Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: рыбы

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект по познавательному развитию “Удивительные рыбки” в старшей группе детского сада

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Рыбы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №183

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада

«Удивительные рыбки»

Подготовила воспитатель:

 Конева А.В.

Кемерово 2015

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Программные задачи

Образовательные:

Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.

Формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними.

Обогащать словарный запас детей, ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:
Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

Побуждать детей делать выводы.

Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.

Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Воспитывать умение работать в команде.
Воспитательные:

Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Прививать аккуратность.

Методы и приёмы:

Игровой (сюрпризный момент).

Практический (опытно-экспериментальная деятельность).

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).Использование проблемных ситуаций и вопросов.Использование ТСО (звуки моря).

Художественное слово (стихотворение, загадки).

Виды деятельности

Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.Словарная работаУпражнения в словообразовании: рыба морская, речная, озернаяМатериалы

Ёмкости с водой; иллюстрации речных рыб; предметы металлические, деревянные, пенопластовые; глобус; воздушный шарик; лупы.

ФонограммаХод занятия.

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Слайд №1

 Вы готовы? Тогда удачи!

– На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

– Ребята, что это? (глобус) Слайд №2

– Верно, глобус – модель нашей земли.

– Какую форму он имеет? (форму шара)

– Что обозначают на глобусе синим цветом? (вода) А остальными цветам? (сушу, горы)

– Водоемы. Давайте посмотрим, где они (показать пальчиком)

Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на Земле занимает вода.

– Какие водоемы вы знаете? (реки, озера, моря, океаны)

– Для многих животных вода – это дом.

– Сегодня мы поговорим об обитателях рек. А для этого погрузимся на дно реки. Как мы можем это сделать? (можно нырнуть с аквалангом Слайд №3, спуститься на батискафе Слайд №4, на подводной лодке Слайд №5)

Итак, отправляемся:

Войти в подлодку

Задраить люки

Включить мотор

Пристегнуть ремни

Внимание! Погружение!

– Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе Слайд №6? Дно покрыто песком и илом. (Ил – осадок, слой земли на дне реки). Мы видим водные растения (водоросли), а также подводных обитателей (рыб).

Посмотришь на реку

И кажется в ней

Нет ни мальков, ни окуней.

Только бежит голубая вода.

Но если поближе в нее заглянуть,

Сразу видишь, что это не так.

Вот под корягою прячется рак,

Рядом лини копошатся в грязи.

На солнце сверкают боками язи.

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши.

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет.

– Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, а вы их найдете в нашей реке.

Щелкает зубами….(щука) Слайд №7

– Сколько частей в слове ЩУКА (2) Давайте прохлопаем

Хозяин глубины.

Имеет длинные усы

А глазки чуть видны (сом) Слайд №8

– Сколько частей в слове СОМ (1)

– Что вы знаете о соме?

А речная рыба … ( Ёрш ) Слайд №9

– Сколько частей в слове ерш (1)

– Чтобы ерш не был таким сердитым, назовите его ласково. (ершик), а щука и т.д.

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех… (окуней) Слайд №10

– Сколько частей в слове ОКУНЬ (2)

– Какого цвета у окуня плавники?

– Ребята, а если рыбы живут в море, то они какие? (морские)

                                В реке – (речные)

                                В озере – (озерные)

– Ребята скажите, а что общего у рыб? (тело, голова, плавники, хвост) Покажите эти части

– Какие геометрические фигуры использовали?

– На какую геометрическую фигуру похоже тело рыбы? (овал) Слайд №11

– Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

Итак, ребята, рыбам очень удобно жить в воде.

– Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

– Что такое лаборатория? (это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

– Мы сейчас оденем халаты и станем такими учеными.

– Ребята, рыба живое существо, а значит, она не только двигается, но и дышит.

– Чем дышат люди? (воздухом)

– Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?

Опыт 1

В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.

– Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод:

В воде есть воздух. 

– Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.

Физминутка

– Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться,

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте!

От разминки польза есть! Что ж, пора  на место сесть!

Развивающая игра “Тонет – не тонет”

– несколько небольших предметов, которые не тонут;- несколько небольших предметов, которые тонут;- емкость с водой.

Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: “Тонет или не тонет?”. И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если ее погрузить на дно емкости, и так далее.

– Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

– Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть. Слайд №11

Опыт 2

В емкость с водой положить ракушку, которая легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

– Что наблюдаем? (ракушка утонула)

– Почему она не всплывает?

Вывод: 

Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

– Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Слайд №11

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

– Но человек может помешать рыбам. Как? (загрязнять реки)

– Что может загрязнить реку? Слайд №12

Опыт 3

В емкость с водой капнуть масло растительное.

– Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

Вывод:

Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

-Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

– Что происходит с живыми организмами? (они погибают) Слайд №13

– Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.)

Рефлексия

– Сегодня вы были настоящими учеными, работающими на подводной лодке. Молодцы!

– Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)

– Что же мы узнали сегодня?

  • Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста
  • В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
  • У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть
  • Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

Сюрпризный момент

А сейчас я вам покажу маленькую частичку подводного мира, эта частичка может быть в каждом доме

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

В этом домике жильцы-

Все умелые пловцы.  (Аквариум) Слайд №14

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/03/31/konspekt-po-poznavatelnomu-razvitiyu-udivitelnye-rybki-v

Задачи проекта Образовательные: формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т д

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду». 4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению». 5. Рисование Рыбки в аквариуме». 

б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

– Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря»

Воспитатель:Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель:Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель:Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

– Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

– Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

– Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Воспитатель:Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Воспитатель:Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Читайте также:  Праздник по пдд в средней группе детского сада

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?

Рассматривание модели.

Воспитатель:Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель:Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой – браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

РИСОВАНИЕ

«Что бы ты попросил у золотой рыбки»

Программное содержание: Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки».

Побуждать кратко рассказывать содержание мультфильма «Сказка о золотой рыбке». Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина; объяснить значение слов «невод», «чешуя». Развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук.

Воспитывать желание доброжелательно обсудить изображение. 

Оборудование: Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина. Листы бумаги, тонированные голубым цветом. Палитра с разноцветной гуашью. Оборудование для рисования. 

Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме. Просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке». 

Ход занятия: Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Черное море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг! А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать.

Ведь слова можно найти везде: Я слова найду везде – И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Сыграем в слово! Дидактическое упражнение «Найди слова» Найдите слова на небе. (Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце.) Найдите слова в море. (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.

) В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна. У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем.

Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками – чешуей. Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

 Дидактическая игра «Подскажи словечко» Если это рыбка – у нее улыбка. Если это рыбочка – у нее … (улыбочка). Если это рыба – у нее … (улыба). Если это рыбина – у нее … (улыбина). Если это рыбища – у нее … (улыбища). Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин.

Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка. Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина В третий раз закинул он невод, – Пришёл невод с одною рыбкой. С непростою рыбкой, – золотою.

 Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: “Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь”. Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

 Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе”. А что же было дальше? (Ответы детей). А сейчас поиграем. Выходите на ковер. 

Динамическая пауза “Море волнуется” Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Как рыбки плывут, покажи! (Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны) Рыбки плавали, ныряли В голубой морской воде. То сойдутся-разойдутся, То зароются в песке. (Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание). А сейчас я предлагаю вам нарисовать золотую рыбку. 

Рисование «Золотая рыбка» 

Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка? Что есть у рыбки? Показ выполнения работы. Выполнение работы детьми под фоновую музыку. Чтобы сделать рыбку красивой давайте нарисуем ей чешую. А еще нарисуем камушки и водоросли, чтобы рыбке было где спрятаться. Показ выполнения работы.

 Выполнение работы детьми под фоновую музыку. Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность. Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились? 

Ребята, давайте пофантазируем.

А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мой дедушка поскорее выздоровел и больше не болел, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие.

А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания, а воспитатель записывает их на обратной стороне рисунка

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Рыбки плавают в водице»

Источник: https://gigabaza.ru/doc/167200-p2.html

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию по теме: «Рыбка зовёт на помощь» для детей старшей группы с ОНР

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно развитию на тему:

«Рыбка зовёт на помощь» для детей старшей группы с ОНР.

Цель: развивать познавательную и речевую активность и воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, развитие речи.

Задачи

Образовательные:

продолжать знакомить детей с миром рыб, различать рыб по внешним

отличительным признакам (окраска, форма, размер);

– формировать грамматические формы (согласование существительных с

прилагательными, образование множественного числа существительных);

– способствовать развитию речи детей: отвевать на вопросы, используя простые и сложносочинённые предложения, помочь овладеть названиями предметов, явлений, их свойств, рассказывать о них.

