Конспект занятия в старшей группе на тему: зима

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима»

Конспект занятия в старшей группе на тему: Зима

Карпова М. Г., Шабусова Л. С., Воронцова Т. А. Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1897/ (дата обращения: 10.10.2018).



Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательные: формировать умения детей отвечать на вопросы, составлять предложения; активизировать словарь по теме; совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающие: развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов и наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия:

(Раздается звон колокольчика. Дети встают в круг и держатся за руки, хором проговаривают):

Встанем рядышком друг с другом,

Скажем: «Здравствуйте!», — друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель предлагает послушать внимательно стихотворение автора И. Сурикова [3].

Белый снег, пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы — и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,

Снеговые горы строят ребятишки.

Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,

И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,

Не надули б снега вьюги и метели.

Он теперь покоен — все кругом укрыто,

И ему не страшен злой мороз, сердитый.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Зима!

Воспитатель: Все верно, это стихотворение о зиме. Давайте вспомним приметы зимы?

(Дети называют приметы зимы).

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Мы будем превращать зимние слова в ласковые.

Шуба- шубка

Санки- саночки

Снеговик- снеговичек

Снег- снежок

Лёд- льдинка

Снежинка- снежиночка

Мороз- морозец

Шарф- шарфик

Елка- елочка

Подарок- подарочек

Снежок- снежочек

Каток- каточек

Метель- метелица

Мороз- морозик

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам разгадать загадки о зиме [1].

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберет,

А потом земле усталой,

Колыбельную споет.

(Зима)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.

На всех садится,

Никого не боится.

(Снег)

С неба звездой,

На ладошку водой.

(Снежинка)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Вьюга)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Метель)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала- сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

(Снежная туча)

Словно белая звезда

Из серебряного льда,

Кружится, летает,

На ладошке тает.

(Снежинка)

В шубу снежную одет,

То ли баба, то ли дед!

Нос — морковка, руки — палки,

И прическа из мочалки.

(Снеговик)

Лёгкий, белый, словно пух,

И похож на белых мух,

Он сугробом вырастает,

А в лучах весенних тает!

(Снег)

Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит,

На ветвях игрушки,

Бусы и хлопушки!

(Ёлка)

Эту девочку привёз

В гости к детям Дед Мороз.

Шубка, длинная коса,

Словно звёздочки глаза.

(Снегурочка)

В длинной шубе дед седой

С длинной-длинной бородой.

К ёлке нашей в Новый Год

Он с подарками придёт.

(Дед Мороз)

Подвижная игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег.)

На снегу-то, посмотри — С красной грудкой… (Снегири.)

Вот веселье для ребят — Все сильнее… (Снегопад.)

Рядом снежная фигурка — Эта девочка —… (Снегурка.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.)

С неба все скользят пушинки — Серебристые… (Снежинки.)

На поселке, на лужок все снижается… (Снежок.)

Воспитатель: Ребята, какие слова вы добавляли? Что общего между ними?

(Ответы детей).

Упражнение «Подбери признак» (подбирать как можно больше прилагательных к

существительным).

Зима (какая?) — холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная.

Снег (какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) — белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) — твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) — гладкий, блестящий, холодный, твердый.

— О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

—Мы с вами играли в разные игры, вам понравилось?

—Что больше всего понравилось вам делать?

—Может быть, у кого-нибудь были сложности при выполнении заданий?

Литература:

  1. Гурина И. Новогодние загадки. — М.: Фламинго, 2013.
  2. Лазаревич А.Я., Степанов В., Сеф Р. С Новым годом! Зимушка-Зима! Стихи, песенки, загадки, пословицы, считалки, скороговорки. — М.: АСТ, 2014.
  3. Суриков И. Стихи детям. — М.: Эксмо, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): зим, воспитатель, ребенок, снег, снеговик, снежинка, какое время, примета зимы, Ребята.

Воспитатель: — Вспомните, какие изменения происходят зимой в неживой природе? зим, зимний лес, Ребенок, музыкальный руководитель, снег, Ребята, минусовка песни, рука, какая зима, зима.

Ребенок крутит снежный ком(картинка снеговик). Воспитатель: Что мы можем рассказать про снеговика (дети предлагают).

Основные термины (генерируются автоматически): зим, ком, Ребята, ребенок, упражнение, снежинка, картинка, задание, воспитатель, грустный смайлик.

