Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе. путешествие в осень прекрасную

Публикации за Декабрь 2015 года

Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе. Путешествие в осень прекрасную

Дата публикацииАвтор материалаНазвание материала
4.12.2015 Журавлёва Юлия Викторовна Конспект музыкального занятия на тему “Музыка осени” в старшей группе

Область «Художественно-эстетическое развитие» музыка.

Группа Старшая, подготовительная

Тема «Музыка осени»

Цель:

Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности(слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных

инструментах)

Задачи:

Образовательные:

учить детей слаженно двигаться под музыку, выполнять движения по сигналу музыкального руководителя.

Приучать детей слушать музыкальные произведения, понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке:

Развивающие:

развивать двигательные умения детей;

-расширять представления детей об осени;

-развивать память, речь, мелкую моторику рук.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,развивать вокально-хоровые навыки,развивать чувство ритма

Воспитывающие:

воспитывать любовь к природе через музыку.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация на осеннюю тему,листья берёзы,дуба,клёна из бумаги, корзина, музыкальные инструменты(треугольник,металлофон,колокольчик)

Ход занятия:

Дети входят в зал под песню «Разноцветная осень» и встают около стульчиков.

Приветствие. «Добрый день!»(пропевают по трезвучию до мажора-вверх),(пропевают по трезвучию до мажора-вниз)

Дети встают возле стульчики.

М.Р-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес,но сначала вы должны отгадать загадку:

«Дождик с самого утра

Птицам в дальний путь пора

Громко ветер завывает

Это всё когда бывает?»(Осенью)

Давайте вспомним какая бывает осень?(Ответы детей)

М.Р.- и так, мы отправляемся в осенний лес.

Выполняем упражнение «По дорожке» №10

По дорожке,по дорожке

Скачем мы на правой ножке.(поскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.(Поскоки на левой ноге)

Ни сутультесь грудь вперёд!

По тропинке побежим(лёгкий бег на носках)

До лесочка добежим

До лесочка до лесочка и попрыгаем по кочкам (прыжки)

Сладко сладко потянулись

Руки вверх-всем улыбнулись!!!

Садятся на стульчики.

М.Р.-на листе бумаги можно осень нарисовать?

При помощи чего?

М.Р.-А можно ли при помощи музыки нарисовать осень?

Слайд Шопена

Это композитор

Сейчас мы прослушаем произведение»Осенний вальс»

Беседа о прослушанном произведении.

Оказывается,что в нашей жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна-радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая-в лоскутьях опадающей листвы,грустная с тихим плачем мелкого дождя.Поздняя осень – это надежда человека на то что, красота и тепло обязательно возвратятся.

МР-Какая сегодня погода мажорная или минорная?

Назовите главные признаки осени(Ветер,дождь)

Скажите, капли дождя какими инструментами можно изобразить?(Металафон,треугольник,бубенцы)

Распевка

Листик полетел, листик мой упал

Листики летают, землю укрывают.

Дети исполняют песню «Дождик» Парцхаладзе

М.Р.-Когда с деревьев листья летят-что это? (Листопад)

Листопад это танец листьев.(Алёша П, Никита К,Егор И) исполнят вальс листьев и дождя на ударных инструментах.

Угадать песню по вступлению

Дети исполняют песню. »Осень в лесу»

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5,

Будем листья собирать

Листья берёзы,листья рябины,

Листики тополя,листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик осенний букет принесём.

Игра-«Листопад»

(Выбираются дети – деревья, поднимают свои листья вверх дуб,рябина,клён.)Остальные дети с листьями в руках под первую часть музыки выполняют качание рук, изображая ветер, на вторую часть музыки бегуют по залу и бросают листья вверх.

По окончанию музыки поднимают листья и становятся каждый к своему дереву.

Слайд рябины.

Стих: На лесной опушке,

Словно на картинке,

Собрались подружки-яркие рябинки.

Это наши девочки нарядились тоже

Стали нарябинок все они похожи.

Хоровод «Рябинушка».

Итог занятий:

Музыкальный руководитель:

Ну что ж, ребята вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.

-узнали ли вы что-то новое сегодня?

-что больше всего вам понравилось?

-Кому расскажите про наше путешествие?

Под музыку «Разноцветная осень» дети выходят из зала.

Оплатить публикацию на сайте:

Организатор – Всероссийское СМИ “Время Знаний” Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.,

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Источник: http://edu-time.ru/publications/muzika-oseni-v-starshei-gruppe.html

Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес»

Название: Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , музыка, с детьми средней группы
Автор: Булатова Марина Борисовна Должность: музыкальный руководитель высшей категории Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»

Месторасположение: Костромская область Костромской район село Шунга

Автор сценария Булатова Марина Борисовна, музыкальный руководитель,

высшая квалификационная категория

Тема «Путешествие в осенний лес»

Цель:

Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности

Оборудование:

мультимедийный проектор, видеоролик «Осенний вальс», листья клёна и рябины на каждого ребёнка по 2, две вазы

Ход занятия:

Дети входят в зал под «Осенний вальс» музыка Фредерико Шопена.

Музыкальный руководитель приветствует детей, пропевая: «Шлю я вам осенний привет!», дети. подражая, приветствуют музыкального руководителя и выстраиваются около стульев.

Музыкальный руководитель: Листья пожелтели, птицы улетели,

дождь идёт с утра. Какое время года, детвора? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Музыкальный руководитель: Ребята, подумайте, как можно сказать об осени, какая она бывает? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Музыкальный руководитель: А не хотите ли вы прогуляться в осенний лес? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ФИЗМИНУТКА « ПО ДОРОЖКЕ В ЛЕС».

По дорожке мы пойдём, в лес осенний тёплым днём.

Ходьба по дорожке друг за другом.

А теперь мы на дорожке все попрыгаем немножко.

Прыжки на двух ногах на месте.

А сейчас на правой ножке мы поскачем по дорожке.

А теперь на левой ножке скачем дружно по дорожке!

Прыжки с продвижением вперёд на правой и на левой ножке.

А теперь бегом скорее, друг за другом веселее.

Не толкайтесь, не спешите, Выше голову держите!

Лёгкий бег друг за другом.

Снова шагом, детвора, отдохнуть пришла пора.

Ходьба друг за другом.

Вот пришли, уже у цели. На лужайку тихо сели.

Руки, ноги протяните и немножко отдохните!

РЕЛАКСАЦИЯ.

Также интересное осеннее музыкальное занятие: Конспект тематического занятия музыкой в средней группе «Осеннее солнышко»

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

«ОСЕННИЙ ВАЛЬС» — ВИДЕОРОЛИК.

После просмотра и прослушивания музыкальный руководитель предлагает детям ещё раз вспомнить, какими словами можно сказать об осени и музыке, которую написал композитор Ф.Шопен.

