Цветаева «родина»

«Родина» М. Цветаева

Цветаева «Родина»

Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей.

Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а позже в свой любимый Париж, где обосновалась вместе с детьми и мужем Сергеем Эфронтом, в прошлом – белогвардейским офицером.

Поэтесса, чьи детство и юность прошли в интеллигентной семье, где детям буквально с первых лет жизни прививались высокие духовные ценности, с ужасом восприняла революцию с ее утопическими идеями, которые впоследствии обернулись кровавой трагедией для целой страны.

Россия в старом и привычном понимании перестала существовать для Марины Цветаевой, поэтому в 1922 году, чудом добившись разрешения на эмиграцию, поэтесса была уверена, что навсегда сможет избавиться от кошмаров, голода, неустроенного быта и страха за собственную жизнь.

Однако вместе с относительным достатком и спокойствием пришла нестерпимая тоска по Родине, которая была настолько изматывающей, что поэтесса буквально грезила возвращением в Москву.

Вопреки здравому смыслу и приходящим из России сообщениям о красном терроре, арестах и массовых расстрелах тех, кто когда-то являлся цветом русской интеллигенции.

В 1932 году Цветаева написала удивительно пронзительное и очень личное стихотворение «Родина», которое впоследствии сыграло в ее судьбе немаловажную роль.

Когда семья поэтессы все же приняла решение вернуться в Москву и подала соответствующие документы в советское посольство, именно стихотворение «Родина» рассматривалось в качестве одного из аргументов в пользу принятия чиновниками положительного решения.

В нем они усмотрели не только лояльность к новой власти, но и искренний патриотизм, который в то время активно культивировался среди всех без исключения слоев населения. Именно благодаря патриотическим стихам советская власть закрывала глаза на пьяные выходки Есенина, недвусмысленные намеки Блока и критику Маяковского, считая, что на дано этапе становления государства для народа гораздо важнее поддерживать мнение, что Советский Союз является самой лучшей и справедливой страной в мире.

Впрочем, в стихотворении «Родина» Цветаевой не было ни одного намека на лояльность к новой власти, равно как и ни одного упрека в ее сторону.

Это – произведение-воспоминание, пронизанное грустью и ностальгией по прошлому.

Тем не менее, поэтесса готова была забыть все то, что ей довелось пережить в послереволюционные годы, так как ей нужна эта «даль, тридевятая земля», которая, являясь родиной, все же стала для нее чужбиной.

Это произведение имеет довольно сложную форму и не с первого прочтения поддается пониманию. Патриотизм стихотворения заключается не в восхвалении России как таковой, а в том, что Цветаева принимает ее в любом обличье, и готова разделить судьбу своей страны, утверждая: «Губами подпишусь на плахе».

Вот только за что? Отнюдь не за советскую власть, а за гордыню, которую, несмотря не на что, все еще не утратила Россия, оставаясь, вопреки всем и вся, великой и могущественной державой. Именно это качество было созвучным характеру Цветаевой, но даже она смогла смирить свою гордыню ради того, чтобы иметь возможность вернуться домой.

Туда, где ее ждали равнодушие, нищета, игнорирование, а также арест и смерть членов ее семьи, признанных врагами народа.

Но даже подобное развитие событий не могло повлиять на выбор Цветаевой, которой хотелось вновь увидеть Россию отнюдь не из праздного любопытства, а из желания вновь почувствовать себя частью огромной страны, которую поэтесса не смогла променять на личное счастье и благополучие вопреки здравому смыслу.

Источник: http://pishi-stihi.ru/rodina-cvetaeva.html

Анализ стихотворения Цветаевой Родина

Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки.

Возможно именно эта семейная обстановка, насыщенная творчеством, и стала основополагающей в творческой жизни Цветаевой.

Ведь недаром, первые свои произведения поэтесса написала ещё в детстве, в возрасте 6 лет, причём не только на русском языке, но и на немецком и французском.

В творчестве Марины Цветаевой прослеживается множество тем и идей. Это и любовная лирика, которой поэтесса отвела большую часть своих произведений, так же не чужды были Цветаевой и рассуждения на философские темы. Но больше всего в жизни, она любила свою родину. Хоть Цветаева и провела большую часть своей жизни за границей, но она всегда отождествляла себя с Россией, тосковала по ней.

