Конспект прогулки весной в подготовительной группе «наблюдение за сезонными изменениями»

конспект прогулки “Наблюдение за сезонными изменениями” (старший возраст)

Конспект прогулки весной в подготовительной группе «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы;

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Подготовка к прогулке

В группе появляется кукла Даша. Спрашивает:

Что такое за окном?

 Сразу в доме посветлело!

Воспитатель отвечает:

 Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

 Вот о чем всю ночь свистел

За окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

 В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

 Ярче прежнего горят.

Даша: А что такое зима? Я никогда не видела зиму.

Воспитатель:  Ребята что же делать?

Дети приглашают Дашу на прогулку и там предлагают ей все рассказать.

Воспитатель: Сначала нужно тепло одеться. Ребята, давайте оденем Дашу на прогулку. Мальчики будут подавать одежду, а девочки надевать.

После этого сначала идут одеваться девочки, а затем мальчики. Во время одевания воспитатель обращает внимание на помощь друг другу: Девочки, помогите мальчикам привести в порядок одежду, чтобы они были опрятными и красивыми. Мальчики помогите девочкам обуться, завязать шарфы, спуститься с лестницы, вынести игрушки.

На улице дети рассказывают признаки наступления зимы.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. День становится короче, а ночь длиннее. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза.

  1. 2.      Исследовательская деятельность.

Даша: Как же снег может защитить деревья и растения от мороза, он же холодный?

Воспитатель:Да снег очень холодный, но  деревья не погибают, хотя и стоят под ним. Давайте проведем эксперимент. Возьмем 2 бутылки с водой и поместим их в разные места: одну на поверхности сугроба, а вторую в сугроб, и в конце прогулки проверим, что произойдет.

Воспитатель и дети проводят эксперимент.

Даша: Я знаю несколько загадок, разгадайте их.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

(Снежинки)

Воспитатель: А мы знаем приметы зимы.

Дым столбом — к морозу.

Дым к земле – к теплу.

Белые облака на небе – к ветру.

Синие облака на небе – к ясной погоде.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.

Игра «Поймай мяч»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях.

Ход игры:

Воспитатель называет признаки разных времен года, а дети ловят мяч, услышав зимние признаки.

Березки и дубы.

Цель игры: учить соотносить себя по полоролевым качествам.

Ход игры:

Выбирается ведущий.

Считалка

Зябнет нос, идет зима.

В зимней сказке лес, дома.

Все поземкой замело —

Землю, поле и село.

По команде «Ветер дует», дети качаются, машут руками. Как только воспитатель произносит «Ветер стих», дети изображают деревья (мальчики – дубы, девочки – березы). Ведущий выбирает самое понравившееся дерево, они  меняются.

Медведи и пчёлы.

Цель игры:

Ход игры: улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне луг. В стороне  берлога медведей. Играющие делятся на две группы: девочки – пчелы, мальчики – медведи.  Девочки – пчёлы  живут в улье. Медведи в берлоге.

По условному сигналу пчёлы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за мёдом и жужжат. Как только пчёлы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся мёдом. Как только воспитатель подаст сигнал «Медведи», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу.

Не успевших спрятаться, пчёлы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Воспитатель предлагает отчистить от снега веранду (чтобы наша веранда стала самой красивой и уютной): девочки сгребают и сметают снег, а мальчики уносят его на постройку крепости. Затем  мальчики приносят снег со всей площадки на песочницу, а девочки уплотняют его.  Далее дети совместно строят крепость.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-progulki-nablyudenie-za-sezonnymi-izmeneniyami-starshij-vozrast.html

Конспект целевой прогулки Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы

Конспект целевой прогулки

Наблюдение за сезонными изменениями:

весеннее пробуждение природы

Старший дошкольный возраст

Колчанова Марина Александровна,воспитатель

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок»г. Шадринск

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.

Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура.

Цель:

формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Образовательные:-закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах.2.Развивающие:-развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;-развивать связную речь;-расширять словарный запас детей: сокодвижение, проталины;- развивать логическое мышление-развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения поставленных целей.3.Воспитательные:- воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне. Рассматривание тематического альбома «Времена года». Заучивание стихотворений о весне.

Словарная работа: Сокодвижение, проталины.

Ход целевой прогулки:

Беседа – наблюдение.

