Конспект занятия в старшей группе «солнце – источник света и тепла»

Конспект урока для 4 класса “Солнце – источник света и тепла. Звезда. Планета”

Конспект занятия в старшей группе «Солнце - источник света и тепла»

Познание мира 4 класс Дата__________________

Урок № 38

обучающая – расширить и углубить представление детей о космосе, космических телах;

развивающая – развить общеучебные навыки, работу с иллюстрированными материалами развить навыки классификации солнечной системы, установление взаимосвязи между солнцем и жизнью на Земле; развитие психологических процессов -воображения, логического мышления, внимания , памяти .

воспитательная – воспитать любознательность, любовь к урокам Познания мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения : комбинированный.

Межпредметные связи: астрономия, биология, ботаника, антропология, геология.

Оборудование: учебник, тестовые задания, карточки для работы в парах, кластер для групповой работы, ноутбук, видеосюжет « Земля », схема « Планеты».

На доске вы видите планеты, расположенные в неправильном порядке:

а) покажите планеты Сатурн, Меркурий и т.д.

б) расположите планеты в порядке их удаления от Солнца.

«Солнце – это звезда массой в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет, вместе взятых».

Солнце – это раскаленный газовый шар, который выделяет энергию в виде света, а вы знаете, что температура Солнца доходит до 5000 С ( Цельсия ), а Земля получает от Солнца примерно 1/2 000 000 000 часть излучаемой энергии. А энергия Солнца огромна.

Энергия солнечных лучей, падающий на квадратный метр земной поверхности может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность.

ГЕОЛОГ

Как уже было сказано, Земля получает минимальное количество света , потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, т.е. солнечная энергия превращается в тепло.

БОТАНИК

Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год. Почему? (вопрос залу) ( на юге больше света, а значит больше тепла).

Выделяют кислород растения, поглощая свет, перерабатывают его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света.

Чтобы тогда случилось? Могут ли они жить без света? ( нет, растения погибнут).

БИОЛОГ

А многие, животные не могут жить без растений. А другие без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка . Солнце дает пищу, растениям, растения – это пища травоядным животным (вопрос залу: Каких травоядных животных вы знаете?), а эти животные пища для хищников.

Приведите пример такой цепочки( трава- заяц – волк). Заметьте, где мало растений, там мало и животных. В каких местах мало животных? (северный полюс, вечная мерзлота, пустыня). А в каких много? ( леса, тайга, Южная Америка, тропики). Животные также обогреваются теплом Солнца.

АНТРОПОЛОГ

Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку?

Как же человек использует Солнечную энергию? (вопрос залу) Здесь и говорить не о чем. Вот например, приведите примеры из техники (солнечные батарейки), пищевой промышленности ( сушка плодов, овощи, ягоды), животноводства ( разведение овец, птиц, коров) и др. А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, свет и тепло.

Выводы: исходя из услышанной вами информации о солнце, заполните кластер всей группой:

Солнце

Источник: https://docbase.org/679-konspekt-uroka-dlya-4-klassa-solnce-istochnik-sveta-i-tepla-zvezda-planeta.html

Открытый урок «Солнце – источник света и тепла»

Калиновская Светлана Вячеславовна

учитель начальных классов

ГУ «Каменская средняя школа»

Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока: урок — исследование

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный

I Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

— Когда-то  давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают.

И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.

II Мобилизующий этап

— определение темы, цели

-Постарайтесь по  этой загадки определить тему нашего урока.

Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

( солнце)

— Что даёт нам солнце?

Тема нашего урока « Солнце –источник света и тепла»

-Открываем тетради и записываем  число, классную работу и тему урока.

— запись числа, темы

Определим задачи урока

— Что должны понять?

— Что должны узнать?

