Конспект занятия по фэмп в старшей группе доу на тему: вес предметов

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ на тему: Вес предметов

Автор: Мельникова Светлана Николаевна

Организация: МКДОУ детский сад №5 «Сказка»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Бобров

Цель. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи.                                         

  1. Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
  2. Формировать умение сравнивать  до 6 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, использую слова: самый высокий, короче, ещё короче… самый низкий и (наоборот).
  3. Закреплять знания об осенних месяцах, последовательности дней недели.
  4. Упражнять в образовании прилагательных.
  5.  Упражнять в счёте на слух.

Оборудование.

Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и жёлтые осенние листья (по 6 штук), 6 плоскостных изображений грибов разной длины, иллюстрация с изображением дятла, молоточек, мяч.

Раздаточный материал.  Двухполосные карточки, берёзовые и дубовые листочки (по 6 штук на каждого ребёнка), наборы полосок разной длины.

Ход ООД.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года, как оно зовётся?     (Осень.)

Сегодня мы будем заниматься математикой, а поможет нам наша гостья – золотая осень.

-Вспомните и назовите осенние месяцы.

– Какой месяц у нас сейчас?

– Какой месяц был перед октябрём?

– Какой месяц наступит после октября?

– Какой сегодня день недели?

– Какой день недели был вчера?

-Какой день недели будет завтра?

-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, пройдите на свои места.

Дети садятся на свои места за столами.

Основная часть занятия.

1). Дети, посмотрите, сколько осенних листьев подарил нам листопад. Давайте их посчитаем.

Воспитатель вызывает одного ребенка и просит расположить на верхней полоске наборного полотна 5 жёлтых листочков, а затем выложить столько же красных листьев на нижней полоске.

– Что можно сказать о количестве жёлтых и красных листьев?  (Их поровну, жёлтых листьев столько же сколько и красных.)

– К 5 красным листьям добавляю ещё 1 лист. Больше или меньше стало красных листьев?  (Больше, красных листьев стало 6.)

– Как мы получили 6 красных листьев? (К пяти добавили один.)

-Сколько красных листьев? (Шесть.)

– Сколько жёлтых листьев? (Пять.)

– Какое число больше: шесть или пять?

-Как сделать так, чтобы красных и жёлтых листьев стало поровну?  (Дети уравнивают количество листьев двумя способами, и объясняют, какое число получили и каким способом.)

2). Дети, посмотрите, на ваших столах лежат осенние листочки с разных деревьев  и двухполосные карточки. На верхнюю полоску положите 5 берёзовых листочков, а на нижнюю полоску – столько же дубовых листочков.  На верхнюю полоску положите ещё один берёзовый листочек.

– Каких листочков стало больше? Что нужно сделать, чтобы листочков на обеих полосках стало поровну? (Дети уравнивают количество листьев двумя способами, и объясняют, какое число получили и каким образом.)

3). Дети, посмотрите, какой большой букет из осенних листьев. В этом букете листья с разных деревьев. Давайте с ними поиграем в игру «Какой?»

Дети выходят из – за столов и становятся в круг. В руках у воспитателя мяч.

– Я буду по очереди бросать вам мяч и говорить, например: «Лист берёзы», а поймавший мяч, отвечает: «Берёзовый».

Лист дуба – дубовый;

Лист осины – осиновый;

Лист клёна – кленовый;

Лист рябины – рябиновый;

Лист тополя – тополиный;

Лист липы – липовый;

Лист ольхи – ольховый и т. п.

4). Дети возвращаются на свои места.

– Ребята, посмотрите, на лесной полянке выросли грибочки.

– Что можно сказать о высоте грибов. (Они разные по высоте.)

– Давайте, расставим грибы по высоте.

Воспитатель вызывает одного ребенка и просит расставить грибы по порядку, начиная от самого высокого и заканчивая самым коротким. Просит детей проследить за правильностью выполнения задания.

Аналогичное задание дети выполняют парами на раздаточном материале. Дети раскладывают полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.

5). Воспитатель читает загадку.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.    (Дятел.)

 Выставляет на доску картинку с изображением дятла.

– Дети, к нам прилетел дятел и хочет с вами поиграть. Закройте глаза. Послушайте и сосчитайте, сколько раз дятел стукнет по дереву. Воспитатель стучит молоточком по столу  2 -6 раз, дети считают и отвечают.

3. Подведение итогов.

– Дети, чем мы сегодня занимались?

– Что вам запомнилось?

Литература.

  1. Помораева И. А., Позина  В. А. Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. –М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  2. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы. –М.: Айрис – пресс, 2010.

Источник: http://www.1urok.ru/categories/19/articles/1039

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада : «Путешествие в Королевство Математики»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе:

«Путешествие в Математическое Королевство»

Цели:

продолжать формировать у детей старшей группы представление о порядковом счете;

содействовать формированию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоциональноотзывчивый.

