Классный час «уважай старших», 1 класс

Классный час «Уважай старших»

Классный час «Уважай старших», 1 класс

МБОУ ТАЦИНСКАЯ СОШ № 3

Классный час на тему:

« Уважай старших»

1-Б КЛАСС

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ: ЯЗЕПОВА Н.Н.

21 ноября 2016 год

Классный час на тему «Уважай старших» 1-б кл

Целивоспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.

Задачи:

— дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;

— разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Оборудование:  мультфильм серия 42 «Невежи» из сериала «ЛУНТИК», компьютер, раздаточный материал, аудиозапись В. Осеевой «Печенье».

УУД

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Л.: анализ объектов с целью выделения признаков.

Ход занятия:

Учитель:

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. А что – же такое уважение?

Слайд 1 (Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).

Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.).

— Ребята, а как  вы назовете человека, который уважает старших, знает и правильно употребляет вежливые слова?

— Вежливый.

— А человека, который  не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны? Посмотрите мультфильм «Лунтик» и вы узнаете, как называют людей, которые не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны

Учитель:

-Как же называют человека, который не умеет себя вести в обществе? (Невежа)

-Верно, человек-невежа не умеет вести себя в обществе. В своей речи невежа употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его отрицательные стороны.

— А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.

Вопрос.  Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ.  Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос.  Как вести себя при входе старшего в класс?

(Встать и поздороваться.)

Вопрос.  Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ.   Поздороваться первым.

Вопрос.  Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ.  Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос.  Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (На «вы».)

Вопрос.  Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос.  К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ.  Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.

Физкультминутка

Слайд 2

Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение радостное. Давайте улыбнемся друг — другу и выполним упражнение «Солнышко».

Солнце выглянуло рано.

Улыбнитесь, встаньте прямо,

Раз – хлопок и два – хлопок!

А теперь присядь, дружок!

И на месте покружись!

Руки к солнцу протяни и на месте замри!

Учитель: Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.

— Давайте прочитаем одну из них постараемся объяснить её смысл.

Слайд 3

Вся семья вместе, так и душа на месте. (Р.К.)

(Учитель выслушивает рассуждения детей.)

— Мы знаем, что в казачьей семье было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе. Если в семье спокойствие, мир и лад, то такая семья очень крепкая.

— Семья — это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.

Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве? Скорее всего, это дедушка и бабушка.

А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» (АУДИОЗАПИСЬ)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами две кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она опустила голову.

Вопросы для обсуждения:

— Почему мама и бабушка расстроились?

— Что мальчики сделали неправильно?

Учитель. Мальчики проявили равнодушие к маме и бабушке, и им стало обидно. А ведь это самые близкие люди, которые бескорыстно любят своих детей и внуков, заботятся о них.

Учитель. Почему нужно бережно относиться к бабушкам?

Упражнение «Копилка добрых дел»

Учитель. Давайте поработаем в парах и постараемся собрать «копилку добрых дел».

(На доске )

( Работа в парах. У каждой пары на столе лежит листочек, на которых написаны выражения. Дети читают их и размышляют, в какую копилку необходимо поместить это выражение. Парами выходят и размещают.)(Вторая физминутка

Мы можем…

Помочь бабушке или маме помыть посуду;

Прочитать газету;

Сказать ласковые слова;

Просто поговорить…

Уступить место в транспорте

При встрече здороваться

Нельзя

Огорчать старших

Обижать девочку, девушку, маму

Бездельничать

Пререкаться с взрослыми

Учитель. Внуки должны уважать бабушек и заботиться о них, как в рассказе Л. Толстого «Бабушка и внучка».

Чтение и обсуждение рассказа.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Вопросы для обсуждения:

— Что мы можем сделать для наших бабушек?

— Почему внучка работала на бабку?

Подведение итогов

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? (Старших надо уважать, заботиться о них. Их опыт и знания помогают в разных ситуациях.)

— А сейчас я раздам вам памятки, которые помогут вам в жизни. ( Приложение)

Приложение

Правила почитания и уважения старших

Нельзя:

— огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

— бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;

— смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

— вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

— выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

— допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то, что запрещают старшие;

— оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

— обижать девочку, девушку, маму.

