Тихомиров «слово о походах александра невского»

Юрий Бегунов – Александр Невский

Тихомиров «Слово о походах Александра Невского»

Шаскольский И.П. Борьба Александра Невского против крестоносной агрессии конца 40-х-50-х годов // Исторические записки. М., 1953. № 43. С. 182–200.

Шаскольский И.П. Борьба Новгорода со Швецией перед Невской битвой // Военно-исторический журнал. М., 1940. № 7. С. 90–95.

Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978.

Шаскольский И.П. Борьба Русского народа за Невские берега. М., 1940.

Шаскольский И.П. Борьба шведских крестоносцев против Финляндии (XII–XIV вв.) // Исторический журнал. М., 1940. № 4–5.

Шаскольский И.П. Емь и Новгород в XI–XIII вв.// Ученые записки Ленинградского государственного университета. Серия исторических наук. Вып. 10. Л., 1941. С. 93–115.

Шаскольский И.П. Невская битва (к 750-летию) // Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто. Москва, 18–20 апреля 1990 г. М., 1990.

Шаскольский И.П. Новые материалы о шведском походе 1240 года на Русь // Известия АН СССР. Серия истории и философии. М., 1951. № 3. С. 267–276.

Шаскольский И.П. Папская курия – организатор агрессии в 1240–1242 гг. // Исторические записки. М., 1951. Т. 37. С. 169–188.

Шатаев В.Г. Жизнь и подвиги святого благоверного и великого князя Александра Невского. СПб., 1866.

Широпаев А. Тюрьма народа. Русский взгляд на Россию. М., 2001. С. 11–13.

Шишов A.B. Александр Невский. Ростов-на-Дону, 1999.

Шишов A.B. Русские князья. Ростов-на-Дону, 1999. С. 217–272.

Шляпкин И.А. Иконография святого и благоверного великого князя Александра Невского. СПб., 1915.

Экземплярский A.B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. Переизд.: М., 1998.

Энгельман А. Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в XIII и XIV столетиях. СПб., 1858.

Яковлев А. И. Разгром немецких псов-рыцарей в XIII в. Александр Невский. Из цикла лекций по истории СССР. М., 1944.

Янин В.Л. К хронологии и топографии ордынского похода на Новгород в 1238 г. // Исследования по истории и историографии феодализма: К 100-летию со дня рождения академика Б. Д. Грекова. М., 1982.

Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина. М., 1981.

Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962.

Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения Средневекового Новгорода. М., 1977.

Янин В. Л. Проблемы социальной организации Новгородской республики // История СССР. М., 1970. № 1.

Янин В. Л. Социально-политическая структура Новгорода в свете археологических исследований // Новгородский исторический сборник. Л., 1982. Вып. I (II).

Янин В.Л. Церковь Бориса и Глеба в новгородском детинце (о новгородском источнике “Жития Александра Невского”) // Культура средневековой Руси. К 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974. С. 92–93.

Ярошевский Э. Александр Невский. Новосибирск, 1942.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Александр Невский. Сборник… Н. Чмырев. Александр Невский. В. Клепиков. Александр Невский. Исторические романы. М.: Новая школа, 1996.

Белов В. И. Александр Невский. Пьеса//Советская драматургия. М., 1988. № 1. С. 112–152.

Григорьев 3. О фильме “Александр Невский”. М., 1938. 32 с, илл.

Макарихин В.П. Витязь Северной Руси. Повесть об Александре Невском. М., 1993.

Мосияш С.П. Александр Невский. Трилогия. Л.: Детлит, 1982. 272 с. Переизд.: Кишинев: Литература Артистикэ, 1888. 416 с. илл. М., 1993, 1994.

Наумов Н. Александр Невский. 1220–1263. Киносценарий. М., 1993.

Непьев И. В. [Кантата] “Александр Невский” Прокофьева. М. 1968. 50 с.

Павленко П.А., Эйзенштейн С.М. Александр Невский. Киносценарий. М.: Госкиноиздат, 1938. То же//Знамя. М., 1937. № 12. То же: Павленко П.А. Александр Невский. Киноповесть // Павленко П.А. Собр. соч. в шести томах. М., 1954. Т.

4. С. 225; Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М., 1955. Отклики: Тихомиров М.Н. Издевка над историей (О сценарии “Русь”) // Историк-марксист. М., 1938. № 2. Литературная газета. М., 1938. 26.04. № 23 (730) (ответ П. Евстафьева).

