Антон чехов. рассказы

Рассказы Антона Павловича Чехова. Список произведений — Библиотека для детей

Антон Чехов. Рассказы

 
Розовый чулок
Аптекарша
Актерская гибель
Антрепренёр под диваном
Анюта
Без места
Беседа пьяного с трезвым чёртом
Блины
Брак через 10-15 лет
В аптеке
В вагоне
Вверх по лестнице
Ведьма
Визитные карточки
Восклицательный знак
Врачебные советы
Встреча весны
Глупый француз
Горе
Гость
Грешник из Толедо
Дачники
Два газетчика
Двадцать девятое июня
Делец
Егерь
Жених и папенька
Женское счастье
Жёны артистов
Жизнь в вопросах и восклицаниях
Заблудшие
Задачи сумасшедшего математика
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Записка
За яблочки
Зелёная Коса
Зеркало
Из воспоминаний идеалиста
Индейский петух
Интеллигентное бревно
Исповедь, или Оля, Женя, Зоя
Клевета
Конкурс
Контрабас и флейта
Конь и трепетная лань
Корреспондент
Который из трёх?
Кухарка женится
Летающие острова
Мёртвое тело
Мои жёны
Мой юбилей
Моя беседа с Эдисоном
Мыслитель
На чужбине
Нервы
Не судьба!
Неудача
Нечто серьёзное
Ниночка
Новогодние великомученики
Ночь на кладбище
Ну, публика!
О бренности
Общее образование
Оратор
Отец семейства
Открытие
Панихида
Папаша
Первый дебют
Перед свадьбой
Переполох
Каштанка
Белолобый
Душечка
Мальчики
Хамелеон
Дома
Лошадиная фамилия
Налим
Не в духе
Репетитор
Беглец
Ванька
Гриша
Детвора
Толстый и тонкий
Пересолил
Злоумышленник
Смерть чиновника
Унтер Пришибеев
Беззащитное существо
Дочь Альбиона
Экзамен на чин
Злой мальчик
Радость
Канитель
Маска
Архиерей
Баран и барышня
Беззаконие
В ландо
Брожение умов
В овраге
В Париж!
Винт
Жалобная книга
Тоска
Размазня
Длинный язык
Дорогая собака
Забыл!!
Ионыч
Персона
Петров день
Писатель
Письмо к учёному соседу
По-американски
Пропащее дело
Психопаты
Роман с контрабасом
Руководство для желающих жениться
Рыбье дело
Ряженые
Салон де варьете
Самый большой город
Сапоги
«Свидание хотя и состоялось, но…»
Свистуны
Святая простота
Сельские эскулапы
Симулянты
Скверная история
Средство от запоя
Староста
Старость
Стена
Стража под стражей
Суд
Тапёр
Темпераменты
Тряпка
Тысяча одна страсть, или Страшная ночь
У телефона
Утопленник
Художество
Циник
Шампанское
Шило в мешке  

Перейти в раздел «Рассказы»
Читать все рассказы А.П.Чехова.Список произведений.

Краткая биография Антона Павловича Чехова

 

Антон Павлович Чехов — крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской литературы; спектакли по его пьесам до сих пор не сходят с театральных подмостков в разных уголках мира.

 

Антон Чехов появился на свет 29 января (17 января по ст. ст.) 1860 г. в Екатеринославской губернии, г. Таганрог. Его отец был купцом, и сыновья, в том числе Антон, помогали ему в лавке с малых лет. Кроме того, они ежедневно по утрам пели в церковном хоре, поэтому их детство было далеко не безоблачной и беззаботной порой.

 

После окончания местной греческой школы 8-летний Чехов становится учащимся гимназии, которая на то время в южной России была одним из старейших учебных заведений с богатыми традициями.

Этот период биографии имел чрезвычайно большое значение для становления Антона Павловича Чехова как человека и писателя. Будучи гимназистом, Чехов полюбил чтение и театр, здесь сформировалось его мировоззрение.

В стенах гимназии он впервые попробовал себя в литературе, начал писать короткие юмористические рассказы, зарисовки.

 

После ее окончания в 1879 г. А.П.Чехов поступил в Московский университет, на медицинский факультет. К этому же времени относится его дебют в журнале «Стрекоза», который в 1880 г.

опубликовал рассказ первокурсника «Письмо к ученому соседу» и его же юмористическую зарисовку «Что чаще всего встречается в романах повестях и т.п.».

Впоследствии Чехов продолжал творить в рамках малых литературных форм: его фельетоны, юморески, рассказы появлялись в юмористических изданиях «Будильник», «Зритель», «Осколки». Сочинения Чехов подписывал различными псевдонимами — Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.

 

В 1882 г. у Чехова был уже готов первый сборник рассказов, однако он так и не увидел свет (не исключено, что его не пропустила цензура), но уже спустя два года, в 1884 г.

, сборник рассказов «Сказки Мельпомены» был опубликован. Этот год оказался примечательным еще и окончанием учебы, получением диплома уездного врача.

Чехов приступил к профессиональной деятельности в Чикинской больнице, позднее местом его работы был Звенигород.

 

На протяжении 1885-1886 гг. А.П. Чехов был верен себе как автор коротких рассказов, главным образом, юмористического характера. Однако старшие собратья по перу — Д. Григорович, В. Билибин, А.

Суворин — выражали сожаление по поводу растраты таланта на подобную «мелочевку».

Начинающий литератор внял этим рекомендациям, и постепенно его рассказы приобретали больший объем и серьезность содержания.

 

Важным свидетельством перестройки образа мыслей Чехова стали путешествия 1887 г. Заметно сократив сотрудничество с юмористическими изданиями, он путешествовал по родному южному краю, позднее посетил Кавказ, Крым.

