Урок литературного чтения в 4 классе. экскурсия в библиотеку

План-конспект занятия по теме: Экскурсия в школьную библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Место проведения: библиотека.

Класс: 1б

Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

           Содержание темы.

Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».

Форма проведения:

Урок – презентация

Оборудование: презентация.

Ход занятия.

Здравствуйте.

Давайте с вами познакомимся, меня зовут Анастасия Николаевна

А Вас как зовут?

Выберете имена и прикрепите себе. (читаем каждое имя ребёнка)

Куда вы пришли учиться 1 сентября? (школа- карточка)

Посмотрите, что есть в школе (изображения)

Давайте разберёмся, что и как называется. (подобрать в фотографиям названия)

(библиотека, столовая, спальня, спортивный зал)

Где сейчас находимся мы? (библиотека)

 – Что это такое «библиотека»?

Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище.  Если перевести дословно  с греческого языка  на русский  библиотека  – это хранилище для книг.

Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?

Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?

Правильный ответ: учреждение (помещение),  в котором хранятся лекарства и их можно купить.

Аудиотека (слушать) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.

Видеотека (смотреть) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.

Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.

Знакомство с библиотечными терминами.

 Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.

В транспорте вы являетесь кем?

Правильный ответ: Пассажирами.

В  кинотеатре, театре вы?

Правильный ответ: Зрителями.

Придя в библиотеку, вы кем будете являться?

Правильный ответ: Читателями.

А  кто такой читатель?

Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.

Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).

В библиотеке вы так же получаете документ.

 –  Знаете, как он называется?

Правильный ответ: читательский формуляр.

Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?

Правильный ответ: для права пользования библиотекой.

 Формирование представления о профессии библиотекаря.

Культура речи учащихся.

Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель имя, отчество учителя.

В школе – кто самый главный?

Правильный ответ: Директор (но не директриса).

Библиотека — это дом книг. Здесь живут книги, ваши  друзья. В библиотеке  много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая  стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в  мире книг вам поможет кто?

 – Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).

Правила пользования библиотекой.

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйся при чтении закладкой.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

Закрепление.

Я предлагаю вам нарисовать картинку библиотеки и наклеить  библиотечные слова, которые мы с вами изучили.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/11/11/ekskursiya-v-shkolnuyu-biblioteku

Путешествие по библиотеке Экскурсия в начальных классах МОУ гимназия 35. – презентация

1 Путешествие по библиотеке Экскурсия в начальных классах МОУ гимназия 35<\p>

2 Книжкин Дом Снаружи смотришь – Дом как дом Но нет жильцов обычных в нем В нем книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках Вдоль стены Вместились сказки старины, И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай… Как называют этот дом? Попробуй, угадай!<\p>

3 Храм мудрости Информация – важнейший ресурс в жизни общества<\p>

4 Добро пожаловать в пространство информации Вас приветствует заведующая библиотекой Камнева Тамара Николаевна<\p>

5 Что такое библиотека? Это помещение для хранения информации в книжной и электронной форме. Это информационный центр, в котором собирается информация из внешнего мира. Это помещение для работы с информацией. Это центр выдачи информации для всех работающих и обучающихся в гимназии 35<\p>

6 Давайте знакомиться Я – БИБЛИОТЕКАРЬ –Моя задача сохранять знания, запечатанные в книгах. Книга – главное богатство библиотеки. –Поэтому книги берегутся: за ними ухаживают, их ставят строго на свои полки, Выдают на время, а потом надо их вернуть.<\p>

7 Какая у нас библиотека? Библиотека у нас большая. В ней три волшебных помещения: –читальный зал, –абонемент, –учебный фонд.<\p>

8 Вот как это выглядит Библиотека Абонемент Читальный зал Учебный фонд<\p>

9 Как найти читальный зал? Его искать не надо. Входя в библиотеку, вы оказываетесь в читальном зале. Читальный зал нужен для чтения и обучения в пространстве гимназии. Здесь пишут доклады, делают домашние задания, просто читают интересные книжки.<\p>