Саянов В. Житие Александра Невского // Героическая поэзия Древней Руси. Л., 1944. С 81–92.

Субботин A.A. За землю Русскую! Роман об Александре Невском. М., 1957; 1963; 1988.

Тихомиров О.Н. На страже Руси. Слово о походах Александра Невского. М., 1982. С 4-33.

Торопов Г. В. Битва Александра Невского со шведами 15 июля

1240 года. Поэма // Колпинский интерес. Колпино, 1994. 9-16.09. № 37 (80). С. 5.

Хохленко Ю. Сказание о предках Пушкина. М., 2000.

Югов А. К. Ратоборцы. Даниил Галицкий. Александр Невский // Собр. соч. А. К. Югова. М., 1985. Т. 3. Роман издавался в 1949, 1956, 1962, 1972, 1978, 1983, 1986 гг.

БИБЛИОГРАФИЯ БИБЛИОГРАФИЙ

Александр Невский: указатель литературы. (К 750-летию Невской битвы.) Составила Е. Г. Виноградова. Л., 1990.

Краткая библиография. Составил Ю. К. Бегунов // Князь Александр Невский. Материалы научно-практических конференций 1989 и 1994 гг. СПб., 1995. С. 106–108.

Ратоборцы. Александр Невский и Даниил Галицкий. Рекомендательный указатель. Составил М. М. Знаменский. М., 1991.

Великий князь Александр Ярославич Невский. Портрет из “Титулярника” 1672 г.

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из “Титулярника” 1672 г.

Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий. Портрет из “Титулярника” 1672 г.

Переяславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор с окружающей застройкой в XII в. Реконструкция Г. В. Борисевича.

Великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Портрет из “Титулярника” 1672 г.

Великий князь Ярослав Всеволодович. Портрет из “Титулярника” 1672 г.

Шлем великого князя Ярослава Всеволодовича.

Памятник князю Александру Невскому в Переелавле-Залесском.

Собор Святой Софии в Новгороде. Современный вид.

Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде. 1207 г. Реконструкция Г М. Штендера.

Церковь Николы на Липне в Новгороде. 1292 г.

Начало княжения в Киеве великого князя Ярослава Всеволодовича, а в Новгороде – его сына Александра Ярославича. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.

Великий князь Ярослав Всеволодович. Ктиторская фреска храма Святого Спаса Преображения на Нередще. Около 1246 г.

Князь Александр Ярославич молится в храме Святой Софии в Новгороде накануне Невской битвы. Миниатюра Лицевого летописного свода.

Русские княжества в XIII в. Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками.

Возвращение князя Александра Ярославича после победы в Невской битве в Новгород. Миниатюра Лицевого летописного свода.

Памятник Александру Невскому в Пскове.

Псков. Спасо-Мирожский монастырь. Фото Н. А. Алексеева.

Источник: https://profilib.org/chtenie/88840/yuriy-begunov-aleksandr-nevskiy-64.php

Читать

Не в силе Бог, а в правде!

Св. Александр Невский

За последние десятилетия в нашей стране увидело свет немало книг, посвященных великому князю Александру Ярославичу Невскому.

В том числе и в молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей», где еще в 70-е годы прошлого столетия была опубликована одна из лучших биографий великого князя, принадлежащая перу замечательного исследователя средневековой Руси Владимира Терентьевича Пашуто.

Но и до, и после книги Пашуто историки, писатели, публицисты вновь и вновь обращались к личности Александра Невского и к проводимой им политике, пытаясь найти в ней ответы на многие вопросы, актуальные для нашей страны и по сей день.

И это закономерно, ибо великий князь Александр Ярославич, вне всяких сомнений, одна из ключевых фигур нашей истории, а время его правления зримо отделяет историю древней, домонгольской Руси от истории Руси Московской. И очень многие черты политической жизни нашего государства, многие особенности политики московских великих князей, а затем и царей были заложены именно в княжение их великого предка.

Казалось бы, об Александре Невском написано всё. Историкам и биографам остается спорить лишь об отдельных нюансах в его биографии, о том или ином освещении давно установленных фактов, извлеченных из давно опубликованных и подвергнутых тщательному изучению источников — летописей, житий, княжеских договоров, западноевропейских хроник, записок иностранных дипломатов и путешественников.

