Конспект занятия по экологии Путешествие в мир природы
« Путешествие в мир природы »
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе.
МБДОУ №52 Московская область. Сергиево Посадский р-н.
П. Березняки.
Воспитатель: Борисова Римма Ивановна.
Ход занятия:
Люблю, когда цветут сады
И зеленеют травы
Скользят стрекозы у воды
Шумят листвой дубравы.
– Ребята, О чём это стихотворения? (о природе)
Какая бывает природа? ( живая и неживая)
Скажите, что мы относим к неживой природе? (солнце, ветер, снег)
К живой природе? (растения, животные, птицы)
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы, а помогать в путешествии нам будут ваши знания, умения и ваша дружба. Готовы вы отправиться в путь? Как можно путешествовать? (на самолете, пешком, на машине)
Я предлагаю путешествовать на поезде. Вот и вагоны готовы. Сейчас я скажу волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и превращу вас в зверей, птиц, насекомых. Выбирайте, кем вы хотите стать.
Крибли, крабли, бумс….(дети надевают медальоны с изображением животных). Вот теперь можно отправляться в путь А я буду вашим проводником.
Будьте внимательны:
На нашем поезде поедут звери. Как их можно отличить от других живых существ? (4 лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком)
Есть у нас звери? (дети поднимают руки) — в поезд сядут пассажиры, у которых 2ноги, клюв, перья. Кто сядет во 2 вагон? (птицы)Какие птицы у нас есть?
В поезде разместятся насекомые. Какие у них характерные признаки? (шесть лапок, три ярко выраженные части тела)
Еще с нами будут путешествовать земноводные. Кого мы так называем и почему? (они могут жить в воде и на суше).
А теперь прошу занять свои места. (Свистит)
Дети садятся и под музыку выполняют движения, имитирующие поездку на поезде.
Стоп. Мы прибыли в удивительную страну.
(звучит музыка леса)
Первым из вагонов выйдет тот, кто живет в лесу. (выходят звери, насекомые, птицы). А вас, уважаемые, я попрошу тоже выйти и отправиться всем вместе в путь.
Посмотрите, какой красивый, зимний лес.
Какие деревья можно встретить в лесу? (березу, дуб, клен, рябину…)
Почему лес называют многоэтажным домом? (деревья, кустарники, травы располагаются на разной высоте) Кто и на каком этаже живет? ( вверху-высокие деревья, ниже — кустарники, молодые деревца, еще ниже — травы, мхи, грибы, ягоды)
Зачем вам лес? (все по очереди говорят: белка — я собираю грибы и орехи, медведь — я делаю под деревьями берлогу и т.д.)
Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья (береза, дуб, рябина)
Молодцы. Как можно описать березу. Какая она? (стройная, высокая, белая, нарядная). Что мы можем сказать о дубе? (могучий, большой, высокий) . Зачем люди пилят такие красивые и могучие деревья? (из деревьев строят дома, делают мебель , изготавливают бумагу). Что же нужно делать людям, чтобы деревья не исчезли совсем? (сажать новые, не пилить зря).
Как должны вести себя люди в лесу, чтобы сохранить природу? (не ломать деревья, не разводить костер…)
Скажи, ежик, почему ты пугаешься, когда видишь людей? (люди часто ловят нас, ежей и уносят к себе домой, а мы можем жить только в лесу).
А ты, муравей?
(Муравьи-санитары леса, они защищают деревья от насекомых – вредителей.
Люди иногда разрушают муравейники, и муравьи могут погибнуть, а тогда погибнет и лес..)
А сейчас я возьму свою волшебную палочку — превращалочку:
Чики-чики-чикалочки
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернись
И в деревья превратись.
Представьте себе, что вы – деревья.
Ваши корни вросли глубоко в землю,
Стволы, ветки тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Пусть деревья станут ребятами, а ребята – животными.
Я слышу журчание ручья (звучит песенка ручья), давайте пройдем к нему
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
И хочу Вам доложить,
Без воды нам не прожить.
Кто из вас живет в воде?
( улитка, лягушка и черепаха)
А кому еще нужна вода? (перечисляют)
Да, всему живому нужна чистая вода.
Какие правила должны соблюдать люди, сохраняя воду? ( не бросать мусор в речку, не мыть машины, не мусорить на берегу, крепко закрывать кран).