В жизни Марины Цветаевой огромную роль сыграло стихотворение «Родина», написанное ею в 1932 году. Когда поэтесса хотела вернуться в Россию, именно это стихотворение понравилось чиновникам, отвечающим за принятие решения о разрешении семье Цветаевой переезда в Россию.

Ведь данное стихотворение показывает нам искренний патриотизм поэтессы. В нём нет несогласия с новой властью страны, так же как и лояльности к ней. Это не произведение с политическим уклоном. Тут, мы видим только пронизанные грустью и тоской воспоминания о своей родной земле.

  Поэтесса описывает готовность идти через все невзгоды ради своего отечества: «Сей руки своей лишусь, — Хоть двух!». Так же она одновременно близка и далека от своей родины, что мы можем увидеть в строчках: «Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя!».

Вся композиция поставлена не на восхвалении страны, а на принятии её такой, какая она есть, со всеми проблемами и невзгодами.

В своей последней строфе Цветаева ставит яркую «точку» для всего произведения, в которой видна глубокая, всеобъемлющая любовь к России «Гордыня, родина моя!» Из чего мы видим, что чтобы не случилось, автор всегда будет гордиться и восхищаться своей родной землей.

Анализ стихотворения Родина Цветаевой

Марина Цветаева, провела большую часть своей жизни за границей. Сперва, она окончила школу во Франции, а потом, после революции, переехала в Прагу, где прожила недолгие годы.

После этого, она вновь поехала в город любви – Францию, где прижила счастливую жизнь со своим мужем Сергеем Эфронтом. Марина воспитывалась в семье, в которой все дети были культурно образованы, обладали высочайшими манерами.

Им с первых дней жизни, доставались различные духовные ценности, которые очень высоко почитались в то время.

Однако живя с мужем, она очень тосковала по своей родине – по Москве. Она мечтала вновь оказаться в нем. Потеряв значение слова «Россия», из-за произошедших обстоятельств, в 1932 году, Марина Ивановна написала такое личное стихотворение как «Родина».

Ей была разрешена эмиграция, вследствие чего была уверена, что забудет о мучительных переживаниях за свою жизнь. После того, как её семья подала документы на приезд в Москву, именно её стихотворение помогло чиновникам принять положительное решение.

Они смогли увидеть патриотизм, который ценился и до сих пор цениться в нашей стране.

Можно сказать, что это стихотворение – собственное воспоминание Цветаевой, о её прошлом. Оно с самых первых строк пронизано печалью. Поэтесса хотела позабыть все то, что ей приходилось переживать после революции, ради того, чтобы вновь оказаться в родном доме.

Произведение Марины Ивановны Цветаевой «Родина», достаточно сложно понять с первого раза. Патриотизм, который разглядели чиновники в этом стихотворении, связан не с тем, что Цветаева восхваляет Россию, а в том, что она готова принять Россию такой, какая она есть. Она готова разделить свою судьбу с этой страной.

Только возникает вопрос, почему же Цветаева так восхваляет Россию? Это заключается в том, что до сих пор эта держава не потеряла свои силы и могущественность. Она была горда страной, в которой родилась. Но к сожалению, она не смогла усмирить свою гордость, чтобы вернуться на Родину, к себе домой. Но она осознавала, что вернётся в страну, где всех членов её семьи ненавидят и арестуют.

Эта страна, в которой для неё открыты двери к повседневному игнорированию и нищете.

Вариант №3

М. И. Цветаева – известная поэтесса, писательница, автор множества критических статей и переводчица Серебряного века.

Она стала одной из немногих женщин, которым удалось прославиться благодаря своему литературному творчеству.

Для ее лирики характерны темы непринятия одиночества и трагичной любви, однако особое место в ее творчестве занимали патриотические произведения, написанные в период эмиграции.

М. И. Цветаева была поэтессой со сложной и трагичной судьбой. Большую часть своей жизни она провела за рубежом.

Поэтесса была вынуждена покинуть страну после революции 1917 года, поскольку, будучи представителем интеллигенции, находилась под угрозой расстрела. Только сбежав из страны, она могла избежать голода, разрухи и страха за свою жизнь.

