Внеклассное мероприятие на тему: княгиня ольга, 4 класс

Презентация мудрая княгиня ольга 4 класс

Внеклассное мероприятие на тему: Княгиня Ольга, 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайд Описание слайда:

На первых же страницах русской истории появляется замечательная женщина древности – княгиня Ольга, «мудрейшая из людей». Музей восковых фигур в Киеве

3 слайд Описание слайда:

При Ольге начинается внутреннее укрепление Киевского государства. Она устанавливала размеры даней и оброков, указывала места для их сбора – «погосты», объезжала свои обширные владения и всюду оставляла следы своей деятельности. Н. Бруни. Святая княгиня Ольга. 1901 г.

4 слайд Описание слайда:

Однако не это прославило имя Ольги в глазах русских людей. Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению. Это было делом не только большого церковного, но культурного и политического значения.

5 слайд Описание слайда:

Княгиня Ольга народом была названа мудрой, а Русской Православной Церковью наименована равноапостольной. Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги, 1869 г.

6 слайд Описание слайда:

Ольга была супругой великого князя киевского Игоря. О происхождении княгини Ольги

7 слайд Описание слайда:

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. Княгиня Ольга. Розы сердца. Н.К.Рерих

8 слайд Описание слайда:

В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях. Ордена Cвятой равноапостольной княгини Ольги

9 слайд Описание слайда:

Родилась Ольга в нынешней Псковской (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской, от веси Выбутцая (в 12 км от Пскова выше по реке Великой). Выбуты

10 слайд Описание слайда:

Князь Игорь – будущий муж – встретил ее на охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью и красотой. После этого он не хотел и слышать о других невестах и женился на ней. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Сазонов В.К.

11 слайд Описание слайда:

В Пскове сохранились устные предания, связанные с княгиней Ольгой. До сих пор местные жители указывают те места, о которых молчат письменные источники: Ольгин перевоз, Ольгин мост, Ольгины ворота; есть деревня Ольгины кресты. Нестор-летописец пишет, что в его время в Пскове еще хранились сани княгини Ольги. Святая Ольга. Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915

12 слайд Описание слайда:

Некоторые историки XVII – XIX столетий считали, что княгиня Ольга происходила из варяжского рода. Имя «Ольга» они производили от норманнского «Ельга», считая, что начальная буква «Е» заменилась на «О». Однако летописец ничего не говорит о скандинавском происхождении Ольги. Княгиня Ольга (барельеф на часовне в Пскове)

13 слайд Описание слайда:

Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha. Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа З. Церетели, 2003 г.

14 слайд Описание слайда:

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

15 слайд Описание слайда:

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга». Изборск

16 слайд Описание слайда:

Но даже если древние письменные исторические источники и не дают возможности с точностью судить о ее происхождении, все равно следует сказать, что великая княгиня Ольга «была первой русской женщиной, оставившей по себе неизгладимый след в истории». Так писал о ней крупнейший историк академик Михаил Николаевич Тихомиров. Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.

17 слайд Описание слайда:

Первая месть княгини Ольги В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести Ольги древлянам за убийство ее мужа князя Игоря. «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

18 слайд Описание слайда:

Древляне послали к Ольге двадцать послов с предложением быть женой их князя Мала. Ольга притворно согласилась и якобы ради чести послам устроила так, чтобы послов древлян несли к ней торжественно в их лодках. Новикова С. Древляне у кн.Ольги

19 слайд Описание слайда:

Расправа Ольги с первым посольством древлян. 945 г. С гравюры Ф. Бруни А слугам своим Ольга велела вырыть во дворе глубокую яму, куда и сбросили послов, засыпав их землей.

20 слайд Описание слайда:

Обманутые послы сказали, что их смерть — хуже Игоревой. Это была первая месть Ольги. Месть княгини Ольги. Миниатюры. Радзивилловская летопись. 15 в.

21 слайд Описание слайда:

Вторая месть княгини Ольги Затем по приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужей древлянской земли. Княгиня велела приготовить им сначала баню. А как только  послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они сгорели. Это была вторая месть древлянам. Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

22 слайд Описание слайда:

Третья месть княгини Ольги Затем Ольга сама отправляет послов к древлянам, говоря: «Вот я иду к вам, приготовьте меды многая у города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Тризна — это поминальная трапеза язычников на могилах- курганах умерших.

23 слайд Описание слайда:

Когда древляне упились вином, Ольга отошла прочь, а дружинникам своим велела посечь древлян, и убили тогда пять тысяч человек. Это была третья месть Ольги. Третья месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

24 слайд Описание слайда:

Ольга сжигает главный город древлян На следующий год Ольга отправила свое войско на древлян. В войске обучался военному делу и маленький сын ее Святослав. Воины княгини Ольги одолели древлян, и те у стен главного города своего Искоростеня стали просить пощады. С. Ефошкин. Месть древлянам.

25 слайд Описание слайда:

Тогда Ольга, говоря, что у древлян нет ни меда, ни мехов, в виде дани велела собрать с жителей города по три голубя и по три воробья с каждого двора. Князь Мал. г. Коростень

26 слайд Описание слайда:

Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому — по воробью, велела привязать к хвосту каждой птицы по кусочку серы. Четвертая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи

27 слайд Описание слайда:

И когда стало смеркаться, воины зажгли серу и отпустили птиц. Голуби полетели в свои голубятни, а воробьи — под стрехи, и загорелся весь город. Люди побежали из города, а воины Ольги стали хватать их. Так Ольга взяла город и еще раз  страшно отомстила за мужа своего. Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

28 слайд Описание слайда:

Для язычницы Ольги, не знавшей еще Евангелия, отомстить за смерть мужа казалось делом чести. Отомстив древлянам, Ольга наложила на них тяжелую дань.