Задачи:

Образовательные:

закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре;

закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.

Развивающие:

развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес;

развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;

формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к математическим занятиям;

воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Образовательные области:

познание (ФЭМП);

коммуникация (речевая деятельность);

социализация (игровая деятельность).

Методические приемы:

вопросы;

упражнения;

игры;

задания.

Оснащение занятия:

магнитная доска, клей, цветная бумага, наглядные пособия (картинки с цветами, изображения геометрических фигур), фланелеграф, музыкальное сопровождение.

Зоны:

игровая, обучающая.

Предварительная работа.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Коммуникативная игра «Собрались все дети в круг»:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну «Математическое Королевство». Но там живет Злой волшебник, который заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.

Вы готовы помочь жителям королевства?

Хорошо,но чтобы попасть в эту страну, нужно получить пригласительные билеты, мне их передали жители волшебного королевства. Билетик получит тот, кто справится на с моими заданиями:

1. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (на угол).

2. На столе лежат 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (переложить крайнюю).

Отлично!

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5!

Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 –

Дружно мы в кругу стоим!

II. Основная часть.

Молодцы! (Звучит релаксационная музыка).

Все получили билетики? А теперь отправляемся в путь. Ребята, мы поможем жителям королевства?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ребята, идемте за мной. Посмотрите на экран! Это математическое королевство (на экран выводится изображение замка).

Ой, ребята, это я, злой волшебник Арифметикус, повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, вам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов). На какую геометрическую фигуру похож замок?

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

А здесь нас ждет очередное задание. Давайте сядем за столы.

1-ое задание:

Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10).

Вова, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил (выполняет у доски).

Вика, попробуй посчитать по-другому – обратный счёт от10 до 1 (выполняет у доски).

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

А какое число вы поставили между числами 7 и 9.

Какое число вы поставили между числами 1 и 3.

Какое число вы поставили между числами 4 и 6.

Даня, назови соседей числа 3, 5, 7, 9.

Егор, назови число, которое больше числа 3 на 1.

Диана, назови число, которое больше числа 5 на 1.

Сева, назови число, которое больше числа 7 на 1.

Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

2-ое задание:

Давайте теперь с вами решим задачи на логику:

1. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько) .

2. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи) .

3. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2) .

4. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра) .

5. Что станет больше, если поставить вверх ногами? (цифра 6) .

Молодцы, ребята.

3-е задание:

Ребята, а злой волшебник не сдается!

Это я, Арифметикус, решил напустить на вас вихрь из загадок и чтобы с ним справиться, нужно отгадать их.

«Задачи в стихах»

1. Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей? Шесть.

2. Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца? Пять.

3. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять? Семь.

4. Привела гусынямать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек? Три.

Воспитатель:

Поздравляю вас, ребята, вы отлично справились со злым волшебником и отгадали все его загадки. А для этого вам понадобилось много смекалки и сил. Настало время немного отдохнуть!

– Уважаемый Арифметикус, ты очень старался, придумывал сложные задания для наших детей. Не хочешь ли ты с нашими ребятами отдохнуть? Вставай с нами в круг!

Физкультминутка.

Мы считали, мы считали,

Что-то очень мы устали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
(Хлопки в ладоши под счет взрослого)
Ножками потопали раз, два, три. (Шаги ногами на месте)
Присели, встали; встали, присели,
И друг друга не задели
. (Приседания)
Мы немного отдохнем (повороты туловища)
И опять считать начнем. (Ходьба на месте).

4-ое задание:

Воспитатель:

Ребята, вы отдохнули? Готовы продолжить наше путешествие? Сядьте, пожалуйста, на ковер.

Арифметикус:

Вас ждет непростая играиспытание. Надо исправить ошибки, которые я нарочно коегде оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:

утром солнышко встает;

по утрам нужно делать зарядку;

нельзя умываться по утрам;

днем ярко светит луна;

утром дети идут в детский сад;

ночью люди обедают;

вечером вся семья собирается дома;

Читайте также:  Интегрированное занятие в старшей группе. геометрические фигуры

в неделе 5 дней;

за понедельником следует среда;

после субботы идет воскресение;

перед пятницей стоит четверг;

всего 5 времен года;

весна наступает после лета.

5-ое задание:

Воспитатель:

Молодцы ребята! У злого волшебника не получилось вас запутать.

Арифметикус:

– А еще я решил заколдовать цветочный сад в математическом королевстве. Вам нужно найти цветы с одинаковым количеством лепестков.

Арифметикус:

Ах какие вы сообразительные ребята!

Воспитатель:

Ребята, давайте выполним релаксационную (расслабляющую) гимнастику. Арифметикус, присоединяйся!

