Рассказ льва толстого «птичка»

Птичка (Рассказ)

Рассказ Льва Толстого «Птичка»

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

– Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
– Мама! Что мне теперь делать?

– Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Источник: https://vsebasni.ru/tolstoi/ptichka.html

Сказка Птичка. Читать онлайн, скачать. Толстой Лев Николаевич

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

— Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

— Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

— Мама! Что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Источник: http://repka.su/skazki/Ptichka/1619

Методическая разработка по чтению (4 класс) по теме: Урок чтения в 4 классе Л.Н.Толстой “Птичка”

Государственное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа- интернат V

Г. Зернограда.

Урок чтения: Л.Н.Толстой «Птичка»

4 класс.

Учитель: Кандыбенко Лидия Фёдоровна.

Г.Зерноград

2010г.

Тема: Л.Н.Толстой «Птичка»

Задачи  урока: – развивать сознательное, правильное чтение вслух и молча;

– формировать гибкость и скорость чтения, умение менять темп , в зависимости от поставленной задачи;

– развивать умение ориентироваться в причинно- следственных связях рассказа;

– выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;

– воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; опоры для составления плана; таблички эмоционального состояния; отрывок из произведения П.И.Чайковского.

План урока.

I.  Психологический настрой.

Какую речь мы развиваем на уроке чтения?

Читайте также:  Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию

Наш девиз:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II Разминка.

Упражнения, развивающие оперативное поле? чтения и память.

Игра «Весёлый фотограф»(для  тренировки  внимания, памяти, мышления)

из          был          стекло

от          пел           крыло

ку          зар            перо

Какое слово лишнее?

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с произведениями великого русского писателя, который написал много поучительных рассказов для детей его фамилия  зашифрована в этих геометрических фигурах.

▲.►.▼◄   ▬ ▄ 

Л.Н.Толстой.

Сообщение учителя биографии Л.Н.Толстого.

Л.Н.Толстой – великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная поляна он организовал школу для детей из бедных семей.

  Л.Н.хотел, чтобы все дети росли грамотными, честными, отзывчивыми людьми, чтобы помогали друг другу и жили всегда в согласии с природой. Рассказы этого великого писателя  до сих пор читают и взрослые и дети.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого.

Название рассказа сложите из букв русского алфавита

JLIПRCVTNQИWZЧSUKLIYA  – «Птичка»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Птичка»

IV. Задачи урока:

-читать , используя разные виды чтения;

-составлять диалог;

-составлять план рассказа;

-подбирать музыку к частям плана;

– составлять краткий пересказ;

-цифровой диктант.

V. Работа над лексическим значением слов:

Горница – комната.

Закостенел – застыл, сильно замерз.

Быль – правда.

Бьётся птичка – хочет вырваться, вылететь  на свободу.

Убьётся птичка – погибнет.

Сжатый пересказ – очень краткий пересказ,  в котором передан смысл всего рассказа.

VI. Чтение рассказа учителем.

VII. Вопросы по содержанию рассказа.

  1. О ком рассказ?
  2. Где он взял птичку?
  3. Какую птичку поймал мальчик?
  4. Как вела себя мама?
  5. Почему погибла птичка?
  6. О чем пожалел Серёжа?

VIII. Повторение правил чтения.

Самостоятельное чтение текста разными видами чтения.

1.Губы.

2.Жужжание .

3.Буксир.

4.Разведка.

5.Финиш.

6.Цепочка

IX. Работа над развитием диалогической речи.

– встретили ли вы в тексте разговор героев? Диалог?

–  прочитайте только разговор мамы и мальчика.

X. И отрывка

 «Игра в прятки»- характеристика птички. Дополни…

И как  у него…

Засунул Сережа руку…

    Не успела она сказать…

Чижик был ещё жив…

Утром, когда Сережа подошел…

-какие чувства вызывают у вас эти предложения?

– в каких словах проявляется жалость и любовь писателя к птичке?

XI. Физимнутка. «Этюд души» (Мы- часть природы)

Музыка. П.Чайковский «Утро»

Я приветствую тебя, Земля!

 Я приветствую тебя, Вода!

