Богомолов. батальон федосеева

Методическая разработка (7 класс) на тему: «Читаем детям о войне»

Богомолов. Батальон Федосеева

Урок

в рамках Акции «Читаем детям о войне»

1.Вступительное слово учителя (рассказ об Акции, представление приглашённого);

Через несколько дней, 9 мая наша страна будет отмечать 71 год со дня Победы в Великой Отечественной войне.

День Победы  давно уже стал одним из самых почитаемых праздников нашего народа. Этим событием завершилась Великая Отечественная война.

        Начавшаяся 22 июня 1941 года и закончившаяся 9 мая 1945- го года война уже стала историей, но Победный Майский Праздник чтут в России так, словно грозные события свежи и близки. Слишком много жизней отняла Великая Отечественная война, слишком глубокий след оставила в народной памяти.

Нелёгким  был путь к победе. Ценой невероятного напряжения на фронтах и  каждодневного подвига в тылу завоевывалась Великая Победа,..

Не забыть тех жертв, которые понесли страна и оренбуржцы за годы Великой Отечественной войны. За годы войны было призвано более 34 500 тысяч человек.

На оккупированных территориях действовало более 2-х тысяч партизанских отрядов. В их рядах сражалось более 90 тысяч человек.

В первые же дни Отечественной войны сотни тысяч молодых советских патриотов добровольно ушли сражаться против немецких оккупантов.

Из среды молодежи в дни войны вышли замечательные герои, которые своим мужеством, железной стойкостью, беззаветной храбростью завоевали глубокую любовь и признание всего советского народа. И в первых рядах этих героев повсюду можно встретить комсомольцев.

За два года войны высокого звания Героев Советского Союза удостоены больше 400 комсомольцев и воспитанников комсомола. Сотни тысяч комсомольцев за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награждены орденами и медалями Советского Союза.

Достаточно сказать, что только за 6 месяцев — с 1 января по 1 июля 1943 года — в Красной Армии орденами и медалями награждено 100 737 комсомольцев.

Подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Юрия Смирнова, Николая Кузнецова и многих тысяч других навсегда вошли в историю России. 

Нельзя забыть бессмертный подвиг организаторов, руководителей и членов подпольной антифашисткой комсомольской организации «Молодая гвардия» –  Сергея Тюленина, Ивана Туркенича, Олега Кошевого, Ивана Земнухова , Ульяны Громовой и Любови Шевцовой. «Молодая гвардия» насчитывала около 110 человек – юношей и девушек. Участников организации называют молодогвардейцами.

70  лет назад, молодёжь сделала то, что сейчас нам кажется нереальным. Комсомольцы встали горой за свою Родину. Они знали, что такое Родина. Они знали, как её защитить. Они могли за родных и страну пожертвовать своей жизнью.

    Многие из нас знают имена хотя бы некоторых героев Великой Отечественной войны, которые храбро сражались с врагом, освобождая от него свою землю.

Герои-панфиловцы, Маресьев, ставший прямым прототипом персонажа «Повести о настоящем человеке», Покрышкин, который превзошел немецких воздушных асов в мастерстве ведения боя… Но далеко не все вспоминают, что на той страшной войне рядом со взрослыми постоянно находились дети, полностью разделяя со своими старшими товарищами все тяготы и невзгоды войны.

Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.

И это не должно повториться.

Среди пионеров-школьников были и Герои Советского Союза – Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

А многие другие, десятки тысяч детей и пионеров, за боевые заслуги были награждены орденами и медалями: Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук; Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. 

В самые первые дни войны из Оренбуржья на фронт ушли 25 тысяч добровольцев, более 70 тысяч тогда же вступили в ряды народного ополчения.

Широкий размах добровольчества – яркое свидетельство самоотверженности наших земляков.

А всего за четыре военных года в армию были призваны 410 тысяч оренбуржцев (15 тысяч из них – девушки и женщины),  около 187 тысяч погибли в боях с фашистскими захватчиками.

Высокую доблесть на войне проявили и наши земляки – тюльганцы, геройски сражавшиеся на всех фронтах. На защиту Отечества из Тюльганского района было призвано 8 124 человека, из них 1600 человек за ратные подвиги, мужество и отвагу удостоены высших правительственных наград.  Многие были награждены медалями, более 600 человек – орденами СССР.

       Звания Героя Советского Союза удостоены 235 оренбуржцев, среди них наши земляки – тюльганцы:

Около десяти тысяч фамилий жителей Тюльганского района – участников Великой Отечественной войны, прошедших через страшные  испытания, вставших на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни – занесены в КНИГУ ПАМЯТИ Тюльганского района Оренбургской области.  Сюда вошли имена наших земляков–участников Отечественной войны, не вернувшихся с полей сражений, умерших в послевоенное время и живущих рядом с нами.