III Проверка домашнего задания

-Повторим пройденный материал

Игра «Продолжи»

  1. Звезда — это … ( солнце)
  2. Невооружённым глазом на небе видно  ( 3000 звёзд)
  3. Вокруг Солнца вращается … ( 9 планет)
  4. Спутник Земли — это … ( луна)
  5. Солнце и планеты образуют … ( Солнечную Систему)
  6. Окружающий Землю мир — … ( Вселенная)

7.Прибор для изучения звёзд…(телескоп)

  1. Что ближе к Земле: Солнце или Луна? (Луна)

9.По какой звезде можно ориентироваться ночью…(Полярная)

10.Одежда для космонавтов…(скафандр)

-Давайте приведём в порядок планеты Солнечной системы. (учащиеся прикрепляют таблички с надписями на модель Солнечной системы)

1.Самая близкая  к солнцу планета? (Меркурий)

2.Планета, римская богиня любви? (Венера)

  1. Планета, на которой мы живём? (Земля)

4.Красноватая  планета,названная древними римлянами в честь бога войны? ( Марс)

5.Самая большая планета? ( Юпитер)

  1. Планета, окруженная плоскими кольцами,составляющими как бы одно кольцо?9Сатурн)

7.Какая планета следует за Сатурном? ( Уран)

8.Планета с именем морского царя? ( Нептун)

9.Самая дальняя планета? (Плутон)

-Как называется наука изучающая  космос?

-Как называют людей, которые изучают космическое пространство?

-Назовите первого космонавта,казахстанских космонавтов? (портреты)

-Откуда производится старт космических ракет? (иллюстрации)

ФИЗМИНУТКА

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх.Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки.Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши.Улыбаться)

IVРабота над новым материалом

-Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца

Наш девиз:

Вот солнце бежит босиком по росе

Зовёт за собою нас в путь

Исследователи, такие же люди, как все

Но любопытней чуть-чуть.

— А что мы знаем о Солнце?

( зимой опускается ниже над горизонтом,

А летом поднимается выше)

— Что умеем?

( определять стороны горизонта)

— Какие изменения происходят с Солнцем?

— На что это влияет?

( дни длиннее

ночи короче)

Солнце – источник света и тепла. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре.

Солнце светит всем

Солнце греет всех.

-отгадывание загадки

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдет и всех разбудит.

-Сколько загадок существует о Солнце! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная  легенда о Солнце.

Сначала Солнце было очень большим, но после того как появились люди, оно начало уменьшаться: ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает.

Если умер праведный ( добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце, а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц.

— Какой вывод вы сделали для себя?

( лучше быть добрым)

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос и записать в тетрадь определение солнца:

— работа в группах (7-8мин)

  1. Дать понятие о Солнце
  2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?
  3. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
  4. Как человек использует солнечную энергию?
  5. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?

— слово учителя (видеоролик)

Солнце – звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе. Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины.

Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.

Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн.раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло.

Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

— Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим.

— работа по парам (взаимооценивание)

Объясните, каким образом работает Солнце, если оно … (карточки)

свет

тепло

энергия

воздух

свет – светит, видим окружающий мир

тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

энергия – существуют солнечные электростанции

воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом

Физкультминутка на внимание.

3 стихии. Воздух – машем руками. Вода – хлопки. Земля – приседаем.  Дети показывают те движения, которые называются. Учитель старается их запутать.

— компетентностное задание (резерв)

— Почему человек называет Солнце « солнышком»? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?

Учёные изучают поведение Солнца, иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны ( протуберанцы)

Все эти явления влияют на самочувствие человека.

— А какие ассоциации возникают со словом « солнце»?

( загар)

— дополнительный материал

К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.

— слово Айболиту

( рассказ)

Солнечная энергия является не просто источником света, а источником жизни. Без нее невозможен рост растений, развитие животных и жизнь человека. Польза и вред солнечного загара является предметом многочисленных споров. Некоторые считают загар полезным для здоровья, а другие убеждены во вреде ультрафиолета.

Ультрафиолетовые лучи проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.

Чрезмерное действие ультрафиолета и пренебрежение правилами пребывания на солнце может нанести непоправимый вред организму. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца.

Читайте также:  Сценарий нового года для детей 1 младшей группы доу

— так полезен  ли такой загар?

V Закрепление

С помощью следующего задания мы проверим,кто сегодня на уроке был внимательным.(5 мин)

— Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце — ближайшая к Земле. . . (звезда). Это огромное. . . (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму. . . (шара).  Расстояние от Земли до Солнца …(150млн. км)

— Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце.

