Ранее развитие и обучение ребенка. методика воспитания фридриха фребеля

Глава 5. Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля

Ранее развитие и обучение ребенка. Методика воспитания Фридриха Фребеля

Общественное дошкольное воспитание детей трудящихся в Западной Европе в конце XVIII — начале XIX в.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.Проблемы призрения малолетних детей, а также подготовки их к производительному труду приобрели злободневный характер. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: “женские школы”, “игральные школы”, “убежища”, а также “школы для плетения из соломы”, “школы для вязания кружев и т. п Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее большинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к. производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием “Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков написал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820 г. сам открыл “школу для маленьких детей”. В этой, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назначение, цель и задачи этих школ, предназначенных для воспитания детей рабочих, ремесленников и крестьян в духе строгой дисциплины, протестантской морали, мелкобуржуазных добродетелей.Для обеспечения своего содержания в школе, а главное — прибыли устроителю, предпринимателю малолетние дети должны были, как взрослые, работать на производстве.Конечно, прогрессивные общественные силы пытались бороться с таким направлением школ для детей трудящихся, пытались преодолеть их эксплуататорскую сущность, добиваясь превращения их в воспитательные учреждения. Но, естественно прогрессивные педагогические идеи прививались в той или иной мере только в очень немногих из этих учреждений. Только некоторые “школы для маленьких детей или “игральные школы”, где основным контингентом были дети зажиточных бюргеров (горожан), отвечали в какой-то степени педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям для детей. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоническом развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и производительный разносторонний труд детей как средство их нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Очень редко, при стечении случайных благоприятных обстоятельств, элементы складывающейся прогрессивной системы воспитания проникали в школы для детей бедняков-тружеников.Фридрих Вильгельм Фребель был видным представителем педагогики первой половины XIX в., он сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Жизнь и деятельность Фребеля

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано. осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях.

Встреча с одним из последователей Песталоцци — директором образцовой школы г. Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805—1807).1807—1810 гг.

Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование. В 1811—1813 гг.

он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей.Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г.

в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение “Универсальный германский воспитательный институт”, которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд “К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г.

в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу “Воспитание человека — главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.В 1828 г.

, когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении “вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт.

В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил.В 1833 г.

Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет.

Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название “Детский сад”.Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838—1840 гг. издавал газету “Воскресный листок под девизом “Будем жить для наших детей”, в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В 1843 г.

он опубликовал “Материнские и ласкательные песни”, в 1844 г. под его редакцией вышли “Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге”, в 1851 г. им был издан “Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни”.

Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга “Педагогика Детского сада (в России переведена и издана в 1913 г. под названием “Детский сад”).Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку “детских садовниц — воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины.

Теория развития ребенка

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии.

Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к решению о необходимости преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему на прочном философском фундаменте. Впоследствии Фребель писал: “Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система падает. Она стоит, пока цементируется моей “философией”.

Мир, по его мнению, состоит из двух единых и вместе с тем противоположных начал — материи и духа, имеющих, однако, общее божественное начало.

Основу философии Фребеля составляло идеалистически трактуемое понятие о единстве вселенной и ее многообразии, о существовании всеобщего, единого для всего мироздания, но в каждом отдельном случае специфически проявляющегося закона, который он назвал “законом единства в многообразии”. На основе этого закона он построил свою систему воспитания в детском саду.

На ребенка, как и вообще на человека, Фребель смотрел как на носителя божественной сущности, как на существо, развивающее в себе божественное начало. Идеализм Фребеля проявлялся и в его утверждении, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами.По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.

Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого творческого божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребенке божественного начала.

Педагогика и методика воспитания в детском саду

Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействии, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений.

В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду.Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития.

Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движении, умеренное и подходящее питание, удобную одежду.

Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру.

Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др.

, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю.

Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть “даров”.Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый.

Читайте также:  Заготовки из огурцов на зиму. рецепты

Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая “вперед-назад”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями.

Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом “Есть мячик — нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.

Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является “единством в единстве”, шар — символ движения, шар — символ бесконечности.Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ “единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях (“сложное единство”, “единство и многообразие”); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.Следует отметить еще как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и самую мысль о строительном материале для игр-занятий детей. Эта идея была затем широко использована: ящики с набором строительного материала сделались одним из самых распространенных пособий для детей (правда, без соблюдения той строгой последовательности, которую предлагал Фребель). Недостатком же этих даров является их надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность, значительный формализм материала. Стремясь дать детям представление об окружающей жизни, Фребель, наоборот, своей системой, пособиями, занятиями, практически не связанными с живой действительностью, сильно ограничивал их кругозор и свободу творчества.Много страниц в сочинениях Фребеля посвящено развитию речи детей, песенкам, играм; им установлена последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью и другие занятия, для этого им были придуманы песенки, сопровождающие занятия по рисованию, и др.Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.Детские сады, преследуемые при жизни Фребеля, к концу XIX в. заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах.Распространение идей Фребеля после его смерти связано с деятельностью ряда его учеников и последователей, некоторые из них были организаторами первых народных детских садов для детей пролетариата.В 1866 г. в России начал издаваться журнал “Детский сад”, в котором освещалась методика Фребеля и вместе с тем давалась критика идеалистических основ его системы.

В Германской Демократической Республике теория Фребеля проанализирована с марксистских позиций. Отвергая идеалистические основы этой теории, немецкие педагоги показали исторические заслуги своего соотечественника в развитии дошкольной педагогики: труды Фребеля способствовали выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.

Источник: http://gala-d.ru/parts/1086-part5.html

Детские сады Фрёбеля: становление педагогической системы

Массовое дошкольное образование существует в мире уже более ста лет (в нашей стране с 1917 года), и за это время оно стало чем-то обыденным и очевидным. Мы говорим «детский сад» и даже не задумываемся, что это словосочетание сравнивает детей с растениями. Откуда взялась сельскохозяйственная метафора?

В английском языке детское дошкольное учреждение называется так же, как и в русском – Kindergarten. Это простейшее языковое сопоставление даёт нам направление, в котором нужно копать.

Там, где в русском языке буквально перевели иностранное выражение, в английском полностью заимствовали немецкий оригинал. Родина детских садов – Германия.

Постараемся разобраться, как, когда и благодаря кому между Рейном и Одером возникла идея таких учреждений и как она изменила мир культивации, продолжая пользоваться языком земледелия, новых людей.

Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии.

Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей.

Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью.

Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей.

В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит.

К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов.

Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования.

Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей.

Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира.

Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода.

Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание.

В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени.

В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру.

Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия.

Читайте также:  Весенний физкультурный досуг в младшей группе детского сада

Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала».

С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать.

Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме.

Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера.

Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций.

Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой.

В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори.

В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью.

Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе.

Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода.

Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

Посмотрите наше видео с переводом на нашем канале.

Источник: https://mchildren.ru/pedagogicheskaya-sistema-fridriha-fryobelya/

Жизнь и педагогическая деятельность Фридриха Фребеля

Обновлено: 06.11.2013

Родился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года. Ещё малюткой он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха.

Отец, занятый своими многочисленными пасторскими обязанностями, не имел возможности заняться мальчиком. Невзлюбившая его мачеха также обращала на него мало внимания и мальчик рос, предоставленный самому себе.

Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным[источник не указан 276 дней]. Легче других предметов ему давались математика и естественная история. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 году он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет.

Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство.

Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1805 году он отправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци. Эта поездка убедила Фребеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить.

Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808году вместе со своими тремя воспитанниками переселился в Ивердён и поступил учителем в школу Песталоцци . Уча и сам одновременно обучаясь, он пробыл в Ивердёне два года.

Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в геттингенский университет, для изучения философии, естественных наук и языков. Через год он перешёл в берлинский университет, приняв на себя обязанности преподавателя в одной из тамошних школ.

Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в корпус Лютцова. Здесь он сошёлся со своими будущими сотрудниками по педагогическому делу, Миддендорфом и Ланденталем. Энтузиазм Фрёбеля, постоянно читавшего своим друзьям лекции на тему о воспитании и обучении детей, передался и последним.

После похода, в 1814 году, Фрёбель стал ассистентом профессора Вейса при минералогическом музее в Берлине, но скоро отказался от этого места, отклонил предложенную ему стокгольмским университетом кафедру и покинул Берлин.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе. В эту школу первоначально поступили его пять племянников, затем ещё брат Лангенталя.

В следующем году вдова его брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фрёбеля Материальное её положение было крайне затруднительное.

Кроме самого Фрёбеля, преподавателями были Лангенталь, Миддендорф и племянник последнего, Барон.

В 1818 году Фрёбель женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние.

То же самое сделал и брат Фрёбеля, Христиан: продав своё торговое дело, он переселился в Кейльгау и сделался директором училища. Мало помалу школа Фрёбеля начала процветать. В 1821—1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников.

К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году.

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии, ревизора.

Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию.

Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе.

Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

В 1836 году Фрёбель вернулся в Кейльгау, так как его жена не переносила сурового климата в Бургдорфе. В 1839 году он прочёл в Дрездене, в присутствии королевы саксонской, лекцию о школах для малолетних детей; лекция эта не имела успеха.

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Так, его первый детский сад был открыт в день 400-летнего юбилея книгопечатания.

В то же время Фрёбель начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!» Вскоре умерла его жена, помощница его во всех предприятиях, и Фрёбель снова переселился в Кейльгау, где написал свои «Материнские песни»; музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки — художникУнгер. Тогда же им были подготовлены первые «детские садовницы».

В 1848 году Фрёбель отправился в Рудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учение подверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратно свои предложения. Женившись вторично на одной из своих учениц, Фрёбель отправился в Гамбург для основания там детского сада.

В 1850 году герцог Мейнингенский, заинтересованный учением Фрёбеля, предоставил в его распоряжение свой замок Мариенталь.

В 1852 году, присутствуя на съезде учителей в Готе, Фрёбель был предметом восторженных оваций; но его жизненные силы были уже подточены, и он умер 21 июня того же года в Мариентале, где работал над учреждением школы для детских садовниц.

Педагогические идеи

Теория развития ребёнка.

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.

Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога.

Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, — включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие.Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития.

Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру.

Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.

Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Читайте также:  Развивающие игры никитина

Дары Фребеля

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке.

Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями.

Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.

Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ “единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной).

Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар Фребеля.

Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Вклад в развитие мировой педагогики. Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф.

Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания.

Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Фребелички

В России последовательниц Фридриха Фрёбеля в конце XIX — начале XX веков называли «фребеличками»

Источник: http://www.kspu.edu/InternationalActivities/Germany/Froebel.aspx?lang=ru

Как Фридрих Фрёбель придумал систему детских садов. Но об их принципах все немного забыли

Да, самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителями воспитывать, развиваться и обучать детей — через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор. Даже если не знают, кто их придумал.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Фридрих Фрёбель родился в Германии в 1782 году. Он был шестым ребёнком в семье и рано осиротел — мать умерла, когда ему не исполнилось и года.

Отцу было не до ребёнка, и мачехе, которая у него вскоре появилась, — тоже. За Фрёбелем приглядывали братья и сестры, но большую часть времени он проводил один.

«Природа была мне школой, деревья, цветы — учителями», — вспоминал он вполне в духе своего времени.

Став старше, он переехал к своему дяде, пастору, окончил школу, учился в университете на факультете математики и естественных наук, но из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу и начать работать. Он был лесничим, библиотекарем, секретарём. Одно время интересовался архитектурой, но потом подружился со школьным учителем, начал преподавать сам и понял, что нашёл своё призвание.

