Урок литературного чтения в 4 классе по фгос. школа россии

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Тема урока: Э. Сетон — Томпсон «Виннипегский волк»(перевод с английского Н. Чуковского),

В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона

» (в сокращении)

Составила: Евдокимова О.В.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством Э. Сетон- Томпсона; рассказом В.М. Пескова «В гостях у Сентон-Томпсона».

2. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

  1. Развивать образное мышление, речь, воображение.

  2. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитывать любовь к окружающему миру и литературному слову.

Цели: Обучать анализу произведения. Развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы.

Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.

Планируемые результаты:

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание, на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, умение использовать главы текста, структурировать знания по теме урока.

Предметные – умение работать над содержанием, используя различные виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Коммуникативные — использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать иную точку зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование:

1)Рассказы Э. Сетон Томпсона

2)В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

3) Школьные толковые словари, толковый словарь В.И.Даля.

4) Тетрадь по чтению Ефросининой

5) Маркеры.

6) Листы самооценки.

7) Вопросы к тексту на листках.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 минута)

— Давайте составим план нашего урока. (Из карточек составляется план на доске)

Проверка домашнего задания.

Знакомство с новым произведением.

Физминутка.

Самостоятельная работа с проверкой.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  1. Этап до чтения (15 минут)

Проверка домашнего задания и актуализация изученного материала.

Ученица читает отрывок (начало произведения) наизусть.

Отрывок из какого произведения вы слушали?

Кто его автор?

На прошлом уроке я попросила вас прочитать дома произведение Э. Сетон – Томпсона «Виннипегский волк» и предложила задания по выбору. По типу заданий сформировалось несколько групп:

«Грамотеи» — искали информацию о писателе.

«Художники» — подготовили иллюстрации.

«Затейники» — подготовили вопросы по содержанию.

«Чтецы» — порадуют присутствующих выразительным чтением.

Мы прочитали повесть Сетон Томпсона «Винипегский волк»

— Ведь никто не остался равнодушным?

— Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость — сам Эрнест Сетон-Томпсон. Что бы вы сказали автору о его творчестве?

Появляется Сетон Томпсон(ученик в шляпе и с усами).

— Здравствуйте, ребята! Мне очень интересно узнать, помнят ли обо мне читатели?

— Давайте расскажем Эрнесту, что о нём знаем, что читаем!

1.Слово предоставляется «Грамотеям».

  • Дети коротко рассказывают о писателе.
  • Словарная работа. Значение слова «Виннипег».

2. Группа затейников составила вопросы по содержанию повести. Работа в парах. (На каждой парте лежат карточки с вопросами)

Дети отвечают на вопросы, обсуждают, дополняют.

Эрнест даёт оценку ответам детей(Молодцы; внимательно читали; мне было интересно Вас слушать; я рад, что Вы умеете слушать друг друга; вы такие молодцы; отлично!)

  • Что совершил Поль Дерош у Красной реки?

( перебил палкой всех волчат, кроме последнего)

Почему он не тронул последнего волчонка?

(в городе существовало поверье: убийство последнего детеныша в волчьей стае грозило несчастьем)

  • Кто стал хозяином волчонка? (трактирщик Хоган)

Как складывалась жизнь волчонка?

  • Как развивалась дружба между мальчиком и волком?

Что случилось с Джимом к Рождеству?

Как вел себя виннипегский волк?

(он долго выл, пока его не пустили в комнату к мальчику, там волк дежурил у постели больного. Когда мальчик умер вол оплакивал его)

  • Что случилось с виннипегским волком после смерти мальчика? Каким он стал?

(Он убежал на волю. Огромный серый волк в трое больше того, который сидел на цепи у трактира)

3.Группа «Художники» подготовили иллюстрации к тексту. (Выставка рисунков. Дети рассказывают какой момент запечатлели, Эрнест оценивает).

Эрнест. Молодцы, вы внимательно прочитали дома эту повесть.

Как вы думаете, зачем я написал это произведение? (ответы)

Сформулируйте главную мысль. (ответы)

— Наши «Чтецы» выучили стихи, посвящённые «Виннипегскому волку». Послушайте!