Читайте также:  Классный час «как меня зовут?», 3-4 класс

Но, несмотря на все ужасы, творившиеся в послереволюционной России, М. И. Цветаева испытывала неуемную тоску по родной стране.

Свои теплые чувства к России поэтесса выразила в стихотворении «Родина», увидевшем свет в 1932 году. В своем произведении она поднимает тему связи отдельного человека с родной страной и народом. М. И.

Цветаева говорит, что она является частичкой великого русского народа, и ее душа всегда будет стремиться домой вопреки ее воле о жизненным обстоятельствам.

В последних строках поэтесса выражает готовность умереть за родную страну.

Жанр произведения – патриотическая лирика. Стихотворение включает в себя пять катренов и один дистих, написанные четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой. При написании стихотворения поэтесса задействовала множество художественных приемов: оксюмороны («отдалившаяся близь»), подчеркивающие противоречивость ее чувств к стране, анафоры, лексемы.

Свою любовь к отечеству лирическая героиня выражает в диалоге с Родиной, называя ее на «ты», как близкого человека, что подчеркивает ее теплые чувства к своей стране.

Интересно, что, когда семья поэтессы захотела вернуться обратно в Москву, это стихотворение стало одним из аргументов в пользу разрешения М. И. Цветаевой приехать в Советский Союз.

Однако, несмотря на то, что произведение явилось доказательством нейтрального отношения к новой власти, в нем отсутствуют всякие размышления о политической системе в стране.

Стихотворение написано в форме воспоминаний о родном крае, пронизанных ностальгической тоской по былому.

Но, к большому сожалению, возвращение на Родину не принесло ни поэтессе, ни ее родным счастья. Муж М. И. Цветаевой – С. Я. Эфрон был провозглашен иностранным шпионом и расстрелян в 1941 году. Их дочь – Ариадна 15 лет провела в лагерях, а сын был убит на фронте. Сама поэтесса покончила жизнь самоубийством в августе 1941 года.

9 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Родина

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тютчева Нам не дано предугадатьФ.И. Тютчев был не только выдающимся поэтом, навсегда оставившим свой след в литературе, н и потрясающим философом, тонко чувствующим мир. В его произведениях прослеживается влияние А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. А. Фета.
  • Анализ стихотворения Северянина Весенний деньЗамечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.
  • Анализ стихотворения Пастернака СиреньСирень – белая, аметистовая, лиловая – образ, любимый поэтами Серебряного века! Особое место занимает она и в творчестве Бориса Пастернака. Образ благоухающего нежно-сиреневого цветочного облака не мог оставить равнодушным
  • Анализ стихотворения Пушкина КавказЛетом 1829 года Александр Пушкин отправляется на Кавказ. После этой поездки увидели мир многие произведения и циклы стихотворений. Одним из которых, стал “Кавказ”. Пушкин полностью проникся теми невероятно красивыми местами и даже
  • Анализ стихотворения Тютчева Над этой темною толпойСвобода – золото. То есть Тютчев свободу оценивает очень дорого. И медными деньгами, и серебряными свободы не купить. А заплатить за свободу необходимо золотом, то есть самую дорогую цену. Ведь свобода это не дешёвое приобретение.

Источник: https://analiz-stihov.ru/cvetaeva/rodina

Родина

Проведённые за границей 17 лет (1922-1939 годы) не могли не вызвать чувства тоски по Родине у такой ранимой и тонкой натуры как Марина Цветаева. В 1932 году, в мае, поэтесса пишет стихотворение «Родина», анализ которого я и предлагаю.

Начну издалека – написаны стихи в мае и позже поэтессе пришлось помаяться и домаяться до гробовой доски, когда она, доведённая «Родиной», совершит самоубийство. Конечно, это сравнение и не более, месяц май ни в чём не виноват – такова судьба Цветаевой, таковы были нравы властьдержащих, не желающих давать слово свободному голосу.

Стихотворение внесло свою роковую лепту в судьбу поэтессы. Именно оно оценивалось при получении разрешения на возвращение в СССР. Суровые экзаменаторы не нашли в нём ничего непотребного и разрешили Цветаевой вернуться на родную землю. Они «впустили» в Союз того, кто славил русскую землю, и там довели его до суицида – не цинизм ли это?

Большинство критиков утверждает, что стихотворение «Родина» образец патриотической поэзии – не соглашусь.

