Как обучать ребенка чтению и математике

Обучение чтению и математике по методике Н. Зайцева

Гармоничное развитие ребенка с самого раннего возраста — это залог успешности ребенка в будущем.

Чем раньше и лучше малыш освоит чтение и элементарные навыки работы с цифрами, тем проще ему будет учиться дальше, осваивать новые науки, получать знания из книг, быть лучшим учеником на занятиях в детском саду и школе.

Ведь умение читать и считать это не конечная цель, а инструмент, открывающий ребенку дорогу к дальнейшему развитию.

Ошибки в обучении детей чтению и математике

Педагоги детских центров «УмНяша» согласны с передовыми педагогами и психологами, наблюдающими за изменением в развитии современных детей. Современные дети в большинстве хотят и готовы учиться читать и считать раньше, чем пойдут в школу.

В детских центрах мы слышим истории о том, как воспитатель в детском саду полгода учит детей считать до четырех. Искусственное удерживание темпов развития детей приводит к потере ими интереса к обучению.

Медленная и неинтересная подача материала – убивает в ребенке всякий интерес к обучению и может только навредить.

Конечно, трех, четырехлетних деток, да и дошколят вообще, нужно учить совсем не так, как учат первоклассников. Педагоги и родители часто отмечают несостоятельность занятий по подготовке к школе, которые ведут педагоги начальных классов в рамках дополнительных программ при школах. Часто эти занятия сводятся к сидению за партой и «раскрашиванию яблочек» в рабочей тетради.

Дети до 7- 10 лет гораздо продуктивнее учатся, если их не усаживать за парту, не обездвиживать (что просто-напросто удобно для педагога, но не полезно для ребенка).

Учить детей однозначно нужно в игре, позволяя им все время двигаться, решать практические задачи, а не просто слушать теорию и объяснения учителя.

Научить ребенка читать традиционном «звуковым» способом, как учат у нас повсеместно, гораздо сложнее, чем «складовым» методом.

Что такое звуковой метод обучения чтению? Вспомните свой букварь: А – Арбуз, Б – Барабан и т.д. Этот метод давно прижился, так учат в садах и школах. Проблема в том, что буквари дети осваивают легко, и буквы запоминают.

Но запомнить буквы – несложная задача даже для 1-2 годовалых малышей. А вот соединить буквы в слоги, а слоги в слова, т.е. «слиять» их – крайне сложная задача для ребенка, обучающегося традиционным методом.

Это настоящее мучение для первоклассников, а также для мам и пап, для учителей.

Альтернативное решение

Методика Зайцева гениальна в том, что она подходит даже для совсем маленьких детей. По этому методу малыши легко начинают читать, потому что этот метод обучения опирается на физиологию ребенка, использует возрастные особенности малышей для легкого усвоения материала.

По этой методике уже долгое время работают все детские развивающие центры «УмНяша» в Москве. Методика УмНяши, основанная на методике Зайцева, предполагает обучение в игре, без насилия над ребенком, без дрессировки.

Учить так, чтобы ребенок даже не заметил, что его обучают — вот главный принцип работы с детьми в детских центрах «УмНяша».

Если придерживаться этого принципа обучения детей, то начинать изучение грамматических и арифметических премудростей можно достаточно рано: уже в два года ребенок вполне способен воспринимать такого рода информацию, главное – использовать природный интерес ребенка ко всему новому и использовать подходящие по возрасту методы обучения.В детских центрах «УмНяша» мы учим читать и считать малышей любого возраста. Буквы и цифры на карточках даем даже годовалым малышам. На вопрос некоторых родителей, чаще бабушек, зачем малышей мучить буквами, разъясняем: в раннем возрасте ребенок запоминает столько слов и понятий, что 33 буквы алфавита являются просто каплей в море информации, которую сам ежедневно поглощает обычный маленьких ребенок. Но если вы вовремя добавите эти знания в свои игры и ежедневное общение, вы здорово облегчите ему дальнейшее обучение.

К сожалению, в чистом виде методика Зайцева подходит лишь для небольших групп учащихся 4-10 человек. В школе для дошколят «УмНяша» в группах 4-10 человек, именно потому, что такую группу малышей учить гораздо продуктивнее. Все кабинеты у нас оборудованы, как этого требует методика.