Эрнест. Ребята! Я рад, что моё творчество не забыто! Будьте добрыми! Живите в мире и гармонии с природой.

  1. Физминутка. «Художники» (улучшает внимание, ясность восприятия и образную речь):

«Возьмите кисточку, обмакните в краску и нарисуйте своего волка». (Дети рисуют в воздухе воображаемой кисточкой).

  1. Новая тема. Вызов (это импульс к появлению новых знаний).

Учитель. Ребята, для чего мы проверяем домашнее задание? (ответы, карточку д/з убираем)

Хотелось бы вам, узнать что-нибудь о жизни и творчестве Сентона- Томпсона?

Сегодня мы познакомимся с произведение В.М. Пескова «В гостях у Сентон -Томпсона»

Давайте попробуем предположить, к какому жанру относится это литературное произведение?

Наши грамотеи нашли определение рассказа в разных источниках. (читают определения)

Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом рассказе?

  1. Постановка учебной задачи:

Задача:вызвать интерес к учебному материалу.

Учитель. Сейчас мы проверим наши предположения.

Задача: вызвать интерес к учебному материалу.

Чтение текста сильными учениками. Приём «Чтение с остановками». (Работа проводится на распечатанных текстах, с использованием маркеров, для выделения незнакомого, существенного, интересного)

Упражнение: «Зоркие глазки» (служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Задача: выделять события, видеть их последовательность; формировать представления о нравственных понятиях.

1.Нумерация абзацев.

Учитель. Почему Василий Михайлович говорит: «Это дом дорогого для меня человека»

— Что такое фолианты?

— Почему Сентон-Томпсон любил работать карандашом и по утрам?

— Почему индейцы дали ему прозвище «Чёрный волк»?

— Что узнали о доме известного писателя?

Составьте вопрос к 8 абзацу.

В каком абзаце заключена главная мысль рассказа?

Какой вывод сделаем?

  1. Концептуальная беседа по тексту.

В каком абзаце заключена главная мысль рассказа?

— Какова главная мысль этого рассказа? (рассказать о жизни любимого писателя, увлечь чтением его произведений, объяснить читателю, почему Сетон-Томпсон писал о природе)

— Может ли человек, живущий в городе, в благоустроенной квартире написать такие произведения? Почему?

Какой вывод мы можем сделать по прочитанному?

Все писатели видят тоже , что и мы с вами, но только видят они это более внимательно, видят и чувствуют душой, и передают свои ощущения при помощи выразительных средств.

— Какие рассказы Сетон Томпсона вы ещё прочитали?

V. Рефлексия

Задача: учить осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зелёным; если редко-

жёлтым, не делали — красным.

У кого получились все кружки зелёными, выйдите к доске. У кого 3 кружка зелёных — встаньте. У кого только 2 — поднимите руку.

Хочется похвалить за активную работу на уроке и пожать ему руку?

VI. Домашнее задание.

Придумать 5 вопросов по тексту В.М. Пескова «В гостях у Сентона-Томпсона».

Узнать значение слов.

VII. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что больше всего понравилось?. Появилось ли желание прочитать другие произведения Сентона –Томпсона?

Аффирмация. 
— Ребята, возьмитесь за руки.

— Почти всё у человека предназначено для самого себя…кроме улыбки. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
— Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.

4

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-prog.html

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

Автор: edu2

Методическая копилка — 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе.

«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

ФИО педагога: Бесова Любовь Васильевна

Цели урока.

Образовательные:

  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и   о семи богатырях”
  • учиться элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

Развивающие:

  • развивать речевые умения и творческие способности;
  • формировать осознанное чтение целыми словами;

Воспитательные:

  • формировать прочные нравственные позиции на определение истинной               красоты;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Оборудование:

  1. Слайды мультимедиа.

  2. Учебники.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

                   Шота Руставели

Методические приемы:беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

Ход урока

1.Организационный момент.

       Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте сделаем наш урок незабываемым, покажем все свои умения и навыки, и чтобы мы всех удивили.

2.Слово учителя.

      А. М. Горький писал: «Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу»

    Ребята, открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых.

Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

В них отразился весь мир добра, где царствуют дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и   жадность, обман и алчность.

