Тематический праздник «русская речь» в 3 классе. сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия «Русский дом»

Тематический праздник «Русская речь» в 3 классе. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия «Русский дом».
Цель: Воспитание духовно-нравственных качеств личности; привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям; Активизация познавательной деятельности школьников.

Оборудование: кубик с разноцветными сторонами, конверты с заданием,

записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Ход конкурсно-игровой программы.

Ведущий: Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и край, где живёшь. Что для вас значат слова «Русь», «Родина», «Россия».

Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к её истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа, старинным обычаям, играм, пословицам и песням.

Конкурс 1. «Пословицей – правда молвится».

Говорят, «живое слово дороже мёртвой буквы», а потому пословицы и поговорки – самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей – правда молвится».Участникам предлагаются карточки с двумя рядами пословиц. Задача: выбрать из правого ряда пословицы, аналогичные по смыслу пословице левого ряда. (приложение1)

Конкурс 2. « Музыкальный»

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Ответы на вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право голоса переходит другой команде.

  1. Назовите самый распространённый русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме (деревянные ложки).

  2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (гусли).
  3. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (жаворонок).
  4. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (звонарь).
  5. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (частушка).

  6. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (балалайка).

Конкурс 3. « Логическая цепочка».Команды получают конверты, в которых помещены карточки с фрагментами действий, которые были известны нашим предкам с раннего детства.

Задача: быстро составить правильные логические цепочки этих действий. Время выполнения – 4 минуты, правильно выстроенная цепочка принесёт команде 3 балла.

Конверт 1: Каравай.

Поставили хлеб в печь, вспахали землю сохой, смололи зерно на мельнице, поставили хлеб в печь, сжали пшеницу серпами, замесили тесто, заборонили пашню, посеяли зерно, обмолотили зерно цепами, поставили каравай на стол.

Конверт 2. Рубашка. Сшили рубашку, вытрепали лён, посеяли льняное зернышко, выбелили на солнце или морозе, отмочили в реке и высушили на лугу, выдернули лён с корнем, спряли витки, соткали холст, сшили рубашку.

Конкурс для болельщиков «Знатоки старинных слов».

Я называю слово – любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. Он имеет право передать очко или очки своей команде.Чело – лоб; кудесник – волшебник, колдун; жребий – судьба, участь;око – глаз;недуг – болезнь;веверица – белка;курган – холм над могилой знатного воина.Осенина – осеннее время года.

Конкурс 4. «Блиц – турнир».

Каждая команда должна ответить подряд на 8 вопросов. На размышление даётся не более 10 секунд. Обращаю внимание, что вопросы могут быть шуточные.

Вопросы для первой команды:

  1. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (ведун)
  2. Кто переезжал в новый дом в лапте? (домовой)
  3. Чего на свете нет жирнее? (земли)
  4. Без чего дом не построишь? (угла)
  5. Как назывался младший член дружины князя? (отрок).
  6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? ( Бабу-Ягу).

  7. В образе какого дерева древние славяне представляли устройство мира? (береза)
  8. В чем не обнесёшь воду вокруг дома? (решете).

Вопросы для второй команды:

  1. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках).
  2. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (по земле).

  3. На какой народный праздник сжигали чучело? (Масленница)
  4. Чего не устанешь всю жизнь делать? (дышать).
  5. Как звали бога весеннего солнца у славян? (Ярило).
  6. В какое дерево, по верованию славян, после смерти переселялась душа женщины? (в берёзу).
  7. Какой в воде камень? (мокрый).
  8. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (тепло).

Конкурс 5. «Славянский месяц»Славяне, как и многие народы, еще в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему счета. У них был календарный год, который делился на месяцы, у каждого месяца свое поэтическое название., и часто не одно.

Я называю месяц по григорианскому календарю, а команды называют его так, как его называли наши предки. За каждый правильный ответ по одному баллу.