Правила вежливости

— Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

— Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

— Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

— Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

— Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

— Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

— Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Помочь бабушке или маме помыть посуду
Прочитать газету
Сказать ласковые слова
Просто поговорить
Уступить место в транспорте
При встрече здороваться
Огорчать старших
Обижать девочку, девушку, маму
Бездельничать

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-uvazhai-starshikh.html

«Уважение старших – норма жизни каждого ребёнка» — Государственное учреждение «Джалтырская средняя школа №4»

Классный час

«Уважение старших – норма жизни каждого ребёнка».

Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружаю­щим людям.

Оборудование: жетоны для виктори­ны, медали «Самый вежливый», серия «Невежи» из сериала «ЛУНТИК», компьютер.

Форма проведения: беседа – презентация.

Ход   мероприятия

1. Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.).

— Ребята, а как  вы назовете человека, который уважает старших, знает и правильно употребляет вежливые слова?

— Вежливый.

— А человека, который  не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, кото­рые характеризуют его с отрицательной стороны?

Простого слова «извините» не одолел его язык.

Ему бывает часто лень сказать при встрече:

«Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,

А вместо олова «до свидания» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»

— Ребята, как вы назовете такого человека? (Невежа.)

— А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит — получает жетон.

2. Викторина.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?

(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны на­зывать? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инва­лидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что — нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями «Самый вежливый».

3. Физкультминутка.

Есть ещё много других правил, которые вы должны помнить и соблюдать.

— А сейчас мы будем рассказывать стихи, смотреть небольшие сценки и решать задачи, но не на сложение, на уважение.

Сценка: — Бабуся, не хотите ли вы сесть на моё место?

              — Да, внучек.

              — Не отходите от меня, через две остановки мне сходить.

— Правильно ли поступил мальчик? Как нужно было поступить?

Стихотворение «Устал».

                                                Сережа с футбольного поля идёт

А рядом старушка с кошёлкой идёт.

                                   Сережа сказал: «Я вам бы помог,

Читайте также:  Игры на развитие внимания для детей 2, 3 лет

                                   Да сам от усталости падаю с ног».

— Как поступил мальчик Серёжа? А как надо было поступить?

«Про Лену».

Мама дочке говорила:

— Скоро сварится обед,

В магазин бы ты сходила,

Видишь, дома хлеба нет.

— Не могу, — сказала Лена,

У меня болит колено.

— Значит плохо наше дело.

И давно болит? – Давно!

— Очень жаль, а я хотела

Взять тебя с собой в кино.

Покраснев, сказала Лена:

— Кажется, прошло оно.

— Кто вам не понравился в стихотворении? Почему?

Сценка. Девочка: — Во дворе у нас такой мальчишка невежа, зовёт меня «Галькой»

— А ты как его зовёшь?

— Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

— Кто из них был вежлив?

Сейчас будем решать задачи.

Задача №1. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному было 8 лет, а другому 11 лет.

Ответ: уступит тот, кто вежлив.

Задача №2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Какие ошибки допустил мальчик, обращаясь к прохожему?

(Надо спрашивать спокойно: «Скажите, пожалуйста, который час?» или «Сколько сейчас времени?»

— Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение ра­достное. Давайте улыбнемся друг другу и выполним упражнение

«Солнышко».

Под речевку — руки вверх,

потянуться, затем руки на пояс,

поворот головы, улыбка,

хлопки друг другу,

приседание на корточки.

Солнце выглянуло рано.

Улыбнись, становись прямо,

Раз — хлопок и два — хлопок!

А теперь присядь, дружок!

4. Работа с пословицами.

Молодой работает, старый ум дает.

Не смейся над старым: и сам стар будешь.

Праздная молодость – беспутная старость.

Ребенку дорог пряник, а старцу – покой.

Без старых не проживешь.

За старой головой – как за каменной стеной.

Молодость – пташкой, старость – черепашкой.

Не стучи: сидит дед на печи.

Учат добру не дураки, а старики.

5. Просмотр мультфильма «НЕВЕЖИ».

6. Беседа – диалог.

— Почему именно так называется серия и мультфильма, как вы думаете?

