Мошковская «не надо больше ссориться»

Читать

Уважаемые родители и воспитатели!

Перед вами книга, в которой собраны потешки, песенки, пословицы, скороговорки и стихи – как для самых маленьких, так и для детей пяти-шести лет, готовящихся к учебе в школе. Разделы книги охватывают самые разные темы, которые будут интересны ребенку, осваивающему окружающий мир.

В данном сборнике большое внимание уделено произведениям устного народного творчества.

Потешки (от слова «потешать») и пестушки («нянчить», «холить», «заботиться») – это короткие стихотворные приговоры на все случаи жизни.

Они помогали нашим предкам и помогают сейчас успокоить или развеселить ребенка, познакомить его с окружающей средой, сделать умывание или кормление более комфортным и интересным для малыша.

Потешки, пестушки и пальчиковые игры способствуют развитию речевых и физических навыков, часто сопровождаются элементами зарядки и массажа.

Произведения устного народного творчества в самом раннем возрасте уже формируют эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира, и неслучайно все великие поэты с такой любовью вспоминали народные песни и сказки, на которых они воспитывались.

Похоже, не так уж далеки от истины были наши предки, верившие, что пестушки, потешки и колыбельные помогают ребенку расти, оставаться здоровым и оберегают его от злых сил.

В сборник включен раздел с русскими народными пословицами и поговорками, подобранными специально для детей трех-шести лет. Употребляя их и объясняя ребенку смысл этих выражений, вы не только обогатите его речь, будете способствовать развитию образного мышления, но и сможете обсудить с малышом такие важные темы, как отношения в семье, дружба, значение учебы и труда.

Также в книге приведены скороговорки, предназначенные для освоения сложных звуков и их сочетаний, и считалки. Многие фольклорные скороговорки и считалки – маленькие произведения искусства, сохраняющие следы древних верований и обрядов, содержащие краткое описание бытовых ситуаций, с которыми сталкивались наши предки.

Проговаривание скороговорок – не просто способ научиться правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки, предназначенные для распределения ролей и установления очередности, помогут внести разнообразие в любую игру.

В сборник включены рифмовки – специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Большая часть рифмовок напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен угадать, чем он заканчивается, ориентируясь на смысл рифмовки и подбирая необходимую рифму.

Стихотворения русских поэтов, которые для облегчения поиска распределены по различным темам, можно использовать для чтения вслух, заучивания наизусть и для подготовки к праздникам, проводимым как дома, так и в детском саду.

Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию малыша, формирует его как личность. А подготовка к первым выступлениям перед публикой и сами эти выступления – на праздниках в детском саду – могут стать очень захватывающими и запоминающимися событиями.

Выбранное с любовью стихотворение, подобранные мимика и жесты позволят ребенку проявить свои творческие способности и обрести большую уверенность в себе.

Сборник составлен с учетом требований «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Народные песенки и потешки

♦ ♦ ♦

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка!

♦ ♦ ♦

А ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

♦ ♦ ♦

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет —

Через киску упадет.

♦ ♦ ♦

Во саду-садочке

Выросла малинка.

Солнце ее греет,

Дождичек лелеет.

В светлом теремочке

Выросла (имя ребенка),

Люди ее любят,

Все ее голубят.

♦ ♦ ♦

Кыши, кыши,

Расти, (имя ребенка), выше,

Расти, (имя ребенка), выше,

До хором, до крыши!

В роток – говорок,

А в головку – разумок.

♦ ♦ ♦

Дыбочки, дыбок,

Скоро (имя ребенка) годок!

♦ ♦ ♦

А дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Ванечке годок!

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок!

Расти повыше —

Достанешь до крыши!

Вот такой расти,

Чтоб все видеть могли!

♦ ♦ ♦

Во сыром бору елонька,

Под елонькой – травонька,

На травоньке – цветики.

По травоньке – тропонька,

По тропоньке идет (имя ребенка).

♦ ♦ ♦

Не плачь, не плачь – куплю калач.

Не плачь, дорогой, – куплю другой.

Не плачь, не кричи – куплю тебе три.

♦ ♦ ♦

Ай, не плачь,

Не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

♦ ♦ ♦

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка кошку

За левую ножку!

Ай на-ри, на-ри-на-на,

Ри-да-ду, да-ри-да-да!

♦ ♦ ♦

Тушки-тутушки,

На столе – преснушки,

А в печи – ватрушки.

Преснушки, ватрушки —

Нашему Андрюшке.

♦ ♦ ♦

Ай, дуду, дуду, дуду!

Идет ворон по лугу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченая.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=204204&p=10

Урок » Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!»; В Орлов «Кто первый»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Конова А.Н.

Класс: 1 В

Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Гармония

Тема урока: Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!»; В Орлов «Кто первый»

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством ; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать чувство дружбы.

Планируемые результаты:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, работа с пословицами, с рисунками.

Ведущие технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии

Основные понятия: Э.Мошковская. Дружба. Стихи. Сообщение об авторе. Заголовок.

Ресурсы:

Основные

Учебник «Литературное чтение», проектор, презентация.

Дополнительные

Раздаточный материал, картинки

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать.

2.