Музыкальный руководитель: Какие изменения происходят в природе с приходом осени? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,

ПЕНИЕ.

Музыкальный руководитель: Что такое листопад? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы продолжим изучение песни «Листопад», но сначала распоёмся.

РАСПЕВКА

Листик с дерева летел, покружиться захотел.

Листья жёлтые летят, они радуют ребят!

Дети исполняют песню «Листопад» музыка Попатенко.

Музыкальный руководитель: У каждого дерева листья разные, вы хотите поиграть с листьями? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,

ИГРА «СОБЕРИ БУКЕТ» .

Воспитатель раскидывает по залу листья клёна и рябины. Под лёгкую инструментальную музыку дети бегают вокруг листьев на носочках. По окончании музыки мальчики собирают листья клёна, девочки – рябины. Они носят в вазы по одному листочку. Игра повторяется 2 раза.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие красивые букеты у нас получились! Давайте споём ещё одну песню про листья.

Дети исполняют песню «Осень» слова и музыка Л.Готман.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

3.4.6 и 8 мы у осени попросим:

Дети загибают поочерёдно пальцы.

по листочку осень дай, с нами, осень, поиграй!

Протягивают руки вперёд, сгибают ладошки.

А мы встанем в круг опять, будем вместе танцевать!

Разбегаются и встают в круг.

Музыкальный руководитель: Будем мы теперь листочки, листья сыновья и дочки!

«ТАНЕЦ ОСЕННИХ ЛИСТОЧКОВ».Г.ВИХАРЕВА

Музыкальный руководитель: Ребята! Подходит к концу наша прогулка по осеннему лесу. Обозначьте карточкой:

ваше настроение,

понравилась ли вам прогулка по осеннему лесу,

любите ли вы время года осень.

Дети с положительным настроем поднимают карточку красного цвета, с отрицательным – синего цвета. Под музыку дети выходят из зала.

Источник: http://portal2011.com/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya-detmi-srednej-gru-2/

Конспект музыкального занятия для детей старшей группы на тему: «По следам осени»

Казахстан, Кызылординская область, г. Байконур

ГБДОУ детский сад №63 «Золотая рыбка»

Музыкальный руководитель

Токтхаева Ольга Алексеевна 

Цель:  Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, получать удовольствие от процесса игрового занятия.

 Программные задачи:

  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве, формировать красивую осанку, соблюдать дистанцию.
  • Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (Плие,  приставной шаги вперед и назад с притопом, кружение на носках в одну сторону).
  • Совершенствовать эмоциональный отклик на музыку печального, лирического характера. Выделять выразительные средства – динамику, направление мелодических интонаций.
  • Упражнять детей в чистом интонировании интервалов. Учить петь выразительно, весело, задорно, ритмично.
  • Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.
  • Разучить новую песню. Соблюдать ритмичность в песне, начинать петь сразу после вступления, правильно брать дыхание и удерживать его до конца музыкальной фразы. Правильно произносить гласные звуки в словах.
  •  Развивать умение  воспринимать веселый, радостный характер песни, петь лёгким звуком в оживлённом темпе.
  • Определять музыкальные жанры: песня, танец, марш
  •  Развивать координацию движений, творческие способности, умение выполнять танцевальные движения.
  • Способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению  поставленной задачи.

План занятия:

  • Ходьба – марш, прямой галоп.
  • Ритмические упражнения (развивать умение исполнения  выученного материала  и  добавление нового элемента – «Боковой галоп»)
  • Дидактическая игра «Эхо» – на развитие ритмослуха -2е занятие, и дидактическая игра  «Громко-тихо» на развитие ритма и динамических оттенков -2 занятие
  • Слушание «Осенняя песня» П.И.Чайковского.  1-е занятие
  • Распевка «Листики летят» (упражнять детей в исполнении легато и стокато), упражнение «Машина» – интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх – повторение.
  • Песня – «День такой хороший» -новая песня – 1е занятие и любая песня по выбору детей с прошедшего осеннего праздника.
  • Игра «Марш, танец, колыбельная» 1-е занятие.

Методы и приемы активизации детей

  • Создание проблемных ситуаций. (Проблемные вопросы: как добраться до леса? В чем различие картин? Как доказать что кубики деревянные? Почему решили, что на дворе осень?
  • Наглядно слуховой метод. (Прослушивание песен в исполнении музыкального руководителя, прослушивание произведения  в исполнении симфонического оркестра –использование ТСО.
  • Наглядно –зрительный. (Рассматривание иллюстрации картины осени, анимационные – живые- картинки,  волшебная ручка, портрет композитора.
  • Словесный метод. (Беседа, вопросы к детям, стихотворная форма)
  • Практический метод в пении и распевке, музыкально – ритмических движениях.

Организация педагогических воздействий

  1.    Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех видов музыкальной деятельности.
  2.    Индивидуально – дифференцированный подход во время дидактических игр, а так же к малоактивным детям для их активизации.

Интеграция с другими образовательными областями

  1.    Физкультура и здоровье – в ходьбе и музыкально – ритмических движениях и играх.
  2.    Художественное творчество и чтение художественной литературы – во время прослушивания,
  3.    Познание – прослушивание,  в дидактических  играх «Эхо», «Громко-тихо», в играх.  
  4.    Коммуникация – «Эхо», «Соседи», сочинительском творчестве.
  5.    Безопасность
  6.    Здоровье

Оборудование

  • Интерактивная доска, презентация – слайды с анимационными картинками и  художественными картинами,  портрет композитора П.И.Чайковского, ТСО, цветные деревянные кубики по количеству детей, корзина, письмо,  желудь из папье-маше, ёлочки, осенние листья.  

Зал оформлен в осеннем стиле. В удобном месте располагается интерактивная доска,  которая управляется как от клавиш компьютера, так и от прикосновения специальной ручки к экрану.       

Дети заходят в музыкальный зал,  здороваются с гостями.

Музыкальный руководитель говорит о том, что с утра обнаружила в зале необычную коробочку (дети определяют, что она металлическая), а в ней волшебная ручка и  вот такое приглашение в лес (нажимает на экран интерактивной доски, на которой появляется картина моста ведущего в осенний лес и шагающий мультипликационный персонаж- житель леса).  

Музыкальный руководитель:

Но как туда добраться? (дети предлагают варианты, а так же виды транспорта, кто-то обязательно вспомнит и про волшебную палочку.  Палочка тянет музыкального руководителя к экрану доски.  На экране появляется лошадка) 

           -Вот подсказка! Отправимся в лес на лошадке! Садитесь скорей! Поскакали!  (Дети прямым галопом двигаются по залу и перестраиваются в круг. Музыкальный руководитель предлагает детям познакомиться с еще одним видом движения – боковым галопом. Дети пробуют выполнить упражнение по показу взрослых.)

