Сказка «кот-воркот, котофей котофеевич»

Кот-воркот, Котофей Котофеевич

Сказка «Кот-воркот, Котофей Котофеевич»

На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были старик и старушка. Не было у них ни коровы, ни свиньи, никакой скотинки, а был один кот. Кот-воркот, Котофей Котофеевич.

И был тот кот жадный да вороватый: то сметанку слижет, то масло съест, то молочко выпьет.

Наестся, напьется, ляжет в уголок, лапкой гладит животок, да все — «мяу» да «мяу», да все — «мало» да «мало», «мне бы оладушков да блинков, мне бы масленых пирогов».

Ну, старичок терпел, терпел, да не вытерпел: взял кота, отнес в лес да и бросил. «Живи, Кот Котофеич, как хочешь, иди, Кот Котофеич, куда знаешь».

А Кот Котофеич в мох зарылся, хвостом закрылся да и спит себе.

Ну, день прошел — Котофеичу есть захотелось. А в лесу ни сметанки, ни молока, ни блинков, ни пирогов, ничегошеньки нет. Беда! Эх ты, Котя-коток — пустой животок! Пошел котик по лесу — спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой. А навстречу ему Лиса Патрикеевна:

— Ах-ти мне, да ох-ти мне. Да ты кто таков, из каких краев? Спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой?

А кот спину выгнул, раз-другой фыркнул, усы растопорщил:

— Кто я таков? Из сибирских лесов — Котофей Котофеич.

— Пойдем, миленький Котофей Котофеич, ко мне, лисоньке, в гости.

— Пойдем.

Привела его лисонька к своему крыльцу, к своему дворцу. Да давай угощать. Она ему дичинки, она ему ветчинки да воробушка.

А он:

«Мяу да мяу!»

А он:

— Мало да мало, мне бы оладушков да блинков, мне бы масленых пирогов!

Вот лиса и говорит:

— Кот Котофеич, да как же тебя такого жадного да разборчивого досыта накормить? Пойду-ка я у соседей помощи просить.

Побежала лиса по лесу. Шубка шелковая, хвост золотой, глаз огневой — ах, хороша лисичка-сестричка!

А навстречу ей волк:

— Здравствуй, кумушка-лисонька, куда бежишь, за чем спешишь, об чем хлопочешь?

— Ой, не спрашивай, не задерживай, волк-куманек, мне недосуг.

А волк ей:

— Скажи, кумушка, что надобно, может, я помогу.

— Ах, волк-куманек, приехал ко мне любименький браток из дальних краев, из сибирских лесов — Котофей Котофеич.

— А нельзя ли, кумушка, посмотреть на него?

— Можно, волчище, серый бочище, только он сильно сердитый. К нему без подарка не подходи — шкуру сдерет.

— А я, кумушка, ему барана притащу.

— Барана ему маловато. Ну да ладно. Я за тебя, куманек, похлопочу, может, он к тебе и выйдет.

И побежала лисонька дальше. Шубка шелковая, хвост золотой глаз огневой — ах, хороша лисичка-сестричка!

А навстречу ей медведь:

— Здравствуй, лисонька, здравствуй, кумушка, здравствуй, красавица! Ты куда бежишь, за чем спешишь, о чем хлопочешь?

— Ой, не спрашивай, не задерживай, Михайло Михайлович, мне недосуг.

— Скажи, кумушка, что надобно, может, я помогу.

— Ах, Михайло Михайлович! Приехал ко мне любименький браток из дальних краев, из сибирских лесов — Котофей Котофеич.

— А нельзя ли, кумушка, посмотреть на него?

— Ой, Мишенька, Кот Котофеич у меня сердитый: кто не понравится, сейчас съест. К нему без подарка и не подходи.

— Я ему быка принесу.

— То-то! Только ты, Мишенька, быка под сосну, сам на сосну, не кряхти, тихохонько сиди. А то он тебя съест.

Лиса хвостиком махнула и была такова.

Ну вот, на другой день волк да медведь и притащили к лисонькиному дому подарки — барана да быка. Сложили подарки под сосну да давай спорить.

— Ступай, волчище, серый хвостище, зови лису с братом, — медведь говорит, а сам дрожит, кота боится.

А волк ему:

— Нет, Мишенька, иди сам, ты побольше да потолще, тебя труднее съесть.

Друг за дружку прячутся, идти не хотят. Откуда ни возьмись, бежит заяц-зайчишка, коротенький хвостишка.

А Мишка на него:

— Стой!..

Стал зайчишка. Сам дрожит, зубами стучит, хвостиком подрагивает.

— Ступай, зайчишка, коротенький хвостишка, к Лисе Патрикеевне. Скажи, что мы их с братом поджидаем.

Зайка и побежал.

А волк-волчище скулит, дрожит:

— Михайло Михайлович, я маленький, спрячь меня!

Ну, Мишка его в кусты и спрятал. А сам на сосну залез, на самую маковку.

