Воспитание ребёнка дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к воспитательному воздействию. Взрослый для них выступает авторитетным лицом, и малыши всячески стремятся заслужить его одобрение и доверие.

Именно поэтому воспитание ребенка в дошкольном возрасте играет важную роль в дальнейшем формировании его личности.

Однако следует понимать, что воспитательный процесс должно строится с учетом психологических особенностей ребенка.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

После кризиса трех лет и вступления в дошкольное детство у ребенка начинается стабильный, относительно спокойный период развития. Ребенок уже может самостоятельно выбрать себе занятие, освободив внимание взрослого.

Инициативы и предложения взрослого уже не вызывают у ребенка бурю протеста. И, как и прежде, ребенок нуждается в поддержке, поощрении своих усилий и уважении к своим потребностям.

В своем поведении ребенок дошкольного возраста уже более сдержан, появляется способность действовать обдуманно, а не идя на поводу у своих сиюминутных желаний, как это было ранее.

Наряду с тем, что ребенок еще достаточно зависим от взрослого, все же уровень его самостоятельности постоянно возрастает. Нужно поддерживать его стремления, демонстрировать уважение к его мнению, его интересам.

Именно таким образом в воспитании ребенка дошкольного возраста создаются условия для формирования таких личностных качеств как самостоятельность, целеустремленность, инициативность.

Развитие и воспитание дошкольников должно осуществляться также с учетом особенностей познавательной сферы детей этого возраста.

Объем материала, который может запомнить ребенок, увеличивается, но его память еще в большей мере непроизвольная. То есть запоминается то, что интересно ребенку, то, что вызывает у него эмоциональный отклик.

Восприятие дошкольника становится более осмысленным. Новую информацию об окружающей действительности ребенок соотносит с прошлым опытом. Это позволяет ему перейти от наглядно-действенных форм мышления к наглядно-образным.

Развитие мышления у ребенка дошкольного возраста направлено на формирование умения анализировать, сравнивать объекты, устанавливать между ними связь.

Таким образом, создаются предпосылки для развития умения делать выводы, обобщать полученный опыт.

Основные направления дошкольного воспитания детей

Вступление в дошкольный возраст означает, что приходит время постепенно готовить ребенка к школе.

Поэтому первая задача развития и воспитания дошкольников заключается в совершенствовании психических функций (память, внимание, мышление, усидчивость) и формировании у ребенка той базы знаний, умений и навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к обучению в школе.

Также немаловажным является  социально-нравственная сторона воспитательного процесса. В целом родители и педагоги дошкольных образовательных заведений должны создавать условия для воспитания гармоничной личности ребенка, способной преодолевать жизненные трудности.

Весь у психически уравновешенного ребенка с качественной базой дошкольных знаний, умеющего ладить со сверстниками, есть больше шансов с легкостью пройти адаптационный период в начальной школе. Дети, имеющие хорошую нравственно-социальную подготовку чаще других становятся лидерами в коллективе и, как правило, пользуются уважением у одноклассников и учителей.

В целом весь воспитательный процесс направлен на:

  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • совершенствование физических качеств и укрепление физического здоровья;
  • формирование навыков бытового поведения;
  • развитие культурно-гигиенических навыков;
  • трудовое и творческое воспитание дошкольника;
  • закрепление нравственных и социальных  норм  поведения.

Социальное развитие дошкольника

Воспитание дошкольников должно учитывать, что круг общения ребенка в этом возрасте значительно расширяется. Он учится взаимодействовать со сверстниками, играя на детской площадке, посещая дошкольное учреждение.

Возможно, ему придется столкнуться с первыми недоразумениями и потребностью отстоять свое мнение. Так как ребенок только учится, взрослый должен ему показывать, каким может быть поведение в тех или иных ситуациях. Лучше всего это делается в играх. Дети, как правило, с удовольствием включаются в ролевую игру с заданным взрослым сюжетом.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляют ему окружающие люди: сверстники, воспитатели сада и родители. Ребенок активно общается и обменивается информацией, в результате чего достигается, так называемая, социальная компетентность

Социальная адаптация занимает важное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста. В социуме дети учатся жить по определенным правилам и учитывать определенные нормы поведения.

Социально неадаптированным детям будет очень сложно входить в контакт со взрослыми или своими сверстниками, а это может привести к асоциальному поведению в будущем.

Не усвоение культурных навыков и необходимых социальных качеств затрудняет адаптацию детей в младших классах, и чаще всего приводит к школьной дезадаптации.

Интеллектуальное развитие дошкольников

Развитие детей дошкольного возраста предполагает создание оптимальных условий для освоения ребенком новых форм мышления, совершенствования памяти, стимулирования воображения, формирование устойчивости внимания.

Развиваем воображение. Вовлечение детей в сюжетно-ролевую игру помогает развивать их воображение. Принимая на себя роль, используя игровые атрибуты, ребенок учится создавать воображаемую ситуацию.

Учимся мыслить. Чтобы помочь ребенку научиться мыслить, нужно предлагать ему такие задания, в которых от него требуется проявить наблюдательность и выбрать самый удобный способ их решения.

Дети дошкольного возраста с удовольствием играют с конструктором, мозаикой, которые помогают создавать объекты по образцу и по представлению.

Развитию умения сравнивать предметы помогают задания на поиск лишнего предмета или такого, который бы соответствовал по определенному признаку (цвету, форме).

Развиваем речь. В дошкольном возрасте активно развивается речь. Ребенок обретает умение правильно излагать свои мысли, поддерживать диалог.

Его активное стремление больше узнавать об окружающем мире помогает накапливать словарный запас.