10 Зачем нужен абонемент? Абонемент – это форма обслуживания читателей. Абонемент – это помещение, где хранятся книги. На абонементе книги выдаются на дом. Чтобы получить книги на дом, надо стать читателем.<\p>

11 Тайна учебного фонда Учебный фонд – место хранения учебников. Учебники из него выдаются на год и более с 30 августа и собираются с 25 мая по 30 мая каждого года.<\p>

12 А теперь познакомимся с самими книгами Много книг у нас чудесных. Книжек умных, интересных, Увлекательных, весёлых В городах и наших школах! Ты пришёл в библиотеку Чтоб побольше почитать. Настоящим человеком Помогают книги стать!<\p>

13 Люди о книгах Пословицы: –Испокон века книга растит человека. –С книгой поведёшься – ума наберёшься. –Хорошая книга – лучший друг. Загадки: –Без языка, без голоса, а правду сказывают. –Не куст, а с листочками. –Не рубашка, а сшита. –Не человек, а рассказывает<\p>

14 Зачем нужны книжки? Книга вводит вас в окружающий мир. Книга учит вас. Книга развивает ваш язык, воображение, фантазию, способности. Книга делает вас сильными и умелыми<\p>

15 Что такое книжный фонд? Фонд – это ресурсы. Книжный фонд – книжные ресурсы Книжный фонд библиотеки гимназии 35 насчитывает свыше 10 тысяч книг. 8 тысяч учебников (учебный фонд) 2,5 тысячи вспомогательной литературы (основной фонд)<\p>

16 Что собой представляет основной фонд библиотеки? Художественная литература Справочная литература Научно-популярная литература Учебная литература<\p>

17 Расположение книг на полках Книги помещены на стеллажах, на полках, а не свалены в кучку. Порядок нужен для того, чтобы их можно было быстро найти. Каждая книга имеет свой адрес. Адрес книги – Библиотечно- библиографическая классификация (ББК).<\p>

18 Литература для 1-4 класса Литература находится в фонде абонемента (основном фонде) Это первый и второй стеллажи. Литература расставлена по классам: 1 класс, 2-3 классы, 4-5 классов – по темам. Далее в алфавитной последовательности: в алфавите фамилий авторов и названий книг. Для быстрого нахождения имеются разделители с буквами алфавита.<\p>

19 Правила выбора литературы Чтобы найти нужную книгу, надо знать фамилию автора или название книги. Найти разделитель с нужной буквой и продолжить поиск книги. Взять книгу с полки и подойти к библиотекарю, записать её в читательский формуляр. Если книга не понравилась, поставить её на место.<\p>

20 Пять правил библиотеки Правила записи в библиотеку. Правила пользования библиотекой. Правила выдачи книг на дом. Правила поведения в библиотеке. Правила бережного отношения к книге.<\p>

21 Правила записи в библиотеку Читателем имеет право стать только ученик гимназии 35. Читателем имеет право стать только ученик, умеющий читать. Желающий стать читателем должен пройти экскурсию по библиотеке и ознакомиться с правилами библиотеки. Для читательского формуляра принести чистую тетрадь (12 л.)<\p>

22 Правила пользования библиотекой Читатель должен знать свои права и обязанности. Читатель должен знать адрес библиотеки. Читатель должен знать режим работы библиотеки. Читатель обязан соблюдать правила пользования библиотекой.<\p>

23 Режим работы библиотеки Понедельник – пятница С – Среда – день читателя из начальной школы<\p>

24 Правила выдачи книг на дом Все взятые книги должны быть записаны в читательский формуляр. Срок пользования книгой: –Учебник – весь год –Программная литература – месяц –Самостоятельное чтение – неделя При получении книг требуется поставить свою подпись в читательском формуляре. При сдаче книг проследить, чтобы книги вычеркнули из читательского формуляра. Выбор книг делать после того, как отложен читательский формуляр.<\p>

25 Правила поведения в библиотеке Входя в библиотеку, поздоровайся. Объясни цель прихода в библиотеку. Ответь на вопросы библиотекаря. Проходить в библиотеку можно только после разрешения библиотекаря. Выбирать книги надо в показанных местах. При посещении библиотеки соблюдай тишину. Библиотека – поле общения с книгой, а не со своими знакомыми. В библиотеке запрещено: –Устраивать пикник. –Устраивать дискотеку или вечер встреч. –Устраивать свалку ненужных вещей. –Приходить в верхней одежде и без «сменки».<\p>