  1. Январь-просинец, зимец.
  2. Февраль-снежень, лютень, бокогрей.
  3. Март – свистун, протальник.
  4. Апрель-цветень.
  5. Май-травень, росенник.
  6. Июнь – липень.
  7. Июль – сеностав, страдник.

  8. Август-зорничек.
  9. Сентябрь-хмурень.
  10. Октябрь – грязник, листопадник.
  11. Ноябрь – полузимник.
  12. Декабрь – волчий, студень.

Конкурс 6. «Разнобой».Для проведения этого конкурса приготовлен кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочерёдно бросают кубик. Цвет верхней стороны определяет тему задания.

Темы: (красный цвет) Славянская мифология: «Чудо-зверь».(зелёный цвет) Славянская мифология: «Жар-птица».(желтый цвет) Народное декоративно-прикладное искусство.(синий цвет) Русская кухня.(белый цвет) Русские былины.(оранжевый цвет) Русские народные праздники. (Приложение 2)Каждая команда бросает кубик 7 раз. На обдумывание ответа даётся 30 секунд.

Вопросы, оставшиеся без ответа, будут предложены соперникам или болельщикам. Очки, заработанные болельщиками, могут быть переданы любой команде.Члены жюри подводит итоги и награждают команду-победительницу. Приложение 1.«Подбери пословицу».

Куй железо, пока горячо. Большое дело не бывает без потерь.
Одного поля ягоды.
За деревьями не видно леса.
Ржавое железо не блестит.
Делай все вовремя.
Один в поле не воин Трудно и дереву одному расти.
Чистое золото ценится дорого.
Теперь и обувь шьют и без шила.
О книге не суди по переплёту.
Из угольного мешка не выходит белой пыли.
Что посеешь, то и пожнёшь. Не говори гоп, пока не перескочишь.
Не дивись на человека, а дивись на его дело.
Что делаешь, то и имеешь.
Рука руку моет.
Как аукнется, так и откликнется.

Приложение 2.

Народное декоративно-прикладное искусство.

Яркий сарафан в цветочек,Упирается рукаВ деревянные бока.А внутри секреты есть:Может, три, а, может, шесть.Разрумянилась немножко…Это… Русская…(матрёшка).

  1. Хитроумные мастера из села Богородское придумали забавных животных, которые двигаются благодаря ниточкам и палочкам: кони передвигают ноги, мужик и медведь пилят бревно. Из какого дерева сделаны эти игрушки? (липа).
  2. Как фамилия русского художника, придумавшего матрешку? (Малютин).
  3. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка).
  4. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой).
  5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения).

Русская кухня.

  1. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это значило? (приглашение на праздник)
  2. Какое блюдо солят трижды? (пельмени)
  3. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица? (блины)
  4. Напиток из трав с мёдом, распространенный на Руси? (сбитень)
  5. Что такое кулебяка? (пирог с рыбой)
  6. Как называлось блюдо из кипятка, хлеба, лука и льняного масла? (тюря).

Русские былины.

  1. Сколько времени длится богатырский сон? (три дня и три ночи)
  2. Кому из богатырей смерть в бою не писана? (Илье Муромцу)
  3. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
  4. Назовите столицу былинной Руси? (Киев-град)
  5. Сколько лет проспал на печи Илья Муромец? (тридцать лет и три года).
  6. Кто такой оратай? (пахарь).

Русские народные праздники.

  1. Какое время на селе считалось порою свадеб? (зима)
  2. Какой народный праздник символизируется с солнцем? (Масленица)
  3. Вокруг какого дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (вокруг дуба)
  4. На какие праздники любили гадать девушки? (Святки)
  5. Назовите самый короткий народный праздник? (ночь Ивана Купалы).
  6. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник? (весна, зеленые святки)

Славянская мифология: «Чудо – зверь».

  1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк)
  2. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит её русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, загадок придумал. (Лиса)
  3. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться один из главных славянских богов – Велес. (Медведь)
  4. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет. Он одной породы с волком, но с давних пор, его лютый враг. (Пёс, собака)
  5. Это спутник колдунов, однако, любим народом. Это очень смышлёное животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот)
  6. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое его название «крылья человека».