Это издание поможет молодому поколению, не знавшему войны – узнать и вернуть имена людей, которые своим здоровьем и жизнью заплатили за Великую Победу, ощутить цену спасённого мира, стать добрее друг к другу.

Безвозвратно уходит время. Все меньше и меньше остается среди нас живых свидетелей Великой Отечественной войны.

Светлая память тем, кто не дожил до этого дня и здоровья, долголетия тем, кто жив и сегодня рядом с нами.  Низкий поклон за их беспримерный подвиг, за героический и  неоценимый вклад в дело Победы.

2. Демонстрация презентации «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»

Четвёртый год подряд в Оренбургской области проводится международная акция «Читаем детям о войне». 7 мая  2015 года в 11.00 одновременно в самых разных уголках России и за ее пределами проходит час чтения лучших образцов художественной литературы о Великой Отечественной войне.

И сегодня в преддверии праздника Великой Победы просим вас принять участие в Едином дне чтения книг о войне. Читайте книги о войне!  Это – история нашей Родины. Это – память, о той страшной войне, которую мы должны сохранить, передавая от поколения к поколению …

– Какие произведения о Великой Отечественной войне вы знаете?

  1. Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня.
  2. Бондарев Ю.В. Горячий снег
  3. Быков В. Дожить до рассвета
  4. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…Ф
  5. Воробьёв Е.З. Незабудка
  6. Закруткин В.А. Матерь человеческая
  7. Кондратьев В.Л. Сашка.
  8.  Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке
  9. Распутин В.Г. Живи и помни
  10. Симонов К.М. Живые и мертвые
  11. Твардовский А.Т. Василий Тёркин
  12. Шолохов М.И. Они сражались за Родину

– Какие из них о событиях Сталинградской битвы?

  1. Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда» 
  2. «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова
  3. Роман К. Симонова «Солдатами не рождаются» является центральной частью трилогии «Живые и мертвые».
  4. Ю. Бондарев “Горячий снег” 
  5. Василий Гроссман “Жизнь и судьба”. 

-Сегодня вы познакомитесь с рассказом Владимира Осиповича Богомолова «Батальон Федосеева».

Презентация об авторе.

Послушайте рассказ Владимир Осипович Богомолова «Батальон Федосеева», который прочитает вам  начальник отдела по делам молодежи и спорта администрации района Силантьев Андрей Владимирович.

3.Чтение текста вслух представителем.

– Какова тема рассказа? (защита Сталинграда)

Из истории Сталинградской битвы (ученик)

– В чём заключалась задача батальона Федосеева?

– Почему федосеевцы не отвечали на позывные штаба?

– Выполнили свою задачу федосеевцы?       –  Какие черты характера проявились у батареи Федосеева?  

        (Мужество, выдержка, храбрость). 

– Можно их действия назвать героическими? Почему?

– Над чем заставил вас задуматься рассказ?  

    –  В чём же заключается основная идея рассказа?

  1. Заключительное слово учителя.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не  осталось забытым…Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.            Я не напрасно беспокоюсь,  Чтоб не забылась та война!   Ведь эта память – наша совесть,   Она,   Как силы, нам нужна…                                  Ю. Воронов.На этом наш урок заканчивается, спасибо всем за работу, надеюсь, что вам было интересно.

Презентация «9мая день Великой Победы»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/10/07/chitaem-detyam-o-voyne

Владимир Богомолов – Иван

Владимир Богомолов

ИВАН

В ту ночь я собирался перед рассветом проверить боевое охранение и, приказав разбудить меня в четыре ноль-ноль, в девятом часу улегся спать.

Читайте также:  Прощание с букварём. сценарий праздника, 1 класс

Меня разбудили раньше: стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.

— Товарищ старший лейтенант… а товарищ старший лейтенант… разрешите обратиться… — Меня с силой трясли за плечо. При свете трофейной плошки, мерцавшей на столе, я разглядел ефрейтора Васильева из взвода, находившегося в боевом охранении. — Тут задержали одного… Младший лейтенант приказал доставить к вам…

— Зажгите лампу! — скомандовал я, мысленно выругавшись: могли бы разобраться и без меня.

Васильев зажег сплющенную сверху гильзу и, повернувшись ко мне, доложил:

— Ползал в воде возле берега. Зачем — не говорит, требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. Вроде ослаб, а может, прикидывается. Младший лейтенант приказал…

Я, привстав, выпростал ноги из-под одеяла и, протирая глаза, уселся на нарах. Васильев, ражий детина, стоял передо мной, роняя капли воды с темной, намокшей плащ-палатки.

Гильза разгорелась, осветив просторную землянку, — у самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи; при виде его дрожь пробрала меня.