26 Правила бережного отношения к книге Соблюдай гигиену в обращении с книгой: –у тебя должны быть чистые руки, стол, ранец. Используй книгу только для чтения. Определи книге место на полке и на столе. Запрещается делать в книге: –Подчёркивания, загибание углов страниц, вырывание страниц, ставить свои пометки, делать рисунки. Возвращай книги в срок (через неделю). Имей для книги следующие предметы: –Обложку, футляр, закладку. Помоги книге, если ей нужна твоя помощь: –Подклей порванное. –Сотри написанные кем-то рисунки.<\p>

27 Кто такой читатель? Читатель – это Вы после того, как пройдёте экскурсию по библиотеке. Читатель – это Вы после того, как библиотекарь заведёт на Вас читательский формуляр Читательский формуляр – это документ на право получения литературы из библиотеки.<\p>

28 Завершение экскурсии Виртуальная экскурсия по школьной библиотеке подошла к концу. А наши встречи только начались. Они будут продолжаться в течение всего времени вашего обучения в гимназии. Я вам желаю успеха в ловле золотой рыбки Знания в море библиотечной информации.<\p>

29 В добрый путь<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/716140

Урок Тема: экскурсия в библиотеку

Библиотечный урок

Тема: экскурсия в библиотеку

2 класс

Цель: приобщение школьников к чтению, дать учащимся представление о библиотеке, абонементе и читальном зале, книжных стеллажах; о структуре книги. Воспитывать бережное отношение к книге.

Ход урока:

№ п.п. Этапы урока Формы проведения Время
1 Знакомство с библиотекой БеседаЭкскурсияПракт. частьЗагадки 15 мин
2 Структура книги Рассказ 10 мин
3 Правила обращения с книгой БеседаСценка 15 мин
4 Подведение итогов уроков Вручение библиотечных символов. 5 мин
    1. Беседа
      • Что такое библиотека? (Б. Это книжный дом. Населяют этот дом книги, их в нашей библ больше 16 тыс. Я хозяйка этого дома- библиотекарь)
      • Где еще живут книги? (Дома, в книжном магазине)
      • Кто знает, какие бывают книги?(Книги бывают толстые и тонкие, большие и маленькие, с иллюстрациями и без, в твердой и мягкой обложке)
      • Для чего в библиотеке стоят столы, диван? (Для того, чтобы можно было почитать книги в библиотеке. Место в библ, где можно почитать книгу называется читальным залом, где книга выдается на дом – абонемент)
      • Как называется шкаф для книги? (Стеллаж)
    2. Экскурсия.

Давайте посмотрим где какие книги стоят в нашей библ.:-учебники-программные произведения: книги на полке расставлены слева направо, как строки в книге, как слова пишутся в тетради, корешками наружу. Как же библ находит книгу? Тут секрет в том, что книги расставлены по алфавиту фамилий авторов и темам. Где какой автор или тема нам подсказывает книжный разделитель. Книгу можно брать и смотреть, но обязательно ставить на место.

  • методическая и научно-популярная литература
  • художественная литература
  • книжные выставки
  • журналы
  • ящики с книгами для младших школьников.

3.Практическая часть. Найти книгу по названию и фамилии автора. (уч-ся получает карточку с названием книги и фамилией автора и пытается её отыскать)4.Загадки.

Говорить не говорит, Слышать не слышит, А все знаетИ нам объясняет. (книга) У стены Большой и важныйДом стоит многоэтажныйМы на нижнем этажеВсех жильцов прочли уже. (стеллаж)
Не куст, а с листочкамиНе рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (книга) Кто говорит молча? (письмо)
Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ведет Там заметку кладет. (карандаш)

  1. Структура книги(рассказ библиотекаря)

Когда ты берешь в руки книгу, то не сразу начинаешь её читать, а бегло просматриваешь, решая читать или не читать. Что же помогает определить о чем эта книга, каков её характер, на кого она рассчитана? Поможет сама книга, все её элементы: обложка, форзац, титул, иллюстрации, оглавление… Я Вам расскажу о них

Переплет. «Встречают по одежке…» – гласит русская поговорка. В полной мере это относиться к «одежке» книжки – переплету или обложке. (некоторые книги для большей сохранности заключают еще и в суперобложку). С обложки и начинается первое знакомство с книгой.