В стихах поётся песнь русской ЗЕМЛЕ, а не стране, в которую поэтесса возвращается и где её ждёт отторжение, забвение и смерть.

Другие умельцы разбирать чужие строки по косточкам говорят, что стихи писались конкретно под возвращение – их цель «умаслить» советскую власть. Чушь – в 1932 году Цветаева и не думала о возвращении.

Эти несогласия с рядом общепринятых оценок не отнимают ценность произведения. Сложный четырёхстопный ямб позволяет отвлечься от привлекательности рифмы и сосредоточиться на внутреннем наполнении стихотворения.

Даль, под которой подразумевается Россия, манит и зовёт поэтессу, но прежней осталась только земля русская, все остальное переменилось.

Символично последнее четверостишье:

Обращение на «ты» личностно, что подчеркивает душевный порыв, но вместе с тем Цветаева называет Родину гордыней, хотя строки можно интерпретировать как обращение к своей гордыне, которая мешает вернуться. Так или иначе, но родина встретила мужа Цветаевой плахой, каторгой дочь и нищетой, которая и довела до петли, саму поэтессу.

О, неподатливый язык!Чего бы попросту — мужик,Пойми, певал и до меня:

«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холмаМне открывалася она —Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,Настолько родина и столь —Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,Даль, говорящая: «ВернисьДомой!» Со всех — до горних звезд —

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—Хоть двух! Губами подпишусьНа плахе: распрь моих земля —Гордыня, родина моя!

              май 1932 года

Источник: http://stihirus24.ru/marina-tsvetaeva/159-rodina.html

Анализ стихотворения Цветаевой Родина

Марина Цветаева, является знаменитым русским поэт, каждое произведение которой всегда по своему необычно и наполнено огромной силой переживания, сострадания, искренности и так далее. Хочется отметить, что Марина стала одной из немногих женщин, которым удалось стать известной, благодаря стилю написания своих стихотворений.

Производя на свет свои стихотворения Марина Цветаева никогда не забывала о своей родине, о том месте где она выросла и повзрослела. Её малой родиной стал Тарус, именно там она провела свои детские и отроческие годы, именно там повзрослела, и обрела свой взгляд на мир.

Так сложилась её жизнь, что ей пришлось уехать вслед за мужем за границу. Именно произведения, написанные на чужбине наполнены особой любовью и трепетом к родине, тоской и печалью, которую испытывала автор.

Одним из таких произведений стало стихотворение “Родина”, которое как нельзя лучше отражает её любовь к своей малой родине. Анализируя стихотворение каждый сможет увидеть и почувствовать, что значит для Цветаевой родина.

Стихотворение “Родина” написано после октябрьской революции, в то время, когда данный поэт и её муж находились в эмиграции. Стоит отметить, что эта эмиграции стала для автора вынужденной, и в ней она очень сильно тосковала по своей Родине.

Данное произведение как нельзя лучше показывает чувства поэта, всё это можно легко отметить в литературных приемах, которыми наполнено стихотворение. Так же интересным будет заметить, что всё стихотворение построено на так называемой антитезе, противопоставление её родины чужой, холодной стране.

Анализ стихотворения Родина Цветаевой

Осмысление своих отношений с родной страной – важный момент в творческой биографии каждого литератора. Поэты пытались определить свое место на родине, место родины в мире и в своей душе еще со времен романтиков, которые обращались к истории своего государства и на ее фоне рефлексировали о настоящем положении дел.

Поэты двадцатого века, пережившие революцию, наблюдавшие крах национального сознание и построение «с нуля» новой идеологии, особенно остро ставили вопрос отношений «я – родина» и «родина – мир», стараясь при этом не только осмыслить такие отношения, но и дать им какую-то эмоциональную оценку – «хорошо» или «плохо». Марина Цветаева нередко в своем творчестве обращается к этой теме.

Стихотворение «Родина» – яркий пример того, как эмоциональная поэтическая оценка не может расположиться на шкале между «плюсом» и «минусом», и требует иных категорий мышления.

Очень близко по настроению это стихотворение к подобным произведениям Блока, с творчеством которого, как и с ним самим лично, поэтесса была знакома.

Уже в первой строфе утверждается сложность задачи, которую берет на себя автор – говорить о родине.