Результатом пребывания Антона Павловича Чехова на юге стало написание рассказа «Степь», с которым он дебютировал в толстом журнале «Северный вестник». Критики не оставили это сочинение без внимания.

Впоследствии Чехов сотрудничал не только с «Северным вестником», но и с «Жизнью», «Русской мыслью»; увидел свет целый ряд отдельных произведений и сборников, а в 1888 г. его «В сумерках» были награждены половиной Пушкинской премии.

Публика не пропускала ни одного его нового произведения, известность и авторитет Чехова-литератора неуклонно росли. Вторая половина 80-ых гг. была отмечена интенсивной работой над драматическими произведениями.

 

Несмотря на внешнее благополучие писательской судьбы, Чехов оставался неудовлетворен своим творчеством, ощущал нехватку знания жизни. На выручку пришло проверенное средство — путешествие, на этот раз на остров Сахалин, место, куда ссылали каторжников.

Некоторое время Чехов держал решение отправиться туда в тайне, и, когда в январе 1890 г. поделился замыслом со знакомыми, в обществе это произвело настоящий фурор. Прибыв 23 июля 1890 г.

на остров, несколько месяцев писатель провел в активном общении с местными обитателями, собрал о жителях Сахалина богатую картотеку, вопреки запрету местной администрации контактировал с политзаключенными. После долгого путешествия 19 декабря Чехов прибыл в Тулу, где его встречали родственники.

Следующие 5 лет были посвящены написанию книги очерково-публицистического характера «Остров Сахалин». Как признавался сам писатель, это путешествие сыграло чрезвычайно важную роль в его дальнейшей творческой биографии.

 

Возвратившись с Сахалина, А. Чехов до 1892 г. жил в Москве, а затем по 1899 г. проживал в купленном им имении Мелихово в Подмосковье. Там он лечил крестьян, содействовал строительству школ, оказывал помощь беднейшему населению и, конечно же, продолжал писать. За период т.н.

мелиховского сидения из-под пера Чехова вышло 42 произведения, среди которых известнейшие «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6» и др. Принято считать, что 1893 г.

ознаменовал собой начало нового этапа в творческой деятельности, во время которого были созданы знаменитые пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишневый сад» (1903-1904); все они вошли в репертуар открытого в 1898 г. МХТ.

 

В 1899 г. Чехов покидает подмосковное имение и обосновывается в Ялте, в построенном им доме. На переезд писателя сподвигли смерть отца и ухудшение состояния из-за туберкулеза. В 1901 г. он женится на О. Книппер, актрисе МХТ, и бывает в Москве лишь наездами.

В ялтинском доме Чехова побывали многие известные личности, в частности, И. Бунин, М. Горький, Лев Толстой и др. В 1902 г.

Антон Павлович Чехов отказался от присужденного ему двумя годами ранее титула почетного академика, протестуя тем самым против того, что Николай II лишил этого же звания М. Горького.

 

В 1904 г. Чехов отправился поправлять здоровье на немецкий курорт, в Баденвейлер. Здесь 15 июля (2 июля по ст. ст.) 1904 г.

он скончался, его тело привезли в Россию и 22 июля похоронили в Успенской церкви, на монастырском кладбище, возле отца. Когда кладбище в Новодевичьем монастыре упразднили, останки писателя в 1933 г.

перезахоронили на кладбище, расположенном за монастырем.

——————————————————-

Рассказы Антона Павловича Чехова.
Читаем бесплатно онлайн

 

Читать рассказы других авторов
Читать все рассказы А.П.Чехова.Список рассказов.

Источник: http://skazkii.ru/anton-chexov

Читать

Фортепианный настройщик Муркин, бритый человек с желтым лицом, табачным носом и с ватой в ушах, вышел из своего номера в коридор и дребезжащим голосом прокричал:

— Семен! Коридорный!

И, глядя на его испуганное лицо, можно было подумать, что на него свалилась штукатурка или что он только что у себя в номере увидел привидение.

— Помилуй, Семен! — закричал он, увидев бегущего к нему коридорного. — Что же это такое? Я человек ревматический, болезненный, а ты заставляешь меня выходить босиком! Отчего ты до сих пор не даешь мне сапог? Где они?

Семен вошел в номер Муркина, поглядел на то место, где он имел обыкновение ставить вычищенные сапоги, и почесал затылок: сапог не было.

— Где ж им быть, проклятым? — проговорил Семен. — Вечером, кажись, чистил и тут поставил… Гм!.. Вчерась, признаться, выпивши был… Должно полагать, в другой номер поставил. Именно так и есть, Афанасий Егорыч, в другой номер! Сапог-то много, а чёрт их в пьяном виде разберет, ежели себя не помнишь… Должно, к барыне поставил, что рядом живет… к актрисе…

— Изволь я теперь из-за тебя идти к барыне, беспокоить! Изволь вот из-за пустяка будить честную женщину!

Вздыхая и кашляя, Муркин подошел к двери соседнего номера и осторожно постучал.

— Кто там? — послышался через минуту женский голос.

— Это я-с! — начал жалобным голосом Муркин, становясь в позу кавалера, говорящего с великосветской дамой. — Извините за беспокойство, сударыня, но я человек болезненный, ревматический… Мне, сударыня, доктора велели ноги в тепле держать, тем более, что мне сейчас нужно идти настраивать рояль к генеральше Шевелицыной. Не могу же я к ней босиком идти!..

— Да вам что нужно? Какой рояль?

— Не рояль, сударыня, а в отношении сапог! Невежда Семен почистил мои сапоги и по ошибке поставил в ваш номер. Будьте, сударыня, столь достолюбезны, дайте мне мои сапоги!