-Ребята, мы идём на прогулку. Послушайте стихотворение:В синих лужах плещутсяСтайкой воробьи.На снегу прозрачныеЛьдинки – кружева

Первые ПРОТАЛИНЫ,

Первая трава.-О каком времени года говориться?

-А что происходит весной в природе? (Ответы детей по тексту.)

-Много радости весна дарит детям.

-А какие это радости? (Тепло весной, прилетают птицы, небо голубое, на деревьях появляются листочки.)

-Весна приносит не только радость, но бывают и неприятности

  • На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде.
  • На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей.
  • Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься.

-Как надо одеваться весной? (Ответы детей)

-Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада,полюбуемся красотой весенней природы, послушаем весну: шелест листвы на ветру, пение птиц.

-Чем пахнет весна? (Предположения детей.)

-Как изменилась жизнь растений с приходом весны? (Они проснулись. На деревьях и кустарниках почки раскрылись ярко-зелеными молодыми листочками, зазеленели травы.)

-Кто же их разбудил?(Теплое солнце растопило снег и лед.)

-Во что они превратились? (Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы и они зазеленели.)

-Почему воду назвали такой? Как вы думаете? (Предположения детей.)

-Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых?-Попробуем отыскать березу. Красивое дерево береза – символ России, про нее сочиняют стихи, пишут песни, послушайте стихотворение:Береза, моя березонькаБереза моя белая,Береза кудрявая.Стоишь ты, березонькаСтоишь ты, кудряваяПосередь долинушки;На тебе березонькаЛистья зеленыеПод тобой березонькаТрава шелковая.

-Подарим березке хоровод? (Дети водят хоровод вокруг березы «Во поле береза стояла».)

-Из каких частей состоит береза? (Корни, ствол, ветки, на ветках почки.)

-Какого цвета кора, погладим рукой, какая она? (Гладкая).

-Какую пользу приносит? (Березовый сок, летом прохлада, для птиц дом, очищает воздух. За деревьями надо ухаживать, нельзя ломать ветки.)

-Если удастся, то можно увидеть, как плачет береза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы (активизация словаря – СОКОДВИЖЕНИЕ) Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Но брать его у березы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большое, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной или пластилином.-Верно! Деревья – это дом для птиц. -Идем на спортивный участок. Поиграем в игру.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Цель: Развивать быстроту, ловкость, реакцию.

Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи,

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

—Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

-В небе, ребята, не только птиц можно увидеть, а что еще? (Ночью – луну, звезды; днем – облака, солнце.)

-Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.-Какая она?

-Где трава появилась, а где еще нет? (Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла.)

-Почему, как вы думаете? (Предположения детей.)

-Смотрите, вдоль дороги растет трава с выпуклыми круглыми листочками.

-Что это? (Подорожник.)

-Как выдумаете, почему его так назвали? (Предположения детей.)

-Его листья прижаты к земле. Что прячется под ним? Посмотрим. (Подорожник не дает солнцу высушить землю вокруг себя. Так он сберегает влагу для своих корней.) Но вот подорожник поднял листочки.

-Как вы думаете, почему? (Земля под ним очень сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. Подорожник – растение доктор.)

-Кого мы видели под цветками наших деревьев? (Пчелы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладким запахом. Летят они лакомиться сладким соком.)

Малой подвижности игра «Бабочки»

Дети изображают бабочек, «легко» летают по участку, и, затем, «садятся» на цветы (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.-Природа пробудилась от зимнего сна.

-Что делаете вы, когда просыпаетесь? (Умываетесь. Земля и растения тоже хотят умыться.)

-Но как? (Они ждут теплого весеннего дождя, он все вымоет и напоит всех.)

-У нас на пути много луж, как нам пройти, чтобы не замочить ноги? (Между лужами, змейкой.)

-По лужам можно ходить? (Нет.)

-Почему, это же интересно? (Можно заболеть, набрать воды в сапоги.)

(Дети идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой – с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, через препятствия.)

Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми о проведённой целевой прогулке, разделить детские впечатления, высказать своё мнение.

Источник: http://lit.na5bal.ru/geografiya/5210/index.html

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды;

— учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время;

— формировать представление о летних месяцах.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какое сейчас время года?

♦ Как вы догадались, что лето?

♦ Перечислите характерные признаки лета.