Читайте также:  История происхождения денег для детей 3 класса

Язык при этом называется «неподатливым»; и оспаривается мнение о том, что говорить о родной стране – это легко.

Последний стих первой строфы повторится дважды – «чужбина» во второй строфе станет частью оксюморона «родина – чужбина», на котором и построена центральная часть стиха; в финале родина называется «гордыней».

Важна лексическая коннотация этого слова – гордыня у читателя призвана вызывать ассоциации с одним из смертных грехов; такая сакральность нагнетает пафос стихотворения.

Обращение «ты» в начале последней строфы в таком контексте может вызывать ассоциации с обращениями к библейскому Богу; и тогда лирическая героиня представляется чуть ли не мученицей, которая отдает на плахе жизнь за веру в Землю Обетованную. Четкого сюжета стихотворение не имеет, пространственно-временные отношения тоже нарушены.

По мере развития авторской мысли пространство всё больше расширяется – «калужский холм», «даль», «до горних звезд», а потом резко сужается до кинематографического крупного плана, в который умещаются только губы и плаха.

Героиня, в начале утвердившая, что говорить о родине невозможно, начинает говорить о «дали» (ср. «Большое видится на расстоянии» – Есенин; заявления Гоголя о том, что из Рима ему «лучше видно Россию»).

О родине как о чужбине ей говорить легче, и легче прийти к осознанию неразрывной связи себя и родины.

Эта мысль полна высокого пафоса. Полностью выразить его Цветаевой помогает выбор интонационного типа стиха.

«Родина» – говорной стих ораторского типа с большим количеством восклицаний и характерной для этого типа высокой лексикой («горних» – очевидно отсылает к одической традиции; «распрь», «сей»), сложностью синтаксических конструкций.

Так авторская мысль находит свое выражение в метрическом, синтаксическом, лексическом и интонационном характере стихотворения.

9 класс

Анализ стихотворения Родина по плану

Анализ стихов автора:

  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый домСергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений
  • Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайныйЭто произведение было написано, 26 мая 1828г – в не самый благополучный для поэта промежуток времени. Кажется, уже в прошлом его гонения по ссылкам, восстание декабристов и трагические события, которые последовали за этим
  • Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыханиеСтихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок.
  • Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 классЭто стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику. Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев
  • Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ ЕсенинаАвтор всю свою сознательную жизнь грезил о путешествии в дальнюю Персию. Но его желание, так, к сожалению и не сбылось. Но, в 1924г. поэт съездил на Кавказ, и после этого создался очень красивый и трогательный

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/cvetaeva/rodina

Анализ стихотворения Цветаевой «Родина». Часть 1. | Марина Цветаева и мировая культура

 Цветаева, с ее обостренным мироощущением, конечно, не могла миновать в своем творчестве тему Родины. И воплотила ее в собственных, по-личному заостренных мотивах и формулировках.<\p>

Дата создания стихотворения отражает обстоятельства, в которых в то время существовала Цветаева. Трудности эмигрантской жизни с каждым годом усугублялись. В марте 1932 г.

семья Эфронов в очередной раз была вынуждена поменять квартиру и теперь обживалась в Кламаре. К бытовым сложностям прибавлялись политические. За 6 дней до написания стихотворения выстрелом русского эмигранта П.Т. Горгулова был убит французский президент П. Думер. Это событие вызвало вспышку ксенофобских настроений в стране и обострение противоречий в эмигрантской среде.

Русским пришлось с новой силой испытать тягостное чувство изгнанников, лишенных почвы, опоры, защиты. Цветаева имела свое мнение по поводу поступка Горгулова, но общая атмосфера не могла не сказаться на ее душевном состоянии.

Возможно, совокупность этих обстоятельств реализовала давно зревшую потребность выяснить и сформулировать тот смысл слова «Родина», который бы позволил обрести почву, опору и защиту внутри себя.

Понятие оказывается не только емким, а сложным, трудно найти подходящие слова, язык ощущается «неподатливым«. Но все сложное начинается с простого. Первоначальное понимание Родины закреплено в народном сознании: это страна, в которой родился человек, где он живет. Об этой родине «певал мужик и до меня».