Читайте также:  Прощай, азбука, 1 класс. сценарий

   Сегодня мы ещё раз почувствуем волшебную музыку пушкинского стиха, порадуемся торжеству большой и чистой любви.

   — С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?

Ученики:Со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”

3. Проверка домашнего задания (дети перечитывали сказку)

   -Демонстрация слайдов. Ребята, дома вы перечитывали сказку Пушкина. Давайте найдём строки, которые соответствуют иллюстрациям и зачитаем их. (слайд 2 – 13) Александр Сергеевич Пушкин при помощи слов рассказал нам сказку, а иллюстрации, которые вы посмотрели сделал художник Куркин Александр Михайлович.

   -Учитель отмечает наиболее активных детей, оценивает их работу.

4. Физминутка.

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель: Вам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что такое – Добро и Зло? Я вам давала задание найти в толковом словаре значение этих слов. (словари)

-Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

-Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой -беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

-Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

-Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Учитель:Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики:Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:Дорогие мои давайте назовём положительных и отрицательных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? каких героев в сказке больше положительных или отрицательных?

Учитель:Подумайтепожалуйста, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики:Царевны и царицы.

Учитель:Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.73 , царевну — стр.74.

(Ученикизачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной на слайде 15)

Учитель: А теперь давайте посмотрим таблицу и сравним с нашей характеристикой (сделать выводы) (Правильно л нашли?)

Царица Царевна
Внешность высокастройнабела белолицачерноброва
Поведение характер гордаломливасвоенравнаревнивазлая красавица-душамилаяприветливая
Цвет черный белыйкрасный

Учитель: Дети почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

6. Анализ эпизодов.

1).Эпизод стр.77-78.“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

2).Эпизод — “Раз царевна молодая” стр.82-85

Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите пожалуйста строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Ученики зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла,

И царица умерла. ”

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф. (слайд 16)

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

7.Итог урока.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых.

В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. На уроке ОРКСЭ мы с вами тоже сталкивались с понятием добра и зла.

Зло – подобно грязи – тёмное и липкое. Откуда мы берём плохие слова? (ответы детей) Из собственного сердца. А в сердце откуда зло? Мы растим его там сами. От доброго человека исходит свет и радость.

А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится тёмным, заросшим колючками и каменеет. (слайд 17)

-А теперь, ребята, ответьте на вопрос, считаете ли вы себя добрыми? Чему вас учит сказка Пушкина? Понравился ли вам урок? Давайте оценим вашу работу на уроке и выставим отметки.

8.Дом. задание. Выбрать для чтения наизусть понравившийся отрывок, сделайте к нему иллюстрацию.

Источник: http://sud-bor.ru/obychenie/metod-kopilka/55-4-klass/192-otkrytyj-urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-4-klasse.html

Поурочные планы по литературному чтению 4 класс | Русская литература | так то ЕНТ

  • Урок 1 ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ. ЛЕТОПИСИ
  • Урок 3 ЛЕТОПИСИ. «И ПОВЕСИЛ ОЛЕГ ЩИТ СВОЙ НА ВРАТАХ ЦАРЬГРАДА»
  • Урок 4 ЛЕТОПИСИ. «И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО»
  • Урок 5 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ»
  • Урок 6 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ» (продолжение)
  • Урок 7 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ» (продолжение)
  • Урок 8 ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
  • Урок 9 ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» (проверочная работа по разделу)
  • Урок 10 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ»
  • Урок 11 ПЁТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ. «КОНЁК-ГОРБУНОК»
  • Урок 12 ПЁТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ. «КОНЁК-ГОРБУНОК» (продолжение)
  • Урок 13 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. «ТУЧА»
  • Урок 14 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. «НЯНЕ», «УНЫЛАЯ ПОРА!..»
  • Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»
  • Урок 17 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «АШИК-КЕРИБ» (турецкая сказка)
  • Урок 18 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
  • Урок 19 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО»
  • Урок 20 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. «КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ» (басня)
  • Урок 21 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. «МАЛЬЧИКИ»
  • Урок 22 ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. «ЕЩЁ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД…»
  • Урок 23 ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. «КАК НЕОЖИДАННО И ЯРКО…»
  • Урок 24 АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ», «БАБОЧКА»
  • Урок 26 АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. «ДЕТИ И ПТИЧКА»
  • Урок 27 ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «В СИНЕМ НЕБЕ ПЛЫВУТ НАД ПОЛЯМИ…»
  • Урок 29 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. «ЛИСТОПАД»
  • Урок 30 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
  • Урок 31 ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ. «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»
  • Урок 33 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»
  • Урок 34 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ» (продолжение)
  • Урок 35 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»
  • Урок 36 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ» (продолжение)
  • Урок 37 СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
  • Урок 38 СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» (продолжение)
  • Урок 40 ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
  • Урок 41 ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ» (продолжение)
  • Урок 42 ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ. «ГЛАВНЫЕ РЕКИ»
  • Урок 43 ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ. «ЧТО ЛЮБИТ МИШКА»
  • Урок 44 ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН. «НИКАКОЙ Я ГОРЧИЦЫ НЕ ЕЛ»
  • Урок 47 БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ. «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ»
  • Урок 48 БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ. «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ» (продолжение)
  • Урок 49 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»
  • Урок 51 МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО. «ЁЛКА»
Читайте также:  Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/298