Как пополняются запасы воды на Земле? (вода испаряется, пар превращается в капли, капли — в дождь, дождь возвращает капли на землю)
Как это называется? (круговорот воды в природе)
Давайте поиграем в путешествие капелек. (звучит музыка, напоминающая дождь)
Я — мама тучка, а вы детки – капельки. Вам пора отправляться в путь.
Под музыку капельки прыгают. Разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю… Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками. ( берутся за руки) Встретились ручейки и стали большой рекой.
(ручейки соединяются в одну цепочку ) Плывут капельки в большой реке, а река попала в океан ( дети делают круг) Плавали, плавали капельки в океане, но тут солнышко пригрело. Тали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, веселые вернулись к маме Тучке.
(дети приседают, поднимаются на носки и вытягивают руки вверх, разбегаются и собираются у мамы Тучки)
Наше путешествие продолжается.
(звучит тревожная музыка)
Ой, а это кто?
(появляется Карлсон)
Карлсон — Ой, ой, тише, тише!
Воспитатель — Что с тобой, Карлсон, кого ты испугался?
Карлсон — На меня какая-то железка напала, и из-за нее мой моторчик не работает.
Воспитатель — Давай, я посмотрю.
Карлсон — Нет, не надо. Вдруг она и на вас нападет.
Воспитатель — Наши путешественники смелые и дружные, они всегда готовы прийти на помощь другим.
Сейчас, сейчас мы от нее тебя избавим (снимает магнит). Да это же настоящий магнит.
Карлсон — Магнит? Что это такое? Я знаю ягоды, цветы, дружу с птицами и бабочками, а о магните ничего не слышал.
Воспитатель — правильно, кроме живой природы, нам встречаются и предметы неживой природы. К какой природе относится магнит?
( Магнит мы относим к неживой природе.) А какие объекты неживой природы еще вы можете назвать? (камни, песок, глина).
Карлсон-Какой же он неживой, ведь так мой моторчик зажал. Ох, страшно!
Воспитатель — Нет, магнит совсем не страшный,. Он просто притягивает, примагничивает некоторые предметы.
Карлсон — какие? У меня здесь много разного! (высыпает на стол или раздает детям)
Воспитатель — Давайте посмотрим, что тут набрал Карлсон? Из каких материалов сделаны эти предметы, и притянет ли их магнит? Давайте проверим.
Дети называют предмет и дают ответ, притянет ли их магнит. Можно проверить. (Это колечко из дерева, его магнит не притягивает)
Карлсон — А почему же он ко мне примагнитился?
Воспитатель — Помогите Карлсону разобраться
какой мы сделаем вывод: магнит притягивает металлические предметы
(спросить несколько человек)
Карлсон — Спасибо, вам. Я теперь не боюсь магнита. Вы так много знаете, может, мне еще ответите на один вопрос: говорят, что в природе все нужны друг другу.
А как это, я не пойму.
Вот, например, комары. Такие противные и кусаются больно. Что, и они нужны?
Воспитатель- Уважаемые путешественники. Помогите Карлсону разобраться. Вот ты, лягушка, что скажешь?
Лягушка: Мы, лягушки, живем в водоемах. Все, что нам нужно-чистая вода, да комары с мошками. Если их не будет, то и нам не выжить.
Воспитатель — А ты, клест, с кем в природе связан?
Клест — Мы, клесты, любим жить в еловых лесах, ведь там много шишек, семенами которых мы питаемся. Если не будет елей, то и нам ох как трудно придется .
Стихотворение: Все – все — на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
В — И конечно всему живому нужно солнышко.(прикрепляет изображение солнца)
Свети нам солнышко, свети!
Легко с тобой живется.
И даже песенка в пути
Сама собой поется
Дети поют песню.
Карлсон — Вот теперь я понял. Спасибо, вам. Я теперь многое узнал и расскажу своим друзьям . Уважаемые путешественники, я хочу отблагодарить вас, за доброе отношения ко мне и преподнести вам сладкое угощения .
Воспитатель – Большое спасибо!
Воспитатель-
Слышите, поезд сигналит и зовет нас в обратный путь. Садись, Карлсон, с нами на поезд.
Карлсон — Нет, что, вы. У меня моторчик теперь хорошо работает. Ну, я полетел.
До свидания (улетает)
Воспитатель — А нам пора в детский сад.
Вот и закончилось наше путешествие. Выходите из вагонов.
Крабли, крибди, бумс, превратитесь животные в ребят.