С духовным ростом и открытием новых горизонтов меняется и представление о Родине. При этом связь с «простонародным» значением не уничтожается. Об этом свидетельствует вторая строфа стихотворения. Она содержит неточные рифмы, характерные для народных песен: холма / она / земля / моя.

Расширение сознания, переход на другой уровень мироощущения отражается во фразе: «Мне открывалася она — Даль — тридевятая земля!» С просторечной формой глагола открывалася соединяется местоимение она — выделенное курсивом, что подчеркивает новое качество ощущения Родины: теперь это — неизведанная даль, влекущая самой своей недоступностью, как манит сказочный мираж тридевятого царства — тридесятого государства.

Почему эта даль оказывается такой необходимой, почему так тянет туда? Об этом говорится в третьей строфе. Потому что этого требует личностный уклад героини, с его «всемирной отзывчивостью», по Достоевскому.

Для человека с таким духовным масштабом, каким наделена героиня, невозможно замыкать себя в отдельной точке пространства, ему нужен весь мир.

Эта потребность становится настолько мощной, что доходит до болевого ощущения, не отпускает пожизненно, осознается как судьба, с которой не спорят, а повинуются ее указаниям.

Судьба приводит героиню в чужеземные края, проводит ее сквозь новые события и впечатления, и мотив получает дальнейшее развитие. Теперь представление о далекой Родине оборачивается на покинутую Россию.

Ее черты, усвоенные с рождения, за годы разлуки не забылись, а создали образ, увиденный и осознанный на расстоянии, родной по-новому.

«Даль, отдалившая мне близь» одолевает влияние обстоятельств, среди которых проходит жизнь, обостряет ощущение их чуждости и наделяется необычайной привлекающей аурой.

С той же силой, с какой в прежние времена тяга к неизведанным просторам тянула к ним из России, теперь тоска по покинутому дому тянет вернуться обратно с любых мест, даже возвышенных до «горних звéзд». Поэтому призыв «домой» так же отмечается курсивом, как перед этим подчеркивалось стремление в «даль».

Осознавая глубинную укорененность полюсов представления о Родине, героиня осознает, что они определили и ее личную отдаленность от любой окружающей среды, круга обычных людей: «Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы» и привели к статусу чужеземки во всех смыслах.

Таким образом размышление о том, что такое Родина, подводит к героиню к открытию центрального мотива, который определяет ее мировоззренческие ориентиры и выстраивает линию судьбы.

Неизменность, прочность, масштабность этого принципа заставляет ее в любых обстоятельствах, в любом физическом и душевном состоянии выполнять его волю.

Осознав его значение, героиня обращается к нему напрямую, на «ты», словно приносит клятву на верность.

Нынешняя Родина носит название «гордыни». Словари определяют это понятие так: «Гордыня — непомерная гордость». Непомерная — значит превосходящая привычные рамки. Но как раз такой масштаб чувств и свойственен безграничной душе героини.

В ее понимании гордыня — гордость, достигающая наивысшего уровня. А гордость — это прежде всего чувство собственного достоинства, статус, определяющий нерушимую личностную цельность.

Подобно тому, как Родина — страна рождения — объединяет в единое целое входящие в ее состав земли и народы, которые наделены разными, порой противоположными качествами, — так гордыня соединяет «распри» разнонаправленных чувств и мыслей в нерасторжимое, внутренне прочно и логично связанное целое — и таким образом позволяет сохранить собственный духовный мир в любых обстоятельствах.

Наше прочтение, конечно, — лишь попытка приблизиться к пониманию цветаевского текста. Мы не стали включать в анализ «фактор поэта», так как этот важнейший ракурс получил множество разноплановых трактовок, о которых мы поговорим в следующей заметке.

Источник: http://www.mysilverage.ru/2015/10/04/analiz-stixotvoreniya-cvetaevoj-rodina/

Марина Цветаева — Родина: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение Марины Цветаевой “Родина”

Читайте также:  Правила этикета

Многие из поэтических произведений Марины Цветаевой посвящены теме Родины, хотя большую часть своей жизни она провела за пределами России (учеба во французском университете, эмиграция, жизнь в Праге, затем в Париже).

Пронзительное и лиричное стихотворение «Родина», написанное Цветаевой в 1932 году в предместье Парижа, где она впроголодь жила с мужем и двумя детьми, стало одной из ярких жемчужин в её творческом наследии.