29 слайд Описание слайда:

Княгиня Ольга как правительница Древнерусского государства После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве.

30 слайд Описание слайда:

При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства жизни всех подданных. Путешествие княгини Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Московском Кремле

31 слайд Описание слайда:

Княгиня Ольга устанавливает размеры даней и оброков, определяет места для сбора даней, устраивает «погосты», куда съезжались купцы-гости для торговли. Ильинский погост на Водлозере

32 слайд Описание слайда:

По Днепру и Десне были разбросаны указанные княгиней Ольгой места для ловли зверей и птиц — Ольгины «перевесища» и «ловища». Эти места включались в великокняжеские владения. Центральная площадь Киева. До конца Х века эта местность, как и Крещатик, называлась Перевесищем и представляла собой лесные заросли.

33 слайд Описание слайда:

Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться первые храмы на Руси. Ширков погост

34 слайд Описание слайда:

Погост и храм стали неразрывными понятиями. Впоследствии из-за того, что при храмах устраивались кладбища, слово «погост» стало употребляться для обозначения кладбища. Погоста Ольгин Крест на берегу Наровы – самой северной точки древних псковских земель.

35 слайд Описание слайда:

Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), валами, частоколами. А. И. Кравченко. Древний русский город. Красные струги

36 слайд Описание слайда:

Сама княгиня жила в Вышгороде — крепости «на горе», над Днепром.

37 слайд Описание слайда:

При княгине Ольге в Киеве начинается каменное строительство. И. Архипов. Город строится

38 слайд Описание слайда:

Ольга обращается к христианству В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М. Н. Тихомиров, «величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению». Памятник св.кн.Ольге в Пскове

39 слайд Описание слайда:

Объехав все земли русские из конца в конец и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру. Поклонение Киремети О.Леонтьев

40 слайд Описание слайда:

М. В.

Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство говорит следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало» и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».

41 слайд Описание слайда:

Крещение княгини Ольги Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора и направляется в столицу Византии. Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи)

42 слайд Описание слайда:

Здесь и крестил княгиню Ольгу Константинопольский патриарх. Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра Радзивилловской летописи

43 слайд Описание слайда:

Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе. И.Машков Княгиня Ольга вступает в храм Св.Софии

44 слайд Описание слайда:

Он рассказывает о торжественном приеме в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда княгиня Ольга явилась с огромной свитой. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение. Акимов И.А. Крещение княгини Ольги в Константинополе

45 слайд Описание слайда:

В «Повести временных лет» сохранились слова, сказанные патриархом княгине Ольге после крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!». Деятельность княгини Ольги после крещения Сибирский А.В

46 слайд Описание слайда:

Вернувшись в Киев, княгиня Ольга прежде всего старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», — говорила она сыну. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и не хотел расставаться с языческими обычаями.

47 слайд Описание слайда:

Тогда, как повествует летописец, княгиня Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце… желание обратиться к Богу, что даровал и мне». Сергей Кириллов Святая Равноапостольная княгиня Ольга (Крещение)

48 слайд Описание слайда:

Говоря так, она молилась за сына и за весь народ свой всякую ночь и всякий день. Полякова Анна. Княгиня Ольга

49 слайд Описание слайда:

В своих владениях она ставила кресты и строила храмы, готовя тем самым Русскую землю к принятию христианской веры.

50 слайд Описание слайда:

Кончина княгини Ольги Великий князь Святослав мечтал о создании Русской державы от Дуная до Волги, а столицей страны хотел видеть город Переяславец на Дунае.

51 слайд Описание слайда:

Кончина княгини Ольги Святая Ольга предостерегала своего сына, но он не слушал этих предостережений и потому погиб в одном из военных походов. Последний бой князя Святослава. И.Ковалев

52 слайд Описание слайда:

А княгиня Ольга скончалась в 969 году еще раньше этого неудачного похода Святослава. Перед смертью она завещала похоронить ее по православному обычаю и не делать над ее могилой языческих погребальных обрядов. Каменная гробница святой княгини Ольги

53 слайд Описание слайда:

«И плакали над ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди, — говорит летописец. — Была она предвозвестницей христианской земле, как заря перед светом». Погребение св. кн. Ольги. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец 15 века

54 слайд Описание слайда:

Через двадцать лет, когда обсуждался вопрос о крещении Руси, перед русскими был пример святой княгини Ольги.

Советники ее внука, великого князя Владимира, говорили ему: «Если бы плох был закон греческий (то есть вера православных греков), разве приняла бы его твоя бабка Ольга, ведь она была мудрейшая из людей». Равноапостольная Ольга Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

55 слайд Описание слайда:

Современники назвали великую княгиню Ольгу мудрейшей из людей, а Церковь наименовала ее – равноапостольной.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Читайте также:  Пословицы и поговорки про день и ночь

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-mudraya-knyaginya-olga-klass-787523.html

Тема внеклассного мероприятия

Фурлова О.И.

Тема внеклассного мероприятия:«Мудрая?! Хитрая?! Святая?!»