Этап актуализации знаний

— Послушать вы должны друзья

Отрывок песни этой

И сможете узнать тогда

О чем пойдет беседа

(звучит отрывок песни о дружбе)

— Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на уроке?

— Посмотрите на доску. Прочтите что там напечатано.

Предполагают, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения

Регулятивные:

Познавательные:

Личностные:

Коммуникативные:

3.

Формулируют тему и задачу урока

Знакомятся с биографией и творчеством

5.

Первичное закрепление

Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение

Работа по учебнику

Регулятивные:

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

— оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Физминутка

Выполняют физминутку по презентации

7

.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные :

формируем умение извлекать информацию из текста,

формируем умение на основе анализа объектов делать вывод

Личностные :

-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

8

9

10

Коммуникативные:

— умение работать с тестами, в паре, делегировать полномочия, распределять роли.

Познавательные:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

— ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

— умение выделить нравственный аспект поведения;

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

11

Этап рефлексии

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Источник: https://infourok.ru/urok-e-moshkovskaya-ne-nado-bolshe-ssoritsya-v-orlov-kto-perviy-2465198.html

Книга 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook, cтраница 2

Скачать полностью

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

Пальчиковые игры

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

О. Новиковская

Я расту: песенки и стихи

Любимые игрушки

♦ ♦ ♦

(Ходьба на месте.)

♦ ♦ ♦

(Укачивание воображаемой куклы.)

♦ ♦ ♦

(Помахать воображаемым флажком.)

♦ ♦ ♦

(Рукой словно ударяем по мячу.)

♦ ♦ ♦

(Игра наподобие «Кулачок на кулачок».)

♦ ♦ ♦

(«Покрутить» руль.)

♦ ♦ ♦

(Движение «по мячу» правой ногой.)

♦ ♦ ♦

(Движение «по мячу» левой ногой.)

♦ ♦ ♦

(Встать-сесть несколько раз.)

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

Про девочку, которая нашла своего мишку

Саша Черный

Колыбельная

(Для куклы)

Саша Черный

Флажок

О. Высотская

♦ ♦ ♦

О. Высотская

Шарик

Э. Мошковская

У взрослых – очки…

Э. Мошковская

Про Катюшу

Саша Черный

Детский сад

Дети (в сокращении)

Саша Черный

Детский сад

О. Высотская

Молоко на беду…

Э. Мошковская

Не надо больше ссориться

Э. Мошковская

Я до облака хочу

Э. Мошковская

Сто ребят – детский сад!

Читайте также:  Георгий скребицкий «барсучонок»

Э. Мошковская

Я пою

Э. Мошковская

♦ ♦ ♦

Э. Мошковская

Сила воли

Э. Мошковская

Митя – сам

Э. Мошковская

Жду

Э. Мошковская

В нашем детском саду

Э. Мошковская

Семья

Я маму мою обидел

Э. Мошковская

Дорогая наша мама

О. Высотская

Письмо

Э. Мошковская

Наша мама

О. Высотская

♦ ♦ ♦

О. Новиковская

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦

Счастливый остров

Э. Мошковская

Капризы

Э. Мошковская

Внучка

А. Плещеев

Мой брат уехал на границу

О. Высотская

Скоро в школу

В школу

Р. Кудашева

Веселая грамматика

О. Высотская

Необыкновенный

Э. Мошковская

Рабочий день

Э. Мошковская

Ручка учится

Э. Мошковская

♦ ♦ ♦

Э. Мошковская

Буквы мои изувеченные

Э. Мошковская

Печальная арифметика

Э. Мошковская

Таблица умножения

Э. Мошковская

Не идут пятерки!

Э. Мошковская

Источник: https://fictionbook.ru/author/v_g_dmitrieva/1000_stihov_schitalok_skorogovorok_poslo/read_online.html?page=2

Через несколько месяцев птенцы вырастут

Кто…? Когда…?

Скоро они станут взрослыми цаплями.

Кем…?

Света и Соня играли в слова.

Света назвала такие сло­ва: овца, куница, лисица.

Какие…?

Соня прибавила к ним: волчица, пуговица.

Какие…?

А какие слова на «-ца» смо­жете назвать вы?

Что…?

4. В зоопарке есть боль­ница для зверей.

Что есть…?

Там могут лечиться и волчица, и куница, и ли­сица, и медведица.

Кто…? Что там мо­гут…?

Вовин папа — кузнец.

Кто такой…?

В его кузнице всегда интересно.

Где…?

Вова сам хочет быть куз­нецом.

Кем он хочет…?

У нас в клубе недавно был концерт.

Что…?

На концерте выступали певцы и танцоры.

Кто?…

Были там и цирковые но­мера.

Кто…? Где…?

Мне очень нравятся та­кие концерты.

Что там…? Что…?

Повторите пословицы

Конец – делу венец.

Илья Муромец – добрый молодец.

Во дворец прибыл гонец.

Закалённый боец – в бою молодец.

Один палец – не кулак.

Зиме конец, прилетел скворец.

Говори, не торопись и смотри не ошибись

(Взрослый читает стихотворение целиком, потом предлагает ребенку повторять вслед за собой по одной строчке. Отрабатываемый звук выделяем голосом.)

Маленькое неудобство.

— Почему, скажите, птицы,

на земле вам не сидится?

— Мы б гуляли по дорожке,

да по ней гуляют… кошки!