Задача взрослого в воспитании дошкольника —  не оставлять без внимания вопросы ребенка, обсуждать с ним прочитанную книгу, просмотренный мультфильм да и просто события дня.

Также  развитие и воспитание детей дошкольного возраста может предполагать реализацию задач, направленных на изучение букв, формирование математических представлений. Такие задания должны быть интересными для ребенка, даваться ему легко, чтобы обучение вызывало у ребенка положительные эмоции.

Речьевой аппарат дошкольника уже практический сформирован, поэтому ребенок уже способен к произношению всех букв. Логопедическая коррекция в этом возрасте принесет большой успех в случае, если у ребенка проявляются какие-то дефекты речи или наблюдается неправильное произношение некоторых букв.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Активность ребенка в повседневной жизни создает условия для развития его физических навыков, ведь так или иначе ему приходится в процессе игр бегать, прыгать, лазить, бросать  и ловить мячик.

  В детском саду направление по физическому воспитанию дошкольников реализуется на специальных занятиях, в комплексе утренней гимнастики, проводимых в помещении и на свежем воздухе подвижных играх.

Важность вовлечения ребенка в эти занятия заключается в том, что таким образом не только развиваются физические качества (ловкость, сила, быстрота), но и укрепляется здоровье.

Родители, которые занимаются воспитанием детей дома, должны помнить, что смена видов деятельности помогает избежать переутомления у ребенка. Поэтому воспитание в дошкольном возрасте должно организовываться таким образом, чтобы  после занятий, требующих усидчивости, непременно должна следовать подвижная игра.

Высокая активность ребенка в дошкольном возрасте иногда сказывается на качестве его сна. Если ребенок плохо засыпает, то рекомендуется создавать спокойную расслабляющую атмосферу перед сном. Это может быть ритуал, заключающийся в ежедневном воспроизведении определенных занятий перед тем, как ребенок отправиться спать. Успокаивающий эффект может иметь:

  • сочинение сказок;
  • чтение книг;
  • купание;
  • массаж.

Таким образом, удовлетворяя природную любознательность ребенка, предлагая ему различные обучающие игры и задания, не стоит забывать, что в силу возрастных особенностей он быстро устает и нуждается в полноценном отдыхе.

Нравственное воспитание дошкольников

Ребенок дошкольного возраста имеет возможность общаться с большим количеством людей. Становится и более разнообразным его опыт взаимодействия с окружающими в различных ситуациях.

И именно в дошкольном возрасте приходит понимание того, что существуют общие для всех правила поведения, некие нормы нравственности.

Играя, общаясь со сверстниками, дошкольник учится понимать чувства других людей, правильно на них реагировать, оценивать свои поступки.

Для ребенка становятся понятными такие переживания как сочувствие, обида, вина, чувство гордости и другие. Он ясно может понимать — что такое хорошо, а что такое плохо.

Воспитание в дошкольном возрасте  должно  помочь ребенку, анализируя чужой и собственный опыт, понять, каким должен быть образец нравственного поведения. Стоит напомнить, что лучший образец поведения — это родители ребенка. Поэтому родители дошкольника должны стараться быть достойным примером для своего чада.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание дошкольника — это неотъемлемая часть воспитания гармоничной личности ребенка.

Прививать любовь к труду можно и с более раннего возраста, но именно в дошкольном возрасте ребенок делает любую работу более осознанно, приобретая трудовые навыки на всю жизнь. Приобщать детей к трудовой деятельности нужно как дома, так и в дошкольных учреждениях.

В первую очередь родителям следует научить ребенка аккуратно складывать свою одежду и убирать на места игрушки. Далеко не лишним будет научить ребенка заправлять свою постель. Данный навык, как утверждают психологи, очень дисциплинирует ребенка как в раннем, так и в более старшем возрасте.

Приучите ребенка выполнять какие-то постоянные обязанности, например, вынести мусор, купить хлеб, помыть за собой посуду (даже если в доме имеется посудомоечная машина).

В детском саду трудовое воспитание детей реализуется с помощью таких методов как:

  • обучение навыкам личной гигиены, самостоятельное одеванию, раздевание;
  • привлечение детей к поддержанию порядка в групповой комнате;
  • выполнение поручений;
  • занятия по ручному труду.

Дети с радостью вовлекаются в выполнение посильных трудовых задач, если чувствуют, что их усилия ценятся взрослым. Поэтому дошкольное воспитание детей должно удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном поощрении его деятельности.

Кроме этого, в трудовом воспитании создаются условия для поддержания стремления ребенка к самостоятельности.

Достигая успеха, дошкольник получает удовольствие от чувства гордости за себя, активно стремится включиться в выполнение новых задач, чтобы заслужить одобрение.

В случае возникновения трудностей важно помочь ребенку, показать способы их преодоления, чтобы не подорвать его веру в себя.

Успешная реализация задач трудового воспитания детей дошкольного возраста невозможна без использования игровых форм работы. Ведь особенность дошкольника – это его желание узнавать мир играя.

Правильно мотивируя ребенка на выполнение задания, взрослый создает условия, чтобы он мог максимально себя проявить.

И даже выполнение бытовых поручений может содержать игровые элементы, соревновательные моменты, что помогает вызвать у ребенка интерес к заданию.

Авторские методики дошкольного воспитания

Всегда остается актуальным вопрос поиска эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день самыми популярными являются следующие методики:

1 Методика Никитиных, которая предусматривает развитие детей  дошкольного возраста в максимально естественных условиях, при этом акцент делается на стимулирование творчества, вовлечении родителей в воспитательный процесс и обеспечение достаточного уровня физической активности ребенка.