Цели мероприятия:

1. Повысить интерес учащихся к истории России. 2. Содействовать формированию национального самосознания. 3. Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад в развитие страны. 4. Рассказать о наиболее ярких событиях из жизни княгини Ольги. 5. Высказать собственное суждение о человеке, в руках которого находится власть. 6. Развивать у учащихся навыки самостоятельной поисковой работы, отбора текстового материала для сообщений

Методы: заочное путешествие – одно из занятий курса «Светочи России», главной целью которого является гражданско-патриотическое воспитание.

Оборудование и материалы:
1. Портреты княгини Ольги.

2. Карта «Древнерусское государство в IX-XI веке.3. Презентация «Мудрая?! Хитрая?! Святая?!»4. Книжная выставка «Она сияла, как луна в ночи»

Ход мероприятия:

1. Вводная часть: путешествие

Ведущий 1: Сегодня, мы отправимся в удивительное путешествие.

X век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи… Эпиграфом к нашей встрече послужат строки: «…Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою».
Н.М. Карамзин (слайд 2)

Богиня истории Клио:
Ибо зло племя человеческое

Прямое смирение отринули,Стали жить в суете и неправде,В распре великой,И за то на них господь Бог разгневался,Попустил на них напасти великие,Скорби немерные, находы супостатные…

Сценка: На троне – женщина с ребенком на руках. Входят послы.

Послы: Здравствуй, княгиня!

Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?

Послы: Послали нас с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!» Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?

Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.

Послы уходят. Спустя время входят другие послы, более нарядно одетые.

Послы: Пришли мы, княгиня, просить выйти замуж за князя нашего, Мала!

Княгиня зовет слуг: Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям): Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед людьми моими.

Послы уходят.

Княгиня: Заприте баню и подожгите ее! (Из бани доносятся крики послов).

Княгиня подходит к бане: Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!

Занавес закрывается.

Ведущий 1: Вы, конечно, узнали героиню этого эпизода? Назовите ее и вспомните, какие наказания она придумала для древлян. (Княгиня Ольга. Послов закопали в яму, древлян убили на тризне по Игорю).

Ведущий 2: Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи.

Но и среди летописных рассказов, которые часто читаются как приключенческий роман, выделяются истории жизни и деяний княгини Ольги.

Ведущий 1: Посмотрите, пожалуйста, на карту, на ней отмечен «путь из варяг в греки». Мы отправляемся в путешествие по местам, где побывала Великая княгиня Ольга. Почитают имя княгини Ольги на Руси.

А кто знает, почему псковичи с особым уважением и гордостью произносят это имя? (По преданиям и по летописным источникам известно, что Ольга родом из Пскова. В «Повести временных лет» Ольга впервые упомянута под 903 годом: «Игорь возмужал…

и привели ему жену из Пскова, именем Ольга»).

Ведущий 1: Запись очень ценна: это первое письменное упоминание о городе Пскове. Короткая строка из летописи. Но легенды, которые сохранились в народе, более красноречивы.
Ведущий 2:Итак, мы отправляемся в Выбуты (слайды 3- 18)

Ученик: Пора парусов, пора колдовства.
Река в те века – дорога.

Княгиня Великая Плескова На скользких плитах порога. Холщовое платье, весло в руке, Платок огневого окраса. В моей стороне, по моей реке Плыла по утру Прекрасна.Упрямы короткие всплески весла.Теченье долбленку сносило. Река сумасшедшие воды несла,Ярилась гремучая сила.И пена клубилась, что грива коней,Опасны, круты повороты.

И мели, и глыбы подводных камнейИ скрытые водовороты.Упорство Прекрасны, упрямство воды.Но вот – за спиною пороги!На мягком песке оставляют следыБосые красивые ноги.

Ведущий 1: В селе Выбуты на реке Великой в небогатой семье родилась девочка, назвали ее древним славянским именем Прекрасна. Так пересказала одну из древних легенд писательница Вера Панова.

Но существует и другая легенда, более романтическая.

Ученик: В Выбутской веси, недалеко от Пскова, на берегу Великой жила в небогатой простой семье девушка. Была она умна и хороша собой. А чтобы заработать себе на приданое, перевозила через реку Великую купцов и окрестных жителей. Река изобиловала порогами, подводными камнями, но Ольга мужественно занималась опасным делом. Однажды пришлось ей перевозить на другой берег князя Игоря. Весь путь беседовали они друг с другом. Поразили князя красота и разумность девушки. Полюбил он ее. И, вернувшись в Киев, прислал за ней сватов.
Ученица: Седые елки злыми игламиКололи молодое утро. Перевозила князя Игоря Девчонка на комяге утлой. Плыла и пела песню грустную, Веслом ломала первый лед. Не знала, что княгиней русскою, Потупясь, на берег сойдет.

Ведущий 2: Вы услышали два рассказа о том, как Ольга стала княгиней. Это легенды, но что в них бесспорно? (Ольга из Выбут, из небогатой семьи).