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

III. Заключительная часть

6-ое задание:

Воспитатель:

Ребята, давайте присядем за столы. Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магических квадратов. Если мы, ребята, разделим магические квадраты на равные части, то колдовские чары развеются: всё встанет на свои места, жители королевства будут свободными. У вас на столах разноцветные квадраты:

– сложите свой квадрат на 2 равные части.

Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края)

Как можно назвать каждую из частей? ( ½ )

– Ребята, давайте сложим наш квадрат еще раз.

– А теперь, скажите как называется каждая часть квадрата? (1/4)

Молодцы ребята, мы сняли с вами злые чары Злого волшебника!

А теперь давайте составим для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных квадратов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса. Но мне бы хотелось, чтобы вы запечатлели лицо нашего доброго волшебника, Арифметикуса, на каждом из ваших квадратов.

– Арифметикус, запечатли себя в новом образе.

Рефлексия.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника.

Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились новому?

Арифметикус:

Вы все отлично потрудились и получаете от меня сладкие призы.

Воспитатель:

Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-zaniatiia-po-femp-v-starshiei-ghruppie-dietskogho-sada-putieshiestviie-v-korolievstvo-matiematiki

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: НОД “Что такое масса”

                       Занятие по формированию элементарных математических                  представлений в подготовительной группе на тему «Что такое масса».

Образовательные задачи:

  • Развивать у детей умение задавать вопросы.
  •  Формировать представление об   измерении массы предметов с помощью весов.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательные интересы.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Формировать способность самостоятельно оценивать результат собственной деятельности.

Демонстрационный материал: Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – в другом – крупа, чашечные весы, пачка соли, спички.

Раздаточный материал:

                                                                Ход  НОД

 Педагог: сегодня я к вам пришла с нашим чудесным ларцом знаний, чтобы узнать что там, вы должны задать вопросы по схеме.

– Это живое или неживое

– Это придумал человек или природа?

– предмет маленький по величине?

– форма круглая или квадратная?

– прозрачный или темный?

– где используют этот предмет?

  • этот предмет помогает узнавать массу (вес) предмета
  • Что же находится в ларце? ( весы)

Презентация «Виды весов»

 А принесла я вам волшебный ларец познаний, потому что получила посылку и письмо от дяди Федора из Простоквашино: (письмо, посылка).

– Дорогие ребята, я ходил в магазин и купил один крупы, очень хочется каши на ужин интересно, и один пакет ваты для утепления окон, а то скоро холода скоро наступят. Пакеты абсолютно одинаковые. Вот интересно, как их  можно различить, не открывая?

Воспитатель: Одинаковые ли пакеты у дяди Федора?                                                                    Дети: Да, пакеты одинаковые.                                                                                                                        Воспитатель: По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть.

Возьмите пакеты: один в правую руку, другой – в левую. (Дать подержать всем детям). Что теперь можете сказать?                                                                                                Дети: Один пакет тяжелее другого.

                                                                                                                                                       Воспитатель: Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойства предметов, которое называется «масса». Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе?                      Дети: Весы.

                                                                                                                                                       Воспитатель: Ставим пакеты на чашечные весы. Какой пакет тяжелее?                                            Дети: С крупой, он находится на нижней чашке.

                                                                                        Воспитатель: Какой пакет легче?                                                                                                                   Дети: С ватой, он находится на верхней чашке весов.

                                                                               Воспитатель: Как уравнять вес пакетов?                                                                                                         Дети: Можно добавить ваты или убавить крупы.

                                                                                       Воспитатель: (Уравниваем пакеты двумя способами). Как вы узнали, что вес пакетов одинаковый?                                                                                                                                                         Дети: Чашка весов на одном уровне.

                                                                                                            Воспитатель: Давайте взвесим игрушки. Интересно, что тяжелее: один кубик или один мяч. А чтобы не забыть результаты взвешивания, давайте их записывать с помощью знаков (равно, больше, меньше).

                                                                                                                                              ( у детей – рабочие листы). Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить что им хочется.

                                                                                                                               Воспитатель: Из каких материалов игрушки легче? Из каких тяжелее? Что еще используют для определения точного веса предмета кроме весов? (гири).                                                                   Люди договорились между собой, что единицей веса будет килограмм. Хотите узнать, сколько это – килограмм? Возьмите и подержите в руке целую пачку соли                                                                                                                                                                                                                                              

Читайте также:  Классный час «любимая игрушка», 1 класс

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/09/24/nod-chto-takoe-massa

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в старшей группе «Легкий-тяжелый»

Цель: формировать представления дошкольников о понятиях «тяжелее – легче» на основе непосредственного сравнения предметов.

Образовательные задачи:

формировать представление о весе предметов и способах его измерения;

закреплять умение понимать соотношение рядом стоящих чисел.