Вот вы и опять ребята. Мне очень понравилось, что вы так
хорошо знаете правила поведения в природе, понимаете, как все на свете взаимосвязано. Понимаете, что природу надо не только беречь, но и любить.
А сейчас мы отправляемся в группу.
«Путешествие в мир природы»
Пр.з:- воспитывать экологически грамотное поведение в природе;
-уточнить представления о классификации животных: звери, птицы,
насекомые, земноводные;
-расширить представления детей о лесе и его обитателях. Подвести к пониманию зависимости животных, растений друг от друга;
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-закрепить свойство магнита притягивать металлические предметы;
— расширить представления детей о различных материалах: деревянные
предметы, пластмассовые, металлические;
-развивать речь, расширять словарь;
Словарь: магнит, примагничивает, металл
Оборудование: медальоны животных:
Звери — белка, мышка, еж, медведь;
Насекомые — муравей, жук-короед, божья коровка;
птицы- дятел, синица, клест, снегирь;
земноводные — лягушка, улитка, черепаха;
Магнит, предметы из разных материалов, схемы: «Кому нужна вода», «Кому нужны деревья»
Предварительная работа:
Экскурсии в лес, на водоем, работа с моделями «Лес – многоэтажный дом», «Водоем». Составление пищевых цепочек. Чтение художественной .литературы, занятия –эксперименты по теме «Вода», акции «Елочка — зеленая иголочка», «Берегите воду»
Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/konspekt-zaniatiia-po-ekologii-puteshestvie-v-mir-prirody/
Занятия по экологии в старшей группе детского сада: пример конспекта по ФГОС, разработка проекта и прочее
Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе.
Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка — это важная часть окружающего мира.
Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.
Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ
Личность ребёнка — это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни.
Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат.
Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.
Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:
- научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
- сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
- обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
- учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
- развивать эстетические чувства по отношению к природе.
Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.
Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую
Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет
Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога — заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.
Мотивирующее начало занятия
Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:
- Отгадывание загадок. Например, воспитатель предлагает детям вспомнить, каких насекомых они знают.
- Во фраке зелёном маэстроВзлетает над лугом в цвету.Он — гордость местного оркестраИ лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
- Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Стрекоза)
- Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. (Бабочка)
- Я думал: ног не унесу,Есть и у храбрости границы!Сегодня встретилась в лесуМне помесь гуся и синицы. (Гусеница)
- Рассматривание картинок.
Рассматривание картинок с изображениями животных и растений помогает заинтересовать детей темой занятия
Для детей старшей группы набор рисунков можно использовать для повторения предыдущего материала. Рисунки можно сделать основой дидактической игры, в которой ребёнок должен правильно поместить картинку в зависимости от задания.
- Наглядная демонстрация предметов. У воспитателя на столе находятся обычные бытовые вещи: спички, топор, фотоаппарат, кормушка для птиц. Он спрашивает детей, какие предметы не следует брать в лес.
Дети всегда с радостью идут в лес
- Можно придумать волшебную сказку на экологическую тему или продолжить уже известную (например, «Репка», «Колобок», «Цветик-семицветик» и др.). Такие сказки служат источником формирования экологических понятий, в ненавязчивой форме обучают дошкольников правилам природоохранного поведения. Последующая театрализованная постановка произведения поможет закрепить полученные знания на практике.
Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения
Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:
- Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
- Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный — эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный — исполнение песен про лето, математический — задание «Сколько лепестков?», творческий — «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
- Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
- Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
- Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
- Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
- В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).
Вода нужна всем живым существам на нашей планетеВода требуется для многих бытовых нужд человекаМногие дети не представляют, как в доме появляется водаУчастие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей
Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана.
А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей.
Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.
Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца — это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года — долгосрочный.
Экологический проект включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель — это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
- Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
- Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
- Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.
По доминирующей деятельности проекты бывают:
- исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
- практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля — наш дом родной»);
- творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
- познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).
Примеры проектов по экологии в ДОУ:
Таблица: пример экологического проекта в старшей группе
Видеоматериалы по теме
Для воспитателей и родителей, активно ведущих работу с детьми по экологическому воспитанию, будет полезной подборка видеоматериалов.
Видео: экологическое воспитание дошкольников
https://youtube.com/watch?v=Cs-V8zCBMt4
Видео: экологический проект в старшей группе «Мы против мусора»
https://youtube.com/watch?v=e6ghG5_EzoQ
Видео: постановка экологической сказки «Берегите природу»
https://youtube.com/watch?v=BA8D7q5zUSw
Видео: деловая игра для педагогов «Экологический марафон»
https://youtube.com/watch?v=kt2LWonmIT0
На дошкольном воспитании базируется формирование личности будущего гражданина, и исключить из него такую часть, как экология, в наши дни невозможно.