(В. Левановский)

Слон и муха.

Муха села на слона.

Муха удивляется:

Где же слон? Одна спина

По лесу слоняется!..

(В. Левановский)

Цыплёнок.

Из яйца, как из пелёнок,

Вышел маленький цыплёнок.

Поглядел на белый свет

И сказал цыплёнок: «Нет,

Я обратно не ходок—

Солнце ярче, чем желток!

Для меня, для молодца,

Белый свет белей яйца!»

(В. Левановский).

* * *

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят,

привела их с улицы

беленькая курица.

Миленькая курица,

Ты забыла улицу.

Это детский сад,

Но не для цыплят.

* * *

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц»:

— Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок!

Г.Сапгир.

* * *

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Прогоните овец!

Синичья скороговорка.

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся-

Славно сегодня звенится — поётся.

Гололедица.

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается.

Почему никто не радуется?

Догадайся сам и загадай своим друзьям

Клохчет, квохчет, детей созывает.

(курица)

На шесте дворец,

во дворце певец.

(скворец в скворечнике)

Без окон, без дверей

полна горница людей.

(огурец)

Два конца,

два кольца,

а посредине гвоздик.

(ножницы)

Кто всех пугается,

под кустом спасается,

да на зуб волку попадается?

(заяц)

Говори не торопись и смотри не ошибись

Из соседнего колодца

целый день водица льётся.

Цыплята и курица

пьют чай на улице.

Цыплёнок

— Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья!

— Где ж они? — Под старой липой!

— Как зовут их? — Цыпа! Цыпа!


(Г. Виеру)

Циркуль

Циркуль мой циркач лихой,

чертит круг одной ногой,

а другой проткнул бумагу,

уцепился и ни шагу!


(В. Берестов)

Бедным курицам не спится,

если им лисица снится.

Любовалась цыплятами курица:

что ни цыплёнок, то умница!


(А. Капралова)

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

и книжка не читается,

и дождик начинается.


(Э. Мошковская)

У красы-берёзки платье серебрится,

у красы-берёзки зелены косицы.

(П. Воронько)

Купили каракатице

кружевное платьице…

Ходит каракатица,

хвастается платьицем.

(И. Демьянов)

Что мне холода бояться!

Я привыкла закаляться.

Кран доволен, кран смеётся —

мне в ладошки речка льётся.

Мы делили огурец:

мне — конец, тебе — конец,

а тебе, Николка,

меж концами щёлка.

Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

все они напьются.

Играли в больницу

— Что вы делали сегодня в детском саду?

— Играли в больницу.

— Кого же вы лечили в своей больнице?

— Разных зверей и птиц: цаплю, медве­дицу, синицу, лисицу, зайца, скворца.

— А как вы их лечили?

— Цапле давали капли, синице — водицы, скворцу — гусеницу. Зайцу залили йодом цара­пину и перевязали лапу. А медведицу и лисицу полечить не успели: нас позвали обедать.

Целый месяц

Ася очень любит слова яи целый.Целыми днями они у неё на языке.

— Я целый день помогаю маме.

— Я набрала целуюкорзину ягод.

— Я выпила целыйстакан молока.

Я целуюнеделю, поливала цветы.

Я целыймесяц буду вам рассказывать обо всём этом.

— Я думаю, что целый месяц хвастаться тебе надоест,— смеётся папа.

***

Ну и баловница

Младшая сестрица!

Бабушка ругается:

— Экая проказница!

Мама улыбается:

— Просто безобразница!

Этой озорнице

Спокойно не сидится:

Скачет, кувыркается,

Вечно улыбается,

Допоздна кружится,

Не хочет спать ложиться.

Ох, и баловница

Младшая сестрица!

***

Цапля сторожем в болоте

На одной ноге стоит.

— Цыц! Куда вы в грязь идёте?-

всем зверёнышам кричит.

* * *

Над кузницей, мельницей

Вьётся метелица,

По лесу танцует

И по полю стелется.

А зайцы метелицы

Не боятся,

Под снегом танцуют

И веселятся.

* * *

Цветёт у птичника цветок —

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

— Цветок, ты кто? — Цыплёнок!

(В. Лунин)

* * *

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать.

(Е. Благинина)

Игра.

Ёрш — ершится,

Петух — петушится,

Лайка — лает,

Змея — змеится.

Что же получается:

Лягушка — лягается?

Бедный ёжик.

Бедный ёжик ёжится,

Всё ему неможется,

Посинела кожица

И скривилась рожица.

Мать его тревожится:

«Вот забот умножится-

бедный ёжик ёжится».

* * *

Над селом метелица

Белым снегом стелется,

Замела всё озерцо,

Запорошила сельцо.

Снег замёл все лужицы,

Кружится по улицам,

В оконца стучится,

На крыльцо ложится.

Над рощицей, над мельницей

Кружится метелица.

* * *

Цып-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки!

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

* * *

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

Где в серёдке, где в конце.

Цепь, цветок и цифра—тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице,

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

(Л. Дьяконов)

Цыплёнок Цып

Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым. Сидел он на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.

— Мама, ты неправильно сидишь! Ви­дишь — никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

— Ну ты посиди,— говорит Цып,— а я пой­ду погуляю.

Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и го­ворит:

— Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. — Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.

— Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!

— А как же надо? — удивилась гусеница.

— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! — Сказал и пошёл дальше. Смот­рит — цапля лягушек ловит.

— Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо! — И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо цапля его вытащила.

(По Г. Юдину)

Еноты в магазине

В магазин пришли с работы

Покупатели — еноты

покупать у продавца

два солёных огурца.

Говорит продавец:

— Две копейки огурец.

— Дайте нам по огурцу.

— Заплатите продавцу.

Очень точно. Молодцы!

Забирайте огурцы.

(Э Мошковская)

Птица помогла(Рассказ с картинками.)

У тёти Тани на (пальце) было золотое (кольцо). Проходила раз тётя Таня по (мосту) через болотце и уронила в воду (кольцо). Очень рас­строилась она. И вдруг видит: идёт по бо­лотцу большая (цапля). Подошла цапля побли­же, сунула длинный клюв в воду и доста­ла (кольцо).

Что такое цунами?

Цунами — это огромные волны, которые об­рушиваются на берега. Бывали случаи, когда цунами смывали в море целые посёлки.

(По С. Сахарному)

Выходной день

У нас воскресенье, у нас выходной.

Знакомое пенье с утра за стеной.

Маме не спится с утра в выходной,

надела из ситца халатик цветной.

Халатик знакомый, такой, как весна.

Останется дома сегодня она.

У мамы в больнице, где лечат ребят,

не пёстрый из ситца, а белый халат.

Цапля объясняет

Цапля, стоя на крыльце,

объясняет букву Ц:

— Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып, цып, цып!

Если выучишь урок,

подарю тебе цветок.


(Г. Сапгир)

Из колодца принесла…

Из колодца принесла курица водицы.

И цыплята всей семьёй побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

не желает мыться.

Потому что, как огня,

он воды боится.

И сказала мама строго:

«Мыться дети все должны.

Цып играть не будет с нами.

Нам грязнули не нужны».

Беглец

Зине и Сене купили двенадцать цыплят. Все онисветленькие, мягкие. А глаза, как пуго­вицы. Всё утро Зина и Сеня не отходят от корзин­ки, всё кормят и поят цыплят. Поклюют цып­лята рубленые яйца, попьют водицы и снова тихо попискивают в корзинке.

Но вот, наконец, мама позвала детей обе­дать. Цыплята остались одни. Не весело им и, видно, не сидится в корзинке. Вот один из цып­лят высунул носик, вылез и сразу разлил блюд­це с водой. А потом цыплёнок скок под стол! А под столом спал пёс Цибик. Цыплёнок клю­нул собаку в нос. Цибик со сна залаял. Цыплёнок с испугу скок на диван, с дивана — на окно. И выпал из окна на клумбу с цветами.

Дети испугались за цыплёнка. Но с ним ничего не случилось.

Пословицы:

Конец – делу венец. Илья Муромец – добрый молодец. Во дворец прибыл гонец. Закалённый боец – в бою молодец. Один палец – не кулак. Зиме конец, прилетел скворец.

* * *

В царском дворце хранится ларец.

Ларец для колец заказал царь-отец.

Семнадцать царевен растут во дворце,

Семнадцать колец во дворцовом ларце.

Скороговорки:

Ученица-озорница получила единицу.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Источник: https://cyberpedia.su/11xb4d5.html

Классный час «Не надо больше ссориться» (2-4 кл.)

Кришкевич Елена Геннадьевна учитель начальных классов МКОУ СОШ №1

Иркутская область, р. п. Куйтун

Цель:

  • познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных  ситуаций;
Читайте также:  Что такое гидропоника

Задачи:

  • учить детей находить компромисс;
  • развивать внима­ние, мышление, артистические способности;
  • воспиты­вать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: круги зелёного, синего, красного (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета) цвета; большой шприц, наполненный белизной; пословица, разбитая на слова.

Ход занятия

Наше занятие мы начнём со своей самооценки. Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёный круг, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синий круг – если не все люди хорошо относятся, красный круг – если считаете, что люди к вам относятся плохо. Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен уважать себя и любить.

А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас. Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующий кружок – отношение к данному человеку. Посмотрите на свои круги: какой цвет у вас преобладает? Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей? Подумайте какой недостаток увидели в вас ваши товарищи.

Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться. Возьмите кружки красного цвета и сложите их в баночку с водой. Что вы заметили? Вода потемнела. Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет.

Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда вы им говорите плохие слова, обижаете и словом и делом? Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца).

Если не знаете как правильно поступить вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей. Постарайте, больше никогда и ни кому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся. Не зря и тема нашего занятия «Не надо больше ссориться» Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.

Как вы думаете, почему люди ссорятся? Из-за чего можно поссориться с родителями? С братом, сестрой? С приятелем? Поссориться можно с кем угодно — было бы же­лание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.

Вспомните, какие слова прими­рения вы знаете. («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», «Мир и дружба — навсегда, ну, а ссора — никогда! »)

И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссо­ры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать.

Как это сделать? Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотноше­ния с родственниками или товарищами становятся « взрывоопасными ».

В одном хорошем рассказе я прочитала о девоч­ке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доб­рожелательные отношения.

Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»

Двум учащимся предлагается с использованием мяг­ких игрушек — котёнка и щенка — разыграть следую­щие сцены:

1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его миске и начинает поедать её содержимое. Щенок про­сыпается и набрасывается на котёнка». Подумайте, как можно было избежать потасовки? Учащимся, нашедшим правильный выход из ситуа­ции, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»

Пример__ Щенок просыпается, он готов набросить­ся на котёнка, но говорит себе «стоп!», а затем спокой­ным тоном произносит: «Приятного аппетита! Тебе помочь?» или «Можешь продолжать, если ты голо­ден, но в следующий раз тебе придётся поделиться со мной».

2. «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка».

Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя кон­цовку, а также используя слово «стоп!».

Пример__ Щенок, разбуженный котёнком, просы­пается, лает, затем говорит себе «стоп!», после чего произносит ровным голосом: «Я вижу, что у тебя хо­рошее настроение, и я бы с удовольствием с тобой по­играл, но очень устал и хочу спать. Не мешай мне, пожалуйста» или «Когда ты спишь, я не мешаю тебе. Будь добр, не мешай и ты мне».
В нашем классе тоже иногда случаются ссоры. По­пробуйте найти правильный выход из следующих си­туаций.

  • На уроке физкультуры во время игры Юля неча­янно толкнула Марину. Марина упала, заплака­ла, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всели с ней в порядке.)
  • Во время перемены Славик и Стасик одновремен­но захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчи­ки должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)
  • Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», — и убрать мусор с парты.)

К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Навер­но, в данный момент кто-то из вас неправ. Но что­бы понять, кто именно, нужно время разобрать­ся.

Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Погово­рим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому.
Сейчас я хочу вас познакомить с одним очень интересным рассказом «Тысячецвет», который написала А. Неелова На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.

Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть. – Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек.

Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет.

Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть…

В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всебольше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим. Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная. • На месте ручейка вы простили бы цветочек? • Как вы думаете, изменился бы цветок, если бы ручеек его простил? • Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Добро помни, а зло забывай М. Скребцова

Не надо зло копить в душе, Оно и так вокруг уже. Не отдавай ему себя, Живи, прощая и любя. Попробуй зло на миг забыть – И сразу станет легче жить! Мгновенно исчезает зло, Когда мы помним про добро.

Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы про­ведём игру «Ветер дует на того…».

Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,…»

  • у кого много друзей.
  • кто не любит ссориться.
  • кто не грубит старшим.
  • кто часто делится с товарищами тем, что имеет.
  • кто умеет говорить комплименты.
  • кто никогда не обзывается.
  • кто не участвует в потасовках.
  • кто не ябедничает.
  • кто не стесняется извиняться.
  • кто умеет быстро забывать обиду.
  • кто умеет дружить.
  • кто умеет прощать

Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выхо­дят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер. Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек. В заключение я предлагаю вам прочитать посло­вицу.

К магнитной доске прикрепляются карточки, повёр­нутые обратной стороной. Учитель в любом порядке переворачивает карточку за карточкой, пока дети не догадаются, какая пословица записана на них.

Ответ. Как аукнется, так и откликнется. Как понимаете пословицу? Хотелось бы вам предложить ещё 1 задание, которое вы выполните дома — перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить. Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.

На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу.

Использованные источники и литература

1. Притчи для детей

2. Самый классный час. Ярославль. Академия развития 2008 г

3. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий для третьеклассников. Ярославль. Академия развития 2006 г

Источник: http://www.igraza.ru/other/364-ssora.html

Классный час для 4 класса на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней»

Автор презентации: Исаева Тамара Владимировна

Классный час для 4 класса

Тема: «Человек без друзей, что дерево без корней»

Цель и задачи:

Знакомить с понятием «настоящий друг».Учить дорожить дружбой, быть терпеливыми, помогать друг другу во всем.Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: пословицы-плакаты («Друг познается в беде», «Дружба как стекло: разобьешь – не склеишь», «Друг неиспытанный, что орех не расколотый»); рисунки на тему: «Мой друг».

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Объявление темы классного часа.

II. Объяснение названия темы: «Человек без друзей, что дерево без корней»:

— как вы понимаете смысл этой пословицы?

— почему человек не может жить без друзей? (высказывания учащихся, обобщение учителем).

Прослушивание песни М. Пляцковского «Настоящий друг»:Дружба крепкая не сломается,Не расклеится от дождей и вьюг,

Друг в беде не бросит

Лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,- Не разлить водой –

Шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий

Верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,Если что-нибудь приключиться вдруг,

Нежным быть кому-то

В трудную минуту –

Вот что значит настоящий

Верный друг!

Чтение 1 куплета песни с доски. Обсуждение содержания песни:

а) Что значит настоящий верный друг?

б) Чем он может помочь?

Беседа с учащимися?- А у кого есть настоящий друг?

— Где он живет, учится?

— как вам помогает?

Работа с пословицами.«Друг познается в беде»

«Дружба как стекло: разобьешь – не склеишь»

«Друг неиспытанный, что орех не расколотый»

Инсценировка стихотворения В. Орлова «Кто кого?»Кто кого обидел первым?

— Он меня!

— Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

— Он меня!

— Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили?

— Я дружил!

— И я дружил!

Что же вы не поделили?

— Я забыл!

— И я забыл!