  1. Методика Марии Монтессори, которая предполагает создание для ребенка такой среды, которая поможет ему самостоятельно изучать мир, получать разнообразные сведения об окружающих предметах и явлениях, важное значение придается сенсорному развитию, обучению чтению, формированию математических знаний, стимулированию речевого развития.
  2. Методика Глена Домана основанная на утверждении, что ребенок должен узнавать мир, знакомясь с фактами.

Любая методика, направленная на развитие детей дошкольного возраста, при правильном подходе может приносить результаты. Однако их применение не должно идти вразрез с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями.

Формирование готовности к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному процессу — это один из важнейших итогов развития дошкольного возраста.

С началом посещения школы жизнь ребенка значительно меняется: изменяется режим, возрастает уровень умственной нагрузки, возникают условия, требующие умения проявлять волевые усилия, самоконтроль.

Читайте также:  Подвижные игры для детей 1-2 класса в помещении

Успешность адаптации к новым условиям в значительной степени определяется готовностью ребенка к таким изменениям.

О том, что ребенок готов стать школьником, могут свидетельствовать положительные ответы на следующие вопросы:

  1. Хочется ли ему получать новые знания?
  2. Интересно ли ему общаться с новыми детками?
  3. С хорошим ли настроением он играет роль школьника?

Дошкольное воспитание детей предполагает создание у ребенка позитивного отношения к роли ученика, потому что все начинается именно с желания учиться.

Успешно подготовить ребенка к школе — это значит:

  • воспитать у него позитивное отношение к учебной и общественной деятельности;
  • заставить его осознать важность и необходимость обучения в школе;
  • вызвать у него интерес и желание стать школьником;
  • развить стремление научиться читать.

Хорошим мотиватором для ребенка станет пример старших сестер, братьев или друзей, которые уже учатся в школе. Также преодолеть трудности в подготовке ребенка к школьному обучению помогут игры в школу со сменой ролей «ученик», «учитель», чтение и обсуждение книг, контакты с другими детьми и сверстниками, приучение к самостоятельности.

Чему стоит уделить внимание в воспитании дошкольников

Взрослые, становясь проводниками ребенка в мир знаний, должны помочь ему развивать свои способности, учить наблюдать, делать самостоятельные умозаключения, стремясь к независимости, принимать помощь взрослых.

От первоклассников требуется умение подчиняться требованиям взрослого, устремлять свою активность на усвоение новых знаний и умений. Предпосылки для этого создаются в период дошкольного воспитания. Играя, дошкольники учатся подчиняться правилам, самостоятельно размышлять над возникающими задачами.

Таким образом, ненавязчиво дети приобретают те привычки, которые помогут им успешно приступить к школьному обучению.

Грамотное воспитание детей дошкольного возраста заключается в создании условий для раскрытия потенциала ребенка с учетом его потребностей, интересов и индивидуальных личностных особенностей.

Глоссарий:

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Похожее

Источник: http://maminsayt.ru/stati/vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Воспитание детей дошкольного возраста

       Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет и условно его можно разделить на несколько периодов:

  • ·        Младший дошкольный возраст (3 – 4 года);
  • ·        Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет);
  • ·        Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

Начинается дошкольный возраст с кризиса трёх лет, по-другому его называют «Я сам!». Кризис 3 лет– один из самых ярких кризисных периодов нашей жизни. Он характеризуется всплеском повышенной самостоятельности ребёнка.

В связи с этим возникает внутренний психологический конфликт между потребностями ребёнка быть самостоятельным, делать всё самому и его физическими возможностями (точнее невозможностями). Кроме того, с этого возраста повышаются и требования к ребёнку со стороны взрослых.

Ему говорят «Ты уже большой», «Посмотри на своё поведение», «Ты должен» и т.д.

Разрешается этот кризис благодаря тому, что взрослый раскрывает для ребёнка новые виды деятельности, благодаря которым ребёнок может проявить свою самостоятельность и инициативу, выразить себя.

За период дошкольного детства ребёнок достаточно быстро развивается физически. К дошкольному возрасту ребёнок становится физически крепче, улучшается координация движений, дети умеют не только ходить и бегать, к трём годам они уже могут прыгать, лазать по лестнице, ползать и т.д. Укрепляются мышцы и костная система. В дальнейшем все эти движения совершенствуются.

В этом возрасте очень важно физическое воспитание детей . Оно заключается в том, что ребёнка необходимо научить заботиться о своём здоровье, получать удовольствие от физических упражнений. Одним из самых эффективных методов воспитания дошкольников будет Ваш личный пример поведения.

О каком физическом воспитании может идти речь, если мама с папой весь выходной лежат на диване и смотрят телевизор?! Или проводят время сидя за компьютером?! Если ребёнок посещает детский сад, то в будние дни там он будет делать утреннюю гимнастику. В выходной – Вы должны показывать личный пример.

Посудите сами: если в детском саду говорят, что зарядку делать необходимо, что это полезно для здоровья, ребёнок видит там, как все приобщаются к этой полезной привычке, а дома? Родители совсем не хотят этого делать и… не делают! У ребёнка возникает противоречие: «А как правильно? Кто-то обманывает? Надо проверить!». И… проверяет… детскими шалостями, за которые несёт незаслуженное наказание! Поэтому постарайтесь придерживаться привычного режима дня для ребёнка, делайте зарядку вместе с ним, хотя бы 5 минут. И ребёнку будет хорошо, и для Вас польза. Придумайте ваш собственный комплекс утренней гимнастики.

Хорошие средства для физического воспитания детей в этом возрасте – общение с природой, знакомство с различными видами спорта, активный семейный отдых, подвижные игры.