— Каких героев можно назвать вежливыми? А каких «НЕВЕЖИ»?

— Почему дедушка Шер не захотел приглашать гусениц?

— Почему Лунтик решил научить гусениц вежливым словам?

— Какие новые вежливые слова вы узнали из мультфильма?

7. Подведение итогов.

— Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

Источник: https://sc0018.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/46729420A448A51A/?p=1

«Старших нужно уважать!»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). –ISBN 978-5-09-028612-2.

Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). –ISBN 978-5-09-028612-2.

https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-puteshestvie-v-stranu-tolerantnosti-klass.html .Классный  «Уважай старших» 2 «В» класс. Копринина Е.А.- учитель начальных классов

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/11/18/klassnyy-chas-na-temu-tolerantnost. Классный час «Уважение-что это?» 2 класс «Б».Шишкина Марина Александровна– учитель начальных классов. 25 октября 2015 г.

https://yandex.ru/images/ Яндекс. Картинки.

План

Организационный момент (2 мин)

Мотивационно-целевой этап (8 мин)

Основной этап (34мин)

3.1 Работа с пословицами( 10 мин)

3.2 Викторина (10 мин)

Физминутка (4 мин)

Спорные ситуации ( 10 мин)

Подведение итогов (рефлексия) (3 мин).

Ход классного часа

Этапы деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Организационный моментЗадача: собрать внимание детей, настроить их на работу Педагогическое требование; создание психологического комфорта — Здравствуйте, ребята!Перед тем, как начать наш классный час, давайте все подравняемся у парт, встанем ровно. Улыбнемся соседу справа, улыбнемся соседу слева и с хорошим настроением начнем наш классный час. Присаживайтесь тихонько. Взаимное приветствие.Настроились на работу. Регулятивные УУД: волевая саморегуляцияличностные УУД: положительно — эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Мотивационно-целевой этапЗадача:смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с детьми сформулировать тему и цель классного часа Беседа ,показ мультфильма -Ребята, мы с вами проживаем в человеческом обществе, в котором есть свои законы и порядки.-Правил много, их все нужно знать и соблюдать!-А для того, чтобы узнать самое главное правило и тему нашего классного часа, предлагаю посмотреть вам небольшой мульфильм. (просмотр мультфильма)-Ребята, как вы думаете о чем этот мультфильм?(Ответы детей)-Все верно, этот мультфильм о том, что нужно уважать старших.-Как вы думаете, какова же тема нашего классного часа?-Верно тема нашего классного часа «Старших нужно уважать»-Ребята, а всегда ли люди проявляют уважение к старшим?-Почему нужно проявлять уважение к старшим?-Все верно, уважать старших нужно потому что, эти люди пережили много нелегких событий в своей жизни и сделали многое для нашей страны-Тема классного часа нам известна, давайте попробуем сформулировать цель классного часа-Ребята, как вы думаете, какова будет наша цель. Что мы должны узнать? О чем мы должны поговорить с вами в первую очередь? Мы с вами часто встречаем пожилых людей, общаемся с ними? А всегда ли мы находим правильные слова. Всегда ли правильно общаемся с людьми, которые намного старше нас?Все верно, целью нашего классного часа будет, узнать что такое уважение и как нужно проявлять уважение к пожилым людям.- Вы хотите, чтобы вас считали воспитанными людьми? (ответы детей).-Ребята, а чтобы вас считали воспитанными людьми, нужно вести себя, как положено воспитанному человеку. Обучающиеся активно взаимодействуют со студентом – практикантом, смотрят мультфильм, анализируют, отвечают на поставленные вопросы, с помощью наводящих вопросов определяют и формулируют цель классного часа Личностные УУД: положительно — эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, оценка, коррекцияКоммуникативные УУД: построение речевых высказываний

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/235613-starshih-nuzhno-uvazhat/page-2.html

Тематический классный час «Уважай старших»

В рамках реализации социального проекта «В помощь бабушке» в школе № 7 г. Кемерово для учащихся 5 и 6 классов прошел тематический классный час «Уважай старших».

Одним из критериев успешной реализации социального проекта «В помощь бабушке» является вовлечение в работу представителей молодого поколения.

