Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-это жизнь, бесценный дар, богатство страны» — «Дошколёнок.ру»

Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе детского сада

Пояснительная записка:

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Учить детей при помощи изо творчества (плакаты, рисунки) доносить проблему «Об охране источников чистой воды» до других людей.

Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам.

Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду. Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей. Упражнять детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчётливом произнесении слов со звуком [ Р ].

Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Актуальность: в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, проблема охраны окружающей среды (воды), как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Потому что запасы воды иссякают из-за нерационального использования её человеком. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.

И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — педагогами. Поэтому одной из основных задач воспитания и образования детей является формирование эк. культуры и природоохранного сознания. «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… и охранять природу значит охранять Родину» (М. М. Пришвин).

Будем же изучать родную природу, учиться у неё и охранять.

Краткая аннотация: в данном конспекте я использую материал по познавательному развитию: рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; по ознакомлению с худ. литературой: слушание стихотворения «Земля — наш дом родной», «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро»; игровые приёмы: приход сказочного персонажа Степашки с играми; развитие творчества детей – рисование плакатов.

Материал к занятию:

Глобус; картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу; картинки с изображением озёр, рек и родников; кукла зайчонок; карточки с загадками; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

I. Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение:

                         Наш дом родной, наш общий дом-

                         Земля, где мы с тобой живём!

                         Чудес нам всех не перечесть,

                         Одно у них названье есть:

                         Леса, и горы, и моря-

                         Всё называется Земля!

                         А если в космос ты взлетишь,

                         То из окна ракеты

                         Увидишь шар наш голубой,

                        Любимую планету!

Знакомство с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

— Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

— Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, — это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра.

Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в республике Хакасия есть такое заповедное озеро Иткуль.

А также есть озеро Байкал, которое находится на границе с республикой Бурятия. (Сибирский Федеральный Округ.)

— Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т.д.)

— Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)

— Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра.

       Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

— Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

— А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

— У И.А Бунина есть стихотворение «родник».

Послушайте его:

         В глуши лесной, в глуши зелёной,

         Всегда тенистой и сырой,

         В крутом овраге под горой

         Бьёт из камней родник студёный:

         Кипит, играет и спешит,

         Крутясь хрустальными клубами,

         И под ветвистыми дубами

         Стеклом расплавленным бежит.

— А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)

— Воспитатель: Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Родник — бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

— А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

П.Игра «Ручейки-озеро»

Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему — это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг — «озеро».

II. Встреча со Степашкой.

Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж-Зайчонок. Он грязный, плачет.

— Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей)

— Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (Ответы детей)

Степашка: Я шёл к вам в гости, хотел поиграть, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (Ответы детей)

Степашка: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из неё текла чёрная вода. Вот такая! (Показывает картинку.) А ещё там, в воде и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.

— Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей)

— Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми? (Ответы детей)

Дети жалеют Степашку. Воспитатель предлагает ему умыться.

— Степашка: Ребята, какая чистая вода течёт у вас из крана! Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.

— Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

— Правильно ребята. Но сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Дети встают в круг.

Скороговорка:

         «Ехал Грека через реку,

           (дети изображают, как гребут вёслами на лодке)

         Видит Грека, в реке рак.

         (Повороты туловища и головы вправо- влево)

         Сунул Грека руку в реку,

         (Наклоны туловища вперёд)

         Рак за руку Греку цап!

         (Воспитатель ловит детей за руку)

— Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:

         В морях и реках обитает,

         Но часто по небу летает.

         А как наскучит ей летать,

         На землю падает опять. (Вода.)

         Чуть дрожит на ветерке

         Лента на просторе,

         Узкий кончик в роднике,

         А широкий в море. (Река)

         Он без рук, он без ног

         Из земли пробиться смог

         Нас он летом, в самый зной,

         Ледяной поит водой. (Родник)

         Посреди поля лежит зеркало:

         Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

         Не море, не земля, корабли не плавают

         Только лягушки квакают.

         Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)

Степашка: Молодцы ребята, вы такие умные. А теперь давайте немножко разомнёмся.

Физ. минутка:

Вот болотце на пути, как его нам перейти.

(дети ходят по кругу)

С кочки на кочку, прыг да скок,

Веселей скачи дружок.

(Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)

Степашка: Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Филя и Хрюша. До свидания.

Степашка уходит.

III. Итог занятия:

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды.

— Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы со Степашкой больше такого не случалось? (Ответы детей)

Правильно, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода — это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

— Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему: «Мы реки и озёра в обиду не дадим». А потом мы с вами, когда пойдём домой, развешаем плакаты на подъезды наших домов, чтобы все люди знали, что надо беречь воду.

Список используемой литературы:

1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.

2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.

3 «Подвижные игры разных народов» из программы экологического образования детей «Мы».

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/1114-konspekt-zanyatiyapo-ekologii-v-podgotovitelnoj-gruppe-voda-eto-zhizn-bestsennyj-dar-bogatstvo-strany.html

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас»

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас».

Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, вкуса, вода растворитель
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Читайте также:  Внеклассное мероприятие в начальной школе ко дню победы. инсценировка рассказа алексеева «али-баба»

Предварительная работа:

  1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды».
  2. Рассматривание глобуса, карты мира.
  3. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации на тему: «Вода»; плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись – дождь, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой, сосуды разной формы, фломастеры, воронка, бумага, вата, бинт, тазик, детали деревянного, пластмассового и металлического конструктора.

Ход НОД:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать?Без чего мы, скажем прямо,Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… (воды).

Капли влаги на листочках –На траве и на цветочках–Это что за чудеса?

По утрам блестит … (роса).

Он идёт, а мы бежим,Он догонит всё равно!В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать и играть.

I. Игровой практикум: «Мама тучка».

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу:

— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю, попрыгали, попрыгали (дети прыгают) скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки), встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют, текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, а тут солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька.

В: Как зовут тебя?

Девочка: Меня зовут Капелька.

В: А зачем ты к нам пришла?

Девочка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: В нашей группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капельке, что они делают эти сестрички у нас, и какую пользу приносят.

II. Дети идут по группе и делают остановки.

1. Уголок природы – возле растений.

Д: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята (приклеивает капельку).

2. Мойка в подсобном помещении.

Д: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивает капельку).

3. Игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду (приклеивает капельку).

4. Туалетная комната.

Д: здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо (приклеивает капельку).

5. У стола, где стоит кувшин с водой (приклеивает капельку).

В: Ну вот Капелька, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторим…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает? Все это выяснить мы попробуем в нашей лаборатории.

III. Основная. Исследование «Волшебная вода».

В: Прежде, чем преступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – эти мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам, на столах стаканы, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой).

Исследования:

1. Фильтр (сама)

В: Перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала.

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой.

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

2. Прозрачность воды.

Опустить в стакан с молоком мелкую ложку и посмотреть видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод: вода прозрачная.

3. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вода не имеет вкуса.

Попробовать воду на вкус. Понюхать ее.

Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

Физкультурная минутка. Пальчиковая игра «Дождик».

Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой руки,

На цветы – круговые движения правой рукой,

И на дорожку – обе руки перед собой,

Льется, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы,

Побежали мы домой – бег на месте.

4. Вода растворяет все вещества?

Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

В: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей.

В: Спрашивает 3 — 4 человек, что произошло с маслом в воде.

Д: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

В: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Д: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

В: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

5. Имеет ли вода свою форму?

В: Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы). Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?

Д: Вода не имеет свою форму.

6. Деревянные и легкие предметы плавают, а железные и тяжелые – тонут.

Воспитатель выставляет модель – плавучесть предметов.

В: Мои юные лаборанты, для этого опыта нам понадобится поочередно опустить в тазик с водой детали пластмассового, деревянного и металлического конструктора и пронаблюдать, что плавает, а что потонуло.

Вывод: Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут.

В: Итог всех экспериментов – Вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

— прозрачность.

— нет запаха.

— без вкуса.

— растворяет вещества, но не все.

— не имеет своей формы.

— Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут.

В: Молодцы ребята! Видишь, Капелька, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капелька: Спасибо, ребята! на память о себе я дарю вам волшебную капельку, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (дарит капельку).

Педагог проводит итог:

— Что нового вы узнали?

— Что было сложным? Почему?