Физическое развитие ребенка дошкольника напрямую связано с умственным. Благодаря своей физической активности, развитыми движениями, координацией дети способны лучше проявлять свою любознательность, познавать мир, наблюдать, изучать, экспериментировать и т.д.

В этом и проявляется  умственное воспитание и развитие дошкольников . Возраст от 4 лет по праву называют «возрастом почемучек». Ребёнок постоянно задаёт взрослым различные вопросы. По характеру вопросов можно судить на каком уровне развития находится Ваш ребёнок.

Первые вопросы дошкольника обозначают окружающий его мир («что это?», «кто это?», «как это называется?» и т.д.).

Далее появляются вопросы, которые помогают установить причинные и причинно-следственные связи, ключевое слово в них «КАК?» и «ПОЧЕМУ?» («как это сделано?», «как это устроено?», «почему ветер дует?», «почему бабочка летает?» и т.д.).

Осуществляя умственное воспитание ребенка дошкольника, взрослый должен отвечать на все вопросы ребёнка, как бы он от них не устал. Если Вы будете всё время отмахиваться от вопросов вашего ребёнка, произойдёт снижение познавательного интереса, который в дальнейшем сменится безразличием.

Конечно, взрослому для этого нужно очень сильно «постараться», т.к. любознательность у дошкольников носит достаточно устойчивый характер, но некоторым это удаётся.

Если же Вы будете удовлетворять потребность к познанию, то познавательный интерес дошкольника будет на достаточно высоком уровне, что в дальнейшем поможет при подготовке ребёнка к школе.

Кроме окружающего мира дошкольников начинает интересовать его внутренний мир, т.е. дети дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к самим себе, к своему организму, к своим чувствам и переживаниям – это называется развитие самосознания дошкольников.

Развитие самосознания детей проходит ряд этапов: сначала дети отделяют себя от окружающего мира; затем начинают осознавать своё имя; далее у них формируется самооценка, которая в дошкольном возрасте зависит целиком и полностью от оценки взрослого; к трём годам дети осознают свой пол и пытаются вести себя в соответствии со своим полом; к 5  годам дети осознают себя во времени, например, могут сказать «когда я был совсем маленький, мама давала мне молочко из бутылочки»; и к 7 годам начинают осознавать свои права и обязанности, что очень важно для подготовки детей к школе

Также развитое самосознание дошкольников помогает проявлению произвольности поведения, т.е. ребёнок к 7 годам уже умеет управлять своим поведением, чувствами, эмоциями, что также является показателем готовности ребёнка к обучению в школе.

С умственным воспитанием тесным образом связано развитие воображения дошкольников. Развитию воображения в дошкольном возрасте способствует накопленный запас знаний об окружающем мире, именно благодаря ему, дошкольники строят новые образы в своём воображении. Об уровне развития воображения дошкольников можно судить по их игре.

Если ребёнок придумывает разнообразные интересные сюжеты, придумывает новые образы (персонажи или роли), использует предметы-заместители, то можно говорить о хорошо развитом воображении. Иногда кажется, что фантазиям дошкольников нет предела, они постоянно находятся в мире привлекающих их образов.

Можно также определить, откуда ребёнок черпает эти образы для игр или художественного творчества: из фильмов, мультфильмов, книжных иллюстраций, сказок, рассказов и т.д. Некоторые взрослые ошибаются, думая, что воображение детей развито лучше, чем у взрослых. Это не так. Воображение дошкольника значительно беднее воображения взрослого.

Для развивающейся личности – это основа, фундамент для развития интеллекта и эмоциональной сферы детей.

С умственным и физическим развитием дошкольников тесно связано важнейшее достижение дошкольного возраста – развитие разных видов деятельности дошкольников: игровой, трудовой и художественной. Отсюда можно рассматривать виды воспитания – трудовое, эстетическое и нравственное.

Трудовое воспитание дошкольников заключается в приобщении детей к самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, общественному и умственному. Трудовое воспитание дошкольников начинается с приобщения ребёнка к самообслуживанию. К трём годам ребёнок старается всё делать сам: сам одевается, сам ест, сам причёсывается и т.д.

И именно эти стремления должны перерасти в желание трудиться. Главное средство трудового воспитание дошкольников – это отношение взрослых к проявлению самостоятельности детей. Взрослые не должны подавлять самостоятельность дошкольников, а важно создать для ребёнка «ситуацию успеха», поощрять стремление ребёнка к самостоятельности.

Например, если ребёнок ещё не умеет завязывать шнурки, следует обувать ему ботинки на липучках. Ребёнок будет чувствовать радость, а не огорчение, когда он сможет не только самостоятельно обуться, но и справиться с застёжкой. С двух лет дети способны есть самостоятельно, но это не всегда получается.

Мелкая моторика и координация движений малышей ещё несовершенны и поэтому не всегда у них получается попасть ложкой в рот. Наберитесь терпения, не ругайте ребёнка за испачканную кофточку или стол. Когда у малыша всё получается, он радуется и стремится сделать ещё лучше. Создавайте условия для проявления самостоятельности.

Давайте ребёнку одежду, которую он может одеть самостоятельно (штаны, колготки, тапки, носки и т.д.), подбадривайте своего малыша, говорите ему, что всё получится, что он уже взрослый, а все взрослые одеваются и кушают сами и т.д.

Не раздражайтесь и не ругайте ребёнка, если у него чего-нибудь не получилось, наоборот, скажите, что «сейчас не получилось, не расстраивайся, получится завтра».

С 3 лет дети обожают помогать взрослым – поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать, гладить и т.д. И здесь, также главное не подавить это стремления. Не ругайте ребёнка, если он вырывает у вас из рук веник и просит подмести пол. Пускай он это сделает. Переделаете потом, НО, когда малыш не увидит.