Ведущий 1: Решила как-то Ольга побывать в родных краях. Гребцы сильные, дюжие повели ладью по реке Великой к Псковской земле. Когда день склонился к вечеру, сошла Ольга на родной берег и стала молиться. Вдруг три ослепительно золотых луча осветили мыс у слияния рек Великой и Псковы. Потрясенная увиденным, Ольга повелела: «Быть на этом месте храму Святой Троицы!» Так сказано в легенде. Но только сначала собор был деревянным. Свято-Троицкий собор, который стоит сейчас, уже четвертый по счету и ему три века.
Ведущий 2: Объехала северную Русь, область Новгородскую. Установила, какую дань следует ей платить, разделила земли на волости, области. Везде утвердила свою власть, установила порядки и законы. Умножилось богатство Руси при ее правлении. Весь народ, видя ее мудрость и справедливость, уважал Ольгу.
Ведущий 1: На склоне лет правительница совершает свое последнее путешествие в родные северо-западные районы русской земли. В легенде об этом говорится так: «Как-то летом Ольга посетила Луки на обратном пути из Пскова и Новгорода. Три дня стоял ее шатер на месте нынешней великолукской крепости. Каждый день священник совершал богослужение, а на Ловати, в присутствии великой княгини, крестили местных жителей. И сказала им Ольга: «Много страданий суждено пережить этому городу, но не даст Господь окончательно погибнуть ему: будут всегда хранимы ростки, из которых новые деревья увидят жизнь». На глазах у народа княгиня совершила чудо: посадила в землю яблоньку и тотчас на ней зарумянились и созрели сладкие плоды, и их было так много, что хватило всем собравшимся. Там, уде стоял шатер Ольги, после ее отбытия была немедленно сооружена часовня, просуществовавшая до конца XVII века. Интересно, что в глухих Великолукских деревнях старики и поныне называют «ранетку» «Ольгиными Яблоками».
Ведущий 2: Проживала Ольга в Киеве, с сыном своим Святославом. (Обратить внимание ребят на даты, записанные на доске). Сколько лет правила Ольга? И за это время летопись сообщает только об одном военном походе. Недаром история нарекла Ольгу Мудрою.
Ведущий 1:
Все лето 946 года стояла Ольга около города Искоростень и не могла взять его, и замыслила хитрое дело. Какое? (Птицы, к лапкам которых Ольга приказала привязать горящие нити, сожгли Искоростень).

Ведущий 2: 955-957 годы. Константинополь… Дабы углубить свои познания о святой вере, княгиня Ольга предприняла путешествие в Византию.

Здесь ее ждало испытание: греки, с подозрением относившиеся к славянам, долго продержали ее корабли в Константинопольской гавани, не позволяя русской княгине войти в город.

Когда княгиню Ольгу, наконец, приняли в Царьграде, ее ожидание было вознаграждено: Ольга крестилась в Константинополе, крестным отцом ее был сам император Константин Багрянородный. Имя св.

Равноапостольной Елены было дано ей недаром; подобно матери императора  Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме. Святая Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

2. Анализ творческого задания по группам (этап осмысления материала).

Ведущий 1: Работая по группам, используя разные источники, постарайтесь ответить на вопрос проблемного задания: «…Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою».

Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях?

1 группа: Почему же Ольгу церковь назвала Святою? (слайды 19-27)

Ответ: Приняла веру христианскую. «Она первая из русских государей поняла, как глупо молиться идолам…» (Ишимова, с.11). Способствовала распространению христианства на Руси. Она праматерь нашего православия. Именно на ее мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. Ольга заканчивает варяжскую историю на Руси и начинает русскую.

Заканчивается княжеско-разбойнический период и начинается княжеско-богатырский. Святая воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.

На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга основала город Псков; там ей было видение трех светоносных лучей с неба, и на том месте был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Воистину удивительно это свидетельство истории: древляне так полюбили свою былую карательницу, что стали чтить как святыни даже те места, на которых останавливалось для ночлега и охоты войско Ольги во время того кровавого похода.

Как же велико должно было быть то благо, которое святая княгиня принесла древлянам после своего преображения Божией благодатью, если они простили ей даже смерть своих родичей и полюбили ее!

Ведущий 2: В похвале княгине Ольге, созданной после ее смерти, летописец Нестор написал: «Она сияла, как луна в ночи.

.. » Как вы понимаете эти слова? (Княгиня Ольга была яркой, выдающейся личностью)

2 группа: Почему Нестор называл Ольгу Мудрой?

Ответ: Она – первая правительница. Реформатор. Впервые с Византией установились дипломатические и культурные отношения. Ольга не дала распасться еще слабой государственности, подавив восстания древлян.

Летописи, расписывая злодеяния Ольги в отношении непокорных, всячески отмечают мудрость и милость правительницы к своим подданным. Как повествует Житие: «…

управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов». Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные.

 Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Одно из главных деяний княгини Ольги – установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Ею введены «уставы» и «уроки», то есть постоянные величины налогов.  

При Ольге не записано летописцем ни ропота войска, ни мятежей народных.  Без сомнения Ольга сделала все для блага и рассвета государства.

При ней Русь стала великой державой известной в самых отдаленных странах Европы. За долгие годы правления Ольга заслужила звание «мудрейшей из людей».

 

3 группа: В чем Ольга была Хитрой? (Различные точки зрения на деятельность княгини по текстам источников).

Ответ: Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» – то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.

По мере расширения земельных владений княжества, Ольга стремилась упрочить власть киевских князей на возможно большей территории.

Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией.

«Ольга, мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами.

При Ольге Россия стала известною и в самых отдаленных странах Европы…» (Н.М. Карамзин. Об истории государства Российского. М.1990 с.28)

«Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов Княжеской дружины, не присоединялись новые земли – тишина и замирение были на Руси!» (Энциклопедия для детей. История России М.1997 г. т. 5, ч.1, с.142).