Развивающие задачи:

развивать познавательные интересы, логическое мышление дошкольников;

способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

развивать у детей умение решать проблемные ситуации.

Воспитательные задачи:

воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу;

поощрять интерес к математическим заданиям.

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, экран, три одинаковых кастрюльки с разным количеством крупы, математические весы, весы детские с чашами.

Раздаточный материал: вата, камешки, три ведерка: пустое, с водой и с песком, пластмассовый и металлический шарики, бруски деревянные и пластмассовые, пакетики с крупой, опилками, землей и солью, детские пластиковые вешалки для одежды, тесьма, заготовки для изготовления весов (обрезанные донышки пластиковых бутылок, для безопасности оклеить скотчем острые края), резиновые и мягкие игрушки.

Ход занятия в старшей группе детского сада:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу занимательную историю про обезьянок и слона.

В далекой Африке жили обезьянки (Слайд № 1 обезьянки).

Однажды они захотели отправиться в кругосветное путешествие и построили воздушный шар (Слайд № 1 обезьянки и воздушный шар),

но сначала решили испытать его  (Слайд № 2 обезьянки в воздушном шаре).

Сели в корзину воздушного шара, обрубили веревку и полетели.

Полетали немного и приземлились на полянку (Слайд № 3 обезьянки в воздушном шаре).

На полянку к обезьянкам подошел слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок разрешить ему полетать на воздушном шаре (Слайд № 3 обезьянки в воздушном шаре, появляется слон).

Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзину воздушного шара, обрубил веревку, а шар не взлетает (Слайд № 4 слон не может взлететь в воздушном шаре).

Никак не могут понять обезьянки, в чем дело? (Слайд № 5 знак вопроса)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему шар не взлетает? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, обезьянки легче слона, а слон тяжелее двух обезьян, поэтому шар не мог взлететь. Как вы думаете, можно помочь друзьям? А как это сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Какой же воздушный шар должны построить друзья? (ответы детей).

Воспитатель: Пока друзья (слон и обезьянки) готовят свой летательный аппарат к полету, мы приготовим для них кашу.

(На столах стоят три одинаковые кастрюльки. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая – до половины, третья – на треть. Все кастрюли закрыты крышками).

Воспитатель: Ребята, на столах стоят по три одинаковых кастрюльки, но в них разное количество еды. Для слона, самая тяжелая кастрюлька, для большой обезьянки, кастрюлька полегче, чем у слона. А для маленькой обезьянки – самая легкая кастрюлька. Как мы можем определить в какой кастрюльке сколько каши, не открывая их? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы узнать для кого какая кастрюлька, нужно взять их в руки и определить по весу. Давайте попробуем? Подойдите к столам и определите, где, чья кастрюлька, но не забудьте, что крышки мы не открываем.

(работа в тройках – дети взвешивают кастрюльки руками, определяя, кому какая предназначена и ставят кастрюльки перед картинками животных).

Воспитатель: Теперь давайте проверим, правильно ли мы определили. (дети поднимают крышки с кастрюль.) Почему вы так думаете?

Конечно, ведь одна кастрюлька  полная, вторая кастрюлька заполнена наполовину, а третья кастрюлька практически пустая.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно определили для кого какая кастрюлька!

Дети, напомните мне, что же нужно сделать, чтобы слоненок тоже смог летать на воздушном шаре? (ответы детей) Конечно, надо сделать для него большую корзину, а самое главное, большой воздушный шар, ведь слон тяжелее обезьянок (Слайд №6 разные воздушные шары).

Ребята, посмотрите, какой из шаров подойдет для слона? (дети выбирают из предложенных шаров самый большой и корзину самую большую).

Посмотрим, правильно ли вы выбрали шар, сможет ли слон на нем полететь? (Слайды №7-8 слон взлетает).

Полетал слон и приземлился на полянку к друзьям,  все были очень рады! (Слайд №9 слон и обезьянки радуются). Вот мы с вами и помогли друзьям.

Воспитатель: Скажите, дети, а как еще мы можем определить какой предмет легче, а какой тяжелее? (ответы детей).

Сейчас я вам покажу ещё один способ. Подойдите к столам и возьмите в руки комочек ваты и камешек. Что легче? Что тяжелее? Сейчас мы проверим. Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? А теперь подуйте на камешек. Легко ли с ним справиться? Почему? (ответы детей). Значит, камень тяжелее ваты, а вата легче камня.

Физминутка «Камень и пушинка».

Под аудиозапись дети по словесному сигналу воспитателя «пушинка», бегают врассыпную на носочках по залу, а по словесному сигналу воспитателя «камень» – присаживаются на корточки.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, как сравнивать предметы по тяжести. На столах стоят разные предметы, определите, какие из них тяжелые, а какие легкие и выставите их в порядке возрастания (дети работают в тройках).