— Иди стань к печке! — велел я ему. — Кто ты такой?

Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи.

Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями.

В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь.

— Кто ты такой? — повторил я.

— Пусть он выйдет, — клацая зубами, слабым голосом сказал мальчишка, указывая взглядом на Васильева.

— Подложите дров и ожидайте наверху! — приказал я Васильеву.

Шумно вздохнув, он, не торопясь, чтобы затянуть пребывание в теплой землянке, поправил головешки, набил печку короткими поленьями и так же не торопясь вышел. Я тем временем натянул сапоги и выжидающе посмотрел на мальчишку.

— Ну, что же молчишь? Откуда ты?

— Я Бондарев, — произнес он тихо с такой интонацией, будто эта фамилия могла мне что-нибудь сказать или же вообще все объясняла. — Сейчас же сообщите в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь.

— Ишь ты! — Я не мог сдержать улыбки. — Ну а дальше?

— Дальше вас не касается. Они сделают сами.

— Кто это «они»? В какой штаб сообщить и кто такой пятьдесят первый?

— В штаб армии.

— А кто это пятьдесят первый?

Он молчал.

— Штаб какой армии тебе нужен?

— Полевая почта вэ-че сорок девять пятьсот пятьдесят…

Он без ошибки назвал номер полевой почты штаба нашей армии. Перестав улыбаться, я смотрел на него удивленно и старался все осмыслить.

Грязная рубашонка до бедер и узкие короткие порты на нем был старенькие, холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города.

Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал.

— Сними с себя все и разотрись. Живо! — приказал я, протягивая ему вафельное не первой свежести полотенце.

Он стянул рубашку, обнажив худенькое, с проступающими ребрами тельце, темное от грязи, и нерешительно посмотрел на полотенце.

— Бери, бери! Оно грязное.

Он принялся растирать грудь, спину, руки.

— И штаны снимай! — скомандовал я. — Ты что, стесняешься?

Он так же молча, повозившись с набухшим узлом, не без труда развязал тесьму, заменявшую ему ремень, и скинул портки.

Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать. Ухватив рубашку и портки, он отбросил их в угол к дверям.

— А сушить кто будет — дядя? — поинтересовался я.

— Мне все привезут.

— Вот как! — усомнился я. — А где же твоя одежда?

Он промолчал. Я собрался было еще спросить, где его документы, но вовремя сообразил, что он слишком мал, чтобы иметь их.

Я достал из-под нар старый ватник ординарца, находившегося в медсанбате. Мальчишка стоял возле печки спиной ко мне — меж торчавшими острыми лопатками чернела большая, величиной с пятиалтынный, родинка. Повыше, над правой лопаткой, багровым рубцом выделялся шрам, как я определил, от пулевого ранения.

— Что это у тебя?

Он взглянул на меня через плечо, но ничего не сказал.

— Я тебя спрашиваю, что это у тебя на спине? — повысив голос, спросил я, протягивая ему ватник.

— Это вас не касается. И не смейте кричать! — ответил он с неприязнью, зверовато сверкнув зелеными, как у кошки, глазами, однако ватник взял. — Ваше дело доложить, что я здесь. Остальное вас не касается.

— Ты меня не учи! — раздражаясь, прикрикнул я на него. — Ты не соображаешь, где находишься и как себя вести. Твоя фамилия мне ничего не говорит. Пока ты не объяснишь, кто ты, и откуда, и зачем попал к реке, я и пальцем не пошевелю.

— Вы будете отвечать! — с явной угрозой заявил он.

— Ты меня не пугай — ты еще мал! Играть со мной в молчанку тебе не удастся! Говори толком: откуда ты?

Он закутался в доходивший ему почти до щиколоток ватник и молчал, отвернув лицо в сторону.

— Ты просидишь здесь сутки, трое, пятеро, но, пока не скажешь, кто ты и откуда, я никуда о тебе сообщать не буду! — объявил я решительно.

Взглянув на меня холодно и отчужденно, он отвернулся и молчал.

— Ты будешь говорить?

— Вы должны сейчас же доложить в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь, — упрямо повторил он.

— Я тебе ничего не должен, — сказал я раздраженно. — И пока ты не объяснишь, кто ты и откуда, я ничего делать не буду. Заруби это себе на носу!.. Кто это пятьдесят первый?

Он молчал, сбычась, сосредоточенно.

— Откуда ты?.. — с трудом сдерживаясь, спросил я. — Говори же, если хочешь, чтобы я о тебе доложил!

После продолжительной паузы — напряженного раздумья — он выдавил сквозь зубы:

— С того берега.

— С того берега? — Я не поверил. — А как же попал сюда? Чем ты можешь доказать, что ты с того берега?