♦ Почему летом стало теплее?

♦ Что делает человек летом?

Стихотворение Л.Некрасовой «Лето»:

Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками, Лютиками, кашками.Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть подольше будетлето! Летом солнце яркое, греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, чистое небо, дует теплый ветер жара, теплые дожди, грозы.

Дидактическая игра

«Составь предложение» – дети составляют предложение с предложенным словом. Цель – научить составлять предложения с заданным словом.

Трудовая деятельность Сбор природного материала

Цель: формировать трудовые умения.

Подвижные игры «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт». Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений;

тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать тех-нику прыжка в длину с места.

Конспект летней прогулки для детей дошкольного возраста 6-7 лет на тему “Наблюдение за ветром”

Описание: предлагаю сценарий летней прогулки для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Будет полезна для воспитателей.

Цель: уточнить представление о ветре.

Задачи:– расширить знания о многообразии неживой природы, о воздухе, природном явлении “ветер”; формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе;

Читайте также:  Народный фольклор для детей 3-4 лет

– развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.

Ход прогулки:Загадка.

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой –

И речка делалась рябой.

Тучи гоняет,

Воет, завывает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

Беседа:– Как можно определить есть ли ветер.

– Какой но – слабый или сильный.

– По каким признакам об этом узнали. (качаются ветки деревьев – сильный ветер, слегка колышутся травинки – слабый).

Ветер бывает разный: летом он теплый, осенью и зимой – холодный, пронизывающий. Летом он прохладно обдувает тело. Зимой и осенью от него хочется поскорее спрятаться.

Предложить детям помолчать и прислушаться к звукам природы. Поделиться своими впечатлениями.

Опыт: Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Приметы: небо на закате светло-розовое или золотистое – к хорошей погоде; ветер меняет направление по часовой стрелке и к вечеру утихает – к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Весна красная, а лето страдное»

Стихотворения:

ИЮЛЬ

В этот месяц, что ни год,

Над землей жара плывет.

И не зря в кусты забился

Первый заячий приплод.

Дидактическая игра: «Добавь слог»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ве-тер, солн-це, кни-га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Подвижная игра:«Казаки – разбойники»

Цель: познакомить с народной игрой; развивать ловкость.

Ход игры: «Казаки» находят место – «темницу», «разбойники» тем временем прячутся. «Разбойник» считается пойманным, если «казак» до него дотронулся прутиком («нагайкой»).

«Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в «темницу», охраняемую «казаком». Разбойники могут освободить своих товарищей, дотронувшись до них.

Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком-сторожем», то также попадают в «темницу».

Игра считается законченной, когда все «разбойники» окажутся в «темнице».

Игра –забава «Считайте ногами». (индивидуальная работа)

Цель: развитие глазомера.

Ход игры: на асфальте рисуется квадрат со стороной, равной 1 метру. 2 ребенка становятся в центр квадратов, им завязывают глаза и просят выполнять точно команды: «Кругом», «6 шагов вперед», «2 прыжка на левой ноге вправо», «Кругом», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает тот, кто ближе всех окажется к своему месту.

Труд на участке:Вместе с детьми полить цветы, напомнить им, как надо лить воду, как направлять струю, чтобы не смыть обитателей цветников: на цветах живут различные насекомые, и, поливая цветы сверху, мы смываем их и многие гибнут в воде.

Самостоятельные игры с песком и выносным материалом.

Конспект занятия “Лето” в подготовительной группе

Программные задачи:Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи : наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

Систематизировать знания детей о луге .Уточнить представления о насекомых, населяющих луг. Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы.

Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту

Предварительная работа:Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото», «Кто живёт на лугу»; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.

Ход занятия:Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга. Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)

Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава) Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т.д.) Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг? Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)

Игра«Лес, луг, огород».

Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов: «Лес, луг, огород, ты скажи что там растёт?» останавливается напротив ребёнка.

Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле? (мыши).

Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.

Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу? Отгадайте загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Модница крылатая

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто на нами вверх ногами. (муха)

Воспитатель:Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых

Надо быть осторожными и внимательными на природе

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.

Игра«На пенёчке я сижу»

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенёчке я сижу,

На лужочек я гляжу

Там цветочки разные:

Жёлтые да красные,

Белые да синие, Очень все красивые,

Я цветы не буду рвать…

Дети: Будешь с нами ты играть?