Методика Зайцева требует специально подготовленного помещения, где ребенку можно бегать, сидеть и лежать на ковре, а не только сидеть за партой. Понятно, что в обычном детском саду или школе создать такие условия очень сложно.

Это одна из причин, почему учителям начальной школы приходится работать по традиционным методикам.

Как работает эта уникальная система – методика Зайцева?

Знакомство с чтением

На сегодняшний день уже многие мамы и папы, бабушки и дедушки слышали про кубики Зайцева, но не все хорошо представляют, как с их помощью можно быстро и просто обучить ребенка чтению. Как показывает обширная практика, при правильном применении методики, дети младшего возраста овладевают навыком чтения значительно легче, чем школьники по традиционной методике.

Данная методика обучения детей чтению отличается тем, что создавалась изначально на основе русского языка и учитывает его специфику (например, множество суффиксов, приставок, окончаний). Зайцев предлагает не складывать слова из отдельных букв, а сразу читать по складам (склад = речевое усилие).

Этот способ чтения совсем не новый, например, за него горячо выступал Л.Н. Толстой. Настоящая инновация, сделанная Н.А. Зайцевым – это создание материалов: таблиц и кубиков.

По методике Зайцева используется системный подход к обучению, включающий в себя разные игры и упражнения с таблицами, кубиками и аудиоматериалами (попевками), не только обучающие чтению, но и развивающие речь и фонематический слух ребенка.

Кроме того, чтение складов по таблице и кубикам Зайцева сразу прививают ребенку грамотность, например, на кубиках не может быть ошибок вроде «ЖЫ» и «ШЫ».

Всего методические материалы состоят из 52 элементов:

  • Кубики со складами «МА», «ПА», «У», «О» и т. д.
  • Кубики с точками, запятыми и другими знаками;
  • Кубики с мягким и твёрдым знаком;
  • Таблицы, диск с попевками, пособия для родителей/воспитателей.

Но, к сожалению, разобраться в этих материалах самостоятельно не очень просто. Поэтому часто родители, а также, к сожалению, многие репетиторы и преподаватели, не зная, как грамотно использовать их, сводят занятия к чтению по таблице и составления слов из кубиков. Такие занятия однозначно нельзя назвать занятиями по методике Зайцева, и польза от них будет небольшая.

Потому что ключ к невероятной эффективности и гениальности методики лежит не в самих материалах, а в упражнениях и играх с ними, каждое из которых основано на одном из 4 типов деятельности:

  • Классификация,
  • Озвучивание,
  • Поиск,
  • Чтение и письмо («Письмочтение»).

Для каждого из этих видов деятельности существует больше двух десятков возможных вариантов упражнений и игр, а наложенные на тематику занятия, они дают бесконечное разнообразие, при этом продолжая отвечать за очень конкретный навык, ведущий к цели.

Знакомство с арифметикой

Ещё одна методика, которую взяли за основу детские центры «УмНяша» — математическая. Она позволяет легко и весело учить детей арифметике, начальным ступеням алгебры и геометрии, развивать память и учить решать математические примеры и задачи.

Обучение математике по Зайцеву довольно наглядное. Изучения цифр при помощи карточек, где указана цифра и ее количественное обозначение «Стосчет» (на карточках нанесены значения от 0 до 99). Они наглядно показывают, из чего состоят числа (у единицы закрашена она ячейка, у пятерки — 5).

Сначала малыши учатся считать. Ребенок изучает цифры до 10, потом до 100, до 1000. После чего переходит к сложным действиям (вычитанию и сложению), таблице умножения, знакомится с геометрическими фигурами, планиметрией и стереометрией.

Дома всё это возможно изучать с родителями с помощью специально разработанных Николаем Александровичем Зайцевым таблиц, которые необходимо поместить в зоне постоянной видимости. Таким образом ребенок сможет изучать математику в любое свободное время, а не по расписанию.

При этом малыш не испытает сложностей со счётом, поскольку весь процесс предельно понятен и интересен. Ребёнок будет успешно развиваться, учиться анализу и обобщению знаний. Он может (в отличие от людей, воспитанных на традиционной советской математике) легко и быстро перемножать большие числа.

Когда начинать?

Николай Александрович Зайцев поделился с миром своей методикой больше двух десятилетий назад. За эти годы её опробовали и одобрили и родители, и педагоги детских клубов, и передовые воспитатели в детских садах, и учителя развивающих центров и передовых школ. Кубики и таблицы Зайцева действительно учат читать быстро и без особых сложностей.