Преставилась блаженная Ольга во святом крещении Елена 24 июля 969 г. Спустя двадцать лет по ее кончине исполнилось пророчество блаженной Ольги о земле Русской. Внук ее, великий князь Владимир, принял святое крещение и просветил святою верою землю Русскую.

После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отчается 11 июля.

Все русские девочки Ольги названы в ее честь.

3. Рефлексия

Ведущий 1: Пока мы «плывем на лодке», пока тихо звучит музыка, подумаем, чему же научило нас это путешествие, над чем заставило задуматься? (История России богата именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, просветителей, деятелей культуры. Среди них немало женщин. Однако женские имена в нашей истории долгое время незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних «рабынях», якобы ничего для блага Отечества не сотворивших. В том, что это ошибочно, говорит имя великой княгини Ольги).

Ведущий 2: Составить синквейн

Ольга

мудрая, хитрая

мстила, правила, любила

«Сияла, как луна в ночи»

Святая

Литература:
1.Святая Ольга // Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Т.1. СПБ: НИЦ, 1993.

2. Ольга, княгиня Киевская // Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. М.: Мол. Гвардия, 1985. 3. Панова В. Сказания об Ольге. Л.: Детская литература, 1968.4. Пушкарева Н.Л. Ольга, жена князя Игоря // Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М. :Мысль, 1989.Работа была размещена на городском образовательном портале

Читайте также:  Классный час «режим дня», 1 класс

Источник: http://lib2.znate.ru/docs/index-301697.html

Презентация – Княгиня Ольга

Слайд 1

Княгиня Ольга Работу выполнила обучающаяся 3 класса Самсоненкова Екатерина

Слайд 2

около 890г. – 11 июля 969г.Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги. Княгиня Ольга. В. М. Васнецов

Слайд 3

«Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою, – писал Н. М. Карамзин. – Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством…»

Слайд 4

Происхождение княгини Ольги Три версии: Ольга была крестьянкой из -под Пскова; Ольга – уроженка знатного новгородского рода Гостомысла; Ольга варяжского происхождения, дочь варяга из дружины князя Олега (имя Ольга – Хельга)

Слайд 5

Замужество ОльгиПервая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник Василий Кондратьевич Сазонов

Слайд 6

Сбор дани- полюдьеДревнерусское полюдье – круговой объезд князем в сопровождении дружины своих владений для сбора дани. Обходя общины, племена, князь кормился сам и кормил свою дружину. Полюдье давало князю дань товарами: пушниной, воском, ремесленными изделиями.

Слайд 7

Гибель князя ИгоряСогласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга.

Слайд 8

Ольга и дружинаДружина Игоря подчинилась Ольге, признав ее временное осуществление полномочий. 

Слайд 9

Встреча Ольги со сватамиДревляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.

Слайд 10

Месть княгини Ольги 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

Слайд 11

Месть княгини Ольги 2-я месть : Ольга попросила в знак уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Слайд 12

Месть княгини Ольги 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

Слайд 13

Месть княгини Ольги 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. После безуспешной осады в течение лета столичного города Искоростень, Ольга сожгла город с помощью голубей и воробьев, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Слайд 14

Внутренняя политика княгини ОльгиПосле расправы над древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава.

Слайд 15

Налоговая реформа 946 год:Во-первых, отменялось «полюдье» или «кружение». Устанавливались «уроки»- четкие размеры дани, которая взималась один раз в год продуктами, мехами, различными изделиями. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места – «погосты». В-третьих, определялись люди для сбора дани на погостах — «тиуны» как представители княжеской администрации.

Слайд 16

Внешняя политика 957год- поездка княгини Ольги в Константинополь. Цель поездки: показать, что времена смуты не поколебали силу Руси.

Слайд 17

Крещение ОльгиОльга понимала, что дальнейшее укрепление государства невозможно без принятия христианства. Но она понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому сначала она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным.

Слайд 18

Почетное крещение княгини Ольги в 957 годуКнягиня Ольга организовала свое крещение 1.Она крестилась в храме Святой Софии- в главном храме Византии. 2. Ее крестным отцом стал Византийский император. 3.Ольга получила при крещении имя Елена в честь матери императора Константина. 4. Крестил Ольгу сам патриарх Константинопольский.

Слайд 19

Мать – вера – сынПосле возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава. Но он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение…

Слайд 20

Канонизация ОльгиОльга – первая русская святая. Именно с неё на Руси официально пошло православие. Перед смертью она запретила сыну справлять по ней тризну- языческий обряд погребения.

Источник: http://topslide.ru/okruzhajushhij-mir/kniaghinia-olgha

Презентация “Святая Ольга”

Святая Ольга

Выполнила: Рогова

Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «РСШ №2»

Первой в Царствие Небесное вошла от Православной Руси княгиня Ольга – мудрая и властная правительница, которая известна также как первая христианка.

Первой в Царствие Небесное вошла от Православной Руси княгиня Ольга – мудрая и властная правительница, которая известна также как первая христианка.

Первой в Царствие Небесное вошла от Православной Руси княгиня Ольга – мудрая и властная правительница, которая известна также как первая христианка.

Святая Ольга родилась в Псковской земле, еще не просвещенной верой Христовой, и была воспитана в древних языческих традициях.

Уже в юности ей был присущи глубокий ум и редкая среди язычников нравственная чистот а.

«Оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное»

Игорь, великий князь Киевский, встретил Ольгу во время охоты в северных лесах и был так поражен ее красотой, что вскоре посватался к ней.

Княгиня имела определенный политический авторитет уже во время царствования своего супруга.

Жили супруги счастливо, «разделив сферы влияния»: на войне предводительствовал Игорь, а внутренней жизнью княжества заправляла Ольга.

Ольга скоро взяла все княжеское хозяйство в свои цепкие, белые ручки. Палаты жены на высоком берегу Днепра прозвали Ольгиным городком , и незаметно сюда из Киевского Игорева двора переместился центр государственной жизни древней Руси.

Когда Игоря убили древляне, она стала регентом при малолетнем сыне Святославе и очень уверенно управляла государством в одиночку. Мудрости ей было не занимать.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа

После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала.

1-ая месть

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти». 

2-ая месть

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-ая месть

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-ая месть

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в бою. Ольга установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.

После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Так княгиня пресекла всякие попытки самовольства в родной вотчине и воцарилась полновластной хозяйкой в земле Русской.

Правление Ольги

Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани.

Ольга установила систему « погостов » — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).

Со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Укрепив государство новыми порядками и верными людьми, великая княгиня всё чаще стала обращаться к собственной душе .

Таинство её крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был император Византии Константин Багрянородный.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами, а главное, — с твёрдой решимостью обратить свой народ в христианство. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя — христианина.

С проповедью веры она отправилась на родной Север. У реки Великой её посетило видение: будто с неба сходят «три светлых луча», после чего на этом месте Ольга повелела поставить церковь во имя Святой троицы.

С именем великой княгини связано особенное почитание Пресвятой троицы на Руси.

Но обратить в свою веру собственного сына не удалось. Это не мешало добрым отношениям между матерью и сыном.

В последние годы жизни Ольга нашла радость в воспитании внуков. Бабка всей своей мудростью вливала христианский елей в уши любимого мальчика Владимира.

Святослав до конца остался у постели умирающей бабки, похоронил её по христианскому обычаю — так как просила Ольга.

Внук Владимир крестил Русь. Он же перенёс мощи Ольги в Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве.

В 1547 году равноапостольная Ольга была канонизирована.

Святая равноапостольная Ольга считается покровительницей России и духовной матерью русского народа.

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-sviataia-ol-gha.html

Презентация на тему “Равноапостольная княгиня Ольга”

  • Скачать презентацию (0.42 Мб)
  • 8 загрузок
  • 3.8 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

https://www.youtube.com/watch?v=L8rytJvL1-c

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по обществознанию, созданная в рамках изучения основ православия и посвященная житию равноапостольной княгине Ольге. Школьники узнают о жизни великой княгине, о ее приходу к православной вере и деятельности на этом поприще. 

Краткое содержание

  • «Корень православия»
  • Зигзаги судьбы
  • Правительница Руси
  • Обретение веры
  • Распространение христианства
  • Смерть княгини Ольги
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов9
  • Аудитория
  • Словаобществознание социальная сфера религия православие княгиня ольга святые
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 2«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу. Ее крещение было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего княгиню
  • Слайд 3Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом, молодым князем Игорем, который охотился «в области Псковской»После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство князя, древляне отправили к княгине послов с предложением вступить в брак со своим правителем.
  • Слайд 4После смерти мужа, княгиня вступила на престол правления. Русь росла и крепла, строились города окружённые каменными и деревянными стенами.
  • Слайд 5Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа     Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, крестным отцом ее был сам император Константин Багрянородный. Имя св. Равноапостольной Елены было дано Ольге при крещении подобно матери имп. Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме
  • Слайд 6Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
  • Слайд 7В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами – началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу.
  • Слайд 8Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча».
  • Слайд 9Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава. Скончалась Равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. и была погребена по православному обряду.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/obshh/ravnoapostolnaya-knyaginya-olga

Внеклассное мероприятие «Духовный подвиг равноапостольного князя Владимира»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грушевская основная общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

Внеклассное мероприятие

«Духовный подвиг равноапостольного князя Владимира»

для учащихся 5 – 6 классов

Подготовила: учитель православной культуры Дудченко Галина Николаевна

Цель: Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича;

объяснить причины и значение принятия христианства на Руси.

Задачи: создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.

воспитание видения духовного за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие.

Ход мероприятия

Наш век пройдёт. Откроются архивы,

И всё, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,

И обнажится всякая беда,

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Н. Тихонов

Вступительное слово: Сердцу народа любезный,

Ставленник веры святой!

День славославим мы, княже,

День твой всей русской землей!

Ведущий:Я хочу вас спросить, как вы думаете, что означает слово «православие»? Правильно, «правильно славить». А кого? Конечно, представители всех вер считают своё вероисповедание самым правильным, мудрым, вечным.

А знаете ли вы, что несколько сотен лет назад перед русскими людьми встал выбор: какую веру выбрать, в какую сторону повернуться? Для ответа на этот вопрос мы обратились к историческим источникам, к летописи «Повесть временных лет» и выяснили, что Крещение Руси произошло в 988 году князем Владимиром. До этого времени Русь была языческой.

Читайте также:  Детский день рождения на природе. поиск клада

То есть поклонялась многим богам: богу дождя, богу неба, богу огня, богу поля, богу леса и так далее. В далёкие времена, люди верили в то что на свете существуют особые потусторонние силы, одни силы могут помочь им в трудную минуту, защитить их детей от болезней, вырастить и сохранить урожай.