Ведущий:Да

Дети разбегаются, ведущий их салит.

Воспитатель:Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться , что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Превращения.

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых». Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.

Дидактическая игра«Хорошо – плохо»

Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым. Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

«Раз, два три, четыре, пять – вот и дети мы опять».

Творческая работа.

После экскурсии в детском саду воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек, а потом с ними играют.

Источник: https://cyberpedia.su/7×6173.html

Читать

© Кравченко И.В., Долгова Т.Л., текст, 2015

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015

Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня. Во время прогулки нужно содействовать интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей.

Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу. Все это предусмотрено в представленном вашему вниманию пособии.

Разработанные прогулочные карты включают: наблюдения за природными явлениями с вопросами, исследовательскую и трудовую деятельность, подвижные игры, индивидуальную работу.

Особенность данных прогулок – их экологическая направленность. Перед учеными и практиками стоит задача организации экологического образования, начиная с дошкольного детства. В рамках экологического подхода важно развивать ребенка во взаимодействии с природой, с учетом этого разрабатывалось пособие.

Напомним, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что содержание образовательной программы ДОО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» по пяти направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. На прогулках есть возможность развивать ребенка по всем указанным направлениям. Кроме того, задачи непосредственно экологического воспитания сформулированы во ФГОС ДО в трех образовательных областях:

– в социально-коммуникативном развитии: формирование основ безопасного поведения в природе;

– в познавательном развитии: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы;

– в художественно-эстетическом развитии: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что работа по данному пособию поможет воспитателю в решении задач ФГОС ДО.

Представленный в пособии материал апробирован в учебно-воспитательном процессе и является итогом опытно-экспериментальной работы ДОУ «Рябинка» г. Нягани по экологической программе «Человек в мире природы». В составлении пособия также принимали участие Н.А. Гармашова, Е.В. Межевикина, О.В. Смородина и др.

Прогулки, изначально составленные для образовательных учреждений северного региона, с успехом используются в практике работы детских садов всех регионов России.

Цели:

– закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

– учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

– формировать представление об осенних месяцах.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

● Какое сейчас время года?

● Как вы догадались, что осень?

● Перечислите характерные признаки осени.

● Почему осенью стало холоднее?

● Что делает человек осенью?

● Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели:

– учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

– воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Третий лишний».

Цели:

– учить соблюдать правила игры;

– развивать ловкость и быстроту бега.

«Совушка».

Цели:

– учить ориентироваться в пространстве;

– развивать интерес к игре.

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом*.

Цели:

– развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

– формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива,

А поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами.

Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь.

Читайте также:  Проводы зимы в детском саду. младшая группа. сценарий

Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Крапива – многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне – августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.

Трудовая деятельность

Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема.

Цели:

– приучать к чистоте и порядку;

– вызывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.

«Чье звено скорее соберется?».

Цель: учить бегать на скорость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Цели:

– расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

– формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Как выглядит автобус?

● Что находится внутри автобуса?

● Для чего нужны поручни?

● Какие автобусы ездят по нашему городу?

● Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=584338&p=6

Наблюдение за сезонными изменениями (прогулка в подготовительной в школе группе ДОУ)

Цели:

— формировать представление о весенних изменениях в природе;

— учить видеть изменения в поведении воробьев с прихо­дом весны;

— воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бе­режное отношение к ним.

Ход наблюдения

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотря из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть…

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он голод и стужу,

Забыл, как поземка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собира­ются в шумные стайки.

• Обратите внимание на оживленное поведение воробья. За­метили, какие изменения произошли в жизни птицы с при­ходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.

) Рассаживаются на изгородях, ветках де­ревьев, кустарников.

Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ван­ну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холод­ной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отрях­нется.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зер­нышками, крошками.)

♦ А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена расте­ний.)

♦ А весной? (Воробьи любят питаться мошками, кома­рами, гусеницами, тлей.)

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на террито­рии детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

♦ Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих тра­винок, кусочков ваты.)

♦ А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по оче­реди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляют­ся маленькие птенцы.

♦ Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)

♦ Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, ко­марами и другими насекомыми.)

♦ Растут воробушки быстро, и уже дней через десять ро­дители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Трудовая деятельность

Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Кто быстрее?».

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.

«Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/progulki_v_detskom_sadu/nabljudenie_za_sezonnymi_izmenenijami_progulka_v_podgotovitelnoj_v_shkole_gruppe_dou/42-1-0-1707

конспект урока познания мира на тему “Экскурсия в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе”

Познание мира 1 класс

Тема: Экскурсия в парк. «Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных»

Цель: -показать детям  циклический характер жизни природы;

– формировать понятия о природных ритмах;

– воспитывать любовь к Родине, родной природе.

Задачи урока:

1. Учить детей наблюдать явления   в природе.

2. Научить детей заносить свои наблюдения в специальный дневник, используя  условные знаки.

Базовые знания. Изменения в природе. Деревья, кустарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, труд людей осенью.

Опорные знания. Живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека.

Оборудование урока: 1. Планшеты для  обозначения условными знаками своих наблюдений.

2. Цветные карандаши.

                  Ход урока

  1.Организация экскурсии

Наблюдение  изменений в природе, свойственных для прихода осени.

На природе дети всегда чувствуют себя свободно и весело. Начать можно с того, что дети поделятся своими чувствами друг с другом. У детей появляется желание играть, бегать. Учитель настраивает детей на познавательный процесс обсуждением  вопросов:

– Почему у нас хорошее настроение?

(Хорошая погода, светит солнце, свежий воздух, красивые деревья, зеленая трава).

Дети вспоминают о том, что человека окружает природа, и что сам  человек является частью природы и зависит от природы.

– Дети, как понимаете слова: “Природа – мать, я поклоняюсь тебе. Ты   есть всеродительница – наша матерь? “

(Люди с древних времен поклонялись природе и обожествляли  ее,называя себя (детьми природы).

-Скажите, а сейчас это так? (Как бы ни улучшался быт человека и ни росло его благосостояние, он остается зависим от природы).

-Что такое природа? (Лес, речка, солнце, животный мир,…)

-Называем ли мы природой  то, что создано руками человека, например, мосты, машины, дома, заводы? (нет).

2. Живая и неживая природа

 – Какая природа бывает? (Живая и неживая; дети называют объекты живой и неживой природы)

Неживая природа (солнце, воздух, вода).

Живая природа  (растения, животные, человек).

 3. Вывод:  в природе все взаимосвязано

 Послушайте внимательно стихи и определите, о какой природе и о каких взаимоотношениях в природе идет речь:

           Все, что меня окружает,

         Двигается, летает, плавает и растет

         Время придет – умирает,          (Это признаки

         Вновь рождается и размножается.     живой природы)

         (Живою природой то называется.) –   дополняют дети

          Из семени цветка

          Цветов появилась поляна,          (живая природа)

          Где васильки расцвели.

           Рядом с березкой вырос вдруг гриб,

          Рядом – другой,

          Вот он какой.

           Мы наблюдаем и много узнаем,     (человек и природа)

          Что же природой мы называем?

          Радуясь солнцу, песни поем.

          Вовремя ягоды, гриб мы сорвем.        ( лето)

     Всему свое время: цветку и росинке,

     Ветру в степи и прозрачной дождинке.   (наблюдательность)

     Ты посмотри и увидишь вокруг,      (взаимосвязь человека

     Что эта природа – верный твой друг.     с природой)

 II. Работа над темой  урока. Все познается в сравнении.

 1. Рассматривание растений

 А теперь внимательно посмотрим на нашу любимую русскую березку. Вспомните, как она выглядела зимой, весной, летом? А что происходит с березкой сейчас? (Дети теперь уже очень внимательно рассматривают листья на березе, траву, цветы, небо).

Дети отмечают разницу: листочки весной были  клейкие, ярко-зеленые, а сейчас большие, тусклые, много желтых листьев. Дети видят на березе ветви с желтыми листьями. Это признаки  приходящей осени.

11 сентября к нам в город приходит фенологическая осень. Календарная осень наступает 1 сентября.

2. Словарь.     

Учитель объясняет значение словосочетаний ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСЕНЬ (основа – наблюдение за природой),  КАЛЕНДАРНАЯ ОСЕНЬ (календарный месяц сентябрь открывает осень).

Учитель произносит словарные слова, которые дети употребляли уже в своей речи, и проверяет знание их значения. Предлагается, используя эти слова и словосочетания, дать определения некоторым экологическим  понятиям и терминам.