Обсуждение поведения друзей. Оценка их поступков.

Чтение учителем стихотворения Э. Мошковской «Не надо больше ссориться»Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается…

И будем мы завидовать

Завидовать всем людям

Все будут видеть ясный день,

А мы с тобой не будем.

Анализ содержания стихотворения. Ответы на вопрос: Почему не надо ссориться с друзьями?

Рассматривание выставки рисунков «Мой друг»Подведение итога классного часа:- Каким должен быть настоящий друг?

— Почему дружбу надо беречь?

Источник: https://EduDocs.info/klassnyy-chas-dlya-4-klassa-na-temu-chelovek-bez-druzey-chto-derevo-bez-korney.html

Урок А. Барто «Стали грамотными»

^

Цель: 1. Знакомство с произведениями В.Берестова; русскими народными считалками.

2. Закреплять навыки плавного и быстрого чтения3. Привитие любви к чтению

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на 1 сентября день знаний в 1 классе

Ход урока:

I. Урок начинается с чтения учителем, а затем учащимися стихотворения В. Берестова «Искалочка».После чтения ученики заучивают это стихотворение. Сначала работа идет в парах: дети проверяют друг у друга стихотворение наизусть. Затем читают его хором.II. Работа над считалкамиФизминуткаIII. Чтение стихотворения В. Берестов «За игрой».Читают хорошо подготовленные учащиеся.Подготовка к чтению.Книга для чтения стр. 42-45, пересказ беседа по обложкам.IV. Итог урокаДЗ с. 42-45

Урок 6. Словесные игры, скороговорки, небылицы. С.Маршак «Я видел»

Цель: 1. Знакомство со словесными играми, скороговорками, небылицами.

2. Закреплять навыки плавного и быстрого чтения3. Привитие любви к чтениюI. Учитель читает стихотворение И. Сухина «Скороговорка»- Повтори, Егорка: «Скороговорка».- С творогомворка, -Говорит Егорка.- Повтори Егорка: «Скороговорка».- Срогомговорка, -Говорит Егорка.- Повтори Егорка: «Скороговорка».- Сгромомговорка, -Говорит Егорка.- Повтори, Егорка: «Скорая порка»- Скороговорка, -Говорит Егорка.II. Ученики читают на стр. 46 учебника правило: порядок работы над скороговорками. Скороговорка — это:1) быстрая речь (говорить скороговоркой);2) искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.III. Работа учащихся парами над скороговорками в учебнике на стр. 46-48- Какие из скороговорок помогают научиться произносить звуки [с], [з]?IV. Игра «Повтори без ошибки» (соревнованиемежду рядами):V. Коллективное заучивание скороговоркиЕ.Л. Благининой «Простокваша»Простокваши дали Клаше –Недовольна наша Клаша:- Не хочу я простокваши, Дайте просто каши. Дали вместо простокваши Нашей Клаше каши.- Не хочу я просто каши, Так — без простокваши. Дали вместе с простоквашей Каши Клаше нашей.Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей, А поела — встала, Спасибо сказала! VI. Итог урока.ДЗ принести скороговорки

^

«Если вы собрались в гости»

1. Дети знакомят одноклассников с книжечками3само3делками, читают находящиеся в них скороговорки; расска3зывают придуманные небылицы, а также показывают небы3лицы3рисунки, сделанные ими в тетради.2. С целью обучения прогнозированию читаемого учи3тель предлагает прочитать название следующего произве3дения и рассмотреть иллюстрации к нему, после чего зада3ет вопрос: «Что можно сказать об этом произведении ещедо прочтения?» (Оно о смехе, и, судя по форме текста, этостихотворение.)3. Учитель выразительно читает стихотворение, послечего подтверждается верность сделанных ранее предполо3жений о характере произведения.4. Подготовку к правильному и выразительному чтениюстихотворения можно провести следующим образом:1) Вслух выполняются упражнения технического харак3тера, расположенные перед текстом.2) Первоклассники молча (пошепотно) читают произве3дение.3) Перед тем, как задать первый вопрос, учитель можетспросить о том, чем необычно прочитанное стихотворение.Обращается внимание на то, что слово «Смех» автор напи3сал с большой буквы, как будто это имя. После этого детиотвечают на первый и второй вопросы учебника.4) По первому заданию тетради проводится работа про3педевтического характера над постановкой логическогоударения (без термина).Для этого дети самостоятельно молча выполняют за3дание, шепотом читая первую строфу и подчеркиваякарандашом те слова, которые им хочется выделить го3лосом. Затем правильность выполнения задания прове3ряется: учитель читает, выделяя голосом слова «лучшевсех», «Смех», «нигде», «смеемся». После этого задают3ся вопросы:— Какие слова я выделила голосом? Как вы думаете, по3чему?— Какие слова подчеркнули вы?35— Кто подчеркнул другие слова? Прочитайте, выделяяголосом те слова, которые подчеркнуты вами.Проводится сравнение.— Как лучше — когда выделяются главные слова —о смехе — или другие? Какие слова нужно выделить голосом,чтобы лучше передать характер веселого стихотворения?5) Первоклассники шепотом читают стихотворение поучебнику с целью подготовки к его выразительному чтениювслух.5. Первое чтение вслух лучше провести не целиком, апо две3три строфы.Особое внимание обращается на передачу восклица3тельной и вопросительно3восклицательной интонаций причтении вслух двух последних строк стихотворения. При не3обходимости с целью достижения верного интонированияпроводится тренировочное чтение этих строк разнымидетьми. Завершить эту работу можно хоровым чтением пос3ледних строк.Дома дети готовятся к выразительному чтению стихот3ворений С. Михалкова и А. Усачева и делают в тетради ил3люстрацию.

