Урок литературного чтения в 1 классе. е. пермяк «самое страшное». в. осеева «хорошее»

Конспект урока литературного чтения с презентацией на тему: В.Осеева “Хорошее” , 1 класс

Урок литературного чтения в 1 классе. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее»

Цель: познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения прогнозировать содержание произведения, составление правильной характеристики героя на основе произведения В.Осеевой “Хорошее”.

Задачи:

обучающие:

  • актуализировать опорные знания о произведениях В.Осеевой;
  • формировать навыки правильного и осознанного чтения ;
  • формировать умение составлять характеристику героя;
  • учить мыслительным операциям: анализа, обобщения и логичности рассуждения;

развивающие:

  • развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
  • продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

воспитывающие:

  • воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других;
  • развивать умения, полученные в ходе изучения правил культурного поведения.

Технологии: личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, приёмы

технологии развития критического мышления.

Планируемый результат:

формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

книжная выставка “Осеева-детям”;

– компьютер;

  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя;
  • буклеты;

Этапы урока

Cодержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Органи

зация на

чала урока

-Добрый день, дорогие ребята!

-У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом — этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости, и скажем друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!

Эмоциональный настрой на урок:

-Дети, вам тепло?

-В классе светло?

-Прозвенел уже звонок?

-Уже закончился урок?

-Только начался урок?

-Хотите учиться?

-Значит можно всем садиться.

Организация внимания учащихся

Организация диалога с учителем

«Включение» внимательности

(Дети передают друг другу цветок и произносят свои добрые пожелания).

-Я желаю всем здоровья!-Я желаю всем радости!-Я желаю всем доброты!-Я желаю всем солнечного дня!

-Я желаю всем верных друзей!

Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Нет!

-Да!

-Да!

II. Сообще

ние целей и постано

вка задач урока.

Сейчас у нас урок литературного чтения.

Для того чтобы получить знания и уметь ими пользоваться, нам необходимы такие же качества, как и у пчёлки.

-Назовите их!

Слагаемые успеха:

 Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам,

Установка на учебную деятельность

Организация обобщения

Положительная реакция на установку учителя

Трудолюбие, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, внимание, терпение и прилежание.

«Хоровое» чтение качеств со слайда

III. Актуализация знаний учащихся.

IV. «Откры

тие» темы урока

-«Включите» внимание.

-Произведения какого раздела мы читаем?

-О чем мы читаем в этом разделе?

– Из каких произведений эти строки? Назовите автора.

1. Нам весело живётся

Мы песенку поём

И в песенке поётся

О том , как мы живём

2. Тронь её нечаянно-

Сразу караул

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

3. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился да недолго.

Какой же автор будет сегодня у нас в гостях на уроке?

Портрет Валентины

Александровны Осеевой

прикреплен на доску(или показ на презентации)

-Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы?

-В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.

В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать”.

-Читать вы все умеете. Теперь

-Сейчас мы с вами проведём игру «Узнавай-ка!». Я вам сюжетную картинку, а вы мне –название произведения Валентины Осеевой.

А теперь вы должны догадаться, с каким произведением В. Осеевой мы сегодня познакомимся.

-Вы должны составить анаграмму к слову «ШОРОХ» и добавить две буквы «е».

Выполнив это задание, вы узнаете название произведения.

Организация актуализации знаний.

Фронтальная работа

Демонстрация слайда, организация внимания

Подготовка учащихся к восприятию новой темы

Демонстрация слайда, организация внимания

Демонстрация слайда, организация внимания

Целевая установка

Показ 1-ой сюжетной картинки.

Показ 2-ой сюжетной картинки.

Показ 3-ей сюжетной картинки.

_ Хорошие соседи, счастливые друзья»

– О дружбе , о хороших людях, о хороших поступках.

-С.Михалков

«Песенка друзей»

-А.Барто «Сонечка»

-Е. Пермяк

«Самое страшное»

Прогнозирование темы урока, обоснование, формулировка

-Выслушиваются ответы учащихся

Восприятие

Восприятие

Восприятие

Принятие целевой установки

Воспроизведение названия произведения.

Воспроизведение названия произведения.

Воспроизведение названия произведения.