— Что было легким? Почему?

— Вам понравилось играть?

— Кто может сказать, как он занимался? Почему?

Камчатная Светлана Николаевна.

МАДОУ Родничок

г. Хабаровск

Источник: http://doshkolnik.ru/ecologia/13456.html

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей, подготовительной группе «Жалобная книга природы»

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе ДОУ

«Жалобная книга природы»

Воспитатель МБДОУ «Колосок»:

Балашова Александра Николаевна

Саранск

2016г

Конспект интегрированного занятия по экологии

«Жалобная книга природы»

Тема: «Жалобная книга природы».

Автор: Балашова Александра Николаевна

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Целью данного занятия является: объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.

Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.

Непосредственно-образовательная деятельность «Жалобная книга природы» может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ.

 Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про честь и почёт для детей школьного возраста

Задачи образования:

развивать познавательный интерес к миру природы;

— формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

— обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

— предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;

— Упражнять в нетрадиционной техники рисования- печатание пером. (Художественно-эстетическое) ;

— Активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие) ;

— Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) ;(Социально-коммуникативное развитие)

Задачи воспитания :

• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Задачи развития:

• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты:

Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Возрастная группа: старшая, подготовительная группа

Длительность НОД: 15 — 20 минут.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Словесный (чтение, беседа);

2. Наглядный (демонстрация, показ);

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);

4. Аудиозаписи.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Художественно-эстетическое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.

Материалы и оборудование:

— Аудио запись голоса птиц;

— Магнитофон с флеш — картой;

— Проектор, компьютер для просмотра презентации;

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/konspiekt_intieghrirovannogho_zaniatiia_po_ekologhii_v_starshiei_podghotovitiel_

Конспект занятия по Экологии в подготовительной группе «Одуванчик

Подготовила: Макарова Наталья Николаевна, воспитатель высшей  квалификационной категории ЧДОУ Детский сад№114ОАО «РЖД», Республика Мордовия

Вид деятельности: познавательно — исследовательская.

Форма проведения: групповая.

Цели и задачи:

Познавательное развитие: Расширить представления о свойствах, морфологических особенностях многолетнего травянистого растения: Одуванчик обыкновенный. Дать знания об одуванчике как о лекарственном и пищевом растении.   Способствовать развитию мыслительной деятельности , угадывании растения по его словесному описанию.

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;  

Развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения.  Учить делать выводы и умозаключения.

Социально-коммуникативное развитие:  Формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;

Формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.

Физическое развитие: формировать нравственные – волевые качества общую выносливость быстроту, координацию ловкость выдержку внимание.

Речевое развитие: Развитие связной, грамматически диалогической и монологической речи. Воспитание литературно-художественного вкуса, способствовать пониманию настроения произведения, чувствовать ритмичность текста добиваться выразительности чтения, стихотворений. Обогащение активного словаря.

Художественно-эстетическое развитие: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы,  стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Материал: Кассета с записью, письмо, костюм Травознайки, плакат , ёмкость с одуванчиком, плакат « строение Одуванчика», знак « Берегите цветы»,  желтая  офисная бумага (формат А-4),  клей карандаш , ножницы , деревянная палочки («зубочистка»),  зеленая гофрированная бумага, трафареты, заготовки цветов, готовая рамка.

Методические приёмы:

Сюрпризный момент, аудио запись, беседа, рассматривание растения,показ, загадывание загадок, игра, чтение стихов, ручной труд, анализ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с цветами, загадывание загадок о цветах, чтение стихотворений о цветах, Подвижные игры «Весна, весна красная», «Одуванчик». Работа с бумагой. Слушание музыкальных произведений:

1. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из «Щелкунчика»; «Подснежник» из альбома «Времена года»;

2. Вивальди «Весна»,

3. Шопен вальс №10 «Весне навстречу», «Апрель мечты».

Содержание:

Воспитатель:

-Посмотрите, мне в оконце кто-то бросил письмецо,

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо,

Может это воробьишка ненароком обронил,

Может кот письмо как мышку на окошко заманил.

-На конверте написано , что оно для детей подготовительной группы Детского сада №114.