Другие неведомые силы способны помешать людям, выполнить что-либо задуманное, наслать порчу и беды. Эти силы, как казалось человеку, определяли всю его жизнь и влияли на его дела. Чем больше сделает человек добра – тем лучше и легче он будет жить в потустороннем мире после смерти.

Если же человек был злым и совершал нехорошие поступки, то тогда не только в обычной жизни, но и после смерти ему придётся несладко – его уже не станут вспоминать добрым словом, за его плохие дела придётся страдать.

– Неведомые силы, в которые верили славяне, представлялись имбожествами, наделёнными сверхъестественными возможностями. Одно изтаких религий было христианство. Но, когда Русь стала сотрудничать сдругими более развитыми государствами, князья стали перетягивать русских

князей в свои веры. Итак, как князь Владимир веру выбирал

Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко, – Крестителе Руси.

Князь Владимир – любимый внук княгини Ольги, которая много сделала для распространения веры Христовой на Руси. Давайте поговорим о ней, ее жизни и делах.

А почему княгиню Ольгу и ее внука, князя Владимира, называют равноапостольными?

Равноапостольный – значит уравненный с апостолами. Таким именем Православная Церковь называла тех ревнителей христианства, которые, подобно апостолам, утверждали веру Христову. Княгиня Ольга отличалась необычайной красотой, целомудрием и светлым умом.

В летописи рассказывается, что князь Игорь женился на Ольге в 903 году. Родом она была из “града Плескова” – так в те времена называли Псков. Предание гласит, что однажды молодой князь Игорь охотился в дремучих псковских лесах и захотел переправиться через реку Великую.

Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто

– Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом сталоКрещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа

Православную веру- воплощение истинной красоты и благодати.

Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери -дядей Добрыней.

Именно они влияли на характер русского князя Владимира. Они были очень разные. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе – главном городе восточной Византии. Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение – три светлые луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы.

Так и вышло. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми. . Княгиня Ольга любила внука , учила его вере христианской. Взрослел Владимир в поездках по Руси с бабушкой или с отцом или с дядей Добрыней. Зимой на санях по льду замёрзших рек, а летом дорогами становились эти же реки. Всюду встречали их с хлебом-солью.

Видел Владимир храбрых русичей в ратных подвигах.

Он слушал бабушку, но авторитетом для него, конечно, прежде всего был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах. Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его.

После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Увы, таковы были нравы в дохристианской Руси.

Великий князь Владимир- гонитель христиан, язычник,, мститель, он превращается в воина.

Помогли в этом превращении и детские воспоминания о бабушке Ольге. А то, что посеяно в детстве, обязательно даст всходы. К тому же он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире.

Князь любил выходить на берег Днепра, глядел в беспредельные дали, вспоминал, как бабушка рассказывала ему про апостола Андрея, как он именно здесь установил на днепровской круче Крест и предсказал, что тут будет великий город. Да, город есть. А где Крест?

Чтец.

Я Русич, и горжусь я этим, Землёй своей родной горжусь, Горжусь делами предков славных, Тобой горжусь-родная Русь!

Быть Русским-значит соблюдать От предков данный нам завет: -По Совести и Правде жить, За каждый шаг держать ответ.

Проснись народ Руси великой -Хозяином ты будь в стране, Гордись и помни, что ты-Русский И не в чужой во стороне!

Ход времени нам не остановить, И эту жизнь измерить невозможно, Но сердце есть, И нам дано любить, А для любви нет в мире невозможного!

Ведущий. Так в 988 г. Русь приняла христианство и стала православной. А кто из вас знает, какой самый основной праздник у христиан? Правильно, Пасха. На Пасху христиане с радостью вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа.

На уровне мыслей они охватывают весь путь, пройденный им от рождения в семье плотника Иосифа до распятия на кресте. Казнь произошла за день до еврейской Пасхи, а Воскресение свершилось через день опосля нее. «Значит, Пасху праздновали еще до воскресения Христа? — спросите вы.

— Но это, наверняка, был какой-то другой праздничек?» Совершенно верно! Название Пасха происходит от древнееврейского слова «песах», «прохождение», также это слово обозначает «избавление».

По установленным в IV веке правилам христианская церковь празднует Пасху в 1 -ое воскресение после весеннего полнолуния которое наступает опосля или в день весеннего равноденствия (с 4 апреля по 8 мая). Наша церковь до сих пор живет по старому юлианскому календарю, или, как мы говорим, по старенькому стилю.

Пасха у православных никогда не совпадает с Пасхой у иудеев. Христиане, кстати, седьмой день недельки стали называть не субботой, а воскресеньем, в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес Христос. Ведущая. «Христос воскрес!» — отрадно приветствуют в этот праздник верующие друг друга и троекратно лобзаются в знак любви. Сама природа, кажется, ликует с ними…

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения.

Повсюду благовест гудит,

Изо всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущий. К Пасхе относились благоговейно. В этот праздничек закрывались питейные заведения, прекращались все работы, объявлялись каникулы… Люди всех сословий объединялись памятью о великом страдании и расчудесном Воскресении Христа. Друзья и соседи собирались за общим столом, друг другу дарили подарки…

Ведущая. За века этот праздничек глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки, связанные с ним. «Дорого яйцо к Христову дню» — так говорят, когда желают подчеркнуть, что всякому делу есть собственный срок.

