Погореловский «здравствуй, лес!»

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! – презентация

Погореловский «Здравствуй, лес!»

1<\p>

2 Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!<\p>

3 Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою?<\p>

4 Что там шепчешь на заре, Весь в росе и в серебре?<\p>

5 Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?<\p>

6 Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои ! С. Погореловский<\p>

7 Лесные пожары – это стихийные бедствия, охватывающие, как правило, обширные территории в несколько сотен, тысяч и даже миллионов гектаров. Гибель людей, уничтожение бесценного «зеленого богатства», непоправимый ущерб богатейшей лесной фауне – печальный, трагичный итог лесного пожара.<\p>

8 Причинами лесных пожаров чаще всего, по мнению специалистов, становятся: Безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем, нарушают правила пожарной безопасности, оставляют непотушенные костры или окурки в местах отдыха. Детская шалость с огнем. Сжигание мусора вблизи жилых домов и на территории, прилегающей к лесным массивам. Искры из выхлопных труб автотранспорта. Самовозгорание промасленного обтирочного материала. В редких случаях виноваты естественные причины: Удар молнии.<\p>

9 Если где-то задымится, Если где-то загорится, По тревоге как один Позвоним мы «01». Мы ближайшему району Сообщим по телефону – Где горит и что горит И кто об этом говорит !<\p>

10 Как постараться не допустить пожара в лесу. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте. Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни. Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать попавшееся старое кострище. Как постараться не допустить пожара в лесу. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте. Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни. Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать попавшееся старое кострище.<\p>

11 ЧЕЛОВЕК, БЕРЕГИ ЛЕС ОТ ПОЖАРА!!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/270178/

Коллектив авторов – Читаем дома с мамой. Для детей 6-7 лет

• Как автор называет зиму? Попробуй объяснить почему.

• Что зимой происходит с деревьями?

• Выучи стихотворение наизусть.

• Выучи стихотворение наизусть.

• Как автор относится к зиме?

• Какие ковры и мосты имеет в виду автор?

• Почему автор называет мороза воеводой? (смотри сноску на с. 175.)

• Любит ли мороз свои владенья?

• Как называются ромашки, колокольчики, незабудки, ландыши одним словом?

• Нарисуй полевые цветы.

• Много ли лепестков у ромашки?

• Что происходит в природе весной?

• Откуда вернулась ласточка?

• Чем интересен простой одуванчик?

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

“Серёжа!” – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

• Почему луг, на котором росли одуванчики, был то зелёным, то золотым?

• Зачем растениям нужен дождь?

• Почему ночью всё кажется серебряным?

• Почему поэтесса разговаривает с лесом как с живым существом?

• Что следует за ночью?

• Нарисуй картинку к стихотворению.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды – ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора – береста – бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниёт дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая. Но сто́ит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает.

Валить такие деревья – занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может здорово хватить тебя по голове.

Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Источник: https://profilib.org/chtenie/72680/kollektiv-avtorov-chitaem-doma-s-mamoy-dlya-detey-6-7-let-14.php

Детские стихи. Читать стихи для детей онлайн

Воспитателям (Л. Литвак)

Может, просто стало нам привычно, Но не видеть этого нельзя, Что у воспитательниц обычно  Вечером усталые глаза… Мы-то знаем, что это такое, Детворы неугомонный рой! Тут с одним-то не найдешь покоя, А не то, что с этакой г�

Далее:Осенний клён (Е. Серова)

Клён растопырил ладошки, Моется тёплым дождем. Радуясь новой одёжке, Смотрит, как мимо идём.   Может, не ждал он подарки. Может, и сам удивлён. Как неожиданно ярко Осень раскрасила клён.   Клоунским пёстрым нарядом М

Далее:На травке (Тим Собакин)

На травкеу леса густогопаслась луговая корова. А в море,водою плеская,ныряла корова морская. И где-тона дерево ловкокарабкалась божья коровка… Везде успевают коровы:коровы -они будь здоровы!

Далее:Медвежата (Г. Лебедева)

Метет в лесу метелица.В берлоге спит медведица.С нею рядышком лежатДвое толстых медвежат. Ничего они не знаютНи про лес, ни про мороз,Никуда не вылезают,Не высовывают нос. Медвежатам хорошоВозле мамочки большой:Так ую�

Далее:Хомяк (Л. Огурцова)

Читайте также:  Тематический день математики в средней группе доу

Хомяк живёт, хомяк жуёт, А время день за днём идёт. Наел он щёки и бока, Да и живот, наверняка. Пусть не модельный его вид, Зато отменный аппетит!