Воспитатель: — Ни одно время года так ни волшебно, так ни сказочно, как зима. Зима украшает природу красивыми нарядами.

Основные термины (генерируются автоматически): зим, зимний лес, Ребенок, музыкальный руководитель, снег, Ребята, минусовка песни, рука…

Дети: (варианты ответов — потому что сейчас зима). Снежная баба: А зима — это мое любимое время года.

Логопед: Снежок, снежинка, снеговик, снежная, Снегурочка, снегурка, снегопад, подснежник. Так что же общего в этих словах?

— они с нами строили снежные башни, делали куличики, лепили снеговика… Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили».

Основные термины (генерируются автоматически): Королев белых снегов, ребенок, снежинка, пальчиковая гимнастика, снег, зим, воспитатель, Ребята.

Передаем снежок и отвечаем на вопросы. «Снежинки». ‒ Зима какая? (снежная, вьюжная, холодная

Снеговик. Мы с подругой Катей. Ком большущий катим.

Основные термины (генерируются автоматически): какое время, VIII, зим, мороз, снег, III, VII, река, речевая игра.

Но через какое-то время зима должна была прийти в этот лес и накрыть все вокруг белым пушистым ковром.

(Слышится шорох, воспитатель раскрывает снежный ком и показывает игрушечного ёжика).

Педагог: Без чего не бывает зимы? Дети: Без снега.

Дети. Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков, снежные крепости.

Дети: Зима принесла снег, мороз, гололед, ветер и т. д. Воспитатель.

Воспитатель. Ребята, какое время года наступит после зимы?

Воспитатель: Поможем лесным жителям найти домики? Дети: Да. Лесовичок: Чтобы очутиться в моем волшебном лесу надо мою отгадать загадку. Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? Дети: Зимой.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1897/

Конспекты занятии для детей

Программное содержание:

  1. Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы. Уточнить словарь по теме  (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.
  2. Развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой; положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа: экскурсия в парк, на водоем, рассмтривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: В.Чарушин «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина», Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер».

Дидактические  игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».

Продуктивная деятельность: «Деревья зимой», «Птицы на кормушке».

Методические приемы: беседа, рассказ взрослого, самостоятельная деятельность детей.

Методическое обеспечение: иллюстрации зимних пейзажей, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.

Используемое оборудование: 

картинки по составлению рассказа, оборудование для дыхательной гимнастики, подушки для релаксации

Ход занятия.

    -Ребята сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть на подушечки, в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза.

Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня,  он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

     -Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение?  Какое у вас настроение?

     -Тогда у меня для вас есть сюрприз.  Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте загадку:

С неба все скользят пушинки, серебристые: (снежинки) .

     Упражнение «Какая снежинка?» (подбор прилагательного к заданному слову).

     Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая» и  схема ответа на доске).

    «Игра со снежинкой»

     Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду и выполняйте положите снежинку на( правую ладошку, левое колено, на голову, на правое плечо, на нос.) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А теперь подуйте на свою снежинку. А если падает много снежинок- что происходит снегопад.

     «Беседа по картинкам»

     -В какое время  года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены  времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.)

     -Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнём со слов:

— Я люблю зиму, потому что…..

Какая у нас получилась Зима — просто чудесное время года!

— Что происходит с растениями, птицами, животными во время зимы.

(у животных линяет шубка, ложатся в спячку). А чем мы можем помочь растениям? Как живут животные и птицы зимой? (холодно и голодно зверям в лесу зимой).

 Поэтому в нашей стране есть такая профессия — лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей — кормушки с сеном.

Птицы  прилетают из леса ближе к жилью людей. А как мы можем помочь птицам? Что придаёт зимней природе красоту?

    «Дополни предложение»

    -Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят — все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей)

   Эксперимент

— А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

   1. Снег — это вода.

Читайте также:  Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

   -В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.  Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег — это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок.

Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий).

 А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый,  липкий, сырой, тяжёлый)  Его можно скатать в комочки,  из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки.

А как падает снег в тёплую погоду? В морозную?  (в тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом). Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

    Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

    Подвижная игра «Мы с тобой…»

 – Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок лепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий Раз – подбросим, Два – поймали, Три – уроним,

Ой – сломали.

    -Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном,  на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок.

А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку.

Вот и отдохнули, замёрзли,  наверное? Давайте встанем и погреемся.

https://www.youtube.com/watch?v=8O18CxJINjo

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их.  Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

    Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

    Рисование  (зубной пастой).