Вот лиса двери раскрыла, на порог ступила и кричит:

— Собирайтесь, звери лесные, малые и большие, посмотрите, каков из сибирских лесов Котофей Котофеич!

Да и вышел Кот Котофеич: спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой.

Увидел его медведь и шепчет волку:

— Тьфу какой зверишка — маленький, поганенький!

А кот увидел мясо, да как прыгнет, как начнет мясо рвать!

— Мяу да мяу, мало да мало, мне бы оладушков да блинков, мне бы масленых пирогов!

Медведь так и затрясся от страха:

— Ой, беда! Мал да силен, силен да жаден — быка ему мало. Как бы меня не съел!

Сидит Мишка, дрожит, всю сосну качает.

Хочется и волку на диковинного зверя взглянуть. Зашевелился под листьями, а кот думает — мышь. Как бросится, ка-ак прыгнет, когти выпустил — прямо волку в нос!

Волк — бежать. Кот волка увидал, испугался, да прыг на сосну. Все выше, выше забирается. А на сосне медведь.

«Беда, — думает, — волка съел, до меня добирается!»

Задрожал, ослабел, да как брякнется с дерева, все бока отбил. Наутек пустился. А лиса хвостом вертит, им вслед кричит:

— А вот он вам задаст, вот он вас съест! Погодите-ка, подождите-ка!

Ну с той поры все звери стали кота бояться. Стали ему дань носить. Кто — дичинки, кто — ветчинки, кто — оладушков, кто — масленых пирогов. Принесут, под сосну положат — да бежать. Ох, хорошо зажил серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов Кот Котофеич, что спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой.

Вот и сказка вся, больше плесть нельзя. Сказке конец, а мне березовый ларец. В ларце плошки да ложки, губные гармошки: петь-плясать да поживать, нашу сказочку похваливать.

Источник: http://hyaenidae.narod.ru/story5/307.html

Котофей Котофеевич

Русская народная сказка

На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были старик и старушка. Не было у них ни коровы, ни свиньи, никакой скотинки, а был один кот. Кот-воркот, Котофей Котофеевич.

И был тот кот жадный да вороватый: то сметанку слижет, то масло съест, то молочко выпьет.

Наестся, напьется, ляжет в уголок, лапкой гладит животок, да все – «мяу» да «мяу», да все – «мало» да «мало», «мне бы оладушков да блинков, мне бы масленых пирогов».

Ну, старичок терпел, терпел, да не вытерпел: взял кота, отнес в лес да и бросил. «Живи, Кот Котофеич, как хочешь, иди, Кот Котофеич, куда знаешь».

А Кот Котофеич в мох зарылся, хвостом закрылся да и спит себе.

Ну, день прошел – Котофеичу есть захотелось. А в лесу ни сметанки, ни молока, ни блинков, ни пирогов, ничегошеньки нет. Беда! Эх ты, Котя-коток – пустой животок! Пошел котик по лесу – спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой. А навстречу ему Лиса Патрикеевна:

– Ах-ти мне, да ох-ти мне. Да ты кто таков, из каких краев? Спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой?

А кот спину выгнул, раз-другой фыркнул, усы растопорщил:

– Кто я таков? Из сибирских лесов – Котофей Котофеич.

– Пойдем, миленький Котофей Котофеич, ко мне, лисоньке, в гости.

– Пойдем.

Привела его лисонька к своему крыльцу, к своему дворцу. Да давай угощать. Она ему дичинки, она ему ветчинки да воробушка.

А он:

«Мяу да мяу!»

А он:

– Мало да мало, мне бы оладушков да блинков, мне бы масленых пирогов!

Вот лиса и говорит:

– Кот Котофеич, да как же тебя такого жадного да разборчивого досыта накормить? Пойду-ка я у соседей помощи просить.

Побежала лиса по лесу. Шубка шелковая, хвост золотой, глаз огневой – ах, хороша лисичка-сестричка!

А навстречу ей волк:

– Здравствуй, кумушка-лисонька, куда бежишь, за чем спешишь, об чем хлопочешь?

– Ой, не спрашивай, не задерживай, волк-куманек, мне недосуг.

А волк ей:

– Скажи, кумушка, что надобно, может, я помогу.

– Ах, волк-куманек, приехал ко мне любименький браток из дальних краев, из сибирских лесов – Котофей Котофеич.

– А нельзя ли, кумушка, посмотреть на него?

– Можно, волчище, серый бочище, только он сильно сердитый. К нему без подарка не подходи – шкуру сдерет.

– А я, кумушка, ему барана притащу.

– Барана ему маловато. Ну да ладно. Я за тебя, куманек, похлопочу, может, он к тебе и выйдет.

И побежала лисонька дальше. Шубка шелковая, хвост золотой глаз огневой – ах, хороша лисичка-сестричка!

А навстречу ей медведь:

– Здравствуй, лисонька, здравствуй, кумушка, здравствуй, красавица! Ты куда бежишь, за чем спешишь, о чем хлопочешь?