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/266943-vladimir-bogomolov-ivan.html

Мбоу оош №20 –

23 апреля 2018 года традиционно в нашей школе прошел конкурс чтецов «Строка, опаленная войной».

Из года в год ребята радуют всех своими выступлениями, которые проникнуты особой эмоциональностью и индивидуальностью.

Хотелось бы отметить, что количество участников в этом году возросло, а произведения, выбранные ими, оставили глубокий след в каждом из нас. Поздравляем победителей!!! Желаем нового творческого подъема!

Белова Т.В., руководитель методического совета школы

Итоги школьного конкурса чтецов «Строка, опаленная войной»

Младшая возрастная группа

Фамилия, имя участника Класс Автор и название произведения Руководитель Результат
1 Дробинка Иван В. Богомолов «Батальон Федосеева» Абрамичева О.С 1 место
2 Рябченко Мария Т.Черновская «Стихотворение о почтальонке» Торопцева Л.В. 3 место
3 Трикина Ирина О.Киевская «Баллада о матери» Ивлева О.А. 1 место
4 Иващенко Алина  «Ленинградский салют» Меркель А.В. 3 место
5 Пухорева Вероника С.Кадошников «Ветер войны» Баранова О.А. 3 место
6 Новикова Полина С.Мвршак «Мальчик из села Поповки» Баранова О.А. 3 место
7 Киничук Дмитрий Т.Лаврова «22 июня» Фомина Ю.С. участие
8 Жигач Иван В.Нечунаев «Мать» Какалюк Г.А. 2 место
9 Демчук Александра В.Снегирев «Война 41 года» Какалюк Г.А. 2 место
10 Скопцова Елизавета А.Приставкин «Фотографии» Селянина Е.А. 1 место
11 Куприянов Даниил Лебедев-Кумач «Два друга» Наумкина А.С. 3 место
12 Сидорова Алина Б.Окуджава «До свидания» Наумкина А.С. участие
13 Борисова Арина А.Платонов «Маленький солдат» Михайлова Н.Г. 1 место
14 Суцко Элина П.Миланов «Войне» Гаджиева В.А. участие
15 Бринев Владимир А.Маслова «Как надоели все войны на свете» Гаджиева В.А. 2 место
16 Боброва Елизавета С.Кадошников «Летела с фронта похоронка» Лойк М.Б. 3 место
17 Перминова Анастасия Р.Казакова «На фотографии в газете» Лойк М.Б. 2 место
18 Соловьева Лера З.Чеботарева «Пока память жива» Лойк М.Б. 3 место
19 Шерин Иван А.Требунских «Вечная память» Барзунова А.М. 3 место
20 Паленая Алиса К.Симонов «Жди меня» Барзунова А.М. 3 место
21 Козлова Ольга Л.Тасси «Ой, Мишка, как же страшно мне!» Тубова М.С. 1 место
22 Старовойтова Дарья Ю.Дружинина «Зинка» Акушева Н.Г. 1 место
23 Ульянцева Алина Ю.Коринец «Неизвестный солдат» Тузовская О.А. 2 место

Источник: http://shkola20-lk.ucoz.ru/news/itogi_shkolnogo_konkursa_stroka_opalennaja_vojnoj/2018-04-25-842

Труженики войны

Родоначальник 2‑й специальной милицейской бригады.

Внутренние войска МВД Республики Беларусь отметили 95‑летие со дня образования. В марте 1918 года в Витебске из числа добровольцев была сформирована отдельная команда конвойной стражи, осуществлявшая функции внутренних войск… В дальнейшем процесс их становления и развития был неразрывно связан с историей Советского Союза.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ художественного произведения. толстой «лев и собачка»

На современном этапе внутренние войска Беларуси представляют собой слаженную высокомобильную военную организацию, способную выполнить любую поставленную им согласно служебно-боевому применению задачу. Одним же из лучших соединений внутренних войск сегодня по праву считается 2‑я специальная милицейская бригада, прошедшая славный боевой путь.

Родоначальником соединения стал 22‑й отдельный территориальный батальон ПВО, дислоцировавшийся в Минске. С даты своего формирования (1930 год) воинская часть не раз меняла наименование, ведомственную принадлежность и штатную численность.

Но долгое время неизменной оставалась задача по обезвреживанию и уничтожению авиабомб, проведению работ по проверке сигналов об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожению.

В истории же Великой Отечественной войны она известна как 22‑й отдельный инженерно-противохимический батальон (оипхб) и 5‑й инженерно-противохимический полк (ипхп) местной противовоздушной обороны (МПВО) НКВД СССР.

С началом боевых действий 22 июня 1941 года 22‑й оипхб был поднят по тревоге. Были приведены в готовность специальная техника и автотранспорт.

Командование воинской части — командир батальона капитан Филанович, заместитель командира капитан Н. Майборода и начальник штаба капитан Я.