Главной темой данного произведения является чувство щемящей тоски поэтессы по её родной земле и отчаянное желание вернуться домой с чужбины.

Цветаева, выросшая в семье московских интеллигентов (отец известный профессор-филолог Московского университета, мать – пианистка, ученица известного пианиста-виртуоза и дирижера Николая Рубинштейна), с большим недоверием и ужасом восприняла идеи новой революционной власти, обернувшиеся кровью и террором для всего русского народа. Послереволюционная Россия перестает существовать в качестве Родины для Цветаевой в её старом и привычном понимании, и она, с трудом добившись разрешения на выезд, уезжает в эмиграцию, сначала в Прагу, затем в Париж. Перестав бояться за свою жизнь, получив некоторую стабильность и средства к существованию, Цветаева нестерпимо тоскует по родине и вопреки здоровому смыслу, рассказам о том, что творится в России (Красный террор, аресты и расстрелы бывших белогвардейцев и им сочувствующих, голод и нищета), она стремится вернуться домой и прикладывает для этого все свои усилия.

Основная тема

В написанном в 1932 году стихотворении «Родина» красной нитью проходит мысль поэтессы о связи каждого человека с его народом и родной землей, на которой он родился и вырос.

Уже первые строчки произведения акцентируют внимание читателей на том, что лирическая героиня Цветаевой такая же как простой русский мужик, у них много общего, вместе они являются частью великого и могучего русского народа, чему она безмерно рада и горда этим фактом.

Цветаева описывает свои чувства к Родине и говорит о том, что рвется домой по зову своего сердца, который сильнее голоса её разума.

Где бы она ни была, в какие дали её бы не занесла судьба, любовь к родной земле всегда возвращает её назад: «Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест!».

Поэтесса до последнего момента своей жизни готова восхвалять свою Отчизну и гордится тем, что она — её дочь, готовая принимать её в любом обличии и разделять с ней любую судьбу, уготованную свыше: «Ты! Сей руки своей лишусь,— Хоть двух! Губами подпишусь на плахе».

Поэтесса описывает мучения и терзания лирической героини, страдающей от мысли, насколько далеко она от родных мест, и какие огромные преграды встают на её пути к ним.

Последние строки произведения, представленные в виде диалога поэтессы и её Отчизны, показывают всю глубину и искренность её чувств.

Одно короткое, но весьма красноречивое и обращение к России «Ты!», и далее «Гордыня, родина моя!» как нельзя лучше раскрывают простое, но вместе с тем глубокое чувство любви и уважения Цветаевой к своей далекой Родине.

Композиционное построение, художественные приемы

Стихотворение «Родина», являющееся ярким образцом патриотический лирики Цветаевой, имеет шесть строф, первые пять это катрены или четверостишия, последняя шестая – двухстрочный дистих. Написано оно четырехстопным ямбом с использованием смежного приема рифмования и явного акцентирования на мужскую рифму (ударение на последний слог).

Используются разнообразные средства и приемы художественной выразительности: эпитеты, антитезы, риторические обращения.

Противоречивость чувств героини к Родине передаются оксюморонами «чужбина, родина моя», «даль, отдалившая мне близь», многократным повторением слова «даль» (прием лексемы), четвертая строфа ярко выражает анафору (единоначало) всего произведения.

Стихотворение «Родина» имело большое значение в дальнейшей судьбе поэтессы, когда она и её семья подали документы в посольство Советского Союза для возвращения в Россию.

Оно стало дополнительным аргументом в принятии положительного решения по их ходатайству, ведь чиновником пришелся по душе увиденный ими в данном произведении искренний патриотизм и лояльное отношение к власти большевиков.

А это в условиях становления молодого советского государства было очень важно, потому что так поддерживалось реноме молодой страны советов, как государства, где торжествует справедливость и равенство.

Хотя на самом деле писалось оно не как дань патриотизму или лояльности к новой власти, а как трагичное и печальное стихотворение-воспоминание о прошлой жизни, наполненное грустными воспоминаниями и ностальгией.

Впрочем, возвращение поэтессы и её семьи не принесло им в будущем ни счастья, ни спокойствия: её мужа Сергея Эфрона расстреляли, дочь Ариадна была арестована и на 15 лет оправлена в ссылку, сын погиб в 19 лет на фронте, сама Цветаева трагически ушла из жизни.