1) Сравнение по тяжести одинаковых ведёрок: с ракушками и с водой, с водой и с песком, с ватой и с орешками (дети поднимают их, сравнивают).

2)     Сравнить по тяжести шарики: пластмассовый, деревянный и стеклянный; конусы: деревянный и пластмассовый; кубики: один пустой, а другой с водой.

3)     Сравнение по тяжести пакетиков: с солью и крупой, с опилками и песком.

Воспитатель: Ребята, с помощью чего можно узнать точный вес предметов? А где вы встречали весы? Посмотрите вот у меня весы, сейчас мы взвесим пакетик с опилками и ватными шариками. Как вы думаете, что легче? А что тяжелее?

А ещё бывают математические весы. На них можно взвесить цифры (сравнение с помощью математических весов).

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, можно ли сделать весы самим? Самые простые весы можно сделать самим, я вас научу. Показ и изготовление весов из вешалок и заранее сделанных заготовок («корзиночки» из донышек бутылок,  тесьма).

Воспитатель: Весы готовы! Сейчас мы можем взвесить наши игрушки (воспитатель предлагает выбрать детям игрушки, которые они будут взвешивать).

Воспитатель: Вот мы с вами, как настоящие исследователи, разобрались, что предметы бывают легкие и тяжелые, научились определять, что легче, а что тяжелее, и даже сами сделали весы.

Итог. Рефлексия.

А теперь давайте вспомним, что мы сегодня исследовали?

Почему слон не смог взлететь на воздушном шаре?

С помощью чего можно взвесить предметы?

Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

Источник: https://chudor.ru/vospitatelyu/zanyatiya-vospitatelya/8-26052016

Педпроспект | Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «По следам Колобка»

Автор: Мироненко Назила Захид Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: Крыловский район, станица Октябрьская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «По следам Колобка»
Дата публикации: 06.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 Крыловский район станица Октябрьская

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

«По следам Колобка»

Воспитатель: Мироненко Н.З.

2018год

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «По следам Колобка»

Задачи: Закреплять умение считать прямом и обратном направлении в

пределах 10; Упражнять в умение ориентироваться в пространстве; учить

различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник).

Соотносить цифры с количеством предметов в пределах 6; Развивать

логическое мышление, память, воображение; формировать умение решать

логические задачи; Сформировать представление детей о том, как образуется

число 8. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в

трудную минуту, чувство сопереживания. Закреплять знания детей о сказках.

Материал: счётный материал (морковки, счётные палочки), альбомные

листы с изображением следов зайца, цифры от 1 до 10, фигурки зверей и

сороки, фигурка Колобка.

Раздаточный материал:

Карточки с цифрами, листы бумаги с геометрическими

фигурами.

Ход занятия:

Организация детей.

«Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на занятие сегодня пришли гости,

давайте с ними поздороваемся!

Воспитатель: Дети, смотрите, ко мне прилетела и села на стол какая – то

птица. Вы знаете, что это за птица?

Ответ детей: Сорока.

Воспитатель: Правильно. Говорят, что она везде летаем, всё знает, на своём

длинном хвосте приносит новости. Вот и сегодня она нам принесла какое-то

послание.

Воспитатель: Давайте прочитаем.

От бабушки ушёл,

От дедушки ушёл.

Попал в беду. Спасите.

Подписи нет. Видно, кто-то очень спешил. Вы не знаете, от кого принесла

сорока эту записку?

Ответ детей: от Колобка.

Воспитатель: Дети, вы хотите помочь нашему другу?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Но путешествие может быть опасным. Не боитесь?

Ответ детей: нет

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.

2.Подготовка к восприятию новых знаний, актуализация чувственного

опыта и опорных знаний детей.

(на полу листы с изображением следов зайца)

Зверь какой-то на бегу

След оставил на снегу.

Ты сказать теперь мне можешь,

Сколько здесь ступало ножек?

(4)

Вот следы ведут ещё,

Сколько их теперь всего? (8)

Дети, какой зверёк оставил эти следы? (заяц) А вот и его домик. Скорее к

нему.

3.Сообщение нового материала, первичное закрепление.

Воспитатель: Здравствуй, заяц. Скажи, пожалуйста, не проходил ли здесь

наш друг, Колобок? (заяц «шепчет» на ухо).

Воспитатель: Ребята, мне зайчик говорит, что был здесь Колобок. Зайчик

поможет нам, но и мы давайте поможем ему.

Воспитатель: Целую корзину морковки принёс зайчик домой. У Зайчика

большая семья – 8 зайчат. Хватит ли его детишкам морковок? Поможем ему

сосчитать, сколько морковок (считают до 7). Ой, смотрите, ещё одна на дне

лежит. Сколько стало теперь? Сколько было, сколько добавили, сколько

стало?.