Разгадывают анаграмму. Приходят к выводу: произве

дение –«Хорошее»

V.Основ

ная часть.

Первичное восприятие

Физкультминутка

Вторичное восприятие

VI. Подведе

ние итога урока. Рефлексия

Самооцен

ка

VII. Информа

ция о домашнем задании.

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

-Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)

-В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

Читайте также:  Подвижные игры для детей 5 лет

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

Как вы думаете, что ответила мама Юре?

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

-Какой это рассказ — веселый или грустный?

-Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел

доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Физкультминутка

Мы осанку исправляем,Спинку дружно прогибаем.Вправо, влево мы нагнулись,До носочков дотянулись.Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

– Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат.

Динамическая речевая разминка:

1) Чтение гласных на правильном дыхании:

2) Отрабатываем произношение согласных:

Работа с книгой

-Откройте учебник.

Вам предстоит поработать с текстом.

-При чтении рассказа вы должны отметить в тексте всё, о чём мечтал Юра.

-Хорошие ли были у Юры мечты?

-О чём же мечтал Юрик?

-Хотел ли он что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

-Что такое «героический»?

-Кто такой герой?

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются:

сестрёнка тонет, а он ее спасает.

-Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытывает няня, Трезорка?

-О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе.

Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Почему Юра не заметил простых дел?

-Какой же был Юра?

-Из Словаря характеристик вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Юры.

-Я предлагаю вам поработать группами

Групповая работа

– Изобразите мимикой и жестами героя.

Над чем заставил вас задуматься рассказ?

-Какая пословица подходят к этому рассказу?

Парная работа

– Докажите свой выбор

Обобщение по теме урока

Я готов для всех всегдаДелать добрые дела.Совершив такой поступок,

Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?-Да!
Будем дерево сажать? —Да!
Будем маме помогать? –Да!
А братишку одевать? –Да!
Позаботимся о кошке? –Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? —Да!
И цветы польем на клумбе? –Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» -Да! Да! Да!

Самооценка

-Оцените своё состояние после урока:

-Какую учебную задачу мы ставили на урок?

-Удалось ли нам решить поставленную задачу?

– Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»?

– О каких человеческих качествах нас заставляет задуматься рассказ «Хорошее»?

– Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

– Будете ли вы ждать за это награды?

Самооценка

-Оцените своё состояние после урока:

-Пересказать рассказ. Рассказать о каком-нибудь вашем хорошем поступке.

-Закончить урок мне хочется словами:

тоб добрыми вы были!

Слов волшебных не забыли!

Чтобы добрыми словами

https://www.youtube.com/watch?v=WcV00iEF5DE

Говорили вы с друзьями!

-Спасибо вам, ребята, за урок.

Постановка проблемного вопроса

Мотивация учащихся к освоению материала

Чтение текста учителем.

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация мыслительной деятельности

Организация фронтальной работы

Чёткое проговаривание стихотворного текста

Организация работы по тренажеру

Организация самостоятельной работы с текстом

Организация фронтальной работы

Организация групповой работы с использованием раздаточного материала

Выведение на экран слов- характеристик

Организация парной работы

Организация внимания учащихся

Организация самооценочной деятельности учащихся

Организация внимания учащихся

Организация самооценивания.

Проговорить домашнее задание по предмету

Высказывания учащихся

Слушание

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Прогнозирование развития действий

Выслушиваются мнения детей

Поиск ответов на поставленные вопросы

Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией

Выполнение специального упражнения

Работа по тренажеру

Самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте.

-Да.

Зачитывание помет, сделанных в тексте.

Поиск ответов на поставленные вопросы

Групповая работа.

Анализируют, классифицируют, обобщают; обсуждают,

ведут диалог.

Конкретизация слов- характеристик

Поиск подходящей пословицы

Дети становятся друг против друга. Когда учитель проговаривает предложение, они одновременно хлопают в ладоши, подняв ладони вверх, говоря при этом «Да».

Выбор соответствующих состояний

Отвечают на вопросы учителя, доказывают свое мнение.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-s-prezentaciey-na-temu-voseeva-horoshee-klass-454963.html

Поурочные разработки по литературному чтению, 1 класс, Кутявина С.В., 2013 к УМК Климановой Л.Ф

Наука и обучение → Обучение литературе

Купить бумажную книгуКупить и скачать электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахПоурочные разработки по литературному чтению, 1 класс, Кутявина С.В., 2013 к УМК Климановой Л.Ф.     В пособии представлены поурочные разработки по курсу литературного чтения для 1 класса к УМК системы «Перспектива» авторов Л.Ф. Климановой и тр. (М.: Просвещение).