 -Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал.  Ребята посмотрите  внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!

Далее детям предлагается создать свой зимний пейзаж, используя ватную палочку. 

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-zima-v-starshej-gruppe/

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема «Зима» – «Дошколёнок.ру»

Цель занятия:

Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,

здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи:

– Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

– Активизировать словарь по теме «Зима».

– Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

– Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

– Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.

Материалы и оборудование:

Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник( для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки “,мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.

Ход занятия:

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).

Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?

Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?

Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.

Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)

Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?

Отгадай загадку:

Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось —

С неба на землю свалилось.

Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?

Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.

(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.

Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“.  (Игра проводится на ковре)

(Лу стоит задумавшись)

Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?

Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Лу загадывает загадку).

Загадка

Зимнее стекло
Весною потекло.   (Лёд).

Лу: Я никогда не видела льда.

(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть – слева от стола).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие.

Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева – под лёд.

У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Лу затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)

Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

   Проводится разминка под музыкальное сопровождение.

За окном у нас зима.                           (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома.                            (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт,                             (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт.                          (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках,                      (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги,                         (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах,                      (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки.                        (Имитируют метание.)

Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).

Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).

Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.

(Проводится игра на интерактивной доске.)

Лу: Как у вас зимой весело и интересно!

Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края.

Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли).

Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).

Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?

Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?

Проводится игра “Бывает- не бывает. “

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)

Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки – цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово.

Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.

) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.

Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.

Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/4459-konspekt-zanyatiya-zima.html

Конспект занятия в старшей группе, зимой «Зимушка – зима»

Участники НОД: дети и воспитатель старшей группы № 1, воспитатель по изобразительной деятельности.

Читайте также:  Заготовки из помидор на зиму. рецепты

Гости: родители, воспитатели детских садов Туринского городского округа.

Цель: развивать у детей художественные представления путём целостного восприятия зимней природы.

Задачи:

Развивающие:

— развивать у детей мышление, творческое воображение, мелкую моторику

кистей рук;

— развивать диалогическую речь;

— развивать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;

— развивать интерес к процессу и результату аппликации.

Образовательные:

— продолжать формировать представления о зимних явлениях природы,

умение использовать полученные знания в собственном творчестве;

— формировать умение подбирать к слову определения; обогащать словарь

дошкольников эмоционально — окрашенной лексикой (серебристый,

жемчужный, скрипучий, голубовато — розовый, нежно- голубой);

Воспитательные:

— воспитывать наблюдательность к природным явлениям, умение видеть

красоту природы;

— вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего

пейзажа.

Методы и приемы:

— прием сравнения,

— прием точных установок,

— пояснение,

— акцентирование деталей,

— поэтические стихи

— музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

— социально-коммуникативное развитие,

— познавательное развитие,

— речевое развитие,

— художественно-эстетическое развитие,

— физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями природы, цветовыми проявлениями сезона, поведением людей; беседы о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины, экскурсия в зимний лес, рисование зимних пейзажей, заучивание стихов о зиме, проведение дидактических игр «Найди картину по палитре », «Собери зимний пейзаж», «Когда это бывает?» и т.п., подвижных игр: «Два Мороза», «Мы — весёлые ребята», «Снежная карусель» и др.

Материал для НОД:

Демонстрационный:

— Зрительный ряд:

репродукции картин зимних пейзажей: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «Зима»; фотографии зимней природы.

— Музыкальный ряд:

песни: «Зимняя сказка», «Зимы я вовсе не боюсь» сл. Н.Бакай, муз. И. Кадомцева; «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой; звуковой эффект «Вьюга», вальс «Сказка зимнего леса» — Штраус, музыка «Зимний лес».

— Литературный ряд:

отрывок из произведения С.Есенина «Белая берёза», отрывок из стихотворения Л.Чарской «Зима», отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (Под голубыми небесами…).

— Раздаточный:

подготовленные детьми на предыдущем занятии фоны для выполнения композиции «Белая берёза», клей ПВА, кисти для клея, подставки для кистей, матерчатые салфетки, фломастеры.

Ход НОД:

Дети заходят в музыкальный зал под песню «Зимняя сказка» и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята! Давайте ещё раз поздороваемся. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу и всем присутствующим: «Доброе утро!» (Цель — создание чувства группового единства).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу начать наше сегодняшнее занятие с чтения отрывка из стихотворения, а вы, ребята, внимательно его послушайте и скажите, о ком говорится в этом стихотворении:

Кто в пуховой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях её пушистых

Много блёсток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула —

Раз! Куда бы не взглянула,

Застлан бел ковёр….