Послышалось шуршанье, прыжок с кровати и шлепанье туфель, после чего дверь слегка отворилась и пухлая женская ручка бросила к ногам Муркина пару сапог. Настройщик поблагодарил и отправился к себе в номер.

— Странно… — пробормотал он, надевая сапог. — Словно как будто это не правый сапог. Да тут два левых сапога! Оба левые! Послушай, Семен, да это не мои сапоги! Мои сапоги с красными ушками и без латок, а это какие-то порванные, без ушек!

Семен поднял сапоги, перевернул их несколько раз перед своими глазами и нахмурился.

— Это сапоги Павла Александрыча… — проворчал он, глядя искоса.

Он был кос на левый глаз.

— Какого Павла Александрыча?

— Актера… каждый вторник сюда ходит… Стало быть, это он вместо своих ваши надел… Я к ней в номер поставил, значит, обе пары: его и ваши. Комиссия!

— Так поди и перемени!

— Здравствуйте! — усмехнулся Семен. — Поди и перемени… А где ж мне взять его теперь? Уж час времени, как ушел… Поди, ищи ветра в поле!

— Где же он живет?

— А кто ж его знает! Приходит сюда каждый вторник, а где живет — нам неизвестно. Придет, переночует, и жди до другого вторника…

— Вот видишь, свинья, что ты наделал! Ну, что мне теперь делать! Мне к генеральше Шевелицыной пора, анафема ты этакая! У меня ноги озябли!

— Переменить сапоги недолго. Наденьте эти сапоги, походите в них до вечера, а вечером в театр… Актера Блистанова там спросите… Ежели в театр не хотите, то придется до того вторника ждать. Только по вторникам сюда и ходит….

— Но почему же тут два левых сапога? — спросил настройщик, брезгливо берясь за сапоги.

— Какие бог послал, такие и носит. По бедности… Где актеру взять?.. «Да и сапоги же, говорю, у вас, Павел Александрыч! Чистая срамота!» А он и говорит: «Умолкни, говорит, и бледней! В этих самых сапогах, говорит, я графов и князей играл!» Чудной народ! Одно слово, артист. Будь я губернатор или какой начальник, забрал бы всех этих актеров — и в острог.

Бесконечно кряхтя и морщась, Муркин натянул на свои ноги два левых сапога и, прихрамывая, отправился к генеральше Шевелицыной. Целый день ходил он по городу, настраивал фортепиано, и целый день ему казалось, что весь мир глядит на его ноги и видит на них сапоги с латками и с покривившимися каблуками! Кроме нравственных мук, ему пришлось еще испытать и физические: он натер себе мозоль.

Вечером он был в театре. Давали «Синюю Бороду»[1]. Только перед последним действием, и то благодаря протекции знакомого флейтиста, его пустили за кулисы. Войдя в мужскую уборную, он застал в ней весь мужской персонал. Одни переодевались, другие мазались, третьи курили. Синяя Борода стоял с королем Бобешем и показывал ему револьвер.

Читайте также:  Прощай, азбука, 1 класс. сценарий

— Купи! — говорил Синяя Борода. — Сам купил в Курске по случаю за восемь, ну, а тебе отдам за шесть… Замечательный бой!

— Поосторожней… Заряжен ведь!

— Могу ли я видеть господина Блистанова? — спросил вошедший настройщик.

— Я самый! — повернулся к нему Синяя Борода. — Что вам угодно?

— Извините, сударь, за беспокойство, — начал настройщик умоляющим голосом, — но, верьте… я человек болезненный, ревматический. Мне доктора приказали ноги в тепле держать…

— Да вам, собственно говоря, что угодно?

— Видите ли-с… — продолжал настройщик, обращаясь к Синей Бороде. — Того-с… эту ночь вы изволили быть в меблированных комнатах купца Бухтеева… в 64 номере…

— Ну, что врать-то! — усмехнулся король Бобеш. — В 64 номере моя жена живет!

— Жена-с? Очень приятно-с… — Муркин улыбнулся.

 — Оне-то, ваша супруга, собственно мне и выдали ихние сапоги… Когда они, — настройщик указал на Блистанова, — от них ушли-с, я хватился своих сапог… кричу, знаете ли, коридорного, а коридорный и говорит: «Да я, сударь, ваши сапоги в соседний номер поставил!» Он по ошибке, будучи в состоянии опьянения, поставил в 64 номер мои сапоги и ваши-с, — повернулся Муркин к Блистанову, — а вы, уходя вот от ихней супруги, надели мои-с…

— Да вы что же это? — проговорил Блистанов и нахмурился. — Сплетничать сюда пришли, что ли?

— Нисколько-с! Храни меня бог-с! Вы меня не поняли-с… Я ведь насчет чего? Насчет сапог! Вы ведь изволили ночевать в 64 номере?

— Когда?

— В эту ночь-с.

— А вы меня там видели?

— Нет-с, не видел-с, — ответил Муркин в сильном смущении, садясь и быстро снимая сапоги. — Я не видел-с, но мне ваши сапоги вот ихняя супруга выбросила… Это вместо моих-с.

— Так какое же вы имеете право, милостивый государь, утверждать подобные вещи? Не говорю уж о себе, но вы оскорбляете женщину, да еще в присутствии ее мужа!

За кулисами поднялся страшный шум. Король Бобеш, оскорбленный муж, вдруг побагровел и изо всей силы ударил кулаком по столу, так что в уборной по соседству с двумя актрисами сделалось дурно.

— И ты веришь? — кричал ему Синяя Борода. — Ты веришь этому негодяю? О-о! Хочешь, я убью его, как собаку? Хочешь? Я из него бифштекс сделаю! Я его размозжу!