«И дурак знает, что в Пасху праздничек!» — это прямой намек на что-то очевидное, что не желает брать в расчет собеседник.

Сложились также поверья и приметы: воздержание от сна в ночь перед Пасхой предохраняет от заболеваний, обеспечивает счастливое замужество, богатый сбор. А вот приметы, связанные с погодой.

На Пасху небо ясное и солнце играет — к отличному урожаю и Красному лету.

На Пасху дождик — к урожаю.

На Пасху гром — к урожаю.

И на 2-ой день тоже наблюдали за природой. Ежели ясная погода — лето будет сухое.

Иногда на Пасху старики расчесывают волосы с каким-то пожеланием… Что они просили у Бога? (Чтоб было столько внуков, сколько волос на голове.)

Ведущий. Старухи моются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

Юные взбираются на крыши, чтобы встретить солнце. На пасхальной службе девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Отправь мне жениха холостого, в чулочонках да в портчонках! «Дай, Бог, жениха неплохого, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошадки!»

Ведущая. А чем обмениваются на пасху? Либо такое поверье: первое крашеное яичко, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара.

Яичко – это символ жизни. Все худое, нехорошее, под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое прекрасное. У пасхальных яиц символична даже раскраска: красноватый цвет символизирует радость о Воскресении Спасателя и напоминает о пролитой за нас крови.

Ведущая. Кончался длинный пост — и начинались веселые развлечения: качели, хороводы, песни-веснянки.

Игра «Покрути яйцо»

(По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки.Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель)

Игра «Битки»

Много разных игр и забав знал люд. В Пасхальную неделю можно было ходить по домам и петь песенки, в которых выражалось пожелание владельцу. Песенки обычно заканчивались требованием подарка.

Хозяюшка, наш батюшка! Одари гостей, не намни костей! Не хочешь дарить — пойдем с нами Грязюка месить, собак дразнить, Собак дразнить и людей смешить!

Ведущий. 1-ое воскресенье после Пасхи — последний день пасхальной недельки — носит название Красная Горка. Вот когда устраивались женитьбы. Этот день считался счастливым для вступающих в брак и очень вольготным для ребятишек. Последние мастерили соломенное чучело, укрепляли его на длинноватом шесте и ставили на горке.

Игра «Солнышко» Игра «Собери чучело»

Для празднования выбирали самое высочайшее место — красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались яичками, куличами, пили квас. Вечером чучело сжигали под песни и пляски.

Ведущий. Время от времени этот день называли «девичьим праздником». Девушки наряжались — женихи для себя невест выбирают! Считалось дурной приметой, ежели парень и девушка просидят на Красноватую Горку дома: такой парень либо совсем не найдет невесты, либо возьмет рябую, а девушка или не выйдет замуж, либо выйдет за какого-нибудь крайнего мужичонку-замухрышку

– Русская Церковь почитает князя Владимира святым и равноапостольным, приравнивая его деяния к апостольским. Тем самым отмечены не только его заслуги в насаждении христианства, но и внутреннее духовно-нравственное преображение, сопоставимое с тем, что пережили

апостолы. Киевский князь смог уверовать в Того, Кто добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человечества и мира. Сумел уверовать искренно, сильно — и увлек за собой целый народ.

Его княжение отмечено не только выбором христианской веры для россиян, но и появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти: князь Владимир содействовал устройству больниц и богоделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян.

Чтец. Любил его Киев, любил и Господь!

За доброе сердце и щедрость.

За правду- ведь он никогда не солжет.

Ценил князь отвагу и верность.

И дал тебе Боженька имя святое:

Назвали Владимиром- символ огня;

Нашел в этом имени что-то родное-

Ведь так ты похож на святого отца.

И будь ты таким же умным и сильным.

Чтоб мир открывал пред тобой ворота.

И будут враги над тобою бессильны.

Пускай окружает тебя красота!

Ведущий. Русичи сравнивали жизнь каждого человека с плаванием по морю, морю житейскому. Даже и хоронили иногда в гробах, похожих на лодку. Да, в море, как в жизни всё бывает: и затишье, и непогода, и солнце, и тучи. Но сколько ни плавай, последней пристани не миновать. А где она будет, нам знать не дано.

Корабль святого князя Владимира причалил в его любимом городке Берестове в 101 5г. Это недалеко от Киева. До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою.

В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость и тело князя, завернувши в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие.

Плач и рыдание послышались во всей Русской земле.

Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям.

И по сей день память равноапостольного князя Владимира совершается 28 июля по новому стилю.

Чтец.

Честь тебе, Владимир славный, Русь крестивший в свете дней, Красным Солнышком прозванный За любовь к земле своей!

Это ты в родных сторонах Христианства поднял стяг, И Руси теперь крещеной Никакой не страшен враг.

Ведущий: Памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, установлен на смотровой площадке парка имени Пушкина. Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир.

Скульптурная группа придумана московским скульптором, заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Большую часть расходов по изготовлению памятника взял на себя Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца. Памятник был освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

И по сей день память равноапостольного князя Владимира совершается 28 июля по новому стилю.

Чтец. Люблю тебя, моя Россия.

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиг светлый, за голос звонкий, как ручей

Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть. Люблю всё то, что называю Одним широким словом: «Русь»

Источник: https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-dukhovnyi-podvigh-rav.html

Ссылка на основную публикацию