Развивающие:

– развивать естественнонаучные представления, продолжать знакомить с

глобусом, развивать географические представления.

– уточнить представление детей о свойствах воды (без цвета, без запаха,

прозрачная, не имеет формы, вода течёт, разливается).

Воспитательные:

– прививать навыки экологически грамотного поведения, учить понимать

необходимость бережного отношения к природному ресурсу – воде. Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме, подкормка рыб, рассматривание энциклопедии «Подводный мир», загадки о рыбах, чтение, чтение Н. Носова «Карасик», Е. Пермяка «Первая рыбка», Б. Захолдер «Кит и кот» аппликация «Рыбки в аквариуме», рисование «Золотая рыбка».

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование стихов

Материал: глобус, фланелеграф, картинки с изображением рыб, ворота, игрушка профессор Водичкин, различные колбы, вода, знаки: правила бережного пользования водой.

Ход занятия.

1часть. Приветствие.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, море голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, милый тополёк.

Воспитатель. Я предлагаю совершить интересное путешествие. Мы отправимся в необычайное плавание. Займите места на корабле и приготовьтесь слушать. (Показывает глобус.) Это макет нашей земли.

Вопросы:

– что на глобусе обозначено синим цветом, белым, (зелёным, коричневым)?

– чего больше на земле, воды или суши?

2 часть

Воспитатель. На земле много океанов, морей, рек (иллюстрации с изображением морей, рек, озёр). Прямо по курсу – рыбки надо с ними познакомиться.

Дети берут картинки с изображением рыб, рассматривают их и называют.

Отвечают на вопросы:

– где живут рыбки?

– какие части тела имеют?

– что помогает рыбке плавать?

– как рыбы дышат?

Воспитатель. В морях и реках много рыб. Дидактическая игра «Один- много».

(Карась – караси, окунь -…, щука – …., акула- …)

Воспитатель. А сейчас мы сойдём на берег и продолжим наше путешествие. Поиграем в игру « Рыбка, плавает в водице…». (Речь с движением.)

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро, быстро уплыла.

Воспитатель. Рыбка озорница приготовила вам интересное задание.

«Найди различия». (Воспитатель показывает иллюстрации двух рыб, имеющих несколько различий: величина, цвет, форма тела, питание.)

Воспитатель. Рыбкам нужна чистая вода, они обратились к нам за помощью. Нужно спасти их. Давайте попробуем. Кто пройдёт через эти ворота, тот превратиться в волшебника.

Дети проходят через ворота

Воспитатель, Теперь вы можете творить чудеса, а поможет нам в этом

Профессор из Цветочного городка. Давайте заглянем в его лабораторию.

(На столах приготовлено всё для опытов с водой.)

Профессор. Здравствуйте, ребята, зачем пожаловали?

Дети. Мы хотим помочь рыбке и спасти природу от гибели.

Профессор. Хорошо вам помогу. Но прежде мне надо знать. Что вызнаете о воде.

Дети читают стихотворение Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить.

Вы в пруду её найдётё

И в сыром лесном болоте!

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Профессор. Молодцы! Давайте вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию. (Дети занимают места).

Опыты.

Понюхайте, чем пахнет вода?

Какого она цвета?

Бросьте камешек в сосуд, вы его видите?

Вылейте свою воду в банку медленно, аккуратно?

Наливаем воду в поднос. Что сделала вода.?

Наливаем воду в различные ёмкости.

Профессор приносит кусочек льда в стакане и говорит, что поставил стакан с водой в холодильник. Открыл утром, а там лёд. Почему?

Дети систематизируют знания вода: без запаха, прозрачная, вода течёт, разливается, принимает форму сосуда, при низкой температуре замерзает.

Профессор. Теперь я вижу, вы много знаете о воде. Кажется, воды на земле много, но сегодня на планете живёт людей намного больше и чистой воды нужно больше. Мы должны беречь воду, чтобы её хватила на всех.

Воспитатель. Какие правила пользования водой вы знаете?

(Показывает знаки: правила пользования водой.)

Дети отвечают:

– надо закрывать кран с водой;

– не пускать воду сильной струёй;

– набирать столько воды, сколько надо;

– содержать реки, водоёмы в чистоте (не бросать мусор, заводы не должны

сбрасывать отходы, не вырубать леса).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас пора возвращаться. Прощайтесь с профессором. Вот и «Волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников, а теперь снова станем ребятами.