Музыкальный руководитель:

         -На полянку прискакали.

           Дружно все в кружочек встали.

           На полянке красота!

           Танцует пчелка, стрекоза.

           Ну, и  мы не отстаём, тоже танцевать начнём.

Читайте также:  Занятие по эмоциональному развитию в подготовительной группе

Давайте вспомним наше упражнение (музыкальный руководитель проговаривает, дети с воспитателем выполняют):

Раз пружинка,

Два пружинка,

Покружились. Остановились.

Шаг притоп, назад притоп.

Покружились, встали.

Боковой галоп по кругу.

(Далее упражнение повторяется под музыкальное сопровождение 2-3 раза без остановки.)

                                                                   фото 1

Музыкальный руководитель:

Волшебная ручка в руке встрепенулась, вновь к экрану потянулась.

(на экране то появляется, то исчезает изображение желудя. Спрашивает у ребят, что бы это значило. Выслушивает ответы и если не догадались, то  подводит ребят к ответу.)

– Ребята, нам надо найти жёлудь. Посмотрите вокруг, может, где то он лежит. О! На пеньке  корзинка стоит, а в корзинке интересно, что лежит?  (Жёлудь) Это ж желудь, который нам Осень на празднике подарила! Давайте присядем на места и  посмотрим что же в нем!

           -Да тут кубики цветные интересные такие! (раздаем по 2 кубика и музыкальный руководитель задает вопросы:)                                                                                                     

                                                                                                                 фото 2

-Как вы думаете, из какого материала  сделаны кубики? (дерева)

-Может стеклянные? (ответы детей)

– Почему так считаете? (ответы детей)

-Как проверить? (ответы детей)

-Давайте постучим друг о друга, послушаем, какой звук издают деревянные кубики. (Стучат, слушают.)

Ну, раз деревянные и не сломаются, предлагаю поиграть в эхо.

фото 3

Дидактическая игра «Эхо»

Первый раз игра проходит по показу музыкального руководителя. Он кубиками отстукивает ритм и произносит слова, например:

М.Р.: Раз-два-три!

Дети: Раз-два-три!

М.р.: Пов-то-ри!

Дети: Пов-то-ри!

М.Р.: Раз-два-три-че-ты-ре-пять

           Бу-дем в ку-би-ки иг-рать!

Дети: повторяют.

И так далее. Сочиняя каждый раз новые рифмовки и ритм. Затем предлагает детям самостоятельно придумать ритм и простучать, а ребята все повторят. Желающие показывают своё ритмо-творчество.

Музыкальный руководитель:  (Обращает внимание на оформление зала.)

Интересно, в какой мы с вами лес прискакали:  осенний, зимний, летний, весенний?  (Ответы детей) Почему вы так решили?

Дети называют приметы осени? (листья желтеют и падают, дождь льет, холодно становиться, одежда меняется и т.д.)

На доске по очереди появляются картинки с  приметами  осени.

Музыкальный руководитель:

Вы всё назвали правильно.  И птицы улетают, и листики желтеют и падают, и холодно становиться, меняется наша одежда вместо сандалий мы надеваем ботинки и сапожки,  вот как раз и они появились!

Давайте прочитаем ритмически картинку с помощью ножек и ладошек. (большие сапоги –громкий топ, маленькие – тихий топ; большие ладони – громкий хлопок,                                    маленькие ладони – тихий хлопок)                                         фото 4   

Дидактическая игра «Громко-тихо», «Топ-хлоп», «Ритмическое чтение».

На экране появляются 2 картины поочередно меняющиеся –  пасмурная  и солнечная осень.

Музыкальный руководитель:

Ребята, я кажется, догадываюсь, что нам  хочет предложить на этот раз волшебный экран.

Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения «Осенняя песня», которую написал композитор  Петр Ильич Чайковский.

И определим  характер произведения, а заодно еще решим,  какая же картина подходит к этому произведению – та, на которой изображена солнечная, ранняя осень или же пасмурная, печальная?

Слушание «Осенняя песня» П.И.Чайковский

Дети, прослушав произведение, выбирают картину, подходящую под музыку и объясняют свой выбор.

Музыкальный руководитель:

Как вы думаете, какая сегодня погода – мажорная или минорная?

Я предлагаю вам послушать музыкальные отрывки и  изобразить их  с помощью мимики.  (Играет мажорные и минорные отрывки, дети изображают мимически – мажор – улыбаются, выпрямляют спинки, минор – брови опускаются, глаза грустные, плечи опускаются.)

(На экране появляется анимационная картинка с падающими листьями за окном.)

Музыкальный руководитель:

Смотрите, листики летят – это значит…..Листопад!

А у нас распевка такая есть. Давайте распоёмся.

Распевка «Листики летят, это листопад»

(Распеваются легато, стаккато, начало поют  мальчики, продолжают  девочки и наоборот)

Распевка «Машина»  

(движение мелодии с верху вниз на звук изображения губами мотора.)

Музыкальный руководительпредлагает ребятам  прослушать новую песню, которую помогает ему петь воспитатель по типу «Эхо».

Песня: «Радостная песенка»

Музыка Л. Аксёновой, слова С. Королёвой

Предлагает ребятам выучить припев, и после разучивают 1 куплет.

Музыкальный руководитель:

Хочу у вас спросить: «Какая песня вам понравилась больше всего с осеннего праздника?»  

Дети вспоминают песни, которые пели на осеннем празднике и поют на выбор одну из песен рассыпавшись горошком.

Музыкальный руководитель:

Ручка вновь меня тянет к экрану. Какой сюрприз нам еще приготовили?!

(На экране 3 анимационные картинки – марширующий кот,  ребенок спящий в люльке  и  дети танцующие.)

Нам предлагают поиграть свою внимательность показать.

Игра  «Марш, колыбельная, танец»

Если марш играет – дружно все шагают,

Если полечку начну – детки пляску заведут,

Колыбельную услышат – все тихо сидят не дышат.

Музыкальный руководитель:

 Предлагаю передохнуть на полянке и сочинить свои марши и колыбельные.                                           фото 5

Дети рассаживаются на ковре и желающие по очереди  встают и пропевают придуманную  мелодию марша или колыбельной.

Песенное творчество 

Музыкальный руководитель, сидя с ребятами на ковре хвалит их, подводит итоги занятия, выясняет, что понравилось больше всего, где были затруднения. 

Музыкальный руководитель:

Ну, пора нам возвращаться в  сад, в группу. Билеты получайте за вагонами вставайте (Встают за воспитателем и музыкальным  руководителем).  Под мелодию «Белогривые лошадки» змейкой уезжают в группу. 

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/4430-konspekt-muzykalnogo-zanyatiya-dlya-detey-starshey-gruppy-na-temu-po-sledam-oseni.html

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Осеннее путешествие»

Цель: с помощью музыки развивать у дошкольников чувство ритма.