^

1. При проверке домашнего задания учитель спрашива3ет о том, чем необычно стихотворение И. Жукова. (Это такназываемые «бесконечные» стихи, не имеющие смысловогоконца, что предполагает их многократное безостановочноеперечитывание.)Рисунки к прочитанному демонстрируются детьми пожеланию.2. Выполняются упражнения 1 и 2 подготовительногохарактера из тетради. Сначала первоклассники делают ихсамотоятельно, пользуясь карандашом или ручкой. Затемпроводится фронтальная проверка. Упражнения, располо3женные в учебнике перед текстом, выполняются вслух.3. После такой серьезной подготовки произведениеС. Маршака читается вслух хорошо читающими детьми пофргментам, выделенным в тексте звездочками. Остальныеучащиеся следят по тексту.364. Сразу после первого чтения учитель может задатьвопросы, связанные с характеристикой главного персона3жа:— Почему пудель не рад подаркам?— Заслужил ли он такие подарки? Чем?Затем для завершения этой работы учащиеся выполня3ют в тетради задание 3, подчеркивая слова, характеризую3щие пуделя. Дети обосновывают свой выбор тех или иныхслов устными ссылками на факты, изложенные в произве3дении и подтверждающие те или иные качества персонажа.Далее, отвечая на первый вопрос учебника, дети опре3деляют эмоциональный характер произведения.Второй вопрос является продолжением первого, пред3полагая подтверждение характера произведения выбороч3ным чтением наиболее смешных фрагментов текста. Дляподготовки к ответу детям выделяется время — в зависи3мости от уровня техники чтения класса — от трех до пятиминут.Работа над приемом выборочного чтения продолжает3ся и при выполнении задания 3 из учебника, когда дети вы3бирают из произведения и выразительно читают эпизоды кданным в учебнике картинкам.В конце работы над произведением, на основе хороше3го знания его содержания, выполняется задание 4 из учеб3ника и задание 4 из тетради. Попутно по одной из иллюст3раций тетради можно выяснить (а для кого3то — уточнить)значение слова «калоши», попросив учащихся показать, где,на каком именно рисунке изображены калоши.Дома первоклассники выполняют в тетради провероч3ную работу по теме «Час потехи».

^

(13 уроков)

Урок 16. Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Про_

кофьева «Сказка про честные ушки»

1.Проверка правильности выполнения домашнего за3дания.2. Обсуждение новой темы чтения по вопросам учителя37с опорой на иллюстрации учебника:а) как вы понимаете название темы: о чем будут произ3ведения в этом разделе учебника?б) какие поступки людей вы считаете хорошими?в) какие — плохими?3. Самостоятельное, без подготовки, чтение произве3дения Л. Толстого.4. Дети отвечают на вопрос: «Случалось ли с кем3нибудьиз вас что3то похожее?»5. После подготовки дети читают произведение С. Про3кофьевой и отвечают на вопрос учебника.Заметим, что знакомство с этим текстом можно орга3низовать как по вызову учителем хорошо читающих учени3ков, так и в форме чтения по цепочке.Дома дети перечитывают произведения, готовясь к ихвыразительному чтению.

^

С. Прокофьевой «Сказка про честные ушки»

Основную часть работы на уроке занимает подготовка кигре «Радиотеатр». Она проводится под руководством учи3теля по тетради в соответствии с заданиями учебника.

Первое задание обязательно нужно выполнять коллек3тивно: читается реплика героя, и учитель спрашивает у де3тей, чьи это слова (кто говорит эти слова?), после чего учи3тель на доске, дети — в тетради, отмечают принадлежностьслов персонажам.

После того, как роли отмечены, целесообразно выбо3рочно прочитать лишь те слова, которые принадлежат маме;после этого — только слова Ойки. В это время проводитсяработа над выразительностью чтения.После чтения по ролям дети, отвечая на вопросы учеб3ника, сравнивают два рассказа, посвященные одной теме(честности).

^

надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»

1. При чтении стихотворения В. Орлова нужно обратитьвнимание на соблюдение детьми вопросительной и воскли338цательной интонаций. Дополнительно к заданию учебникав хорошо подготовленном классе можно организовать чте3ние по ролям. Для этого нужно, чтобы дети поняли, что вразговоре участвуют трое: два поссорившихся мальчика ичеловек, который их спрашивает. Чтобы первоклассники неперепутали слова действующих лиц, можно сделать размет3ку текста, поставив цифру 1 перед словами спрашивающе3го человека, цифры 2 и 3 — перед ответами мальчиков.2. Поскольку в стихотворении Э. Мошковской имеетсянесколько довольно длинных слов, перед его чтением вы3полняется подготовительное упражнение. После этого сти3хотворение читается целиком несколькими учащимися поочереди с целью улучшения качества чтения (правильнос3ти, беглости, выразительности).3. Подготовки к чтению произведения Л. Толстого нетребуется. Лучше всего предложить детям прочитать текстпро себя (пошепотно), после чего ответить на вопрос писа3теля, вынесенный в заголовок. Таким образом, проверкойкачества самостоятельного чтения будет правильность от3вета на вопрос.Дома дети перечитывают материалы урока.