И все, гулявшие в этот вечер в городском саду около летнего театра, рассказывают теперь, что они видели, как перед четвертым актом от театра по главной аллее промчался босой человек с желтым лицом и с глазами, полными ужаса.

За ним гнался человек в костюме Синей Бороды и с револьвером в руке. Что случилось далее — никто не видел.

Известно только, что Муркин потом, после знакомства с Блистановым, две недели лежал больной и к словам «я человек болезненный, ревматический» стал прибавлять еще «я человек раненый»…

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти.

Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом.

Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка.

За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами.

Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=5865&p=1

Антон Чехов

Биография:

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904), прозаик, драматург. Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в семье купеческой, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.

В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров – Н.Склифосовского, Г.Захарьина и др.

В 1884, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах Стрекоза, Будильник, Зритель и др.

, подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте, С 1882 писал для петербургского журнала Осколки, вел обозрение Осколки московской жизни (1883 – 85). В 1884 выходит первая книга рассказов Чехова – Сказки Мельпомены, затем следуют Пестрые рассказы (1886), В сумерках (1887), Хмурые люди (1890).

В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л.Толстого, которое сказывается в рассказах Именины, Скучная история.

Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, – ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя.

Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина – все это оставило глубокий след в его творческом сознании.

После возвращения написал книгу Остров Сахалин (1893 – 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах В ссылке (1892), Палата № 6. Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

В конце 1880 много работал для театра: пьесы Иванов, Леший, Свадьба, водевили Медведь, Юбилей и др.

В 1892 покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: Попрыгунья, Скрипка Ротшильда, Учитель словесности, Чайка, Дядя Ваня и др. В начале века Чехов создает такие замечательные пьесы, как Три сестры и Вишневый сад. Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1898 Чехов переезжает в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л.Толстой, М. Горький, И.Бунин, А.Куприн, художник И.Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О.Книппер.

В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 – 1902 и 1903) в издательстве А.Маркса.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

Русские писатели и поэты.

Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Источник: https://aldebaran.ru/author/chehov_anton/

Антон Чехов — Том 6. Рассказы 1887

Антон Павлович Чехов

Полное собрание сочинений в тридцати томах

Том 6. Рассказы 1887

А. П. Чехов. Фотография. 1887 г.

(Очерк новейшей инквизиции)

Вы облачаетесь во фрачную пару, нацепляете на шею Станислава*, если таковой у вас имеется, прыскаете платок духами, закручиваете штопором усы — и всё это с такими злобными, порывистыми движениями, как будто одеваете не себя самого, а своего злейшего врага.

— А, чёрррт подери! — бормочете вы сквозь зубы. — Нет покоя ни в будни, ни в праздники! На старости лет мычешься, как ссобака! Почтальоны живут покойнее!

Возле вас стоит ваша, с позволения сказать, подруга жизни, Верочка, и егозит:

— Ишь что выдумал: визитов не делать! Я согласна, визиты — глупость, предрассудок, их не следует делать, но если ты осмелишься остаться дома, то, клянусь, я уйду, уйду… навеки уйду! Я умру! Один у нас дядя, и ты… ты не можешь, тебе лень поздравить его с Новым годом? Кузина Леночка так нас любит, и ты, бесстыдник, не хочешь оказать ей честь? Федор Николаич дал тебе денег взаймы, брат Петя так любит всю нашу семью, Иван Андреич нашел тебе место, а ты!.. ты не чувствуешь! Боже, какая я несчастная. Нет, нет, ты решительно глуп! Тебе нужно жену не такую кроткую, как я, а ведьму, чтоб она тебя грызла каждую минуту! Да-а! Бес-со-вест-ный человек! Ненавижу! Презираю! Сию же минуту уезжай! Вот тебе списочек… У всех побывай, кто здесь записан! Если пропустишь хоть одного, то не смей ворочаться домой!

Верочка не дерется и не выцарапывает глаз. Но вы не чувствуете такого великодушия и продолжаете ворчать… Когда туалет кончен и шуба уже надета, вас провожают до самого выхода и говорят вам вслед:

— Тирран! Мучитель! Изверг!

Вы выходите из своей квартиры (Зубовский бульвар*, дом Фуфочкина), садитесь на извозчика и говорите голосом Солонина, умирающего в «Далиле»*:

— В Лефортово, к Красным казармам!*

У московских извозчиков есть теперь полости, но вы не цените такого великодушия и чувствуете, что вам холодно… Логика супруги, вчерашняя толчея в маскараде Большого театра, похмелье, страстное желание завалиться спать, послепраздничная изжога — всё это мешается в сплошной сумбур и производит в вас муть… Мутит ужасно, а тут еще извозчик плетется еле-еле, точно помирать едет…

В Лефортове живет дядюшка вашей жены, Семен Степаныч. Это — прекраснейший человек. Он без памяти любит вас и вашу Верочку, после своей смерти оставит вам наследство, но… чёрт с ним, с его любовью и с наследством! На ваше несчастье, вы входите к нему в то самое время, когда он погружен в тайны политики.

— А слыхал ты, душа моя, что Баттенберг задумал? — встречает он вас. — Каков мужчина, а? Но какова Германия!!*

Семен Степаныч помешан на Баттенберге. Он, как и всякий российский обыватель, имеет свой собственный взгляд на болгарский вопрос, и если б в его власти, то он решил бы этот вопрос как нельзя лучше…

— Не-ет, брат, тут не Муткурка* и не Стамбулка* виноваты! — говорит он, лукаво подмигивая глазом. — Тут Англия, брат!* Будь я, анафема, трижды проклят, если не Англия!