Построить диалог двух поколений, научить молодежь слушать и слышать пожилых людей – вот одна из первостепенных задач Кемеровского отделения Движения Женщин России, как координаторов столь значимого и актуального проекта.

Именно поэтому организаторы так тщательно продумывают планы мероприятий, содержание классных часов и этических уроков, которые поднимают тему взаимоотношений бабушек с их внуками. Очередной урок, прошедший в рамках проекта, побудил школьников и к мыслительной, и к добровольческой деятельности.

Учитель настолько эмоционально рассказал ребятам притчу о современных отношениях отцов, детей и внуков, что многие ребята прямо во время урока делились собственными мыслями и логическими выводами. Кто-то пересмотрел собственное отношение к пожилым людям, кто-то выразил желание заняться добровольческой деятельностью, чтобы оказывать безвозмездную помощь представителям старшего поколения.

«Подобные уроки в первую очередь рассчитаны на эмоциональное восприятие событий, — рассказывает менеджер волонтерских программ Кемеровского отделения Движения Женщин России Лидия Семеновна Небоженко. – Детское восприятие действительности, как правило, зеркально.

Увидел ребенок, как к старшим относятся его родители, — и поступил точно также. Наша задача – с помощью добрых и поучительных примеров доказать ребятам, что у них может быть собственная точка зрение а происходящее.

Они сами вправе выбирать дорогу добра и вести по этой дороге своих родителей».

Каждый тематический урок, который проходит в рамках проекта, продумывается до мелочей. С координаторами и организаторами подобных уроков огромную просветительскую работу проводит психолог. Участники узнают особенности возрастной психологии,  изучают психологическое поведение детей, их психотипы и возможные реакции на внезапное изменение событий.

«День за днем проект обретает новые формы – это не только добровольчество, безвозмездная помощь психолога, юридическое просвещение, но и изучение участниками проекта «прожитого опыта», — рассказывает психолог проекта «В помощь бабушке» Екатерина Горланова.

– Этот «прожитый опыт» очень эффективно воспринимается юным поколением. Хороший пример всегда заразителен, он обладает особым авторитетом в детских глазах. Именно поэтому многие уроки строятся по принципу «учимся на чужих ошибках», «хороший пример заразителен».

 

Свое отношение к старшему поколению дети очень показательно выразили в конкурсе творческих сочинений, посвященных бабушке. Ребята очень трогательно описали свои взаимоотношения с ветеранами, называя родных бабушек «вторая мама», «мой главный учитель», «мой лучший друг». Авторы лучших сочинений получили похвальные грамоты.

Темпы развития современного общества стремительны. В погоне за технологиями и мнениями ученых умов, мы часто упускаем из вида, главное — истина рядом. Чтобы научиться мудрости, не обязательно регулярно смотреть канал Discovery, можно просто спросить совета у человека, который не одно поколение живет на той земле. Его опыт неоценим. 

Источник: http://wuor.ru/news?id=625

Классный час «Этикет»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном обществе.
  2. Оценить уровень знаний учащихся в области этикета и скорректировать план индивидуальной и общеклассной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, уважения, милосердия.

Ход занятия:

Раздел 1

Учитель: тема нашей сегодняшней беседы – этикет. Вы теперь уже взрослые и знаете, что это свод правил поведения, принятых в обществе. А как вы думаете, для чего нужны все эти правила, условности и ограничения? Может быть, проще и лучше прожить без них?

Ответы детей и обсуждение.

Учитель: проблема этикета волновала людей с давних времён. Человеческое общество в процессе своего развития создавало всё новые и новые кодексы поведения в попытке отыскать самый полный и совершенный. Давайте заглянем в прошлое и узнаем, каким был этикет раньше.