 Задачи:

  •  учить детей слышать музыкальные паузы.
  • развивать общую моторику, дыхание, певческие навыки, воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, и к родной природе.

 Технологии, применяемые на занятиях:

1. Элементы методики обучения дошкольников, на основе интеллектуального тренинга Е.Д. Сафроновой ( мнемотаблица)

-Разучивание песни «Осень, как рыжая кошка» муз. Н.М. Куликовой

2. «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой

-игра на детских музыкальных инструментах

3. В.В. Емельянов « Фонопедический метод развития голоса»

Упражнения на развитие голоса

4. Здоровье- сберегающая технология

Упражнения на развитие певческого дыхания

5. Логоритмические упражнения

Форма проведения: групповая.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: фортепьяно, магнитофон.

Музыкальный материал:

1. А. Вивальди « Осень»

2. «Музыка леса»

3. « Осенняя песня П. И. Чайковского

4. « Осень как рыжая кошка» Н.М. Куликовой

5. «Пляска с ложками» р.н.п.

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку А. Вивальди « Осень» и встают в шахматном порядке.

Вводная часть:

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: « Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по осеннему лесу. Но сначала нам нужно хорошенько подкрепиться! Давайте –ка выкопаем сладкую репу!

Проводится игра « Репка» В.В.Емельянов

Ну что ж ,подкрепились, пора и в путь дорогу! Садитесь в машину и поехали!

Упражнение « Машинки»В.В. Емельянов

Основная часть:

Музыкальный руководитель:

Ребята, вот мы и приехали в осенний лес, что это за звуки?

Звучит «музыка леса»

(дети садятся)

Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте, сколько разных птиц мы можем услышать в лесу, а сейчас мы подойдем к березке, а на ней сидит одна птичка- кукушечка. Она поет « ку-ку» ( на одной ноте), давайте пропоем вместе. А теперь она перелетела повыше . ( дети с показом руки повторяют за музыкальным руководителем и пропевают)(работа над унисоном)

Ребята , а давайте позовем « Эхо»

Игра «Эхо»В.В. Емельянов

Музыкальный руководитель: Ребята «эхо» нас не видит, но за то может нас слышать, давайте представимся, кто мы такие.

Игра «Слово на ладошках» Е. Поплянова ( работа над ритмом)

Музыкальный руководитель: Давайте отдохнем и послушаем музыку (напомнить о посадке). Я вам сыграю отрывок из музыкального произведения, которое написал П. И. Чайковский. Вы знаете этого композитора (показать портрет). Произведение называется «Октябрь», «Осенняя песня».

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…»

Как вы думаете, какой характер музыки в этом произведении?

Вариант ответа: музыка грустная, печальная, неторопливая, дождливая, плачущая.

Вариант ответа: но осенью бывает тепло, светит солнце, значит музыка может быть солнечной, светлой, радостной и веселой.

Музыкальный руководитель: Сядьте поудобнее и слушайте внимательно.

Исполняется «Осенняя песня» П. И. Чайковского (живое исполнение)

Музыкальный руководитель: Кто хочет ответить какая же музыка в произведении?

Вариант ответа: сначала музыка была грустная, печальная, плачущая, потом она стала немного веселее, солнечнее радостнее.

Музыкальный руководитель: Правильно мы назвали ее характер до прослушивания? /ДА/

Музыкальный руководитель: Молодцы! Значит в музыке изображены две осени. Одна — печальная, с холодом и дождями; другая осень – теплая и солнечная. Как ее еще называют?

Дети: «Золотая осень».

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Листочки на деревьях желтые, они блестят на солнце.

Музыкальный руководитель: Каким бы цветом вы раскрасили грустную, печальную, дождливую осень? /Предлагает выбрать цвет, используя цветные листочки

Дети выбирают серый, синий и фиолетовый цвет.

Музыкальный руководитель: А солнечную осень?

Дети выбирают желтый, оранжевый, золотой, красный цвет.

Музыкальный руководитель: Молодцы!

Кто самый внимательный и догадается, что за песенка к нам пришла в гости?

(детям показывается мнемотаблица песни « Осень как рыжая кошка»)

А чтобы нам было веселей, рыжая кошка прибежала к нам в гости послушать нашу песенку.

Работа над песней (особое внимание уделить музыкальным паузам).

Ребята, я предлагаю вам выбрать музыкальный инструмент к этой песне.

(дети выбирают металлофон, треугольник)

А теперь давайте украсим нашу песенку «дождиком».

Дети исполняют песню с музыкальными инструментами.

Музыкальный руководитель: А теперь друзья продолжаем наше осеннее путешествие и давайте заглянем в гости к ежику.

Логоритмическое упражнение «Ежик».

Продолжаем прогулку и вдруг мы попали в болото, а там….

Логоритмическое упражнение:«Цапля сильно щиплет щуку»

Музыкальный руководитель: Дружно за руки беритесь в круг широкий становитесь.

«Пляска с ложками» Р.н.п.

Вот и закончилось наше путешествие ,вам понравилось? Мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о нем своим родителям и нарисовали, то что больше всего понравилось, какую вы видите осень?А сейчас давайте скажем друг другу до-свиданья!Дети выходят под музыку А.Вивальди « Осень»

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-osennee-puteshestvie.html

Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада по ФГОС, сценарий развлечения и прочее

Музыка — вид искусства, приносящий много эмоций, доставляющий эстетическое удовольствие. На занятиях в детском саду необходимо использовать мелодии, песни, танцы. Это способствует развитию гармонично разносторонней личности, воспитанию музыкального вкуса дошкольников. Есть много способов для проведения музыкального занятия в старшей группе детского сада.

Значимость музыкальных занятий в старшей группе ДОУ

Музыкальные занятия проводятся на протяжении всех лет дошкольного обучения. Музыка — необыкновенное средство, которые учит восприятию окружающего мира через звуковую эстетику, эмоционально-наполненные произведения. Проводимые занятия дарят детям радость, положительный заряд энергии, хорошее настроение, развивают чувство ритма, мелодичность.

В старшей группе детей нужно активно знакомить с различными музыкальными инструментами, обучать основам игры на них. Также приветствуются музыкальные занятия ритмичного характера, такие как ритмика, движения под музыку, различные музыкальные постановки. Необходимо показать дошкольникам, как воспринимать мир с помощью музыкальных средств.

Занятия музыкой развивают эстетический вкус и интеллектуальные способности

Цели музыкальных занятий в старшей группе могут быть следующие:

  • развитие творческих способностей дошкольников с помощью музыки;
  • повышение интереса к музыке;
  • развитие музыкального слуха, ритмики, пластичности;
  • воспитание гармонично развитой личности.