— Посмотрите на доску и выполните самостоятельно проверку задания. Выставите себе оценку.

VI Домашнее задание( с. 70-71 пересказ)Синквейн «Солнце»

VII Итог урок. Рефлексия

— Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

— Как люди используют солнечную энергию?

«Сегодня на уроке я ….»

«Мне пригодится….»

«Мне было интересно…..»

-самооценка (красный, жёлтый, зелёный)

— А теперь я бы хотела увидеть самооценку каждого

-если урок понравился, я справился со всеми заданиями. Я доволен собой., то поднимите зелёный карандаш

-если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился, то поднимите жёлтый карандаш

-если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь, то поднимите красный карандаш

— С каким фруктом можно сравнить солнышко?

Солнышко дарит вам эти Солнышки, чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день

                           Ученик «Солнечная система»

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце – светило клокочет вулканом,

Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,

Протуберанцы взлетают фонтаном,

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце – звезда  при огромнейший  шар.

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце – светило, они обожают!

Источник: http://informznaika.ru/?p=9370

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Цели:

– дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

– расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

– ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

– развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

– воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал: посылка, в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны, воздушный шарик, , пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки»; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь , воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

– Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

-Дети, здесь письмо. Написано: «От Незнайки». Давайте его прочтем.

Читает письмо. «Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам.

Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле.

Отгадайте и станьте все членами школы « Юные Знайки».

– Посмотрим, что он нам прислал?

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

– Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …(солнце).

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

— Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа.

Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, пёрышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте.

Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку.

— А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдёт?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

— Что мы делать любим летом на солнышке? (загорать, греться). От солнышка всем светло, весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке, поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Делаем разминку:

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. ( Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

– Ребята, я посмотрю ,что ещё прислал нам Незнайка. ( Достаёт шарик)

– Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух. Зачем нам нужен воздух? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.

— Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

А кому ещё для жизни нужен воздух? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух? ( на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Значит, мы можем воздух видеть.

А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице? Воздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот – вредит.

– А где мы можем увидеть грязный воздух? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин). Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдёт, если мы будем дышать грязным воздухом? (заболеем).

Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создаёт парки, рощи, скверы, всё для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

– Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

– Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. ( Дети стоят вокруг посылки).

Воспитатель достаёт бутылку с водой.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

— Это вода!

— Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

– Человек может ли жить без воды?

– Кому ещё нужна вода?

– Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

– Какую воду можно пить? Откуда берётся пресная вода?

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нём много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить.

Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

Читайте также:  Инсценировка на тему «спорт» для учащихся начальной школы

– У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Бесцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? ( Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

Наши лучшие друзья:

Солнце, воздух и вода!

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достаёт билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки».

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/konspekt-zanyatiya-po-fckm-v-starshey-gruppe-quot-solnce-vozduh-i-voda-ndash-nashi-luchshie-druzya-quot-433531

План-конспект по окружающему миру на тему “Солнце – источник света и тепла”

Автор презентации: Джепарова Зульфие Решитовна

Тема: Солнце – источник света и тепла.

Цель:

·                    Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.

·                   Систематизировать знания детей о том, какие планеты входят в Солнечную систему.

Задачи:

1.  Образовательные:

– обогатить знание о Солнце как небесной звезде;

– ознакомить учеников со значением солнечного тепла и света;

– на основе практической работы убедить учеников в том, что непрозрачные предметы не пропускают солнечный луч, что все живое тянется к Солнцу;

– сформировать представление о тени;

2.  развивающие:

– развивать наблюдательность, воображение, логическое мышление, обобщать знание о явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи; критическое мышление;

– формировать умение наблюдать за объектами природы;

3.  Воспитательная:

– воспитывать чувство любви к живому, природе.

Использование технологий: «ПеснеЗнайка», развитие критического мышления  («Микрофон», «Ассоциативный куст», «Знаю, Хочу знать, Узнал»,  работа в парах, группах;  «Закончи предложение»).