Слишком много ошибок сделало человечество, отвоёвывая себе пространство у природы. Решать эти проблемы придётся нашим детям.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания, и задача воспитателя — сформировать бережное отношение к природе у своих подопечных.
Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe.html
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Путешествие в мир насекомых»
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Конспект занятия в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Путешествие в мир насекомых».
Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Социум».
Бөлік/Раздел/ Section: Экология.
Тақырып /Тема/Subject: «Путешествие в мир насекомых».
Мақсатты/Цель/ Target: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.
Міндеттер/Задачи/ Tasks:
Образовательные: Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ.
Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.
Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к насекомым.
Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: насекомые, насечки, нектар, пыльца.
Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): весна-көктем-spring , март-наурыз-мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may , насекомые- жәндіктер, муха-fly-муха
Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом», д/и «Кто, как устроен», звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».
Ход занятия
I. Мотивациялық –қозғаушы/Мотивационно побудительный.
1. Круг радости:
Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.Справа-первые цветочки появились на лужочке.Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.Мы кораблик смастерили, в ручеёк его пустили.Уплывай кораблик мой-прямо к речке голубой.Вот как весело играть и на улице гулять.
Дышит свежестью земля. Подышу весной и я!
2. Дыхательное упражнение «Весна». Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес-на».
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна-көктем-spring). Назовите весенние месяца? март-наурыз-мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may).
Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.
Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела). Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.
– Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Насекомые- жәндіктер
II. Іздену –ұйымдастырушы/Организационно – поисковый.
1. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!
Воспитатель читает текст:
«Дорогие ребята, мы попали в беду.Однажды над насекомымиПронёсся злой паукНа полянке разноцветнойОн всех заколдовал.Чтоб бабочки порхали,Трудился муравей.И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,И доброту возьми,И этим насекомым
Малышам ты помоги!
Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Вот мы с вами превратились в насекомых.
2. Игра на звукоподражание.
Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:
Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.Звеним как комар – З – З – З.Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.
Проходите насекомые, садитесь.
3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».
Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.
Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.
Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.
Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое? (демонстрирует изображение паука-нет, у него 8 лапок). Молодцы. Мы спасли муху!
4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.
Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.
Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
- Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
- В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
- Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.
5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)У людей зовётся «кокон».Свив на ветке этот дом, (вращают руками)Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)Спит без просыпа всю зиму.
(Ладошки под левой щекой)Но зима проходит мимо – (взмахи руками вверх)Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.
6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».
Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.
Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.
Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку. (Ребёнок помогает заполнять таблицу, вставляет картинки).
Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.
7. Пальчиковая игра «Пчела».
Прилетела к нам вчера. Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И веселый мотылек (загибаем пальцы).Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),Как фонарики глаза.Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол).
8. Беседа:
Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это полезные насекомые? (да). Как вы думаете, какую пользу они приносят?
Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.
Бабочки опыляют растения.
Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.
Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).
Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.
III. Рефлексивті –коррекциялаушы/Рефлексивно – корригирующий
Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.
- У насекомых 6 ног.
- У насекомых не бывает усиков.
- Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
- Муравьи живут в ульях.
- Пчелы дают людям воск и мёд.
- Мухи дают мед.
- Нельзя разорять муравейники.
- Бабочки и пчелы опыляют растения.
- Стрекоза это птица.
- Насекомые являются пищей для других животных.
Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).
Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!
Күтілетін нәтижесі (Ожидаемые результаты): у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Источник: https://www.o-detstve.ru/users/73622/articles/161253-konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-po-ekologii-puteshestvie-v-mir-nasekomyh.html
Конспекты занятии для детей
Цель: Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с понятием «экологи», уточнить представление об обитателях леса (животных, птицах), о деревьях; обогащать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой; формировать практические природоохранные умения; способствовать формированию представлений о загрязнении воздуха при проведении опытов; знакомство со способом очистки воды с помощью фильтрования.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Прививать трудовые природоведческие навыки.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Активизировать словарь детей словами: экологи, лаборатория, фильтры.
Материал: письмо от Эколучика; рюкзак, одеяло, перчатки, мешки для мусора; картинки деревьев, картонные листья дуба, клена, рябины; магнитная доска; игрушка Эколучик; муляжи травы, костра, реки, кочек; ; свечи, блюдца, спички, стаканчики, воронки, грязная вода ,материал для фильтров. Проектор, экран, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц, девиза экологов. Галстуки зеленого цвета.