Славянская мифология: «Жар – птица».

  1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей (Кукушка)
  2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла принести живую и мертвую воду (Ворон)
  3. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появится перед красной девицей (Сокол)
  4. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в его обличии (Орел)
  5. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Загадочная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц (Сова)
  6. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и оберегом от него. Его изображение и сейчас встречается на крышах домов (Петух).

Литература

  1. Грузина И.В. Праздники в начальной школе-М. «Издат-школа2000»,1999-160с.
  2. Дик Н.Ф. Активизация познавательной деятельности обучаемых:Уч.пос. для преподавателей.- Азов: н/Д: Юг (РИО),1993
  3. Забылин М. Русский народ. Обряды. Обычаи. Предания. Суеверия. М., 1996.
  4. Коган М.С. Игровой методический календарь.-Новосибирск,2002.
  5. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
  6. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, занимательные уроки в школе.- Ярославль, 2003.
  7. Панкеев И. Русские народные праздники и игры. М., 1999.
  8. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
  9. Энциклопедия обрядов и обычаев/ Сост. Л.И.Брусная,-Спб.: РЕСПЕКТ, 1996.
Читайте также:  Конспект занятия в подготовительной группе. сказочная страна

Источник: http://publekc.ru/scenarij-vneklassnogo-meropriyatiya-russkij-dom/index.html

Фольклорная конкурсно-игровая программа «Веселись, земля русская!»

Фольклорная

 конкурсно-игровая программа

«Веселись, земля русская!»

(Кубик-рубик.)

Цель: привитие интереса ребят к русскому народному творчеству и обычаям.

Задача: активизация культурного досуга младших школьников.

Возраст: от 10 до 13 лет.

Оборудование:5 листов бумаги, 3 пачки фломастеров, 3 кисточки, 2 шарфа, магнитофон с кассетой русских народных песен, кубик с цветными сторонами, ножницы, 6 листов с изображением балалаек, 6 листов с изображением матрешек, конфеты (сладкий приз), 2 грамоты.

                                    Сценарий.

 Здравствуйте, ребята. Мы на сегодняшнем классном вечере постараемся и в шутку и всерьёз поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

        Ведущий 1    А вот она и заиграла

                               Разудалая моя.

                               А вот она опять позвала

                               На гуляньице меня.

       Ведущий 2      А вот она и заиграла

                                Заполохала опять

                                Разрешите  ка, ребятушки,

                                Гуляньице начать.

      Ведущий 1      Добрый день, родные вы наши!

      Ведущий 2      Так как у нас конкурс

                               Сегодня намечается

                               То за столиком жюри

                                Давно нас дожидается.

      Ведущий 1      А в жюри у нас люди славные

                               Что поставят, то и будет-

                                Они здесь главные!

                 ( представление жюри)

Ведущий 2    Игра Кубик – рубик. На нашем рубике шесть цветов. Каждый цвет – это сектор, в котором  таятся конкурсные задания для вас, дорогие. Для начала нужно разделиться на две команды по девять человек. Остальные девицы и молодцы  болельщиками становятся. Если в данном секторе большее количество ответов дает команда «Балалаечки», то мы  заклеиваем этот сектор рисунком с балалаечкой.

А если в секторе победит команда «Матрешки», то мы приклеиваем на кубик листок с матрёшкой. В конце игры команда, чьих символов  будет больше на кубике, та и победит. После каждого сектора также будут проводиться конкурсы, чтобы наше жюри смогло определить, кто победил  в данном секторе. Если кубик покажет сторону, которая уже заклеена рисунком, то мы можем еще несколько раз кинуть его.

кубик можно    заменить «Цветиком-семицветиком»

Ведущий 1       Я бросаю кубик и …..

1  Красный сектор. Приметы и музыка.

     Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте попытаемся ответить на вопросы.