Обучение чтению и математике по Н. А. Зайцеву дома с мамой можно начинать, как только ребёнок научился говорить.

В детских центрах «УмНяша» мы вводим элементы данной методики уже для годовалых малышей на занятиях «Мама и малыш» и на курсе «Малышок» для 2-х – 3 летних детей.

Для детей с 3-4 лет эта методика вводится в программу «УмНяша» на занятиях по обучению чтению и математике (курс «Зайчик»). Курс «Подготовка к школе» — целиком базируется на методике Н.А. Зайцева.

Многие годы, наблюдая за результатами обучения детей в детских центрах «УмНяша», мы укрепляемся в том, что эта методика – лучшее, что можно предложить детям для обучения чтению и математике.

Ребенок, которого обучали по данной методике в игровой форме, получит навыки, которые помогут ему хорошо и гармонично развиваться, иметь всесторонне развитое мышление: логику, фантазию, память и речь, ребенок научится учиться и ему будет легко и интересно учиться в школе.

Родителям и педагогам других детских учреждений, готовым освоить эту методику, мы оказываем поддержку и помощь на семинарах и мастер-классах по обучению детей чтению и математике по методике Зайцева. С радостью делимся опытом работы с детьми по данной методике.

Если вы не готовы погружаться в эту методику дома, не уверены в своих силах, или хотите, чтобы ребенок учился у профессиональных опытных педагогов, учился в группе сверстников близких по знаниям и развитию – можно записать малыша на пробное занятие в один из филиалов развивающего центра «УмНяша» рядом с вашим домом. Наши детские центры учат по Зайцеву уже более 17 лет!

Источник: https://umnyasha.me/the-technique-zaitseva.html

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения и развивающие занятия

Чтение – очень важный процесс в познавательной деятельности. Умение ребёнка хорошо читать – основа его успехов в школе. И дело не только в отметках за школьные предметы, но и в интеллектуальном развитии вообще.

Чем лучше ребёнок читает, чем с большим рвением он это делает, тем успешнее будет проходить его развитие, тем выше будет его самооценка.

Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.

Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.

В проверке техники чтения учитываются:

  • скорость;
  • осознание прочитанного;
  • отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
  • наличие смыслового ударения, пауз.

Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):

  • 1 класс – 30-40 слов;
  • 2 класс – 40-60 слов;
  • 3 класс – 60-80 слов;
  • 4 класс – 90-120 слов.
Читайте также:  Как интересно подарить подарки на новый год

Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.

Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.

Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки, либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается память и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее.

Ребёнок может читать медленно по нескольким причинам:

  • Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
  • Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
  • Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
  • Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
  • Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
  • Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.

Умение хорошо и быстро читать зависит не только от интеллектуальных способностей ребёнка. Стоит учитывать психологические и физические способности, заболевания, окружающую обстановку (в т. ч. в семье).

Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он в данный момент сделать не может. Обучение чтению должно протекать спокойно, без нервов, с большой долей терпения со стороны родителей.

Если заставлять своё чадо корпеть над книжками против его воли, а потом ещё и ругаться, когда он не сможет порядочно выдавить из себя хотя бы несколько предложений, результат положительным не будет.

Процесс чтения нужно превратить в увлекательное занятие, смотивировать обучающегося, не забывать его хвалить, и ни в коем случае не раздражаться.

Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:

  • Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
  • Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
  • Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
  • Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
  • Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.
  • Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
  • Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения. Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс. Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений.

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.
  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и читайте с ним по слогам, например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д. ), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.
  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает память.
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.

Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:

  • Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
  • Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
  • Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
  • Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
  • Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.
  • Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5×5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
  • Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.

Для развития беглого чтения у второклассника увеличиваем нагрузку, усложняем задания:

  • Игра «Слова из слов». Напишите длинное слово, например, «своенравный», и попросите составить из него несколько маленьких.
  • Предложения, требующие корректировки. Напишите набор слов, похожий на предложение, а ребенок расставит все слова по местам: «Ребята пошли речку купаться на».
  • Развитие антиципации. Возьмите текст, где слова идут с пропущенными буквами. По мере чтения ребенок вставляет недостающие элементы.
  • Чтение «По вершкам и корешкам». Берем линейку, закрываем нижнюю часть строчки и даём ребенку прочитать вершки. Когда это задание будет хорошо отработано, можно перейти к корешкам.
  • «Мысли вслух». Ребёнку задаётся вопрос или предлагается исходная фраза и около 10-ти минут на обдумывание. Он должен придумать и озвучить связный текст. Необходимо следить за логикой последовательности, правильностью изложения, речевыми ошибками, поправлять их.
  • Можно попытаться почитать справа налево. Задание не из лёгких, но детям интересно и даже весело.
  • Текст для усложнения задачи можно переворачивать – сначала на 90 градусов, потом на 180. Так образы целых слов отложатся в памяти ребенка.
  • Чтение по ролям. Участвовать может несколько человек, каждый озвучивает своего героя обязательно с нужной интонацией. Также ребенок может и один читать за всех героев, меняя голос при переходе с одного персонажа на другой.

И ещё несколько советов:

  • Варьируйте задания, не зацикливайтесь на одном. Это будет подогревать интерес.
  • Хвалите постоянно. Не заставляйте, не наказывайте чтением, не сравнивайте с достижениями других детей. Сравнивайте ребенка с самим собой, его настоящие достижения с прошлыми, нацеливайте на будущие.
  • Покажите на личном примере, что книга – это кладезь знаний. Читайте не только для ребенка, но и для себя у него на глазах.
  • Читайте ребенку на ночь.
  • Выбирайте для занятий истории с интригующей концовкой – юному чтецу должно быть интересно, чем закончится рассказ.
  • Приучайте с ранних лет к подробному пересказу.
  • Главное – прививайте ребёнку с малых лет уважение к книге, убедите, что с ней нужно обращаться аккуратно и бережно.

О том, как быстро научить ребенка читать, смотрите в следующем видео.

Источник: http://www.o-krohe.ru/kak-nauchit/chtenie/bystro-i-pravilno-v-1-klasse/

Как научить ребенка считать в уме (1 класс, методика)?

Оказывается, научить ребенка считать в уме в 1 классе можно. Нужно только подготовиться к этому, изучить определенные методики и настроиться на успех.

Запомните самое главное: если ребенок будет понимать и чувствовать, что вы верите в него, верите в его успех, а не сравниваете его с другими и ругаете при этом за неудачи, то у него обязательно все получится.

Любой ребенок, даже, казалось, самый глупый, обязательно будет иметь успехи в обучении, если в него верить, поддерживать и правильно подходить к процессу обучения новым предметам. Рассмотрим методику обучения счету в уме в 1 классе.

Специалисты по раннему развитию детей утверждают:

Как правило, у детей появляется интерес к изучению окружающего мира и к энциклопедическим знаниям до 7 лет.

В школе этот интерес может быстро угаснуть под влиянием внешних негативных факторов: учитель не понравился, одноклассники обижают, нет желания выделяться умственно и прочие факторы. Дети начинают считать предметы еще до того, как пойдут в первый класс.

И вы, как родитель, можете способствовать развитию этого навыка. Для начала начните считать абсолютно все, что вас окружает: ступеньки, пуговицы, машины на улице, собак, кошек.

Главная ошибка в обучении

Главная ошибка в обучении ребенка счету в уме – это сложение и вычитание по единицам. Например, чтобы получить 4, нужно сначала к 2+1=3, затем 3+1=4. Все это только приведет к плохой привычке – считать очень медленно.

Читайте также:  Стихи про новый год для детей

От такого счета ни один ребенок не будет умственно развиваться. Ведь, пока дети досчитают таким образом до 10-ти, пройдет несколько секунд. Также, не приучайте ребенка считать на пальчиках.

Конечно, так проще всего будет научить первоклашку считать, но в дальнейшем это приведет к сложностям в обучении.

Ребенок должен уметь считать числовыми группами – десятками, сотнями, тысячами, но никак не единицами.

Устный счет – зачем он нужен?

Устный счет развивается умственные способности ребенка, повышает уровень интеллекта, заставляет думать. Именно такой счет применяется не только в первом классе, но и во взрослой жизни. Ребенку нужно развивать свою сообразительность и смекалку, понимать, как быстро сложить цифры.

Важно! К моменту обучения устному счету первоклассник должен уметь сосчитать 5 игрушек, 10 птиц, 9 конфет и т.д.

Но, как только вы начнете обучать ребенка счету, не стоит использовать определения предметов: деревьев, собачек, птичек, коров, коз и т.д. Обучение счету нужно проводить среди однородных предметов, чтобы ребенок ассоциировал цифры именно с ними. Идеальный вариант – приобрести наборы цифр и уже по ним обучать детей.