Помимо подробного плана работы над произведениями, включенными в программу, сценарий каждого урока содержит тексты для речевой разминки, физкультминутки, игровые и нестандартные задания, дополнительный материал для учителя – отрывки из художественных произведений, справки об авторах и др.

Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
3.С. Михалков «Как бы жили мы без книг?». А.С. Пушкин.Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, А.С.

Пушкина; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; бережно относиться к книгам; различать понятия «книга», «писатель», «читатель», «библиотека», «каталог алфавитный и систематический», «формуляр».Оборудование: портреты С. Михалкова и А.С. Пушкина, презентация путешествия по библиотеке (по возможности).

Читайте также:  Занятия для развития логического мышления в подготовительной группе

Содержание

От автора Тематическое планирование (40 ч) Требования к уровню подготовки обучающихся Урок 1. Вводный

Книги – мои друзья

Урок 2. Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю» Урок 3. С. Михалков «Как бы жили мы без книг?». А.С. Пушкин Урок 4. Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Радуга-дуга

Урок 5. Введение в содержание раздела. Песенки разных народов Урок 6. Загадки. Пословицы и поговорки разных народов Урок 7. Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества Урок 8. Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки» Урок 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Здравствуй, сказка!

Урок 10. Введение в содержание раздела Урок 11. Жили-были буквы. Г. Юдин «Почему “А” первая». Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказок Урок 12. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки» Урок 13. И. Гамазкова «Живая азбука».

Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя» Урок 14. Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты» Урок 15. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Контроль и проверка результатов обучения

Люблю все живое

Урок 16. Введение в содержание раздела. В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». Л. Толстой «Пожарные собаки» Урок 17. Прием звукописи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета» Урок 18. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила». С.

Михалков «Зяблик». Н. Сладков «Без слов» Урок 19. Книги о природе и животных. Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». С. Маршак «В зоопарке» Урок 20. Б. Житков «Вечер». Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса» Урок 21. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Контроль и проверка результатов обучения

Хорошие соседи, счастливые друзья

Урок 22. Введение в содержание раздела. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». A. Барто «Сонечка» Урок 23. Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее» Урок 24. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра» Урок 25. Е.

Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез? ». В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила » Урок 26. Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!» Урок 27. Л. Толстой «Не лениться», «Косточка» Урок 28. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Контроль и проверка результатов обучения

Край родной, навек любимый

Урок 29. Введение в содержание раздела. П. Воронько «Лучше нет родного края» Урок 30. Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников Урок 31. Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников (продолжение) Урок 32. Выразительное чтение.

Сравнение произведений литературы и живописи Урок 33. Образ природы в литературной сказке. B. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки Урок 34. В. Берестов «Любили тебя без особых причин ».Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» Урок 35. А.

Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы» Урок 36. Е. Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о своей семье Урок 37. И. Косяков «Все она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство» Урок 38. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Контроль и проверка результатов обучения

Сто фантазий

Урок 39. Введение в содержание раздела. Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий» Урок 40. Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу ». Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка» Урок-викторина «Знай и люби родную литературу».

Купить.

Источник: https://nashol.biz/2014030776185/pourochnie-razrabotki-po-literaturnomu-chteniu-1-klass-kutyavina-s-v-2013.html

«ХОРОШИЕ СОСЕДИ, СЧАСТЛИВЫЕ ДРУЗЬЯ»

В разделе собраны произведения отечественных писа­телей, которые затрагивают мир детских отношений, рассказывают о настоящих друзьях, приглашают детей к совместному размышлению над такими важными поня­тиями, как обман, честность, совесть, лень, трудолюбие.

Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям.

Дружба, взаимопомощь и поддержка.

«Когда мои друзья со мной»

учить различать, что хорошо, а что плохо, уметь да­вать оценку поступкам;

развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки;

уметь видеть отношение автора к своим героям;

формировать представление о том, что разрешать споры (конфликты) нужно на основе взаимопонима­ния и доброжелательных отношений;

учить читать выразительно, передавая основной эмо­циональный тон произведения.