-Ребята давайте вскроем конверт и посмотрим, что там внутри . Интересно. Здесь звуковое письмо. Послушаем?”

(Воспитатель включает магнитофон. Звучит  запись: -“Здравствуйте, дорогие дети детского сада №114. Я снова спеши  встретится с вами. До нашей встречи осталось мало времени. До скорой встречи, Травознайка”.)

Воспитатель: — “Ребята, значит, к нам гость спешит”.

Заходит Травознайка:

Здравствуйте дети. Я рад снова видеть вас. Сегодня я снова готов открыть вам окно в природу:

Где солнце сияет в любую погоду,

Где ветры утихнут,

Морозы минут,

Дожди в землю влагу

В достатке прольют,

Цветочки  растут

Будто чудо из сказки,

И лес нас приветит

В покое и ласке.

Всё хочется знать!

Так с чего же начать?

Давайте научимся прежде читать!

По шелесту трав на весеннем лугу.

Травознайка открывает «окно»:

( За « окном» помещен желтый плакат, на котором крупными  печатными буквами написаны в колонку три слова: «Сорняк», «Лекарство», «Витамины»)

Воспитатель:

-Ребята, давайте прочитаем эти три слова громко вслух и поразмышляем над значением написанных слов. (Ответы детей).                                             Почему же эти три разных слова Травознайка написал на одном листе? Возможно какое – то травянистое растение является и сорняком, и лекарственным растением , и содержит в себе витамины? Может быть такое в природе?

-Чтобы вам помочь узнать наше загадочное растение Травознайка загадает вам загадку о нем:  «Рос шар бел, ветер дунул, шар взлетел» (одуванчик) .  —Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

От большого солнца, маленький портрет.

 (Воспитатель вносит для рассмотрения емкость с растущим одуванчиком, дает возможность детям самостоятельно назвать основные части растения, показать их на плакате «строение Одуванчика» выделить признаки, отличающие его от других травянистых растений ). Обобщить ответы детей. (Одуванчик обыкновенный имеет перисторассеченые  листья, собранные в прикорневую розетку. Стебель отсутствует. Цветочные стрелки полые ,на них находится одна цветочная корзинка и языковые цветки с золотисто – желтым венчиком.)

Ребята,  а кто из вас объяснит почему одуванчик называют сорняком? (Ответы детей) .                                                                                                                

Трвознайка пожалуйста расскажи почему одуванчик считают лекарственным растением. (Одуванчик обыкновенный используют как успокоительное, противовосполительное средство и для улучшения аппетита.)

-А я вам раскрою удивительную тайну из жизни одуванчика: он не только лекарственное растение, но и пищевое содержащее витамины. Его употребляют в пищу – делают очень вкусные салаты, листья одуванчика добавляют в супы и щи.

Из поджаренных  корней можно приготовить напиток типа кофе, который очень полезен для организма человека. Цветочные бутоны  маринуют , из золотистых цветов варят очень вкусное варенье.

  Выбирайте себе блюдо по вкусу, готовьте его – приятного аппетита!

-Помочь собрать книгу полезных и вкусных рецептов мы попросим родителей. Каждый из вас дома с родителями поищет рецепт блюда из одуванчика, а в группе мы все вместе  их оформим в книгу, которую все могут почитать , просмотреть.

Травознайка как всегда приготовил для вас игру. Давайте мы немного теперь отдохнём и поиграем в игру «Одуванчики».

Игра «Одуванчики»

Дождик поливает, солнышко пригревает.

Одуванчики на полянке растут (дети встают)

Вдруг налетел ветер и стал дуть на одуванчики (дети поднимают руки и начинают ими качать в стороны)

Ветер подул ещё сильнее (дети бегут в рассыпную на носочках)

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают)

Там, где упали парашютики, будут расти одуванчики (дети встают) .

Травознайка показывает ребятам знак – изображение букета, перечёркнутого красной линией.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, почему букетик, перечёркнут красной линией?

-Дети: Этот знак означает «Берегите цветы»

Воспитатель читает стихотворение:

-«Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты.

И не будет красоты… »

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,

(Соединить руки, изображая «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание

(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки!

(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.

(Плотно сжать переплетенные пальцы)

Тихо засыпают, головки опускают.