Дети проходят через ворота.

3 часть

Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего?

Мы с вами помогли рыбке только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить и беречь природу.

Читайте также:  Конспект занятия в 1 младшей группе. комнатное растение бальзамин

Картинки « Берегите воду»

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-nod-po-poznavatiel-no-riechievomu-razvit.html

Конспект занятия на тему “Царство морских рыб”

Конспект занятия “Царство морских рыб”

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

Цель: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать       познавательный интерес к природе.

Задачи:

  Образовательные: Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде; учить детей создавать выразительные образы рыб из мелких пластилиновых шариков ,выкладывая рыбку по контуру, дополнять налепами в виде полосок;  уточнять представление о внешнем виде и характерных особенностях рыб( туловище, хвост, плавники).Подчеркнуть причудливость окраса рыб с помощью цветного пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином используя различные способы лепки (раскатывание, сплющивание)

Развивающие: .Развивать воображение ,фантазию; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании    коллективной композиции. воспитывать  умение радоваться достигнутому результату.

Предварительная работа: занятие «Морские чудеса» рассматривание иллюстраций морских обитателей в энциклопедии для дошкольников, изготовление рыбок путем оригами для украшения группы.

Словарная работа: активизировать словарь детей за счет слов: подводная лодка, погружение, шторм.

Оборудование и материал: диск с записью звуков моря; макет морские обитатели, пластилин разного цвета, крышки пластиковые прозрачные ,контуры рыб, доски для лепки, салфетки, тарелочки для пластилина,

Ход изобразительной деятельности:

Дети входят в группу . На полу в группе ведро с игрушкой осьминог.

Воспитатель загадывает загадку:

                                              Ты со мною не знаком,

                                               Я живу на дне морском

                                               Голова и восемь ног

                                               Вот и весь я ….

Воспитатель: Осьминог приглашает нас спуститься на дно в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие. Только как это сделать? Ведь у нас нет жабр для дыхания,  нет плавников и хвоста для передвижения.

Но что же можно придумать чтобы спуститься  на морское дно? ( на подводной лодке)

Приглашаю занять свои места в лодке.(Дети стоят друг за другом)

Воспитатель: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.(имитация покачивания)

На счет три погружаемся. Дети громко считают до трех.

Звучит «Шум моря»

Воспитатель: Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? ( имитируют погружение садятся на ковер).

Воспитатель: Ну вот мы и в подводном царстве. Посмотрите как здесь красиво, много ярких разноцветных рыбок. Рыбки плавают в воде быстро и проворно.

Что рыбкам помогает быстро плавать? (плавники и хвост). Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет.( Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать). У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками – чешуей.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка. Если это рыбочка – у нее … (улыбочка). Если это рыба – у нее … (улыба). Если это рыбина – у нее … (улыбина).

Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Воспитатель: Что- то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.

Физкультминутка:

           Море волнуется раз (дети сидя раскачивают руками влево -вправо)

           Море волнуется два ( раскачивают руками сидя на коленях)

           Море волнуется три (поднимаются на ноги)

          Подводная лодка наверх ты всплыви.( прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Много интересного мы увидели  в подводном царстве. А давайте сделаем у себя в группе аквариум с разными рыбками. Посмотрите, что я для этого приготовила.

Это контуры рыб, но они совсем не похожи на ярких, разноцветных рыбок которых мы видели. Сейчас я вам покажу как их можно сделать красивыми ,разноцветными.

Из пластилина любого цвета скатаем мелкие шарики и начинаем выкладывать их по контуру .Как закончим выкладывать контур, по своему желанию любым цветом, украшаем своих рыбок. Глазки и рот рыбки нужно выделить другим цветом.

Сделаем водоросли из зеленого пластилина (тонкие колбаски или рисуем пластилином путем размазывания).

После завершения работы приклеиваем фон голубого цвета и закрепляем на «аквариум»

Литература: В.В Смирнова «Тропинка в природу» ; В.Н.Волочкова «Конспект занятий в старшей группе  детского сада. Экология»;  Большая энциклопедия для дошкольников .И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа».