Во время стирки поставьте ему отдельный тазик с носовыми платочками – разрешите помочь вам постирать. Или дайте постирать кукольную одежду, поверьте, ваш ребёнок будет на седьмом небе от счастья, что ему такое разрешили. А когда Вы моете посуду, а малыш просит помочь Вам, что Вы говорите?! «Отойди, а то всё перебьёшь!» или что-нибудь в этом роде.

Позвольте вашему малышу помочь Вам, дайте ему полотенчик, пусть вытирает вымытую Вами посуду. А когда ребёнок подрастёт, и Вы разрешите помыть посуду самостоятельно под краном – это будет для него великой честью, а в дальнейшем перейдёт в почётную обязанность. К 7 годам можно завести какого-нибудь домашнего любимца, чтобы ребёнок ощущал всю ответственность трудовых действий.

Но при условии, что Вы с ребёнком распределите обязанности по уходу за животным. И, конечно же, обязательно следует изучить условия содержания питомца.

Эстетическое воспитание дошкольников также связано в первую очередь с развитием разных видов деятельности детей. Главные средства эстетического воспитания дошкольников – это, во-первых, окружающая среда (научное название – развивающая среда).

Все вещи должны лежать на своём месте, а значит, у каждой вещи должно быть место. Следует организовать развивающую среду таким образом, чтобы игрушки лежали в доступном для детей месте, а ещё очень важно, чтобы ребёнок мог также с лёгкость убрать эти игрушки на свои места.

Не разрешайте брать малышу игрушку, пока он не убрал ту, в которую только что играл.

Во-вторых – личный пример поведения. Ребёнок должен видеть опрятных родителей: причёсанных, в чистой одежде, одетых со вкусом и т.д.

В-третьих – художественная деятельность дошкольников, а точнее приобщение к ней. Для этого взрослые должны сами проявлять интерес к творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации вместе с детьми. Сейчас достаточно много новых направлений в художественном творчестве.

В-четвёртых – гигиенические навыки ребёнка. Приобщение малыша к опрятности, аккуратности, воспитание чувства вкуса.

В дошкольном возрасте активно усваиваются нравственные нормы поведения. В связи с этим осуществляется нравственное воспитание дошкольников. Наиболее действенным средством нравственного воспитания дошкольников будет подражание.

Ребёнок подражает взрослым во всём: и внешнем виде, и в поведении, и даже эталоны оценки окружающего. Родители ежедневно обсуждают ситуации, которые произошли за день, применяя определённые оценочные слова: «хорошо», «плохо», «не прав», «уважает» и т.д.

Дети должны видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие нравственные качества. Кроме этого очень важно хвалить и поощрять детей за собственную доброту и щедрость. Тогда эти качества будут развиваться.

В нравственном воспитании дошкольников очень важно научить ребёнка ставить себя на место другого человека.

Следует также отметить развитие отношений дошкольников со сверстниками. Дети дошкольного возраста начинают ценить общество друг друга.

Начинают делиться чувствами, мыслями, пересказывают увиденные фильмы, мультфильмы, события из жизни. Возникает дружба.

В этом возрасте нужно поддерживать дружеские и доброжелательные отношения с другими детьми – это очень важно для социального развития детей.

В заключении хотелось бы рассмотреть механизм воспитания:

Знания – чувства – мотивы – убеждения – поступки – привычки – поведение – результат (качество личности).

Источник: http://nashidetci.ru/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Особенности воспитания детей дошкольного возраста –

С момента рождения до начала школьного периода ребенок проходит сложный и интересный путь развития – дошкольный период. Изучение основных направлений, моделей и методов воспитания дошкольников позволит вам сформировать собственный стиль воздействия для гармоничного развития малыша.

Воспитание детей дошкольного возраста – это ответственный и сложный этап для родителей и работников образовательных учреждений. Грамотное воспитание до школы позволяет заложить основы развития способностей, формирования характера, коммуникативных способностей, взглядов на окружающий мир.

Основные направления

Дошкольное воспитание включает в себя два объемных направления:

    • Предшкольная подготовка, образовательный процесс.
    • Развитие личностных качеств ребенка.

В возрасте от 2 до 7 лет главным авторитетом для детей остаются родители. Важно показывать хороший пример и разговаривать с ребенком об ответственности, правилах поведения и общения с ровесниками. Ребенок как зеркало отражает ситуацию в семье: грубит, если так разговаривают родители, перенимает дурные привычки и нехорошие слова.

Дошкольникам особенно необходимы тактильные ощущения: чаще обнимайте их. Психологи рекомендует делать это не реже восьми раз в день. Ребенок почувствует вашу любовь и заботу.

Воспитание дошкольников включает в себя всестороннее развитие личности: физическое, умственное, художественное, патриотическое, духовное, нравственное, эстетическое, гендерное, трудовое.

Если родители замечают, что малыш преуспевает в одном из направлений (например, рисование или занятие определенным видом спорта), можно сделать упор на его развитие.

Однако не следует оставлять без внимания остальные стороны комплексного гармоничного развития.

Федеральные государственные образовательные стандарты воспитания в дошкольных учреждениях учитывают все направления. В дошкольных учреждениях регулярно проводятся мероприятия, призванные развивать в детях разные способности.

Методы дошкольного воспитания

Дошкольное воспитание основывается на четырех методах:

    • Формирование осознанности и личностных качеств ребенка (беседы, лекции, разговоры, собственные примеры).
    • Коммуникация со сверстниками и старшими товарищами (упражнения, действия, моделирование ситуаций, жизненный опыт).
    • Мотивационные методы (соревнования, поощрения, наказания).
  • Навыки самоконтроля и самооценки, ответственность за поступки.

