Конспект занятия в старшей группе на тему «насекомые»

Конспект занятия на тему: ” В стране насекомых”

Конспект занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «В стране насекомых» (старшая группа компенсирующей направленности)

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».

Задачи: Образовательные:

• расширять и закреплять знания детей о насекомых;

• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;

Развивающие:

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать связную речь;

• развивать образность речи;

• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;

• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;

• развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

Словарная работа:

• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).

Форма проведения: НОД.

Приоритетная образовательная область:

• познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие;

• художественно – эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Виды детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

• познавательно-исследовательская;

• двигательная.

Предварительная работа с детьми:

• рассматривание иллюстраций, картин по теме;

• чтение энциклопедической литературы;

• заучивание стихов о насекомых;

• отгадывание загадок о насекомых;

• просмотр мультфильмов.

Демонстрационный материал:

• предметные картинки насекомые (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;

• разрезная картинка божьей коровки;

• дидактическая игра «Четвертый лишний»; « Летает, прыгает, ходит».

Ход.

Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас)

Воспитатель:

– Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

– Ребята, а вы рады приходу весны? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается? (ответы детей)

– По научному календарю первыми просыпаются бабочки- веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?

Дети:- Муха-Цокотуха.

– Правильно. А кто написал эту сказку? ( К.И. Чуковский)

Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?

А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.

-Приходила к мухе бабушка (пчела)

Мухе – Цокотухе (меду принесла)

Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела? (Питается нектаром цветов). А где живут пчелы? (улей).

Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу) И домик они себе делают в дупле на дереве.

А где пчелы берут мед? (ответы детей). А какие еще насекомые похожи на пчелу? Шмель и оса.

– Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе? (Бабочка) А какие части тела есть у бабочки? Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов). На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.

Физкультурная минутка на паласе: Бабочка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. ( Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Четвертый лишний»

Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.

– Дети, скажите пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?

Послушайте загадку.

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может. (Божья коровка)

Воспитатель предлагает детям собрать божью коровку из частей на паласе или за столом. Дети собирают и называют, из каких частей состоит она. (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног.). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная.

Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.

Дети проходят на свои места

Воспитатель читает стихотворение.

– Чистота- здоровье леса, все зависит от него.

Муравей – хозяин леса, защитим давай его.

Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву – питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).

Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам ) А как? Они чистят им перышки своей кислотой.

Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).

– Давайте вспомним, кто спас муху? (комарик) Рассматривают комара. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?

-А от кого спас комарик муху? (от паука) Рассмотреть паука. Что отличает его от других насекомых (восемь ног и восемь глаз). Какую пользу приносит? Рассказ воспитателя о разнообразии пауков.

А какие еще насекомые приходили к мухе? (дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки – таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т.д.)

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.

) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде – это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют – НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.

Игра « Летает, прыгает, ходит»

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить , куда попало.

Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

  1. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.

  2. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

  3. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Насекомые – это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе – любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

А к нам кто-то пришел?

Входят девочки в костюмах бабочек и стрекоз и читают стихи.

  1. Мы каждый день вокруг порхаем

В работе устали не знаем

Пыльцу цветов мы переносим,

А вас мы очень, очень просим.

  1. Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить.

Мы грязный воздух не выносим

И о защите очень просим.

  1. Мы привлекательны, красивы,

Но просим помнить, что должны вы

На нас лишь издали смотреть.

Ах, как нам нравится лететь.

– Милые бабочки и стрекозы! Мы не будем вас обижать, летите спокойно, правда дети? Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiektzaniatiianatiemuvstranienasiekomykh

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа

Автор: Учитель -логопед 1 категории Шилова Оксана Викторовна

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и  со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  •  Развитие фонематических представлений
  •  Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  •  Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал :

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть. 

Сегодня наше занятие, ребята, начнется  необычно- со сказки…Далеко-далеко, там  за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы.

Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю.

Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе.

О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами( красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи.

Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д.  Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание.

Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук.

Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза, Изумрудные глаза, Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

Читайте также:  Конспект классного часа о ценности книги для младших школьников

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка… Гусеница ползает, а кузнечик… Бабочка летает, а улитка… Жук ползает, а стрекоза… Оса летает, а червяк… Улитка ползает, а стрекоза… Паук ползает, а пчела… Кузнечик прыгает, а комар… Таракан ползает, а стрекоза…

Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных  союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса. Муравей, муха, грач, пчела. Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище.

Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел»
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку»
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я .. Са-са-са, называю я.. Мар-мар-мар, называю я комар.

Ла-ла-ла,называю я ..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице?  Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова

Источник: http://possum.ru/?p=3622

Конспект занятия в старшей группе по теме “Насекомые”

НОДСтаршаялогопедическаягруппа

Насекомые

Цели:

Формирование знаний и умений по теме насекомые. Активизация и обогащение словаря детей по теме.

Задачи:

Образовательные.

– Закрепить и обобщить представления детей о насекомых.

Воспитательные.

– Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.

Развивающие.

– Развивать внимание, память, коммуникативные навыки, связную речь.

Методы:

1.Наглядные (иллюстрации, сюжетные картинки, разрезные картинки).

2. Словесные (загадки).

3. Игровые («Доскажи словечко», «Сравни»,физминутка, «Скажи одним словом», «нелепицы», «четвертый лишний», «закончи предложение»

Приемы:

1. Индивидуальный подход к ребенку.

2. Доброжелательное отношение к детям.

3.Благоприятная атмосфера в группе.

4. Условия подготовки для проведения занятия.

Оборудование и материалы: иллюстрации и сюжетные картинки по теме,

Вводная часть.

Организационный момент. (1 – 2 мин.)

Дети входят в группу (создаем благоприятную атмосферу).

– Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Подарим друг другу свою улыбку.

-А теперь послушайте пожалуйста стихотворение – загадку:

Светает рано по утрам. Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад. Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели. Медведь со снежной встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает. Вы ее узнали? (Весна).

– Да, ребята, весна долго к нам шла через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. (Еще не дошла до нас, пробирается, спорит с зимой и т.п.) Но смогла до вас добраться благодаря своим помощникам.

Основная часть.

1.Доскажи словечко.

Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем…(тают,капают)

Весной сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)

Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)

Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы…(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда…(вьют, строят,делают)

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет).

-Назовите первый месяц весны?Третий?Какой месяц находится между мартом и маем?Какой месяц впереди апреля?

– Послушайте, как в народе в старину называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему? (словарная работа и здоровьесберегающие технологии)

Март – капельник, протальник.

Апрель – водолей, березень.

Май – травень, цветень.

Итог: Молодцы, вы не забыли и весенние месяцы!

-Весна – это время пробуждения природы.

2. Сравни

Представьте, Солнышко такое же желтое как…(одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнышко круглое как…(мячик, апельсин, колобок)

Солнышко ласковое как…(бабушка, мама, ветерок, теплое море)

Солнышко веселое как…(песенка, клоун)

Солнышко теплое как…(печка, рукавички, свитер)

Солнышко яркое как…(лампочка, фонарь, звезда)

Солнышко жаркое как…(огонь, костер).

Итог: Да, хорошо вы умеете сравнивать предметы!

3. Физминутка.

Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетело сто грачей( «Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

Итог: Отдохнули, пойдемте дальше.

4. Загадки. Сегодня у нас новая тема – насекомые.

И под тяжелой ношей                        Этот увалень лохматый,                           Шевелились у цветка

Спешит на помощь друг.                    Злюка тощая такая,                                  Все четыре лепестка.