(Положить руки на колени)

-Мы очень много сегодня узнали нового о травянистом растении – одуванчике. Я предлагаю вам вспомнив знакомые приемы работы с бумагой в том числе и квиллинг  сделать картину «Одуванчики».

Коллективная работа «Чудо — Одуванчики».

— Для этого мальчики с помощью трафаретов вырезают листья, а девочки накручивают заготовки цветов , все детали собираем и склеиваем в готовую рамку. ( во время работы звучит музыка : П. И. Чайковский «Вальс цветов» из «Щелкунчика») Все вместе дружно мы с вами сделали замечательную картину , которая украсит нашу раздевалку.

— А вот Травознайке,  увы пора прощаться и закрывать окно в природу:

Вот и закрылось в природу окошко.

— Солнышко тоже устало немножко.

Будем и дальше сюда возвращаться.

В мир неподдельный зелёного братства,

Чтоб не страдали зверюшки в капкане,

Чтоб пели птицы, шумели поля,

В радость всем людям планеты  Земля.

Итоги занятия: Использование различных приемов на занятии. Занятие соответствовало возрастным особенностям детей. Дети на занятии были активными, работали все с большим интересом. Поставленные цели в ходе занятия были решены.

Источник: http://www.pedkabinet.ru/blog/konspekt_zanjatija_po_ehkologii_v_podgotovitelnoj_gruppe_tema_oduvanchik_sornjak_lekarstvo_vitaminy/2016-02-07-13

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «В гостях у дедушки Луки»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

«В гостях у дедушки Луки»

Воспитатель:

Шабурова Надежа Ивановна

Программное содержание: 

1. Продолжать формировать знания детей об окружающей действительности, учить различать характерные особенности диких и домашних животных, определять дерево по листу, уметь выразительно их описывать. 

2. Развивать логическое мышление, воображение, память, наблюдательность. 

3. Уметь правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей, умение слушать ответы своих друзей, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать. 

4. Воспитывать интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Активизации словаря: Дикие, хищники, млекопитающие, кора, лесничий. 

Предварительная работа. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, наблюдения.

Материал к занятию. Разрезные картинки, дорожные знаки, дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Читайте также:  Конспект занятия по математике в старшей группе. четырехугольник и треугольник

Ход занятия.

Дед Лука: В лесу с утра до вечера дежурит дед Лука. Дремучий лес доверчиво встречает лесника. А дед глазами добрыми глядит на темный лес. Живу в лесу я издавна, слежу за лесом пристально: чтоб лес не заболел, чтоб ветки были сильными, чтоб корни были сытыми, чтоб жук кору не ел.

Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие! Приветствую вас всех в моем лесу. Зачем пожаловали в лес?

Дети: Здравствуй дедушка. Мы пришли погулять в твоем лесу посмотреть, как растут деревья, растения, как живут птицы, звери.

Дед: Лес не только друг человеку, но и зверям, и птицам. Для них он дом родной и кормилец. И чтобы в лесу все было в порядке, я работаю здесь лесником. Ребята, а вы знаете, в чем заключается моя работа?

Дети: Работа лесничего — охранять лес, заботиться о нем, о животных.

Дед: Я гляжу, вы знаете все о моей работе, в таком случае, я приглашаю вас в лес на прогулку.

Хочу предупредить, что лес мой необычный, в нем много загадок, и заданий. Если вы готовы к трудностям, милости прошу.

И вот мое первое задание, нужно загадать загадки о животных, которые живут в лесу.

(Дети по очереди загадывают загадки, лесник пытается их отгадать, дети ему помогают)

1. Серовато, зубовато, по полю рыщет телят, ягнят ищет (волк).

2. Это что за зверь лесной встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы — уши выше головы (заяц).

3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, когда придет весна, просыпается от сна (медведь).

4. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу (белка).

з. Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками (еж).

6. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).

Дед: Молодцы ребята, много загадок знаете о лесных жителях. А теперь послушайте и отгадайте мою загадку: «Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем».

Дети: Конечно же это лес. Дед: Правильно, это лес.

В моем лесу есть лесная почта, и сорока — почтальон приносит мне письма.