Сообщения учащихся:

  • Возникновение в Японии в 1185 г. Сословия самураев обусловило появление «Бусидо» — так называемого кодекса рыцарской чести. Основными его правилами были: отказ от мирских благ и удовольствий, обязанность полного подчинения своему господину Сегуну, презрение к страданиям. А если самурай допускал неподчинение или другие проступки, то, согласно кодексу «Бусидо», он должен был смыть бесчестье и неудачи, покончив жизнь мучительным самоубийством «харакири».
  • В древнем Китае в 551 г. до н.э. жил мудрец Конфуций, создавший своё философское учение об этикете. В соответствии с ним отношения людей должны определяться следующими правилами: плати добром за добро, уважай старших по возрасту и общественному положению, проявляй заботу о младших, соблюдай семейные традиции.
  • В древнем Риме в среде знатных и богатых господ общепринятыми канонами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.
  • Христианская религия проповедовала смирение, всепрощение, покаяние, покорность судьбе и отречение от земных благ. 

Учитель: о том, какие правила поведения приняты в обществе в наши дни, мы побеседуем в конце нашего классного часа. А сейчас я прочитаю вам басню, которая называется «Пир». Прослушайте её внимательно, затем мы обменяемся мнениями и выясним, какие ошибки с точки зрения этикета допустили герои.

(Можно заранее с детьми поставить басню)

Раздел 2.

Однажды Лев затеял пир честной И множество гостей он позднею весной Созвал из всех своих владений. Чтоб уберечь от нравственных падений, Войну пресечь и помирить их всех, Он приготовил множество потех Для светских времяпровождений. В лесу большой накрыт был стол, Чтоб каждый из возможных зол и бед, Мог выбрать меньшую – обед.

На праздник сей сошлись друзья, Пестрейшая компания: Лев – царь с златой роскошной гривой Сидел с осанкой горделивой, И взгляд, что молнии метал, В душе у каждого читал.

Лисичка, рыжая краса, По лапу правую сидела, На всех хозяйкою глядела, За Львом следила искоса И вытворяла чудеса: — Ах, гости! Будьте здесь как дома, Не забывая, что в гостях! Порядок всё же не пустяк. Вам положение знакомо.

Всё нынче дорого, и всяк В еде свою пусть меру знает, Ведёт себя, как подобает! Ну что ж, преступим без стесненья, — И молвила без промедленья, Склонясь ко Льву и снизив тон: — Ах, милый! В пору выйти вон! Ведь с головы и до хвоста Все гости – серость, беднота! А мы с тобой другого круга: Ты – Царь, а я – Твоя подруга! А здесь Осёл, Козёл и пёс.

Рога, копыта, мокрый нос. И, Боже! Что же вижу я?! Да это, кажется, Свинья! — Проголодавшись не на шутку Не по звонку, а по желудку Я припожаловала к вам. И сидя здесь, нет, лучше там! – Прохрюкала Свинья, пошла И чьё-то место заняла, Явившись в зал без приглашенья И без законного решенья. Медведь, устав от важных дел, Пришёл последним в свой удел.

Читайте также:  Алексей будищев «отлёт»

Поприветствовал сердечно. Видит, время быстротечно, И полон яств зелёный дом, Да места нету за столом. — Кто не успел, тот опоздал! – Запальчиво Козёл сказал. Вот он едва лишь слово вставил, Как Пёс его уже облаял! — Но ты, Козёл, нельзя ли тише! Ведь я сильней и рангом выше, И то молчу! – заметил Пёс, Задравши гордо кверху нос.

— Да это свинство! Знаю я! – Сурово хрюкнула Свинья. А Осёл, взглянув сердито, Поднял уши, вздёрнул хвост: — Не корректен ваш вопрос! – Он заметил деловито, — Медведь совсем неладно скроен И приглашенья не достоин! — Столько ест он, столько пьёт! Прахом весь доход пойдёт! – Тихо взвизгнула Лиса, Выдирая волоса.

— Мог бы я вас всех задрать!!! – Гнев стараясь удержать, Молвил им Медведь в ответ, — Но я-то знаю этикет! Сказать ещё что – не нашёл. Попрощавшись, он ушёл. Лапой Лев прикрыл глаза, Что-то вякнула Коза, Стих даже писк лесных Мышей. Все покраснели до ушей. Мораль сей басни такова: Чтоб за себя не стало стыдно, И чтобы не было обидно Другим за грубые слова, Здесь есть один простой секрет – Соблюдайте этикет!!!