Модели воспитания дошкольников

Наблюдение за родителями позволило выделить три основных модели взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Чаще всего они компонуются между собой, но один из методов является преобладающим.

Авторитарный

Авторитарный метод воспитания заключается в признании неприкосновенности родителя и его правил поведения. При непослушании ребенка ждет строгое наказание.

Интересы и потребности ребенка, как правило, не учитываются. Дети вырастают безынициативными, их отличает постоянный страх перед родителями.

Преимуществами такого метода является раннее формирование ответственности и умение четко и быстро выполнять задания.

Индуктивный

Индукция позволяет находить решение жизненной задачи в совместном общении родителя и ребенка. Дети учатся мыслить самостоятельно и принимать часть ответственности на себя. Важно не торопиться с тем, чтобы отдать все полномочия малышу: в дошкольном возрасте у него может не хватить осознанности решить проблему самому.

Естественное воспитание

Родители стараются убрать любые запреты и ограничения и сформировать максимально комфортную образовательную среду. Дети ведут себя свободно. В качестве основного воспитательного средства выступает образец поведения старших. Исключено давление на ребенка, родитель сам следует за его интересами.

Разумные ограничения

Основные понятия данное модели воспитания – четкие запреты и свободное пространство для развития. Со временем ребенок четко осознает границы своей личности и поведения. Запреты оговариваются заранее. Зачастую они связаны с безопасностью жизни и здоровья малыша, с возможностью его всестороннего развития. Выставленный запрет не подлежит обсуждению и сомнению.

Чего делать нельзя

Современная психология негативно относится к физическим наказаниям дошкольников. Они расцениваются как насилие в семье и демонстрирование родительской слабости, неумение найти альтернативный вариант воздействия. Ребенок становится запуганным, агрессивным, но при этом не всегда осознает ошибки.

Нельзя использовать в качестве воспитательных методов игнорирование, запугивание, оставление в одиночестве. Это рождает у ребенка страхи, вызывает психосоматические заболевания.

Источник: https://moj-malish.ru/osobennosti-vospitanija-detejj-doshkolnogo-vozrasta/

Воспитание детей дошкольного возраста – это сложно!

Умелое воспитание детей дошкольного возраста – это не сложно, а, скорее всего, любопытно и увлекательно. Только представьте: 24 часа в сутки с вами живет «Почемучка», которая успокаивается лишь тогда, когда сладко засыпает на руках или в теплой детской кроватке.

А все остальное время летит в ваш адрес масса вопросов и эмоциональных возгласов о том, что малыш увидел, услышал или захотел здесь и сейчас. Для многих молодых мам воспитание детей дошкольного возраста – это возврат к интенсивному самообразованию.

А как же иначе! Попробуй ответь, почему дует ветер, гремит гром и сверкает молния, почему светофор зеленый, а вот та тетя имеет необычную прическу. Все дошколята хотят знать. А отвечать на все их почемучки обязаны дедушки и бабушки, мамы и папы. Вот и получается, что воспитание детей дошкольного возраста – это сложное и увлекательное событие для взрослых.

Приходится себя держать ежедневно и ежеминутно в тонусе, заглядывать в книги и спрашивать у Гугла или Яндекса, почему Красное море имеет такое название, почему многотонный корабль держится на воде.

Воспитание детей дошкольного возраста – это сложно или легко?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Во-первых, в каждой в семье по-разному относятся к рождению ребенка.

Кто-то в этом видит легендарное и самое яркое событие, а кто-то мысленно составляет список, от чего придется отказаться, если в доме появится малыш. Во-вторых, очень многое зависит от характера и возраста родителей.

Если среди мам и пап активные личности, «живчики», которые готовы наравне с ребенком веселиться и заново учиться. Бывают и такие, которые быстро утомляются от детских шалостей.

Постоянное воспитание ребенка дошкольного возраста для тех родителей награда, которые переориентировали свою жизнь, расставили уже другие акценты.

Получать удовольствие от общения с ребенком – это прерогатива полноценных личностей, которые, кажется, успевают в жизни все: уделять внимание малышу и строить личную карьеру.

Им никто не мешает быть счастливыми! Они просто себя таковыми чувствуют!

Сложно будет тем мамам и папам, которые не готовы открывать мир ребенку, думая, что он всему научиться сам. Бесспорно, научиться, вот только к чему его приведут самостоятельные поиски – это уже большой вопрос.

Основные принципы воспитания дошкольника

  1. Искренность. Это самое теплое и беззащитное качество человеческого характера. Взрослые уже научились быть лицемерами и приспособленцами, а вот дошколята в своем поведении остаются искренними.

    Не бойтесь мамы и папы перейти на ступень добра и искренности, уберите на время свои защитные иголки и просто пообщайтесь с открытой душой со своим чадом. Вам не надо прятаться друг от друга и юлить, ведь вы же одно целое.

  2. Доступность.

    Это нам взрослым все понятно, а вот юному поколению часто нужны объяснения, подробные и многократные. Не поленитесь в сотый раз ребенку прочитать сказку, сделать ту же поделку, поиграть в одну и ту же забаву.

Доступно объяснять ребенку может не каждый взрослый.

Да вот только руки не опускайте. Учитесь, учитесь и еще раз учитесь. Ведь если вы своего ребенка не понимаете, тогда кто его поймет и научит жизненным премудростям.

