Конспект занятия в подготовительной группе по фгос. традиции русских людей

Нод открытого занятия ” традиции русского народа”

Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Традиции русских людейТема: « Традиции русского народа»

Цель: Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.

Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.

Воспитательная: воспитывать уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.

Предварительная работа: выучить с детьми пословицы о труде; научить играть в русские народные игры; работать с соленым тестом; познакомить с традициями и бытом русского народа.

.

Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки), лавочки, половики, сундук, почта от Емели, атрибуты к игре «почини носки» (носки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов, фартуки, чепчики, кувшин с водой, полотенце.

Интеграция образовательных областей:

· Коммуникация;

социализация ;

· Познание (картина мира);

· Художественное творчество (лепка).

Ход занятия.

Дети нарядные в русские народные костюмы входят в группу под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.

Хозяюшка:

Здравствуйте

Гости званные и желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

(дети здороваются)

Посмотрите, к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними.

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

Дети присаживаются на лавочку.

Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила. А вы знаете, в древней Руси самой главной в избе была печка, ее ласково называли кормилицей, барыней. В ней и есть готовили она, и дом согревала, на ней спали и одежду сушили.

Ребята, а у вас или у вашей бабушки есть печка? (ответы детей)

А вы видели, как бабушка готовит в печке?

А что можно в печке приготовить?

В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь бублики к чаю?

Но перед работой мы наденем фартуки, чепчики и обязательно помоем руки.

Знаем, знаем, да-да-да.

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся, посмелей,

Катя умывайся веселей!

Дети садятся за столы.

Хозяюшка: разомнем наши пальчики ( пальчиковая игра «пирог»)

Тесто ручками помну,

Пирог я сладкий испеку,

Серединку смажу джемом,

А верхушку сладким кремом,

И кокосовою стружкой

Я присыплю пирог немножко,

А потом чаю заварю,

В гости друга приглашу.

На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).

После работы помоем руки!

Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. В старые времена был такой обычай у русских людей: когда они заканчивали работу в поле устраивали посиделки. Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.

А вы, любите играть в игры?

Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру «ручеек»

Приглашаю детвору,

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем

Уши будут красные,

До того прекрасные.

(дети встают парами играют в игру «ручеек» под русскую народную мелодию).

После этой игры дети садятся на лавочку, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает письмо и посылку от Емели. Хозяюшка открывает письмо и читает.

(письмо от Емели).

Здравствуйте дорогие ребята!

Я, Емеля из русской народной сказки. Я, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба поставьте, пожалуйста, на мои носки заплатки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.

Хозяюшка: Ребята, поможем Емели починить носки?

(На доску вывешиваются носки, а на стол рядом ложатся заплатки ребятам нужно подобрать заплатку).

(хозяюшка спрашивает ребят, правильно ли они подобрали заплатку, почему именно эта заплатка).

Хозяюшка: Молодцы ребята, починили все носки Емели. Отправим ему посылку с его носками. Да отправим ему ещё вот такие носки (хозяюшка показывает детям пару вязаных носков из шерсти и спрашивает).

Хозяюшка: как вы думаете, из чего связаны эти носки? (ответы детей)

Правильно. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая.

Дети назовите мне этих животных .(ответы детей)

Правильно, их стригли, затем эту шерсть чесали ческами, пряли, потом из этой пряжи вязали носки.

А у вас есть шерстяные носки? тепло в них?

И сейчас наши бабушки вяжут нам теплые шерстяные носки.

Положим Емеле в посылку носки, которые мы починили и отправим ему шерстяные носки, чтобы ему не было холодно, и ножки его согрелись.

Ребята, а куда надо идти, чтобы отправить посылку?

После занятия я пойду на почту и отправлю Емеле нашу посылку

Русский народ издавна славился трудолюбием, об это говорят пословицы. Например: рабочие руки не знают скуки.

А какие пословицы о труде вы знаете?

Хочешь, есть калачи – не лежи на печи.

Умение и труд все перетрут.

· Дело мастера боится.

Под лежачий камень вода не течет.

Без труда не выудишь рыбку из пруда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сделал дело, гуляй смело.

Хозяюшка: молодцы, знаете пословицы о труде.

Хозяюшка: А еще наши прабабушки и прадедушки любили играть в русскую народную игру « Карусель» и мы сейчас в нее поиграем (играют в игру)

Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем. (ребята присаживаются на скамеечку).

.

Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши бублики уже готовы (достаёт из печи уже настоящие бублики и угощает ребят и гостей.(пока дети играли, пели песни помощник воспитателя поменяла местами настоящие бублики на слепленные из соленого теста).Угостим и наших гостей( дети угощают гостей)

Воспитатель: Ребятки, расскажите, в какие русские народные игры мы играли? Что вы сегодня узнали нового? А что мы сегодня пекли? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/nod-otkrytogo-zanyatiya-quot-tradicii-russkogo-naroda-quot-871144

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы “Традиции и быт русского народа”

План-конспект  непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Тема: «Традиции и быт русского народа»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), познакомить детей с краем, в котором они живут (Поволжье), с народами, проживающими на территории Поволжья. Дать представления о быте, русском костюме, посуде, которая использовалась людьми  на Руси. Познакомить детей  с русской кухней.
Речевое развитие Развивать речь детей, используя пословицы, поговорки, загадки, добиваться выразительности речи при рассказывании стихотворения о Поволжском крае. Активизировать речь детей словами: Поволжье, волжане, изба, русская печь, ухват, кочерга, колодец, коромысло, лапти, свеча, прялка, кудель, веретено, самовар, балалайка, домра, гармошка. Дать возможность детям раскрыться в театральных образах, закрепить знания о быте в старину.
Художественно-эстетическое развитие. Формировать умение играть на деревянных ложках, познакомить с русской народной музыкой.
Физическое развитие Развивать умение двигаться парами друг за другом, проходить парой в «ворота», развивать внимание, быстроту, ловкость, соблюдая правила игры.
Социально-коммуникативное развитие Формировать уважительное отношение к традициям и обычаям народов разных национальностей.

Методы и приемы:

Наглядные: работа по карте, показ презентации о жизни народа в старину, демонстрация экспонатов музея, показ способа действий в игре.

Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, загадывание загадок.

Практические: русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно!», инсценировка русской народной сказки «Каша из топора».

Материалы и оборудование:

Карта, клубочек, экспонаты музея «Русская  изба» (печь, ухват, самовар, чугунная,  глиняная и деревянная посуда, народные костюмы, деревянные ложки, стол с русскими угощением (квас, блины, пироги, каша, каравай), гуашь зелёного, красного, чёрного цветов, кисти, подставки под кисточки, стаканчики с водой, видеопроектор, магнитофон.