       1.Как называется русский трехструнный щипковый музыкальный инструмент?    (балалайка)

       2.Кто такой кощунник?   (певец мифов)

       3.Каким музыкальным инструментом владел Садко?   (гусли)

        4.Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда?     (тризна)

        К чему это?

                              5.Лягушки квакают?   (к дождю)

                              6. Комары в ноябре?     (быть мягкой зиме)

                              7. Дым стелется?          (быть непогоде)

                              8. Дым столбом?          (к хорошей погоде)

 2   Синий сектор «Пословицей правда молвится»

   Говорят, « живое слово дороже мёртвой буквы». Правда ли это? Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу аналогичную по смыслу.

      1 Финская пословица « тот не заблудится, кто спрашивает». (Язык до Киева доведёт)

     2 Польская «пика не кладётся в мешок».   ( Шило в мешке не утаишь)

     3 Английская  «всё хорошо в своё время».    ( Делу время – потехе час)

     4 Арабская «бежал от дождя, попал под ливень».     (Из огня да в полымя)

     5 Немецкая «молчаливый рот-золотой рот».   (Слово-серебро, молчание-золото)

     6 Немецкая «терпение ведёт к добру, поспешность к злу».    (Поспешишь – людей насмешишь)

3 Черный сектор « Быт и кухня»

1. Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)

     2.Без какого продукта невозможен обед на Руси? (хлеб)

     3.Назовите самое главное угощение во время Масленицы. (Блины)

     4.Какая самая распространенная обувь на Руси? (Лапти)

     5.Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

     6.Универсальный предмет мебели в русской семье. (Скамья)

    7.Как назывался распространённый на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

    8.Что такое кулебяка (Пирог с рыбой)

    9.Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке)

    10.На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)                                                                                                                                                                                                                

  4 Желтый сектор. « Цепочка слов»

  Команды получают конверты, в которых помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства.

  1 конверт. Рубашка. Посеяли льняное семя. Вырастили лён. Выдернули лён с корнем. Отмочили в реке и высушили на лугу. Вытрепали лен. Спряли витки. Соткали холст. Выбелили на морозе или солнце. Сшили рубашку.

  2 конверт. Масленица. Закликали ребята весну. Катались с горок. Пекли и угощали ими. Шли к теще на блины. Строили снежный городок. Участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом масленицы. Сжигали масленицу на костре.

     Во время этого  проводится конкурс для болельщиков «блиц-турнир»

        Даются жетоны за правильный ответ.

      1.Как славяне называли людей способных предсказывать будущее? (Ведун)

      2.Чего на свете нет жирнее? (земли)

      3.Чего не устаешь делать всю жизнь? (Дышать)

      4.Без чего дом не построишь? (Без углов)

      5.В чем не обнесёшь воду вокруг дома? (В решете)

      6.Чего в избе не увидишь, а почувствуешь?(Тепло)

      7.Чего языком не достанешь? (Носа)

      8.Какой в воде камень? (Мокрый)

      9.По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земли)

      10.что ест жаба зимой? (Ничего, спит)

5 Зелёный сектор. Праздники и славянская мифология.

      1.На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

      2.Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

      3.Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна. Зеленые святки)

      4.Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатиться дальше? (Существовала примета: кто прокатиться дальше у того лён длиннее)

      5.Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

      6.Когда по народным преданиям, цветёт папоротник? (В ночь на Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю)

     7.Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

     8.Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка)

  6.Ораньжевый сектор. «Частушечки»

1 Ведущий   Говорят у нас в районе-

                      Просто ужас, а не жизнь.

                      Говорят у нас частушки

                      Все давно перевелись.

2 Ведущий    Что ты, (имя), что ты, что ты?

                       Аль объелась каши?

                       Посмотри  у нас певцы

                       Один другого краше.

1 Ведущий    Тогда я предлагаю вспомнить    

                    мультики, а заодно и частушки попеть.

                      Он Джафара покорил

                      И принцессу полюбил

                      Помогает ему джин

                      Звать героя…(Алладин)  

                      Кто мегавольта побеждал?