Чтение диалога, работа с понятием «счастливый че­ловек», обмен мнениями.

Воспитание уважительного отношения к мнениям и суждениям различных людей.

Чтение пословиц с доски (хором и индивидуально).

Счастливым быть — никому не досадить.

Всяк своему счастью кузнец.

Не родись красивым, а родись счастливым.

Ни отведав горького, не узнаешь сладкого.

Чтение «Песенки друзей» С. Михалкова (чтение в парах или «птичьим базаром»).

Какое чувство вызывает у читателя эта песенка? По­чему?

Найдите слова, которые повторяются. Зачем их исполь­зует поэт? (Они создают ритмический рисунок стиха.)

Знаете ли вы припев этой песенки?

Красота, красота, Мы везем с собой кота…

Первоначально в стихах С. Михалкова вместо слов «красота, красота» были другие — «тра-та-та, тра-та-та».

• Что больше вам нравится? Изменился ли ритмиче­ский рисунок припева при замене слов?

• Найдите главную мысль стихотворения. В каких строках их выразил поэт?

Чтение песенки «Когда мои друзья со мной».

Какая общая мысль объединяет эти стихи со сти­хами С. Михалкова?

Беседа о друзьях, осмысление понятий «дружба», «друг».

Как вы выбираете друзей? Что вам нравится в ва­шем друге, подруге?

Читайте также:  Палочки «кюизенера» в работе с дошкольниками

Работа с пословицами.

Какая тема их объединяет?

Какие мудрые мысли, заключенные в русских на­родных пословицах, вы запомните и положите в свою «сокровищницу мудрости», которая находит­ся у вас внутри, в самом сердце?

Чтение стихотворения А. Барто «Сонечка».

Что говорят нам о девочке ее слова и поступки? Прочитайте.

Какова главная мысль стихотворения?

Аня соотнесла ее с пословицей «Настоящему другу цены нет», а Ваня придумал свою: «Не шути с тем, кто шуток не понимает». Кто прав?

Как вы называете одноклассников Сонечки: ве­селые добрые друзья или насмешники, обидчики?

А как автор стихотворения относится к Соне? По­чему А. Барто озаглавила свое стихотворение «Со­нечка»?

Заключение.

Обмен мнениями о прочитанном. Выразительное чте­ние понравившихся стихов.

Уроки «Нет друга — ищи, а нашел — береги»

Цели и задачи:

развивать умения определять основную (главную) мысль произведения;

формировать умение вчитываться в текст, подни­маться от осмысления содержания к главной мысли произведения;

учить сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли;

развивать способность характеризовать героя по его речи и поступкам.

Ход урока

Введение.

Приходилось ли вам наблюдать, как общаются дети во дворе? Какова их речь, поступки? Что вам нра­вится, а от чего вы посоветовали бы ребятам отка­заться?

Основная часть.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Какое впечатление произвел на вас рассказ Е. Пер­мяка?

Вы согласны с тем, что совсем неплохо быть силь­ным, крепким, смелым?

Перечитывание текста.

Так почему же с Вовой произошло несчастье? (Он возгордился и не хотел общаться с людьми, так как считал их хуже себя.)

Остался ли Вова таким, каким был прежде, или изменился?

Как это произошло? Прочитайте соответствующий отрывок. Что вы передадите голосом: сожаление, печаль, радость?

Работа над главной мыслью текста.

Что изображено в рассказе?

О чем хотел нам сказать автор? В каких строках рассказа это видно?

Отражена ли главная мысль в названии рассказа?

Можно ли было его назвать «Как Вова друзей поте­рял»?

Чтение по выбору: В. Осеева. «Хорошее»; Э. Шим. «Брат и младшая сестра».

Дополнительные вопросы к рассказу В. Осеевой «Хоро­шее».

Какие поступки можно назвать героическими: спа­сать тонущую девочку; погулять с сестренкой; спа­сти няню от волков; убрать за собой посуду?

О каких поступках мечтал Юра? (О героических.) Как характеризуют мальчика его поступки и слова?

Подумайте, сможет ли человек, который не уважа­ет людей, защитить их и совершить героический, хороший поступок.