Настя, посмотри, пожалуйста, что же на этот раз принесла нам сорока — белобока и положила в почтовый ящик.

(девочка открывает ящик и достает от туда конверты.)

Дед: Сколько много писем, ребята посчитайте и скажите, сколько же здесь конвертов?

(дети пересчитывают и говорят ответ)

Дед: Интересно, что в них находится? (вскрывает один конверт), что-то непонятное, все разрезано. Ребята, помогите пожалуйста разобраться, что все это значит? Дети: Дедушка, это же разрезные картинки.

Дед: А что с ними мы будем делать?

Дети: Нужно сложить из них картинки.

Дед: Ну-ка сложите картинки и скажите, что на них изображено.

(Дети выполняют задание за столами, рассказывают по очереди о своих картинках). Юра: На нашей картинке изображен волк. Это лесной серый хищник.

Дед: Скажи, пожалуйста, Юра, почему волка называют хищником?

Юра: Потому что волк охотится за другими животными и питается мясом.

Артем: На нашей картинке изображен медведь. Это дикое животное, живет в лесу, строит себе логово сам, и добывает себе пищу. Медведь всеядное животное, потому что ест и мясо, и рыбу, и ягоды, найдет корешок и его съест.

Еще медведь млекопитающее животное, он вскармливает своих детенышей молоком.

Лера: На нашей картинке изображена корова. Корова домашнее животное, живет у человека. За ней ухаживают, кормят. От коровы люди получают мясо, молоко, из молока делают масло, творог, сметану. Корова травоядное животное.

Вскармливает своих детенышей молоком, поэтому называют корову — млекопитающее животное.

Захар: У нас на картинке — лиса. Она живет в лесу, добывает сама себе пищу, жилье сооружает тоже сама. Лиса хищница, потому что охотится за другими животными и питается их мясом. Лиса тоже млекопитающее животное.

Денис: На нашей картинке — собака. Собака домашнее животное. Живет у человека. Хозяин кормит собаку, а она в свою очередь охраняет жилище человека. Собака своих щенков кормит молоком, она тоже млекопитающее животное.

Дед: ребята, скажите, что общего между домашними и дикими животными? Дети: Все животные млекопитающие.

Дед: Какие вы ребята, все умницы! Вы не только сложили картинки, но и рассказали о животных интересное.

Дед: Я вижу, что среди вас, ребята, есть и малыши. А вы ребятки, можете угадать животных по описанию?

Дети: Да.

Дед: Тогда большие ребята подойдите ко мне. Вы будете по очереди описывать животных, а малыши будут угадывать.

1. Как называют серого хищника?

2. Как называют дикую свинью?

З. Как называется колючий серый зверек?

4. Пушной зверек по деревьям скачет, летом рыжий, а зимой серый?

5. Как называется крупная полосатая дикая кошка?

б. Хитрая, рыжая хищница?

7. Длинноухий зверек, летом — серый, зимой — белый.

Дед: Молодцы, ребята, как точно описали животных, а малыши без труда отгадали ваши загадки.

А теперь, я приглашаю вас на опушку леса. Но прежде чем туда попасть, нужно преодолеть препятствие — перейти по кочкам болото.

(дети вместе с дедом перебираются через болото).

Оля: Дедушка, а почему у тебя в лесу висят эти знаки?

Дед: Эти знаки я нашел у себя дома и решил их развесить в лесу, чтобы люди, которые пришли в лес не нарушали правил.

Денис: Да здесь же не все знаки подходят лесу.

Дед: Почему?

Денис: Потому, что есть знаки, которые находятся на дорогах, там ездят машины, а в лесу они не нужны.

Дед: Ребята, так подскажите мне старому, какие знаки о чем говорят.

Семен: Этот знак говорит о том, что здесь находится подземный переход и дорогу нужно переходить по подземному переходу. Здесь, в лесу этот знак не нужен. Лера: А вот этот знак означает, что в лесу нельзя разводить костры, а то может случиться пожар. Этот знак можно оставить здесь.

Данил: про этот знак можно сказать то, что дорогу переходи по пешеходной дорожке, еще ее называют — «зебра».

Даша: Этот знак говорит о том, что нельзя разорять в лесу гнезда потому, что птицы улетят из леса.