Задачи различаются в зависимости от вида занятия, но можно выделить основные:

  • формирование интереса к музыкальным видам деятельности;
  • развитие способностей и навыков в определённой области (вокал, игра на музыкальном инструменте, ритмика);
  • формирование музыкальной культуры.

Приёмы, актуальные для старшей группы

  • Игровые приёмы. Приобщение к музыкальному искусству через игру создаёт оптимальные условия для привития любви к прекрасному, развития творческих способностей воспитанников.
    • неожиданное появление игрушек,
    • игры-импровизации,
    • дидактические игры,
    • создание игровой ситуации.
  • Отгадывание загадок по теме занятия.
  • Введение элементов соревнования.

    Старшие дошкольники уже понимают, что представляет собой работа в команде и с удовольствием соревнуются друг с другом. Это даёт им возможность правильно оценить свои возможности и достижения.

Виды музыкальных занятий

Музыкальные занятия различаются по своему содержанию. Это может быть:

  • Типовое музыкальное занятие — традиционное занятие по музыке, которые включает исполнение, прослушивание и усвоение музыкального произведения. Структура построения такого вида занятий может быть разной. Например, начать можно с прослушивания какого-то известного произведения или, наоборот, сначала дети поют выученную песню хором.
  • Доминантное музыкальное занятие — вид урока, акцент которого направлен на что-то определённое. Например, на изучение музыкального инструмента, усвоение приёмов ритмики, развитие слуха и т. д.
  • Комплексное музыкальное занятие характеризуется использованием различных видов деятельности вместе с музыкой. Например, сочетание музыки и художественного творчества (рисования, лепки, танца, театральной деятельности), музыки и чтения литературного произведения, музыки и архитектуры, музыки и спорта. Такого рода занятия более сложные по своей структуре, поэтому рекомендуется начинать их внедрение со средней группы ДОУ. Проводятся они не чаще 1 раза в месяц.
  • Тематическое занятие выделяет определённую тему, объединяющую все виды музыкальной деятельности детей, на изучении которой строится весь ход проведения урока. Например, тема «Времена года» или «Сказки в музыке» и т. д.

В старшей группе дети активно учатся играть на музыкальных инструментах

В зависимости от количества участвующих в занятии воспитанников, выделяют:

  • индивидуальные занятия;
  • музыкальные занятия по подгруппам;
  • групповые музыкальные занятия.

Как провести музыкальное занятие в старшей группе

Чтобы грамотно провести занятие, нужно выбрать подходящие темы, наметить план, учесть актуальность.

Подготовка к занятию

В качестве подготовительного оборудования могут быть использованы музыкальный центр, проектор, ноутбук, различные музыкальные инструменты.

Перед проведением основной части занятия мотивирующую часть можно сделать в виде рассматривания картинок на определённую тему, чтения сказки или стихотворения, связанных с музыкальным произведением, обсуждения.

Например, на музыкальном занятии по сказке «Теремок» можно начать занятие с повторения сказки (чтения или обсуждения), а затем уже переходить к основной части: озвучиванию героев сказки с помощью музыкальных инструментов.

Картотека тем

Для старшей группы могут быть актуальны следующие темы для занятий:

  • Времена года: «Музыкальные краски весны», «Музыка осени», «Музыка весны», «Сказка о снежинке»;
  • Музыка и сказки: «Теремок», «Чудесное превращение Федоры»;
  • Знакомство с музыкальными инструментами и элементами музыкальной грамоты: «Весёлая дудочка», «Познакомьтесь — ноты», «В мире музыкальных инструментов»;
  • Направленные на воспитание нравственности: «Добро и зло в музыке», «Вежливые слова», «Образ мамы», «Вернём музыке настроение»;
  • Сюжетные: «Ярмарка», «Поездка за город», «Музыкальный магазин», «Весёлые музыканты»;
  • Познавательные: «Музыка и спорт», «Путешествие в Индию», «Путешествие в Африку», «Путешествие в годы войны», «Космос».

На осеннюю тему можно придумать много различных вариаций занятий

В занятии персонажи сказки будут озвучиваться музыкальными инструментами.

Воспитатель начинает занятие с приветствия и вводного слова:

  • Ребята, вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки.
  • Какие сказки вы знаете? (Ответы детей).
  • Послушайте загадку и отгадайте, что же это за сказка?Лисичка дом себе нашла,Мышка добрая была,В доме том, в конце концов,Стало множество жильцов.
  • О какой сказке говорится в этой загадке? Правильно, это русская народная сказка «Теремок». И сегодня я вам предлагаю озвучить эту сказку музыкальными инструментами.

Далее разбираются все персонажи сказки и подбирается под каждого подходящий музыкальный инструмент:

  • Мышка-норушка, каким музыкальным инструментом мы можем изобразить мышку? Конечно, погремушкой — посыпушкой;
  • Лягушка-квакушка — музыкальными молоточками;
  • Зайчик-побегайчик — деревянными ложками;
  • Лисичка-сестричка — металлофоном;
  • Волчище — серый хвостище — погремушками, бубнами;
  • Медведь — барабаном.

Далее роли распределяются между детьми и раздаются музыкальные инструменты. Воспитатель начинает читать сказку, а дети озвучивают героев музыкальными инструментами при их появлении.

  • Стоит в поле теремок — теремок,Он не низок не высок, не высок.Как по полю, полю мышка бежит,У дверей остановилась, в колокольчик звенит.
  • Мышка звонит в колокольчик, но дверь в теремок не открывается. Педагог обращает внимание детей на то, что у теремка есть записка, в которой говорится, что теремок волшебный.
  • Ребята, а теремок-то не простой, а волшебный. Чтобы в него войти, нужно выполнить задание. Посмотрите, вот лежат карточки, на них изображены схемы. Мы с вами сказали, что мышку можно изобразить погремушками — посыпушками. Мышка должна найти свою схему и сыграть, что же там написано.
  • Молодец, мышка, а почему ты выбрала эту схему? Конечно, на ней нарисована погремушка.
  • Мышка играет по схеме, дверь в теремок открывается.
  • Молодец Мышка, справилась с заданием, заходи в теремок.

Озвучиваются мышка и лягушка. Далее проводится физкультминутка:

  • Как у нашего соседа (дети поворачиваются друг к другу, кланяются),Весела была беседа.Гули в гусли (приседают, изображают игру на гуслях),Утки в дудки (встают, прогибаются назад, поворачиваются из стороны в сторону),Овцы в донцы (хлопают в ладошки, изображая игру на бубне),Тараканы в барабаны (маршируют, изображают игру на барабане).Очень весело играют,Да друг друга потешают.
  • Молодцы! А тем временем сказка продолжается.

Далее по тексту сказки озвучиваются лиса, волк и медведь.