Но вот перед нами книга, в которой многие известные факты изложены по-новому, а иные из них и вовсе неизвестны исследователям жизни Александра Невского и Руси его времени.

Автор книги, предлагаемой вниманию читателя, — известный петербургский ученый Юрий Константинович Бегунов, действительный член нескольких академий наук — Петровской, Международной Славянской и Русской, профессор политологии, доктор филологических наук России и Болгарии, почетный доктор Великотырновского университета имени святых Кирилла и Мефодия, член Русского Исторического общества и Ассоциации болгаристов СНГ. Его имя прекрасно известно специалистам по истории древнерусской литературы; сюжетами, связанными с именем Александра Невского, автор занимается вот уже более полувека, а его монография, основанная на кандидатской диссертации, — «„Слово о погибели Рускыя земли“ — памятник русской литературы XIII века» (1965), — в которой исследована рукописная традиция Жития святого Александра Невского и реконструирован первоначальный текст этого выдающегося памятника русской агиографии, до сих пор служит основой для большинства исследований как самого произведения, так и обстоятельств жизни его главного героя — святого и благоверного великого князя Александра Ярославича. В дальнейшем Ю. К. Бегунов опубликовал несколько десятков статей, посвященных Житию Александра Невского, биографии князя, его изображению в русской литературе и искусстве XIII–XIX веков[1]. При его участии были организованы и проведены конференции, посвященные Александру Невскому, — международная, проходившая в Санкт-Петербурге и приуроченная к 750-летию Невской битвы и Году Александра Невского (1990), и научно-практические, состоявшиеся в городе Колпине (1989, 1994, 1999). В отличие от прежних биографов Александра Невского, автор книги сумел привлечь многие новые источники, остающиеся до сих пор вне поля зрения историков. В первую очередь, это различные редакции Жития святого и благоверного великого князя Александра Ярославича, которые составлялись на протяжении XIII–XVIII веков (по данным автора, их число перевалило за 20); церковная Служба святому князю в редакциях XVI–XVII веков; написанное в XVI веке «Исповедание веры святого Александра Невского»; «Ростовский летописец» А. Я. Артынова (XIX век). При описании монголо-татарского нашествия на Русь и мер, принятых Александром Невским для отведения угрозы от Новгорода, автор привлек практически неизвестный даже специалистам так называемый «Свод булгарских летописей» (XVII век), сохранивший в том числе и летопись знаменитого татарского (точнее, булгарского) полководца XIII века Гази-Бараджа Бурундая, одного из самых заметных участников похода татар на Русь и последующего утверждения власти Орды над Русью.

Читайте также:  Богомолов. вечный огонь

Издатели книги, несомненно, отдают себе отчет в том, что эти памятники имеют позднее — как правило, даже очень позднее — происхождение, а потому степень их достоверности не может не вызывать серьезных сомнений.

Наверное, кое-кто из специалистов, исследователей Древней Руси, с пренебрежением отнесется к подобным источникам, напрочь отвергнув их показания. Однако едва ли такой подход можно признать правильным.

Во всяком случае, нам показалось, что читателю будет полезно и небезынтересно познакомиться с новой, насыщенной новыми, зачастую неожиданными фактами биографией одного из крупнейших деятелей средневековой России.

В заключение скажем особо о структуре книги. Значительную ее часть составляют документальные приложения — тексты двух редакций Жития святого Александра Невского, церковной Службы и другие материалы. Мы уже говорили о том, что автор книги, проф. Ю. К.

Бегунов, известен прежде всего как исследователь агиографических сочинений, посвященных святому князю. А потому собранные им материалы представляют немалый интерес и немалую — в том числе и чисто научную — ценность.

Все переводы древнерусских памятников на современный русский язык выполнены Ю. К. Бегуновым.

Александр Невский — ключевая фигура русской истории: победитель шведских и немецких рыцарей, остановивший крестовый поход на Русь, строитель Русского национального государства с городом Владимиром как центром, оберегатель Русской вольницы — Новгорода Великого и Пскова, заступник Русского народа от ордынских нашествий, создатель династии московских великих князей и т. п.

Про таких говорят: герой с тысячью лиц, человек многих достоинств и добродетелей, отмеченный Богом.