Фридрих Фрёбель

В то время в Европе на слуху было имя другого педагога и просветителя — швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци. Он открыл частную школу и звал туда не только детей, но и учителей — учиться педагогике. Фрёбель провёл в этой школе два года: одновременно учился и преподавал.

В эпоху Просвещения люди уже говорили об особой роли детства в жизни человека. Но идеалом всё равно оставался ребёнок без страстей и грехов. И этому, конечно, никак не соответствовали реальные дети — любознательные, непоседливые и упрямые.

Религиозные воспитатели, конечно, считали, что нужно «смирять греховную натуру» с помощью розог. Но Песталоцци (а за ним и Фрёбель) утверждал, что ребёнку нужно помогать создавать и чувствовать, а не ограничивать его строгими правилами.

В 1816 году Фрёбель открыл собственную школу: изначально в ней училось шесть человек. Преподавали там военные друзья педагога (он участвовал в партизанской войне против французов в 1813 году), которых он заразил своей страстью к педагогике.

Надо сказать, что увлекать своим делом Фрёбель умел: его жена прониклась идеями мужа и пожертвовала на устройство школы всё своё состояние

Брат, после того, как продал свой бизнес, стал директором школы. А вдова другого брата купила имение и предложила Фрёбелю перевести свою школу туда. Правда, школа Фрёбеля просуществовала недолго: его обвинили в пропаганде атеизма. Конечно, атеистом Фрёбель не был.

Наоборот, он стремился развивать в детях «божественное начало». Но слишком непривычны были его методы для тех, кто проповедовал смирение и послушание. «Чтобы изменить людей, их надо любить.

Влияние на них пропорционально любви к ним», — высказывание Фрёбеля звучит вполне в духе христианства, но на деле людям, которые обвиняли его в атеизме, было трудно это принять.

Фрёбель с женой много переезжали, пытаясь организовать школы то там, то тут. В Швейцарии, например, местные власти даже предложили Фрёбелю возглавить дом для сирот в городе Бургдорфе. В то время большинство приютов принадлежало церкви: там была строгая дисциплина, но с детьми почти не занимались.

То, что маленьким детям нужен педагог, вообще мало кому приходило в голову. Но Фрёбель сам был сиротой и отлично знал, как нужны ребёнку забота и внимание. Он общался с детьми, придумывал для них стихи, песни, игры и игрушки, которые стали первыми в истории развивающими пособиями.

Но задержаться в Швейцарии ему не удалось: жена Фрёбеля плохо переносила местный климат, и они вернулись в Германию.

Первый детский сад и «дары» Фрёбеля

Именно там, в городе Бланкенбурге, он в 1839 году открыл первое заведение для дошкольников, которое назвал «детский сад». Название было в духе эпохи Просвещения с её концепцией «естественного человека»: дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.

«Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всех отношениях связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все её требования, точно так же и мы должны стараться относиться к ребёнку и вообще к человеку. Исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в нерушимом единении с жизнью и природой, в постоянной связи с первоисточником всякой жизни».

Фридрих Фрёбель «Будем жить для своих детей»

В первом детском саду действительно был свой сад — общий цветник и небольшая грядка у каждого ребёнка. Девушек, которые работали с детьми, называли «детскими садовницами».

К слову, это название прижилось и в нашей стране — воспитателей так называли вплоть до 30-х годов XX века. Сады Фрёбеля создавались не для того, чтобы заменить на время семью.

Они должны были помочь родителям в воспитании: мамы могли прийти вместе с детьми, поиграть и поучиться у садовниц.

Фрагмент картины Иоганна Сперла «Детский сад»

Фридрих Фрёбель не только первым придумал и открыл детский сад, но и разработал пособия для него. Он назвал эти пособия «дарами». Фрёбель считал, что именно через игру ребёнок знакомится с окружающим миром. И «дары» должны в этом знакомстве помочь.