Далее:Плач детей

Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей? «В золотую пору малолетства Всё живое – счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Д�

Далее:Бабушка (Елена Григорьева)

У мамы – работа,У папы – работа,У них для меня –остается суббота, а бабушка дома – всегда!Она не ругает меня никогда! Усадит, накормит: «Да ты не спеши! Ну что там стряслось у тебя,расскажи?» Я говорю, а бабушка Не перебивает

Далее:Храбрый цветок

Я вас прошу: Позавидуйте мне – Кактус расцвел  У меня на окне. Яркий цветок, Словно  Солнечный  Лучик. Храбро горит  Между острых колючек.

Далее:Большой день

Деньбыл очень большой -с рекой,с жарою,с грозой,с лесом были с грибами,со смехоми со слезами.Но только вдруг оказалось,что больше его не осталось .Совсем не осталось, ни капли!И мы закрываем ставни …

Далее:Бедный богач

«Ну сто́ит ли богатым быть,   Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить    И только деньги лишь копить?   Да и на что? Умрем, ведь всё оставим. Мы только лишь себя и мучим, и бесславим. Нет, если б мне далось богатство н

Далее:Ночь

Дремлет сокол. Дремлют пташки. Дремлют козы и барашки, А в траве в различных позах Спят различные букашки. Дремлет мостик над водой, Дремлет кустик молодой. Пятаков Борис Петрович Дремлет кверху бородой.

<\p>

Далее:А семья – это всё (И. Яворовская)

А семья – это дом,Это двое и третий,И, быть может, четвёртый,И пятый потом.Это тёплые строкиВ желанном конверте,Если машет разлукаПечальным крылом.

 А семья – это свет,Что незримо и щедроОзаряет всю жизньИ сопутствует н�

Далее:Корова

Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке. Не дали матери сына, Первая радость

Далее:

Источник: http://xn--h1aazeq.xn--d1acj3b/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%BB%D0%B5%D1%81-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F/4789-%D0%BB%D0%B5%D1%81-%D1%81-%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

“Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!”

Россия, Челябинская область,Копейский городской округ

МОУ СОШ №13

Учитель начальных классов

Бычек Татьяна Дмитриевна

“Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!”

Цель: развитие познавательной активности учащихся,воспитание любви к природе, к родному краю.

Учитель: ребята, послушайте

стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читают дети)

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему  напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

-О чем пойдет речь на классном часе?

Сегодня мы узнаем много интересного о лесе.

Представьте себе, что мы совершаем экскурсию в лес.

Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена.

Чем же именно дорог нам лес?  (ответы детей)

 Лес – это наше богатство!

Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы

Поиграем в игру

“ДЕРЕВЬЯ” 
Учитель
: Назовите деревья по описанию  
 – А это дерево растет очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты пятиэтажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. ( береза)

 –  Этим деревом старину убивали ведьм (осина)

 – Цветы этого дерева дают первоклассный мед. (липа)

 – Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. (сосна)

 – Это дерево у древних славян оно было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. (ива)

 – Это дерево растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет (дуб)

МОЛОДЦЫ!

– В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери.

Среди них множество наших верных друзей. Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека.

Сейчас ребята расскажут, какую пользу приносят людям некоторые из них  (ребята защищают свои проекты)

– А сейчас мы отгадаем загадки об обитателях леса.

Загадки.

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (Белка).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это … (Лось).

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись:

В том лесу, где бродит … (Рысь).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет

И ты будь таким

Как чистюля … (Енот).

В гору бегом

А с горы кувырком (Заяц).

Кто зимой холодной

Ходит злой, холодный (Волк).

В большой красивой норке

У дерева, где сук

Сидит и чистит шубку

Хорошенький … (Барсук).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её – (Лиса).

Пословицы и поговорки

Не за то волка бьют, что сер, а за то … (что овцу съел.) Два медведя в одной берлоге … (не уживутся.) Не та собака пугает, что лает, а та … (что молчит да хвостом виляет.) Волка ноги … (кормят.) Не учи орла летать, а соловья – …(петь.) Здоровое дерево дятел … (не долбит.)

Узнайте, о каком растении пойдёт речь, поможет загадка.

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица!

Что это за диво?

Это же … (крапива)

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи (ромашка)

И случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук (подорожник)

Вырастает подорожник,

Лишь подходит срок,

На земле сухой и твёрдой

Около дорог

Если ты порезал руку

Или ногу сбил,

Он тебе залечит рану

И прибавит сил

Помогая молча людям,

Не боясь невзгод,

Рядом с нами подорожник

На земле живёт.