Начните наглядно показывать ребенку: это цифра 1, это 2, затем 3 и т.д. Таким образом вы будете развивать зрительную память первоклассника. На следующем занятии показывайте различные комбинации цифр: 1+4=5; 5+6=11 и т.д. Чем больше вы составите таких комбинаций и покажите их ребенку, тем лучше.

В течение 14 дней ежедневно уделяйте время для непродолжительных занятий счетом со своим ребенком. Одно занятие может занимать 5-10 минут. Этого будет достаточно для того, чтобы первоклашка понял, как именно складывать цифры.

Затем, следующие 14 дней показывайте ребенку изначально комбинацию цифр, например, 7+1=8, а потом спрашивайте, сколько будет 7+1? Если малыш ответил правильно, покажите ему ответ. Если нет, еще раз объясните.

Таким образом, следующие 14 дней у вас уйдут на закрепление результата устного счета.

Как научиться умножать?

Научиться складывать и вычитать гораздо легче, чем умножать и делить. Не каждый взрослый может освоить эти способы счета, не говоря уже о ребенке. Но, дети склонны к быстрому запоминанию новой информации и обучению ей. Поэтому, после того, как первоклашка научился складывать и вычитать в уме, приступайте к умножению и делению. Как?

Начинать нужно с наглядного примера. Возьмите 2 коробки. Сложите в одну и другую по 5 кубиков. Объясните ребенку, что две коробки по 5 кубиков будет 10 кубиков; 3 коробки по 5 кубиков = 15 и т.д. Самое главное в обучении этому методу – наглядность. Продолжайте такие уроки в течение одной недели.

На второй неделе начинайте учить с вашим ребенком стихотворения, где одним стихом будет один столбик из таблицы умножения.

Напевайте эти строчки первокласснику, показывайте наглядно, напишите крупным шрифтом и повесьте на стенах комнаты. Через неделю таких постоянных повторений, ваш ребенок запомнит таблицу умножения наизусть.

На третью неделю обучения начинайте спрашивать первоклашку по таблице: сколько будет 2*2?

Как научиться делить?

Деление – это самый сложный процесс в математике для любого ребенка. Важный момент: к делению можно приступать только после того, как первоклашка научился складывать, вычитать и умножать. В противном случае, ребенок не поймет всего того, что вы будете пытаться ему объяснить.

В обучении делению работает та же схема, что и в умножении. Берем 6 конфет и делим между двумя мальчиками, получается по 3 конфеты каждому; берем 25 конфет и делим на 5 ребят – получается по 5 конфет.

На протяжении всей недели нужно наглядно показывать ребенку, что означает деление. Затем, начните деление по таблице умножения (то есть, делаем все в обратном порядке, конечное число делим на делимое.

На это у вас уйдет ровно 7 дней, на третьей неделе обучения нужно будет проверить все то, что выучил и запомнил первоклассник за это время.

Итак, обобщаем:

  • Обучение счету должно происходить в раннем возрасте – еще до того момента, как ребенок пойдет в первый класс. Задача родителей – привить интерес ребенка к обучению.
  • На обучение сложению, вычитанию, умножению и делению уйдет по 3 недели. Не пытайтесь ускорить этот процесс, иначе вы не получите ровно никакого результата.
  • После каждого занятия поощряйте ребенка, хвалите его за каждый успех и ни в коем случае не ругайте.
  • Превратите обучение в элемент игры и тогда ваш первоклашка сам будет проситься поиграть с ним в счет, письмо или чтение.

Источник: https://medportal.su/kak-nauchit-rebenka-schitat-v-ume-1-klass-metodika/

Скорочтение для детей – как научить ребёнка быстро читать

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится  больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

Как научить ребёнка быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов?  Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться  некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Типичные ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Необходимо отметить, что типичные ошибки, от которых существенно страдает техника чтения, зачастую обусловлены непрофессиональными действиями родителей, самостоятельно обучающих детей чтению.