 Мельник — приступило к выполнению мероприятий, предусмотренных планом военного времени. Личному составу были выданы оружие и боеприпасы.

25 июня 1941 года в связи с подходом немецких войск к Минску на основании устного приказания начальника управления МПВО БССР капитана государственной безопасности Ачасова и приказа по батальону № 2 началась передислокация части. Личный состав с вооружением, техникой и имуществом совершил марш в Могилев, где выполнял задачи до 8 июля 1941 года.

17 июля 1941 года батальон был передан в полное подчинение начальника охраны войскового тыла Западного фронта.

Вместе с частями Красной Армии, отступавшими под ударами противника, совершал отход и личный состав батальона. Нередко бойцам приходилось вести боевые действия.

В районе Ярцева Смоленской области геройски погиб в бою с вражеским десантом командир взвода младший лейтенант Н. Стожаров. Десант был уничтожен.

В боях за Вязьму

Находясь в подчинении начальника тыла Западного фронта, 22‑й оипхб с 17 июля по 6 октября дислоцировался и выполнял задачи в Вязьме Смоленской области.

Город являлся крупным железнодорожным узлом, через который всем необходимым снабжались войска Западного фронта. Это была своеобразная фронтовая артерия.

Неудивительно, что город и, в частности, его железнодорожный узел подвергались массированным бомбардировкам.

В самом городе и на станции Мещерск с 18 сентября по 5 октября 1941 года было обезврежено и уничтожено 994 единицы взрывоопасных боеприпасов, в том числе 104 неразорвавшиеся авиабомбы общим весом свыше 20 тонн.

Впервые саперам части пришлось встретиться на деле с различными взрывателями немецких бомб. Вот здесь и пригодились знания, полученные в период боевой учебы.

Один за другим выбрасывались обезвреженные взрыватели безопасных уже боеприпасов, а бомбы вывозились на взрывную площадку. Здесь умело действовали саперы-подрывники и пиротехники инженерной роты лейтенанты Д. Исаев, А. Ходыкин, П.

 Выдумчик, младший политрук Н. Фадеев, старший сержант С. Грудинин, рядовые С. Ануфриев, Н. Герасименко.

6 октября 1941 года командир батальона капитан Филанович получил приказ Военного совета Западного фронта о подрыве важных предприятий Вязьмы после отхода наших войск.

Для выполнения этой задачи он назначил взвод подрывников под командованием лейтенанта А. Ходыкина, батальону же было предписано в 23.00 сняться с позиций, совершить марш и к 5.

00 8 октября прибыть на северо-западную окраину Можайска.

Рано утром взвод подрывников взорвал хлебозавод, банно-прачечный комбинат, электростанцию. Бойцы действовали несколькими группами. К назначенному сроку командиры отделений вместе с личным составом выдвинулись к месту сбора и доложили о выполнении поставленной задачи.

Немного позднее перед строем батальона был зачитан приказ командующего войсками Западного фронта генерала армии Г. Жукова и члена Военного совета Н. Булганина.

В нем говорилось, что за успешное выполнение задания командования награждались: орденом Красной Звезды — командир инженерной роты лейтенант Д. Исаевич, медалью «За отвагу» — лейтенант А. Ходыкин, старший сержант С.

 Грудинин, красноармейцы С. Ануфриев и Н. Герасимович.

Прикрывая Горький

10 октября 1941 года распоряжением начальника Главного управления МПВО НКВД СССР 22‑й оипхб был передислоцирован в Горький (ныне Нижний Новгород). Часть прибыла к месту дислокации 17 октября 1941 года.

В течение почти всего 1942 года личный состав инженерной роты батальона был задействован на строительстве подземного бомбоубежища в Горьком, которое оборудовалось на крутом откосе правого берега Волги около древнего Кремля. Бомбоубежище предназначалось для укрытия и работы руководства города и области во время воздушных налетов.

Строилось оно на большой глубине, исходя из пробивной способности авиабомб большого калибра. Работы шли в две смены. Ими руководил опытный инженер — заместитель командира инженерной роты лейтенант Н. Говор. Все работы по сооружению бомбоубежища велись ручным способом.

Тем не менее строительство защитного сооружения было завершено в намеченные сроки.

В июне 1943 года авиация противника совершила на город ряд массированных налетов. Несмотря на заградительный огонь зенитной артиллерии и действия авиации ПВО, отдельные бомбардировщики немцев смогли прорваться к городу и сбросить авиабомбы на промышленные объекты и жилые кварталы города. Было сброшено свыше двух тысяч бомб различного калибра. Из них осталось неразорвавшимися 262 единицы.