Я приветствую тебя, Воздух!

Я приветствую тебя, Солнце!

XII. Работа над сжатым пересказом.

-из каких частей состоит текст?

-на какие три части можно разделить весь рассказ?

(Подарок, птичка в клетке, гибель птички)

-прослушайте музыку, и скажите, к какой части можно ее отнести?

– какое настроение было у Сережи?

-подберите рисунок к эмоциональному настроению мальчика.

-какие слова текста подтверждают ваши предположения?

Как словесно можно озаглавить первую часть?

                         1.Подарок.

Сереже на день рождения подарили сетку для ловли птиц.

2.Птичка в клетке.  

В клетку залетел маленький чиж.  Два дня Сережа за ним ухаживал.

                    Потом стал забывать кормить птичку и чистить клетку.

                   3.Гибель птички.

            Однажды он забыл закрыть клетку.Чиж вылетел и разбился. Сере –   же было жаль птичку. С тех пор мальчик никогда не ловил птиц.

– как менялось настроение Серёжи? Обозначить эмоциональное состояние мальчика соответствующей табличкой.

– к какой части плана  подходят отрывки музыки?

– перескажите сжато текст.

XIII.Развитие воображения и мышления.

– дети, вам понравилась концовка рассказа?

– придумайте свою;

– будет теперь рассказ былью?

XIV.Итог урока.

-что мы делали на уроке?

– а зачем?

-чему учат рассказы Л.Н.Толстого; (быть отзывчивыми, добрыми, жить в согласии друг с другом и с природой.)

 Мы в ответе за тех , кого приручили.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/09/28/urok-chteniya-v-4-klasse-lntolstoy-ptichka

Воспитательное занятие для начальных классов коррекционных школ по рассказу Л. Н. Толстого «Птичка»

Воспитательное занятие для начальных классов коррекционных школ по рассказу Л. Н. Толстого «Птичка»

Тема: чтение рассказа Льва Николаевича Толстого «Птичка».

Программное содержание: 1) познакомить детей с великим русским

писателем Л.Н. Толстым; учить внимательно слушать чтение рассказа; отвечать на вопросы;

развивать внимание, память, мышление, речь;воспитывать любовь к природе; уважение к великому русскому писателю.Методические приемы: рассказ воспитателя, выразительное чтение.

объяснение, вопросы, оценка детской речи.

Материалы и оборудование: портрет Л.Н Толстого.

Организация: дети сидят полукругом.

Ход: I. Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым (показывает портрет).

– Лев Николаевич Толстой написал очень много рассказов. сказок, басен для детей и взрослых.

Его лицо выражает мужество, любовь, доброту, простоту. По его портрету мы можем сказать, что он очень любит русскую природу, русский народ.

Лев Николаевич Толстой родился очень давно в Ясной поляне. В семье Толстых было пятеро детей: четыре брата – Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и сестра Маша.

Когда Леве не было еще двух лет. умерла его мама. Воспитывала детей родственница Толстых, которую они называли «тетенькой». Всю жизнь Лев Николаевич любил и вспоминал тетеньку Татьяну Александровну. Дети были дружны между собой, любили и умели играть. Часто игры придумывал старший брат Коленька.

Он сочинил игру в «зеленую палочку», рассказав, что в одном из уголков Яснополянского парка зарыта палочка, на которой написано, как стать счастливым.

Найти эту палочку сможет тот, кто выполнит три условия: не будет наступать на полоски, когда ходит по половицам, не увидит ни разу за год зайца — ни живого, ни мертвого, ни жареного и, стоя в углу, не будет думать о белом медведе.

Два условия были легко выполнимы, но третье… как только мальчиков, наказав, ставили в угол, они сразу начинали думать о белом медведе. Игра так запомнилась Льву Николаевичу, что, будучи уже старым человеком, он велел похоронить себя в том уголке парка, где в детстве искал «зеленую палочку». Там его и похоронили.

Мальчиком Толстой был очень жалостливым, не мог видеть зла, плакал, если дети находили мертвую птичку.

Совсем молодым Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну из Казани, где он учился, и открыл школу. Потом, уже став писателем, он учил в этой школе детей – крестьянских ребятишек и писал для них книги.