                      Шутя, злодеев укрощал?

                      Зигзагу – друг, закона страж.

                      Ну, догадались?   (Черный плащ)

                     Нет спасенья от котов?

                     Все зовут бурундучков.

                     Одурачат Толстопуза,

                     И помогут карапузам.

                     Нет героев их смелее

                     Все зовут их …(Чип и Дейл)

                     Гоблин злой опять повержен,

                     Герцог Икторн вновь рассержен,

                     Мчаться в подземелье сани

                     Кто сидит в них …(Мишки Гамми)

2 Ведущий   Ну-ка, ребята, выставляйте своих частушечников. Будем смотреть, кто больше частушек знает.

                         Конкурсы между секторами.

мы все знаем, что наши предки занимались не только устным народным творчеством, но ещё и прикладным искусством.

1.Давайте теперь представим, что мы все искусные мастера. И каждая команда- это мастерская. Вам поступил заказ сделать очень красивую, узорную доску. Для этого вам понадобятся ножницы и лист бумаги. После мы сравним, какая мастерская сделала заказ качественнее. (Включая болельщиков.)

2.Так, досочки уже у нас готовы. Осталось лишь нанести на них рисунки и узоры, которые бы соответствовали Древней Руси. Попытайтесь с помощью красок и фломастеров разрисовать ваше изделие. (Включая болельщиков.)

3.Наши предки любили поплясать. Пусть теперь каждая команда сочинит несколько русских народных движений и покажет нам свой танец. (Включая болельщиков.)

4.Любил русский народ, и потешиться, да в игры разные поиграть. Вот и  я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру «Иванушка и Алёнушка». Для этой игры мне понадобятся 2 девочки и 2 мальчика. Остальные должны встать в большой круг.

2 девочки у нас будут Алёнушками, а мальчики – Иванушками. У Иванушек будут завязаны глаза, и они, задавая вопрос: “Алёнушка, ты где?», должны поймать свою девочку. Алёнушки же в свою очередь должны отвечать: “Тута я» и не дать поймать себя.

После того как пары «нашли» друг друга, мы можем их заменить.

5.А теперь, я предлагаю каждой команде нарисовать символ нашей сегодняшней игры.

Итоги:

1 Ведущий   Вы команды дорогие,

                      Не бранитеся!

                      Обнимитесь, поцелуйтесь,

                       Помиритеся!

Награждение:

Используемые материалы: «Весёлые классные часы» – «От частушки до частушки», «Веселье земли русской» издательство «Феникс», «Лучшие сценарии школьных праздников» – «Осенние посиделки».

                                                    Приложения.

Приметы и музыка

Пословицы

Быт и кухня

Цепочка слов

Частушечки

Игровая

Искусные мастера

Танцевальная

Балалаечки

Матрешки

Изготовление рубашки

Вытрепали лен

Отмочили в реке и высушили на лугу

Посеяли льняное семя

Спряли витки

Вырастили лен

Выдернули лен с корнем

Выбелили на морозе или солнце

Соткали холст

Сшили рубашку

Изготовление рубашки

Вытрепали лен

Отмочили в реке и высушили на лугу

Посеяли льняное семя

Спряли витки

Вырастили лен

Выдернули лен с корнем

Выбелили на морозе или солнце

Соткали холст

Сшили рубашку

 (Язык до Киева доведёт)

 ( Шило в мешке не утаишь)

Читайте также:  Викторина о растениях для начальной школы 8-10 лет с ответами

 ( Делу время – потехе час)

 (Из огня да в полымя)

 (Слово-серебро, молчание-золото)

  (Поспешишь – людей насмешишь)

Быт и кухня

(Лучина)

 (хлеб)

 (Блины)

 (Лапти)

 (Количеством членов семьи и достатком)

 (Скамья)

 (Сбитень)

 (Пирог с рыбой)

 (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке)

 (Приглашение на праздник)

Источник: http://bobrovnikova71.blogspot.com/p/blog-page_2859.html

Сценарий для праздников

  1. Дамы и господа! Леди и джентельмены! Приветствуем Вас на торжественном открытии недели русского языка и литературы в школе! Талисманом нашего праздника станет русский медвежонок-трогательный и смышленый зверек, символ конкурса «Языкознание – для всех».