ЭКОЛОГИЯ  –  учение о взаимосвязи между живой и неживой природой, о законах природы.

Вместе со знакомыми словами учитель произносит   новые слова:

РИТМ – события или явления, повторяющиеся через какой-то отрезок времени (музыкальный ритм, ритмическая гимнастика).

ПРИРОДНЫЙ РИТМ – это повторение во времени какого-либо явления. Например, прилеты и отлеты птиц, ледоход и ледостав, восход и заход солнца.

СЕЗОННЫЕ РИТМЫ – длительные ритмы; поочередно сменяя друг друга, времена года  продолжаются целый год: осень, зима, весна, лето. Прошел год, и снова все повторяется.

 Дети запоминают новые слова и пытаются объяснить их значение.

Учитель корректирует мысли детей и появляется  определение: Природный ритм – равномерное чередование явлений в природе.

Природные ритмы –  новое словосочетание.

Смена времен года – природные ритмы. Их можно назвать сезонными ритмами.

3. Наблюдение

 В ходе наблюдения дети уточняют порядок смены времен года: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА.

Теперь смену времен года учителю можно назвать сезонными ритмами.

Со сменой времен года меняется:

а) цвет неба;

б) листва деревьев;

в) место нахождения на небе солнца (сравнивается высота солнца летом и осенью);

г) частота дождей;

д) занятия людей;

е) солнце утром, в полдень, вечером, заход солнца;

ж) долгота дня и ночи (день длиннее ночи).

 4. Работа с планшетами

 Дети обозначают  в своих листочках условными знаками состояние погоды: ясно, пасмурно,  дождь, ветер, снег и т.д.

 Дважды в году  день равен ночи. Эти дни называют днями равноденствия. Эти дни 23 сентября и 21 марта.

Бывают очень короткие дни, а за полярным кругом, наоборот, очень длинные, в течение нескольких суток.

СУТКИ – день и ночь чередуются – СУТОЧНЫЕ  РИТМЫ.

Дети работают в группах. Используя условные обозначения, они заполняют листок наблюдения. Затем группы  объединяются и дополняют работу друг друга. Итогом работы является  полный перечень наблюдений. Дети рассказывают, какие значки появились в листках наблюдений. Учитель следит за использованием детьми в речи новых слов и словосочетаний.

5. Развитие речи

 Игра “Осенние слова”

 проливной дождь (очень сильный дождь)

 золотой дождь (переносное значение)

 золотая осень (переносное значение)

 листопад (явление)

 листодер (ветер)

 заморозки (понижение температуры)

  6. Особенность осени как времени года       

Учитель предлагает обсудить вопрос “Когда зарождается новая жизнь?” Дети должны понять, что именно осенью все живое готовится к жизни, которую продолжит весной. Трава завяла, но в земле осталась почка. Деревья сбрасывают листву, чтобы спастись от холода и не сломаться от ветра и тяжести снега.

 7. Вывод

 Наступила календарная осень, но природа еще не перестроилась на осенний лад. На березах  еще много зеленых листьев. Основным признаком прихода фенологической осени является полностью пожелтевшие листья на березах.

 III. Закрепление учебного материала

 1. Природа продолжает жить

 Задача этого этапа урока – показать красоту природы, которая «цветет по-осеннему, готовясь к продолжению жизни». В любое время года природа живет, и мы должны радоваться ее жизни. Если мы это делаем, значит, мы – тоже природа и тоже живем.

Обильного листопада еще нет, но он  не за горами. Листопад – это явление уникальное и полезное для природы.

Учитель читает стихотворение, а дети  улавливают главную мысль – в природе все разумно и ритмично.

       Природа все учла и рассчитала

 Вот дерево растет, листвой сияет,

О том, что осень будет скоро, знает.

Подули ветры, холода настали –        (осень)

Листочки с дерева уже опали.

Читайте также:  Игра «давайте познакомимся» для детей 2-4 класса

 И вот, большими хлопьями, кружась,

Летит снежок, на землю стылую стелясь.        (зима)

Березка наша не сломалась

Лишь потому, что без листвы осталась.

 Мороз трескучий не погубит почки,

Они уснули крепко, закрывшись на замочки.  

И сок березовый почти движенье прекратил, (отдых растений)

Чтоб ствол могучий зиму пережил.