Дед: Ребята, скажите, для чего нужны птицы в лесу?

Дети: Птицы доктора леса они уничтожают жучков, червячков, которые точат кору у деревьев, и деревья начинают после этого засыхать.

Дед: Молодцы ребята, и здесь вы помогли мне разобраться в сложной ситуации. Поэтому я предлагаю вам поиграть. Игра называется «С какого дерева лист?» я раздам вам карточки с изображением листочков, вы должны найти дерево, на котором мог расти этот листочек.

(Дети выполняют задание и по очереди рассказывают леснику о том, почему же они подошли именно к этому дереву, а не к другому.)

Артем: Мы подошли к березке потому, что наш листик с березки.

Дед: А как вы догадались, что это дерево называется березка?

ЮЛЯ: У березки белый ствол с черными полосками.

(Дети по очереди рассказывают леснику о том, почему же они подошли именно к этому дереву, а не к другому).

Дед: Я гляжу вы наверное устали, присядьте на лавочки, отдохните. (Ребята усаживаются, в это время выбегают два зайца).

Заяц: Дедушка Лука, ведь у нас в лесу беда: пришел в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка, он по лесу бродит страх в лесу наводит. Кустики ломает, гнезда разоряет, всех птиц распугал, весь валежник раскидал.

Дед: Надо всех зверей позвать, лес скорее выручать.

Заяц: Дедушка, смотри, от Гришки лес наш сбереги.

Дед: Я его ружьем пугну, на поляну не пущу.

(Зайцы убегают, появляется Гришка).

Гришка: В лес пришел я погулять, буду все зверье пугать. Ветки я ломаю, птичек разгоняю. (Свистит, стучит, делает вид, что ломает ветки).

Дед: Это кто в лесу шумит? Кто тишину нарушает?

Гришка: А ты кто?

Дед: Я — Дед Лука, местный лесничий.

Гришка: (испуганно). А я вот по лесу гуляю, грибы собираю. Некогда мне (уходит).

Дед: Грибы он собирает! Стой! Какие грибы сейчас в лесу? Что-то тут не так. Пойду- ка я за ним. (Уходит в лес за Гришкой). На поляну выбегают зайки, лиса, волк, медведь.

Лиса: Что случилось, зайки?

Заяц: Все сюда! Все сюда! Ведь у нас в лесу беда! Пришел в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка. Он по лесу бродит, страх на всех наводит. Кустики ломает, гнезда разоряет, всех птиц распугал, весь валежник раскидал. Надо лес выручать, надо птиц, зверей спасать…

Медведь: Напугать его смогу. Зареву: «У-у-у!» Он от страха задрожит и из леса убежит!

Заяц: Нет, он не испугается!

Волк: Тогда я его испугаю, за шиворот поймаю, все как надо объясню и из леса прогоню.

Заяц: Нет, он не испугается!

Лиса: Я его перехитрю, в лес поглубже заманю. Попрошу детей кричать и как эхо отвечать.

Заяц: Нам детишки , помогайте и как эхо отвечайте! (звери прячутся за деревья) Гришка: В лес пришел я погулять, буду все зверье пугать, ветки я ломаю, птичек разгоняю. Вот я смелый какой!

Эхо: Ой-ой-ой!

Гришка: Ой! Это кто такой?

Эхо: Тако-ой! Тако-кой! Тако-ой!

Гришка: Ой, боюсь!

Эхо: Боюсь! Боюсь! Боюсь!

(Выходит дед Лука).

Дед: Это кто в лесу шумит? Опять ты?

Гришка: Дедушка мне страшно…

Дед: Ты лес обидел, вот он тебя и напугал! Если в лес с добром придешь, много здесь друзей найдешь. Видишь, вот мои друзья! (Звери появляются из-за деревьев). Ты подружишься с ними?

Гришка: Да!

(Дед Лука и звери приглашают всех детей встать в круг. Исполняется хоровод «Дружат дети всей земли».

Источник: http://ivushka10.ucoz.ru/load/konspekt_zanjatija_po_ehkologii_v_podgotovitelnoj_gruppe_v_gostjakh_u_dedushki_luki/1-1-0-2

Ссылка на основную публикацию