2. Господа, мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

       1.  Вот так говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как —  то называть, именовать».

Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас. У каждого из нас есть имя . Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают..

        2. Есть одна мудрая пословица: «Хромое слово-кривая речь». Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться. Повернитесь друг к другу, скажите несколько приятных слов сидящему рядом с вами!

        1.  Какими словами вы дарите радость родителям, друзьям, а какие слова ранят и огорчают их? «Радостные» слова: люблю тебя, моё солнышко, ты-настоящий друг, умница, молодец, горжусь тобой и т.д.  «Огорчающие» слова: отстань, ты мне надоел, балбес, бестолковый и т.д.

        2.  Чем чаще, к месту, искренне будете употреблять этикетные слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться

         1. Бывает, мы неправильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи.

          2.  Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.

          1. А сейчас предлагаем Вам посмотреть шуточный танец под песенку о русском языке ансамбля «Счастливчики». Худ. руководитель  Солуянова М.И.

  1. Танец под шуточную песню о русском языке.
  1. А сейчас предлагаем Вашему вниманию сценку о русском языке в исполнении учеников 10 а класса.
На сцене две подружки и два друга:  В руках – учебник русского языка.
Настя. Наиля Габдельбаровна меня сегодня на уроке отругала: я написала каТка с фикусом. А она сказала: Ты, наверно, в каТке катаешься на коньках! Вспомни пословицу: была бы мука да кадушка, будет и ватрушка..» И послала она меня в.. краеведческий музей посмотреть на кадушку.
Даша. Я на свою Резеду Адхамовну тоже обиделась: говорит, что мне язык нужно чистить, мол, у меня в лексиконе только два слова  «балдеть» и клевый».Сейчас, разбежалась я!  Вместо того, чтобы идти смотреть пятый раз «Хоббита», буду язык начищать.  Никита. Я вообще молчу! У нас на  уроке русского не ту букву напишешь — полный отпад! Елена Владимировна так начнет причитать, будто из-за моей ошибки кто-то помер!
Саша. А наша Эльвира Ленмарковна не причитает, а все повторяет «Живой русский язык». Где она таких живых видела?
Язык. Входит Язык(Исаев) в костюме ученогоЧто-то вы меня, ребята, рано похоронили! Конечно, я старый, но не такой как латинский язык или праславянский, которые, действительно, являются мертвыми. И машины ломаются, и государства, и алфавиты, но наш русский язык – язык живой, развивающийся , интересный. Но я на вас обиделся и поэтому исчезаю, но на всякий случай оставлю вам это :Подает ребятам свиток, они разворачивают и читают:Аз. аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены, славен град вятчан свой чюдный славили.
Настя. Слушай, Дашка, что за бред?
Даша. Это не бред, Это какой-то древний язык, по-моему, наш, слова встречаются похожие.
Настя. Как же! Абракадабра!
Даша. Нет! Аз- это первая буква старого алфавита, обозначала, по-моему, Я. Мудрости – это наше слово. Понятно, рачитель… Я сейчас вспоминаю, что в древности писцы должны были составлять текст по особым законам, и законы эти были освящены церковью. А похож наш язык тогда был на болгарский. Потому что именно болгарскиеПросветители Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Да, у нас же  Саша из Болгарии, пусть прочитает что-нибудь …
Саша. Читает стихотворение по-болгарски.Скрих се в този топъл вятър, който срещу тебе тича и тополите премята.Късно е да те обичам.Късно е да бъдем части от една горчива дума. Мислиш ли, че има щастиес прилагателно “разумно”? И потъвам в този вятър с безизходната надежда, че пронизва необятанеизпратената нежност.Снова девочки.
Даша. Выходит, что наш язык изменялся, старые слова, труднопроизносимые, заменялись новыми?
Настя. Какая ты, Дашка, умная!. Саша, а что значит .аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены .
Яша. Это значит: если ты хочешь быть мудрым, хочешь, чтобы все люди были душевны, то должен хотеть, чтобы и дочери твои были умными,
Даша. Читай дальше, интересно же! Дщери умом были свершены… славен град вятчан свой чюдный славили… Дщери – это дочери, наверно, умом свершены (смеется), ну это понятно, это он намекает, что у нас ума не хватает, да, мы должны славить град вятчан, это значит-Киров,…
Настя. Смотри, смотри… они что неграмотные были? Чюдный написан с буквой Ю! Все знают, что чу-щу пишется с буквой у. Это наверно ошибка.
Даша. Нет, это раньше писали, как слово слышалось, но со временем стали писать по правилам и даже старались речь сделать более простой, понятной.