-Что это за растения?    (лекарственные растения)

На самом деле,  ребята, невозможно успеть рассказать обо всех лекарственных растениях, их огромное количество: алоэ, барбарис, берёза, дуб, зверобой – трава от 99 болезней, боярышник и валериана, василёк, женьшень, полынь, чистотел, мята, пустырник…

Но надо не только их знать, но и уметь пользоваться.

(читают дети)

Вот ромашка от ангины,

Горло ею полощи.

Земляника от простуды,

Чай скорее завари.

Читайте также:  Сказка «как волк вздумал хлеб печь»

Чистотел лицо отбелит,

Волос вылечит лопух,

Ландыш с мятой успокоят.

Не забудь про подорожник,

Пользы много от него.

Так, что знай, какую пользу

Нам принёс такой поход.

День потратишь на природе –

Будешь целый год  здоров!

– Лекарственные растения – настоящее богатство природы. Люди собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вред природе. Запомните правило: собирать растения можно только в тех местах, где их много. Собирать нужно не все растения, а лишь часть, заботясь о будущем.

 (Экологическая справка)

Лес – зеленые легкие нашей планеты.1 гектар (10 тыс. кв. м – 100 м х 100 м) лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух.1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, 1 гектар лиственного леса – 50-70 тонн. -Послушайте стихотворение

Учитель 
Любите родную природу: Озёра, леса и моря, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на неё. Давайте же, люди, все вместе 

Мы к ней относиться добрей. 

Звучит песня « Не дразните собак»

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/1950-591.html

Урок в 5 классе на тему: “Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!”

Цели: Формирование культуры восприятия лирики, научить детей чувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы, бережно относиться к ней.

Оборудование:

  • аудиозапись лесного шума, пения птиц, песни «Как прекрасен этот мир»
  • мультимедийный проектор
  • презентация «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!»
  • видеоряд
  • интерактивная доска

Эпиграф:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский.

^

1.Организационный момент 2.Введение в тему, мотивация, знакомство с темой и целями урока:

– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш урок посвящен… Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки. (Слайд 1) 1. На горе шумит,

а под горой молчит. ( Лес)

2. Весной веселит,летом холодит,осенью умирает,

весной оживает. (Лес)

3. Богатырь стоит богат,Угощает всех ребятВаню – земляникой,Таню – костяникой,Машеньку – орешком,Петю – сыроежкой,Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой. (Лес)

Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего урока «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!» И мне бы хотелось, чтобы в начале урока прозвучали строки стихотворения С. Погореловского. (Слайды 2-6)

(Учитель произносит слова на фоне записи лесного шума)

Лес. Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, деревья-великаны, никогда не смолкающий лесной шум. Лес является неиссякаемым источником творчества, здоровья, бодрости человека. В произведениях русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса.

Давайте обратимся к нашей выставке репродукций картин И.И.Шишкина «Лесная глушь», «Утро в сосновом бору», “Дубы”, “Роща у пруда. Преображенское”. (Слайды 7-10) – Вам нравятся эти картины? Чем они вам нравятся? (обсуждение, анализ репродукций, ответы уч-ся) -Художник очень четко подобрал краски для изображения леса. Ведь И.И.Шишкина называли певцом леса.

“Лес шумит”- так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. “Русский лес”- название романа Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы… Как вы думаете, почему лес так часто становится героем произведений искусства? (Русский лес – красота, богатство и гордость нашей страны.

С ним связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны, чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра и, конечно, радость, отдых, красоту). – Правильно, но это еще не все.

Человек получал и получает от леса чистоту воздуха, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.

Звучит песня “Как прекрасен этот мир”, на ее фоне – видеоряд, показывающий красоту окружающей нас природы – (видеоряд)

3. Изучение нового материала

– Да, окружающий нас мир прекрасен. Не случайно к теме природы так часто обращаются писатели и поэты. А теперь мы с вами посмотрим, какой открывается нам красота русского леса в стихотворении замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина.

(Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.)
Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…

– Какое настроение звучит в этом стихотворении? – Какую картину вы представляете?

(Учащиеся делятся впечатлениями.)
– Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.

– Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.

• Проверка. – Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем. – Какие из этих прилагательных – эпитеты? Подчеркните их. – Вспомните определение эпитета. (Слайд 11)- Слова какой части речи могут быть эпитетами? – Всякое ли прилагательное – эпитет?

• Проверка.

– Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов? – Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре. – Эпитет помогает почувствовать настроение поэта. – Это верно. Но не только они. Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт. Но сначала вспомним, что такое сравнение. (Слайд 12)

(Делаются записи в тетради:
Лес – словно терем расписной

– стоит стеной Елочки – как вышки Просветы в небо – что оконца Осень – вдовой вступает)

– Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения?