Переплет обнимает книгу двумя корками и корешком посередине. На корешке обычно пишутся фамилия автора и название книги. Иногда он может быть просто украшен орнаментом или быть пустым.

На лицевой стороне переплета обязательно ставиться название книги, фамилия автора, иногда название издательства. Это усиливает сходство переплета с входом. Детские книги, как правило, имеют красочный переплет. Цель его привлечь внимание.

Уж если картинка такая красивая, то сколько же интересного внутри. Но главное назначение переплета – он предохраняет книгу от порчи и разрушения.

Форзац. Теперь откроем книгу. Первое, что тебе встречается, это лист бумаги, приклеенный к крышке. Он соединяет переплет с книжкой и называется форзац. Иногда это белый или цветной лист бумаги. Его оформление бывает связанным с содержанием. Посмотришь, и сразу поймешь о чем книга.

Титул. Перевернем форзац, и перед нами титульный лист. Это один из важнейших элементов книги. Название титул произошло от древних римлян, которые так называли дощечки, которые прикрепляли к футлярам с папирусными свитками.

На титуле – дощечке писалось содержание и название свитка. Теперь это лист бумаги, первая страница книги. Но основное свое назначение – указывать название труда- титул сохранил до наших дней.

«Титул – это опять дверь, но дверь уже полупрозрачная, как бы внутреннего характера, дающая возможность заглянуть внутрь книги.

Заголовок- название книги, подзаголовок (иногда его не бывает) он уточняет и дополняет заглавие. Подзаголовочные данные нередко раскрывают характер изложения и жанр произведения.

Еще на титуле пишут издательство и год издания (не год написания книги, а когда книга была напечатана в типографии). На обороте титульного листа или в конце книги публикуются выходные данные: тираж, объем, цена.

Фронтиспис.

На левой странице в развороте с титулом, это главная иллюстрация книги.

Аннотация, предисловие или послесловие– коротенькое изложение содержания и самые краткие сведения об авторе. Пояснение, к примеру к стихотворению Некрасова «Мужичок с ноготок». Казалось бы и пояснять то нечего, все понятно, но замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика.

Другой сказал бы о мальчике, что он шагает, или идет, или бредет, но Некрасов говорит о нем «шествует». Так говорят обычно о каком -нибудь почтенном старике. Прохожий называет его ласково с усмешкой «парнище». Усмешка эта кажется мальчику очень обидной, так как она подчеркивает, что он мал ростом и годами. Поэтому он сердито отвечает обидчику: «Ступай себе мимо».

Но прохожий желает во что бы то ни стало завязать разговор и задает мальчугану вопрос: «Откуда дровишки?» Тот хорошо понимает, что вопрос задан зря, кому же неизвестно, что дрова рубят в лесу. В своем ответе мальчик дает понять, что вопрос незнакомца кажется ему никчемный. Он говорит: «из лесу, вестимо».

И в слове «вестимо» чувствуется упрек собеседнику: зачем спрашивать о том, что и без разговоров понятно? Такие пояснения позволяют понять значимость каждого слова.

Оглавление и содержание. Это перечень всех частей и глав, их название. Пример: «Робинзон Крузо», «Приключения Геккльбери Финна»

Все элементы книги: Ф. Зальтен, «Бемби».Но как бы не были важны части книги, о которых мы говорили, самое главное прочесть произведение.

  1. Правила обращения с книгой.
    1. «Книга благодарит» и «Книга жалуется». Сравнение двух книг в разном состоянии.
    2. Книжкина больница. Стихотворение Заходера:

Заболела эта книжка.

Изорвал её братишкаЯ больную пожалею:Я возьму её и склею.Вы можете стать врачом для книжки.