Урок литературного чтения 4 класс «Школа России» Составила: Давыдов Ольга Александровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2034. — презентация

1 Урок литературного чтения 4 класс «Школа России» Составила: Давыдов Ольга Александровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2034<\p>

2 Говорить Слушать Читать Рассуждать<\p>

3<\p>

4 Иван Саввич Никитин Родился И.С. Никитин 3 октября 1824г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.<\p>

5 Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства в 1859г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен<\p>

6 Что я понимаю под словом Русь? Что для меня значит слово Родина?<\p>

7 Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.<\p>

8<\p>

9 Шатёр — большая палатка, крытая тканью, коврами. Грань – плоская часть поверхности. Нужда – недостаток в необходимом, бедность. Нива – засеянное поле Мурава – трава; Курганы – холмы; Державная – государственная Брань – война, битва Мгла – непрозрачный воздух<\p>

10 «Когда читаешь » Русь» — особенно вслух, — обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» Олег Ласунский.<\p>

11<\p>

12 2 часть : Описание исторических событий. 1 часть : Описание природы Руси. 3 часть : Прославление богатства и величия Руси.<\p>

13 Озаглавьте каждую часть Обоснуйте своё название 1 часть 2 часть 3 часть<\p>

14 метафора Былинный стих, эпитеты, сравнение, олицетворение, риторические вопросы, вопросы, инверсия<\p>

15 Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них заранее известен называются РИТОРИЧЕСКИМИ ВОПРОСАМИ.РИТОРИЧЕСКИМИ ВОПРОСАМИ. Прием который использует необычный порядок слов в предложении, строке, для выделения интонацией наиболее важных слов называется ИНВЕРСИЕЙИНВЕРСИЕЙ<\p>

16 Былинный стих, эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора риторические вопросы, инверсия,<\p>

17<\p>

18 Русь ДержавнаяПравославная Родина – мать, умей за неё постоять.Родина – мать, умей за неё постоять. РазвернуласяСобралаПолюбить РОДИНА<\p>

19 С. 18 – 22 – выразительно читать Иллюстрация<\p>

20 Сегодня на уроке я узнал…. На уроке я понял….. На уроке я почувствовал…..<\p>

21 Спасибо за урок!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/821896/

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

Урок-исследование 

Тема: Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»

Цель:

— выяснить, почему сказку «Конек-горбунок» по праву можно назвать русской народной сказкой

Оборудование:

Ход урока:

1.Погружение в тему (видеоролик «В гостях у сказки») Слайд 1.

Мы отправляемся в гости к сказке. Я хочу вам пожелать быть внимательными, старательными, не забывать  с уважением относиться  к ответам и вопросам своих товарищей, а если потребуется и  помочь им в выполнении заданий. Всем удачи!

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

Тихонько сказку расскажи

И в мире добра больше станет!

2.Вступительное слово учителя о П.П.Ершове.

— Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И набитою сумой

Возвращалися домой.

-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.           (слайд 2.)

-Ершову было тогда 19 лет. П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

Сказка «Конек-горбунок», которую нам сегодня предстоит исследовать, является литературной, т.к. эту сказку написал Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил.