Воспитатель: Дети, зайчик благодарит нас и говорит, что Колобок

отправился к Волку. Вперёд.

4. Первичное закрепление знаний, самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Здравствуйте, Волк! Не встречали ли вы нашего друга,

Колобка? (волк «шепчет» на ухо). Да, был здесь наш друг. Поможет нам

серый Волк. Давайте и мы поможем ему.

Воспитатель: Собрался Волк починить своё жилище к зиме, натаскал

палочек. Давайте поможем ему их разложить. Выберите каждый по 8

палочек, положите перед собой. Остались ещё палочки. Подумайте, что надо

сделать, чтобы у всех стало по 10 палочек. Сколько было, сколько взяли ещё,

сколько стало?

Воспитатель: Давайте построим дом для Волка из палочек. (дети

конструируют домики для Волка). Ребята, волку очень понравились ваши

домики, он говорит, что каждый день будет менять своё жилище, переходя из

одного дома в другой. А сейчас предлагает вам отдохнуть.

Физкультминутка.

Ветер ёлочки качает,

Вправо, влево наклоняет.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам пора в путь, Колобок отправился к

Медведю.

5.Повторение, обобщение, систематизация знаний.

Воспитатель: Здравствуйте, Михаил Потапович. Не встречали ли вы нашего

друга Колобка? («шепчет» на ухо). Был здесь Колобок, он очень сильно

нашалил и всю цифровую цепочку перепутал и теперь он не может её

восстановить. Поможем ребята. Дети расставляют цифры по порядку от 1 до

10. Начинают считать от 1 до 10 и в обратном порядке.

Медведь благодарит детей и отправляет их к Лисе.

Ах ты, рыжая плутовка,

Прячешь Колобка ты ловко,

Всё равно его найдём,

От беды его спасём.

6.Закрепление знаний, самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Дети, Лисичка ждёт гостей, и приготовила для нас

Игру: «Молчанка».

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне

будете показывать карточкой с цифрой. Главное правило – говорить в игре

нельзя, можно только показывать карточку. Разложите цифры слева направо

от 1 до 6. Будьте, внимательны!

Воспитатель: Четыре гусенка и один утёнок.

В озере плавают, громко кричат.

Читайте также:  Визитная карточка на квн в школе

А ну, посчитай скорей,

Сколько всего в воде малышат? __________ 5

Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Один ушёл, в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца? ______________ 5

Пять цветочков у Наташи

И еще один дал Саша.

Кто сможет посчитать,

Сколько будет один и пять? ______________

6

Два хорошеньких утёнка,

Повстречали три цыплёнка.

Ты сумей всех сосчитать.

Малышей теперь уж пять_______________5

Раз котёнок,

Два утёнок,

Три зелёный лягушонок.

Сосчитай-ка поскорей,

сколько встретилось друзей?____________3

– Сколько пальцев на правой руке? _______ 5

– Сколько глаз у светофора? ______________ 3

– Сколько носов у двух собак? ____________ 2

– Сколько ушей у двух мышей? ___________ 4

– Сколько хвостов у двух котов? __________ 2

Воспитатель: Уберите на тарелочки цифру 6, 3, 1, 4, 2, 5.

Воспитатель: Лиса мне сказала, что спрятала Колобка в одной из этих

коробок. Давайте будем открывать их.

Воспитатель: Лиса мне сказала, что спрятала Колобка в одной из этих

коробок. Давайте будем открывать их. Для этого отгадаем загадки,

написанные на них.

Два ежа несли грибы

Прибежал ещё один

Друг четвероногий.

На ежей ты посмотри.

Сколько будет? Ровно…(3)

2.Я рисую Кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окно, чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.(4)

3.Вот грибочки на лужочке

В красных шапочках стоят.

Два грибочка, три грибочка,

Сколько вместе будет?(5)

(дети находят Колобка в одной из коробок)

Здравствуй, милый Колобок,

Колобок – румяный бок.

Долго мы тебя искали,

И немножечко устали.

Мы немножко отдохнём,

А потом играть начнём.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю напоследок поиграть с нашим

Колобком. Хотите?

Дети: Да.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз:

Игра: «Геометрические фигуры»

Воспитатель: Вот фигуры-непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Дружно глянем все налево.

Что там? Это же ______________________ квадрат

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат. ___________ дети шагают на месте

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это – ______________________ круг

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся. __________ дети кружатся на месте

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется – __________________________ овал

Прыгай, руки поднимай,

До овала доставай! __________ дети прыгают с поднятыми вверх руками

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем. ________ дети приседают

Хорошо фигуры знаем! ___________ дети разводят руки в стороны.

6. Подведение итогов.