Все вместе: Ну вот и разобрались! И вправду, великий и могучий!

  1. Спасибо, ребятам, а мы продолжаем нашу программу.Так что же нас ждет на неделе? Что предстоит увидеть и услышать? Посмотрим!
  1. Презентация недели русского языка под музыку :ВРЕМЯ». Комментирует второй ведущий. Понедельник. Выставка постеров, посвященных писателям-юбилярам. Мы решили изменить традицию и заменить литературную газету на коллаж. Ребята из каждого класса ждут вас, чтобы рассказать о своем творении.  

 Вторник. Мы приглашаем ребят 9-11 классов на спектакль «Серебряный век» в исполнении труппы актеров…

Среда. Спектакль, подготовленный учениками 5 и 8 классов по творчеству Чехова, Гаршина.

Четверг. Конкурс чтецов, посвященный  творчеству великого русского поэта Федора Ивановича  Тютчева.

 Пятница. Праздник славянской письменности.

Суббота. Награждение участников, победителей недели русского языка и литературы.

  1. А сейчас музыкальная композиция… в исполнении ученицы 9 а Хафизовой Алины
  1. Игра на саксофоне. Алина 9а.
  1. Стихи о русском языке. Читают ученики 10а класса.

Чтение стихов под музыку. Найти музыку. Стихотворение Тургенева — Русский язык

Алина

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Анна Ахматова Лиана

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Николай Заболоцкий Алсу

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих

. Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг. И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть. Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык!

Валерий Брюсов Гульнар

Мой верный друг

! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи — как дым алтарный!

Как вызов яростный — мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в 

часы бессилья
И сокрушал избытком сил.Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев — нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Леонид Корнилов Саша

Мне последнего слова не надо. И когда хлынет кровь под кадык. Из меня, как чеку из гранаты,

Время выдернет русский язык.

И сорвёт оглушительной силой Свет со звёзд, словно пламя со свеч. Над воронкой, размером с Россию,

В космос вздыбится русская речь.

Немота перейдёт все границы. И полмира забудет слова. И минута молчанья продлится

Может, год, может, век, может, два.

Но когда кошельками моллюсков Мир себя до отвала набьет, Он очнется и вспомнит про русских,

Про бессребреник – русский народ,

Раздаривший Аляску и правду, И поднявшийся к Богу впритык. Мне последнего слова не надо.

Говорить будет русский язык.

Он из наших — последний великий Прикрывает надежно отход. Не иконы, а книги, как лики,

Остаются на полках высот.

Что хотите вы мне говорите… Как в пространстве царит высота, Так числом русских букв в алфавите

Измеряется возраст Христа.

Древним словом мы с будущим слиты. Человечество – наш ученик. Наш круг чтенья – земная орбита.

Наша Родина – русский язык.