Добавить комментарий

Поделиться

Мы ВКонтакте

Мы в Фейсбуке

О журнале:

“Сезоны года” — это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Источник: http://rus-poetry.ru/marina-tsvetaeva-rodina-analiz-stihot/

Родина (М. Цветаева) – Стихи для детей

“Я по первому снегу бреду…”

Я по первому снегу бреду. В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Я не знаю — то свет или мрак? В чаще ветер поет иль петух? Может, вместо зимы на полях, Это лебеди сели �

Далее:Крестьянские дети

Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живется легко, Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка;

Далее:Семья и дом (И. Афонская)

Семья и дом – как свет и хлеб.Родной очаг – земля и небо.В спасение даны тебе,в каких бы ты заботах не был. Пусть тороплив у жизни бег,куда бы ни вела дорога,в твоей изменчивой судьбепрекрасней дара нет от Бога. Они храня

Далее:К зиме

Лес совсем уж стал сквозистый,       Редки в нем листы.Скоро будет снег пушистый       Падать с высоты.Опушит нам окна наши,       В детской и везде.Загорятся звезды краше,       Лед прильнет к воде.На коньках начнем к�

Далее:Лисица (Е.Серова)

Лисица.Говорят, я рыжая,Говорят, бесстыжая,Ем цыплят,Говорят,Ем утят,Говорят.Да ведь это петухиНаболтали чепухи!

Далее:Земля (Роман Сеф)

Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо… Береги свою планету -Ведь

Далее:Семья (М. Шварц)

Семья – словечко странное,Хотя не иностранное.– Как слово получилось,Не ясно нам совсем.Ну, «Я» – мы понимаем,А почему их семь? Не надо думать и гадать,А надо просто сосчитать:Два дедушки,Две бабушки,Плюс папа, мама, я.С�

Далее:Пруд и река

«Что это», говорил Реке соседний Пруд:     «Как на тебя ни взглянешь,     А воды всё твои текут!   Неужли-таки ты, сестрица, не устанешь?   Притом же, вижу я почти всегда,    То с грузом тяжкие суда,   То долго�

Далее:Сердечко (Наталья Колмогорова)

Однажды ребята играли у речки, Попался им камешек в виде сердечка: Гладкий и мокрый, такой симпатичный! Как сувенир – да он просто отличный!   Каждый сердечком хочет владеть, У каждого веские доводы есть. Тянут серде�

Далее:Букет Далее:Две бочки

Две Бочки ехали; одна с вином,       Другая       Пустая. Вот первая — себе без шуму и шажком       Плетется,     Другая вскачь несется; От ней по мостовой и стукотня, и гром,      И пыль столбом; Прох�

Далее:Кто это? (О.Беляевская)

Чьи-то лапки на белом снегу наследили,Кто-то, робкий, лесною опушкой бежал,У березы кору обглодал.Корешок чьи-то зубки точили.Белым столбиком долго сидел,Навострив свои длинные ушки,И, зачуяв стрелка, полетелЧерез голов

Далее:Столяр (В. Пахомов)

 Ножовка в руке: Мастерю табуретку, Есть гвозди и клещи, Стамеска, рулетка, Рубанок и дрель, Молоток и отвертка, Наждачной бумаги Лежит целый сверток. Не думай, что это Простая работа, Но ей занимаюсь С большою охото

Далее:Я открыла книжку (Д. Бернар)

Я открыла книжку,И учу братишку!Где живет гиппопотам?Брат кивнул на кухню:«Там!»(Он напутал…, таракан,Это не гиппопотам!)Продолжаю свой урок,Кто на кухне не живет?«Ну, конечно, это слон:Не пролез бы нипочем!»Кто быстрее в

Далее:Крысаков и две собачки

  Любитель маленьких щенков Иван Иваныч Крысаков. Он каждый вечер ровно в пять Идет на улицу гулять. — Погасла трубка. Не беда. Ее зажжем мы без труда. В кармане книжка и пакет, И только спичек нет как нет. — Ива

Далее:

Источник: http://xn--h1aazeq.xn--d1acj3b/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5/6265-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BC-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0

Ссылка на основную публикацию