МБДОУ ДС №1 «Огонек» Красный Сулин

Ростовской области

Воспитатель Буданова Марина Алексеевна

Тема: «Царство морских рыб»

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

Цель: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде; учить детей создавать выразительные образы рыб из мелких пластилиновых шариков ,выкладывая рыбку по контуру, дополнять налепами в виде полосок; уточнять представление о внешнем виде и характерных особенностях рыб( туловище, хвост, плавники).Подчеркнуть причудливость окраса рыб с помощью цветного пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином используя различные способы лепки (раскатывание, сплющивание)

Развивающие: .Развивать воображение ,фантазию; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции. воспитывать умение радоваться достигнутому результату.

Предварительная работа: занятие «Морские чудеса» рассматривание иллюстраций морских обитателей в энциклопедии для дошкольников, изготовление рыбок путем оригами для украшения группы.

Словарная работа: активизировать словарь детей за счет слов: подводная лодка, погружение, шторм.

Оборудование и материал: диск с записью звуков моря; макет морские обитатели, пластилин разного цвета, крышки пластиковые прозрачные ,контуры рыб, доски для лепки, салфетки, тарелочки для пластилина,

Ход изобразительной деятельности:

Дети входят в группу . На полу в группе ведро с игрушкой осьминог.

Воспитатель загадывает загадку:

Ты со мною не знаком,

Я живу на дне морском

Голова и восемь ног

Вот и весь я ….

Воспитатель: Осьминог приглашает нас спуститься на дно в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие. Только как это сделать? Ведь у нас нет жабр для дыхания, нет плавников и хвоста для передвижения.

Но что же можно придумать чтобы спуститься на морское дно? ( на подводной лодке)

Приглашаю занять свои места в лодке.(Дети стоят друг за другом)

Воспитатель: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.(имитация покачивания)

На счет три погружаемся. Дети громко считают до трех.

Звучит «Шум моря»

Воспитатель: Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? ( имитируют погружение садятся на ковер).

Воспитатель: Ну вот мы и в подводном царстве. Посмотрите как здесь красиво, много ярких разноцветных рыбок. Рыбки плавают в воде быстро и проворно.

Что рыбкам помогает быстро плавать? (плавники и хвост). Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет.( Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать). У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками – чешуей.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка.Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).Если это рыба – у нее … (улыба).Если это рыбина – у нее … (улыбина).

Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Воспитатель: Что- то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.

Физкультминутка:

Море волнуется раз (дети сидя раскачивают руками влево -вправо)

Море волнуется два ( раскачивают руками сидя на коленях)

Море волнуется три (поднимаются на ноги)

Подводная лодка наверх ты всплыви.( прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Много интересного мы увидели в подводном царстве. А давайте сделаем у себя в группе аквариум с разными рыбками. Посмотрите, что я для этого приготовила.

Это контуры рыб, но они совсем не похожи на ярких, разноцветных рыбок которых мы видели. Сейчас я вам покажу как их можно сделать красивыми ,разноцветными.

Из пластилина любого цвета скатаем мелкие шарики и начинаем выкладывать их по контуру .Как закончим выкладывать контур, по своему желанию любым цветом, украшаем своих рыбок. Глазки и рот рыбки нужно выделить другим цветом.

Сделаем водоросли из зеленого пластилина (тонкие колбаски или рисуем пластилином путем размазывания).

После завершения работы приклеиваем фон голубого цвета и закрепляем на «аквариум»

Литература: В.В Смирнова «Тропинка в природу» ; В.Н.Волочкова «Конспект занятий в старшей группе детского сада. Экология»; Большая энциклопедия для дошкольников .И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-tsarstvo-morskikh-ryb

№ 795 НОД “Что мы знаем о рыбах” – Воспитателю.ру – сайт для педагогов ДОУ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей  группы.

МБДОУ д/с №14 «Брусничка»

Воспитатель 1 квалификационной категории Колмакова Т.Г.

Тема : «Что мы знаем о рыбах?» 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Речевое развитие:

  •  Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
  •  Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Побуждать образовывать прилагательные от существительных.

Познавательное развитие:

  •  Вызвать у детей познавательный интерес.
  •  Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
  •  Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)во время разгадывания загадок о рыбах.
  •  Закрепить математические понятия «поровну», «столько же» во время проведения дидактической игры.

Социально – коммуникативное развитие:

  •  Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
  •  Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Художественно – эстетическое развитие:

  •  Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум».
  •  Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.
  •  Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К.Сен-Санса.