 Природа дремлет, но не спит, родная!

Она живет и отдыхает, силы набирая.

Зима – прекрасный отдых для природы.

Нет на земле плохой и злой погоды.  – (закон природы)

2. Загадки, пословицы, поговорки

 Дети загадывают друг другу загадки о временах года, о труде, о растениях.

Краса пришла – урожай принесла.  (осень)

Краски ярки, а деньки не жарки.      (осенью)

Пословицы:

Осень пришла – урожай принесла.  Лист опадает – дерево отдыхает. 

IV. Итог урока

 Каждый урок познания мира желательно заканчивать итогом, в котором отмечается важность изучения законов природы. Девиз уроков познания мира:

«Знать, чтобы не нарушать».

Основным итогом этого урока является знакомство некоторыми законами природы:

а) после лета наступает осень,

б) осенью растения увядают, чтобы весной расцветать,

в) у природы нет плохой погоды.

 V. Домашнее задание

Нарисовать веточку березы, показав на ней сезонные ритмы: лето, осень, зима, весна (четыре вида, характерные для каждого времени года).

 Дополнительный материал к уроку:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

 Так писал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о времени   листопада. Осенняя пора раскраски листьев  и листопада – действительно красивое время года.

Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают действительно багряные и золотисто-желтые тона?  Осенние листья постепенно желтеют и краснеют потому, что похолодание и уменьшение количества света вызывают  разрушение хлорофилла – вещества зеленого цвета. Другие же пигменты в хлоропластах кленок  мякоти листьев (красные и желтые) продолжают сохраняться. Эти красящие вещества и становятся заметными после того, как в пластидах разрушился хлорофилл.

          С понижением температуры   затрудняется снабжение растений водой, ослабляется испарение. Листья к этому времени стареют.

ЛИСТОПАД – это приспособление растений к понижению испарения воды осенью и зимой. Зимой корни растений не могут всасывать из почвы  холодную воду.

Если бы  деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги.  Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны.

Они живут несколько лет и постепенно опадают. На смену опавшим листьям вырастают новые.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt-uroka-poznaniya-mira-na-temu-ekskursiya-v-park-nablyudenie-za-sezonnimi-izmeneniyami-v-prirode-67129.html

Конспекты занятии для детей

  1. Тема занятия.  Наблюдение за таянием снега и льда.
  2. Цель и задачи занятия.

      Формировать представление о типичных весенних явлениях  в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать кругозор детей.

  3. Оборудование детские ведёрочки и совочки, большая коробка с песком для посыпания дорожек.
  4. План занятия

Организационный момент                            

Наблюдение за таянием снега и льда              7 минут

Приметы и поговорки о весне                         2 минуты

Чтение стихотворения                                      2 минуты      

Дидактическая игра «Похож – не похож»      2 минуты

           10 минут подготовка к физкультуре

Подвижная игра «Жмурки»                              6 минут

Русская народная игра «Блуждающий мяч»   6 минут

Труд на участке                                                  3 минуты

     Интегрированная образовательная деятельность   30 минут

Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Методическое обоснование и самоанализ
Организационный  мотивационный блок Наблюдение за таянием снега и льдаПедагог и дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Педагог обращает внимание на погоду: небо без туч и облаков, стало теплее, солнце пригревает всё больше, ветра нет.— Где снег и лёд тают быстрее: на солнце или в тени?— Почему утром на лужах лёд, а днём он превращается в воду?— Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени – нет? Установить связи между повышением температуры воздуха и появлением первых проталин, образованием сосулек и луж. Проследить изменение в одежде детей. Дети наблюдают за весенними изменениями в природе.— дети с интересом наблюдают.— Снег быстрее тает на солнце.— Ответы детей.— Солнышко ярко свети и греет, снег тает.— беседа с детьми об изменении в одежде весной. Задачи:— организовать и мотивировать деятельность детей;-повторение весенние изменения в природеФорма: наблюдение за природой.Методы: наглядный, словесныйПриемы:  наблюдение, объяснение, показ предметов.Средства: языковыеРезультат: подготовка детей к деятельности
Основной Приметы: если на крышах образуются большие сосульки, весна будет затяжной; если снег тает от солнышка, будет урожайный год, от дождя – жди засухи.Поговорка: Грач на горе – весна на дворе.Стихотворение:Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят…Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт, Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд!»Д/и «Похож – не похож»П/и «Волк во рву»Русская народная  игра «Блуждающий мяч» Наблюдение за сезонными изменениями в природе с наступлением весны.Беседа о первых признаках весны.Формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной двигательной деятельности. Задачи:— познакомить с приметами и поговорками о  весне,— развивать любознательностьФорма: ситуативная беседа, подвижная игра.Методы: практическийПриемы:  беседа, показ с пояснениямиСредства: языковые (вопросы поискового характера), практическиеРезультат: знает характерные признаки времён года, придерживается в процессе игры намеченного замысла.
ЗаключительныйПодведение итогов Трудовое поручение. Помочь дворнику в посыпании скользких дорожек на площадке песком. Самостоятельная деятельность детей. Задачи:— подвести итог деятельности;— воспитывать потребность трудиться, помогать старшим.