Неудивительно, что Русская Православная Церковь причислила его к лику святых: вначале — местно в Рождественском монастыре во Владимире, где он был похоронен как схимник Алексий (1263), с написанием в его честь благочестивого Жития (1280-е годы); затем — также местно — с открытием мощей святым митрополитом Киприаном (1381), с написанием «Чуда о Доньской победе», еще позже — соборно — с общерусской канонизацией в Москве в 1547 году, с написанием владимирскими иноками «Слова похвального благоверному великому князю Александру, иже Невский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася».

В дальнейшем, на протяжении веков, святого князя Александра Невского прославляли как «Второго Константина» и «Нового Владимира»; ему посвящали храмы, изографы писали иконы. Из-под пера древних книжников явился идеальный образ князя-святого, сына благочестивых и благородных родителей, потомков Владимира Мономаха.

Вся короткая многострадальная жизнь князя Александра — всего 43 года! — пример беззаветного служения Отечеству. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости.

Говорят, что героями становятся по воле Божьей.

Святой Александр Невский и был таким героем, у которого нельзя отделить героическое от человеческого, ангельское подобие от человеческого служения миру, небесное от земного, вечное от временного.

Историки, с легкой руки Г. В.

Вернадского, говорят о двух подвигах Невского: во-первых, о подвиге земном, воинском, так как князь и его сподвижники спасли Русскую землю от иноземного порабощения, и, во-вторых, о подвиге духовном, так как земной воитель, ведомый Святой Софией и Святой Троицей, отстоял родную землю, народ и веру православную: не согласился на унию с Римской католической церковью, стойко защищал христиан от «поганых», установивших жесточайшее иго на Руси.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=176569&p=71

Солнце земли Русской великий князь Александр Невский

Солнце земли Русской

великий князь Александр Невский

(Библиографический список литературы)

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой

храма Преображения Господня в Богородском

         6 декабря Русская Православная Церковь отмечает память святого благоверного князя Александра Ярославича Невского, победителя в Невской битве (15 июля 1240 г.) и героя Ледового побоища (5 апреля 1242 г.).

   По мнению военных историков, князь Александр Ярославич проявил незаурядный полководческий талант и личное мужество, применив в бою  такие тактические приёмы, как стремительность, внезапность, использование рельефа местности и даже погодных условий в пользу русского войска.

Он изучал сильные и слабые  стороны своих и вражеских войск, громил неприятеля по частям, активно применял разведку.[1] Полководческое искусство  князя Александра Невского было признано и в Золотой Орде. Став великим князем Владимирским, Александр Ярославич проявил себя и как политик-дипломат.

Он прекратил набеги золотоордынцев на русские земли, добился, чтобы русские воины не участвовали в монгольских войнах с другими народами, укрепил великокняжескую власть.

         По словам историка  С.М. Соловьёва: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным лицом в нашей древней истории от Мономаха до  Донского».[2]

         Итак, в сознании русского средневекового  человека великий князь запечатлелся как защитник Святой Руси и поборник веры Православной.

Именно перед Невскою битвой, по преданию, князь произнёс слова, ставшие девизом всей его жизни: «Не в силе Бог, а в правде». Первое изложение его жития[3] появилось уже в том же XIII веке.

Вероятнее всего, оно было написано  по благословению Киевского митрополита Кирилла II и воле сына  Александра Невского великого князя Димитрия Александровича.

         Насколько велико было уважение  народа к великому князю Александру, говорит следующий эпизод. Когда во время богослужения  митрополиту Кириллу сообщили о смерти князя, он тотчас же обратился к присутствующим в соборе людям со словами: «Осиротели мы. Зашло Солнце земли Русской». И народ плакал вместе с ним.

         С 1280 г. на Владимирской земле началось почитание Александра  Ярославича как местночтимого святого. Общерусская канонизация святого князя состоялась на Соборе  1547 г.

Тогда же была составлена служба новому святому и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже  Невьский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася».

Канонизация военачальника, участвовавшего во многих сражениях, казалось бы не раз нарушавшего  шестую заповедь Божию «Не убий», для средневекового человека, сознание которого было исключительно религиозно, значило чрезвычайно много.

«Нет больше той любви,  как если кто положит душу свою  за друзей своих» (Ин 15, 13), — сказано в Евангелии. Вся жизнь великого князя Александра Невского была отдана любви к Отечеству и любви к своему народу (как бы это ни трактовали с современных позиций). Иначе князя не только не  канонизировали бы, но и не сохранили  память о нём на долгие века.