Тут народ хороший.                             Сладкоежка полосатый,                           Я сорвать его хотел,

В беде не бросит вдруг                        Надо мной весь день летает,         Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Без работы-хоть убей-                          Опускает хоботок,                                               

Жить не может …. (муравей)              И ужалит ненароком

                                                                   В распустившийся цветок (шмель)

 Что за девчонка:                             Домовитая хозяйка                                  Не зверь, не птица

В поясе тонка,                                 Пролетает над лужком.                           Носок, как спица.

Огромные очи,                                Похлопочет над цветком-                       Летит, кричит, 

Летит –стрекочет. (стрекоза)      Он поделится медком. (пчела)              Сядет-молчит.    (комар)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (муха)

–  Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет-«нелетающие»).

–  Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

– Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед ,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.

Чем вредны?гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

5.Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …  (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют…   (длинноусый).

6. Упражнение «Нелепицы». Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.

Муравей живет в улье.             Жук собирает нектар.                       Комар ловит мух.

7.«4-ый лишний» 

    Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.

   Ласточка, воробей, бабочка, ворона.

   Таракан, комар, воробей, жук.

8. Игра с мячом «Закончи предложение» (антонимы)

        У мухи крылья короткие, у стрекозы…

        У жука усы толстые, у бабочки…

         У шмеля спина широкая, у комара…

майский жук большой, божья коровка …

Итог

– О ком мы говорили на занятии?

– Какую пользу приносят насекомые?Как люди должны относится к ним?

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-zaniatiia-v-starshei-gruppe-po-teme-nasek.html

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №8 «Ягодка»

Конспект занятия

по теме: «Насекомые»

(старшая группа)

Из опыта работы учителя-логопеда

Ковакиной Е.Б

г. Волжск

Цели:

1.Закреплять умение составлять предложения по схемам, объединять их в небольшие рассказы.

2. Упражнять в словообразований при помощью суффикса –ниц-.

3.Продолжать учить делить слова на слоги, выделять первый звук из слов, читать открытые и закрытые слоги.

4.Развивать внимание, системное и логическое мышление.

5.Формировать базальное доверие к окружающему миру, желание подражать доброму отношению друг к другу, умение замечать хорошее, благодарить за совместное занятие.

6.Воспитывать у детей потребность в общении с природой.

Предварительная работа: индивидуальное консультирование родителей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

У каждого ребёнка буква Н, которую они “нарядили” совместно с родителями.(Работа со звуками Н, НЬ).

Д/у «Наряд для буквы». Примерные ответы детей:

-Мы с мамой превратили букву Н в небо, потому что я люблю, когда небо ясное и ярко светит солнце.

-Мы украсили букву Н нотами, потому что очень любим петь.

-Мы украсили букву Н нарциссами, потому что моя мама очень любит эти цветы.

-Мы превратили букву Н в ночь, потому что ночью на небе красивые звёзды.

-Мы с мамой сделали букву Н космическую, п.ч. есть такая планета Нептун и подводную, п.ч. Нептун – царь подводного мира.

-Ребята, посмотрите, а на моей букве кто?

-Насекомые.

2.Введение в тему.

-Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой колдун.

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей,
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим малышкам помоги!

Дети закрывают глаза и говорят:

-Раз, два, три на полянке окажись.

Перед детьми полянка: цветы, картина «Насекомые», где все насекомые закрыты цветами. После выполнения каждого задания открывается одно насекомое.

Логопед обращает внимание детей на самый большой цветок.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Спал цветок волшебным сном. (Кулачок крепко сжат)

Был закрытым. Но потом

Показался лепесток, (Распрямить большой палец)

А за ним его дружок, (Указательный палец)

Вот и третий не проспал, (Средний палец)

И четвёртый не отстал. (Безымянный палец)

Вот и пятый лепесток, (Мизинец)

И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан)

Из цветка появляется пчёлка (мягкая игрушка).

Пчела Майя:

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли на помощь насекомым. А я вам помогу.

3.Изучение нового материала.