Воспитатель: Дети, вы рады, что нашли колобка? Молодцы! Давайте

расскажем нашему другу, кого мы встретили на пути, кому помогли.

(дети передавая друг другу игрушку, рассказывают о своём путешествии).

Воспитатель: Что, вам понравилось на занятии?

Источник: http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ?id=2000

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие в математический магазин»

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАГАЗИН».

Образовательные задачи:

– Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7.

– Закрепить знания детей о предыдущих и последующих числах.

– Совершенствовать знания геометрических фигур, и форм поцвету и размеру.

– Закрепить умение определять величину предметов по длине, ширине, высоте.

– Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «сколько», «который», «какой по счету».

– Совершенствовать умение решать задачи, выкладывать решение.

– Закрепить умение сравнивать числа, используя знаки больше, меньше, равно.

– Закрепить умение делить предмет на четыре части.

– Закрепить ориентировку на листе бумаги.

– Закрепить знания дней недели, времён года, частей суток.

Развивающие задачи:

– Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность,

мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

– Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

– Воспитывать интерес к занятиям математикой.

– Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу

и выполнять её самостоятельно, умение действовать сообща, доводить

начатое дело до конца.

– Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Демонстрационный материал: письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами. Паровоз, вагончики с цифрами. Набор матрешек разной высоты, игрушки из сказки, ленты разной ширины и длины. Обручи, блоки Дьенеша. Предметные картинки, мяч, цифры, знаки: больше, меньше, равно. Ленты разной ширины и длины.

Раздаточный материал: На каждого ребенка: счетные палочки, геометрические фигуры, листы бумаги, ножницы, бумажные круги, маркер, медали.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой. Ребята посмотрите, нам пришло письмо. Интересно от кого это письмо?

Сейчас я его открою и прочту.

« Здравствуйте друзья, в моей стране, в математическом магазине во всех отделах произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду. Математические знаки забыли, зачем они нужны. Геометрические фигуры не помнят свои имена. Дни недели не знают свои названия. А математика это точная наука, и я не знаю, что мне теперь делать? Королева Математической страны».

Воспитатель: Ребята, что же делать?

Дети: Нужно помочь королеве Математической страны.

Воспитатель: Вы готовы помочь Королеве Математике? Чтобы помочь, надо выполнить трудные задания, справитесь? (Да)

Воспитатель: Как же мы попадём в Математический магазин.

(Дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Я предлагаю, отправиться путешествовать в математическую страну на поезде.

Дидактическая игра «Поезд».

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот беда, все вагоны, и числа в числовом ряду перепутались. А поезд тронется только тогда, когда вы составите правильно числовой ряд. Ты будешь паровоз, а вы вагончики. Встаньте по порядку – нумерация вагонов начинается с поезда.

(Педагог раздает детям вагончики с цифрами, дети встают друг за другом по порядку).

Воспитатель: Отлично, теперь чтобы завести паровоз, надо назвать числа соседних вагонов.

Игра «Назови соседей числа».

Воспитатель: Вот теперь поезд тронулся. (Дети имитируют поездку в поезде).

Воспитатель: Итак, мы приехали в Математическую страну, и попали в математический магазин.

Первый отдел, который мы посетим, Отдел «Игрушки».

(На столе расставлены матрёшки).

Воспитатель: Какая матрёшка по счёту самая высокая? Какая самая низкая? Сколько всего игрушек – матрёшек? (Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё игрушки, из какой сказки? (Колобок)

Воспитатель: Сколько здесь героев сказки?

Воспитатель: Ребята, какая игрушка стоит справа от колобка? Слева от колобка? Кто стоит между зайцем и волком? Перед колобком? Кто стоит сзади колобка?

(Дети отвечают)

А теперь отгадайте загадки – задачки от игрушек.

Задачи:

1. По дороге на полянку

Четыре морковки зайка съел,

На пенек потом он сел

И еще морковку съел

Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)

– Составь решение этой задачи (4+1=5)

2.Шесть пушистых кошечек. Улеглись в лукошечке.Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало? (семь кошечек)

– Составь решение задачи и прочитай. (6+1=7)

3.Четыре щенка в футбол играли

Одного домой позвали

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (три щенка)

– Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)

Логические задачи:

– Сколько ушей у трёх мышей?(6)

– У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (одна, внучка Маша)

– На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?

(Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Воспитатель: А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Встали все мои друзья.

Круг широкий вижу я,

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Хлопнем, прыгнем, подмигнем,

Все друг другу улыбнемся,

И опять играть начнем.

(дети вместе с воспитателем повторяют слова и выполняют движения)

Воспитатель: Идем дальше «Кондитерский отдел».

Ребята посмотрите это конфеты. На что похожи конфеты?

Дети: На геометрические фигуры. Какие? (Дети перечисляют фигуры).