Физическое развитие:

  • Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
  •  Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Ход НОД.

1.Путешествие.

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.

– Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).

Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба)

2.Что мы знаем о рыбах?

– Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?

– Плавают в воде;

– Имеют обтекаемое тело;

– Тело покрыто чешуей;

– Есть жабры для дыхания;

– Имеют центральную кость- позвоночник;

– Передвигаются с помощью плавников и хвоста;

– Появляются на свет из икринок.

(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)

– Чем питаются рыбы?

– Насекомыми;

– Маленькими рачками;

– Листьями и стеблями водорослей;

-ищники:

– Планктоном;

– Мелкими рыбешками;

– Икрой;

– Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

– Как мы называем водных обитателей:

* живущих в море ? (морские);

* живущих в реке? (речные);

* в аквариуме? (аквариумные).

Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.

3.Речные рыбы.

На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд № 1)

4.Морские обитатели.

Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд № 8 )Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.

(Показ слайдов. Дети узнают и называют  знакомых морских обитателей)

  •  Морская звезда. (Слайд № 9)
  •  Морской конек. (Слайд № 10)
  •  Морской ёж. (Слайд № 11)
  • Дельфин. (Слайд « 12)
  •  Кит. (Слайд № 13)
  •  Акула. (Слайд № 14)
Читайте также:  Игры на праздниках для школьников 1-2 класса

5.Аквариумные рыбки.

Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд № 15). Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках.

Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах.

Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Золотые рыбки. (Слайд № 16)
  • Скалярии. (Слайд № 17)
  •  Гурами. (Слайд № 18)
  • Меченосец. (Слайд № 19)
  • Телескоп. (Слайд № 20)

6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок». (Слайд № 21)

Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.

Педагог читает загадки:

На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Камбала- – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.

Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш)

Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

-Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих) . Как еще можно сказать? (поровну, столько же и др.)

 7.Физминутка. (Слайд № 22)

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)

8.Пластилинография «Аквариум». (Слайд № 23)

Работа выполняется под музыку К.Сен- Санса «Аквариум»

Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, гротом.

9.Выставка детских работ.

Источник: http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/may/no-795-nod-chto-my-znaem-o-rybah/

Что мы знаем о рыбах? – Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны

Первая неделя февраля была посвящена теме «Рыбы».

Дети рассматривали рыб на картинках и иллюстрациях; послушали произведения В. Бианки «Рыбий дом», В. Смирнова «Как рыбы в футбол играли», Е.Чарушина «Медведь-рыбак».

Было проведено занятие по познавательному развитию «Что мы знаем о рыбах?»

Вместе с родителями дети подготовили презентации по теме, рисунки, аппликации, поделки из бисера, книжки-малышки.

Конспект занятия по познавательному развитию «Что мы знаем о рыбах?» старшая группа

Цель: Уточнить и закрепить знания о рыбах; дать представления об акуле, соме. Развивать мышление, формировать умственные действия. Развивать связную речь, подбирать однокоренные слова. Воспитывать умение слушать, дополнять ответы.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в книжном уголке. Чтение В.Бианки «Рыбий дом», В.Смирнова «Как рыбы в футбол играли», Е.Чарушина «Медведь – рыбак».

Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением рыб; презентации: «Рыбы», «Акулы».

Ход занятия сопровождается презентацией «Рыбы»:

Воспитатель: «В воде озорница играет, резвится.

Блестит чешуей – «Поплыли со мной!»

– Кто это?

Дети: Это рыбка!

– Правильно, ребята! Сегодня мы будем говорить с вами о рыбах.

– Где живут рыбы?

– В воде.

– Чем питаются рыбы?

– Другими рыбами, морскими растениями.

– В каких водоемах могут жить рыбы?

– В реке, озере, пруду, море, океане, аквариуме.

– А могут рыбы жить в болоте?

– Нет, там грязная вода.

– Каких вы знаете рыб?

– В море-морские, в реке-речные, в аквариуме-аквариумные.

– Как называется детеныш рыбы?

– Малек.

– Из чего выводятся мальки?

– Из икринок.

– Чем покрыто тело рыбы?

– Чешуей.

– Что помогает рыбам передвигаться в воде?

– Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост.

Физкультминутка «1, 2, 3, повернись и в рыбок обернись!»:

Рыбки весело резвятся

В чистой голубой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То замашут плавниками,

То закружатся кругами.