А) Д/у «Собери цветок». Работа по схемам, составление рассказа, коллективная работа.

-Ребята, назовите общие признаки насекомых.

1.У насекомых на брюшке есть насечки, со спинки

они похожи на колечки.

2.У насекомых есть усики, с помощью которых они пробуют предметы на вкус. Чем короче

усики у насекомого, тем оно лучше видит.

3.У насекомых глаза состоят из множества глазков.

Поэтому они видят всё вокруг себя, не поворачивая

головы.

4.У насекомых по шесть ножек.

5.Если насекомые исчезнут, то некому будет опылять растения, у птиц не будет корма, и они погибнут.

Составление предложений о насекомых (муравей, божья коровка, пчела)

Д/у «Пазлы».

Дети складывают пазлы и составляют предложения по схемам.

-Божья коровка очень яркая. Коровкой ее назвали потому, что она умеет выделять оранжевое “молоко”. Божья коровка поедает тлю, которая уничтожает растения.

-Муравей живет в муравейнике. Муравей очень сильный. Он поднимает травинки, гусениц, которые намного тяжелее его. Муравей защищает лес от вредных насекомых.

-Пчела собирает с цветков сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает сладкий и очень полезный мед.

В)Появляется гусеница:

  • А про меня забыли… Сейчас как начну шипеть и буду вас щипать. Вы, что не знаете новость? У меня появился родственник гусь, вот фотография (картинка гуся).

Логопед:

  • Ты ошибаешься, гусеницы не умеют гоготать и шипеть. А вот некоторым бабочкам название помогла получить частица – ница.

Образование слов с помощью суффикса –ница.

лимон + ница = лимоница репей + ница = репейница

капуста + ница = капусница крапива + ница = крапивница

бархат + ница = бархатница

Г) Речеподвижная игра «Со словами мы играем»:

Со словами мы играем,

И слова мы удлиняем:

Ли-мон-ни-ца, ца-ца (6хлопков)

Аналогично отрабатываются слова: капустница, бархатница, репейница, крапивница.

Гусеница ворчит, очень недовольна:

  • Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Логопед:

  • Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку.

Ду «Что сначала, а что потом?»

Работа с карточками.

Примерные ответы детей:

Бабочка отложила яички на цветке. Потом появилась гусеница. Гусеница питалась листьями и росла. Потом гусеница превратилась в куколку. Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

4.Физкультминутка – координация речи с движением.

«Гусеница». В.Егоров

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо- (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Читайте также:  Как обучать ребенка чтению и математике

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

5. Закрепление.

Ребус.

-В слове первый звук ты убери и в другое преврати.

коса оса

бусы усы

Проговаривание чистогороворки: «У осы не усищи, не усы, а усики». Работа над темпом и речевым дыханием.

Д/у «Звуковые божьи коровки»

Пчела Майя:

-Это божьи коровки. Злой волшебник и их заколдовал. Посмотрите, на спинках круги.

Превратите их в букву Н.

А У О И

– Божьи коровки что-то хотят сказать. Пожалуйста, отгадайте какой звук, они произносят, и запишите букву.

Чтение закрытых и открытых слогов.

-Поставьте туловище справа от головы, прочитайте, что получилось: ан, ун, он, ин.

Поставьте туловище слева от головы, прочитайте: на, но, ну, ни.

6.Итог.

-Наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Пусть пчёлка сядет к вам на ладошку, а вы скажите друг другу спасибо за работу.

  1. Конспект

    Программные задачи. Развивать представление о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни; учить классифицировать насекомых и выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развивать творческое

  2. Документ

    Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида, Республика Хакасия, город Абакан.

  3. Конспект

    Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о транспорте, о видах транспорта /наземный, воздушный, водный/. Развивать нестандартное мышление, фантазию, творческое воображение.