Формы и методы организации совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровая ситуация «Путешествие в прошлое»Русская народная  игра  «Гори, гори ясно!»Цель: Познакомить детей с русской народной игрой, совершенствовать умение действовать в соответствии с правилами.Игра-драмматизация русской народной сказки «Каша из топора»Цель: развивать выразительность речи, актёрские качества детей.
Коммуникативная Беседа о нашей Родине – России, реке Волге, родном крае Поволжье и народах проживающих в нашем крае.Беседа с просмотром слайдов о жизни людей в старину.Беседа о русской кухне.Цель: развивать речь детей, поощрять желание детей общаться в рамках той или иной ситуации, вести диалог, пополнить словарь новыми словами.
Познавательно-исследовательская Работа с картой.Цель: развивать умение показывать на карте  нашу страну Россию, находить реку Волга,Экскурсия (детальное рассматривание экспонатов русской избы: какой посудой люди пользовались и из каких материалов её делали.Цель: сформировать у детей представление об обстановке в русской избе, познакомить с разными видами посуды, закрепить знания о материалах из которых её делали.«Жизнь и быт людей в старину»Цель: вызвать у детей интерес к прошлому русского народа,  к тому, где жили люди, о том, как они одевались в старину.
Восприятие художественной литературы и фольклора Пословицы о Родине, стихотворение М. Пожарского «Поволжский край…», стихотворение о реке Волге,загадки о предметах русской старины Цель:  формировать навыки выразительного чтения стихов, закрепить знание пословиц о Родине. развивать умение отгадывать загадки.
Музыкальная Прослушивание куплета из песни «С чего начинается Родина», танец с ложками под русскую народную музыку, сопровождение работы под народную мелодию «Гусли»Цель: развивать умение детей играть на деревянных ложках, развивать чувство ритма, воспитывать желание слушать народные мелодии.
Двигательная Русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно!»Цель: Формировать умение двигаться в соответствии со словами, развивать двигательную активность.
Конструирование и изобразительная деятельность. Рисование: «Хохломские узоры»Цель: развивать умение самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, используя ранее полученные знания, умения и навыки. Развивать творческое воображение.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Уборка рабочего местаЦель: развивать навыки самообслуживания.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель включает для прослушивания первый куплет песни М.Бернеса «С чего начинается Родина»;предлагает вспомнить пословицы о Родине. Дети слушают отрывок из песни;Вспоминают и говорят известные им пословицы о Родине.«На чужбине  родная землица во сне снится».«Родная сторона – мать, чужая – мачеха». «Родина – мать, умей за нее постоять».«Нет в мире краше Родины нашей».«Всякому мила своя сторона».«Жить – Родине служить». «В родном краю как в раю». Закрепить знание пословиц о Родине, воспитывать любовь к Родине.Развивать речь, мышление, память.
2 Воспитатель обращает внимание детей на карту и предлагает назвать и показать страну, в которой  мы живём, вспомнить реку,  на которой стоит наш город и читает четверостишье о реке Волге.«…Перед нею путь большой и долгий.Из лесного края в край степной.И зовут ее рекою Волгой,Матушкой, кормилицей родной ». Задаёт вопросы: «Как называются люди, проживающие у реки Волги? Как называется край, в котором мы живём? Какие народы проживают в Поволжье?»  Предлагает  вспомнить стихотворение о народах Поволжья. Делает вывод, что все народы в нашем крае живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети рассматривают карту, находят нашу страну, реку Волгу, слушают отрывок из стихотворения, отвечают на вопросы воспитателя, один ребёнок читает стихотворение М.Пожарского «Поволжский край…»Поволжский край, моя земляРодимые просторы!У нас и реки и поляХолмы, леса и горы.Народы, как одна семьяХотя язык их разный,Но дружбой мы своей сильныИ мы живём прекрасно! Развивать умение показывать на карте нашу страну Россию, р. Волгу. Воспитывать гордость за свою страну. Разнообразить речь детей словами: волжане, Поволжье. Развивать умение поддерживать диалог, добиваться выразительности речи.
3 Воспитатель говорит, что самый многочисленный народ, проживающий в Поволжье – это русский народ. Предлагает отправиться в путешествие, чтобы узнать, как жил русский народ в старину. Показывает волшебный клубочек и предлагает произнести волшебные слова:Ты катись, катись, клубок,С овражка на мосток.Только сильно не спеши,Путь-дорожку укажи. Дети проговаривают волшебные слова,Идут по следу клубочка и попадают в русскую избу, где их встречает хозяйка русской избы. Вызвать у детей интерес, желание отправиться в путешествие и получить новые знания.
4. Воспитатель (хозяйка русской избы в русском народном костюме) здоровается, спрашивает, зачем пожаловали гости дорогие, предлагает не только услышать, но и увидеть то, как жили люди в старину. Дети здороваются с хозяйкой, говорят, что хотели бы узнать, как жили люди давным-давно в старину. Показать, как в старину люди встречались, здоровались, обращались друг к другу с поклоном.
5. Просмотр презентации с беседой о жизни и быте русского народа в старину.Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……( избами).Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.  (Просмотр слайда 1).1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).В избу вели деревянные ступеньки.Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.2. Что же было в каждой избе?  Слайд – 2)В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого,  на печи делалась специальная лежанка.3. Какие же были в избе полы?  (Слайд – 3)Полы в комнате были деревянные. Стол, лавки вокруг тоже изготавливались из дерева. На полу стелили дорожки.4. Куда ходили люди, за водой и с помощью какого предмета её приносили? (Слайд- 4)Воду раньше набирали из колодца, а вёдра вешали на коромысло, чтобы легче было донести, так как колодцы не всегда были рядом с домом.6..В какую одежду наряжались русские люди в старину?  (Просмотр слайдов – 5,6.)Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки из дерева; ткали, вышивали, плели лапти, пряли кудель с помощью прялки и веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте Дети  просматривают слайды иотвечают на вопросы воспитателя (хозяйки). Развивать мышление, речь детей, умение поддерживать беседу. Познакомить с новыми словами: изба, русская печь, колодец, коромысло, прялка, кудель,  веретено.Закреплять знания о предметах и материалах из которых они изготовлены.
6. Воспитатель (хозяйка ) говорит, что они пришли в настоящую русскую избу и предлагает внимательно рассмотреть её. Обращает внимание на русскую печь- матушку, кормилицу. Показывает посуду, которой пользовались люди в старину.  Говорит, что в избе были чугунки, незаменимые в хозяйстве, по весу они тяжёлые, так как сделаны из чугуна – особого металла, который мог выдержать любой огонь. Поэтому их ставили в печь, чтобы еда приготовилась, а вынимали из печи с помощью ухвата, чтобы не обжечься.Показывает посуду, вырезанную из дерева.Пищу готовили не только в чугунках. У чугунка был соперник:Был я копан, был я топтан.Был на пожаре, был на базаре.Сколько было сил, всю семью кормил.Горшок – прямой  предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко. Они были разных размеров. Отличались они по внешней отделке: нарядные – подавались к столу с пищей. А из какого материала сделан горшок?Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке.Стоит толстячок,Подбоченивши бочок,Шипит и кипит –Всем пить чай вели (Самовар)Кипятили чай на самоварах, пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А после чая любили повеселиться. Рассматривают русскую печь и посуду, которая находятся в русской избе. Рассматривают и различают, из какого материала сделана та или иная посуда. Отгадывают загадки. Развивать умение отгадывать загадки о предметах быта старины, мышление, речь.Закрепить знакомые слова и познакомить с новыми: чугунок, ухват, горшок, крынка, миска, блюдо, самовар.Познакомить с внешним видом этой посуды и  материалами из которых она сделана.
7 Воспитатель предлагает исполнить танец с деревянными ложками под русскую народную музыку. Исполняют танец с ложками. Развивать чувство ритма, умение играть на деревянных ложках и выполнять танцевальные движения.
8 Воспитатель приглашает детей к столу с русскими угощениями. « Какие блюда готовили, чем угощали гостей на Руси?»Сообщает, что у разных народов разная национальная кухня. Есть такая поговорка «Щи да каша, пища наша». Значит, на Руси любили щи и кашу. Из чего готовят эти блюда?  В нашей стране зимой бывает очень холодно, а летом очень жарко. Какой русский напиток утоляет жажду? (квас)  А ещё у русского народа много национальных блюд,  которые готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые караваи. Ваши мамы, бабушки часто угощают вас блинами, оладьями и пирожками. Дети вспоминают блюда из русской кухни (квас, оладьи, блины), говорят, из чего готовят щи, кашу. Закреплять знания о русской кухне.Развивать умение поддерживать беседу, развивать речь, мышление
9 Воспитатель предлагает посмотреть инсценировку русской народной сказки «Каша из топора» Показывают инсценировку русской народной сказки «Каша из топора» Дать возможность детям раскрыться в театральных образах , развивать выразительность речи.
10 Воспитатель (хозяйка) говорит, что на Руси люди умели играть в разные весёлые игры. Одна из таких игр – «горелки» или мы её называем «Гори, гори ясно» и предлагает в неё поиграть. Дети играют в подвижную игру «Гори, гори ясно!»,проговаривая словаГори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят: — Дин-дон, дин-дон, Выбегай скорее вон! По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь,А беги, как огонь! Развивать умение выполнять правила игры, быстроту,  внимание, ловкость.
12 Воспитатель предлагает сделать для нашего музея выставку русской народной посуды. Уже сделанные блюдечки расписать хохломской росписью.  Прежде, чем начать работу нужно вспомнить последовательность работы.С чего начнёте работу?Что будете рисовать после?Почему? Что будете изображать на завитке сначала и потом? Как рисовать травку и завитки? Что мы можем использовать для рисования ягод? Какие цвета будете использовать?Воспитатель предлагает приступить к работе. Дети выбирают заготовленные образцы посуды, садятся за столы и проговаривают этапы работы: «Начнём с рисования каймы, которая идёт по краю миски, затем нарисуем завиток, изогнутую веточку, потому что это главный элемент хохломской росписи, так как на нём расположены остальные элементы. Сначала крупные – ягоды, листья, потом мелкие – капельки, завитки, траву. Используем красный, чёрный, зелёный цвет».Дети приступают к работе, слушая народную музыку. Упражнять детей в определении этапов работы. Развивать мышление, речь.Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор,в определенной последовательности.
13 Воспитатель подводит итог проделанной работе, организует выставку сделанной  детьми посуды и приглашает попробовать чаю из самовара с пирогами и блинами. Дети выставляют свою работу на выставку и  угощаются. Поддержать стремление пополнить коллекцию старинной посуды в музее русской избы в детском саду.
Читайте также:  Классный час во 2 классе. наш пушкин