Ход занятия:
Воспит-ль: -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в д/сад пришло письмо от Эколучика, помощника экологов. А вы знаете кто такие экологи? (это защитники природы).
Эколучик пишет, что в лесу случилась беда, и ему нужна помощь юных экологов. А вы хотите стать экологами и помочь ему? Тогда отправляемся в поход.
Что нам нужно взять с собой в лес ? (собираем рюкзак, берем одеяло, спички, мешки, перчатки).
Воспит-ль: — Рюкзак собрали, отправляемся в путь.
У экологов есть девиз, повторяйте за мной:
Мы юными экологами
Скорее хотим стать.
Природу будем мы любить,
Беречь и охранять .
(подходим к экрану, звучит музыка природы)
— Вот мы в лесу, садитесь на полянку. Посмотрите, как красив наш лес, наш край богат лесами, полями, горами, реками, прудами и озерами.
Скажите, каких животных мы можем встретить в лесу (ответы).
-А теперь послушайте голоса каких это птиц мы услышим (ответы).
-Посмотрите, что это у нас од ногами (листья деревьев)? Возьмите каждый по листочку. Скажите с какого дерева у тебя лист? Значит он какой? (с дуба — дубовый).
А теперь подойдите с листочками к своему дереву (дети прикладывают листья к картинкам деревьев).
Восп-ль: — Ребята, но всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении.
-Чтобы отправиться дальше в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей). Правильно, сейчас я вам покажу знаки с правилами поведения в лесу.
Воспитатель показывает знаки:
· нельзя ломать ветки и рвать цветы;
· Нельзя мусорить в лесу;
· Нельзя оставлять костер непотушенным;
· Нельзя разорять гнезда и муровейники.
Правила вспомнили, пора отправляться дальше в путь.
Физминутка:
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом.
По тропинке мы идем,
Ручеек перешагнем.
Перейдем все кочки, ямки –
Вот мы и на полянке.
(Подходят к полянке с костром и мусором, появляется Эколучик).
Эколучик: — Здравствуйте, ребята, я Эколучик, помощник экологов. Я слежу за порядком в лесу. Но вот беда, туристы оставили после себя непотушенный костер и мусор. Мне без вашей помощи не обойтись. Я слышал, вы юными экологами хотите стать? А кто такие экологи? (Ответы детей)
Воспитатель: -Что же мы можем сделать? Как помочь Эколучику? (ответы детей). У нас в рюкзаке есть мешки для мусора, давайте соберем мусор и очистим полянку и речку. (дети собирают мусор)
— А как же нам потушить огонь? (ответы детей)
Самый лучший способ потушить огонь, это накрыть его плотной тканью. Доступ воздуха будет перекрыт и огонь погаснет. («тушат» костер).
Эколучик : – Спасибо ребята, что помогли очистить полянку и речку. Слышите они вам говорят спасибо. (звуки реки и птиц).
Восп-ль: — Ребята, а если не погасить огонь, то, что может случится? (ответы)
Правильно, сгорят деревья, трава, цветы. Животные и птицы останутся без еды и без жилья. И если оставить мусор на земле, в этом месте уже ничего не будет расти.
Воспитатель:-Эколучику мы помогли, пора продолжать путь. Юные экологи не только природе помогают, но еще и в лаборатории работают. Переходим в лабораторию. (дети садятся за 1-й стол)
Воспитатель:- Какой вред может нанести природе огонь- мы уже сказали, но это еще не все. Пламя огня еще и загрязняет воздух. Сейчас зажгу свечи , но прежде напоминаю правила безопасности с огнем: руками не трогать пламя, не подставлять одежду.
Воспитатель:- Над свечкой подставьте блюдце и подержите несколько минут. Переверните блюдце, видите: появилось черное пятно- это сажа. Вот так при горении в воздух попадают частички сажи. Люди, животные вдыхают вместе с воздухом эти частички сажи и могут заболеть.
— А что еще загрязняет воздух? Дым, выходящий из труб заводов и предприятий, выхлопные газы, также загрязняют воздух и наносят вред окружающему миру. Предприятия также сливают отходы в реку и загрязняют воду.
Воспитатель:- Давайте перейдем ко второму столу. Посмотрите у вас в стаканчиках грязная вода. Можно ее пить? Нет. Ее нужно очистить. Сейчас мы будем воду очищать через фильтры. Повторите.
Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок, гравий. Перелейте через свои фильтры грязную воду.
Посмотрите: очистилась вода? Вот так вода, прежде чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.
— А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Ребята, вам понравился наш поход? Что вам понравилось? И вы нам с Эколучиком очень понравились. Мы вас посвящаем в настоящих экологов и дарим зеленые галстуки (звучит гимн экологов, восп-ль завязывает галстуки детям).
Если все люди как вы будут соблюдать правила в природе, то она всегда будет нас радовать своей красотой. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет. .
А сейчас нам пора прощаться, до свидания (дети уходят).
Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/tematicheskie/konspekt-zanyatiya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshej-gruppe/
Конспект НОД по познанию (формирование целостной картины мира) с элементами исследовательской деятельности детей в старшей группе «Внутренние органы человека» – ДетсадКлуб
Автор: Швецова Е.А., воспитатель высшей категории МК ДОУ «Детский сад №2» (п.Теплоозёрск)
Слайд 1.
Цель:
1. Познакомить детей с понятием «внутренние органы», их названием, расположением и функциями (мозг, сердце, легкие, желудок). Закрепить представление о строении собственного тела, расширять знания о своем организме.
Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов). Продолжить формировать способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику (П).
2. Развивать умение использовать в речи простые распространённые и сложноподчинённые предложения, формулировать выводы в ходе исследовательской деятельности. Закрепить в речи обобщающие понятия: «здравствуйте», «здоровье», «скелет», «внутренние органы» (К).
3. Дать детям знания о причинах заболеваний внутренних органов и о мерах профилактики заболеваний. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, бережное отношение к своему организму (З, Б).
4. Совершенствовать технику закрашивания: в одном направлении, не выходя за контур (ХТ).
5. Продолжать приучать детей слушать рассказ и стихотворный текст, эмоционально воспринимая их содержание; понимать смысл поговорки (ЧХЛ).
6. Продолжать учить сочетать речь с движениями (Ф).
7. Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым (Т).
8. Вызвать положительно-эмоциональное настроение через восприятие инструментальной музыки (М).
9. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу (С).
Словарная работа: Пополнить словарный запас словами: черепная коробка, легкие, внутренние органы, желудочный сок.
Методические приемы: Беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, заучивание поговорок, побуждение к ответам, поощрение.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрационного материала об организме человека, загадывание загадок, беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания, проведение упражнений, дидактических игр.
Ход:
Слайд 2.
– Каждое утро наша встреча в детском саду начинается со слова: «Здравствуйте!». Что же означает это слово? Здравствуйте – значит будьте здоровы.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит будь здоров.
Правило запомни,
Знаешь – повтори:
Старшим это слово
Первым говори.
Слайд 3 (щелчок -музыка, щелчок – картинка гора, щелчок – картинка боги)
– Ребята, у нас с вами необычное занятие. А о чем мы будем говорить, вы попробуйте догадаться сами. Послушайте легенду:
«Давным-давно, на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам».
И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
– Как по-вашему, о чем мы будем говорить на занятии? (о здоровье)
– Где же прячется здоровье? (в нас самих)
– Оказывается, здоровье – то спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребенка), в каждом из нас.
– А вы хотите быть здоровыми, бодрыми, энергичными? (ответы детей)
Слайд 4.
– Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Запомните поговорку: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
– Надо научиться быть в ладу со своим организмом, научиться ухаживать за собой, предупреждать болезни, надо знать, из каких органов состоит тело человека и как работают эти органы. Человеческий организм состоит из различных органов.
– Мы с вами можем посмотреть в зеркало и увидеть, какие части тела у нас есть.
– Какие?
Ответы детей: Голова, руки, ноги и т. д.
– Это внешние органы организма.
– Те органы, которые находятся внутри нас, внутри нашего тела, так и называются внутренними. Какие внутренние органы вы знаете?
– Для чего они нам нужны? (они помогают человеку расти и развиваться)
– Их мы не видим, но благодаря им живем, дышим, думаем, едим и многое другое.
– Каждый орган, ребята, выполняет свою определенную функцию.
Слайд 5.
Мозг.
– Один из самых главных внутренних органов – мозг. Головной мозг очень сложно устроен. На что он похож? (Воспитатель показывает половинку грецкого ореха и предлагает сравнить ее с извилистыми, спутанными морщинками-бороздками).