На ликвидацию последствий воздушных налетов был мобилизован весь личный состав 22‑го оипхб. Это была трудная, тяжелая и очень опасная работа. Сброшенные с большой высоты бомбы уходили в землю на 5–7 и более метров. Их нужно было откопать, а затем уже приступать к обезвреживанию, соблюдая строжайшие меры безопасности — в любой момент бомба могла взорваться.

Характерен такой случай из боевой практики бойцов батальона. Во время воздушного налета на одной из центральных улиц Горького на четырехэтажный жилой дом упала, но не разорвалась авиабомба весом 500 килограммов. Как оказалось, она была замедленного действия с работающим часовым механизмом. Никто не знал, когда он сработает…

Выполнение задачи по обезвреживанию авиабомбы было поручено красноармейцу инженерной роты Л. Кубасову. Отважный воин провел поистине филигранную работу. За два часа он ее откопал и обезвредил, зацепил за стабилизатор трос длиной 200 метров и с помощью специальной волокуши перетянул бомбу в безопасное место, а затем, прикрепив толовую шашку, подорвал.

А вот еще один пример мужественной работы воинов‑сапе-ров.14 июня 1943 года фашистский самолет сбросил фугасную авиабомбу весом 1.800 килограммов на завод имени М. В. Фрунзе. Она упала около основного заводского корпуса, возле столовой, и ушла в землю на десять метров. Все работы на заводе были приостановлены.

Обезвредить бомбу поручили взводу противохимической роты, которым командовал старший сержант И. Кияткин. Бойцы смена за сменой копали лопаткой глинистый грунт. Наконец лопаты коснулись металлического корпуса бомбы. Удалив личный состав за пределы опасной зоны, старший сержант Кияткин приступил к  осмотру бомбы.

Используя пьезоэлектрический стетоскоп, он обнаружил, что в ней установлен часовой механизм. Кроме того, в авиабомбе оказалось два электрических взрывателя серийного типа.

Обезвредив и изъяв их из корпуса, Иван Кияткин дал разрешение начать работу персоналу цеха, а сам с бойцами приступил к подъему бомбы из траншеи, что оказалось довольно сложным, так как никакие приспособления для ее подъема установить под здание цеха оказалось невозможно. Выход из ситуации все-таки нашелся. Тросом бомбу подцепили к колесному трактору и автомобилю ЗИС-5

и вытащили из-под здания цеха.

Дорога на Запад

18 июня 1943 года приказом Народного комиссара внутренних дел СССР № 00106 в исполнение постановления Государственного комитета обороны от 16 июня 1943 года  № 3542сс на базе 22‑го оипхб был сформирован 5‑й инженерно-противохимический полк войск МПВО НКВД СССР.

Формированием полка занимались его командир майор Георгий Захарович Богомолов и комиссар батальона капитан Николай Николаевич Майборода.

15 августа 1943 года 5‑му ипхп в соответствии с приказом НКВД СССР было вручено Боевое Знамя.

Воинские части и подразделения войск МПВО вели важную работу по разминированию освобожденной местности и уничтожению взрывоопасных предметов.

Ими было обнаружено, обезврежено и уничтожено около 1 млн 350 тыс. противотанковых мин, более 1 млн 200 тыс. артиллерийских снарядов, минометных мин и гранат, более 370 тыс. неразорвавшихся авиабомб.

Самое непосредственное участие в этой работе принимали воины 5‑го ипхп.

Так, начиная с 19 июля и по 4 сентября 1944 года два взвода инженерного батальона под командованием лейтенанта Н.

 Федосеева вели работу по разминированию бывшего переднего края обороны советских и немецких войск, который представлял собой целую систему оборонительных, минно-взрывных и других заграждений на участке полей деревень Егорье и Ивановка Уваровского района Московской области. За короткий срок была разминирована площадь в 297 гектаров, с которой было снято, обезврежено и уничтожено свыше 650 мин, снарядов, гранат и авиабомб.

За образцовое выполнение пиротехнических работ, мужество и инициативу начальник Главного управления МПВО НКВД СССР наградил денежной премией лейтенанта Н. Федосеева, сержантов И. Левина и К. Шадрова, ефрейторов Н. Сиделова и А. Потапенко, рядового В. Стремоухова и других.

* * *

Незадолго до Победы, 30 апреля в соответствии с приказом НКВД СССР № 00264 от 2 апреля 1945 года 5‑й ипхп был передислоцирован из Горького к месту своей постоянной дислокации — в Минск.

Читайте также:  Палочки «кюизенера» в работе с дошкольниками

9 мая 1945 года — День Победы — личный состав 5‑го ипхп МПВО НКВД СССР встречал в родном Минске.