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/obrazovatelnaya-deyatelnost-s-detmi-podgotovitelnoj-gruppy-traditsii-i-byt-russkogo-naroda.html

Конспект занятия в подготовительной группе «Россия родная – края дорогие» (образовательная область «Познание») – ДетсадКлуб

Автор: Храмова А.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 «Жемчужинка» (г. Чистополь, Республика Татарстан).

Задачи:

Приобщать детей к традициям русского народа, знакомить с устным народным творчеством.

Развивать умение чётко и ясно произносить стихотворение и песню «Лебёдушка». Учить внимательно слушать грамзапись музыкальных произведений, произведения русского народного творчества.

Активизация словаря: Лебёдушка, сокол, девица, молодцы, родственные слова от «берёза».

Воспитывать у детей уважение и интерес к знанию русских традиций.

Интегрирование: художественно-эстетическое развитие, музыка, коммуникация.

Образовательная область: «Познание».

Цель: Учить с детьми пословицы о Родине, стихи о берёзе. Развивать словарный запас детей.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: выставка матрёшек, магнитофон, макет русской берёзы.

Раздаточный: музыкальные инструменты для оркестра, русские народные костюмы «Хохлома», рубашки-косоворотки для мальчиков, полумаски  лебедя и сокола для подвижной игры.