– Какую роль играют сравнения в стихотворении? – Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями. – А какова роль сравнения осени с вдовой? – Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь. – Сформулируйте вывод. – Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. Учитель: – Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще – грусть, с другой стороны. – Стихи русских поэтов учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается, как чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому, внимательному.

Входишь в лес – и как-будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь.

Читайте также:  Урок литературного чтения в 1 классе. умк «перспектива»

Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься. Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей).А теперь давайте представим, что мы в лесу.

– Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.)
– Как можно назвать одним словом? (Растения)
– Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
– Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.)
– Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.) Сосны, елки, березы, кленыЭто лес – он наш друг зеленый!Добрый друг, он шумит, поетИ в прохладную тень зовет.А вы знаете, что для васОн загадки свои припас.

Игровая ситуация «Узнай дерево» (слайды 13-25)

Что же это за девица? Не швея, не мастерица.Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

Этой бабке сто лет,Горба у нее нет,Высоконько торчит,Далеконько глядит,Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой. (Сосна.)

Весной зеленела,Летом загорала,Осенью надела,

Красные кораллы. (Рябина.)

Клейкие почки,Зелёные листочки,С белой коройСтоит под горой. (Берёза) Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос.Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок,Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) С моего цветка берётПчёлка самый вкусный мёд.А меня всё ж обижают:Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

– Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)

– Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.) ( Слайд 26 с названием кустарников)

Загадки: (слайды 27-29)

1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.) 2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.) 3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.) 4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.) 5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)

Ребята, давайте еще раз вспомним названия кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.

Ваши мамы наверняка вам готовят чай из целебных трав, чтобы вылечит горлышко, кашель. Каждое лекарственное растение собирают в определенное время.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.

– Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-Марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица,зверобой, земляника.) (слайды 30-35)

Кроссворд: «Лесные цветы» (слайд 36)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)

Какое растение называют часами? (Шиповник)

Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)

Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)

Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа. (слайды 37, 38)

5. Физкультминутка

Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил.

– Итак, мы увидели, как прекрасна природа, как прекрасен и могуч русский лес.

Но всегда ли мы бережем эту красоту? Всегда ли платим добром за то добро и заботу, которые проявляет по отношению к нам планета Земля? (Приводя примеры, учащиеся должны прийти к выводу, что происходит загрязнения воздуха и водоемов, исчезли и находятся на грани вымирания многие виды животных и т.д.)

– Мы с вами любим лес, понимаем его красоту, негодуем по поводу его разорения. Правда? Но нет ли примеров, когда мы своими руками наносим вред лесу? (Уч-ся приводят примеры: непогашенный костер, брошенная спичка, остатки пищи и мусора после похода в лес)

– Действительно, отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным: человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица земли растения, меньше становится животных и птиц. Об этом говорят и поэты.

^

Показ слайдов 39-44

Речушка вдоль околицы теклаНегромкая…Но мы ее любили, дети…Она ведь первая была для нас,И значит лучшая на свете.Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,И слизь зеленая,И хвощ болотный вылез…Как будто люди целью задались Убить ее –И своего добились. (С. Викулов) Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…Трагедию отчислил в суммеОдин хозяйственный отдел.Медведь ушел, удрали зайцы,Хватили горя комары.В жилищах птиц сварились яйцаОт неестественной жары.Стоял, как братская могила,Безрукий, безволосый лес!Что ни пихта – иссякла сила.

И что ни лиственница – крест!Я уходил из этой жутиС большой тревогой за людей…Не люди лес сожгли, не люди!Не человек…злодей, злодей! (Г. Горбовский) – Ребята, вся красота природы может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек.

И это неудивительно. Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья.

И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни. Как же нужно относится к лесу? Как вести себя в лесу?(ответы учащихся) (слайды 45-48)

Ученик:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ученик:

Ветки дуба не ломай, никогда не забывайМусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!

Ученик:

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Ребята, я думаю, что наш урок не прошел впустую.

Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас.

Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.

6. Итог урока. 1) Выставление оценок за урок. Самооценка. 2) Чтение учителем стихотворения о лесе. (слайд 49) Лес не только для нашей забавы,Он богатство нашей страны.Все деревья в нём, ягоды, травыНам на пользу, друзья взращены.Каждый куст берегите, ребята!Где росток ты увидишь простойМожет вырасти дуб в три обхвата,Березняк иль малинник густой.

7. Домашнее задание. Написать рассказ о лесе, сделать плакат по охране леса.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1496548.html

Ссылка на основную публикацию