Вы послушали его четверть часа и хотите раскланяться, но он хватает вас за рукав и просит дослушать.

Он кричит, горячится, брызжет вам в лицо, тычет пальцами в ваш нос, цитирует целиком газетные передовицы, вскакивает, садится… Вы слушаете, чувствуете, как тянутся длинные минуты, и, из боязни уснуть, таращите глаза… От обалдения у вас начинают чесаться мозги… Баттенберг, Муткуров, Стамбулов, Англия, Египет* мелкими чёртиками прыгают у вас перед глазами…

Проходит полчаса… час… Уф!

— Наконец-то! — вздыхаете вы, садясь через полтора часа на извозчика. — Уходил, мерзавец! Извозчик, езжай в Хамовники!* Ах, проклятый, душу вытянул политикой!

В Хамовниках вас ожидает свидание с полковником Федором Николаичем, у которого в прошлом году вы взяли взаймы шестьсот рублей…

— Спасибо, спасибо, милый мой, — отвечает он на ваше поздравление, ласково заглядывая вам в глаза. — И вам того же желаю… Очень рад, очень рад… Давно ждал вас… Там ведь у нас, кажется, с прошлого года какие-то счеты есть… Не помню, сколько там… Впрочем, это пустяки, я ведь это только так… между прочим… Не желаете ли с дорожки?

Когда вы, заикаясь и потупив взоры, заявляете, что у вас, ей-богу, нет теперь свободных денег, и слезно просите обождать еще месяц, полковник всплескивает руками и делает плачущее лицо.

— Голубчик, ведь вы на полгода брали! — шепчет он. — И разве я стал бы вас беспокоить, если бы не крайняя нужда? Ах, милый, вы просто топите меня, честное слово… После Крещенья мне по векселю платить, а вы… ах, боже мой милостивый! Извините, но даже бессовестно…

Долго полковник читает вам нотацию. Красный, вспотевший, вы выходите от него, садитесь в сани и говорите извозчику:

— К Нижегородскому вокзалу*, сскотина!

Кузину Леночку вы застаете в самых растрепанных чувствах. Она лежит у себя в голубой гостиной на кушетке, нюхает какую-то дрянь и жалуется на мигрень.

— Ах, это вы, Мишель? — стонет она, наполовину открывая глаза и протягивая вам руку. — Это вы? Сядьте возле меня…

Минут пять лежит она с закрытыми глазами, потом поднимает веки, долго глядит вам в лицо и спрашивает тоном умирающей:

Читайте также:  Занятие на тему: зима в детском саду для детей 5-7 лет

— Мишель, вы… счастливы?

Засим мешочки под ее глазами напухают, на ресницах показываются слезы… Она поднимается, прикладывает руку к волнующейся груди и говорит:

— Мишель, неужели… неужели всё уже кончено? Неужели прошлое погибло безвозвратно! О нет!

Вы что-то бормочете, беспомощно поглядываете по сторонам, как бы ища спасения, но пухлые женские руки, как две змеи, обволакивают уже вашу шею, лацкан вашего фрака уже покрыт слоем пудры. Бедная, всё прощающая, всё выносящая фрачная пара!

— Мишель, неужели тот сладкий миг уж не повторится более? — стонет кузина, орошая вашу грудь слезами. — Кузен, где же ваши клятвы, где обет в вечной любви?

Бррр!.. Еще минута, и вы с отчаяния броситесь в горящий камин, головой прямо в уголья, но вот на ваше счастье слышатся шаги и в гостиную входит визитер с шапокляком[1] и остроносыми сапогами… Как сумасшедший срываетесь вы с места, целуете кузине руку и, благословляя избавителя, мчитесь на улицу.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/309390-anton-chehov-tom-6-rasskazy-1887.html

Антон Чехов

Антон Павлович Чехов – классик мировой литературы, писатель, драматург, врач по образованию, академик Императорской академии наук. 

Антон Чехов появился на свет в Таганроге в январе 1860 года. Его отец был мелким бакалейщиком, который держал лавку колониальных товаров. У Антона было четыре брата и две сестры, одна из которых умерла в раннем возрасте. Мама Чехова была купеческой дочкой, тихой женщиной, живущей интересами семьи.

Антон Павлович Чехов

Антон Чехов учился в таганрогской гимназии, когда его отец сбежал от кредиторов в Москву. Будущий писатель остался в родном городе, чтобы окончить обучение. Он жил вместе с новыми владельцами родного дома, оплачивая свое пребывание в нем с помощью репетиторства.

Чехов сформировал свое видение мира, развил любовь к книгам и театру, пока был  гимназистом. В те годы Антон Павлович написал несколько первых юмористических рассказов. Он с 13 лет обожал театр и даже принимал участие в постановке домашних спектаклей своих гимназических товарищей.

Творчество

Первое печатное произведение Антона Павловича появилось в 1880 году в журнале «Стрекоза». Начиная с этого времени Чехов постоянно сотрудничал с журналами «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Свет и тени».

В периодическом издании «Осколки» были впервые напечатаны многие юмористические чеховские рассказы.

В 1883 году в вышеуказанном журнале было опубликовано произведение «Толстый и тонкий», в 1884 году – «Хамелеон», а в 1885 году – «Пересолил».  

В 1886 году в периодическом издании «Петербургская газета» был опубликован рождественский рассказ «Ванька». Свои первые произведения писатель подписывал псевдонимом “Антоша Чехонте”.

Список псевдонимов А.П. Чехова

В 1886 году Антон Павлович получил письмо из Петербурга с предложением о работе. Его пригласили в газету «Новое время». В этот период времени писатель создал сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». Его произведения нашли популярность, и Чехов начал подписывать их настоящей фамилией.