Дошкольникам будет интересно озвучивать персонажей уже знакомой сказки

После окончания чтения воспитатель говорит:

  • Интересная получилась сказка? Конечно, интересная, что нового сегодня узнали?
  • Всех героев сказки можно изобразить музыкальными инструментами. Я хочу подарить вам скрипичный ключик, чтобы для вас всегда звучала музыка. А теперь попрощаемся и отправимся в группу.

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-muzykalnomu-vospitaniyu-po-skazke-teremok-ozvuchivanie-personazhei-skazki-muzykalnymi-instrumentami-dlja-5–6-let.html

Видео: музыкальная сказка «Теремок» в детском саду

https://youtube.com/watch?v=iPNtUqHsWcE

Таблица: конспекты музыкальных занятий, проводимых в старшей группе ДОУ

Видео: музыкальное занятие в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=LC1HRdvsNAc

Музыкально-развлекательный досуг для старших дошкольников

Досуг занимает важное место в жизни детей. Занятия такого типа проводятся в непринуждённой обстановке, развивают в детях творческие способности и самостоятельность. Могут присутствовать родители, ребята из других групп и участвовать в процессе. Дети получают большой заряд энергии, когда используются спортивные игры, соревнования, подразумевающие активные движения.

Музыкальное развлечение может проходить в непринуждённой обстановке, а может задействовать активные формы деятельности

Таблица: пример сценария спортивно-музыкального досуга (фрагмент)

Таблица: пример сценария музыкально-экологического досуга (фрагмент)

Видео: музыкальный досуг в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=4GaOWz-6SHg

Перспективное планирование музыкальных занятий в старшей группе

Перспективные планы обычно составляются музыкальным руководителем в детском саду до начала учебного года. В плане указывается период, задачи, используемый репертуар и приёмы, которые будут уместны на занятии.

Таблица: пример перспективного планирования занятий по музыке в старшей групппе (фрагмент)

В старшей группе детям необходимы музыкальные занятия. Они развивают слух, приучают к прекрасному, формируют музыкальную культуру. Музыкально-развлекательный досуг даёт ребятам эмоциональный заряд и раскрывает творческие способности.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-muzyikalnogo-zanyatiya-v-starshey-gruppe.html

Конспект занятия НОД «Путешествие в Страну музыки». Старшая возрастная группа

Конспект занятия НОД «Путешествие в Страну музыки»

(Возрастная группа: старшая – подготовительная)

Разработала воспитатель 1 категории Сухих Н.С.

Тема: «Путешествие в страну музыки»

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «музыкальное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».

Средства:

Наглядные:

  1. музыкальные инструменты,

  2. крупный рисунок нотного стана с нотами,

  3. цветик – семицветик;

Музыкальные:

  1. отрывок из произведения А. Вивальди «Весна»,

  2. песни «Улыбка», «Чунга-Чанга»,

  3. танец «Друзья Барбарики»;

Литературные:

  1. стихотворная инсценировка;

Оборудование: планшетный компьютер, музыкальные инструменты.

ЦЕЛЬ: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

– Повторить и закрепить знания о музыкальных и шумовых звуках;

– Закрепить знания детей о нотном стане, нотах, скрипичном ключе, гамме;

Развивающие:

-Развивать умение детей ориентироваться в знакомой музыке;

-Продолжать учить петь хором, не напрягая голос,

-Продолжать учить выразительно читать стихи;

-Радостно и с удовольствием выражать свои эмоции;

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к музыкальной культуре, мировой классике;

-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе решения познавательных задач.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

-Предложить выучить стихи самой младшей воспитаннице Алисе;

-Дать индивидуальные задания гиперактивным Марку, Ивану, Никите;

-Поручить контроль за соблюдением правил игры Диме и Ане;

-Обратить внимание на звукопроизношение Егора и Марка.

                     Планируемый результат:

1.Речевая активность,  чувство ритма и мелодики поэтического текста и музыки;

2.Проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям;

3.Умение исполнять песни хором, танцевать хороводные танцы, чувствовать ритм и такт;

4.Знать музыкальные инструменты;

5.Владеть знаниями нотной грамоты;

6.Уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятия;

7.Уметь сосредоточенно действовать в течение 20-25минут.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Как ваше настроение?

Дети. Здравствуйте, здравствуйте! Просто отличное.

Музыкальный руководитель: Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло друг друга и улыбнитесь друг другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

– Знаете, ребята, сегодня утром я захожу в музыкальный зал и вижу, что на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие огоньки. Я удивилась, подбежала и успела сорвать только один огонек, остальные исчезли. Посмотрите, что у меня осталось в руках (цветик-семицветик).

Смотрите какой-то цветок. Что это за цветок такой? (ответы детей)

Давайте посчитаем лепестки.

Сколько лепестков? (7)

Музыкальный руководитель: Мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то. А вы встречали этот цветок в какой-нибудь сказке? (ответы детей). Наверное, это тот самый волшебный цветок. Ну что, отправимся туда, куда он зовет? (Да).

Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по – нашему вели. Вели, чтобы мы оказались там, куда зовет нас этот лепесток».

Дети проговаривают слова с закрытыми глазами.

(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Весна»)

(Открывается нотный стан.)

Музыкальный руководитель: А куда это мы попали?

Музыкальный руководитель: Кажется мы попали с вами в музыкальную страну

Ой, что это? (Показываю на нотный стан)

Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты?

Сколько линеек в нотном стане? (5)

Как зову «короля» всех нот? (Скрипичный ключ)

Сколько нот в музыкальной палитре. 7.

Давайте их споем.

(дети поют гамму)

Инсценировка «Где живут нотки?»

Хотите еще путешествовать?

Музыкальный руководитель: Тогда отрываем второй лепесток.

«Лети, лети лепесток… »

Звучит танцевальная музыка. ( «Друзья Барбарики»)

Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, музыка какая-то играет.

Что это за музыка?

Музыкальный руководитель: А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? (Танцевальная)

Правильно, мы попали в город танцев,

Исполняется танец « Друзья Барбарики»

Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше?

«Лети, лети лепесток… »

Звучит барабанная музыка.

Музыкальный руководитель: Ой, как интересно, куда же мы попали?

Может нам звучащая музыка подскажет? Как же ее можно назвать?

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте послушаем, мы слышим мелодию? (НЕТ)

А что слышится? (Барабан) Но это тоже музыка.

Мы попали в город ритмических звуков.

а какие звуки бывают? (шумовые и музыкальные)

Все на свете дети знают

Звуки разные бывают

Журавлей прощальный клекот

Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе.

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка

Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые,

Только есть еще другие:

Не шуршащие, не стуки-

Музыкальные есть звуки

А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие)

Покажите, пожалуйста, на нотном стане, где низкие звуки? А где высокие?

А какие музыкальные инструменты вы знаете?