         В 1710 г. на берегу реки Невы был заложен Александро-Невский монастырь, ставший в 1797г. Лаврой. По повелению Петра I в 1724 г.  мощи св. Александра Невского были перенесены из Владимирского Богородице-Рождественского монастыря в  Александро-Невский монастырь. В 1725 г.

Екатерина I, памятуя наказ  своего венценосного супруга, учредила  орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского, который стал одной из высших наград Российской империи (вместе с орденом св. Андрея Первозванного и св. Екатерины). Этот орден просуществовал до 1917 г. В 1942 г.

был учреждён советский орден Александра Невского, которым награждали командиров подразделений, частей, соединений за личную отвагу и обеспечение успешных  военных действий.

В настоящее время также существует орден Александра Невского, который по своей форме близок к дореволюционному варианту, но является общегражданским.

         Почитание Александра Невского  нельзя объяснить лишь только имперской идеологией  Российской империи и  Советского Союза.

Читайте также:  Дед мороз своими руками

Источник: https://xn--90ae6ab.xn--p1ai/2017/12/solnce-zemli-russkojj-velikijj-knyaz-aleksandr-nevskijj/

Александр Невский

сообщить о нарушении

Текущая страница: 21 (всего у книги 22 страниц)

Малышев В.И.Житие Александра Невского (по рукописи середины XVI в. Гребен щи ковской Старообрядческой общины в г. Риге) // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1947. Т. V. С. 185–193.

Мансикка В.И.Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. Памятники древней письменности и искусства. T. CLXXX. СПб., 1913. 137 с. Рец.: Бугославский СП. К вопросу о первоначальном тексте Жития великого князя Александра Невского // Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. СПб., 1914. Т. XIX. № 1. С. 261–290.

Мартышин О.В.Вольный Новгород. М., 1992.

Матузова В.И., Пашуто В.Т.Послание папы Иннокентия IV князю Александру Невскому // Studia historica in honorem Hans Kruus. Tallinn, 1971. С 136–138.

Махнач В.Очерки православной традиции. М., 2000. С. 5–8.

Маясова H.A.Два произведения художественного шитья XVII в. // Сообщения Загорского государственного историко-художествеиного музея-заповедника. Загорск, 1958. № 2. С. 39–42.

Мельников-Печерский П.И.Исторические заметки. Где скончался св. Александр Невский?// Мельников-Печерский П.И. Собр. соч. 2-е изд. СПб., 1909. Т. VII.

Моисеева Г.Н.Новый список повести об Александре Невском// Русская литература. Л., 1964. № 1. С. 87–97.

Москвитина О.Н. Александр Невский в зеркале новейшей английской историографии // Критика концепций современной буржуазной историографии. Вып. 2. Л., 1987.

Насонов А.Н.Монголы и Русь (история татарской политики на Руси). М.; Л., 1940. С. 47–49.

Некрасов В.Святой благоверный великий князь Александр Невский // Журнал Московской патриархии. М., 1963. Август. С. 56–62.

Орлов A.C.Александр Невский в средневековой литературе // Вестник АН СССР. М., 1942. № 4. С. 72–79.

Орлов A.C.Героические темы древней русской литературы // Юбилейная сессия АН СССР. Москва, 15 июня – 3 июля 1945 г. М.; Л., 1947. Т. 2. С. 710. То же: Отд. изд: М.; Л., 1947. 143 с. (АН СССР. Научно-популярная серия).

Орлов A.C.Древнерусская литература. М.; Л., 1937. 2-е изд. М.; Л., 1945.

Охотникова В.И.Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987. С. 354–363.

Охотникова В.И. Повесть о Довмонте и княжеские жизнеописания // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 115–128.

Очерки истории СССР. IX–XIII вв. М., 1953. С. 845–852.

Павлов А.Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах Лаврских. СПб., 1842. С. 13–17.

Паклар Э.К.Где произошло Ледовое побоище? // Исторические записки. М., 1951. № 37. С. 304–316.

Источник: http://itexts.net/avtor-yuriy-konstantinovich-begunov/238985-aleksandr-nevskiy-yuriy-begunov/read/page-21.html

Имя великого князя Александра Невского – одно из самых прославленных в истории нашей страны

Имя великого князя Александра Невского – одно из самых прославленных в истории нашей страны.