Полковник в отставке АНАТОЛИЙ ПОДНЕСЕНСКИЙ, методист факультета внутренних войск учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь»

Источник: http://vsr.mil.by/2013/03/19/truzheniki-vojny/

Краткое содержание — Батальоны просят огня — Бондарев

Ю. Бондарев — повесть «Батальоны просят огня». В по­вести «Батальоны просят огня» писатель показывает, какой нечеловеческой ценой досталась нам победа. В центре пове­ствования — судьба двух батальонов.

Два батальона под ко­мандованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны были форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Золотушино и в районе лесничества для последую­щего развития наступления дивизии. Батальонам был дан приказ завязать бой, затем подать сигнал дивизии — «просим огня».

После чего дивизионная артиллерия должна была на­нести удар по противнику. Для поддержки же батальонов во время боя были выделены два орудия под командованием ка­питана Ермакова и батарея лейтенанта Жарова.

Однако в ходе боевых действий планы командования из­менились. Дивизии, которая должна была поддерживать ба­тальоны огнем, приказано сняться с боевых позиций, соеди­ниться с другой дивизией. В результате командир дивизии полковник Иверзев отзывает все полки, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель.

Батальоны подают сигнал о поддержке огнем, но она не при­ходит. Капитан Ермаков соединяется с батальоном Бульбанюка, получившего тяжелое ранение. Вместе со старшим лей­тенантом Орловым Ермаков берет на себя командование ба­тальоном. Вскоре все понимают, что батальон обречен. Орлов и часть бойцов погибают.

Ермаков выводит из окружения сво­их людей, оставшихся в живых.

Во второй части повести мы видим ряд превосходно вы­писанных батальных сцен, перемежающихся с анализом ду­шевного состояния персонажей. «Я пытался из различных ощущений героев повести создать картину боя, — замечает автор. — Показать, как с разным настроением и в самый от­ветственный момент испытания мужества дрались и умирали люди». И писатель смог достичь своей цели.

Вот Орлов отда­ет приказ пулеметчику чаще менять позицию, он кричит, го­лос его срывается, потом сам ложится за противотанковое ру­жье, трижды промахивается, возвращает солдата, пытающе­гося вылезти из окопов.

Вот из трофейного пулемета уничто­жает немецкую пехоту Жора Витьковский, на помощь остаткам батальона спешит молоденький лейтенант Ерошин, но погибает под авиабомбежкой.

Капитан Ермаков винит себя в гибели своих бойцов: «Я командовал батальоном — и остался один. Да разве это не смерть? Так зачем же я еще живу, когда все погибли?» Также Ермаков считает виноватым в гибели батальона полковника Иверзева, командира дивизии. И он обвиняет в гибели людей комдива.

Иверзев в романе думает о судьбе всей операции, Ермаков — о конкретных людях. Таким образом, Ю. Бонда­рев затрагивает в повести важнейшую социальную и нрав­ственную проблему — соотношение норм права и морали. И на этот вопрос у автора нет однозначного ответа.

Он как бы приглашает читателя к размышлению.

Оба этих образа (капитана Ермакова и комдива Иверзева) выписаны в повести крупным планом. Капитан Ермаков — мужественный человек, решительный, прямолинейный, прак­тически не склонный к рефлексии. Он бросает обвинение в лицо комдиву, не думая о последствиях. Так велит ему посту­пить совесть, понятие об офицерской чести. И он подвергает­ся аресту.

Потом его освобождают, представляют к награде. Однако и образ полковника Иверзева в повести достаточно сложен. На первый взгляд он кажется резким, жестким чело­веком. Это автор передает уже в самом портрете героя.

«Пол­ковник Иверзев, румяный, светловолосый, с синими холод­ными глазами, одетый в прекрасно сшитый стального цвета китель, твердо и жестко посмотрел на Бориса и сочным голо­сом сказал: Опаздываете, капитан Ермаков!.

Слушая комдива, Ермаков обратил внимание на его руку, сжатую в кулачок, и подумал, что «кулачок этот беспощадно силен, властолюбив, неподатлив…» Комдив Иверзев знает, что прав, поскольку разгадал замысел врага и сорвал его.

Но ког­да он остается наедине с собой, то это сознание собственной правоты не спасает его от мучительных дум, укоров совести. Проводив Гуляева и Ермакова, он, «бледный, словно обрюзг­ший сразу», ходит по комнате, «сжимая за спиной дрожащие пальцы». «Щемящая, почти физическая боль» не оставляет его.

Чувства, мысли Ермакова ему понятны. «За этим офице­ром стояла своя правда, правда ответственности за гибель батальона, за ним же, Иверзевым, стояла еще большая прав­да — ответственности за всю дивизию».

В финале романа Иверзев поднимает солдат в атаку, получает ранение в руку, потом он просит представить к награде погибших и остав­шихся в живых бойцов, в том числе и капитана Ермакова.