Дети отвечают на вопросы, называют музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: А давайте поиграем с вами в музыкально-дидактическую игру!

(На столе лежат металлофон, гитара, бубен, трещётка, дудка, барабан)

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

Все дети участвуют в игре.

Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и отгадали, на чём каждый из вас играл.

Музыкальный руководитель: хорошо вы инструменты угадываете, а теперь я предлагаю вам исполнить на любом инструменте любимую мелодию, а мы попробуем ее угадать.

Игра «Исполни мелодию»

Прослушиваем несколько музыкальных произведений и угадываем их.

Музыкальный руководитель: Отправимся дальше в путь?

Закрываем глаза

«Лети, лети лепесток… »

Звучит мелодия песни «Улыбка»

Музыкальный руководитель: Опять какая – то музыка звучит. Вам она, случайно не знакома? (Знакома)

Что же это? (ПЕСНЯ)

Музыкальный руководитель: Правильно, ведь мы сейчас в стране песен.

Давайте споем песню:

ПЕСНЯ «Улыбка»

Музыкальный руководитель: А какое у нас время года, а когда наступит лето, кто назовет признаки весны и лета?

Беседа о временах года.

Музыкальный руководитель: А давайте споем веселую песенку о лете «Чунга – Чанга»

Дети исполняют песню.

Музыкальный руководитель: Очень красиво танцуете и про ноты все знаете, и музыкальные инструменты знаете.

Мне кажется, что даже у нашего семицветика лепестки стали ярче.

Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке, давайте посчитаем, сколько их. (3)

Музыкальный руководитель: Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать.

Музыкальный руководитель: А теперь пора нам возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и попросим цветик унести нас обратно.

(Дети закрывают глаза)

Цветик унеси нас назад

В наш любимый детский сад.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА  А. Вивальди (дети открывают глаза.)

Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия.

А вам понравилось?

Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось в

нашем путешествии? (ответы детей.)

Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием в память о

путешествии я хочу вам подарить раскраски.

(Музыкальный руководитель раздает раскраски)

Я хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать. До свидания!                    

                              Будем с нотами дружить

                              Песни новые учить

                              Музыкальный мир чудесен

                              Много в нем прекрасных песен!

Источник: http://cjkysirj8.ucoz.ru/publ/stranichka_vospitatelja/stati/konspekt_zanjatija_nod_puteshestvie_v_stranu_muzyki_starshaja_vozrastnaja_gruppa/9-1-0-86

Дошкільний навчальний заклад (ясла-садок) “Золота рибка” №13, м.Енергодар

Конспект интегрированного занятия по музыке и изобразительной деятельности в старшей группе «Волшебный мир осени»

Цель: Формирование креативной личности детей посредством музыки и изобразительной деятельности. Вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя средства музыки, пластики, изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные

· познакомить детей с новыми музыкальными инструментами – скрипкой и флейтой;

· закреплять умение узнавать музыкальное произведение, побуждать детей рассказывать о своих чувствах, вызванных музыкой;

· упражнять детей в определении характера музыкального произведения;

· закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;

· закрепить основные цвета и правила создания новых при рисовании осеннего ковра;

· научить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике «монотипия»

Развивающие

· развивать музыкальные и художественные способности детей, воображение и фантазию;

· развивать музыкальное и художественное восприятие детей;

· развивать эмоциональную сферу детей;

· развивать чувство ритма, вокально-хоровые навыки;

· развивать мышление при использовании схематических карточек;

· развивать способность к музыкальной импровизации в соответствии с текстом сказки.

Воспитательные

· воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

· воспитывать самостоятельность, расширять кругозор;

· приобщать детей к миру искусства.

Материалы и оборудование: осенние атрибуты для украшения музыкального зала, шкатулка, гуашь разных цветов, палитра, кисточки, бумага, прозрачная пленка, осенние листья разных цветов и оттенков, мультимедийная установка.

Предварительная работа: прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», разучивание песни «Виноватая тучка», экспериментальная деятельность по созданию новых цветов и оттенков.

В проведении занятия принимают участие музыкальный руководитель и воспитатель по изодеятельности.

Ход занятия

Музыкальный зал украшен согласно осенней тематики. Звучит фонозапись осенней мелодии. Дети заходят в зал. Останавливаются полукругом.

Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята! Посмотрите сколько гостей в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем всех песенкой и пожелаем доброго дня!

Музыкальное приветствие «Добрый день»

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о том, как художники, поэты, композиторы рассказывают нам о таком красивом времени года, как Осень. Давайте вспомним, как художники могут нам рассказать об осени?

П.о. детей: при помощи картин и красок.

Музыкальный руководитель: А поэты?

П.о. детей: с помощью стихов.

Музыкальный руководитель: А композиторы?

П.о.детей: с помощью звуков, мелодий.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы, гуляя по лесу, парку или саду (показ слайдов).

– По каким приметам мы с вами узнаем, что настала осень?

П.о. детей: наступают холода, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края, листья осыпаются с деревьев.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какая бывает осень?

П.о. детей: ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем как поэты рассказывают нам об осени.

1 – ребенок:

Небо холодное – в тучах;

Хмуры лужайки и чащи;

Слышен в березах плакучих

Ветер уныло гудящий… (А.М. Жемчужников)

2 – ребенок:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь, неужели сама волшебница осень к нам спешит.

Звучит музыка, входит Осень (воспитатель по изодеятельности).

Осень: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Ребята, я принесла вам волшебную шкатулку. В ней собраны осенние краски, мелодии, звуки. И из всего этого мы будем ткать осенний сказочный ковер.

(Осень открывает шкатулку – звук металлофона).

-Ой, ребята, пока я к вам шла я растеряла все звуки и краски. Что же делать?

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем осени найти звуки и краски.

Осень: Ребята, для этого нужно вернуться обратно в картину. А поможет нам в этом волшебный ветерок. А мы с вами превратимся в осенние листочки.

Музыкальный руководитель: Ветер подует – листья сорвутся со свих веточек и полетят как осенние бабочки. А потом покроют все дорожки чудесным ковром.

Пластический импровизационный этюд с осенними листьями под музыку А. Гречанинов «Вальс» сопровождается рассказом осени

Осень: Однажды Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежал через лес, в котором жили его друзья – листочки. (Музыка). Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежали необыкновенный красоты листья: красные, желтые, багровые, оранжевые, лиловые.

Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил парами в осеннем прощальном танце, собирал в хоровод, разбрасывал в разные стороны, собирал в букет, а потом кружил, кружил.

Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь лечь так, чтобы получился яркий, красивый ковер.

(Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья. Далее дети импровизируют в соответствии с текстом. В конце этюда дети останавливаются в кругу, оставляя листья на ковре).

Осень: Ребята, мы с вами очутились в картине, на лесной поляне, и с помощью осенних листьев мы нашли разноцветные краски для сказочного ковра. Я их положу в волшебную шкатулку.