– Ой, не спрашивай, не задерживай, Михайло Михайлович, мне недосуг.

– Скажи, кумушка, что надобно, может, я помогу.

– Ах, Михайло Михайлович! Приехал ко мне любименький браток из дальних краев, из сибирских лесов – Котофей Котофеич.

– А нельзя ли, кумушка, посмотреть на него?

– Ой, Мишенька, Кот Котофеич у меня сердитый: кто не понравится, сейчас съест. К нему без подарка и не подходи.

– Я ему быка принесу.

– То-то! Только ты, Мишенька, быка под сосну, сам на сосну, не кряхти, тихохонько сиди. А то он тебя съест.

Лиса хвостиком махнула и была такова.

Ну вот, на другой день волк да медведь и притащили к лисонькиному дому подарки – барана да быка. Сложили подарки под сосну да давай спорить.

– Ступай, волчище, серый хвостище, зови лису с братом, – медведь говорит, а сам дрожит, кота боится.

А волк ему:

– Нет, Мишенька, иди сам, ты побольше да потолще, тебя труднее съесть.

Друг за дружку прячутся, идти не хотят. Откуда ни возьмись, бежит заяц-зайчишка, коротенький хвостишка.

А Мишка на него:

– Стой!..

Стал зайчишка. Сам дрожит, зубами стучит, хвостиком подрагивает.

– Ступай, зайчишка, коротенький хвостишка, к Лисе Патрикеевне. Скажи, что мы их с братом поджидаем.

Зайка и побежал.

А волк-волчище скулит, дрожит:

– Михайло Михайлович, я маленький, спрячь меня!

Ну, Мишка его в кусты и спрятал. А сам на сосну залез, на самую маковку.

Вот лиса двери раскрыла, на порог ступила и кричит:

– Собирайтесь, звери лесные, малые и большие, посмотрите, каков из сибирских лесов Котофей Котофеич!

Да и вышел Кот Котофеич: спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой.

Увидел его медведь и шепчет волку:

– Тьфу какой зверишка – маленький, поганенький!

А кот увидел мясо, да как прыгнет, как начнет мясо рвать!

– Мяу да мяу, мало да мало, мне бы оладушков да блинков, мне бы масленых пирогов!

Читайте также:  Бианки. рассказы и сказки о животных для детей. читать

Медведь так и затрясся от страха:

– Ой, беда! Мал да силен, силен да жаден – быка ему мало. Как бы меня не съел!

Сидит Мишка, дрожит, всю сосну качает.

Хочется и волку на диковинного зверя взглянуть. Зашевелился под листьями, а кот думает – мышь. Как бросится, ка-ак прыгнет, когти выпустил – прямо волку в нос!

Волк – бежать. Кот волка увидал, испугался, да прыг на сосну. Все выше, выше забирается. А на сосне медведь.

«Беда, – думает, – волка съел, до меня добирается!»

Задрожал, ослабел, да как брякнется с дерева, все бока отбил. Наутек пустился. А лиса хвостом вертит, им вслед кричит:

– А вот он вам задаст, вот он вас съест! Погодите-ка, подождите-ка!

Ну с той поры все звери стали кота бояться. Стали ему дань носить. Кто – дичинки, кто – ветчинки, кто – оладушков, кто – масленых пирогов. Принесут, под сосну положат – да бежать. Ох, хорошо зажил серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов Кот Котофеич, что спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой.

Вот и сказка вся, больше плесть нельзя. Сказке конец, а мне березовый ларец. В ларце плошки да ложки, губные гармошки: петь-плясать да поживать, нашу сказочку похваливать.

Источник: http://MirCkazok.ru/view_post.php?id=1812

Кот как архетип в сказках для детей

Многие века кошка находится возле человека, но всё равно остаётся для него существом, тайны которого он разгадать так и не может.

Своей сообразительностью и изобретательностью кошки отличаются от всех других животных.

Благодаря ловкости и хитрости это животное попало не только в мифологию разных народов мира, но и в литературу и искусство, найдя художественное воплощение и в творчестве русских и зарубежных писателей.

У ряда авторов кот – герой второго плана, поскольку не играет в сюжете главной роли. В таких произведениях кот обычно лежит на коврике и пьет молоко или лакомится сметаной и не участвует в событиях.

У других же писателей кот – главный герой повествования, вокруг которого и разворачивается основной сюжет.

Таковым, например, является Кот в сапогах из сказки французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах».

Сказка «Кот в сапогах» была написана в XVII веке. Она повествует о младшем сыне мельника, которому в наследство от отца достается только кот, когда его старшим братьям отходят мельница и осел. Конечно, юноша не рад такому подарку, но вскоре оказывается, что это животное не обычное, а волшебное.

Кот просит хозяина купить ему пару сапог и обещает сделать его жизнь такой, о которой он и не мечтал. С первых же страниц мы видим, что кот довольно находчивый и хитроумный.