Премьера первой пьесы Антона Павловича «Иванов» прошла в 1887 году в Москве. Сочинение начинающего драматурга поставили в театре Корша. Реакция публики была разнообразной, но постановка имела успех. В дальнейшем пьесу ставили в Петербурге, в несколько доработанном виде. В 1888 году Антона Павловича наградили половинной Пушкинской премией за сборник рассказов «В сумерках».

Антон Павлович Чехов

Лето 1888 и 1889 годов Чеховы провели в Харьковской губернии неподалеку от Сум. Смерть одного из братьев заставила писателя бежать из мест, где он жил с родственниками.

Антон Павлович собирался в Европу, но судьба забросила его в Одессу, где гастролировал Малый театр. Писатель увлекся одной молодой актрисой, но симпатия быстро себя изжила.

Почувствовав приступ апатии, Чехов отправился в Ялту.

К 1889 году писателем были написаны повести «Драма на охоте», «Степь», «Огни» и «Скучная история». Материал для этих произведений Чехов собирал в путешествиях. Интерес к посещению разных мест появился у автора в конце восьмидесятых годов, когда он прекратил сотрудничество с юмористическими журналами.

Антон Чехов в Ялте

Желание путешествовать побудило Чехова отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где писатель запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая состояние здоровья чахоточного больного, поездка далась ему нелегко. Из путешествия Чехов привез сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин».

Многим поклонникам творчества Чехова из всех его произведений особо запоминается повесть «Палата №6». Впервые она была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1892 году. Название повести стало понятием нарицательным, им обозначают что-то ненормальное или сумасшедшее. Многие выражения из данной книги разошлись на цитаты.

В 1892 году писатель осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово. Туда он перевез родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей брата. После приобретения имения жизнь Чехова преобразилась. У него снова появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у Антона Павловича была еще одна страсть – хирургия.

Врач Антон Чехов у постели больного

В мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню.

Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев.

В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.

В усадьбе были написаны многие известные произведения Чехова. Пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» были родом из Мелихово. Обострение туберкулеза вынуждало писателя часто покидать имение, уезжая на юг. Зиму 1898 года драматург провел в Ницце, а после возвращения из Франции купил участок земли в Ялте. Летом 1899 года Чехов продал имение и  окончательно перебрался в Крым.

Полное собрание сочинений Антона Павловича Чехова

В этот период своей жизни Антон Павлович познакомился с будущей женой. Июль 1900 года Ольга Книппер провела на даче у Чехова, что и определило ход их дальнейших отношений.

В 1900 году драматург создал пьесу «Три сестры» в которой блистательно сыграла его супруга.

Успех Ольги Книппер в качестве исполнительницы главной женской роли в чеховских пьесах повторился и во время постановки произведения «Вишневый сад» в 1903 году.

В 1904 году драматург умер. Пьеса «Вишневый сад» стала последней работой русского классика.

Спектакли и кино

Советский режиссер Сергей Юткевич в 1969 году снял фильм о создании пьесы «Чайка». Лента получила название «Сюжет для небольшого рассказа».

Роберт Лонг и Дмитрий Френкель, используя факты из биографии писателя, в 1991 году поставили в Нидерландах музыкальный спектакль «Чехов».

Пьеса «Три сестры» в постановке МХАТ имени М. Горького, 1940 г.

Биографическая драма «Прощайте, доктор Чехов!» о жизни драматурга была снята по заказу Правительства Москвы в 2007 году.

В 2012 году вышел фильм, рассказывающий об отношениях Антона Павловича и Лидии Авиловой. В картине под названием «Поклонница» снялись известные российские актеры Олег Табаков и Кирилл Пирагов.

В 2015 году французский режиссер Рене Фере по собственному сценарию снял ленту «Антон Чехов 1890». Роль русского драматурга исполнил молодой актер Николя Жиро. Сюжет фильма построен вокруг периода жизни писателя с 1885 по 1890 годы.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя изобилует любовными историями. Отношения Чехова с его пассиями длились годами. Романы писателя не случались поочерёдно. Его женщины часто знали друг о друге, но не спешили разрывать связь с возлюбленным.

В 1888 году писатель увлекся Лидией Мизиновой. Девятнадцатилетняя девушка была подругой сестры Чехова. Лика Мизинова очень хотела быть женой писателя, а он хотел быть свободным и независимым. В качестве супруги девушка не была ему интересна. Это не мешало Чехову почти десять лет давать красавице надежду. Он наслаждался ее обществом, но избегал разговоров о замужестве и совместном хозяйство.

Антон Павлович Чехов и Лидия Мизинова

Первые несколько лет общения с Ликой Чехов высмеивал возможных соперников в ее присутствии, лишая потенциальных ухажеров шансов заполучить расположение юной барышни. Позднее Антон Павлович сам познакомил влюбленную в него Лику с ловеласом Игнатием Потапенко.

Мизинова вступила в связь с женатым поклонником, забеременела и родила дочь. Ребенок умер на первых годах жизни. Чехов использовал эти факты и сделал Мизинову прототипом Нины Заречной из «Чайки». После сложных и запутанных игр с Чеховым и Потапенко Лика нашла утешение в замужестве. В 1902 году она вышла замуж за театрального режиссера Александра Санина.

Антон Чехов и Елена Шаврова

В восьмидесятых годах девятнадцатого века Антон Павлович познакомился с Еленой Шавровой. Пятнадцатилетняя девушка принесла Чехову рукопись своего рассказа и влюбилась в писателя без памяти. Девица понимала, что шансов на взаимность было мало, и через пять лет после их встречи вышла замуж.