Новый взмах — и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руки поднимает —

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

Вопрос детям:

— Как вы думаете, о ком поэт написал в своём стихотворении?

Ответы детей

Также интересный конспект зимней прогулки для старшей группы: Конспект прогулки для старшей группы, зимой «В гостях у зимы»

Воспитатель: Правильно!

— Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка —

Матушка — зима!

Ребята, предлагаю вам посмотреть несколько фотографий.

Полюбуйтесь, какая красота!

Скажите, какое время года запечатлено на этих фотографиях?

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы считаете, что это зима? Объясните.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

А кто из вас может сказать, какая бывает зима?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зима бывает снежной. А что мы знаем про снег? Что такое снег?

Ответы детей

Воспитатель: Подумайте и скажите, каким бывает снег?

Ответы детей

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется природное явление, когда с неба падает снег?

Ответы детей

Воспитатель: А где зимой можно увидеть снег?

Ответы детей

Ребёнок: Ох, ЗИМА! Ох, ЗИМА!

Сколько снега намела!

Реки все сковала льдом.

В снежной шапке

Каждый дом.

Звучит музыка «Вьюга» (звуковой эффект). Входит ЗИМА

Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!

Я Зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, по сёлам и городам. Где пройду, там мороз трещит, снег падает.

Ребята! Вам нравится зимнее время года?

Ответы детей

Зима: А вы можете рассказать мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице?

Ответы детей

Зима: Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Никогда б не знали вы

Этих дней весёлых!

Воспитатель: Зимушка — зима! Нам с ребятами нравятся не только зимние забавы, но и зимняя природа, которую изображают художники на своих полотнах.

Дети кратко рассказывают о картинах художников — И.И.Шишкин «Зима» и И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».

Зима: Да! Многие художники любят рисовать зимние пейзажи. Они выбирают очень красивые или чем-то необычные виды природы.

Но красоту природы можно передать не только красками, но и словами, как это делают поэты или музыкой, как это делают композиторы.

Например, поэт А.С.Пушкин описал зимнее утро такими словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Зима: Вот такую прекрасную картину зимы описал поэт!

А композитор Игорь Кадомцев сочинил весёлую мелодию к словам стихотворения Натальи Бакай «Зимы я вовсе не боюсь» и получилась весёлая, задорная песенка. Я предлагаю вам исполнить её вместе со мной.

Физминутка:

«Белая зима»:

( песня «Зимы я вовсе не боюсь», сл. Н.Бакай, муз. И.Кадомцева).

Пускай снегами всё заносит,

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Пускай лютуют холода,

(Руки на пояс, повороты туловища влево — вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь.- 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Зимою белые снежинки

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Танцуют за моим окном.

(Приседание.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь.- 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Зима: Как хорошо повеселись! А сейчас я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы хотите там побывать?

/Ответы детей/.

Зима: У меня есть волшебная снежинка, которая поможет нам быстро добраться до мастерской. Но для этого нужно сказать такие «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В мастерскую приведи!»

Дети вместе с Зимушкой-зимой произносят волшебные слова тихим, загадочным голосом, делают поворот вокруг себя и оказываются в «мастерской Зимушки — Зимы».

Зима: Вот мы и пришли!

Проходите, пожалуйста! Присаживайтесь за столы.

Ко мне в мастерскую часто приходят дети. Они создают прекрасные картины и, некоторые из них, дарят мне на память (показывает на работы, созданные детьми других групп, которыми украшена «мастерская»).

Сегодня каждый из вас создаст своё зимнее дерево — зимнюю, густозаснеженную, белоствольную берёзку. А когда мы соединим все ваши работы, у нас получится красивый зимний берёзовый лес.

Подумайте и скажите, как можно изобразить зимнюю берёзу?

Ответы детей

Зима: Мы с вами создадим образ зимней берёзки из бумаги: ствол и заснеженную крону — в технике обрывной аппликации, а тонкие веточки и пятнышки на стволе — нарисуем чёрным фломастером (показать 2-3 образца).

Дидактическая игра «На что похожа зимняя берёзка?»

Зима: Молодцы! Как много сравнений вы подобрали к образу зимней берёзки! А сейчас пришло время приступить к работе. Для изображения ствола берёзки возьмите длинный узкий прямоугольник. Погладьте его рукой. Что вы ощущаете? Какая на ощупь бумага?