Сын мельника выполняет просьбу своего нового питомца, и с этого момента начинают происходить удивительные события, которые положили начало захватывающим приключениям героя.

Кот в этом произведении – животное, любящее и преданное, готовое ради своего хозяина выполнить любое задание, несмотря на то, что оно может быть очень опасным (например, встреча с людоедом).

Находчивый четвероногий друг смог получить расположение короля и познакомить его со своим хозяином.

Благодаря уму и хитрости кот победил людоеда и завладел его богатствами, что помогло его хозяину жениться на принцессе.

Аналогично кот показан и в русской народной сказке «Волшебное кольцо», где он помогает своему хозяину преодолеть невзгоды и выполнять сложные задания. На образе кота можно исследовать антропологию образных состояний [7, с.355-358].

Совсем иначе представлен кот у К. Паустовского в рассказе «Кот – ворюга». В нем животное показано с отрицательной стороны, «кот — бродяга и бандит». Он ворует еду, устраивает бардак и пугает хозяев дома.

Мы видим типичный образ кота для русского человека: хулиган, проказник, который добывает себе пропитание путем воровства.

Но главной же идеей этого произведения является то, что все-таки, несмотря на подобное поведение, кот, в конце концов, благодаря заботе и ласке становится настоящим хранителем дома и помощником человека. Речь идет о психофизической характеристике кота [2, с.643-646].

Кот – любимый русским народом зверь. С ним составлено много примет и пословиц: «Кошку против шерсти не гладят», «Кошка моется — гостей замывает (зазывает)». Народ считал, что кот благотворно влияет на сон, поэтому его образ нередко можно увидеть в колыбельных песнях. В сказках особенно отчетливо показано отношение человека к коту.

В одних сказках кот – добрый зверь и помощник, в других – хитрое и изворотливое животное, которое жаждет наживы. Чаще коты милосердны и добры как к людям, так и к другим зверям. Так, например, в сказке «Котик – золотой лобик» кот, помогая дедушке и бабушке, дает им капусту, соль и сало. В другой сказке – «Кот, лиса и петух» -он жил вместе с петушком.

Кот был работящий и часто уходил в лес на охоту. Уходя из дома, он наказывал петушку, чтобы тот, если придет лиса, не верил ей и не высовывал головушку, иначе она его унесет. Но сосед не слушался, и коту часто приходилось его спасать. Здесь кот выступает удалым защитником петуха. Причем у кота хороший слух, он заботлив и умен.

То есть в этих сказках кот показан как положительный герой: помощник и спаситель. Иначе кот описывается сказке «Кот – воркот, Котофей Котофеевич». Кот ненасытный и вороватый: то сметану слижет, то всё молоко выпьет. Наестся, ляжет в уголке, приговаривает все – «мало» да «мало». Однако старик не стерпел: взял кота и в лесу одного бросил, чтобы знал, как воровать.

В этих сказках кот очень хитроумный и делает так, чтобы ему было удобно.

В сказках «Кот — серый лоб, козел да баран», «Напуганные медведь и волки» этот зверь – хулиган и вор. Узнав, что хозяйка замышляет недоброе дело, кот решает бежать, прихватив с собой козла и барана.

Оказавшись в лесу, они увидели у костра волков, но кот с помощью хитрости их прогнал и разделил со спутниками их добычу. Здесь мы видим героя, способного напугать даже таких зверей, как волк и медведь.

 

Существует и фантастический образ кота – баюна – персонажа русских волшебных сказок. Это огромный кот-людоед, обладающий чудесным голосом.

Кот-Баюн был наделен голосом, который слышен на больших расстояниях, и мог видеть далеко-далеко, мог на кого захочет, напустить заколдованный сон. Он заговаривает своими сказками пришедших путников и жестоко убивает.

Но тот, кто сможет обхитрить кота и остаться живым, получит спасение от всех недугов, потому что сказки этого кота лечебные.

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Андрей-стрелок очутился в тридесятом царстве. Баюн увидел Андрея, разозлился и прыгнул ему на голову. Андрей-стрелок стал бить его прутьями. А кот Баюн сказки начал рассказывать, усыпить пытается, но Андрей его не слушает, бьет и бьет прутом. Кот сдался, и Андрей победил, а как пошел в обратный путь, то и кота за собой увел.

В образе кота находит свое отражение архетип трикстера. Трикстер – это шут, веселый обманщик, разрушитель стереотипов, пересмешник. К.Г. Юнг писал: «Во многих культурах его образ выглядит как старое русло реки, где все еще течет вода.

Лучше всего это обнаруживает тот факт, что основная тема трикстера возникает не только в мифической форме, но проявляется так же наивно и достоверно у ничего не подозревающего современного человека, – всегда, когда он чувствует себя во власти досадных «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям.

Тогда он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Здесь трикстер представлен противотенденциями бессознательного, а в некоторых случаях – своего рода второй личностью более низкого и неразвитого характера… Думаю, что я нашел подходящее определение для этого компонента образа, назвав его тенью» [7, с.345].