  1. Системность. Разовое обучение и воспитание толерантности у детей дошкольного возраста желаемых результатов не принесет. Например, о терпимости к религиям, обрядам, национальным отличиям надо будет говорить многократно, вспоминать уже прочитанные легенды и стихотворения, рисовать тематические картинки, сочинять собственные истории. Вот только тогда можно прочувствовать, имеются ли достижения в области воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.
  2. Наглядность. Показ – это один из приемов, который должен использоваться в процессе воспитания. Красивые картинки больше расскажут малышу, чем устные описание предмета. Ребенку лучше увидеть один раз, чем двадцать раз об этом услышать. В процессе общения с ребенком лучше использовать фотографии, красочные книги, дидактические раздаточные материалы. Все изображения должны вызывать у детей положительные эмоции, тогда включаются механизмы памяти и воображения, мышления.

Таким образом, определены основные принципы воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Они незыблемы, поэтому дают продуктивную базу для развития и становления личности.

Основные виды воспитания

Программа детских садов разработана для формирования разносторонней личности, поэтому подбираются воспитателями и преподавателями обучающие задания так, чтобы воздействовать всеобъемлюще на внутренний мир ребенка. А какие же существуют виды воспитания?

  1. Умственное. Базовый вид воздействия на ребенка, когда выполняется накопление важных знаний, развивается логическое мышление, задействуются механизмы памяти и внимания. С дошкольного возраста создаются предпосылки для развития воображения, склонностей и дарований. Многие родители внедряют в систему развития чада экономическое воспитание детей дошкольного возраста. И не случайно. Знать цену деньгам лучше с мальства. В этом случае удастся избежать истерик и попрошайничества что-то купить в магазине.
  2. Физическое. Как ни странно, но многие олимпийские чемпионы с дошкольного возраста вступили на сложный путь спорта, стоически выдерживали тренировки и испытания, чтобы добиваться поставленных целей. Отдать ребенка на спортивную секцию очень просто. Но иногда этого бывает мало. Стоит обязательно объяснить малышу, что физическая нагрузка необходима человеку для полноценного развития. Разминка и утренняя зарядка обязательно должны присутствовать основным пунктом в режиме дошкольника. Внедряя целенаправленно особенности воспитания детей дошкольного возраста, постепенно подведете чадо к пониманию основного принципа современного человека – «ведение здорового образа жизни».
  3. Трудовое. Без третьего вида воспитания не обойтись. Не стоит думать, что вас дошколенок беспомощен и не способен даже завязать шнурки. В это время он может стать идеальным и заботливым помощников. И в ежедневном посильном труде будет заложена основная задача воспитания – сделать малыша самостоятельным и готовым к жизненным испытаниям. Сегодня невыгодно расти неженку и тепличного малыша, так как ему будет трудно приспособиться к суровой правде жизни и занять место под солнцем.
  4. Нравственное. Уже давно в научной литературе начертаны закономерности воспитания детей дошкольного возраста, когда малышу объясняются общечеловеческие ценности, которые ему предстоит принять в будущем. Прививаются дошкольнику принципы и моральные нормы, от которых и выходит понимание двух полярных понятий – «хорошо» и «плохо».
  5. Эстетическое. Еще Ф. Достоевский утверждал, что красота спасет мир. И это случится, если в приоритет ставить эстетическое воспитание, обращать внимание сыновей и дочерей на прекрасное в этом мире. Чем может восхищаться ребенок? – Цветением весеннего дерева, мягкой походкой кота, осенним ярким листом, птичьими трелями.

Рекомендуется приобщать детей к искусству, реализовывать успешно задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста: прививать чувство прекрасного, такта, а также оттачивать музыкальный слух.

Интересные задания для дошкольников

Игра – является основной формой воспитания малыша, поэтому рекомендуется правильно подбирать обучающие и развивающие задачи. Какие можно использовать?

  1. Рисование. Они может быть совместным и индивидуальным. Подбираются для занятия карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги. И начинается творчество! Выполняются спонтанные картины или ранее подобранные шаблоны и сюжеты. Пусть рисование сопровождается беседой. Расспросите, что хочет нарисовать сын или дочь, почему подбирается именно эта цветовая гамма. В таком разговоре можно выявить в ребенка уровень тревожности и страхи, и их же можно откорректировать, применяя ту же добрую и яркую арт-терапию. А ведь сегодня художественное искусство разнообразное – можно рисовать красками, мелками, тушью, даже светом. А кроме кисти можно использовать ладошки, губки, меховые помпоны и многое другое.
  2. «Комбинаторика». Термин собирательный. К нему относятся творческие задания, связанные с размещение в определено порядке предметов, перестановкой объектов или сочетанием элементов. Современные конструкторы, пазлы являются ярким примером данного вида заданий. А ведь дошкольники любят все придумывать: новые сказки, маршруты прогулок, неординарные инструкции по применению всем давно знакомым предметам. Часто использую комбинаторику можно, и это даже очень полезно, так как развивается пространственное мышление, память и логика.
  3. Ситуативные задачи. Делая акцент в воспитании на проявление нравственности, используйте психологические задачи, то есть выдумывайте истории, приближенные к жизненным, их разыгрывайте, словно в театре, а потом обсуждайте с дошкольником поведенные вымышленных персонажей, давайте им аргументированную оценку. Если ребенок начнет спорить – это хорошо! Так формируется его точка зрения. Не подавляйте инициативу и мысли, учите контролировать потоки сознания, но не вгоняйте их в железобетонное русло, иначе сын или дочь вырастут слабовольными и нерешительными личностями.

Таким образом, воспитание детей дошкольного возраста – это сложно, но не настолько, чтобы невзлюбить данный процесс. Ведь в нем много положительных моментов.

А самый главный – вы видите как растет, взрослее ваш дошколенок, набирается знаний, умений и навыком. Пока он еще зависит от вас, а вы уже уверенно готовите его к самостоятельной и успешной жизни.