Ответы детей

Зима: Вспомните, а ствол у берёзы такой же гладкий и ровный?

Ответы детей

Зима: Значит, что нам надо сделать с бумагой, чтобы она стала неровной, шероховатой, мягкой?

Ответы детей

Зима: Правильно! (Дети мнут бумагу, шуршат ею)

Ребята! Но, чтобы ствол получился тонким и неровным, можно с обеих длинных сторон прямоугольника оторвать по полосочке. Вот, например, так (показать).

Заснеженную крону дерева сделаем из другого прямоугольника, который лежит в левом верхнем углу лоточка. Крона берёзы может быть разной по форме. Может быть похожей на стог сена, на облачко, на лист дерева и т.д. Вспомните, какие сравнения вы подбирали к образу зимней березки.

Дети выполняют аппликативную работу под музыку Штрауса «Сказка зимнего леса».

В конце занятия из работ детей составляется коллективная композиция «Зимний лес».

Зима: Посмотрите, какая чудесная картина зимнего леса у нас получилась!

Дети рассматривают свои работы и работы других детей. Делятся своими впечатлениями. Предложить 2-3 детям выбрать понравившуюся им берёзку и объяснить свой выбор. (Фоном звучит музыка «Зимний лес», авт. неизвестен.).

Предложить одному из детей прочитать отрывок из произведения С.Есенина «Белая берёза»

Ребёнок: Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Зима: Молодцы ребята! Порадовали меня своими работами. У каждого из вас получилась своя зимняя берёзка, не похожая на другие.

А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память о том, что вы были у меня в гостях, я дарю вам снежинку. Она поможет вам в пути детский сад ваш найти.

Источник: http://portal2011.com/konspekt-otkrytoj-integrirovannoj-nod-zimushka-zima/

Конспект логопедического занятия по теме [Зима]

02 Дек 2010 Автор

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)

Первое занятие по развитию речи на тему “Зима”

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласктельными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка                       Что за нелепый человек

С неба упала                                   Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

(снежинка)                                               (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                              Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                                         (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода,                         Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                                       (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите  зимние  месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Читайте также:  Всеволод крестовский «стон земли»

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково»  с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка – горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                  Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка? – Где висит сосулька? – Где замерз лед? – Где катаются дети? – Где слепили снеговика?

– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).<\p>

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка работы детей.

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:

Источник: http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-po-teme-zima.html

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Программное содержание:

Обогащать словарь детей качественными прилагательными.

Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».

Развивать связную речь.

Познакомить с новым видом искусства «балет».

Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Рисование зимних примет  детьми и родителями. (Домашнее задание).

Материал: Музыкальный центр, компьютер, султанчики, снежинки. Набор для рисования: черный картон, клей, кисточки, манка.

Ход интегрированного занятия в старшей группе:

Ребята играют в группе.  Когда в группу заходят гости, здороваются с ними.

Этюд приветствия.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель:  Ребята, правда, у нас сегодня чудесная погода. И время года замечательное (зима) и так хочется с другими поделиться хорошим настроение, сделаем друг дружке зимние комплименты, ведь так здорово делать друг другу комплименты, да еще такие необычные, зимние.

Коммуникативная игра «Зимний комплимент»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло видео письмо. Посмотрим?! (Да)

Просмотр видео послания от «Зимушки – зимы»

Ребята,  вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.

1 часть снежинки:

Игра «Назови,  какая бывает зима»

(подбор прилагательных с помощью картинок)

Ребята справились с заданием. Миша, помоги приклеить первую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на доску). Ну, что, ребята,  хорошее начало.  Вы правы: зима бывает разная – и веселая и грустная. Первая часть снежинки вернулась на свое место,  а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 часть снежинки:

Игра «Назови месяцы зимы»

В этом задании нам придется разделиться.  Лена, Аня и Антон идут за столы (у них лежат названия разных месяцев года). Вам нужно прочитать названия месяцев и выбрать только зимние, запомнили?(Да).

А пока ребята работают,  мы с вами тихонько вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).  Верно, сколько их всего? (три), первый месяц зимы какой? (декабрь), второй? (январь), третий? (февраль).

Какие вы молодцы! А вот и наши ребята справились с заданием. Ну-ка покажите. Аня, какой ты выбрала месяц? А ты, Антон? Лена? Молодцы!