В образе кота чаще нет каких-то сдерживающих его поведение факторов и рамок, что говорит об огромной первобытной энергии, которая делает этот образ очень деятельным и активным, не смотря на видимую его леность.

Таким образом, во многих прочитанных русских сказках кот показан хитрым, сообразительным героем, а иногда обманщиком и плутом. Он любит лакомиться вкусной пищей и забавляться играми. Во многих сказках кот помогает и спасает своих хозяев и друзей, проявляя трудолюбие, смелость и находчивость. Но иногда отмечаются и такие отрицательные его качества, как лень и воровство.

Образ кота использовался не только в русских сказках, но и в некоторых сказках разных народов мира. Например, в индонезийской сказке «Кот и обезьянки» этот герой дурачит всех, кто попадается ему на пути.

Под раздачу попадают обезьяны, которым он сначала говорит, что осиное гнездо на дереве – это гонг его дедушки и когда обезьянки просят постучать по нему, кот разрешает, но только когда он уйдет подальше, якобы, чтобы дед его не ругал.

Когда обезьянки стучат, то из упавшего гнезда вылетает огромный рой ос и жалит их. В следующий раз кот снова обманывает глупых зверушек, говорят, что на кустике растут очень вкусные ягоды, которые он охраняет. Обезьяны опять верят ему и набивают этими «ягодами» целый рот.

Но оказывается, что это вовсе не сладкие, спелые и вкусные плоды, а очень острый перец, из-за которого во рту у них начинается настоящий пожар. Здесь мы видим кота вовсе не добрым и милосердным, а хитрым вруном и задирой.

Образ кота соотносится и с архетипдуха. Архетип духа – олицетворение мудрости, доброты, порядочности. Он передаёт накопленный им опыт новому поколению. Все «тянутся» к нему, прислушиваются к его советам.

«Архетип духа в форме человека, домового или животного всегда проявляется в ситуации, когда появляется необходимость в проницательности, понимании, добром совете, решительности, умении планировать, а своих собственных ресурсов для этого не хватает.

Архетип компенсирует это состояние духовного дефицита содержанием, которое восполняет пробел». [7, с 298-299].

Пример этого архетипа мы можем наглядно увидеть в сказке А. Резникова «Кот Леопольд». В этой сказке кот является воплощением спокойствия и мудрости. Он пытается образумить шкодливых мышек и всегда призывает их: «Ребята, давайте жить дружно». Таков и герой сказки «Котенок по имени Гав» Остера Григория Бенционовича.

Черный взрослый кот предостерегает маленького рыжего котенка, которого зовут «Гав» от неприятностей. Ведь с таким именем их ему не избежать. Черный кот помогает малышу убегать от собак, показывает укромные места, где безопасно для жизни и можно ночевать.

Образ ученого кота также представлен в итальянской сказке «Ученый кот», где кот учил принца всем наукам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что образ кота в сказках может являть воплощением жизненной мудрости, доброты, снисходительности, понимания.

Образ архетипа тени так же находит своё отражение в героях-котах.Тень – это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходит в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, так как «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену».

Это темная сторона психики, то что мы пытаемся подавить в себе.«Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе, и кроме того, всегда навязывает себя субъекту прямым или косвенным путем. К примеру, низменные черты характера и другие несовместимые тенденции»[7, с.300].

Читайте также:  Сценарий музыкальной сказки для детей дошкольников 6-7 лет

Этот архетип находит свое отражение в сказках С.Я. Маршака «Кошкин дом» и «Глупый мышонок». В первой сказке богатая тетя кошка не пускала собственных племянников в свой роскошный дом, которым она всем хвасталась. В другой, где сказке кошка под видом няни съела маленького мышонка.

Так, образ кошки может являть воплощением подлости.

Коты – это животные, которых любят и ценят, ведь кто, как ни кот будет охранять дом от мышей и согревать в холодную зиму? Поэтому ещё можно встретить кота как любимое домашнее животное, не выполняющего роли помощника, спасителя. Он просто находится рядом и радует своим присутствием. Кот приобретает функции универсальной метафоры культуры [3, с.191-193].

Прочитав и сравнив сказки, мы приходим к выводу, что образ кота чаще всего используется именно в сказках. Нам представлен герой, обладающий как положительными, так и отрицательными чертами. Образ кота – это образ русского человека с его недостатками и достоинствами.

В зарубежных народных сказках кота можно встретить не так часто, но и там мы видим его как доброго и умного защитника людей и животных. Во многих сказках кот показан по образу и подобию человека, с чертами, присущими любому из людей.

Каждый видел и знает доброго и милосердного человека, жаждущего помочь ближнему; лживого, лицемерного, для которого важна лишь нажива. Так и коты в сказках показаны с отрицательными и положительными чертами; умные и хитрые, злые и добрые, лживые и вредные.

Образ кота многофункционален, ведь кот выполняет роль помощника и вредителя, спасителя и лжеца.