^

1. После проверки домашнего задания выполняются уп3ражнения к тексту, направленные на выработку правильно3го и беглого чтения.Следует обратить внимание на орфоэпические нормыпри произнесении слов «баловаться», «балуются».2. Знакомство с этим рассказом лучше всего организо3вать в виде заранее подготовленной сценки, где слова ав3тора (первый абзац рассказа) произносит или читает покниге учитель, а слова девочек — первоклассницы, выу3чившие роли. Возможен и более простой вариант органи3зации первичного восприятия этого рассказа: чтение поролям заранее подготовленными учениками.Самый простой способ знакомства с данным текстом —чтение хорошо читающими учащимися по вызову учителя.3. После выполнения задания учебника (наиболее под3ходящей по смыслу является пословица «С кем поведешь339ся, от того и наберешься») проводится повторное чтениепо цепочке с установкой на правильность и выразитель3ность чтения.Дома, готовясь к выразительному чтению по ролям, детиработают с тетрадью.

^

1. Подготовительная работа к чтению этого рассказа незаймет много времени. Однако нужно иметь в виду, чтодлинные слова из текста, включенные в упражнения, целе3сообразно перечитывать по несколько раз. В этом случаеих чтение не затруднит детей при самостоятельном знаком3стве с рассказом.2. Знакомство с этим рассказом имеет одну особен3ность: первый раз рассказ читается не до конца, а до зада3ния, разбивающего основную часть рассказа и концовку.Выполнение данного задания направлено на формирова3ние важного читательского качества — способности преду3гадывать дальнейшее содержание текста.Первичное восприятие этого рассказа лучше организо3вывать в форме чтения вслух хорошо читающими детьми.3. После ответа на вопрос учебника первоклассники пе3речитывают текст по цепочке. Задание, которое помещеновнутри рассказа, при повторном чтении пропускается.Дома дети готовятся по тетради к игре «Радиотер».

^

Л. Толстой «Два раза не умирать»

1. Знакомство с басней Эзопа можно предварить сооб3щением о том, что это произведение создано несколько ты3сяч лет назад мудрецом из Древней Греции, которого зва3ли Эзоп.2. Перечитывание басни проводится после выполнениязадания по подбору пословиц к тексту.3. Чтение басни Л. Толстого требует подготовки. Зна3комство с ней возможно как в форме чтения про себя (в хо3рошо подготовленном классе), так и вслух — хорошо чита3ющими детьми.Дома дети перечитывают басни, готовясь к их правиль340ному и выразительному чтению; ищут и приносят на следу3ющий урок книги Льва Николаевича Толстого; выполняютзадания из тетради.

^

1. В начале урока рассматривается выставка «КнигиЛьва Николаевича Толстого». Учитель сообщает о том, чтоэто великий русский писатель, создавший много замеча3тельных книг и для детей, и для взрослых; что во временаЛьва Николаевича Толстого, а это было около ста лет на3зад, в России было очень мало школ, дети простых людейне могли учиться. Л. Н. Толстой в своей усадьбе Ясная По3ляна открыл школу для крестьянских детей и написал учеб3ники: «Азбуку» и «Четыре русские книги для чтения». В этихучебниках собрано много рассказов, сказок, басен. По нимучилось несколько поколений русских детей.Если на выставке имеются книги Алексея НиколаевичаТолстого, учитель делает пояснение о том, что это другойзамечательный писатель; всего в русской литературе тризнаменитых писателя, носящих фамилию Толстой. Поэто3му, когда встречается фамилия Толстой, нужно уточнить имяи отчество автора. Если книг А. Н. Толстого на выставке нет,желательно, чтобы учитель сам незаметно поставил книгудругого Толстого и в начале урока спросил: «Все ли книгина выставке соответствуют ее теме? Почему?».Работая с выставкой, дети должны ответить на вопрос:«Какие произведения (басни, сказки, были, стихи) написалдля детей Л. Н. Толстой?».Можно в рамках большой выставки выделить мини3вы3ставку. Допустим, если на выставке много рассказов, от3дельно выставляются книги с рассказами. Дети делают это,ссылаясь на надписи на обложках и титульных листах. Еслина выставке преобладают басни, выделяется мини3выстав3ка «Басни Л. Н. Толстого».Проверяется правильность выполнения домашних за3даний в тетради.2. Будет лучше, если первый раз дети услышат произве3дение «Два товарища» в исполнении учителя. Обусловленоэто тем, что в тексте встречаются относительно длинные и41сложные по синтаксической конструкции предложения.3. Выполняются подготовительные упражнения из тет3ради.4. Дети молча перечитывают басню.5. Работа над главной мыслью этого произведения об3легчается тем, что идея выражена в последних словах тек3ста.Дома дети перечитывают произведения Л. Толстого израздела «Что такое хорошо и что такое плохо».

Источник: http://lit-yaz.ru/filosofiya/103065/index.html?page=2

Ссылка на основную публикацию