У Льва Николаевича Толстого было много детей. Став взрослыми, они рассказывали, как любили и уважали своего отца.

Лев Николаевич прожил очень долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и детей. То, что он был известным писателем, не мешало ему постоянно заниматься спортом. Он очень любил физический труд (он пахал землю, косил траву).

Читайте также:  Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: осень

Давно уже нет в живых писателя Льва Николаевича Толстого, но все люди во всем мире читают и любят его книги, хотят как можно больше узнать о нем.

Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого. Тогда он вам станет понятнее и дороже.

II. Как я уже сказала, Лев Николаевич Толстой очень любил природу. Послушайте рассказ «Птичка», который написал Л.Н.Толстой. (Приложение )

А теперь ответьте на вопросы:

– Почему Л.Н.Толстой назвал рассказ «Птичка»? О ком вам хочется поговорить прежде всего и почему?

(Потому что рассказ про птичку, о птице, о чижике…)

– Какие намерения были у Сережи?

(Сережа хотел птичку держать дома, мальчик думал, что птичка игрушка…)

– В чем виноват мальчик?

(Не хотел отпускать чижика, хотел его держать в клетке, не дал свободы…)

– Как бы вы поступили на месте главного героя?

(Отпустил бы летать, хорошо кормил бы, отпустил бы на свободу…)

– Чему учит этот рассказ?

(Не обижать животных, не быть жестоким, не закрывать птичек в клетку…)

– С каким писателем мы познакомились?

(С великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым)

– О чем и о ком он написал?

(О птичке, о птице, о мальчике…)

– Что нового вы узнали из рассказа Л.Н.Толстого «Птичка»?

(О мальчике Сереже, о птичке, о том, что птичек нельзя держать в клетке…)

Сегодня очень внимательно меня слушали… Хорошо отвечали на

вопросы…

Приложение

Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.

Мать говорит:

– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.- Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:- Мама! Что мне теперь делать?- Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.

Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Источник: https://www.InfoUroki.net/vospitatelnoe-zanyatie-dlya-nachalnyh-klassov-korrekcionnyh-shkol-po-rasskazu-l-n-tolstogo-ptichka.html

Лев Толстой – Все лучшие сказки и рассказы

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, иг – рали с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его.

А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Читайте также:  Конспект занятия кружка в начальной школе. поделки из природного материала

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить.

Она сказала:

– Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь.

А я всё приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков: один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня:

– Что ты?

Я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.

А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, слезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре:

– Не ходи назад!

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала:

– Брось грибы!

А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Собрался батюшка в город, а я ему говорю:

– Батя, возьми меня с собой.

А он говорит:

– Ты там замёрзнешь; куда тебя…

Я повернулся, заплакал и пошёл в чулан. Плакал-плакал и заснул.

И вижу я во сне, будто от нашей деревни небольшая дорожка к часовне, и вижу я – по этой дорожке идёт батя. Я догнал его, и мы пошли с ним вместе в город. Иду я и вижу – впереди топится печка. Я говорю: “Батя, это город?” А он говорит: “Он самый”. Потом мы дошли до печки, и вижу я – там пекут калачи. Я говорю: “Купи мне калачика”. Он купил и дал мне.

Тут я проснулся, встал, обулся, взял рукавицы и пошёл на улицу. На улице ребята катаются на ледянках и на салазках. Я стал с ними кататься и катался до тех пор, пока не иззяб.

Только я вернулся и влез на печку, слышу – батя вернулся из города. Я обрадовался, вскочил и говорю:

– Батя, что – купил мне калачика?

Он говорит:

– Купил, – и дал мне калач.

Я с печи скочил на лавку и стал плясать от радости.

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.

Мать говорит:

– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь!

– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!..И как у него сердце бьётся!

Мать сказала:

– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

– Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:

– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

– Мама! Что мне теперь делать?

– Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро ды – шал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть. Всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Источник: https://profilib.org/chtenie/23881/lev-tolstoy-vse-luchshie-skazki-i-rasskazy-2.php

Ссылка на основную публикацию