Литература:

  1. Fando R.A., Valeeva E.V.Conflict harmonization between natural-science and art education. Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th – 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643-646.
  2. Валеева Е.В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009 – 219 с.
  3. Валеева Е.В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования 2011. № 1. – С. 82-84.
  4. Круглов. Ю. Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23223/

Кот Воркот, Котофей-Котофеевич. Сказка. – Самоглядное Зеркало. Энциклопедия русской сказки

Кот Воркот, Котофей-Котофеевич. Сказка!!

=======

На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были старик и старушка.

      Не было у них ни коровы, ни свиньи, никакой скотинки, а был один кот. Кот-воркот, Котофей Котофеевич. И был тот кот жадный, да вороватый. То сметанку слижет, то масло съест, то молочко выпьет. Наестся, напьется, ляжет в уголок, лапкой гладит животок, да все.

      — Мяу, да мяу, да всё мало, да мало, мне бы оладушков, да блинков, мне бы масленых пирогов.

      Ну, старичок терпел, терпел, да не вытерпел. Взял кота, отнёс в лес, да и бросил.

      — Живи, Кот Котофеич, как хочешь, иди, Кот Котофеич, куда знаешь.

      А Кот Котофеич в мох зарылся, хвостом закрылся, да и спит себе.

      Ну, день прошёл, Котофеичу есть захотелось. А в лесу ни сметанки, ни молока, ни блинков, ни пирогов, ничегошеньки нет. Беда! Эх ты, Котя-коток, пустой животок! Пошёл котик по лесу, спина дугой, хвост трубой, усы щёточкой.

      А навстречу ему Лиса Патрикеевна:

      — Ах-ти мне, да ох-ти мне, да ты кто таков, из каких краёв? Спина дугой, хвост трубой, усы щёточкой?

      А кот спину выгнул, раз-другой фыркнул, усы растопорщил:

      — Кто я таков? Из сибирских лесов я Котофей Котофеич.

      — Пойдём, миленький Котофей Котофеич, ко мне, лисоньке, в гости.

      — Пойдём. – Отвечает Котофеич.

      Привела его лисонька к своему крыльцу, к своему дворцу, да давай угощать. Она ему дичинки, она ему ветчинки, да воробушка.

      А он:

      — Мяу, да мяу!

      А он:

      — Мало, да мало, мне бы оладушков, да блинков, мне бы масленых пирогов!

      Вот лиса и говорит:

      — Кот Котофеич, да как же тебя такого жадного, да разборчивого досыта накормить? Пойду-ка я у соседей помощи просить.

      Побежала лиса по лесу. Шубка шёлковая, хвост золотой, глаз огневой, ах, хороша лисичка-сестричка!

      А навстречу ей волк:

      — Здравствуй, кумушка-лисонька, куда бежишь, за чем спешишь, об чем хлопочешь?

      — Ой, не спрашивай, не задерживай, волк-куманёк, мне недосуг. – Отвечает лисонька.

      А волк ей:

      — Скажи, кумушка, что надобно, может, я помогу.

      — Ах, волк-куманёк, приехал ко мне любименький браток из дальних краёв, из сибирских лесов Котофей Котофеич. – Лисонька говорит.

      — А нельзя ли, кумушка, посмотреть на него? – Спрашивает волк.

      — Можно, волчище, серый бочище, только он сильно сердитый. К нему без подарка не подходи, шкуру сдерёт.

      — А я, кумушка, ему барана притащу. – Говорит волк.

      — Барана ему маловато. – Отвечает лисонька. – Ну, да ладно. Я за тебя, куманёк, похлопочу, может, он к тебе и выйдет.

      И побежала лисонька дальше. Шубка шёлковая, хвост золотой глаз огневой, ах, хороша лисичка-сестричка!

      А навстречу ей медведь:

      — Здравствуй, лисонька, здравствуй, кумушка, здравствуй, красавица! Ты куда бежишь, за чем спешишь, о чем хлопочешь?

      — Ой, не спрашивай, не задерживай, Михайло Михайлович, мне недосуг. – Запыхалась лисонька.

      — Скажи, кумушка, что надобно, может, я помогу. – Говорит Михайло Михайлович.

      — Ах, Михайло Михайлович! Приехал ко мне любименький браток из дальних краев, из сибирских лесов, Котофей Котофеич.

      — А нельзя ли, кумушка, посмотреть на него? – Любопытствует Михайло.

      — Ой, Мишенька, Кот Котофеич у меня сердитый. Кто не понравится, сейчас съест. К нему без подарка и не подходи.

      — Я ему быка принесу. – Говорит Михайло.

      — То-то! Только ты, Мишенька, быка под сосну, сам на сосну, не кряхти, тихохонько сиди. А то он тебя съест. – Говорит лисонька.

      Лиса хвостиком махнула и была такова.

      Ну вот, на другой день волк, да медведь и притащили к лисонькиному дому подарки: барана, да быка.

      Сложили подарки под сосну, да давай спорить.