Как полководец, он по праву может считаться Великим, ведь за всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в своих действиях сочетал военную гениальность с личной отвагой.

В библиотеках Арзамасского района прошли Александровские дни «Он в битве Невской был непобедим», посвященные князю новгородскому и владимирскому, выдающемуся полководцу и политику.

Цикл часов истории был проведен Балахонихинской с/б «Солнце земли русской», В-Вражской с/б «Александр Невский.

Страницы истории», Никольской с/б «Александр Невский – Святой покровитель Отечества», Семеновской с/б «Великий сын великого народа», Шатовской с/б «Он в битве Невской был непобедим», Чернухинской с/б «И позвали трубы в поход» и другими с/б.

Библиотекарь Шатовской с/б познакомила участников мероприятия с биографией доблестного полководца А.Невского и его подвигами во времена татаро-монгольского нашествия и крестовых походов. А также ребята узнали о полководце, как о святом Русской православной церкви.

На мероприятии в Семеновской с/б в исполнении библиотекаря и читательницы звучали одноименные стихотворения Л.Лидера и Т.Подцветовой «Александр Невский». «Кто же Он? Какова Его роль в истории Руси? Почему Он причислен к лику святых?..» – эти и другие вопросы были в центре внимания прошедших мероприятий.

В Красносельской с/б, Березовской с/б был организован цикл часов исторического портрета «Отважный рыцарь, смиренный схимник», «Он в битве Невской был непобедим» и др.

Рассказ библиотекаря Пустынской с/б сопровождался показом электронной презентации, благодаря которой юные читатели смогли наглядно представить не только образ полководца, но и военное обмундирование славянских и вражеских войск.

Заключительной частью мероприятия стал просмотр кинофильма «Александр Невский», с последующим его обсуждением.

Насыщенную программу – исторический вояж «Он в битве Невской был непобедим», подготовила сотрудник Казаковской с/б для учащихся сельской школы. Беседа проводилась на основе рассказов О. Тихомирова «Слово о походах Александра Невского».

На мероприятии обсуждали одежду воинов русской дружины и немецких рыцарей, пробовали обосновать, почему пошли под лед воины Тевтонского ордена; почему князя Александра назвали Невским; какие слова, сказанные Невским, часто повторяли воины разных поколений и т.д.

Каждая библиотека подготовила книжные выставки или тематические полки, где была представлена литература как об Александре Невском и его времени, так и о великих защитниках нашей Родины.

Александр Невский является достойным примером для подрастающего поколения. Несколько лет назад россияне назвали князя Александра Невского «именем России». Патриарх Кирилл подчеркнул, что такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны не имеют срока давности.

Таким образом, прошедшие библиотечные мероприятия содействовали формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитанию в подрастающем поколении уважения к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Управление культуры, искусства и туризма администрации

Арзамасского муниципального района

МБУК «МЦБС» Арзамасского района Нижегородской области

Источник: http://arz.omsu-nnov.ru/?id=148652&template=print

БИБЛИОГРАФИЯ. «Александр Невский» | Бегунов Юрий Константинович

ИСТОЧНИКИ

Гавриил Бужинский. Слово в похвалу Санкт-Петербурга и его основателя государя императора Петра Великого // Старина и новизна. СПб., 1772. Ч. 1.

Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.; Л., 1938.

Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949.

Житие Александра Невского //Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 185–194.

Житие Александра Невского // «Изборник». Сборник произведений литературы Древней Руси / Сост. Д. С. Лихачев и Л. А. Дмитриев. (Подг. текста и комм. КЗ. К. Бегунова) // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 15. М., 1969. С. 328–343.

Житие Александра Невского // Кто с мечом. Три произведения древнерусской литературы XIII–XV вв. Перевод с древнерусского / Консультант Д. С. Лихачев. Составитель А. Д. Шмаринов. (Подг. текста и комм. Ю. К. Бегунова.) М., 1973. С. 41–53; 2-е изд. 1975. С. 73–85.

Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Государственная публичная библиотека имени M. E. Салтыкова-Щедрина. Факсимильное воспроизведение. Л. 1990. 2-е изд. СПб., 1992. 44 л. факс, 24 с.

Иман Бахши. Джагфар Тарихы. Свод булгарских летописей. Т. 1. Оренбург, 1993.