Вот наиболее часто встречающиеся моменты:

  • Ребенок запоминает название, а не произношение буквы:  «МЭ», «БЭ», «ША» и т.д. Поэтому вместо «МАМА», он будет читать «МЭАААММЭЭА», а это значительно увеличит время прочтения слов. Учите детей произносить звуки «М», «Б», «П», а не названия букв, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок научился читать бегло и без ошибок.
  • Учим читать слоги, объединяем их правильно! Соединяем не названия букв «МЭ» и «А», а звуки – МММааааа, учимся протягивать их плавно. Следим, чтобы дети не пытались читать, просто перечисляя буквы: Б, А, Б, А, или П, А, П, А.
  • Родители  не должны тренировать навыки быстрого чтения следующим образом: «ты должен прочитать такой-то текст (даётся задание), а после этого будешь свободен. Лучше проводить короткие по времени уроки чтения, но с большей частотой. Другими словами, читать меньше, но чаще.

Связано это с устройством зрительной памяти: лучше запоминается то, что мелькает перед глазами, а не то, что видит ребёнок в течение длительного отрезка времени. Три  небольших занятия в течение дня по 5–7 минут, будут гораздо эффективнее одного занятия продолжительностью 15-20 минут. Промежуток между занятиями должен быть не менее одного — двух часов.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения у первоклассников

Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

На буксире. Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста.

Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух  параллельно, следя за вашим пальцем.

Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Чтение на время. Эта методика хорошо мотивирует ребёнка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.

Выберете текст, который ученик будет читать в течение одной минуты. Засеките время. Как только минута истечёт, скажите «стоп» и прекратите чтение. Отметьте то место в тексте, где остановился ребёнок.

Повторите прочтение предыдущего отрывка, используя тот же временной интервал – одну минуту. Наверняка на второй раз прочитанный отрывок окажется чуть больше того, который был прочитан первоначально. Повторите, всячески подчёркивая успех, достигаемый ребёнком после каждого продвижения им за границы читаемого текста. Это задание можно повторить подряд не более трёх раз.

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст.

Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть .

Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

Хотите подробней узнать о методиках скорочтения для детей и иметь под рукой методическое пособие для занятий с ребенком? — Обратите внимание на одни из популярных книг по скорочтению. Они предназначены для обучения ребенка дома. Включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги.

Следующий этап освоения навыков скорочтения (рекомендован для детей 8-10 лет)

Боремся с неосознанным проговариванием

Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки.

После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения».

Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично тренирует внимание и зрительную память.

Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая  опасная и длинная дорожка была

Восстанавливаем буквы

Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

Ребёнок – учитель

Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

Читайте также:  Сказка. илья муромец и змей

Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата  нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

10 4 28 19 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 9 29 7

Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

Тренируем память

Ещё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно развитая память школьника.

Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

Проводим визуальный диктант

Напечатайте небольшой текст — не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями.

Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

Отмечаем результаты!

Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.

К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.

Вебинар по развитию скорочтения у детей:

Источник: http://MaryPop.ru/shkola/chtenie-pismo/skorochtenie-dlya-detej.html

Развивающие занятия или как научить ребенка быстро читать в 1 классе: упражнения для беглого чтения и улучшения памяти

Как научить ребёнка быстро читать? В первом классе этот вопрос возникает после проверки техники чтения. Нередко выясняется, что первоклассник не может прочесть определённое количество слов за 1 минуту.

Предупредить отставание помогут несложные упражнения. Главное: настойчивость, совместные занятия, помощь логопеда, правильная организация мини-уроков. И, конечно, личный пример.

В семьях, где родители любят читать, проще привить уважение к литературе.<\p>

Вчерашний малыш гордо носит школьную форму. Игры отошли на второй план, теперь учёба стала важнее.

Но школьники всё равно остаются детьми, не терпят скуки и монотонности.

Чтение – несомненно, интересное занятие. Почему же некоторые первоклашки к концу учебного года разочаровываются, отказываются читать не только дополнительную литературу, но и то, что задают учителя?

Причин несколько:

  • невнимание родителей к развитию речи;
  • логопедические проблемы;
  • отсутствие у членов семьи культуры чтения;
  • застенчивость, излишняя скромность, боязнь задать вопрос учителю;
  • дислексия – проблемы с чтением;
  • упрямство, нежелание учиться;
  • неправильный подход к обучению;
  • неинтересная подача материала.