-Ребята, посмотрите, это моя подружка – тучка – летучка. (Осень передвигает тучку из воздушных шариков в центр музыкального зала). И она поможет нам найти осеннюю мелодию.

Музыкальный руководитель: Ребята, мелодия у тучки немного грустная, плавная, как полет осеннего листочка. Давайте ее послушаем.

Звучит фрагмент «Осенняя песнь» П.И. Чайковского (фортепиано)

(слушание сопровождается показом слайдов)

Музыкальный руководитель:

-Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение.

– Кто композитор? (показ слайда с портретом П.И. Чайковского)

– Какое настроение выражено в ней, какой характер музыки?

П.о. детей:музыка грустная, печальная, мечтательная, светлая, с легкой грустью.

Музыкальный руководитель: Какая картина осени изображена в музыке? П.о. детей: Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.

Музыкальный руководитель: Ребята, на коком инструменте исполняется это произведение?

П.о. детей: на фортепиано

Музыкальный руководитель: Ребята, однажды эту осеннюю мелодию услышали другие инструменты. Они собрались вместе, и эта мелодия зазвучала по-другому. Послушайте.

Исполняется фрагмент «Осенняя песнь» П.И. Чайковского (флейта, скрипка)

Музыкальный руководитель: Ребята, вы узнали это произведение? Да, это «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. Только прозвучало оно в исполнении флейты и скрипки. И сегодня я познакомлю вас с этими инструментами. Ребята, посмотрите – это скрипка (показ на экране).

Скрипка имеет струны и смычок, поэтому ее называют струнно-смычковым инструментом. Послушайте еще раз ее звучание (презентация на экране). А этот инструмент – флейта. Это духовой инструмент, потому что играют на нем при помощи дыхания.

Послушайте как она звучит (презентация на экране).

Ребята, кто запомнил название новых инструментов?

Осень: Ребята, а давайте услышанную музыку представим с помощью нарисованных картинок.

Моделирование восприятия музыки (дети при помощи схематических картинок описывают характер услышанного произведения)

(Дети делятся на две команды. На двух столах разложены картинки с изображением разных явлений природ (дождь, солнце, листопад и т.д). Детям предлагается выбрать те картинки, которые соответствуют услышанной музыке и рассказать о них. После выполнения задания дети меняются местами и анализируют правильность выполненной работы другой команды).

Осень: Вот мы с вами нашли осеннюю мелодию. Я положу ее в свою волшебную шкатулку.

Посмотрите, ребята, наша тучка заскучала и заплакала. Давайте ей подарим песенку.

Исполнение песни «Виноватая тучка»

Осень: Ребята, давайте песню дождика тоже положим в шкатулку. Вот и дождь прошел.

Какой чудесный воздух в лесу. Давайте прислушаемся к звукам леса (звучат в записи звуки леса).

Музыкальный руководитель: Ребята, у нас есть стол фантазий на котором расположены шумовые инструменты, которые помогут нам рассказать лесную сказку. Инструменты уже знакомы вам. Поэтому вспомните, как они звучат, и внимательно подумайте, кода их нужно применять.

Сказка «Заяц в лесу»

Жил – был заяц – трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел он однажды из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ежик в кустах вдруг как зашуршит (шуршим пакетом). Испугался заяц и бежать (используем деревянные ложки). Спрятался он в дупле старого дерева.

Вдруг он услышал, как упали первые капли дождя, потом дождь закапал быстрее (металлофон). Он барабанил по листьям деревьев (деревянной палочкой по бумажной коробке), по веткам (стучим палочкой по деревяшке). Тут подул сильный ветер (дуем в бутылку) и заяц принялся бежать из всех ног (используем деревянные ложки).

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел как застучит! (стучим палочкой по деревяшке). Заяц бросился бежать (используем деревянные ложки). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (натягиваем руками ткань).

Побежал заяц из леса к речке (используем деревянные ложки), а на берегу, лягушки сидели (деревянной палочкой по расческе), увидели они зайца и скок в воду (бутылка с водой). Тут заяц остановился и говорит:

– А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся. Сказал так, и смело поскакал обратно в лес (используем деревянные ложки).

Осень: Ребята, вот моя волшебная шкатулка снова полна звуками, красками. И теперь мы можем с вами соткать осенний ковер, но для этого нам с вами необходимо выйти из картины. Каждый из вас сейчас коснется рукой волшебной шкатулки, закроет глаза и окажется в музыкальном зале.

Осень предлагает сесть за столы, которые расставлены по периметру музыкального зала.

Практическая работа:

Воспитатель по изодеятельности делает показ работы с подробным объяснением.

– Дети, рисовать мы будем в новой технике, которая называется – монотипия. Монотипия в переводе с греческого языка – отпечаток. Смешивая краски, вы создадите новые цвета и оттенки красок. Работать мы будем на картоне белого цвета. Сначала, мы нанесем все краски стекой, которые мы собрали в шкатулку.

Добавим немного черных и белых мазков, также нам помогут капельки дождя, затем накроем картон прозрачной пленкой, разгладим им поверхность ватой и смешаем краски. Вы получите новые цвета и оттенки, с которыми вы уже знакомы. Резким движением снизу вверх отдернем пленку и получается часть ковра.

Потом все свои работы мы соберем в один осенний чудесный ковер.

(Воспитатель по изодеятельности приглашает детей сесть за столы, на которых находится необходимый для выполнения работы художественный материал).

Выполнение творческой работы детьми

В ходе работы воспитатель по изодеятельности помогает советом, подсказкой, поощрением.

По окончании работы воспитатель приглашает детей к полотну в форме ковра, и предлагает туда поместить свои работы, для создания коллективной работы – осеннего ковра.

Педагог предлагает детям рассказать о своих работах, о технике исполнения, о создании новых цветов и оттенков.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что еще помогало нам создавать портрет осени?

П.о. детей: мелодия, осенние звуки, стихи.

Музыкальный руководитель: Кто помнит имя композитора, который написал «Осеннюю песнь»?

П.о. детей: П.И. Чайковский.

Музыкальный руководитель: Какие новые музыкальные инструменты помогли услышать нам музыку осени? П.о. детей: скрипка, флейта.

Музыкальный руководитель: Любите ли вы осень? Какие у вас любимые звуки и краски осени?

– А сейчас нам пора возвращаться в группу. О своем увлекательном приключении расскажите своим родителям. Музыкальное прощание – «До свидания».

Источник: http://www.enerhodar-dnz13.edukit.zp.ua/nasha_gordistj/konspekti_ta_scenarii/konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_muzike_i_izobraziteljnoj_deyateljnosti_v_starshej_gruppe_volshebnij_mir_oseni/

Ссылка на основную публикацию