  • Как подклеить книгу (рассказ библиотекаря)
    1. «Убедительная просьба книги» (стенд, зачитывают учащиеся)

«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками: мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели, не ставьте на меня локтей, когда читаете, не пишите на мне пером или карандашом – это так не красиво.

И не кладите меня раскрытой лицом вниз, ибо Вам самим не понравилось бы, если бы с Вами так поступили, не кладите в меня ничего толстого, кроме тоненького листочка бумаги, иначе разрывается корешок.Если Вы закончили читать и боитесь потерять место, где остановились, то не делайте значка ногтем, а вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.

Не забывайте, что после того, как Вы меня прочитали, мне придется побывать и у других читателей»

    1. Сценка. «Пропали учебники» Показывается уч-ся библиотечного актива. (Журнал «Школьная библиотека» №9 2003 год, стр 61-63)

VI. Заключительный этап урокаПодведение итогов урока. Учащимся вручаются библиотечные символы:

Д.З.: изготовить закладки для книг.

Источник: http://l.120-bal.ru/doc/1383/index.html

Экскурсия в школьную библиотеку

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.

Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить).

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома.

Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.

Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы).

Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать).

В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг».

Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не читать книги во время еды;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).

Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках. (Кто это?)

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку.

Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.

Библиотечный урок «Справочная литература

Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах задания.

Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер.

Ход мероприятия

Библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, – словари.

– Что означает слово «минорный»?

– Открой словарь музыкальных терминов.

– Что означают слова «мнемический» и «сенсорный»?

– Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.

Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней рассыпной повестью» назвал словари С.Маршак.

Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.

Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.

Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.

Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те слова, которых употребляются в литературном языке.

Толковый словарь В.Даля

Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч.

Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, – он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «толковый словарь живого великорусского языка» – труд всей жизни В.И.

Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук. Достаем четвертый том, откроем на слове «СЛОВАРЬ». Читаем: «СЛОВАРЬ» – сборник слов, речений (то есть выражений) какого-либо языка». Значит в четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения.

Составитель словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше слов народного – живого – языка, «как ходит он устно из конца в конец по всей нашей родине».

В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыты смысл и значение каждого слова.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно переиздавался.

«Словарь современного русского литературного языка» Академии наук России насчитывает 17 томов. Это целое хранилище русского языка, вся его многовековая история. Конечно, этим словарем пользуются реже, чем, например, четырехтомным

«Толковым словарем русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова.

Но чаще всего прибегают к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, неоднократно переиздававшегося и наиболее полного на сегодняшний день, в котором дано лексическое и грамматическое толкование около 53 тысяч слов.

Используя его, дайте объяснение словам: библиотека, библиотекарь, библиофил, библиофоб (несколько ребят выполняют это задание и зачитывают значения этих слов). Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб».

Потому что библиофил – это любитель и собиратель книг, а библиофобия означает ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию.

Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, – врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов.

Давайте подберем к глаголу «говорить»синонимы (ребята выполняют задание с помощью словаря: разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать…). А теперь давайте подберем к слову «ложь» синонимы.

(Обман, небыль, напраслина, неправда, навет, наговор).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, – когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны.

Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний.

(Если дети испытывают затруднение в выполнении заданий, можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм) Что же означают эти выражения: «Сизифов труд» (Бесполезный, напрасный труд.

Сизиф – сын повелителя ветров Эола – за

разглашение тайны богов был обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.), «Авгиевы конюшни» (Очень загрязненное место. У царя Авгия было три тысячи коней.

Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течении тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.

), «Титанический труд»

(Огромный, колоссальный труд. Титаны – греческие божества старшего поколения – дети Урана и Геи (неба и земли) – были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.)

При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей. Их по праву называют словарями-переводчиками. На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей.

Англо-русский и русско-английский, тибетско-русский, японско-русский … Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за рубежом, понадобилось бы очень много времени.

Есть и многоязычные словари, где дается перевод слова на несколько языков.

Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова иностранного происхождения.