Таким образом, в повести определился подход Ю. Бонда­рева к изображению человека на войне, восприятию ее изнут­ри: глазами, умом, сердцем бойца, стреляющего из автомата. Это человек, проходящий, по выражению автора, «проверку на человечность через испытание огнем». Через это испыта­ние проходят все персонажи повести, война становится про­веркой нравственных качеств человека.

Здесь искали:

  • батальоны просят огня краткое содержание
  • бондарев батальоны просят огня краткое содержание
  • батальоны просят огня краткое содержание по главам

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-batalony-prosyat-ognya-bondarev/

По биографии автора ” В августе 44″ В.О. Богомолова

rostislavddd Один ярый геноссе пробудил  зверя, касательно “написанного по реальным событиям” романа, который интернет-знатоками преподносится как самое яркое доказательство эффективности СМЕРШ-а и лихости биографии его автора.

Тем ни менее и  статья в Википедии Богомолов  Владимир Осипович, оказалась тоже довольно интересной, доказывает что автор данного блога  далеко не самый умный в этом мире, косательно вопросов по неувязкам с биографией.

 В одной биографии Владимир Осипович на конец войны  капитан – кавалер пяти орденов, в другой – лейтенант толи командир роты автоматчиков на  Чукотке, толи оперативник ОО, толи сотрудник разведки, который отсидел  девять месяцев за спор с начальством на совещании. Без бутылки не разберешься.

 Наливаем пивка, открываем сайты Мемориал с базой данных безвозвратных потерь и Подвиг Народа с наградными и оперативными документами.

  Вкладываем в поисковую строку Войтинский ( фамилия Богомолова до 1953 г.) Владимир Иосифович(Осипович) и  выпадаем в осадок. Честное слово, искал исключительно для уточнения мест  службы Богомолова в годы войны и от результатов просто потерял дар речи.

  Сайт “Подвиг Народа” касательно наград Войтинского Владимира Иосифовича/Осиповича продемонстрировал самое что ни на есть зеро.В этом ничего особо страшного нет, база данных по наградам явно неполна, особенно это касается севера СГФ, хотя отсутствие в базе даже одного из пяти орденов  со слов Богомолова крайне маловероятно. Однако, чего только не случается на свете. Наград моего деда там тоже нет, он кстати под Ленинградом воевал.

  Тем ни менее, все это дело меня насторожило и я  начал искать Владимира Осиповича/Иосифовича Богомолова в юбилейной картотеке к 40 летию Победы, когда награждали ВСЕХ выживших к тому времени ветеранов войны поголовно.

Лиц имеющих боевые награды орденами Отечественной Войны I степени, лиц наград не имевших – Отечественной Войной II степени.  И вот тогда действительно, впал в шок.

Ни Богомолов  Владимир Осипович/Иосифович, ни Войтинский Владимир Иосифович/Осипович  к 40 летию Победы награждены орденом Отечественной Войны НЕ БЫЛИ.

  А вот это уже было совсем не шуткой, поскольку Богомолов в любом случае отслеживался военкоматами и под новой фамилией.

  Так как мобилизация В.И.Войтинского факт не подвергаемый сомнениям оставалось только проверить его по сайту “Мемориал”. И впасть в шок снова, поскольку рядовой Войтинский   Владимир Иосифович 1924 года рождения, призванный Акташским РВК ТССР 15.06.1943 г. числится там пропавшим без вести в феврале 1944 года… ПО ДАННЫМ ПОДВОРОВОГО ОПРОСА,  В ДЕКАБРЕ 1946 г.

  То есть, с декабря 1943 года, по декабрь 1946 года наш толи лейтенант, толи капитан толи СМЕРШ-а, толи войсковой разведки, толи МГБ  – с матерью никакой связи не поддерживал. Видимо проблемно  было на Камчатке с письмами, а в Прикарпатье бандеровцы постоянно нападали на почтовые машины. Мать писателя  даже о присвоении ему звания лейтенанта  не знала.Все это было бы смешно, поскольку все мы люди и на волне успеха творческому человеку несложно чуть приврать, за что потом может быть и стать стыдно. Нет ничего особо страшного и в том чтобы попасть в плен где то на Провобережье Днепра, после войны стать писателем и немного увлечься с биографией. С учетом жесткого морального прессинга бывших пленных в СССР после войны – любой бы так если не сделал, то попытался бы.

  Если бы не одно но. Очень нехорошо выглядящая  в данном контексте жесткая  непубличность писателя и отсутствие его награждения к 40 летию Победы.  Нахождение в плену само по себе не являлось поводом для отказа в награждении. Пример- Михаил Девятаев. Можно найти и другие.

Источник: https://rostislavddd.livejournal.com/98527.html

Ссылка на основную публикацию