  4. Документ

    «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную

  5. Конспект

    Хозяюшка: Что ты так разволновался, Чучело Огородное, аль забыл, что я собрала большой урожай лука, вот сижу, косы плету из лука, чтобы легче его было сохранить за зиму.

Источник: https://refdb.ru/look/1295345.html

Конспект НОД в старшей группе. «Волшебный мир насекомых»

Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о насекомых по картинкам, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые»; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых. Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай».

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин, с изображением насекомых.

Методы и приёмы: игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не стало», «Закончи предложение», «Четвёртый лишний», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Ход занятия:

Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие вы знаете времена года?

Дети: Зима. Весна. Лето. Осень.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Давайте покажем стрелочкой на нашем календаре, какое сейчас время года. Скажите, по каким признакам в природе мы узнаём, что наступила весна?

Ответы детей: Тает снег. Бегут ручьи. Ярко светит солнце. Набухают почки на деревьях. Распускаются первые листочки. Прилетают птицы. Зеленеет травка. Появляются первые цветы. Появляются насекомые.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в мир насекомых. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке. Кого мы здесь встретим, узнаем с помощью загадок.

Загадки:

1.Мы лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (Муравьи)

2.Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много. (Пчёл)

3.Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настаёт,

Тогда перестаёт. (Муха)

4.Я цветок сорвать хотел,

Но цветочек улетел.

Что это за насекомое? (бабочка)

С чем сравнивают крылья бабочки? (с цветком). Какие крылья у бабочки? (яркие, легкие, большие). А сколько крыльев у бабочки? (четыре). Отгадав загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости:

Летит — жужжит,

Сядет — молчит. (Жук)

Воспитатель:Отгадайте еще загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделиться медком. (Пчела)

Воспитатель: Посмотрите на пчелу на картинке. Есть ли у нее крылышки, какие они, сколько у нее ножек? Посчитайте. Ребята, а почему насекомые могут летать? У них есть крылышки. Давайте выберем насекомых на картинках, которые умеют летать, у которых есть крылья. Назовите их.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы встречаем новое насекомое. Паук.

Пауки живут в траве, а где их еще можно встретить, где они живут, какой у них домик? (в паутине). А пауки летают? Почему нет? Это насекомое ползающее.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний» (Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор).

– Жук, пчела, муравей, кошка;

– слон, бабочка, шмель, гусеница;

– божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

– ёлка, таракан, муха, кузнечик;

– пчела, бабочка, комар, кровать.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл.( Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых). Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, отгадать загадки, ведь она их никогда не видела. Ребята, а как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает). Если Зиме понравятся ваши ответы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.

Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

Проводится пальчиковая игра «Пчела»:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(делают маховые движения кистями рук)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(загибаем пальцы, начиная с большого).

Как фонарики глаза. (Делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),

Пожужжали, полетали (машем ладошками),

От усталости упали (роняем ладони на стол).

Воспитатель: А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (дети рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Отгадайте ,кто этот скрипач.(кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носик, как спица.

Летит, пищит, сядет, молчит (комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза,

Кто же это? (стрекоза).

Ростом мал, но работящий,

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает. (Муравей).

А вот еще одна загадка:

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука, два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,

справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Источник: http://53.mdout.ru/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-volshebnyj-mir-nasekomyx

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема: «Насекомые»

Подготовила: учитель – логопед Соколовская Наталья Петровна, 

МОБУ “Саракташская СОШ № 3” Саракташского района Оренбургской области

Задачи:

  • актуализация  словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

– Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

  • В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком! (Пчела)

 – Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся

– Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

– Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

– А почему весной? (На улице становится тепло,  и насекомые выползают из своих жилищ)

– А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

– А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых. 

– Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

– Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.

– Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания

– Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

– Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

– Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток».  Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

– Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

– Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

– Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

– Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар – вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

– А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза – поедают вредных насекомых.)

– Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал  второй лепесток».