Воспитатель: Сколько всего геометрических фигур? (5)

Воспитатель: Нам нужно разложить конфеты в коробку, возьмите лист бумаги и слушайте внимательно задание.

Положите в верхний левый угол – квадрат;В верхний правый угол – прямоугольник. В нижний левый угол – круг;В нижний правый угол – треугольник;

В середину – овал.

Молодцы, все правильно выполнили задание.

А теперь давайте разберёмся с печеньем.

Игра с блоками Дьенеша.

Воспитатель: У нас есть печенье, разное по форме и цвету.

И два круга, красный и зелёный.

В красный круг положите печенье красного цвета.

А в зелёный круг положите только круглое печенье.

(Дети раскладывают печенье)

Воспитатель: Что вы положили в красный круг?

Дети: Красное печенье.

Воспитатель: А в зелёный круг?

Дети: Круглое печенье.

Воспитатель: А почему вы положили это печенье в середину кругов.

Дети: Потому, что они красного цвета и круглые по форме.

Воспитатель: Молодцы! А теперь поднимаемся на второй этаж – высоко поднимаем колени. (Дети имитируют подъем).

Это отдел «Ленты – ткани».

На столе разложены ленты, разной ширины, длины.

Воспитатель: Ребята, покажите самую широкую ленту. Самую узкую. Самую длинную. Самую короткую. (Дети показывают).

Воспитатель: Нам надо выложить ленточки от самой короткой до самой длинной в настоящем порядке.

Отправляемся в «Отдел молочных продуктов».

(на полосках у детей четыре мышонка и сыр)

Воспитатель: Давайте присядем на стульчики. Посмотрите ребята, какие грустные мышата. Как вы думаете, почему грустные мышата?

Дети: Не могут поделить сыр.

Воспитатель: А давайте поможем мышатам разделить сыр. На какую геометрическую фигуру похож сыр?

Дети: На круг.

Воспитатель: У вас есть круг это сыр, надо разделить его так, чтобы каждому мышонку достался равный кусочек сыра.

На сколько частей нужно разделить сыр?

Дети: На четыре части.

Воспитатель: Значить каждому мышонку достаётся что?

Дети: Четверть сыра.

Воспитатель: Расскажите, как вы будете делить сыр?

Дети: Нужно сложить круг пополам, потом половинку круга сложить ещё пополам и разрезать по линиям сгиба на четыре части.

(Дети делят сыр и раздают его мышатам).

Воспитатель:  Молодцы, а сейчас давайте поиграем с мячом.

Игра: «Мяч скорее ты лови – ответ быстрее назови».

– Перечисли все зимние месяцы?

– Всего 5 времен года, да?

– Сейчас утро или вечер?

– За понедельником следует среда, да?

– Сегодня четверг, а завтра?

– Днем ярко светит луна, да?

– Ночью люди обедают, да?

– Весна наступает после лета, да?

Воспитатель: Молодцы! Следующий отдел «Овощи и фрукты».

(На двух полочках – картинки овощи – фрукты).

Воспитатель: Что вы видите на полочках?

Воспитатель: Сколько предметов на верхней полке?

Воспитатель: Сколько предметов на нижней полке?

Математические знаки просят помочь им.

Скажите, как они называются? Для чего они нужны?

Дети: Это знаки – больше, меньше, равно. Нужны, чтобы сравнивать числа.

Воспитатель: Отлично! Математические знаки вспомнили своё предназначение.<\p>

Давайте поможем математическим знаками и цифрам встать правильно.

(Дети расставляют цифры и знаки).

Воспитатель:  Молодцы, а сейчас снова в путь. Идем в следующий отдел.

Это «Отдел строительных материалов». «Игра со счетными палочками».

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

3. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

4. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

Воспитатель: Молодцы. А теперь постройте домик из счётных палочек.

Воспитатель: Переложите одну палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону.

Итог занятия:

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по Математическому магазину. Как вы думаете, мы помогли королеве Математике, всё распутали, выполнили все задания?

Дети: Да.

Воспитатель: Расскажите, как мы помогали королеве? Какие задания мы выполняли? Что понравилось больше всего?

Дети:……………………………………………………………………………

Королева Математики говорит вам огромное спасибо! А в благодарность от неё я хочу вам вручить звёздочки. (Активному, внимательному, любознательному)

Ну, а теперь вернемся в наш детский сад. Ребята, у нас два пути обратно – прямая дорожка и волнистая. По какой дорожке мы вернемся домой быстрее?

Дети: По прямой.

Воспитатель: Вот и отправляемся, всем большое спасибо.

Источник: https://urokimatematiki.ru/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-elementarnih-matematicheskih-predstavleniy-v-starshey-gruppe-puteshestvie-v-matematicheskiy-magazin-5069.html

Ссылка на основную публикацию