Предварительная работа: заучивание стихов, пословиц, поговорок (домашнее задание); подготовить грамзапись «Русские узоры»; найти народные инструменты (балалайку, гармошку, ложки); предметы русского быта (посуда, игрушки, куклы в русских костюмах); в группе оформить «Хоровод матрёшек» (выставка матрёшек).

Ход занятия:

Под русскую народную пляску «Кадриль» дети входят в группу и садятся на стульчики.

Педагог: Много народов разных национальностей живут в нашей стране и у каждого народа свои обычаи, традиции, музыка, сказки, песни. Родина русского народа – Россия.

«Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют».

Педагог: Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний. Храбро защищали её от врагов вместе с другими народами. Они знали, что отстоять её можно только тогда, когда «Один за всех и все за одного». Дети, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках, русских богатырях.

Дети: «За родное дело, стой смело», «Жить – Родине служить», «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без родины, что соловей без песни».

Педагог: Молодцы, ребята! Собирались за околицей парни и девчата и водили хороводы.

Дети заводят хоровод «По малину в сад пойдём».

Педагог: А какие пословицы вы знаете о русской народной песне?

Дети: «Хорошая песня дух бодрит», «Где песня поётся, там весело живётся», «С хорошей песней и труд спорится».

Дети слушают грамзапись «Ой, вставала я ранёшенько».

Педагог: С любовью воспевал народ природу родной красавицы берёзы.

Ребёнок:

Берёза, моя, берёзонька,

Берёза, моя, белая.

Стоишь, ты, берёзонька,

Посередь долинушки,

На тебе, берёзонька

Листочки зелёные

Под тобой берёзонька,

Трава шелковая.

Педагог: Наш ансамбль «Красные девицы» исполнят песню «Во поле берёзка стояла». А добры молодцы:

«В нашем оркестре всего понемножку

Звенит треугольник, Запели гармошки.

В нашем оркестре всего понемножку

И даже играют тарелки и ложки.

В нашем оркестре всего понемножку

Помогут оркестру и наши ладошки».

Дети играют в музыкальные инструменты под русскую народную мелодию «Калинка».

Педагог:

«Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Она крылышком помахивает.

На цветы водицу стряхивает».

Дети играют в русскую народную игру «Лебёдушка».

Педагог: Ребята, вы любите сказки?

Считалка:

«Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох,

Уродился он густой,

Я пошла, а ты постой,

Тебе водить, тебе и сказку говорить»

(один из детей рассказывает сказку)

Педагог: Вот и всем потешкам конец, а кто слушал молодец.

Педагог: Ребята, сегодня вы рассказали очень много пословиц, стихов о русских традициях, играли в русские игры. Берегите свою родину, любите её. А наше занятие подошло к концу, до свидания.

Источник: http://www.detsadclub.ru/14-vospitatelu/teksty-konspektov-zanyatij/2474-konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-rossiya-rodnaya-kraya-dorogie

Занятие для старшей – подготовительной группы: «Путешествие по старой Руси»

Цель: расширить и уточнить знания о России, дать понятие о том, что такое Родина. Формировать уважение и любовь к родине, чтить традиции русского народа. Познакомить детей с историей старой Руси. Учить правильно называть новые слова ( изба, крыльцо, деревянная посуда и т.д ). Развивать разговорную речь. Воспитывать желание узнавать что – то новое о жизни других людей.

Методические приемы: Сюрпризный момент. Чтение пословиц. Вопросы воспитателя. Показ и рассказ воспитателя.

Материал: Глобус, сюжетные картинки, мольберт, фартуки, тесто, кувшин с водой, бумажные салфетки, поднос, хлеб – каравай, солонка с слью.

Читайте также:  Экологический праздник в начальной школе. сценарий

Ход занятия.

Посмотрите, что у меня? ( глобус ) Это модель нашей земли. Ребята, мы с вами живем в стране у которой   удивительное красивое имя – Россия ( показ на глобусе ). Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная страна, потому что  она – наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа.

  • А какая наша Родина? ( большая, огромная, красивая, здесь есть и моря, реки, горы и леса)
  • А как называлась наша страна раньше? ( Русь )
  • Каждый человек, ребята, где – то живет. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живете? ( ответы детей )
  • А хотите мы с вами проведем небольшую экскурсию и побываем в старой Руси?

Много лет назад люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен и досок ( показ детям картинки « Изба» ).

В избу вели деревянные ступеньки, они называются – крыльцо. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так люди здоровались. В каждой избе была печь. Хорошая печь – гордость хозяина.

Печь ни только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы и ягоды. Но здесь можно было и спать.

Для этого делалась специальная лежанка ( дети рассматривают картинку где нарисована печь в избе ).