Слайд 6.
– Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины разные. Такое большое количество извилин (показать) нужно для того, чтобы как можно больше знаний помещалось в нашей голове. Головной мозг является нашим центральным компьютером.
Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить.
Делать разную работу.
Слайд 7.
– Вот человек, а вот его мозг и со всего тела тянутся к мозгу тысячи нервных проводков – дорожек, по которым непрерывно несутся к нему разные сообщения от всех-всех органов. И мозг, дергая за эти нити – дорожки посылает свои приказы, которые могут привести в движение и руки, и ноги (демонстрация на фигурке человека).
– Как же мозг узнает, что надо делать? (Для этого у него есть помощники, это органы чувств – глаза, уши, нос и т.д.) Вот, например, к мозгу от глаз прилетело по ниточкам-проводам сообщение: «Вижу, сидит большая собака!»
Слайд 8.
– И мозг немедленно предупреждает все наши мышцы: «Внимание! Опасность! Приготовиться!». Вдруг собака бросается на тебя (повторный щелчок).
Глаза моментально сообщают об этом мозгу, а мозг командует органам: «Сердцу работать, легким дышать чаще, ногам бежать быстрее, а горлу отчаянно кричать «мама»!» Глаза показали, где опасность, а мозг принял решение и послал свои приказы по нужным дорожкам к ногам, горлу и др. органам.
– Но мозг принимает информацию не только связанную с работой нашего тела. Вот, например, ваш мозг узнает много нового на занятиях, и запоминает, о чем мы с вами говорим.
– Запоминает?
– Да, потому что одним из самых главных свойств нашего мозга является память. В нашей памяти помещается все, что человек узнает за свою жизнь. А чтобы память была хорошей, её надо тренировать.
– Вот сейчас с помощью одного упражнения мы и потренируем нашу память.
Слайд 9.
Упражнение.
Перед детьми геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат).
– Какие? Сколько их? (ответы детей)
– Вы должны запомнить расположение геометрических фигур. Сейчас закройте глаза и посмотрите что изменилось.
Слайд 10.
Слайд 11.
– Целый день нашему мозгу глаза, уши, нос, язык шлют разные сообщения. Звонят, звонят, а он всем ответить успевает. «Есть хочу» – трезвонит желудок, «Чешется нос», «Хочу пить», «В глазу пылинка». И так весь день. Но от такого количества приказов мозг очень устает. У него портится настроение. Ему так хочется отдохнуть.
– Ребята, как вы думаете, когда наш мозг может отдохнуть? (ответы детей)
– Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны.
– Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.
Слайд 12.
Сердце.
– Сердце похоже на большой насос, который качает кровь.
Слайд 13.
– По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови – накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган – сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
– Знаете, где оно находится?
Слайд 14.
– Оно лежит немного левее центра грудины, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А у меня вот такое сердце (воспитатель показывает свой кулак). Вы растете, и сердце растет вместе с вами. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак – так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь.
Эксперимент №1. Опыт со спринцовкой: к спринцовке с раствором марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться.
– Какой вывод можно сделать из этого опыта? (ответы детей)
– Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает, стучит и качает кровь.
Эксперимент №2. Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? (Сердце забилось сильнее).
– Какой вывод можно сделать из этого опыта? (при физической нагрузке, сердце работает быстрее, мышцы сердца тренируются)
Слайд 15.
Легкие.
– У человека два легких. Легкие нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом – кислородом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.
Эксперимент №3. Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, наберите в грудь побольше воздуха и выдохните воздух прямо в шарик. Что произошло? Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик.
Какой величины шарик, примерно такие же у нас легкие. Выпустите воздух из шарика. Что произошло? И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается. Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе).
Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему? А когда выдыхаем?
Слайд 16.
– Какой вывод можно сделать из этого опыта? (при вдохе лёгкие расширяются, увеличиваются, а при выдохе уменьшаются).
– Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу.
– А как же сохранить наши органы дыхания, чтобы они всегда были здоровыми?
– Нужно беречь организм от простудных заболеваний, в холодное время года одеваться теплее и дышать носом, не пить холодную воду, не сидеть на холодной земле, не находиться долгое время в душном помещении, следить за осанкой, не носить тесную одежду, не брать в рот инородные предметы – они могут попасть в дыхательное горло, что приведет к остановке сердца. Нужно закаляться, заниматься спортом, делать зарядку. И конечно же, нельзя травит свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают. Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух.