Ход урока

1.              Организационный момент

Вместе мы идем в страну знаний

Ты со мной в классе рядом стань

 Повернись, обернись 

И каждому улыбнись..

– А что нам помогает в учебе?

(Звучит фрагмент аудио записи из комплекта «ПеснеЗнайка»  и деть поют)

Благодаря Песнезнайке

Мы учимся охотно, 

Нам легко даются знания – 

радуются Нами родители

ну тогда новый урок мы начнём..

– Я хочу подарить вам урок – теплый, ясный, радостный.

– Какие чувства у вас возникают, когда вы получаете подарок?  (приятные, радостные, благодарность)

– Я хочу, чтобы с таким настроением вы получили новые  знания!

Наш девиз:

Мы дети солнца, Живём на лучшей из всех планет. Мы дети солнца, А дети солнца Должны нести тепло и свет. 

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.              Повторение («Ассоциативный куст»)    

– С каким словом ассоциируется слово Солнце?                                                                                                                         Солнце  – это радость, свет, тепло                                                                                                           жизнь, планета, заря.                                                  

– А что вы знаете о Солнце?

Знаю:  дает тепло, светло.

Хочу узнать:  чем полезное Солнце, кому нужно и для чего, бывает ли Солнце вредным

Узнали: (в конце урока)

Слушание и обсуждение текста «Солнце, Подсолнух и Божья коровка» (Л. Шаповал)

Поспорили  как-то между собой Божья коровка и Подсолнух: кто главнее – растения или животные. 

Подсолнух:  Без нас, вы не смогли бы прожить ни одного дня. И жилье вы строите на деревьях или кустах. Мы и воздух для вас очищаем от пыли и грязи. И что бы вы, животные без нас делали? Ничего. Даже дышать не смогли бы.

Божья коровка: А без нас,  ваши прекрасные большие цветки никогда бы не давали плоды. И кто вам помогает расселиться по миру, если не мы? А еще мы улучшаем почву, где вы растете. А еще.. а еще… а еще…

И длился бы спор бесконечно долго, если бы не вмешалось в него само Солнце.

Солнце:  Дети мои, не стоит спорить. У каждого из вас своя роль на этой планете. У матушки Земли нет хороших или плохих, полезных или ненужных детей, растений или животных. Однако без меня, Солнца, невозможна ваша жизнь. Я не просто разгоняю темноту ночи, а согреваю вас. Моя энергия распределяется между всеми живыми организмами на Земле.

–                   Почему невозможна жизнь на Земле без Солнца?

–                   Как распределяется солнечная энергия между всеми живыми организмами?

Рассказ учителя с элементами беседы.

Вы уже знаете, что Солнце – это огромный раскаленный шар, ближайшая к Земле звезда. Она излучает энергию. Каждую секунду наша планета получает солнечную энергию, которая равна мощности 150 млн больших электростанций.

– какая температура в недрах Солнца?

– В виде чего Солнечная энергия доходит до Земли?

– Кому на Земле необходимы Солнечное тепло и свет?

Действительно, Солнце обусловливает всю жизнь на Земле. Каждый год благодаря Солнцу на Земле вырастают тысячи видов растений, которые кормят тысячи видов животных. Кроме того, от высоты Солнца над Землей зависит изменение времен года: зимы, весны, лета, осени.  От его высоты над Землей на протяжении суток зависит количество тепла, которое солнце посылает на Землю утром, днем, вечером.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы ежедневно встречаемся с Солнцем, но никогда не задумывались о его значении для жизни на Земле. Оно непрерывно посылает нам на Землю свет и тепло. 

 А давайте познакомимся с Солнцем и посмотрим видео.

–                  Что мы коротко можем сказать о Солнце?

–                   Действительно, Солнце – очень горячий раскаленный шар, и если приблизиться к ней, то сразу же можно сгореть. Среди большого количества планет и звезд Солнце – самая теплая и самая яркая  звезда. Из тысячи километров оно посылает лучи, а также – тепло и жизнь другим планетам, всему живому.

А теперь, дети, отгадайте загадку:

Что вокруг тебя бежит, а не догонишь.