  1. Песня на слова С.Есенина . Аккомпанемент Алексей Матвеев 7а класс.
  1. Песня Матвеев и Галимуллина
  1. А сейчас представляем вашему вниманию  видео опрос учеников нашей  школы. Подготовила Камарутдинова Венера.
  1. Видеоинтервью о русском языке
  1. На этом наша торжественная часть подошла к концу, и завершить свою программу мы хотим  гимном русскому языку. Мы раздали текст всем, просьба спеть гимн вместе.
  1. Гимн русскому языку. Поют все.
Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ художественного произведения. толстой «лев и собачка»

Источник: http://scenarii-prazdnikov.ru/iyun/scenki-den-russkogo-yazyka/

Праздник русского языка. Сценарий проведения школьного вечера

Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и  русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!

1 ведущий:   В те времена славянские народы

В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.

(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)

2 ведущий:   Славян святые братья просветили.

Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.

(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)

1 ведущий:   Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.

2 ведущий:   Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,

Заветы прошлых и грядущих дней, Живые голоса любви и состраданья, И мудрость сердца любящих людей.

Мефодий                       Мой брат Кирилл,

Я вспомнил сон твой вещий.

Тебе явилась дева

Чудной красоты.

(Появляется София)

Кирилл:       Средь множества красавиц при дворе

Ее я выбрал…

(Берет ее за руку)

Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?

София:        София – Премудрость Божия.

Так нарекли меня.

А ты служить мне будешь?

Кирилл:      Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.

(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)

София:         Прошло уж много лет.

Как дали грамоту славянам.

Но их сердца разумнее ли стали?

Ведь мудрость сердца ценится пред Богом

Дороже знания законов и паук

Кирилл:      Царица София! Открыла

Ты мудрость Божию нам.

Небесной красою сияет

Твой дивный лазурный храм.

Уже пролетели столетья,

Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)

София: (зрителям)

Теперь поскорее ответьте.

Какими же стали вы?

Умножились Ваши знанья?

И мудрыми стали сердца?

Есть ли в них состраданье

Верность любви до конца?

Учащиеся читают стихи о русском языке

Устная речь

Гаснет устная словесность,

разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса

Сот ни слов, родных и метких.

Сникнув, голос потеряв.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях

Ты их выпусти оттуда.

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

B.Шефнер

Сценка об омофонах “Несуразные вещи”. (Показывается во время подготовки команд).

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь сам говоришь: “Не сумел”. Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: “Ему же надо будет”. Понадобится значит.

– Вот оно что…

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– Ага.

– И ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая.

– То есть как?

– Зеленого цвета.

– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Что-о?!

– Ну ты же сам сказал: “Нашлась Тамарка”…

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя…

– Да! Стой, стой!

– Ну, что еще?

– Привет передавай.

– Кому?

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство.

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю; «Век. От века Вековать

Век доживать. Бог сыну не дал веку

Век заедать, иск заживать чужой.. »

В словах звучат укор, и гне, и совесть….

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть.

С ЯМаршак

Мужество

Мы знаем. что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, –

И мы сохранил; тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И звукам дадим, и от плена спасем,

Навеки!

А. А. Ахматова

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как гово­рит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Оне­гин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)

–  Димка, ну че, прочитал?

–  Прочитал.

–  Прикольно или стремно?

–  Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на пар­нишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину

не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать со­бой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

–  Вот лох!

–  А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

–  Ух, ты!

–   Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бе­га… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.

– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Алексан­дра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель

Друг, недруг, я хочу с гобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов.

Живых картин, иль острых слов.

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог. чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты.

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

1 –й ведущий. Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Алек­сандр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)

Игра со зрителями

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать  синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз два и обчёлся

Во всю прыть – что есть духу, со всех  ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.

Видимо — невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.

                                                                Кто быстрее?

Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова

Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой

Ноги — уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь,   другая там, ног под собой не чувствовать.

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.

ведущий                Века прошли с тех давних пор.

Как грамота дана славянам.

И, поборов невежества позор.

Они равны всем просвещенным странам.

Кто ж людям истину открыл?

Святой Мефодий и святой Кирилл!

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный – речь.

Источник: http://prazdnovik.ru/prazdnik-russkogo-yazyka-scenarij-provedeniya-shkolnogo-vechera.html

Ссылка на основную публикацию