Раздел 3

Учитель: вот и всё. А теперь попрошу каждого высказать своё мнение. Насколько верным было поведение героев басни? Кто, на ваш взгляд, вёл себя более прилично и почему? Как вы думаете, какой должна быть реакция Льва в этой ситуации?

Раздел 4

Учитель: теперь, когда мы обменялись мнениями, подведём итог нашей беседы. Какими правилами должен руководствоваться человек, знающий этикет?

Ответы детей можно записать на доске.

  • Быть точным и аккуратным
  • Уметь владеть собой, не «срывать зло» на окружающих
  • Воспитанный человек никогда не даст слова, если твёрдо не уверен в возможности его выполнения.
  • Он внимательно слушает собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в соре никогда не повышает голоса.
  • Необходимо избегать назойливости: если ваше присутствие неприятно человеку – оставьте его.
  • В гостях нужно вести себя так, чтобы ваше присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
  • Гостей надо встречать приветливо. Если хозяин чем-то огорчён, он должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
  • За проявленное к вам внимание, заботу, за любую услугу следует поблагодарить и ответить взаимной услугой и вниманием.
  • За причиненное неудобство нужно сразу же попросить прощения.

Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха!

Использованная литература:

  1. «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.
  2. «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.
  3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром».
  4. «Азбука для несовершеннолетних». Сост. А.Алексеева, А. Стреляный.

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-3645

Классный час Уважай старших

ГОУ ТО «ТС(к)О школа-интернат VII вида»Классный час

Уважай старших

Составитель: учитель начальных классов Черноусова С.А.2012 год

Цели: воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Тема классного часа «Уважай старших» (записана на доске). Как вы понимаете смысл выражения «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, уступить место, помочь в чём-либо и т.д.)

Сказка-притча ( рассказывает учитель):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой. – Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.

– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего. Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь.

Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал. Прошло немного времени. Совсем старик обессилел. – Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез. Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел. Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь? – Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду. Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили.

Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Беседа по содержанию.

-Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)

— Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами прочитаем отрывки из этого рассказа, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка».

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень. — Всю квартиру собой заполнила — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему: — Старый человек, куда ж ей деться? — Зажилась на свете, — вздыхал отец…

В инвалидном доме ей место, вот где! Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: -Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку.

Подходила к Борьке: — Вставай, батюшка мой, в школу пора. — Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька. — В школу. Темный человек глух и нем — вот зачем! Борька прятал голову под одеяло: — Иди ты, бабка. — Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху. — Боря, вставай! — стучал в стену отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра. Но бабка не уходила.

Она натягивала на Борьку брюки, рубашку. Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей.

Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой: — Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете! *** Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал: — Бабка, поесть! Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.

В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала: — Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,- хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: — Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка? — Ела, ела — кивала головой бабка.

— Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова. Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота: — Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери.

Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить. — Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой! — Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: — Обидеть, что ударить, приласкать — надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: — А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная. — Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Она старенъкая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет! — Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается. Товарищ покачал головой: — Чудно! Теперь старых все уважают. — Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. – Она у нас сыта и здорова. Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда! — Иду, иду, — заковыляла из кухни бабка. — Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой. После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: — Обижаем мы тебя? А родителям говорил: — Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился: — Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще. И разволновавшись, набрасывался на бабку: — Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать. Бабка мягко улыбаясь, качала головой: — Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет.

Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Читайте также:  Праздники – развлечения в детском саду. сценарии

Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия: — Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам! Борька удивлялся: -Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, ещё ослепнешь! Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла. — Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь! Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые. — Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он. Бабка задумывалась. — По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно читать. — Как это? Маршрут, что ли? — Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было — много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

Беседа по прочитанному произведению.

— Как бабушка относилась ко всем в доме? ( Что она делала для отца Бори? Что она делала по хозяйству? Что она делала для Бори?) — Какой же была бабушка? — Как в доме относились к ней? Как её называли? — Чему она учила Борю? — Как к ней относился Боря? — Чему научил товарищ Борьку?

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

Пословица — один из важнейших источников, раскрывающих отношение к старикам. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека: Старик, да лучше семерых молодых. Молодой работает, старый ум дает. Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: Молодой красив, старый умен.

В русской традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов.