  • А какая – же была комната в избе, давайте ее рассмотрим. ( развертывание до конца папки раскладушки ). Полы в комнате деревянные. Стоит стол, тоже деревянный. На полу лежат дорожки. Около печи находятся полки, на которых стоят глиняные кувшины, коробки с припасами, а в углу комнаты находится печь, о которой мы с вами говорили. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски о ложки, ткали и вышивали, плели лапти. Хозяйки содержали все в своей избе в чистоте.
  • Раньше, ребята, света не было, как сейчас. А когда темнело люди освещали избу лучинами. ( показ на картинки ) В своих домах хозяева поддерживали порядок, готовили вкусную еду и радушно встречали гостей.
  • Ребята, а какие вы знаете пословицы?
  1. Дом вести не бородой трясти.
  2. Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор.
  3. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Молодцы ребята, хорошие пословицы рассказали. Но а теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

Дуйте, дуйте ветры  в поле.

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки,

Испекли нам пироги.

(кланяются дети )

  • Умей в гости звать, умей и угощать. Сейчас я вам расскажу об одной традиции русского народа, а называется это – Хлебосольство.( достаю хлеб и соль)
  • Раньше в каждой избе пекли в печи – хлеб. Посмотрите какой  мягкий хлеб я вам принесла.
  • В старину о хлебосольном хозяине говорили « Дом, как чаша полная— Хлеб-соль со стола не сходит». Если в дом приходили посторонние, а в доме обедали, то говорили 

«Хлеб да соль» а хозяин дома отвечал—хлеб кушать милости просим.

  • Наши предки очень бережно относились к хлебу, они считали— если человек, уронил кусок хлеба, должен поднять его и обязательно поцеловать.
  • Хлеб всегда считался главным  богатством Руси, русские люди говорили « Хлеб всему голова»
  • И сейчас вы смотрите телевизор и видите, кто приезжает к нам в гости в страну, гостя встречают с Хлебом и солью. Гость должен отломить кусочек хлеба, макнуть в соль и съесть.
  • И когда к вам приходят гости ваша мама старается угостить гостей вкусным. Потому что народ у нас гостеприимный и хлебосольный.

Сегодня ребята у нас занятие необычное, мы будем лепить не из пластилина, а из настоящего теста. Но к тесту нужно подходить с чистыми руками. Сначала оденем фартуки, затем помоем руки (бумажные полотенца ,тазик с водой и кувшин).

  • Посмотрите я вам приготовила тесто .Из чего можно приготовить тесто? (ответы детей)Вот из теста я вам приготовила—каравай. Мы с вами будем украшать его. Ты

(имя ре-ка) будешь лепить колбаски, а ты(имя) шарики, а ты(имя) цветок и т.д.

Посмотрите, ребята какой у нас получился красивый каравай мы попросим наших поваров испечь его. Молодцы, хорошо потрудились .Но ребята мы наших гостей не оставим без угощения у нас есть готовый каравай и как хлебосольные хозяева сначала угостим гостей, а затем и сами попробуем и сами(под муз. паузу дети и воспитатель угощают гостей)

Литература:

  1. О.Л.Князева, М.Д. Маханева №1«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С.Петербург. 2008г.
  2. «Народный календарь – основы планирования работы с дошкольниками по государственному стандарту» С.Петербург. 2004г.

Источник: https://www.prodlenka.org/doshkolnoe-obrazovanie/1479-zanjatie-dlja-starshej-podgotovitelnoj-grup.html

Конспект нод “семейные обычаи на руси”

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

                                                                  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

                                                                                      Разработан:

                                                                                                                 Грибко Юлией Васильевной,

                                                                                        воспитателем

                                                                                                                 МДОУ «Детский сад №19»

                                                                                                                 Левокумского района

п. Заря

2011 год

Тип занятия: познавательно-речевое.

Вид занятия: социальное развитие

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

Игра – путешествие

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки.

Словарная работа: обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»;; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Ход занятия:

(Дети входят в групповую комнату.)

Воспитатель:

– Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

– Да.

Воспитатель:

– Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:

– Снег, деревья, волшебный камень.

Воспитатель:

– Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

– Направо.

Воспитатель:

– А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

– Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

– Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

– В русской избе.

Воспитатель:

– А почему вы решили, что это изба?

Дети:

– Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

– Дети, что это?

Дети:

– Чугунок.

Воспитатель:

– Для чего нужен чугунок?

Дети:

– В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает валенки.

– Дети, а это что?

Дети:

– Валенки

Воспитатель:

– А для чего нужны валенки?

Дети:

– Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

– Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

– Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

 С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя – ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

– Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель:

–         Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.  Имя Егор обозначает «хозяин земли». Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было, много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым.

–  Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

(Ответы детей.)

Воспитатель: – Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Воспитатель:

– Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

– Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

– А вы знаете, для чего нашему Егорушке эти вещи?

– Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

– А что говорили, когда клали уголек?

– Привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель кладет зернышки.

– Когда клали зернышко, говорили: «Будь всегда сыт».

Читайте также:  Внеклассное мероприятие в 3 классе. международный день театра

Воспитатель кладет денежку.

–  Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Воспитатель предлагает  искупать куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки –

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

(Дети вытирают куклу.)

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

– Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

– Одевали.

Воспитатель:

– А во что одевали ребеночка?

(Ответы детей)

Воспитатель:

 Ребеночка одевали в отцову рубашку, чтобы он был похож на отца и матушку.

– Родители хотели, что когда вырастет, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

– Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

– Давайте и мы оденем Егорушку.

(Дети одевают куклу.)

   Воспитатель:

– Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

 (Ответы детей)

– Укладывали спать в красивую расписную колыбельку и качали.

–  Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

– Что же это?

Дети:

– Хлеб и соль.

Воспитатель:

– Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что  хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

– Ребята, давайте поем Егорушке колыбельную песенку.

(Дети поют совместно с воспитателем)

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, – говорит, –

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

– Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

– Да.

Воспитатель:

– А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель:

– Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

(Дети высказывают предположения)

.Воспитатель:

– Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

– Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

– Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы.

Воспитатель показывает образец  оберега

– Ребята, как вы думаете, из чего он слеплен?

Дети:

– Из соленого теста.

Воспитатель:

–         Дети, так как мы с вами сейчас находимся в русской избе, то и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?

(Ответы детей)

– (Угольками. Перышками.

Воспитатель:

– Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:

– Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

          Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель:

–         Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим, Егорушке наши подарки.

Воспитатель предлагает 1-2 детям высказать свои  пожелания Егорушке.

(Ответы детей)

– Никогда не болей, будь здоров.

– Расти сильным, крепким да удалым.

– Слушай отца-батюшку да родную матушку.

– Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

– Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель:

– Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

– Дети, на этом наше путешествие подошло к концу.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Источник: http://zarya-sad.ucoz.ru/publ/konspekt_nod_semejnye_obychai_na_rusi/1-1-0-15

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Колобок»

г Ртищево Саратовской области

Конспект

комплексного занятия

 в подготовительной группе

на тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне».

Воспитатель: Днепровская С. М.

2015 г.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка».

 Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

 Цели НОД:

Обогатить знания детей о своей Родине. Показать, что Родина- это не только поля, луга и реки, леса, но и её народ, который издавна славил Россию своим умением петь, танцевать, слагать стихи, творить чудеса из глины, дерева, камня.

Пополнять знания детей об истории Руси, о памятниках русской архитектуры, о её фольклоре, который тонко подчёркивает красоту и величие России и её народа.

Продолжить знакомить детей с народными декоративно-прикладным искусством, с работой народных мастеров, показать разнообразие материалов для изделий народного искусства.

Закрепить знания детей о народных особенностях росписи дымковской игрушки.

Вызвать у детей желание создавать дымковские узоры.

Учить детей слушать народную музыку, понимать музыкальный языку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения, пронести любовь к музыкальному творчеству через всю жизнь.

Воспитывать у детей любовь к Родине, России, родным местам, к народному искусству, Гордость за свой край.

Методы и приемы.

 1. Словесный: художественное слово, беседа,

 2. Игровой: сюрпризный момент, театрализация.

Предшествующая работа.

  1. Проводили занятие познавательного характера: «Это русская сторонка- это Родина моя», «Уголок России отчий дом»; Музыкально ритмическое занятие: «Русский сувенир»;

Занятие по художественно-эстетическому развитию на тему: «народные умельцы в гостях у ребят».

  1. Рассматривали изделие из дымки и хохломы, гжели, Городца, знакомились с узорами посадских платков.
  2. Просмотр видеофильмов, презентаций о памятниках русской старины, альбомов на тему: «Русская природа глазами художников», «Народные умельцы России», «Разноцветная хохлома».
  3. Чтение русских народных сказок: «Никита Кожемяка», «Морозко», «Царевна – лягушка» и др.
  4. Разучивание пословиц, поговорок о Родине, её Защитниках.

Под музыку дети входят свободно в зал, рассаживаются.

Воспитатель: Россия! Родина. Это край где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё, что нас окружает.

Ребёнок читает стихотворение:

Россия! Какое слово!

Россия! Сердцу милый край

Берёзок милая листва

Кругом поля, леса и реки

Раздолье, русская душа

О, Русь-малиновое поле

И синь упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю, всё то, что называют

Одним широким словом – Русь!

Воспитатель: ребята давайте посмотрим видеофильм о о нашей Родине. (Дети смотрят видеофильм о Родине).