Дети выполняют действия, согласно текста.

– Ребята, все живое дышит воздухом. А откуда рыбы берут воздух?

– Из воды.

– С помощью чего рыбы дышат?

– При помощи жабр.

– Как ухаживают за рыбами, которые живут в аквариуме?

– Кормят, меняют воду, чистят аквариум.

– Как называют человека, который ловит рыбу?

– Рыболов, рыбак.

– А чем можно ловить рыбу?

– Удочкой, сетью.

Беседа сопровождается показом иллюстраций.

Появляется рыбак Ванечка.

– Здравствуйте, ребята! Сидел я на берегу, ловил рыбу себе на уху и слышал ваш рассказ о рыбах. Какие Вы молодцы, много знаете! Что-то я засиделся на берегу, да и вы вижу тоже, отгадайте-ка загадку, а потом поиграем!

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

– Кто это? (Рыбы).

– Монетки – это что? (Чешуя).

Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

– Ну, друзья, пора мне домой! Маменька ждет, тоже ухи хочет! И хочется мне вам подарить подарочки, да подарочки не простые, с секретом!

Ванечка дарит детям ведерко, а там картинки с недорисованными изображениями рыб.

Дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали.

– Что вы дорисовали?

Индивидуальные ответы детей.

Звучит музыка, появляется золотая рыбка.

«Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка не простая,

Я ведь рыбка золотая!»

– Ребята, услыхала я, что вы ведете разговор о нас, рыбах, и захотелось мне рассказать вам о морских и речных рыбах еще больше. Послушайте! Одной из представительниц морей является акула. Это опасный хищник, но на человека акула нападает редко, только когда не может добыть пищу в море. Питается акула рыбой. Она хороший охотник.

Показ презентации, подготовленной ребенком с мамой дома.

– А каких вы еще знаете морских обитателей?

Дельфины, медузы, морской конек.

Сом – представитель речных видов рыб. Это самая крупная речная рыба. Питается лягушками, моллюсками, мелкими рыбами. Может напасть на водоплавающих птиц; на собак, заходящих в воду.

– Назовите речных рыб.

Щука, карась, окунь, лещ.

– Молодцы, девочки и мальчики! Мне пора в свои морские глубины. И на прощание я хочу подарить вам картинку, чтобы вы не забывали, как рыбка появляется на свет и помнили, что мы тоже живые существа и о нас нужно заботится!

10.02.2018 в 22:03. Рубрики: Занятия, Презентации, Фотографии

Источник: http://vospitatel-sada.ru/chto-my-znaem-o-rybah/

Конспект занятия по развитию речи «Ловись, рыбка!»

Программное содержание:

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

 Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.

 Ход занятия:

 Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам загадку, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. Кто это?

Дети:  Рыба!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, морской царь подарит нам аквариум, наполненный рыбками.

 Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети:  У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель:  А чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений. А теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель:  Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель: А чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

Воспитатель: Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….?

Дети: Уха.

Воспитатель: Верно, и навариста и вкусна, получилась у повара – уха. Открою вам секрет: названий рыб в реке — великое множество, а деток их зовут одним словом – мальки, и все они боятся большой и зубастой охотницы – щуки. Поиграем в игру.

Подвижная игра «Щука и мальки».

Ведущий становится щукой, который поднимаясь со дна на охоту пытается поймать как можно больше детей мальков.

Воспитатель:  Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова?»

— у щуки голова – щучья

— у карася хвост — карасий

— у сазана плавник – сазаний

 А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»

— Рыбка к камню… (подплыла),

— Рыбка от берега…(отплыла),

— Рыбка всю реку …(переплыла).

 Дидактическая игра « Кто где живет? »

— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки …(гуппи, неоны, скалярии, сомики),

— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь),

— в море – морские …(акулы, камбала, мурена, семга),

— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).

Воспитатель:  Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Морской царь сдержал слово и пожелал наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!

 Воспитателем вносится аквариум с рыбками и накрывается той же тканью, что и прежде пустой. Дети открывают глаза и рассматривают рыбок.

Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.

Дети:  Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Воспитатель: — Надеюсь, ваши знания помогут вам ухаживать за этими рыбками в уголке живой природы! Занятие закончено.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-lovis-rybka.html

Ссылка на основную публикацию