      — Ступай, волчище, серый хвостище, зови лису с братом, – медведь говорит, а сам дрожит, кота боится.

      А волк ему:

      — Нет, Мишенька, иди сам, ты побольше, да потолще, тебя труднее съесть.

      Друг за дружку прячутся, идти не хотят. Откуда ни возьмись, бежит заяц-зайчишка, коротенький хвостишка.

      А Мишка на него:

      — Стой!

      Стал зайчишка. Сам дрожит, зубами стучит, хвостиком подрагивает.

      — Ступай, зайчишка, коротенький хвостишка, к Лисе Патрикеевне. Скажи, что мы их с братом поджидаем.

      Зайка и побежал. А волк-волчище скулит, дрожит:

      — Михайло Михайлович, я маленький, спрячь меня!

      Ну, Мишка его в кусты и спрятал. А сам на сосну залез, на самую маковку.

      Вот лиса двери раскрыла, на порог ступила и кричит:

      — Собирайтесь, звери лесные, малые и большие, посмотрите, каков из сибирских лесов Котофей Котофеич!

      Да и вышел Кот Котофеич. Спина дугой, хвост трубой, усы щёточкой.

      Увидел его медведь и шепчет волку:

      — Тьфу какой зверишка, маленький, поганенький!

      А кот увидел мясо, да как прыгнет, как начал мясо рвать!

      — Мяу, да мяу, мало, да мало, мне бы оладушков, да блинков, мне бы масленых пирогов!

      Медведь так и затрясся от страха:

      — Ой, беда! Мал, да силен, силен, да жаден, быка ему мало. Как бы меня не съел!

      Сидит Мишка, дрожит, всю сосну качает. Хочется и волку на диковинного зверя взглянуть. Зашевелился под листьями, а кот думает, мышь. Как бросится, ка-ак прыгнет, когти выпустил, прямо волку в нос! Волк, бежать. Кот волка увидал, испугался, да прыг на сосну. Все выше, выше забирается.

      А на сосне медведь.

      — Беда, – думает, – волка съел, до меня добирается!

      Задрожал, ослабел, да как брякнется с дерева, все бока отбил. Наутёк пустился.

      А лиса хвостом вертит, им вслед кричит:

      — А вот он вам задаст, вот он вас съест! Погодите-ка, подождите-ка!

      Ну с той поры все звери стали кота бояться. Стали ему дань носить. Кто, дичинки, кто, ветчинки, кто, оладушков, кто, масленых пирогов. Принесут, под сосну положат, да бежать.

      Ох, хорошо зажил серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов Кот Котофеич, что спина дугой, хвост трубой, усы щёточкой.

      Вот и сказка вся, больше плесть нельзя. Сказке конец, а мне берёзовый ларец.

      В ларце плошки, да ложки, губные гармошки. Петь-плясать, да поживать, нашу сказочку похваливать.

++++++++++++++++++++++++++++++++

Источник: https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/russkie/kot-vorkot-kotofej-kotofeevic

Особенности образа кота (кошек) в сказках русского народа

Введение

Цель работы: определить особенности образа кота в русских народных сказках и прологе А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый».

Задачи:

• изучить образ кота в русских народных сказках;

• исследовать качества, которыми народ наделяет котов в сказках;

• изучить образ кота в прологе А. С. Пушкина.

Объект: русские народные сказки и пролог А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»

Предмет исследования: образ кота в русских народных сказках и прологе А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый».

Основная часть

Кот (кошка) в русских народных сказках

В русских народных сказках коты и кошки заняли достойное место. В прочитанных мною сказках чаще встречается кот, а не кошка. Кого тут только не встретишь: и Котище – вытаращи глазище, и Кот Васька, и Коток – серый лобок, и Котофей Котофеевич, и Кот – Баюн. Обычно рисовали котов серыми или полосатыми. А чёрные кошки – помощники нечистой силы.

В одних сказках – это хороший, добрый кот – помощник человека, в других – хитрый, ленивый зверь – ворюга, в-третьих – злобное маленькое существо, часто связанное с нечистой силой. Если рассматривать все народные сказки, то их можно разделить на два вида:

Читайте также:  Загадки про орудия труда для детей с ответами

• сказки, где кошка является главным героем, и весь сюжет основан на ней;

• сказки, где кошка является второстепенным лицом

Сказочные коты напоминают своей речью и поведением русских людей, так как сказка всегда была отражением народной жизни. В сказках можно увидеть отношение человека к коту (кошке), показан его характер, положительные и отрицательные черты. И именно сказки можно использовать для исследования образа кота.

Особенности образа кота (кошек) в сказках русского народа

Кот в русских народных сказках встречается очень часто. Он играет самые различные роли: положительные и отрицательные.

Исследуя роль кота в русских народных сказках, я выделила несколько видов сказочных котов: кот – помощник человека, кот – спаситель, кот – настоящий друг, кот – хитрюга и плутишка, кот – воришка и разбойник, кот-баюн.