У многих хромает техника чтения, что тянет за собой «целый воз» проблем:

  • сложность с восприятием новых тем по другим предметам. Первоклассник плохо понимает непонятные термины;
  • при долгом чтении фразы ребёнок часто не может связать воедино начало и конец предложения;
  • отставание от коллектива. Большинство учеников уже прочитали задание, начали работать, а некоторые детки всё ещё пытаются понять, что же им делать;
  • неуверенность в своих силах, нередко, насмешки одноклассников, хвастающихся высокой техникой чтения;
  • к сожалению, бывает и такая ситуация. Первоклассника ранят замечания учителя, называющего медлительного ученика «копушей», другими обидными словами.

Совет! Не отчаивайтесь, если дочка или сын относятся к категории медленно читающих детей. Ваша настойчивость, знание маленьких секретов и хитростей поможет исправить положение. Если вы уделяли недостаточно внимания развитию речи, обучению чтению до школы, придётся в первом классе навёрстывать упущенное.

Упражнения для развития техники чтения

Вначале несколько советов родителям:

  • настройтесь на регулярные занятия, верьте в результат, запаситесь терпением;
  • внимательно изучите предложенный материал, подберите несколько упражнений, на которые у вас будет время. Некоторые упражнения несложно выполнить по дороге домой, в транспорте, магазине и так далее;
  • не относитесь к чтению, как к повинности. У вас такой настрой? Сложно заинтересовать первоклашку, если родители отрицают важность литературы;
  • чаще объясняйте малышу, что компьютер, планшет, другие гаджеты – это правильно, современно, но бумажная книга также актуальна. Подберите интересную литературу с яркими картинками, крупными буквами, увлекательными сюжетами;
  • проводите занятия дома, на улице, в поликлинике, на прогулке;
  • учитывайте характер сына или дочки. Непоседе требуется больший перерыв между занятиями, его сложнее заинтересовать, чем усидчивого ребёнка. Приложите фантазию, создайте приятную атмосферу для занятий. Обучение проводите в игровой форме;
  • не сетуйте на недостаток финансов: многие игры «в слова» не требуют ни копейки средств, важно лишь ваше желание.

Совместное обучение

Во время занятий усадите рядом любимую игрушку: с мишкой или куклой читать интереснее. Пусть ребёнок покажет «другу», как он хорошо читает. Предложите развлечь зверюшек, прочитать мишке сказку на ночь. Обычно детки с радостью соглашаются, чувствуют себя покровителями, «родителями», читают с важным видом.

Секретная переписка

Простой приём, поощряющий малыша читать как можно чаще. Игра с практическим значением.

Первый вариант:

  • перед уходом из дому объясните, что идёте по делам, но не можете сказать куда, чтобы не нарушились планы;
  • сохранить тайну поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения;
  • дети любят секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов»;
  • такие записки могут писать другие члены семьи;
  • отличная развивающая игра для мальчиков. Многие девочки также с удовольствием принимают условия.

Второй вариант игры:

  • поиск «клада» в квартире;
  • каждый следующий шаг, направление движения указано в новой записке;
  • пишите не слова или словосочетания, а короткие предложения.

Рациональное чтение

Предложите короткий текст интересной тематики. Задача – предупредить сильную усталость глаз, избавить от понятия «чтение – это повинность».

Материал даётся тяжело? Достаточно 3–4 строки, затем отдых. Не провоцируйте отвращение, упрямство слишком настойчивыми занятиями.

Занятия перед сном

Вспомните наблюдение о том, что хорошо запоминается последнее из прочитанного. Купите интересную книгу, каждый день перед сном давайте первокласснику немного почитать, чтобы сохранилась интрига. История должна быть увлекательной, но без монстров и погонь.

Найди предложение

Полезное упражнение тренирует внимание, развивает восприятие на слух. Возьмите книгу с крупным шрифтом, скажите ребёнку, пусть внимательно слушает вас. Начните читать предложение, остановитесь. Задача ученика – найти прерванную фразу, продолжить дальше.

Меняйтесь ролями: пусть первоклассник побудет учителем, проделает ту же работу.

Скороговорки

Отличное занятие не только для деток, которые учатся выговаривать букву «р». Короткие фразы, забавные четверостишия тренируют речевой аппарат, учат чётко, бегло произносить слова.

Скороговорение чем-то напоминает скороговорки, но быстро, чётко произносить нужно не две-три фразы, а целый текст. Покажите пример, дайте тот же текст первокласснику. Регулярно проговаривая слова в быстром темпе, с максимально чёткой артикуляцией, ребёнок учится бегло читать, развивает речевой аппарат.