Старики были главными авторитетами в хранении нравственно-эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, его возрасту и опыту.

Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай», — учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай», — говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку», — услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит», — говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики», — скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», — считают чеченцы.

Просмотр мультфильма «Алёшины сказки».

Подведение итогов.

-Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1411626.html

Классный час «Уважай старших». 2 «Б»

Классный час «Уважай старших». 2 «Б»

Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружаю­щим людям.

Оборудование: тема записана на доске, жетоны для виктори­ны, медали «Самый вежливый».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово учителя

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.)

Вы знаете, что человек-невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, кото­рые характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихот­ворения, например, слова «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит неправильно.

Простого слова «извините» не одолел его язык. Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,И в лучшем случае «здорово!»Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,А вместо олова «до свидания» не говорит он ничего.Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»

— Ребята, как вы назовете такого человека? (Невежа.)

— А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит — получает жетон.

Викторина

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?

(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны на­зывать? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инва­лидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями «Самый вежливый».

Физкультминутка

— Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение ра­достное. Давайте улыбнемся друг другу и выполним упражнение

«Солнышко».

Под речевку — руки вверх,потянуться, затем руки на пояс, поворот головы, улыбка, хлопки друг другу, приседание на корточки. Солнце выглянуло рано. Улыбнись, становись прямо, Раз — хлопок и два — хлопок! А теперь присядь, дружок!

Чтение рассказа В. Осеевой

Бабка была тучная, широкан, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.- Всю квартиру собой заполнила — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему:- Старый человек, куда ж ей деться?- Зажилась на свете, — вздыхал отец…

В инвалидном доме ей место, вот где!Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на со­вершенно лишнего человека. Е>абка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на оок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой.

Потом будила зятя и дочь:

— Самовар поспел, вставайте1 Попейте горяченького-то на дорожку. Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора.- Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.- В школу. Темный человек глух и нем — вот зачем! Борька прятал голову под одеяло:- Иди ты, бабка.- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.- Боря, вставай! — стучал в стену отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, ва­рила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:- Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шап­ку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:- Бабка, поесть!Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, при­говаривала:- Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,- хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает.Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?- Ела, ела — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!- Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:- Обидеть, что ударить, приласкать — надо слово искать. А в со­седней комнате товарищ говорил Борьке:- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.- Как это — главная? — заинтересовался Борька.- Она старенькая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!- Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здорова­ется.Товарищ покачал головой:- Чудно! Теперь старых все уважают.- Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас сыта и здорова.Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.- Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!- Иду, иду, — заковыляла из кухни бабка.- Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабуш­кой.После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:- Обижаем мы тебя? А родителям говорил:- Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не за­ботится.Мать удивлялась, а отец сердился:- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще.И разволновавшись, набрасывался на бабку:- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.Бабка мягко улыбаясь, качала головой:- Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Глади­ла, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам! Борька удивлялся:- Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, еще ос­лепнешь!Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.- Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.- Да вот выросла, что поделаешь!Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице раз­ные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он. Бабка задумывалась.- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге мож­но читать.- Как это? Маршрут, что ли?- Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала-ложились на лицо морщины. Нужду терпела, би­лась — опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было — много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

БЕСЕДА-диалог ( по прочитанному произведению)!

— Как бабушка относилась ко всем в доме?- Что она делала для отца Бори?- Что она делала по хозяйству?- Что она делала для Бори?- Какой же была бабушка?- Как можно о ней сказать?- Чему она учила Борю?(Пишу на доске: «Обидеть, что ударить, приласкать — надо слово искать».)- Как же к ней относился Боря?- Чему научил товарищ Борьку?

Пословицы

Молодой работает, старый ум дает.Не смейся над старым: и сам будешь стар.Праздная молодость — беспутная старость.Ребенку дорог пряник, а старцу — покой.Без старых не проживешь.За старой головой — как за каменной стеной.Молодость — пташкой, старость — черепашкой.Не стучи: сидит дед на печи.Учат добру не дураки, а старики.

Подведение итогов

— Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Рас­тите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

Источник: http://100-bal.ru/astromoiya/131147/index.html

Ссылка на основную публикацию