КОТ – ПОМОЩНИК ЧЕЛОВЕКА

Именно такая роль чаще всего отводится коту в сказках. Он помогает хозяину и своим друзьям избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти, при этом проявляет разный характер. Иногда кот совершает бескорыстные поступки, а иногда старается извлечь выгоду. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака.

В сказке «Баба-яга» кот помогает девочке спастись от Бабы Яги.

В сказке «Кот – золотой хвост» котик помогает медведю найти себе жену.

В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена». В сказке хозяин продаёт кошку на корабль, отправляющуюся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает «корабельщику», убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями.

В сказке «Репка» кошка Мурка помогает деду и бабке вытащить репку.

КОТ – СПАСИТЕЛЬ

В русской народной сказке “Кот, петух и лиса” – кот выступает как положтельный герой.

Кот жил вместе с петушком. Кот трудолюбивым был, за лыком в лес ходил. Уходя из дома, наказывал петушку: «Если лиса придет звать в гости и станет кликать, не высовывай ей головушку, а то унесет тебя».

Да только петушок непослушным был, и коту приходилось спасать его от лисы. Трижды кот спасает своего друга. Кот выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив.

Тот же сюжет использован в сказке «Кочеток, заяц да котик».

КОТ – НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

В русской народной сказке «Жихарка»рассказывается, что жили кот, петух и Жихарка. Жихарка – это имя маленького мальчика. Лиса унесла Жихарку и хотела его съесть, а он обманул лису и домой убежал. Герои этой сказки -Кот, Петух и Жихарка – добрые, заботливые, любят друг – друга, настоящие друзья.

КОТ – ХИТРЮГА И ПЛУТИШКА

Это качество сближает его с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе. Все действия кота обдуманны. Он очень хитёр и подстраивает все так, как ему удобно.

Похожая история описывается и в сказке «Медведь, собака и кошка».

«Была у мужика кошка; перестала ловить мышей, и ну проказить: куда ни полезет, а что-нибудь разобьет или из кувшина прольет. Мужик прогнал кошку из дому» …

Тот же сюжет использован в сказке «Кот – воркот, Котофей Котофеевич». Кот жадный да вороватый: то сметанку слижет, то масло съест, то молочко выпьет. Наестся, напьется, ляжет в уголок, лапкой гладит животок, да все – «мяу» да «мяу», да все – «мало» да «мало», «мне бы оладушков да блинков, мне бы масленых пирогов».

Ну, старичок терпел, терпел, да не вытерпел: взял кота, отнес в лес, да и бросил. «Живи, Кот Котофеич, как хочешь, иди, Кот Котофеич, куда знаешь». В трёх сказках можно отметить общие черты. Во-первых, хозяева выгоняют кота за воровство. Во-вторых, звери боятся кота. В-третьих, лиса выходит за него замуж.

И, в-четвёртых, у кота всегда есть имя, причем с отчеством.

В сказке “О Ваське – Муське” кот очень хитрый. Жил помещик, у которого был кот. Звали его Васька – Муська. Когда кот состарился, хозяин его выгнал.

Васька притворился мертвым, а когда мыши его решили похоронить, он всех мышей переловил. Жил после этого он еще лучше, чем у помещика. Хотя есть и другой вариант этой сказки.

Кот – жадина объелся мышами, да и помер. Вот его с весёлой музыкой и похоронили.

КОТ – ВОРИШКА И РАЗБОЙНИК

В сказке «Кот — серый лоб, козел да баран» – кот, хитрый плутишка – воришка. «Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит». Аналогичный сюжет и в сказке «Напуганные медведь и волки». В этих сказках кот, узнав, что замышляет хозяйка, решает бежать.

Но не просто удрать, а прихватив с собой других домашних животных – козла и барана. Попав в лес, они увидели у костра волков. Хитростью кот их прогнал, съел их добычу. Волки побоялись вернуться обратно. В этих сюжетах схож образ кота-разбойника, способного напугать таких лютых зверей, как медведь и волки.

КОТ-БАЮН

Кот-Баюн — персонаж русских народных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает, усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай.

В Сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, прыгнул ему на голову. Андрей-стрелок ухватил кота клещами и давай бить прутьями. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Так и победил.

Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл».

Источник: https://studopedya.ru/1-99551.html

Сказка Крылатый, мохнатый да масленый. Русские народные

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

В данный момент кто-то читает это на сайте:  Сказка Чёрт-заимодавец

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок, Прыг-скок, Я — масленый бок, На сметанке мешан, На маслице жарен! Прыг-скок, Прыг-скок, Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок, Прыг-скок, Я — масленый бок, На сметанке мешан, На маслице жарен! Прыг-скок, Прыг-скок, Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Русская народная сказка

Источник: http://KiddyWood.ru/detskie-skazki/stran-mira/russkie-narodnye/skazka-krylatyj-mohnatyj-da-maslenyj.html

Ссылка на основную публикацию