В 1897 года она приехала навестить родственников в Москву. Они с Чеховым встретились, и между ними случился роман. Влюбленные сбежали в Крым. В Ялте они провели вместе некоторое время, но расстались. Чехов написал Елене около семи десятков писем, больше чем любой из своих возлюбленных. Антон Павлович прописал образ Шавровой в рассказе «Дама с собачкой».

Антон Чехов и Нина Корш

В 1898 году на премьере пьесы «Чайка» встретил драматург свою давнюю знакомую Нину Корш. Она была влюблена в Чехова с двенадцати лет и не упустила шанса попробовать на писателе свои чары. Антон Павлович увлекся. Результатом этого увлечения стала беременность Нины.

Считается, что у писателя нет прямых потомков, однако в 1900 году у него родилась дочь Татьяна. Чехов не знал о данном обстоятельстве, так как дал Нине отставку из-за романа с Ольгой Книппер. Корш не сказала писателю о беременности. После рождения дочери Нина с родителями уехала в Париж.

Татьяна Антоновна стала врачом, пойдя по стопам отца.

Ольга Книппер оказалась той женщиной, которая смогла убедить Чехова жениться на ней. Они познакомились в 1898 году на одной из репетиций пьесы «Чайка». Ольга была красивой и обаятельной женщиной, актрисой. В 1901 году влюбленные обвенчались. Детей у пары не было. Книппер была беременна, но наследник не родился.

Антон Чехов и Ольга Книппер

Письма из архива Чехова оставляют двойственное впечатление об успешности его союза с Книппер. Ольга не оставила сцену, а Чехов почти постоянно жил в Ялте, укрощая частые приступы туберкулеза. История любви писателя и его жены началась с взаимных чувств и красивых ухаживаний, но переросла в эпистолярный роман с редкими встречами.

Друзья Чехова считали, что если бы писатель не женился на Ольге, то прожил бы более долгую и счастливую жизнь. Развязка у этой истории получилась не такой драматической, как могла бы быть. В последние дни жизни драматурга жена была рядом с ним, а не на гастролях.

Болезнь и смерть

Чехов был болен туберкулезом. Первый раз он нашел у себя признаки чахотки в возрасте 24 лет. Его недомогание с 1885 года стало более явным, температура сопровождалась кровавым кашлем, о чем свидетельствуют воспоминания писателя. В молодости Антон Павлович не лечился от туберкулеза. Ему казалось, что симптомы относятся к иной болезни.

Позднее писатель скрывал свое плохое самочувствие от близких и родных людей. Он не хотел тревожить свою сестру и мать. К 1897 году драматург был уже очень серьезно болен, у него регулярно случались кровотечения из правого легкого. Данный факт заставил его пройти обследование под наблюдением профессора Остроумова.

Антон Чехов в последние годы

Чтобы изучить симптомы болезни Чехова, его положили в больницу. Врачи поставили диагноз, прописали лечение. Как только писателю стало лучше, он стал проситься домой. Чехов очень хотел продолжить свою литературную деятельность. В 1898 году приступы кровавого кашля стали растягиваться у Чехова на несколько дней. Он скрывал этот факт от своих родственников.

Болезненными ощущениями, которые стали неотъемлемой жизнью Чехова, писатель наделял и своих героев. Наиболее заметен этот перенос в произведении «Рассказ неизвестного человека».

Ольга Книппер

Писателю прописывали посещение различных курортов, дорога к которым была иногда слишком тяжелой для больного человека. Пребывание в Ялте продлевало жизнь писателю до тех пор, пока он не женился.

Иван Бунин считал, что супруга подрывала здоровье Антона Павловича своими частыми отъездами. Не ладила она и с любимой сестрой писателя Марией, добавляя супругу поводов для волнения.

Незадолго до смерти Чехов с женой отправился на курорт в южной Германии.

Летом 1904 года в Баденвайлере писатель скончался. Причина смерти Чехова – туберкулез. Все началось с того, что драматург почувствовал себя хуже обычного. Когда у его постели появился врач, Чехов уже твердил, что умирает. Он попросил подать ему шампанского, выпил бокал и скончался.

Читайте также:  Пушкин «зимний вечер»

Интересные факты

  • В детстве Чехова звали «бомбой», потому что у него была большая голова. Вместе с братьями он пел в церковном хоре, которым руководил отец.
  • Писатель не всегда подписывал свои произведения настоящей фамилией. Литературоведам известно более четырех десятков псевдонимов Антона Павловича.
  • Писатель любил собак. Он держал двух такс. Своих питомцев драматург назвал Хиной Марковной и Бромом Исаевичем в честь популярных лекарств. Писатель также держал в доме мангуста.
  • Драматург был дружен с Петром Чайковским, Максимом Горьким, Исааком Левитаном, Иваном Буниным, а Льва Толстого называл своим кумиром.
  • Антон Павлович был ростом выше 180 сантиметров. Его обаяние привлекало к нему большое количество женщин. Друзья драматурга в шутку называли их «антоновками».

Антон Павлович Чехов

  • Гроб с телом писателя доставили в Москву из Германии в вагоне с надписью «Устрицы». Это была единственная часть состава, оборудованная холодильными шкафами.
  • После смерти писателя одна из его знакомых по литературной деятельности выпустила мемуары «А. П. Чехов в моей жизни». Лидия Авилова утверждала, что между ней и писателем кипели нешуточные страсти, хотя документальных подтверждений этой версии не существует. В своих письмах Антон Павлович обращался к ней «матушка» или «многоуважаемая». Лидия Авилова объясняла это тем, что сожгла большую часть интимной переписки с драматургом.
  • Историки сомневаются в правдивости ее мемуаров, считая, что писательница хотела привлечь к себе внимание с помощью имени известного коллеги.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/3961-anton-chekhov.html

Антон Чехов — Юмористические рассказы (сборник)

Здесь можно скачать бесплатно «Антон Чехов — Юмористические рассказы (сборник)» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юмористическая проза, издательство Паблик на ЛитРесеd7995d76-b9e8-11e1-94f4-ec5b03fadd67, год 2017.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Юмористические рассказы (сборник)» читать бесплатно онлайн.