Лаврентьевская и Суздальская летописи по Академическому списку // Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1962.

Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. М.; Л., 1966.

Летописец Переяславля Суздальского. М., 1851.

Мансикка В. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. Памятники древней письменности и искусства. T. CLXXX. СПб., 1913.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисловием А. Н. Насонова. М.; Л., 1950.

Плано Карпини, Иоанн, де. История монголов. Изд. А. И. Малеина. СПб., 1911.

Полное собрание русских летописей. СПб.; М, 1846–1995. Т. 1—XLI.

Рубруквис, Вильгельм, де. Путешествие в восточные страны. Изд. А. И. Малеина. СПб., 1911. То же с доп.: Путешествия в восточные страны Плано де Карпини и Вильгельма де Рубруквиса. М., 1957; 1997.

Рашидад-Дин. Сборник летописей. М; Л., 1960. Т. 2.

Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 192–212.

Слово в день святаго благовернаго князя Александра Невского, проповеданное Феофаном, епископом Псковским, в монастыре А1ександро-Невском при Санкт-Питербурхе 1710 году.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1–2. СПб. — Л., 1884, 1941.

Чешихин Е.В. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига, 1879. Т. 2. С. 89–90, 196–197, 351–357.

ЛИТЕРАТУРА

Азбелев С. Н. Светская обработка Жития Александра Невского // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. XIV. С. 147–153.

Александр Невский. СПб.: тип. Штауфа, 1876.

Источник: http://litra.pro/aleksandr-nevskij/begunov-yurij-konstantinovich/read/33

Бегунов Юрий Константинович – Александр Невский

О Господе Боге нашем я, ничтожный и грешный, мало смысля, пытаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Так как слышал от отцов своих и сам был очевидцем жизни его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной его жизни.

Читайте также:  Аппликация из геометрических фигур для детей 3-5 лет. шаблоны. мастер-класс с фото

Но как Приточник говорит: «В лукавую душу не войдет премудрость, становится она на высоких местах, стоит же посреди дорог, у ворот могущественных мужей садится». Хотя и прост я умом, но молитвами святой Госпожи Богородицы и помощью святого князя Александра начало положу.

Князь этот Александр по Божьей воле родился от отца милостилюбивого и человеколюбивого, и более того, кроткого, князя великого Ярослава, от матери святой Феодосии. Как говорит Исайя пророк: «Так говорит Господь: Я ставлю князей, ибо они священны, Я руковожу ими».

Воистину так: без Божия повеления не было бы княжения его, но ростом он был выше других людей, и голос его — как труба в народе, лицо же его — как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте.

Сила же его была частью силы Самсона, и дал же ему Бог премудрость Соломона, а храбрость его — как у царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую.

Некогда, во время осады города Иотапаты, и вышли горожане, победили войско его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и посмеялся над дружиной своей: «Оставили меня одного». Также и князь Александр, побеждая везде, а сам был непобедим.

Невское

Ради князя Александра и пришел некто знатный от Западной страны, от тех, что зовут себя «слуги Божии», желая повидать его в расцвете сил так же, как в древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей его. Также и этот, по имени Андреяш, увидев князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошел я много стран, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей».

Прослышав же о том, о таком мужестве князя Александра, король римской веры из Полуночной страны подумал про себя, как Александра победить и в плен взять и как Великий Новгород пленить и людей словенских себе в рабство подчинить, и сказал: «Пойду и завоюю землю Александрову».

И собрал войско великое, соединившись с князьями и епископами своими, и мурманами, и сумью, и емью, и наполнил многие корабли многими своими полками, и устремился в силе великой, кипя духом ратным.

И пришел в реку Неву, и стал в устье Ижоры, влекомый безумием своим, желая захватить Ладогу, короче говоря, и Новгород, и всю область Новгородскую. Но преблагой и премилостивый человеколюбец Бог еще сохраняет нас и защищает нас от иноплеменников, которые понапрасну трудились без Божия повеления.

Пришла ведь тогда весть, что шведы идут к Ладоге, а в то время прислал король послов своих, возгордившись, к князю Александру, в Новгород, говоря так: «Если можешь, то сопротивься мне, я уже здесь и беру в плен землю твою».