– Слушайте внимательно задание – «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить  мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…

– А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений – гусеницы, тля; нектаром цветов – пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми – кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека – мухи.)

– Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики

– Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова  «Я оторвала третий лепесток».  А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка – указательный и средний – «ходят» – «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились холодные сны?

– Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи

– Какой лепесток, Аделина,  по счету мы отрываем?  («Я оторвала четвертый лепесток»)

– Я читаю задание: «Сосчитай до пяти». 

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 – 5).

– Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование  числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса

– Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

Читайте также:  Игры для развития речи детей 5, 6 лет

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) – бабочка
  • Жужжит – жук
  • Звенит – комар
  • Собирает мед – пчела
  • Жалит – оса
  • Ползает – гусеница
  • Прыгает – кузнечик
  • Плетет паутину – паук
  • Трудится – муравей
  • Летает – стрекоза

 – Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков

– Остался последний лепесток.  Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.

(Один, два, …. шесть)

– Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)

– Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».

(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

– Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

(Дети отвечают на вопросы).

Ещё по данной теме:

  • Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: “В мире насекомых”

Источник: http://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_logopedicheskogo_zanjatija_v_starshej_gruppe_detej_s_onr_tema_nasekomye/4-1-0-201

№ 2557 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Насекомые»

Салахова Фатимет Седрединовна

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Аленушка»

Тюменская область

п. Сосновка

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Тема: «Насекомые»

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Практические (занимательные упражнения, опыты);
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому – что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  •  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Предварительная работа: отгадывание загадок,  наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.  

Оборудование:предметныекартинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза).

Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку).

Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Ход занятия:

1.Введение

Воспитатель:

– Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

        Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

– Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Когда в душистом сосняке,

Присядешь весною на пеньке.

Внимательно вглядись вокруг,

Ты многое заметишь вокруг!

– Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах? (ответы детей).

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились  примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злая ведьма  заколдовала нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель:

– Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? (ответы детей).

Воспитатель:

– А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

– Закройте все глаза и повторяйте за мной:

–  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от злой ведьмы: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

2.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

– Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее… (пчела).

Воспитатель:

– Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

– Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

– Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

– А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

– Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

–  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

–  А паук – это насекомое?

–  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

– Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

– Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

– Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

– Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

–  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

3.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 – Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

– Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

– Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

4. Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

Воспитатель:

– Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.    

Воспитатель:

– Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

5. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

– Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить  бабочек по группам. Катя, разложи бабочек.  Воспитатель:

– Катя, по какому признаку  ты разложила бабочек? Ребенок объясняет: 

-Я  разложила бабочек по форме. Воспитатель:

– А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому  признаку разложила бабочек? Ребенок:

– Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

– А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

– По размеру. Воспитатель:

– Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

– Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

– Продолжим  путешествие. (Дети садятся на стульчики)

6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

– Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

– Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

– Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

– Кто появляется из яйца? Ответы детей:

– Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

– Что делает гусеница? Ответы детей:

– Она питается листьями и растет. Воспитатель:

– В кого она превращается? Ответы детей:

– Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

– Кто выходит из куколки? Ответы детей:

– Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать. Воспитатель:

– Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам. 

7.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон         (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                   (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.            (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.      (ладошки под левой щекой)  

Но зима проходит мимо –           (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                      (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

8. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась   гусеница.        
  • Гусеница питалась листьями и росла.       
  • Потом гусеница превратилась в куколку.         
  •  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

9. Итог занятия.

 Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала.

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

–  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

– Вам понравилось быть насекомыми?

– А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

– Какая игра вам больше всего понравилась?

– Вы все сегодня были молодцы!

10. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте  отдохнем.

 Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы ле­жите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази­те себе, что вы — легкие бабочки с большими и краси­выми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это кры­лья бабочки.

И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Лег­кий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз­вращаться домой.

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/may/no-2557-konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom-po-fgos-v-starshey-gruppe-tema-nasekomye/

Ссылка на основную публикацию