Давайте выдвинем гипотезу, т.е предположим, что сказка Ершова – русская народная сказка.  Слайд 3.

Проведем мы наше исследование с целью выяснить для себя, почему сказку «Конек-горбунок» называют русской народной сказкой, хотя у нее  есть автор Петр Павлович Ершов? Слайд 4.

Сегодня на встречу со сказкой  Ершова я пригласила ученых-литературоведов, переводчиков, знатоков, экспертов. Слайд 5.

Итак, первое слово литературоведам. Они нам расскажут о необычной и удивительной судьбе Петра Павловича Ершова.

Ребята, хочу в дополнение ещё сообщить об авторе следующее:

Петр Павлович Ершов работал в Тобольской гимназии не только учителем, но и являлся там директором гимназии. Сказка «Конек-Горбунок»  была написана им, когда он ещё был учеником гимназии.  Начало сказки набросал сам А.С.

Пушкин, читавший ее в рукописи. «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», — сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым — говорил он — Ершов «обращается как со своим крепостным мужиком». Сказка П.П.

Ершова ещё при жизни выдержала 7 изданий.

П.Ершов родился  в сибирской деревне. Маленький Петя  очень любил  слушать сказки. Он буквально их впитывал в себя  и жил в своём мире. Окончена гимназия и вот он студент юридического факультета Петербургского университета. В 18 лет Ершов пишет свою знаменитую сказку  «Конёк-Горбунок» .

Рассказывают , что А.С.Пушкин,  прочитав сказку, пригласил  Ершова к себе. Он сказал после этой встречи : « Теперь  этот род сочинений можно мне и оставить..» П. Ершов  работал учителем гимназии в родном своём городе Тобольске. Там он и умер.

На его памятнике написано  «Автор народной сказки «Конёк-Горбунок».Слайд 3.

— Уважаемые литературоведы, что же помогло Ершову написать такую уникальную сказку? (его образ жизни, глубокое изучение народов Сибири, чтение русского фольклора, чтение сказок Александра Сергеевича Пушкина).

Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)Слайд 4.

Итак, «Конёк-горбунок» — литературная сказка.

«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» — русские народные сказки.

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Давайте сравним русские народные сказки и авторскую.

Народная Литературная
1. Автор-народ. 1. Автор-конкретное лицо (он творец).
2. Существует в устной форме. 2. Создаётся в письменной форме.
З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). 3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания определить невозможно. 4. Время создания сказки известно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:-волшебная-бытовая-о животных 5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Какой же вывод мы сделаем?

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

3. Работа с группой переводчиков.Слайд 12-17.

Изучением устаревших слов занималась у нас группа переводчиков. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.

4. Физкультминутка. «Ванька-встанька».

5. Работа с группой знатоков.

Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку? Группа знатоков приготовьтесь ответить на мой вопрос. Раз мы предположили что сказка народная, то в основе большинства русских народных сказок лежит принцип троичности. Сохраняется ли этот принцип в сказке Ершова?

Группа знатоков подготовила вопросы остальным группам по содержанию сказки. Давайте постараемся ответить на них. Слайд 25-37.

6. Работа группы экспертов.

Назовите главных героев сказки. Слайд 38-43.

А теперь приступим к характеристике главных героев сказки. Слайд 44-46.

А теперь задание для всех групп. Соотнесите  первую часть имен героев сказки со второй. Слайд 47.

7. Обобщение. Отзыв о сказке.

Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения “Конька…” сказал, что этот род сочинительства он может оставить”, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций.

Прошло  176 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой. Ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы.

Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

Бесспорно уникальное произведение! Но мало кто сегодня знает о том, что потомок П.П.Ершова, Олег Ульянович Ершов написал изумительное продолжение этой сказки, уложив свою замечательную сказку на 112 страниц.

Сколько минуло веков,

Может сорок сороков,

Неизвестно никому,

Только Богу одному.

После дня как справил пир

Наш Иван на целый мир,

Как царем он с царь-девицей

Правил много лет столицей.

Долго, коротко, аль скоро,

Быстро вырастают горы,

Лишь луны небесный свет

Помнит прошлого секрет.