Александр же, услышав слова их, распалился сердцем и вошел в церковь Святой Софии, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами святой Софии, вспоминая моления родителей своих, и заговорил: «Боже славный, Боже праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, и повелевший жить, не вступая в чужие пределы!» Но, вспомнив псаломскую песнь, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне». И, окончив молитву и восстав, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон Новгородский благословил его и отпустил с миром с новгородцами. Александр же, выйдя из церкви, вытер слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силах Бог, а в правде. Помянем песнетворца Давида, который сказал: „Иные — с оружием, а иные — на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем. Они поколебались и пали“». И пошел на них в ярости мужества своего с небольшой дружиной, не дожидаясь многих войск своих и с великою силою, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его Ярослав, честный и великий, не знал ничего о таком нападении на сына своего, милого Александра, не было у Александра времени послать весть к отцу, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться к нему: так спешил князь выступить.

И пошел на них в воскресенье, в день памяти шестисот тридцати святых отцов бывшего в Халкидоне собора, на память святых мучеников Кирика и Улиты и святого князя Владимира, крестившего Русскую землю.

О Пелгусии Ижерянине

Был некий муж, старейшина земли Ижорской, по имени Пелгусий. Имел же он веру великую и надежду на святых мучеников Бориса и Глеба. Поручен же был ему морской дозор.

Воспринял же святое крещение и жил среди рода своего, который оставался в язычестве, и наречено было имя ему в святом крещении Филипп. Жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу.

Потому и сподобил его Бог видению страшному. Расскажем вкратце.

Разведав о силе войска, он пошел навстречу князю Александру, чтобы рассказать князю о станах их, нашел ведь он их. Когда стоял Пелгусий на берегу моря и стерег оба пути, он не спал всю ночь.

Когда же начало восходить солнце, он услышал на море страшный шум и увидел одну ладью, плывшую по морю, а посередине ладьи — святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и державших руки на плечах друг друга, и гребцы сидели, словно окутанные облаком.

И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику Александру». Увидев же такое видение и услышав слова мученика, стоял Пелгусий, потрясенный, пока ладья не скрылась из глаз его. Потом же поехал скоро ко князю Александру.

Тот взглянул радостно на Пелгусия, и Пелгусии поведал ему одному то, что видел и слышал. Князь же ему сказал: «Об этом не рассказывай никому».

После того решился напасть на них в шестом часу дня. Это было в 6745 (1240. — Ю. Б.) году. Была сеча великая с латинянами, перебил их бесчисленное множество и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем.

О шести мужах и храбрых

Здесь же в полку Александровом отличились шесть мужей храбрых, которые крепко бились вместе с ним.

Первый по имени Таврило Олексич. Этот напал на судно и, увидев королевича, которого тащили под руки, въехал по мосткам, по которым всходили, до самого корабля, и побежали на корабль.

Затем обернулись и сбросили его с мостков с конем в Неву. Он же с Божьей помощью выбрался оттуда невредимым, и снова напал на них, и бился крепко с самим воеводою посредине полка их.

И здесь убит был воевода их Спиридон, и епископ их был также убит.

Другой — новгородец, по имени Сбыслав Якунович. Этот не раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в сердце. И многие пали от руки его. И подивились силе его и храбрости.

Третий — Иаков Полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на врагов с мечом и мужественно бился, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Миша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля латинян.

Пятый — из младшей дружины, по имени Савва. Этот напал на большой, златоверхий шатер и изрубил шатер. Воины же Александровы, увидев падение шатра того, обрадовались.

Шестой — по имени Ратмир. Этот бился пешим, и окружило его много врагов. Он же от многих ран упал и скончался.

Обо всем этом слышал я от господина своего Александра и от других, кто в то время участвовал в той сече.

Было же в то время чудо дивное, как в древние времена при Езекии царе, когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, стремясь захватить святой город, и внезапно появился ангел Господень, перебил 185 тысяч воинов ассирийских. И когда наступило утро, нашли трупы их.

Так же было и после победы Александра, когда победил короля: на другом берегу реки Ижоры, где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых ангелом Божиим. Оставшиеся же бежали, посрамленные.

Много же трупов погибших своих лучших мужей набросали в три корабля и потопили в море, а для прочих выкопали ямы и набросали в них без числа.

Источник: https://fanread.ru/book/10265777/?page=56

Ссылка на основную публикацию