Хорошая библиотека

Подберите интересные книги. На полку поставьте познавательную литературу, подходящую по возрасту. Предложите сказки, детские энциклопедии, развивающие игры, рассказы с любимыми героями. Младших школьников заинтересуют панорамные книжки. Выбирайте больше интересных стихов о животных с яркими иллюстрациями.

Обучение между делом

Занятия аналогичны обучению счёту. По дороге домой предложите ребёнку почитать вывески на магазинах, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.

В поликлинике часто вешают плакаты (информацию по профилактике) с крупными картинками. Дети часто интересуются, что там такое, на большой картинке.

Объясните, что он может сам понять смысл, предложите изучить плакат «для взрослых детей». Расскажите по ходу прочтения надписей, что такое микроб, профилактика дизентерии и так далее, доступно раскройте сложные понятия.

Двойная польза: чтение и ознакомление с правилами предупреждения многих болезней.

Игра в слова

Эффективное упражнение для развития речи, пополнения словарного запаса, концентрации внимания, улучшения скорости мышления.

Самая простая игра:

  • выберите гласную или согласную букву, например, «к»;
  • подбирайте названия животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К».

Города:

  • популярную игру знает не одно поколение;
  • суть: каждое следующее слово начинается на букву, которая стоит на конце предыдущего. Например, Москва – Анкара – Армавир – Ростов и так далее;
  • если ребёнок плохо знает названия населённых пунктов, предложите другую тему, например, животные. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так далее;
  • играть можно до бесконечности, тем достаточно. Игра в слова долго не надоедает, позволяет содержательно провести время в транспорте, поликлинике.

Параллельные упражнения

Ещё одно эффективное упражнение. При регулярных занятиях улучшается память, проходит тренировка концентрации, активизируется восприятие на слух.

Суть метода:

  • у взрослого и ребёнка одинаковые тексты;
  • «учитель» читает фразы в разном темпе, «ученик» следит за словами карандашом или пальцем;
  • взрослый читает текст чётко, громко, первоклассник – про себя;
  • текст не очень длинный, 8–10 коротких предложений;
  • после прочтения взрослый выясняет, заметил ли ребёнок изменение темпа, может ли показать отрывок, где скорость была быстрее/медленнее;
  • поменяйтесь ролями. Пусть первоклассник побудет учителем, выразительно прочитает текст, а взрослый выполнит ту же задачу.

Борьба с регрессией

Иногда быстрому чтению мешают возвратные движения глаз: ученик всё время «оглядывается» на прочитанные фразы, медленнее выговаривает новые слова в следующем предложении. Логопеды предлагают простой способ решения проблемы.

Что делать:

  • предложите ученику закладку или лист бумаги, желательно плотной;
  • ребёнок читает, взрослый сразу закрывает прочитанное слово;
  • получается, что видны только новые предложения;
  • постепенно детки перестают смотреть на предыдущую фразу, увеличивается скорость чтения.

Устранение логопедических проблем

К школе ребёнок должен правильно произносить все звуки. Если у первоклассника до сих пор неверное произношение, непременно посещайте логопеда, исправляйте огрехи. Без чёткого произношения всех букв сложно составить правильные слова.

Нередко над учеником, плохо выговаривающим «р», «теряющим» часть слова или окончания, смеются одноклассники. Первоклассник боится ответов на школьных занятиях, опасается насмешек. Со временем нежелание читать вслух отрицательно скажется на скорости чтения. Задача родителей – поддержать сына или дочку, подбодрить, поговорить с логопедом, подобрать комплекс эффективных упражнений.

Не отчаивайтесь, если ребёнок пока не может бегло прочесть предложение. Некоторые детки читают медленнее, но более вдумчиво. Возможно, литература не его конёк: сделайте упор на любимый предмет, но чтение всё равно не запускайте.

Регулярно занимайтесь сыном или дочкой, придумывайте интересные игры для развития речи, подавайте личный пример. Чем чаще у вас в руках будет книга или журнал, тем скорее ребёнка заинтересует полезное занятие. Ещё раз изучите советы, подумайте, все ли приёмы вы использовали, чтобы научить первоклассника быстрому чтению.

Далее видео о том, как развить технику чтения у детей методом «стихотворения»:

Источник: http://razvitie-malysha.com/vospitanie/obrazovanie/ychimsia-bystro-chitat.html

Ссылка на основную публикацию