Например, первый дар — это небольшие шерстяные шарики семи цветов радуги, привязанные к длинным ниткам. Мама раскачивает шар и объясняет, в каком направлении он движется: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз, по кругу.

Опускает шар в коробочку и вынимает его, прячет его в ладонях и показывает. Ребёнок наблюдает за этим и развивает пространственное мышление. Потом он пробует играть с шарами сам, вращать их — тренирует координацию движений.

Кроме того, он учит основные цвета.

Второй дар Фрёбеля — это деревянные шар, куб и цилиндр, которые показывают ребёнку основные геометрические тела и их свойства. Шар — символ бесконечности и движения, куб — символ покоя и единства в многообразии, ведь он выглядит по-разному, если смотреть на ребро, на вершину или на сторону. Цилиндр соединяет свойства куба и шара, он может стоять, а может катиться.

Следующие дары Фрёбеля — это кубы, разделённые на более мелкие части разной формы. Ими можно играть как конструктором. Были и двухмерные дары — разноцветные плоские кольца, полукольца, точки. Ещё Фрёбель (не зря он интересовался архитектурой) придумал игру с размоченным горохом и заострёнными палочками: втыкая их в горошины под разным углом, можно сконструировать буквально всё, что угодно.

Фрагмент картины Макса Либермана «Детский сад в Амстердаме»

Фрёбель придумал не только много интересных штук, которыми дети удовольствием играют до сих пор, но и разные варианты работы с ними. Назвал он их тоже необычно и немного высокопарно: «формы жизни», «формы познания» и «формы прекрасного».

  • «Формы жизни» — когда ребёнок строит или изображает объекты реального мира: дома, дороги, реки, горы.
  • «Формы познания» — когда ребёнок с помощью тех же деталей изучает математические и физические свойства предметов: например, учится считать, определять упавший предмет по звуку, делить целое на части.
  • «Формы прекрасного» — это когда ребёнок по нескольким простым правилам создаёт абстрактные предметы и узоры.

Конечно, «дары» были только частью системы Фрёбеля: дети играли в подвижные игры, пели (помимо книги «О воспитании человека» Фрёбель написал «Сто песен к играм в мяч»), изучали ремесла и садоводство. Фрёбель верил, что всё во Вселенной взаимосвязано и учил детей видеть эти связи.

Что стало с идеями Фрёбеля

Фрёбель умер в 1852 году в 70 лет. Его надгробие состоит из шара, куба и цилиндра — символов многообразия и единства мира и первых форм, с которыми Фрёбель знакомил детей.

Сам педагог был не слишком удачливым популяризатором собственного метода.

Уже после его смерти в Берлине появилось «Фрёбелевское общество», вышел первый учебник, который описывал систему обучения, а по всей стране стали открываться детские сады и школы садовниц.

Немецкие детские сады в то время считались образцовыми. Идеи Фрёбеля быстро разошлись по Европе, а через какое-то время пришли в Россию.

У нас, помимо понятий «детский сад» и «детская садовница», появилось дразнительное прозвище для воспитательницы — фрёбеличка

Но, увы, как это часто бывает, методы стали популярными, но при этом потеряли свой смысл: дары, по сути, свели к набору палочек и деревяшек. Педагоги заставляли детей играть, но не понимали смысла и не объясняли детям значения предметов. Не говоря уже о всестороннем развитии и общении с природой — его попросту не было.

Поэтому методику Фрёбеля часто (и незаслуженно) обвиняли в сухости и оторванности от жизни. И когда в Италии спустя полвека с детьми стала работать Мария Монтессори, её метод противопоставляли детским садам Фрёбеля как системе общепринятой.

Но по сути оба этих педагога говорили об одном: в ребёнке от природы заложено всё необходимое — мы можем только немного помочь ему подружиться с миром и создать для этого подходящее окружение.

Источник: https://mel.fm/istorii/6540279-friedrich_froebel

Ссылка на основную публикацию