать позна­вательные задачи, находить для них способы решения. Воспитывать у детей способность к иследовательскому и творческому поиску. Развивать инерес к математике. Лабиринт«Найди дорогу к домику»

Настольная игра

«Собери картинку Буратино»

Упражнение «Составь из игры «Колумбуво яйцо» старую, мудрую черепаху».

^

«Не промочи ноги»

Занимательные вопросы

«Быстро сложи и ответ скажи»

Т.И.Ерофеева«Математика для дошколь­ников»

План работы с родителями по развитию логического мышления у детей с помощью занимательной математики в старшей группе

Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
Сентябрь Консультация для родителей: «Что такое занимательный математический материал?» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Октябрь Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
Ноябрь Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. Е.В.Сербина «Математика для малышей»
Декабрь Знакомство с играми для развития логического мышления ребенка «Путешествие в страну игр» Ю.З.Никитин, Е.Ю.Никитина «Развитие сообразительности у детей»
Январь Развлечение с приглашением родителей , использование занимательного материала «Теремок» Т.Н.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба и игра: математика»
Февраль Привлечение родителей к изготовлению игр: «Каких фигур не достает?», «Заполни квадрат» «Давайте поиграем», под редакцией А.А.Столяра
Март Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
Апрель Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

План работы с родителями по развитию логического мышления у детей с помощью занимательной математики в подготовительной группе

Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
Сентябрь Консультация для родителей: «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Октябрь Выставка популярных книг и пособий для родителей «Учимся, играя» О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева «Чего на свете не бывает»,«Давайте поиграем», под редакцией А.А.Столяра
Ноябрь Совместно с родителями Игра-занятие «Путешествие в страну Чудес» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
Декабрь Совместная работа воспитатель, детей и родителей: изготовление дидактических игр «Чудесные превращения», «Четвертая картинка», «Что для кого?» И.А.Венгер, О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственых способностей у детей»
Январь Вечер вопросов и ответов для детей и родителей «Попробуй отгадай!» Т.Н.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба и игра: математика»
Февраль Пригласить родителей на специально организованную деятельность «Путешествие в страну Математика» Материалы журналов «Дошкольное воспитание»
Март Родительское собрание — соревнование двух команд по типу КВН «Проверь себя» Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова «Математика для дошкольников»
Апрель «Математический вечер» пригласить родителей З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Источник: http://odtdocs.ru/matematika/38535/index.html

Ссылка на основную публикацию