Вы знаете, что синоптики  в этом году прогнозируют очень «злой» февраль, поэтому нужно теплее одеваться! А кто знает, кто такие синоптики?! Может, спросим у наших гостей!?(Да) Дети опрашивают присутствующих, озвучивают ответы. Даша, помоги, пожалуйста,  приклеить, вторую часть снежинки.

Воспитатель: Ребята,  наши предки очень любили зиму, поэтому научились определять погоду по специальным приметам. Снежинка предлагает нам задание:  определить погоду с помощью примет. Сыграем в игру?! (Да).

3 часть снежинки:

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом…

Дети:

Значит ясно будет днем

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Дети:

Жди метели

Воспитатель:

Если рыба зимним днем.

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом,

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения…

Дети:

Ждите потепления

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Дети:

Будет ясно и морозно

Какой прекрасный вернисаж у нас с вами получился, теперь мы всегда сможем определить погоду. Помоги  Лена повесить 3-ю часть снежинки.

4 часть снежинки:

«Зимние пословицы»

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами.

Какие пословицы о зиме знаете вы?! (дети называют пословицы, 2-е из перечисленных дети разбирают вместе с педагогом, воспитатель зарисовывает на доске схемы-памятки).

  Саша, помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть снежинки.

Воспитатель:  Ребята, верно: декабрь год кончает. Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник  был в декабре?! (Новый Год). А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку). Вспомним, как это было, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!

Физминутка«Мы повесим шарики»

Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.  Люба прочитает  для нас стихотворение А.С Пушкина «Вот север тучи нагоняя..».  А вы внимательно послушайте, как поэт описал зиму.

5 снежинка:

«Зима в поэзии»

(чтение стихотворения о зиме ребенком)

Как описал зиму поэт? Какая она? (холодная, спокойная, величественная). Люба помогает повесить 5-ю часть снежинки.

Воспитатель: Ребята, настроение зимы можно передавать не только в словах, в музыке, а еще и в движениях танца. Есть такой вид искусства, который называется  балет.

Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик».  Вспомните, кто написал к нему музыку? (П.

И Чайковский), Фрагмент называется «Снежная буря», здесь балерины изображают снег, а с ними танцует Волшебница – Зима. (Просмотр фрагмента).

Вам понравилось? (Да). Какой характер музыки передали балерины?(нежный, волшебный и.т.д). Как они танцевали? (грациозно, мягко, очень пластично и изящно). А теперь я вам предлагаю создать свой образ снега под музыку. Выберите любые атрибуты, необходимые для  танца (дети танцуют импровизацию под музыку П.И Чайковского).

6 часть снежинки:

«Зима на палитре художников»

Воспитатель:  Молодцы, у вас очень хорошо получилось.  Юра был похож на настоящую вьюгу, а Вика была изящной легкой снежинкой и т.п. Что-то мы совсем забыли о снежинке.  Вот последняя, 6-я часть. А задание такое: определить и рассказать, как художники передают особенности зимы в своих картинах.

Посмотрите внимательно на экран, сейчас мы с вами рассмотрим несколько вариантов знаменитых картин. (дети рассматривают 2-3 варианта репродукции картин). Ребята, как бы назвали эту  картину? Прочитайте, кто автор этой картины?  (дети читают автора). А называется она… (дать название).

Какое название вы дали бы этой картине?(дети отвечают).

Скажите, чем похожи все картины? (отвечают). Чем отличаются? (отвечают). Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются  картины, на которых изображена природа? Сережа нам напомнит (стихотворение о пейзаже). Молодцы,  вы хорошо справились с заданием. Алина, помоги, пожалуйста,  прикрепить  последнюю часть снежинки.

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы!  Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о  чем говорили).

  Глаза – что мы сегодня видели? Ушки – что мы сегодня слышали? Язычок – о чем мы сегодня говорили? Руки – что мы сегодня своими руками делали? А что мы делали своими руками?(ничего). Ребята, вы хотели бы сами  побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).

Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Черный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.

«Рисование детьми картин зимы»

Я хочу вам предложить такой вариант:  нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне  понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку,  макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой. А что может быть зимой?  (Дети отвечают).

А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея,  и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку. Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась.

  Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).

Пора приступать к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках.  (А.Вивальди «Зима») (Дети рисуют).

(По окончании работы включается ролик, где метелица благодарит ребят  за помощь).

(дети рассказывают).

Источник: http://MirDoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/332-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-starshey-gruppe-zimushka-zima

Ссылка на основную публикацию