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-po-nablyudeniyu-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Татьяна Долгова, Ирина Кравченко – Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы

Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие “заготовки” ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

Трудовая деятельность

Посадка семян лекарственных трав.

Цель: учить правильному посеву семян.

Подвижные игры

“Догони свою пару”.

Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

“Попади в цель”.

Цель: учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

“Веселые прыжки”.

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Цели:

– закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина;

– человек, вращая педали, передвигается.

Ход наблюдения

Велосипед – это вид транспорта. Слово “велосипед” обозначает “быстрые ноги”. Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие.

Предложить детям рассмотреть велосипед.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)

● Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке, сбор мусора.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра

“Шалтай-Болтай”.

Цели:

– выполнять движения согласно тексту;

– учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

Цели:

– на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки;

– воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

● Как выглядит бабочка?

● Как она передвигается?

● Чем питается бабочка?

● Какую пользу приносит?

● Есть ли дом у бабочки?

● Есть ли у нее враги?

● Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.

Трудовая деятельность

Расчистка огорода от мусора.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

“Ловкая пара”, “Мяч сквозь обруч”.

Цель: учить бросать мяч под углом.

Индивидуальная работа

“Кто дальше?”.

Цель: совершенствовать навыки метания предметов вдаль и в цель.

Цели:

– формировать понятия о смене времен года;

– уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит народная пословица.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Какие вы знаете признаки осени?

● Что делает человек осенью?

● Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Исследовательская деятельность

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.)

Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели:

– учить создавать радостное настроение от выполненной работы;

– воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра

“Смелые ребята”.

Цели:

– упражнять в быстром беге;

– развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Цели:

– знакомить с лекарственными растениями;

– рассказать о кипрее, его особенностях в осеннее время года.

Ход наблюдения

Кипрей на Руси называют иван-чаем. В этом растении много витамина С; в пищу используют корень, он похож по вкусу на картофель; листья и цветы заваривают как чай; листья используют в салат. Еще кипрей помогает при болезни желудка.

Его семена прибывают на поляну вместе с ветром осенью на своих пушистых парашютиках. Прибыли и остались жить. В июле и августе вся поляна лилово-розовая от цветущего кипрея. К концу лета вместо розовых соцветий у кипрея появляются первые пушистые султанчики.

Это созревают семена с парашютиками.

Исследовательская деятельность

Сравнить кипрей с одуванчиком. Найти сходства и различия.

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.

Подвижные игры

“Северные олени”.

Цель: закреплять умение передвигаться вперед на двух ногах.

“У оленя дом большой”.

Цель: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом (игра с убыстрением).

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: развивать координацию движений.

Цели:

– продолжать наблюдение за рябиной осенью;

– учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

Ход наблюдения

Рябинка – так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь – ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая.

Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она – любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины.

Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками – в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Какие звери любят ягоды рябины?

● Какие птицы клюют ягоды рябины?

● Как рябина используется в народном хозяйстве?

Исследовательская деятельность

Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей.

Сравнить красную рябину с черной. Найти сходство и отличие.

Трудовая деятельность

После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.

Цель: учить оказывать помощь взрослым.

Источник: https://profilib.org/chtenie/131020/tatyana-dolgova-progulki-v-detskom-sadu-starshaya-i-podgotovitelnaya-k-shkole-gruppy-16.php

Ссылка на основную публикацию