– Где, по вашему мнению, воздух чище: в лесу или в городе, посёлке?
– Что загрязняет воздух у нас в посёлке?
Слайд 17.
Желудок.
– Желудок, как кастрюля внутри нас – туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает.
– Желудок вырабатывает специальную жидкость – желудочный сок, который пропитывает пищу и растворяет её. Пища, растворившись в виде питательных веществ, попадает в кишечник. Затем питательные, полезные вещества из ягоды всасываются в кровь, а она разносит их по всему телу.
Эксперимент №4. Подойдите к столам. Представьте, что стакан – это наш желудок, вода в нем – желудочный сок. Опустите в стакан сахар, размешайте его. Что произошло с сахаром? Верно, он уменьшается и медленно растворяется в желудке. Это желудочный сок его растворяет. Опустите в стакан кусочек хлеба. Что с ним стало?
– Какой вывод можно сделать из этого опыта? Желудочный сок пропитывает пищу, и делает её мягкой. В дальнейшем она растворится и превратится в питательные вещества.
– А что означает слово «впитывать»? Положим на тарелочку бумажную салфетку и нальём сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.
– Очень важно, чтобы в желудок своевременно поступала пища на завтрак, обед и ужин. Если в желудке нет еды, он начинает морщиться, сжиматься и расстраиваться, а у вас от этого случаются боли. Если вы привыкли есть в одно и то же время, то желудок уже знает – скоро обед, пора готовиться.
Поэтому вредно хватать что-то на ходу. Есть надо столько, чтобы не быть голодным. Но и переедать вредно. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.
С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает.
– Чтобы расти здоровыми и крепкими, нужно употреблять в пищу полезные продукты питания. Какие продукты вы считаете полезными?
Слайд 18 (два подряд щелчка)
– А какие продукты вредные для нашего организма вы знаете? (три подряд щелчка)
Слайд 19 (щелчок для музыки).
Физкультминутка.
У меня есть голова,
Направо – налево, раз – два!
(Повороты и наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее.
Покрутили – повертели!
(Круговые движения головой) .
Затем наше туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед!
И – поворот! И – поворот!
(Руки на поясе; повороты и наклоны)
Сильные руки есть у всех!
Вниз – вверх! Вниз – вверх!
(Рывки руками).
Ноги нам нужны, чтоб бегать!
Прыгать… приседать… стоять!
(Бег, подскоки, приседания на месте)
Вот какое наше тело!
С ним все сделаем на «пять»!
(Выпрямиться, вскинуть руки вверх).
– Каждый человек должен знать строение своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым. Сегодня мы с вами познакомились с важными внутренними органами нашего организма. В следующий раз мы познакомимся с другими внутренними органами.
– Ребята, сейчас чтобы хорошо вы запомнили, в каком месте нашего организма какой орган находится, возьмите рисунки-схемы, на котором изображены эти органы и закрасите их цветными карандашами. Каким цветом вы закрасите сердце? Лёгкие? Могз? Желудок? (работа под спокойную музыку)
Слайд 20 (Первый щелчок для музыки, второй по команде воспитателя)
– Что вы сегодня нового для себя узнали?
– О чём бы вы ещё хотели узнать?
– Каждый из вас должен научиться самостоятельно, заботиться о своём здоровье – не пить сильно охлаждённую воду, зимой не кушать снег, своевременно обращаться к врачу, мыть руки перед едой, беречь глаза, соблюдать чистоту и опрятность, выполнять гигиенические процедуры, остерегаться простуды, не перегреваться на солнце и не переохлаждаться в воде, заниматься спортом. Человек тогда здоров, когда здоровы все органы его тела.
– Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня активно работали, и я хочу вам всем подарить сердечки.
Слайд 21.
А теперь пришла пора прощаться:
Дружно хлопнули в ладоши.
Вместе топнули ногой
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Все, что мы сейчас узнали
Мы запомнили с тобой.
До свиданья всем сказали.
Отправляемся домой (в группу).
Приложение. Презентация к занятию.
Скачать презентацию (ppt)
Источник: http://www.detsadclub.ru/14-vospitatelu/teksty-konspektov-zanyatij/2810-konspekt-nod-po-poznaniyu-formirovanie-celostnoj-kartiny-mira-s-elementami-issledovatelskoj-deyatelnosti-detej-v-starshej-gruppe-vnutrennie-organy-cheloveka