Дополнительные вопросы к рассказу Э. Шима «Брат и младшая сестра».

Кто из детей тебе понравился? Чем?

Что в рассказе изображается, о чем повествуется? (Пересказ сюжета.)

Можно ли еще о чем-то узнать из этого рассказа? (Об отношении членов семьи друг к другу, о том, как старший брат заботился о своей сестре.)

Коллективное формулирование главной мысли произве­дения.

Заключение.

«Читалочка-обучалочка». Отработка чтения целыми словами (с. 50—51). Формирование навыков пра­вильного чтения.

«Доброе слово лучше мягкого пирога»

воспитывать умение общаться, не обижая, ценить доброе слово в общении, оказывать поддержку и по­могать друг другу;

формировать умение находить главную мысль произ­ведения и характеризовать героя по его речи и по­ступкам;

развивать интерес к книге, учить вчитываться в ее содержание.

Беседа о подарках, о выражении своего отношения к ним, умении принимать и дарить подарки, быть благодарным за подарки.

Самостоятельное чтение стихотворений Е. Благини­ной «Паровоз, паровоз…», «Пришла ко мне подруж­ка…».

Что мы чувствуем, читая стихотворения Е. Благи­ниной? (Произведения наполнены любовью к де­тям, в них знание их мира и интересов.)

Что можно сказать о девочке, подарившей люби­мую игрушку своей подружке?

Что для нее оказалось важнее: любимая игрушка или подружка?

Приведите примеры, когда вам удавалось преодо­леть себя и сделать что-то доброе своим друзьям.

Чтение стихотворения В. Лунина «Мне туфельки мама…».

Могут ли быть нашими друзьями кошки, собаки? Почему?

Какой подарок для девочки оказался самым инте­ресным?

Пофантазируйте, сможет ли эта маленькая девочка быть ответственной за живое существо, которое она принесла в дом, не будет ли она относиться к нему как к игрушке.

Знакомство со сказкой М. Пляцковского «Солнышко на память».

Как вы понимаете название сказки?

Какое доброе слово сказал цыпленок козленку на прощание? Прочитайте их выразительно.

Как характеризуют героев сказки их речь и по­ступки? Хотели бы вы дружить с детьми, наде­ленными теми же качествами, что и сказочные ге­рои?

Комбинированное чтение (хоровое и индивидуальное) стихотворения Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!».

Чему вы скажете «да»? Каким своим поступкам? А каким «нет»?

Инсценировка стихотворения. Заключение.

Объяснение смысла пословицы, которая включена в название раздела.

Урок «Маленькие и большие секреты стра­ны Литературии»

Цели и задачи:

обобщить первоначальное представление о дружбе и друзьях, о нравственно-этических понятиях (обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие, честность и др.);

познакомить с новыми произведениями Л. Толстого и В. Сутеева, имеющими нравственно-этический смысл;

развивать умение общаться на основе уважения и взаимопонимания.

Ход урока

Введение.

Чтение стихов, пословиц о дружбе, заученных ранее. Основная часть.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Беседа о дружбе и качествах человека (с. 62).

Понимаете ли вы значение таких слов, как: со­весть, честность, обман, лень, трудолюбие, внима­ние к ближнему?

Приведите примеры, иллюстрирующие их.

Чтение одного из рассказов Л. Толстого. Другой ре­комендуется для семейного чтения и разбора.

Почему рассказ Л. Толстого, написанный очень давно, с удовольствием читали ваши мамы и папы, читаем их сегодня и мы? Чем они ценны?

Какие главные мудрые мысли содержатся в этих рассказах?

Какие же советы дает нам автор — великий писа­тель Л. Толстой?

Чтение рассказа В. Сутеева «Чей же гриб?» («Пти­чий базар»).

Что можно сказать о двух мальчиках? Хорошо ли они дружат? Умеют ли общаться?

Как речь, добрые слова помогают в общении? Что вы посоветуете двум друзьям?

Заключение.

Работа в группах: разгадывание кроссворда (слово по вертикали: жизнь).

Источник: http://xn—-8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/publ/metodsovet/ob_osobennostjakh_kursa_literaturnoe_chtenie_v_1_klasse/khoroshie_sosedi_schastlivye_druzja/3-1-0-13

Ссылка на основную публикацию