Все меняется на круге,

Снова расскажу вам други,

Как из космоса не в срок

К нам вернулся Горбунок.

-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы. Спасибо всем за  плодотворную работу.

1.Сколько сыновей было у старика?

Три                       пять

2.Что решили делать мужики, чтоб поймать вора?

охранять поле                 стоять на карауле

3.Что нашел Иван и Конек-Горбунок пока ехали до столицы?

перо гуся                    перо Жар –птицы

4.Кто купил двух коней золотогривых?

конюх                      царь -батюшка

5.Кем был назначен Иван-дурак, когда поймал  Жар –птицу?

царский — лесничий                царский –стремяннной

6.Что достал со дна моря Ерш?

сундук с перстнем……………   сундук с золотом

в три вершка …………………………в три аршина

2. Кем решила одарить кобылица Ивана?

двух   львов и тигрёнка                двух коней и конька

3. На что поменял Иван коней?

на 10 шапок серебра+5руб. …      на 10 шапок камней+5руб.

4. Кто строил козни Ивану –дураку?

городничий …………..                царский слуга

5.  Кого приказал добыть царь во второй раз?

царь –сестрицу               царь -девицу

6.За что страдал Рыба-кит 10 лет?

проглотил 3 десятка кораблей …………проглотил 3 десятка рыб

корову                           кобылицу

2. Как решили разбогатеть братья?

угнать коней тайком          продать коней тайком

3. Кем был назначен Иван в первый раз?

царским воеводой ……….царским конюхом

4. Кого приказал добыть царь в первый раз?

жар – синицу               жар — птицу

5. Что захотела иметь царь-девица перед свадьбой?

6. Кого встретил Иван у моря окияна с селом на спине?

рыбу — ерш                  рыбу –кит

Источник: https://xn--80aael0abfwgl7g.xn--p1ai/otkrytye-uroki/urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-po-umk-nachalnaya-shkola-21-veka.html

Урок по литературному чтению в 4 классе умк «Школа России»

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов: Иванова Елена Викторовна

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цели урока:

предметные

изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»,

-сформировать понятие о басне, о морали басни.

метапредметные

-сформировать опыт творческой деятельности;-развивать интерес к художественному слову, -развивать умение выразительно читать, -развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностные

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», карточки для выполнения заданий в группах (2 вида) и для этапа рефлексии.

^

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Включение в рабочий ритм. -Ребята, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.-Что вы ощущаете?-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.-Ведь нам сегодня необходимо показать гостям, как вы умеете читать, рассуждать, дружно работать. Подготовка класса к работеДети встают вкруг, взявшисьза руки.-Тепло Личностные: самоопределение;регулятивные: Целеполагание;коммуникативные:планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками
^

фиксация затруднений в

деятельности.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

— Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения?- Какие произведения мы относим к классике?- Произведения каких русских классиков читали на уроках?

Проверка домашнего задания по произведению Л.Н. Толстого «Детство»: пересказ автобиографического рассказа или сочинение про маму

— Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?- Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»?

Работа с терминами в группах на карточках

-Объединитесь в группы. Прочитайте и соедините стрелочками правильное определение жанров литературы

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

— Классики-Выдающиеся, образцы литературы и искусства — А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого- Отношение к матери, к родителям, ко всем людямСоставление синквейна к слову «мама»(на листочках)Работают в группах. Определяют по объяснению вид жанра:Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.Быль — рассказ о действительном происшествии.

Коммуникативные:планирование учебногосотрудничества с учителем исверстниками. Познавательные:логические- анализ объектов сцелью выделения признаков
^

задачи.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

— Как понимаете определение «басня»: что значит «краткий»? «иносказательный»? «нравоучительный»?- Сравните с понятием «пословица»- Как может быть написана басня?-Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?- Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?- Что такое мораль басни?- Сегодня мы будем читать басню Толстого «Как мужик убрал камень». Какую цель поставим перед собой?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока

-КороткийСмысл спрятан, о нём нужно догадатьсяПоучительный, воспитывающий- П. изречение – предложение, более короткий жанр, но тоже поучительный- Как рассказ или стихотворение?- Иван Андреевич Крылов.- Искали мораль.-Главная поучительная мысль — Найти мораль басни.