Помните, что мы родом из детства! И пусть для всех оно будет счастливым!

Источник: http://deti1.ru/vospyt-doshkolnika/

Воспитание ребенка дошкольного возраста

Теги: воспитание ребенка дошкольного возраста, физическое, сенсорное, эстетическое воспитание детей

Заняться воспитанием ребенка необходимо чуть ли не с первых месяцев жизни.

Этот долгий, но невероятный процесс начинается с установки эмоциональной связи между ребенком и его родителями, поэтому проводите с малышом как можно больше времени.

В дошкольном возрасте начинает формироваться личность, поэтому, наверное, тяжело переоценить значение правильного воспитания ребенка в этот период.

Типы воспитания детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальный опыт поведения под руководством своих родителей. Он начинает формировать свое личное отношения к близким, вещам, окружающей среде, природе, сверстникам.

В этом же возрасте начинается усваивание основных моральных устоев общества.

Именно поэтому родителям необходимо приложить все усилия, чтобы у ребенка сформировались такие черты характера, как уважение к окружающим, доброжелательность, дружелюбие, бережное отношение к природе, любовь к труду, готовность придти на помощь тем, кто нуждается в этом и т.д.

Рассмотрим основные типы воспитания детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание включает в себя формирование у детей определенных нравственных чувства, а также моральных представлений и приоритетов.

Ребенок учится вести себя с окружающими, приобретает базовые коммуникативные навыки и привыкает уважать чужие старания, мнение и труд.

К физическому воспитанию детей следует подходить с особенной серьезностью, ведь от этого зависит их здоровье в будущем.

Кроме того, с самого раннего возраста необходимо прививать ребенку любовь к физической активности, спорту и здоровому образу жизни.

Этот тип воспитания заключается в проведении спортивных занятий, во время которых можно использовать различные виды подвижных игр, чтобы ребенку было интересно и весело, в при упоминании слова «спорт» на его лице возникала улыбка, а не недовольная гримаса. Сенсорное воспитание направлено на развитие у детишек различных ощущений и восприятий.

Детские психологи настаивают на том, что без такого развития восприятия ребенок довольно долгое время остается поверхностным и не обретает фундамента для дальнейшего умственного развития.

Эстетическое воспитание направлено на развитие у ребенка способности видеть красоту окружающего мира, искусства и уметь создавать ее самому.

Этот вид воспитания – достаточно обширное понятие, так как в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны их учить, в первую очередь, быть самостоятельными, уметь мыслить отдельно от всех, анализировать и прислушиваться к чужому мнению.

Особенно важно научиться этому до школы, иначе ребенку придется не слишком легко в школе.

При воспитании детей дошкольного возраста невероятно важно уметь соблюдать чувство меры и предельную осторожность, поскольку в этом возрасте психика ребенка невероятно уязвима.

Воспитание детишек дошкольного возраста можно условно разделить на два направления. Первое касается подготовки к школе и является очень важным..

Второе подразумевает развитие в ребенке определенных черт характера и индивидуальных личностных качеств, которые будут сопровождать его в дальнейшем.

Конечно, таким воспитанием занимаются не только родители малыша, но и воспитатели, однако, главная ответственность за его нормальное развитие ложится, разумеется, на маму с папой.

Также нельзя забывать о том, что методика воспитания дошкольников должна включать в себя упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики. Рецепторы мелкой моторики находятся в пальцах ребенка, поэтому давайте ему лепить из пластилина, рисовать, рукодельничать.

Источник: http://www.pregnancycalendar.ru/biblioteka/vospitanie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/

Образовательный портал

Рейтинг:  5 / 5

Чуйкова Екатерина Вячеславовна,
воспитатель детского сада №1790 г.Москвы

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда формируется ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период.

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, великодушие, справедливость и патриотизм.

В обществе отмечается рост агрессии и социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.

Детская картина мира – это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми.

В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ в негативную сторону.

Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ:

• охрана жизни и укрепление здоровья детей;

• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой.

Основным образовательным учреждением для детей дошкольного возраста в Российской Федерации в настоящее время является детский сад.

Система детских садов предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей.

В детских садах осуществляется также подготовка детей к обучению в школе, на уровне первичных навыков чтения, счёта и письма.

Основы  нравственного воспитания ребенка  дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по  нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Наиболее приоритетными в дошкольном возрасте считаются следующие виды воспитания:

Физическое воспитание. Основная задача заключается в развитии физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила) и укреплении здоровья.

Умственное (интеллектуальное) воспитание. В ходе умственного воспитания взрослые должны развивать у ребенка интеллект и другие психические процессы (ощущения и восприятие, воображение и мышление, память и речь), способность к сознанию и самосознанию, самоорганизации учебной деятельности.

Нравственное и этическое воспитание. Главная задача заключается в передаче моральных норм, существующих в обществе и в конкретной семье и развитие у ребенка нравственных качеств и ценностей.

Трудовое воспитание. Трудовое воспитание предполагает обучение ребенка тем или иным навыкам труда, формирует соответствующие качества (добросовестность, трудолюбие, старательность) и сознательное отношение к деятельности.

Музыкальное воспитание. Главная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка музыкальный вкус, выработать предпочтения к тому или иному музыкальному стилю, научить детей сопереживать, сочувствовать и понимать сюжет музыкального произведения.

Художественно-эстетическое воспитание. Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование у ребенка художественного вкуса, эстетических ценностей и творческого предпочтения, чувства красоты, знакомство с разными видами искусства.

Таким образом, разные виды  воспитания и развития ребенка дошкольного возраста направлены на формирование всесторонне развитой личности.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/3837-2013-11-06-05-53-21

Ссылка на основную публикацию