Часто у нас возникают вопросы, встречаются непонятные слова, связанные с определенной отраслью знаний. В таком случае на помощь придут отраслевые словари. Например, «Краткий политический словарь», «Технический словарь», «Географический словарь» и т.д.

Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным, словарь русского языка? Во-первых, есть словари орфографические. В них показано, как правильно писать то или иное слово.

Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись.

Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит или звонит.

Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то или иное книжное слово, – смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение – как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль в речи.

Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.

Список использованной литературы:

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

2. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М: Книжная палата, 1987. – 256 с.

3. Гендина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1 и 2. – Кемеровская гос. академия Культуры и искусства, 1999.

4. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга,

1975. – 109 с.

5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.

Подготовила и провела Степанова Р. Н.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/ekskursiia_v_shkol_nuiu_bibliotieku

Урок Литературного чтения в 4 классе

Закрепление по теме урока.

– Кто главный герой сказки?

Русалочка

Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир земной мир

С кем живёт Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

– Какой она была из сестёр?

Самая младшая , милее всех

Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?

Вместо ног хвост, как у рыб.

– О чём мечтала Русалочка, о чём думала?

Тянуло на поверхность

– Когда она впервые поднялась на поверхность?

Поднялась на поверхность в 15 лет

– Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?

– Что произошло во время бури?

Во время бури спасла молодого принца

Как это было?

– Изменилась ли Русалочка после этого события?

Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь

Зачем?

Всё сильнее тянуло к людям

Полюбила принца больше , чем отца и мать.

– Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела лучше всех

Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?

– Как она сама об этом говорит?

Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

Итак, на что пошла Русалочка?

Отдала свой чудный голос, стала немая.

– Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

 Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

Кем стала Русалочка во дворце принца?

Стала первой красавицей при дворе.

– Любил ли принц Русалочку?

(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

– Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

_ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

– Кто и как пытался её спасти?

– Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

-Что для этого она должна сделать?

-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

Не смогла убить принца.

– Что же стало с Русалочкой?

Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

Отвечают.

Личностные:

Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-10.html

Урок литературного чтения во 2 классе “Мы идём в библиотеку”

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг — ридерах.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека».

Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование к уроку:учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Актуализирующая беседа.

Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

Почему это знание ценное?

Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

Работа в парах.

Дома вы должны были выбрать обложку и закладку для учебника «Литературное чтение» (2 класс). Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

Встаньте те, кто получил красную фишку за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант.

Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач урока и над целевыми установками, данными на шмуцтитуле.

 Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

Что написано на этой странице? (Тема и цели.)

Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать на с. 6—12. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на прошлом уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать.

Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, написанному на доске:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

Работа над новым материалом.

Постановка проблемного вопроса урока.

Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Чтение статьи о библиотеках.

Сообщение ученика о Птолемее (5—6 предложений).

Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов.

(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах  и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают.

Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др.

Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)

Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.

Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу.

Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку.

Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.

Перечитывание статьи по абзацам.

Беседа на закрепление знаний о библиотеках.

Для чего создавались библиотеки?

От каких слов произошло слово «библиотека»?

Где появились первые библиотеки?

Какие библиотеки считаются первыми?

Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

Кто такой Птолемей, чем он прославился?

Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»).

Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

Чему вы научились, выполняя проекты?

Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время.

Работа с заданиями учебника.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?

А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры. Можно показать изображение на слайде.)

Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.

План

Ридер — самая современная книга.

Внешний вид ридера.

Функции пользователя.

Преимущества ридеров перед другими видами книг.

Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах.

Оценивание выступлений.

Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку достижений». Также нужно продумать критерии оценивания, я вам в этом помогу.

На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический. (Школьники совместно выбирают 2—3 характеристики, оценивают каждую группу по выбранной шкале.)

Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.

Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?

Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».

(Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.)

Какова основная идея стихотворения?

Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились?

Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь?

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

Что нового узнали на уроке?

В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек.

Домашнее задание.

Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3, с. 11,  задания 2 и 3).

Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы.

Источник: http://xn—-8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/load/plany_konspekty_urokov/literaturnoe_chtenie/urok_literaturnogo_chtenija_vo_2_klasse_my_idjom_v_biblioteku/2-1-0-1123

Ссылка на основную публикацию