Регулятивные: целеполагание;познавательные: общеучебные:самостоятельное выделение –формулированиепознавательной цели;логические: формулирование проблемы
^

выхода из затруднения.

Организует учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

— О чем может идти речь в басне?- Как узнаем мораль басни?

Составляют план достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)

Дети высказывают свой предположения- Прочитаем басню.Обсудим поведение героев.

Регулятивные: планирование,прогнозирование;познавательные-моделирование, логические -решение проблемы, построениелогической цепи рассуждений,доказательство, выдвижениегипотез и их обоснование;коммуникативные –инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации.
^ Устанавливает осознанность

восприятия. Первичное обобщение.

Организация первичного ознакомления с текстом- Есть ли такие слова, которые непонятны?Объясните значение слов:Инженер – специалист с высшим техническим образованием.Порох – взрывчатое соединение или смесь.

Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта), Подле камня (возле).Выдумка – вымысел, изобретение.-О какой проблеме говорится в басне?-Что предложил 1 инженер?Что предложил 2 инженер?-Что больше 6 тыс. или 8 тыс.

и на сколько?-Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?-Как решил эту задачу мужик?-Почему ему дали еще 100 руб?-Как вы себе представляете мужика?-Какими чертами характера обладал мужик?- В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?- Прочитайте пословицы.

Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух

Чтение сильным ученикомОстальные учащиеся следят за чтением и отмечают непонятные слова.-В одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу.

-Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.-«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

-За умную выдумку.- Умный, смекалистый, находчивый, не жадныйВажна не столько сила, сколько смекалка. Главное ум, а не сила.

Читают пословицы, делают выбор и аргументируют свой ответ:

1. Сколько голов, столько умов.2. Ума за морем не купишь, коли дома его нет.

^

4. Мало что хотеть, надо знать да уметь.5. Ленивые руки не родня умной голове.6. Каков мастер, такова и работа.7. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Регулятивные: контроль, оценка,коррекция; познавательные:общеучебные –умениеструктурировать знания, выборнаиболее эффективных способоврешения задания, умениеосознанно и произвольностроить речевое высказывание,рефлексия способов и условийдействия; коммуникативные:управление поведениемпартнёра – контроль, коррекция,оценка действий партнёра.
^

самопроверкой по эталону.

Организует деятельность в группах по

применению новых знаний.

1группа: Прочитайте басню по ролям и определите её мораль2 группа: Прочитайте басню по ролям. Какое произведение она вам напоминает? Сравните эти две басни.3 группа: Прочитайте басню по ролям. Определите мораль этой басни. Вспомните русскую народную пословицу, которая бы отражала мораль этой басни.

Самостоятельная работа.

Осуществляет самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Басни для выполнения задания по группам:

1: Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:- Сломайте!Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

2:^ �

Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захотелось и ей мяса. Подошла она и говорит:- Эх, ворон, как посмотрю на тебя — такой ты красивый, что тебе только царём и быть.

И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел.Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица его подхватила и говорит:- Ах, ворон! Если б тебе ещё ума побольше, быть бы тебе царём.

3:^ �

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь – тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

Регулятивные: контроль,коррекция, выделение иосознание того, что уже усвоенои что ещё подлежит усвоению,осознание качества и уровняусвоения; личностные:самоопределение.
^

(итог урока)

Организует рефлексию-Продолжите предложения: Я задумался …Я понял… Организует рефлексию

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Зачитывают свои впечатленияПроговаривают ответы устно, сдают листочки

Коммуникативные: умение сдостаточной полнотой иточностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные:смыслообразование.

^ е Объясняет выполнение домашнего задания1: Пересказ басни с. 1212: Найти и приготовить выразительное чтение другой басни Л.Н. Толстого3.

Сочинить басню на тему «Один ум – хорошо, а два – лучше»

Чтоб урок прошёл не зря

Вам желаю я, друзья,

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были!

По выбору записывают домашнее задание в дневник Личностные:Самоопределение, умение делать выбор.

Источник: http://top-bal.ru/literatura/11175/index.html

Ссылка на основную публикацию