Знаменитый Антон Павлович Чехов (1860–1904) первые шаги в русской литературе делал под псевдонимами Антоша Чехонте, «Человек без селезенки», Брат моего брата как автор юмористических рассказов и фельетонов, которые издавали в юмористических московских журналах «Будильник», «Зритель» и др.

и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза», а впоследствии вошли в первые книги начинающего автора. Именно первые сборники и книги А. Чехова – «Шалость», «Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы», а также рассказы, печатавшиеся в журналах «Осколки», «Зеркало» и др.

, включены в эту книгу, раскрывающую юмористический талант признанного в мире писателя.

Антон Павлович Чехов

Юмористические рассказы (сборник)

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Село Блины-Съедены

Дорогой Соседушка

Максим (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете.

Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом.

Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, всё одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых, увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т. е. подлунного.

Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т. е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками.

Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины местный максимус понтифекс отец Герасим и со свойственным ему фанатизмом бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого происхождения и других явлений мира видимого и восставал и горячился против Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта покрытого светилами и аэроглитами. Я не согласен с о.

Герасимом касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую Провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира видимого и невидимого драгоценных металов, металоидов и бриллиантов, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы. О.

Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить.

Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце.

Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны? Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства? Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в царстве Польском, был погребен не как обезьяна, а рядом с абатом католическим Иоакимом Шостаком, записки коего об умеренном климате и неумеренном употреблении горячих напитков хранятся еще доселе у брата моего Ивана (Маиора). Абат значит католический поп. Извените меня неука за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую посвоему по старчески и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи, которые у ученых и цивилизованных людей скорей помещаются в животе чем в голове. Не могу умолчать и не терплю когда ученые неправильно мыслят в уме своем и не могу не возразить Вам. О. Герасим сообщил мне, что Вы неправильно мыслите об луне т. е. об месяце, который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты, когда люди спят, а Вы проводите электричество с места на место и фантазируете. Не смейтесь над стариком за то что так глупо пишу. Вы пишете, что на луне т. е. на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает? И правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностей очень легко. Вы немножко ошиблись. Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце? Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил! Ужасно я предан науке! Рубль сей парус девятнадцатого столетия для меня не имеет никакой цены, наука его затемнила у моих глаз своими дальнейшими крылами. Всякое открытие терзает меня как гвоздик в спине. Хотя я невежда и старосветский помещик, а все же таки негодник старый занимаюсь наукой и открытиями, которые собственными руками произвожу и наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп мыслями и комплектом величайших знаний. Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть. Я много произвел открытий своим собственным умом, таких открытий, каких еще ни один реформатор не изобретал. Скажу без хвастовства, что я не из последних касательно образованности, добытой мозолями, а не богатством родителей т. е. отца и матери или опекунов, которые часто губят детей своих посредством богатства, роскоши и шестиэтажных жилищ с невольниками и электрическими позвонками. Вот что мой грошовый ум открыл. Я открыл, что наша великая огненная лучистая хламида солнце в день Св. Пасхи рано утром занимательно и живописно играет разноцветными цветами и производит своим чудным мерцанием игривое впечатление. Другое открытие. Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается. Потом я открыл еще, что собаки весной траву кушают подобно овцам и что кофей для полнокровных людей вреден, потому что производит в голове головокружение, а в глазах мутный вид и тому подобное прочее. Много я сделал открытий и кроме этого хотя и не имею аттестатов и свидетельств. Приежжайте ко мне дорогой соседушко, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям различным поучите.

Я недавно читал у одного Французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученыи. И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное.

Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу дает себя знать. Дай им бог! Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (Маиор), человек хороший но между нами сказать, Бурбон и наук не любит.

Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски, нечего с этим племенем церемониться. Если доставит пожже, то значит в кабак анафема заходил. Обычай ездить к соседям не нами выдуман не нами и окончится, а потому непременно приежжайте с машинками и книгами.

Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня негодника за беспокойство.

Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед

Василий Семи-Булатов.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Пробило 12 часов дня, и майор Щелколобов, обладатель тысячи десятин земли и молоденькой жены, высунул свою плешивую голову из-под ситцевого одеяла и громко выругался.

Вчера, проходя мимо беседки, он слышал, как молодая жена его, майорша Каролина Карловна, более чем милостиво беседовала со своим приезжим кузеном, называла своего супруга, майора Щелколобова, бараном и с женским легкомыслием доказывала, что она своего мужа не любила, не любит и любить не будет за его, Щелколобова, тупоумие, мужицкие манеры и наклонность к умопомешательству и хроническому пьянству. Такое отношение жены поразило, возмутило и привело в сильнейшее негодование майора. Он не спал целую ночь и целое утро. В голове у него кипела непривычная работа, лицо горело и было краснее вареного рака; кулаки судорожно сжимались, а в груди происходила такая возня и стукотня, какой майор и под Карсом не видал и не слыхал. Выглянув из-под одеяла на свет божий и выругавшись, он спрыгнул с кровати и, потрясая кулаками, зашагал по комнате.

Источник: https://www.libfox.ru/659002-anton-chehov-yumoristicheskie-rasskazy-sbornik.html

Ссылка на основную публикацию