–                  Правильно, это тень.

–                  А что же такое тень?

Тень – это темное отражение любого непрозрачного предмета, освещенного с противоположной стороны. Если сквозь такой предмет не проходит солнечный свет, тога образуется тень. Иначе говоря, тень – это пространство, на которое не попадают солнечные лучи. Тень может образовываться от деревьев, зданий, животных, людей. В тени всегда прохладнее, чем на солнце. Объясните, почему?

–                   Как вы думаете, где лучше растут растения: в тени или на солнце?

–                   А почему в полдень людям лучше не быть на солнце, а уйти в тень? (лучи солнца – ультрафиолетовые лучи, которые в большом количестве опасные для здоровья человека ) Следовательно, Солнце и полезное  и вредное, поэтому летом загорайте в меру.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Беседа

–                  Посмотрим на рисунок в учебнике (с. 24)

–                  Что мы видим на рисунке?

–                  Почему росток фасоли потянулся через отверстие коробки?

Источник: https://EduDocs.info/plan-konspekt-po-okrujayushchemu-miru-na-temu-solnce–istochnik-sveta-i-tepla.html

Конспект занятия в старшей группе Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзьяraquo

Конспект занятия в старшей группе Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья&

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

— дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

— расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

— ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

— развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

— воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал: посылка, в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны, воздушный шарик,, пластиковая бутылка с водой, членский билет Юные Знайки&; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

— Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

-Дети, здесь письмо. Написано: От Незнайки&. Давайте его прочтем.

Читает письмо. Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам.

Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле.

Отгадайте и станьте все членами школы Юные Знайки&.

— Посмотрим, что он нам прислал?

Читайте также:  Загадки с ответами для младших школьников 2 класса

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

— Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

— Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа.

Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте.

Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку.

— А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

— Что мы делать любим летом на солнышке? (загорать, греться). От солнышка всем светло, весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке, поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

— Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)

— Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух. Зачем нам нужен воздух? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.

— Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

А кому ещё для жизни нужен воздух? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Значит, мы можем воздух видеть.

А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице? Воздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

— Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот — вредит.

— А где мы можем увидеть грязный воздух? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин). Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом? (заболеем).

Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко.

Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

— Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

— Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки).

Воспитатель достает бутылку с водой.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

— Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

— Человек может ли жить без воды?

— Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

— Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода?

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить.

Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

— У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Бесцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы Юные Знайки&.

Воздух, вода. Экспериментальная деятельность&. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что.

План занятия по экологии Урок чистоты& (старшая группа) Отчет Урок чистоты& группа №10МБДОУ№6 Улыбка& ЗМРРТ 16сентября 2013года 1. Нод. Познание. Тема: Чистый воздух и вода – богатство страны&.

Источник: http://alldiete.ru/uxod-za-telom/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-solnce-vozdux-i-voda-nashi-luchshie-druzyaraquo

Солнце – источник света и тепла – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Окружающий мир «Солнце – источник света и тепла» По программе «Гармония» Учитель начальных классов Пинтера Ирина Ивановна

Слайд 2
Слайд 3
Описание слайда:

Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солнце и прислать свои сообщения на Землю Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солнце и прислать свои сообщения на Землю

Слайд 4
Описание слайда:

Солнце – объект неживой природы

Слайд 5
Описание слайда:

СОЛНЦЕ» – центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т. Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К.

Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов).

Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С. СОЛНЦЕ» – центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т.

Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К. Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов.

Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов).

Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.

Слайд 6
Описание слайда:

Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь. Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

Слайд 7
Описание слайда:

Славяне почитали Солнце, как божество и называли его ЯРИЛО

Слайд 8
Описание слайда:

Заклички Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка.

Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:

Вывод Солнце это плазменная звезда. Солнце предмет неживой природы. Оно даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле. Почитается людьми и находит отражение в творчестве. Лучи солнца отражаются и преломляются через предметы.

Слайд 14
Описание слайда:

Спасибо Спасибо за урок!

Источник: https://myslide.ru/presentation/solnce–istochnik-sveta-i-tepla

Ссылка на основную публикацию