Воспитатель: Россия- это древняя страна. А как она раньше ребята называлась?

Ответы детей: Русь.

Воспитатель: А, хотели бы вы побывать в древней Руси?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А, как же мы туда с вами ребята попадём?

Ответы детей: Незнаем.

Воспитатель: А, меня есть блюдечко волшебное и наливное яблочко: «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам оказаться на Руси, древней, на Руси великой».

Звон колоколов. Открывается занавес.

Ведущий: Чтобы дети знать могли

О старинном русском крае

В старину мы все попали

И гостей с собой позвали.

Воспитатель: Ну что, ребята, понравился вам перезвон колоколов?

– А, когда на Руси звонят колокола?

Ответы детей: В праздники, в горе, когда пожар.

– А, кто, звонит в колокола? (Звонарь!)

Место в храме, где находится колокола называется – звонница. Она расположена высоко, чтобы звон колоколов слышался по всей округе.

А звонарь- это большой мастер своего дела, ведь колокольный звон, бывает разным: в праздники – весёлым, серебряный, радостным. А в горе – тревожный, набатный.

Воспитатель: Сейчас мы свами послушаем праздничный перезвон новгородских колокольчиков.

Игра в колокольчики.

Воспитатель: А теперь, послушайте, как звучит мой колокол?

Ответы детей: тревожно.

Воспитатель: Издавна Русь славилась своими защитниками – богатырями. Богатыри оберегали родные земли, совершали при этом разные подвиги во имя Родины.

– Дети какие поговорки и пословицы вы знаете о Родине, о её защитниках – русских богатырях?

Ответы детей:

– Жить Родине служить.

– Храброму смерть не страшна.

– Русский ни с мечом, ни с калачом ни шутит.

-Своя земля и в горести мила.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами увидим настоящих богатырей русских! «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам силу русскую, богатырскую».

(Под музыку «Богатырь наша сила» входят 3 мальчика- богатыря).

1-й богатырь:

Нет на свете родины красивей

Боевой страны богатырей

Вот она по имени Россия

От морей простерлась до морей.

2-й богатырь:

Славен город наших дедов

В жизни много изведав

Он стоит из года в год

Наша гордость и оплот

3-й богатырь:

И любыми временами

За кремлевскими стенами

Русь спасая от невзгод

Жил великий наш народ

«Богатыри» исполняют «Силовую композицию».

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами покажем богатырям свою силу.

Игра: «Перетяни канат»

Воспитатель: Великая Русь славилась не только богатырской силой, но и песней. А, какие вы пословицы знаете о русской песне?

Ответы детей:

– Хорошая русская песня дух бодрит;

– Где песня поётся, там весело живётся;

– Из песни слова не выкинешь.

Воспитатель: «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, покажи нам Русь певучую».

Ребёнок (девочка):

Берёзка, моя, березонька

Берёза, моя белая

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки

На тебе, берёзонька листочки зелёные

Под тобой, берёзонька, трава шелковая

Близ тебя, берёзонька, красны девицы

Венки вьют, песни поют.

Воспитатель: Давайте мы с вами ребята хоровод поводим.

Хоровод: «Во поле берёза стояла».

Воспитатель: Русский народ любил и сказки складывать, передавая из уст в уста, из поколения в поколения. В сказках народ выражал «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам, оказаться в русской сказке.

(Заходят персонажи из сказки «Морозко»)

Инсценировка отрывка из сказки «Морозко».

Воспитатель: Ребята скажите, что мы с вами забыли посмотреть на Руси старинной?

Ответы детей: Мы забыли посмотреть и познакомиться с русскими умельцами.

Воспитатель: Верно! «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам, познакомиться с русскими умельцами, помоги увидеть богатства России»

(Входит Коробейник).

Коробейник:

Погляди честной народ

Налетай честной народ

Я принёс товару разного

Роспись хохломскую

Словно колдовскую

Чудо с синими цветами

Голубыми лепестками

Неужели, неужели

Вы не слышали о гжели!?

Дети: Слышали.

Коробейник: А вот про эту игрушку вы не слышали! (Показывает дымковскую игрушку)

Дети: Знаем это дымка.

Воспитатель: Давайте ребята посмотрим и познакомимся поближе с работами нашего мастера. (Рассматривание игрушек).

Воспитатель: Вот ребята мы с вами и побывали на Руси, теперь нам многое известно, но и пора нам теперь и домой возвращаться! «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам, домой вернуться в детский сад наш любимый»

Источник: http://coloboc-mdou4.ucoz.ru/load/konspekty_nod/konspekt_kompleksnogo_zanjatija_v_podgotovitelnoj_gruppe_na_temu_slava_dobroj_starine_slava_russkoj_storone/4-1-0-59

Ссылка на основную публикацию